Конспект занятия по развитию фонетической стороны речи и обучению грамоте "Звук и буква Ч"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Рыченко Виктория Николаевна

занятие по развитию фонетической стороны речи и обучению грамоте

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию фонетической стороны речи и обучению грамоте в подготовительной логопедической группе

 тема: «Звук и буква Ч»

Цели:

Образовательные:

1. Закрепить навыки различения и произношения звука [Ч] в слогах, словах, фразах. Уточнить артикуляцию, дать характеристику.

2. Упражнять детей в умении выделять звук [Ч] на фоне слова и из слова, отбирать картинки, придумывать слова с заданным звуком.

3. Закреплять умение определять позицию звука в слове.

4. Продолжать формировать звукослоговой анализ и синтез слов.

5. Упражнять в составлении предложений по опорным словам.

6. Познакомить детей с графическим образом буквы Ч. Продолжать учить преобразованию слов; читать слова и предложения.

Коррекционные:

1. Развивать фонематический слух.

2. Развивать умение концентрировать внимание.

Воспитательные:

1. Воспитывать умение слушать речь взрослого и друг друга.

2. Воспитывать умение работать в течение всего занятия.

  1. Организационный момент
    Я произнесу цепочку слов, а вы назовите лишнее.
    Сахар, конфеты,
     чайник,  печенье.
    Пчёлы, ромашка, василек, тюльпан.
    Печка, тарелка, ваза, поднос.
    Шляпа, панама,
     перчатки, фуражка.
  2. Акустико-артикуляционный образ звука.

 Сегодня к нам на занятие прилетела Бабочка. Она посмотрит и послушает как мы умеем правильно произносить звук (Ч). Произносим звук (Ч). Проверьте правильно ли у вас работают губы, язык.
Губы – «хоботочком»
Зубы – сближены
Язык – вверху за верхними зубами, при выдыхании кончик языка резко отскакивает от нёба
Ощутим, голосовые связки работают или нет? (Не работают, разомкнуты)
Воздушная струя – теплая, воздух выходит толчком. Звук (Ч) надо всегда произносить коротко. Представьте, что нашу бабочку зовет кузнечик и мягко стрекочет: Ч-Ч-Ч-Ч.
Звук Ч – согласный (есть преграда), глухой (голосовые связки не работают), мягкий всегда.

  1. Развитие фонематического слуха.

Выбрать из предложенных картинок те, в названии которых есть звук (Ч). Придумать слова на заданный звук.

В траве прячется много кузнечиков. Давайте их найдем. Как стрекочут кузнечики? (дети изображают). Когда услышите звук Ч хлопайте в ладоши, а я буду доставать кузнечиков, затем их подсчитаем.  Ч, Л, Р, Ч, Ш, Ч, Г, Ш, Ч, С, Ч,

Сколько кузнечиков нашли? (пять)

  1. Соотношение звука с буквой.

- Ребята, чем отличается звук от буквы (ответы детей)

- Посмотрите, вот буква Ч. На что она похожа?

Ч - вы правильно решили, пишут так же, как «4».

Только с цифрами, друзья, путать буквы нам нельзя.

- Из каких элементов она состоит (Из двух вертикальных палочек и одной горизонтальной). Встаньте и напишите эту букву в воздухе, а теперь правой рукой на левой ладошке и наоборот, и ещё на спинках друг у друга. А сейчас сделайте окошко из ладошек и прорисуем букву Ч в воздухе от потолка до пола, смотрим глазками в окошечко. Печатание буквы в тетради.

5. Физминутка «Гусеница»

Этот странный дом без окон

У людей зовется кокон

Дети      стоят прямо, руки вдоль туловища.

Свив на ветке этот дом,

дремлет гусеница в нем

Подкладывают ладони под правую щеку.

Спит без просыпа всю зиму

Подкладывают ладони под левую щеку.

Но зима промчалась мимо.

Потягиваются.

Март, апрель, капель, весна…

Медленно приседают.

Просыпайся, соня-сонюшка!

Потягиваются.

Под весенним, ярким солнышком.

Встают, потягиваются стоя.

Гусенице не до сна.

Стала бабочкой она!

Бегут по кругу, машут ручками, как крыльями

  1. Выделение звука на фоне слога

 Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать.
А за ней цыплятки – малые ребятки
 

Цып-цып-цып! Сюда! Сюда! Я вам буковку нашла!
Прибежал весёлый  А, прочитали дети… ЧА
Прибежал задорный О, прочитали дети… ЧО
Прибежал упрямый  У, прочитали дети… ЧУ
Прибежал   милёнок И, прочитали дети… ЧИ  
Прибежал красавчик  Е, прочитали дети… ЧЕ
Прибежал  серьёзный  Ё, прочитали дети… ЧЁ

  1. Автоматизация звука в словах, предложениях.

- Звуковой анализ и синтез слогов. Графическая запись.

- Определение количества слогов в слове БАБОЧКА. Печатание слова. Составление схемы слова.

- Составление предложения со словом бабочка. Запись графической схемы предложения.

  1. Упражнение на развитие лексико-грамматической стороны речи.

Ребята! Бабочке понравилось, как вы занимались, и она решила показать вам, что она умеет делать. А вы должны назвать ее действие.   Бабочка взлетела со стола, подлетела к вазе, облетела вазу, перелетела с вазы на кубик, слетела с кубика.

Бабочка улетела, а я вам предлагаю закончить предложения, которые я начну говорить:

Бабочка с вазы …(слетела)

Бабочка к доске… подлетела.

Бабочка вокруг цветка… облетела.

Бабочка в комнату…  залетела.

  1. Итог занятия.

Пришло время прощаться. Как можно попрощаться, чтобы в слове был звук Ч. (Чао).

- Наше занятие заканчивается. Понравилось ли оно вам? Мы очень много играли со звуком [ч]. Какой всегда звук Ч. (Всегда мягкий Ч). Какие игры вам больше всего понравились? Что вы расскажете своим родителям или друзьям, если вас спросят о том, чем вы занимались сегодня на логопедическом занятии?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи для детей старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР "Звук Т"

Представленный конспект занятия проводится в старшей логопедической группе с использованием мультимедийного проектора....

Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи Тема: Знакомство со звуками [р], [рь]

Цель: закрепить навыки различения и четкого произношения звуков [р], [рь] в слогах, словах.Задачи:закрепить умение делить слово на слоги, определять место звука в слове;закрепить навык образования сло...

Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи с использованием социоигровых приемов Тема: «Поспешим на помощь…» Группа компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи (дети 6-7лет)

Задачи:ü  учить давать характеристику звукам [С], [Ш] в сравнительном плане;ü  закрепить умение делить слова на слоги, определять место звука в слове, дифференцировать звуки [С],[Ш];ü  ...

Конспект занятия по развитию фонетической стороны речи "Логопедический урок-сказка "Путешествие Ёжика." "

Предоставленный материал может служить основой для проведения открытого занятия в группах для детей с ОНР. Занятие в виде сказки повышает эффективность усвоения материала, и конечно интересно и родите...

Занятия по развитию фонетической стороны речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР

Данный материал представляет собой серию конспектов фронтальных занятий в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР. В основу легли работы В.В. Коноваленко и С.В.Коноваленко. Заняти...

Занятия по развитию фонетической стороны речи в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР

Данный материал представляет собой серию конспектов фронтальных занятий в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР. В основу легли работы В.В. Коноваленко и С.В. Коновален...