Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи для детей старшей группы компенсирующей направленности.
учебно-методическое пособие по развитию речи

Цель: Повышение речевой активности детей посредством обогащения активного словаря.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9_maya.docx56.81 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи для детей старшей группы компенсирующей направленности.

https://kladraz.ru/upload/blogs/7476_1789aeb827c05033481c8c899c5de46a.jpg




Тема недели: 9 мая – День Победы.

Цель: Повышение речевой активности детей посредством обогащения активного словаря.


Задачи: 
Познавательное развитие:
• Уточнять, расширять и закреплять представления о Великой Отечественной войне. 
Социально-коммуникативное развитие:
• Формировать патриотические чувства, на основе героического подвига народа в года Великой Отечественной войны. 
• Воспитывать любовь к Родине, интерес к её исторической истории, уважения к героям Великой Отечественной войны. 
• Воспитывать чувство гордости за народ, победивший врага. 
Речевое развитие:
• Развивать все компоненты устной речи детей.
• Обогащать словарный запас.
• Развивать умение детей поддерживать беседу.
• Побуждать детей интересоваться смыслом новых слов.
Художественно-эстетическое развитие:
• Познакомить детей с плакатом И.М. Тоидзе «Родина – мать зовет. 
• Учить детей понимать смысл изображённого на плакате.
• Расширять представления детей о чувствах человека и их выражений в музыке, живописи и литературе.

Словарная работа: 
• всенародный, 
• эшелоны, 
• плакат, 
• информация, 
• листовка, 
• руины, 
• тыл.

Материал: 
• стихи о войне, 
• песни в годы Великой Отечественной войны, 
• иллюстрация плаката «Родина – мать зовет», 
• солдатские письма (треугольники), 
• пословицы о Родине, загадки о профессиях, аудиозапись «День Победы», «Священная Война».
• Фотографии памятников воинам-освободителям.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, вы знаете, какой праздник отмечает уже много лет 9 мая наша страна и многие другие страны?
Дети: День Победы.
Воспитатель: Верно, День Победы. А какой победы, вы знаете? С кем была война?
Дети: Война была с фашистами, которые напали на нашу страну.
Воспитатель: Скажите, а почему война – это плохо, страшно?
Дети: Потому что гибнут люди, те, кто остается живым во время войны живут плохо, страдают, голодают, болеют.
Воспитатель: Весь народ встал на защиту Родины, когда летом 1941 года на нашу страну напали немецко-фашистские захватчики. Отцы и старшие братья ушли на фронт, женщины и дети встали к танкам, пришли на заводы, где до войны работали их мужья. Все, кто остался в тылу, помогали нашим воинам: изготавливали бомбы и снаряды, самолеты и танки, шили теплую одежду, вязали варежки для солдат.
Воспитатель: Люди разных национальностей, взрослые и даже дети воевали с врагами. Война была очень жестокой, она принесла много горя и слез, разруху и голод. 
Воспитатель: А вы ребята знаете, сколько погибло человек в этой страшной войне?
Дети: Очень много. Миллионы.
Воспитатель: Да, действительно, очень много: погибло более 20 млн. человек.
«Война! Жестче нет слова!
Война! Печальней нет слова!
Война! Светлее нет слова!

В тоске и славе этих лет!
Земли немало кровью оросили
И вечно будет помнить мир о том, 
Как шли сыны, и дочери России
Сквозь гром войны
К победе над врагом!»

Воспитатель: Но люди выстояли и победили.
Воспитатель: Скажите, ребята, а когда закончилась война, вы знаете?
Дети: Война закончилась 9 мая 1945 года.
Воспитатель: Этот день, 9 мая, стал в нашей жизни великим праздником. Каждый год 9 мая в честь Великой Победы гремит салют.

