Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи и элементам обучению грамоте в старшей группе: «Звук [ш]. Буква Ш»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Мищенко Анна Николаевна

Вид занятия: фронтальное.

Типа занятия: закрепление знаний.

Приоритетная образовательная область: «Речевое развитие» — логопедическая коррекция.

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».

Общая продолжительность: 20 – 25 минут.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_sh._bukva_sh_otkrytoe_zanyatie.docx30.96 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи и элементам обучению грамоте в старшей группе

Тема: «Звук [ш]. Буква Ш»

Вид занятия: фронтальное.

Типа занятия: закрепление знаний.

Приоритетная образовательная область: «Речевое развитие» — логопедическая коррекция.

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».

Общая продолжительность: 20 – 25 минут.

Цель: формирование у детей необходимой готовности к обучению грамоте.

Задачи:

  1. Коррекционно-образовательная:
  • учить правильному произношению звука [ш] в слогах, словах;
  • закрепить  графическое обозначение изучаемого звука — буквой «Ш».
  1. Коррекционно-развивающие:
  • развивать артикуляционный праксис;
  • корригировать и развивать длительный ротовой выдох;
  • корригировать и развивать умение давать артикуляционную и акустическую характеристику звуков по схемам при описании звука [ш];
  • корригировать и развивать сенсорные модальности (моторная, тактильная, зрительная, слуховая);
  • развивать оптико-пространственные представления;
  • корригировать и развивать навыки слогового и звуко-буквенного анализа.
  1. Коррекционно-воспитательные:
  • воспитывать умение выполнять задания по инструкции;
  • создавать условия для речевой активности;
  • приобщать детей к процессу саморегуляции и самоконтроля;
  • воспитывать у детей привычку аккуратно обращаться с раздаточным материалом.

Оборудование: модульные массажные коврики, деревянный набор «Артикуляция гласных звуков», цветные пластмассовые шляпки, магнитная доска.

Раздаточный материал: предметные картинки (шапка, шкаф, шмель, шары, шпильки, шина), корректурная проба «Найди пять букв», маркеры-штампы, индивидуальные наборы «Умные кубики», касса букв, вертушки.

Демонстрационный материал: персонаж «Звуковичок», опорные схемы артикуляционного и акустического анализа звука (модели), тренажёр «Язык логопедический», опорная схема «Звуки – буквы», графический образ буквы.

Предварительная работа:

  • разучивание комплекса артикуляционной гимнастики, подбор речевого материала и изготовление карточек, игровые упражнения по автоматизации звуков.
  • Формы реализации детских видов деятельности: создание игровых ситуаций и реализация в них двигательной активности.

Ожидаемые результаты: дети распознают звук из ряда слов, правильно воспроизводят слоговые ряды, владеют навыками звукового анализа и синтеза, составляют слово из букв.

Методы и приёмы обучения:

  • эвристический: вопросы, беседа, проблемная ситуация;
  • информационно-рецептивный: наглядные средства;
  • репродуктивный: практические действия, формы контроля (самоконтроль).

Организационная структура и содержание логопедического занятия

Этапы

занятия

Виды работы

на этапе

Деятельность педагога

Деятельность детей

(примерные ответы и их действия)

Какие задачи решались в ходе занятия

1.

Организационный момент

Преодоление препятствия: пароль на вход

Логопед встречает детей перед полосой препятствия.

Ребята, мне кажется, что сегодня четвёртый день недели? Если вы со мной согласны, похлопайте в ладоши, если нет, топайте.

Как он называется?

Предыдущие три дня мы получали с вами  знания  о новом звуке, сегодня самое лучшее время закрепить? Все согласны?

Ваш пароль на вход – это преодоление препятствия.

Создать условия для положительного настроя на обучение, пробудить интерес

к познанию нового.

2.

Основной этап

Артикуляционная

гимнастика

+

дыхательная гимнастика

Нам никак не обойтись без артикуляционной гимнастики, верно, ребята?!

Дети выполняют основной комплекс упражнений.

Создать условия

для развития артикуляционного праксиса

2.1

Мотивационно-ориентировочный этап

Знакомство

с темой

Логопед гремит мешочком.

Мой мешочек полон слов.

Перечисляю…

Какой звук в этих словах мы слышим чаще всего?

В этих словах мы слышим звук [ш].

Создать условия

для актуализации знаний

2.2

Закрепление изученного материала

Характеристика

звука

Логопед на доске крепит опорные схемы характеристики звука.

