Главные вкладки

    Конспект непрерывной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР. Тема: "Путешествие на Крайний север России"
    план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)

    Занятие позволяет: закрепить знание детей о ЯНАО: народах, своеобразии быта людей (жилища, одежда, труд), растительном и животном мире, дать детям возможность почувствовать красоту природы Севера,

    развивать артикуляционный аппарат и мелкую моторику рук, расширять и активизировать словарный запас детей, закрепить умение вести диалог; давать полный ответ.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon nod_yamal.doc43.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект непрерывной образовательной деятельности

     по ознакомлению с окружающим

    Тема: "Путешествие на Крайний север России"

    Подготовила:

    воспитатель

    МБДОУ «Ягодка», г. Ноябрьск

    Белая Вера Николаевна

    .

    ЗАДАЧИ.

    Обучающие:

    • Закрепить знание детей о ЯНАО: народах, своеобразии быта людей (жилища, одежда, труд), растительном и животном мире.
    • Закрепить знания об орнаментах в национальной одежде жителей этого края.
    • Дать детям возможность почувствовать красоту природы Севера.

    Коррекционные:

    • Развивать артикуляционный аппарат и мелкую моторику рук.
    • Расширять и активизировать словарный запас детей.
    • Закрепить умение вести диалог; давать полный ответ.

    Воспитательные:

    • Воспитывать чувство уважения к жизни, традициям и обычаям других народов.

    Предварительная работа: наблюдения за окружающей природой, рассматривание иллюстраций о жизни людей и природе Севера, растительности, животного мира, чума, образцы национальной одежды, посещение комнаты  Севера в детском саду, кукла в национальной ненецкой одежде.

    ХОД НОД:

    Воспитатель: Ребята, давайте вспомним сказку В.Катаева «Цветик-Семицветик». Одним из желаний девочки было попасть на Северный полюс. Она оказалась там мгновенно и так же быстро попросилась домой. Почему? (там было холодно, а еще Женя испугалась белых медведей).

    Воспитатель: Она ничего не знала о Севере. Давайте ей поможем. (воспитатель вывешивает карту России). В какой стране мы живем?. В России много разных народов. Сегодня мы поговорим о народах Севера, которые живут вот здесь (показывает на карте).

    Воспитатель: Ребята, к нам в гости пришла девочка по имени Лынзермя, значит очень маленькая, может спрятаться за кочку, за карликовую березу. Эта девочка ненка, коренная жительница Крайнего севера нашей страны. Вот она и расскажет об этом удивительном крае.

    Лынзермя: Ребята, я хочу познакомить вас с удивительным, северным краем России – ЯМАЛом. Это очень интересный и своеобразный край  На Севере бывает долгая полярная ночь. Когда днем и ночью темно, можно наблюдать необыкновенное явление – северное сияние. (показывает изображение северного сияния). На севере есть места, где на много километров тянется тундра. В тундре растительность очень низкая, почти вся тундра покрыта лишайниками. ( показывает картинку).  А еще на ЯМАЛе на огромных просторах тянется тайга. Тайга – это очень большой хвойный лес . Сосны, кедры, ели, изредка встречается берёза. Царство колючей хвои. Тропы в лесу выбиты звериными лапами, изредка встречаются следы человека. Послушайте стихотворение :

    На Крайнем севере, ребята,

    Сиянием небеса объяты.

    Страна снегов, и льдов страна,

    Она чудес и тайн полна.

    Охотник белый, косолапый,

    Свой черный нос прикрывши лапой,

    За нерпой спящею следит.

    Песец куда-то семенит,

    Держа в зубах свою добычу…

    Кого-то чайки в небе кличут,

    Волков полярных жуткий вой…

    Совы полярной клюв кривой…

    Вот в воду с края толстой льдины

    Ныряют шустрые пингвины.

    Здесь воздух свеж, чиста вода!

    Не съездить ли и нам сюда?

    Сможете ли обнаружить ошибку в тексте? Правильно, пингвины живут в Антарктиде. Итак наше путешествие по тайге начинается. Посмотрите, вот тропа , по ней и пойдем. (Дети идут по тропе мимо деревьев, они видят на ветвях висящие конверты).

    Воспитатель: Давайте посмотрим , что находится в конвертах. Здесь написано, что если мы ответим правильно на вопрос , то сможем пройти дальше.

    Задание 1. Назовите  ягоды, которые растут в тайге. (Черника, голубика, брусника).

    Лынзермя: А еще на заболоченной местности растет клюква, морошка. Эти ягоды очень полезные, их можно назвать целебными. Из клюквы можно приготовить напиток  клюк…

    Воспитатель: Ребята, помогите правильно дать название этому напитку (клюквенный), из брусники – брусничный морс. А из черники варенье как называется (черничное).

    Лынзермя: Молодцы , ребята, давайте пойдем дальше по тропе. А вот еще конверт, а в нём задание.

    Задание 2. Назовите семью диких животных тайги.

    ( Волк – волчица – волченок – волчата.

    Медведь – медведица – медвеженок – медвежата.

    Заяц   - зайчиха – зайченок – зайчата.

    Лось – лосиха – лосенок – лосята.

    Ёж – ежиха – еженок – ежата.)

    Все животные приносят людям пользу – это мясо, мех.

    Ребята, давайте поираем.

     Игра «Совушка».