Воспитатель: Нет в России семьи, которую война обошла стороной. В этот день в каждой семье вспоминают тех, кто остался на полях сражений, тех, кто после войны налаживал мирную жизнь.
Дети: А ещё поздравляют ветеранов Великой Отечественной войны, которые живут сегодня.
Воспитатель: Для многих нынешних мальчишек Великая Отечественная война – это далекое прошлое. Солдаты воевали, а женщины растили детей. Вот почему 9 мая – это всенародный праздник.
Воспитатель: Много лет прошло с тех пор, как закончилась Великая Отечественная война. Но мы помним героев, отдавших свою жизнь за Родину, за Победу.
Воспитатель: Все мы 9 мая будем отмечать день Великой Победы.
Воспитатель: В этот день принято побывать на могилах погибших воинов.
Воспитатель: Жить, работать, воевать, побеждать врага на фронте помогали песни, созданные в те годы.

Какие это были песни?
Дети: Это были песни «Катюша», «Смуглянка».
Воспитатель: Еще были «В землянке» и другие.
Воспитатель: Есть среди песен Великой Отечественной войны те, которые сыграли большую роль в жизни народа. И слова тех песен были за Отчизну биться до конца.
Воспитатель: Гимном стала песня «Священная война» А.В. Александрова. Слова этой песни были опубликованы в газете «Известия» через два дня после начала войны. На шестой день войны песня впервые прозвучала на Белорусском вокзале, когда провожали на фронт военные эшелоны. Во время исполнения песни все встали, как встают, когда звучит гимн. (Дети слушают отрывок песни «Священная война).
Воспитатель: На фронте воевали и рабочие, и крестьяне, и музыканты. Все вставали на защиту Отечества. Музыка поддерживала и давала возможность немного отдохнуть.
Воспитатель: Во время войны художники создавали плакаты.
Воспитатель: Может, быть, кто-то из вас знает, что такое плакат? (Ответы детей).
(Воспитатель объясняет, что такое плакат. Предлагает детям обратить внимание на плакаты о Великой Отечественной войне, которые развешаны на стенах. Дети рассматривают плакаты, высказываются о том, что изображено на них).

Воспитатель: При помощи плаката художник может сразу откликнуться на события, которые его взволновали, обратится к людям, призвать их на подвиг. Во время войны на плакатах художники изображали героизм воинов, призывали к победе над врагом. Плакаты прославляли подвиги фронтовиков и тех, кто работал в тылу. В то время плакат служил средством передачи информации в те районы, которые были захвачены фашистами. Плакат становится грозным оружием против врага.
Воспитатель: Давайте с вами, ребята, рассмотрим плакат «Родина – мать зовёт».

Воспитатель: Кто изображен на этом плакате?
Дети: Уже не молодая женщина.
Воспитатель: Верно, немолодая женщина с листовкой в руке.
Воспитатель: В каком месте плаката художник расположил фигуру женщины?
Дети: На переднем плане. 
Дети: В центре плаката.
Воспитатель: Какие чувства переживает женщина, изображенная на плакате?
Дети: Гнев, горе, боль, тревогу, печаль…
Воспитатель: Почему так много штыков изображено на заднем плане плаката?
Дети: Все люди готовы встать на защиту Родины.
Воспитатель: В первые дни войны надо было выстоять, удержать вражеские войска. И во многом помог этому плакат «Родина – мать зовёт». Это был плакат – призыв, который передал главные чувства людей в первые дни войны: гнев, ярость, страдание, волю к победе.
Воспитатель: Война шла, а жизнь продолжалась. И на войне были минуты тишины. Солдаты отдыхали, писали письма домой своим родным и близким, читали письма, полученные из дома.
Воспитатель: Мы живем в мирное время, но память о солдатах – героях вечна. Во многих семьях до сих пор хранят солдатские треугольники – письма с фронта. Их посылали без конвертов и марок (воспитатель показывает детям письма)

Воспитатель: А как вы, ребята, думаете, о чем писали солдаты домой?

Дети: Солдаты писали о войне.
Дети: Ещё писали о том, что скучают по всем семьям.
Дети: Писали, что сражаются за мир и счастье своих родных и близких.
Воспитатель: А сейчас, давайте встанем в круг вспомним пословицы о Родине, воинах.