Предлагает припомнить артикуляцию.

Артикуляционная:

При произнесении звука [ш] что делают губы, зубы, язык?

Какая воздушная струя?

Акустическая:

На пути воздуха встречается преграда, какую преграду он встречает?

Значит, он какой? Согласный?

Почему согласный?

Приложите тыльную сторону ладони к

горлышку. Звенит наш колокольчик?

Нет? Глухо, как в наушниках? Значит, он какой?

Как мы его произносим, сердито или ласково? Проверим. Значит, он какой?

Твердые звуки, каким цветом обозначаем?

Итак, у нас получилось…

Звук [ш] — согласный, глухой, твёрдый, обозначается синим цветом.

Как здорово вы знаете характеристику звуков! Молодцы.

Слушают внимательно, помогая руками ловить звуки.

Создать условия для закрепления знаний детей об акустико-артикуляционной характеристике звуков

2.3

Закрепление изученного материала

Моторная программа

Слоговые дорожки

ША – ШО – ШУ – ШЕ – ШИ

Движения выполняют сопряжённо-отражённо

Создать условия для реализации моторной программы

2.4

Закрепление изученного материала

Корректурная проба

«Найди пять букв

в многоэтажном доме»

На письме звук [ш] обозначается буквой «Ш» Мы можем её видеть, писать, выкладывать, чертить, рисовать, лепить.

С буквой мы уже знакомы, напомните мне, из скольких элементов состоит буква?

Сколько вертикальных палочек? Сколько горизонтальных?

Дети выполняют задание согласно инструкции.

Создать условия для закрепления графического образа буквы.

2.5

Закрепление изученного материала

Звуко-буквенный анализ слова

 «каша»

В доме у букв побывали, а что там ели?

Угадайте!

Приготовьте свои ладошки, я кидаю звуки, Ловите!

Логопед «бросает» звуки: к-а-ш-а.

Что получилось?

Киньте мне звуки обратно.

Сколько всего звуков?

Пододвиньте к себе контейнеры.

Назовите первый звук.

Какой следующий по счёту звук? Назовите его, дайте ему характеристику.

И так далее по словесному образцу.

Сколько согласных звуков? Назовите по порядку.

Сколько гласных звуков? Назовите по порядку.

Значит, сколько слогов? Почему?

У нас получилась каша? Это каша? 

На какой слог падает ударение?

На какой гласный?

Создать условия для закрепления навыка звуко-буквенного анализа и синтеза

3.

Итог занятия

Подведение итогов

Рефлексия

Преодоление препятствия: пароль на выход

Наше занятие подходит к концу.

Ответьте мне на вопрос. Для чего нужны были все задания?

Какое задание показалось сложным, а какое лёгким?

Переключить на другой вид деятельности.

Я знаю, что вы очень любите героев из мультфильма «Малышарики» Поэтому приготовила для вас раскраски, обязательно поделитесь с ребятами из второй подгруппы.

Ну а самых умных, внимательных ждёт печать от волшебника «Красного-прекрасного».

Жду от вас пароль на выход: преодолейте полосу препятствия.

Создание условий для мотивации успеха

Оценка деятельности детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи для детей старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР "Звук Т"

Представленный конспект занятия проводится в старшей логопедической группе с использованием мультимедийного проектора....

Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи в старшей группе для детей с ОНР. Тема: «ЗВУК О »

Конспект занятия по подготвки к обучению граммоте детей старшего возраста с ОНР ....

Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи в старшей группе для детей с ОНР. Тема: «ЗВУК «Р’. Дифференциация звуков Р – Р’».

Подгрупповое логопедическое занятие разработанно с использование методических пособий Т.Б. Филичевой и О.С. Гомзяк....

Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи в старшей группе для детей с ОНР. Тема: «ЗВУК «С - Ш».

Подрупповое логопедическое занятие, разработанное с использованием материалов Т.Б Филичевой и О.С. Гамзяк....

Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи в старшей группе комбинированной направленности для детей с ОНР по теме "Звук П".

В настоящее время в группах компенсирующей и комбинированной направленности для детей с ТНР растет число воспитанников с нарушениями сочетанного характера. Очень часто в картине дефекта сопутствующими...

Конспект по формированию фонетической стороны речи и элементам обучению грамоте в старшей группе. Тема: Звук [в]. Буква В.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию фонетической стороны речи и элементам обучению грамоте в старшей группе.   Тема: Звук [в]. Буква В....