Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи для детей старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР "Звук Т"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Представленный конспект занятия проводится в старшей логопедической группе с использованием мультимедийного проектора.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zvuk_t.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Звук [Т]

Коррекционно – образовательные задачи:

1. Учить детей четко произносить звук [Т], давать правильную характеристику звуку.

2. Учить выделять на слух звук [Т] из ряда согласных, из обратных слогов, из слов (согласный в конце слова)

3. Продолжать учить делать звуковой анализ обратных слогов ОТ, АТ.

4. Закреплять умение детей образовывать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов, упражнять в образовании множественного числа существительных.

Коррекционно – развивающие задачи:

Развивать слуховое внимание, память, фонематический слух

Коррекционно – воспитательные задачи:

Воспитывать доброжелательность, умение давать справедливую оценку деятельности своих товарищей.

Оборудование: предметные картинки.

Ход

Этапы НОД

Деятельность учителя-логопеда

Деятельность детей

1

Психологический

настрой

Приветствие детей, установление зрительного контакта.

Дети здороваются, знакомятся с обстановкой

2

Организационный

Включаю музыку.

- Дети, что вы слышите?

- Нравится она вам?

-А какая это музыка? Ее можно назвать космической.

-А хотите отправиться в космическое путешествие?

- А для чего люди отправляются в путешествия?

-А на чем можно отправиться в такое путешествие?


Ответы детей.

Диалог.





- Чтобы узнать что-то новое

- на самолет, корабле, лодке и т. д.

3

Мотивационно-побудительный

-На чем мы отправимся вы узнаете, когда отгадаете мою загадку:

Ни пера, ни крыла, а быстрее орла,

Только выпустит хвост -

Понесется до звезд.

-Что это?

Послушайте меня, я голосом выделю звук, о котором мы узнаем много нового в путешествии. Произношу утрированно ракет-т-та, нажимаю голосом на звук [Т]. В нашем путешествии от планеты к планете мы узнаем как правильно произносить звук, научимся его находить среди других звуков, слогов, выделять его в словах. И конечно в путешествии всегда нужен старший, кто поможет выйти из любой трудной ситуации, командир, я сегодня буду командиром вашего экипажа, а вы моим экипажем.

Занимайте свои места на ракете

Звучит шум запуска ракеты.

-Пристегнуть ремни, начинаю отсчет: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1 СТАРТ






Это ракета.



Ответы детей.














Дети садятся на стульчики.


Дети имитируют пристегивание ремнями, закрывают глаза.








Работа с зеркалами

Мы прилетели на первую планету, которая называется Планета Правильного Произношения.

Произнесите звук [Т] 3 раза.

Что нам помогает произносить звук [Т]?

Где находится язык?

Воздух проходит свободно?

Значит это какой звук: гласный или согласный?

Мы будем говорить про твердый звук. Это звук глухой или звонкий? Как определить?



Кто даст полную характеристику звуку [Т]?


Вот какой картинкой и сигналом мы будем обозначать звук [Т].


Кто догадался, каким квадратиком мы будем обозначать звук [Т]?



Давайте выложим на полосках схему слога АТ.

Сколько звуков я назвала? Назовите первый звук. Какой это звук гласный или согласный? Какой квадратик по цвету положим первым?

Назовите второй звук. Какой это звук? Кто даст полную характеристику этому звуку? Каким квадратиком обозначим этот звук?

Подобно схема слога ОТ,

Звучит музыка.

-Пристегните ремни, летим к следующей планете.









Дети произносят звук 3 раза.

- язык

- стучит за верхними зубами


- согласный


- положить ладошки на уши, руку на горлышко


- согласный, твердый, глухой


Дети знакомятся с  картинкой и сигналом со звуком [Т].

- синим


. Игра «Внимательные ушки»

Следующая планета – Планета Внимательных ушек.

Я называю разные согласные звуки, а вы когда услышите звук [Т], хлопните в ладоши.

Я называю слоги со звуком [Т], а вы когда услышите звук [Т], поднимите картинку вверх.  


Я называю слова со звуком [Т]:

ДОМ, КОТ, ВАЗА, БИНТ, ВИНТ, МАК, ХВОСТ, БУКЕТ, МАМА, ЛИСТ.