Игра с мячом. (Каждый ребенок вспоминает и проговаривает пословицу, затем передает мяч по кругу).
Дети:
«Герой – за Родину горой».
«Жить – Родине служить».
«Где смелость – там победа».
«Смелого враг не возьмёт».
«Если армия сильна – непобедима и страна».

Воспитатель: Молодцы много назвали пословиц.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, трудно было после войны?
Дети: Да, было очень трудно. Было всё разрушено.
Воспитатель: Нужно было всё восстанавливать, наши города, сёла, разрушенные войной, поднимать заводы и фабрики, сельское хозяйство.
Воспитатель: А теперь давайте подумаем и ответим, работники, каких профессий стали залечивать раны войны:
1.
У станка он дни и ночи
Всё умеет, он - … 
(рабочий)

2.
Печь гудит, как самовар
Сталь в ней варит… 
(сталевар)

3.
Пламя пышет жаром,
Льётся пот с лица
Звонко льет по стали
Молот … 
(кузнеца)

4.
До работы он охотник
День-деньской с рубанком … 
(плотник)

5.
Под весенний птичий свист
Пашет землю … 
(тракторист)

6.
Лесов строительных он житель,
Возводит нам дома … 
(строитель)

Воспитатель: Молодцы все ответили верно. Эти профессии и люди многих других профессий помогали восстанавливать нашу страну из руин.
Воспитатель: отгремела война, на землю пришел мир. Благодарные люди поставили памятники воинам – освободителям. В каждом городе нашей страны и в других странах есть такие памятники героям. Круглый год у подножия памятников лежат живые цветы. Их приносят люди, которые хранят память о погибших.
Воспитатель: А теперь давайте встанем и почтим минутой молчания всех героев, павших за мир и счастье на Земле. (Минута молчания).
Воспитатель: Если в вашей семье, в вашем доме живут ветераны, те, кто участвовал в боях с фашистами, не забудьте поздравить их с праздником Победы!
Спасибо ветеранам скажем
За жизнь, за детство и весну,
За тишину, за милый дом,
За мир, в котором мы живём!
(Звучит припев песни «День Победы» в аудиозаписи).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи для детей разновозрастной группы компенсирующей направленности. Тема: «Овощи. Огород». Звуки [п], [п\'], [б], [б\']. Буква Бб

Цель: Расширение, уточнение представлений  по теме «Овощи. Огород»Задачи:Коррекционно-образовательные. Уточнение и активизация словаря по теме «Овощи. Огород» (огород, ово...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР. Тема: "Путешествие на Крайний север России"

Занятие позволяет: закрепить знание детей о ЯНАО: народах, своеобразии быта людей (жилища, одежда, труд), растительном и животном мире, дать детям возможность почувствовать красоту природы Севера,разв...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи для детей разновозрастной группы компенсирующей направленности. Тема: «Осень».

Цель: Закрепление и углубление  представлений об осени и ее приметах.Задачи:Коррекционно-образовательные.. Уточнение, расширение и активиза­ция словаря по теме «Осень» (осень, дож...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми фронтальное занятие в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Всё об обуви мы знаем и Незнайке помогаем»

Конспектнепрерывной образовательной деятельности с детьмифронтальное занятие в старшей группекомпенсирующей направленности для детей с ТНР«Всё об обуви мы знаем и Незнайке помогаем»...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми фронтальное занятие в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Всё об обуви мы знаем и Незнайке помогаем»

ЗАДАЧИКоррекционно - образовательные:Обогащать и  активизировать словарный  запас  по теме «Обувь»;Упражнять в образовании относительных прилагательных;Совершенствовать...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи для детей средней группы компенсирующей направленности на тему «Поможем сказочным героям найти обувь»

Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи  для детей средней группы компенсирующей направленности  на тему «Поможем сказочным героям найти обувь»...