     В лесу темно, все спят давно        (закрыты глаза, руки сложены возле уха)

    Лишь сова не спит – на суку сидит

    Во все стороны глядит        (широко открыты глаза, повороты головой

            вправо – влево)

    Да как полетит .        (бег, размахивая «крыльями»)

    Лынзермя: Ребята, посмотрите, там селение людей. Давайте подойдем поближе. (дети показывают и называют макет чума, коренных жителей, нарты, сетки для ловли рыбы, лодка).

    Кто знает какие народы живут на ЯМАЛе. Правильно , ненцы, чукчи, а еще ханты и эвенки. Эти народы очень трудолюбивы, смелые и сильные. Они ведут кочевой образ жизни, в поисках корма для оленей. Чум – жилище временное, его можно разобрать и увезти на нартах. Это удобно для кочевников. А чем занимаются коренные жители? (они рыбаки, охотники и оленеводы).

    Ребята, вы послушали мой рассказ о жителях Севера, а теперь давайте продолжать путешествие.

    Вот еще конверт. Здесь вместо вопроса, загадка. « Кто на голове лес носит?»

    Дети: Олень.

    Воспитатель:  Правильно, это животное кормит и одевает северян. Считается у коренных жителей воплощением добра. Что можно сказать об олене?

    Дети: Бежит гордо, красиво, высоко подняв голову. Ноги тонкие, но сильные, рога ветвистые, словно настоящий лес.

    Лынзермя: Ребята, впереди нас ждут препятствия. Давайте представим себя оленями и попробуем преодолеть все трудности.

    1.Перепрыгнуть через ручей (голубая полоска ткани).

    2.Пройти, не задев рогами ветки. (подлезание под дугу с колокольчиком)

    3.Перепрыгивание с кочки на кочку.

    Воспитатель: Молодцы, оленята, справились со всеми препятствиями, а теперь превращаемся в детей и пойдем дальше. Здесь под ёлкой что-то лежит. (поднимают иллюстрацию «Дети Севера»). Давайте рассмотрим картинку, кто знает, как называется одежда коренных жителей (малица, кухлянка, кисы). А почему так тепло одеты дети? (приходится подолгу находиться на улице, иногда спать в сугробах).

    Лынзермя: Одежда очень теплая. Шьётся она из меха оленя, мехом во внутрь, чтобы было теплее. А чем отличается малица от кухлянки? (Малица – шуба с пришитым капюшоном и рукавицами, застёгивается спереди. Кухлянка – это шуба с капюшоном, одевается через голову). Одежда жителей ЯМАЛа украшена разными орнаментами. Все орнаменты имеют геометрический характер и у каждого узора есть свое название («заячьи ушки», « чум», « олени», «снежинки».)

    Воспитатель: Ребята, посмотрите какое задание приготовила нам тайга. (на столах разложены малицы из бумаги и заготовки для орнамента). Давайте украсим малицы и каждый назовёт свой орнамент. Дети выполняют аппликацию. Демонстрация работ.).

    Лынзермя: Сейчас я предлагаю вам исполнить под звук бубна танец народов Севера. (дети танцуют).

    Воспитатель: Дети устали от танцев и прилегли на полянке отдохнуть.

     Аутотренинг «Сотвори в себе солнце»

    В природе есть солнце. Оно светит и всех любит и греет. . Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза, представьте в своем сердце маленькую звездочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несет любовь. Мы чувствуем, как звездочка увеличилась. Направляем лучик с добром, звездочка стала еще больше. Я направляю к звездочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звездочка становится большой, как солнце. Оно несет тепло всем, всем, всем (руки в стороны).

    Воспитатель: У народов севера есть свои обычаи, традиции, сказки, поговорки, есть свои мудрые выражения:

    1. Из озера не вылавливай всю рыбу, оставь своим потомкам.

    2. Как олень гордо несёт свою голову, так же гордо держи своё имя.

    3 .Как тундра широка – пусть ваша любовь будет безгранична.

    4.Земля – наша мать, она всех кормит и поит, она даёт нам жизнь!

    Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие по интересному уголочку нашей России — Крайнему Северу. Давайте скажем досвидание нашей новой знакомой, девочке Лынзермя и до скорой встречи.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка коррекционно-развивающего занятия по ознакомлению с окружающим миром в группе компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

    Данная методическая разработка - комплексное, итоговое коррекционно-развивающее занятие, которое позволяет учителю-дефектологу систематизировать знания и представления у детей о времени года "Осень", ...

    Методическая разработка коррекционно-развивающего занятия по ознакомлению с окружающим миром в группе компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

    Данная методическя разработка - комплексное итоговое коррекционно-развивающее занятие, которое позволяет учителю-дефектологу систематизировать знания и представления у детей о времени года "Осень", за...

    Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ОВЗ (нарушение речи). Тема: «Семья»

    Цели: развитие связной речиЗадачи:-учить подбирать и употреблять синонимы и фразеологические обороты;-расширить и активизировать словарь детей по лексической теме «Семья»;-закрепить поняти...

    Конспект НОД по ознакомлению с окружающим в старшей группе компенсирующей направленности

    Цель: Продолжать знакомить детей с малой Родиной.Задачи:Знакомить с достопримечательностями  родного города;уточнить и закрепить понятие «город»; название города; основателя города; н...

    Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи от 6 – 7 лет Тема: «Ягоды нашего края»

    Обобщить у детей представления о многообразии и полезных свойствах ягод нашего края.Обобщить у детей представления о многообразии и полезных свойствах ягод нашего края.Обобщить у детей представления о...