Звучит музыка.

-Пристегните ремни, летим к следующей планете.








Дети хлопают в ладоши, когда слышат звук [Т].


Дети поднимают картинку, когда услышат звук [Т].

Дети поднимают сигнал со звуком [Т], когда слышат слово с нужным звуком.

Динамическая пауза

Мы прилетели на следующую планету -  Планету Слогов.

Игра «Делай как я»:

ТА-ТА-ТА – я везу кота;

ТУ-ТУ-ТУ - помоги коту;

ТЫ-ТЫ-ТЫ - сметану съели всю коты;

ЕТА-ЕТА-ЕТА – быстрая ракета

Звучит музыка.

-Пристегните ремни, летим к следующей планете.



Дети повторяют за логопедом слоги и выполняют движения.

Игра «Повтори за мной»

Следующая планета называется – Планета Повторялок.

Я называю слоги - вы за мной повторяете.

ТА-ТА-ТУ; ТА-ТУ-ТУ: ТА-ТО-ТЫ; ТА-ТЫ-ТЭ, АТ-АТ-ОТ.

Звучит музыка.

-Пристегните ремни, летим к следующей планете.





Дети прохлопывают и проговаривают слоги.

Упражнение «Договори последний звук [Т]»

-Это Планета ИГР. На ней мы задержимся подольше.

Выставляю картинки на наборное полотно, [Т] БИН.., ВИН.., БАН.., ЗОН.., ЛИС.., БУКЕ..

Звучит музыка.

-Пристегните ремни, летим к следующей планете.

Дети договаривают звук [Т]: БИНТ, ВИНТ, БАНТ, ЗОНТ, ЛИСТ, БУКЕТ

Игра «Раз, два, три»

 Показываю на картинки и говорю: - «Раз, два, три»



Звучит музыка.

-Пристегните ремни, летим к следующей планете.

Дети называют картинки в том порядке, в котором я показала. (3-4 ребенка)

Упражнение «Мишка – хвастунишка»

На столах разложены картинки с изображением предметов. БАНТ, САЛАТ, ПАКЕТ, КУСТ, КОТ, ЛИСТ, БИНТ, ХВОСТ, БУКЕТ.


Звучит музыка.

-Пристегните ремни, летим к следующей планете.

Один ребенок в маске подходит и хвастает: У тебя бант, а у меня в берлоге много таких бантов. (3-4 ребенка)

Работа с предложением

А это Планета Предложений. Составьте, пожалуйста, любое предложение со словом, где есть звук [Т].


Звучит музыка.

-Пристегните ремни, летим в детский сад на планету Земля.



Дети составляют предложения, коллективно считаем количество слов в предложении.

Итог, оценка деятельности детей.

С успешным вас возвращением!

Вам понравилось наше путешествие?

Какой звук мы научились правильно произносить?

Что нового мы узнали в путешествии?

Посещение какой планеты вам понравилось больше всего?

Чьи ответы понравились больше всего Соне? Владику? Кириллу?

Ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие по математике и развитию речи для детей старшей группы компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи.

 Интегрированное занятие по математике и развитию речи для детей старшей группы компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи....

Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи для детей старшей группы компенсирующей направленности.

Цель: Повышение речевой активности детей посредством обогащения активного словаря....

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Животные жарких стран»

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в  старшей  группе компенсирующей направленностидля детей с ТНР«Животные жарких стран...

Конспект логопедического занятия по формированию фонетической стороны речи для детей старшей группы по теме: «Дифференциация звуков [ А, У, И, О ]»

Упражнять детей в выделении и различении гласных звуков [ А, У, И, О ] на слух и в произношении с использованием символов Т.А.Ткаченко....

Методическая разработка конспекта занятия по формированию лексико-грамматических категорий речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР.

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий речи на тему "Животные холодных стран" в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР. Автор-разработчи...

КООД по развитию фонетико - фонематической стороны речи у детей старшей группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи .

Образовательная область: речевое развитие.Тема: «Звуки Н – Нь. Буква Н»Цель:  развитие фонетико-фонематической стороны речи детей 5-6 летЗадачи:Коррекционно-образовательные: поз...