Конспект непрерывной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР. Тема: "Путешествие на Крайний север России"
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)

Занятие позволяет: закрепить знание детей о ЯНАО: народах, своеобразии быта людей (жилища, одежда, труд), растительном и животном мире, дать детям возможность почувствовать красоту природы Севера,

развивать артикуляционный аппарат и мелкую моторику рук, расширять и активизировать словарный запас детей, закрепить умение вести диалог; давать полный ответ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nod_yamal.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непрерывной образовательной деятельности

 по ознакомлению с окружающим

Тема: "Путешествие на Крайний север России"

Подготовила:

воспитатель

МБДОУ «Ягодка», г. Ноябрьск

Белая Вера Николаевна

.

ЗАДАЧИ.

Обучающие:

  • Закрепить знание детей о ЯНАО: народах, своеобразии быта людей (жилища, одежда, труд), растительном и животном мире.
  • Закрепить знания об орнаментах в национальной одежде жителей этого края.
  • Дать детям возможность почувствовать красоту природы Севера.

Коррекционные:

  • Развивать артикуляционный аппарат и мелкую моторику рук.
  • Расширять и активизировать словарный запас детей.
  • Закрепить умение вести диалог; давать полный ответ.

Воспитательные:

  • Воспитывать чувство уважения к жизни, традициям и обычаям других народов.

Предварительная работа: наблюдения за окружающей природой, рассматривание иллюстраций о жизни людей и природе Севера, растительности, животного мира, чума, образцы национальной одежды, посещение комнаты  Севера в детском саду, кукла в национальной ненецкой одежде.

ХОД НОД:

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним сказку В.Катаева «Цветик-Семицветик». Одним из желаний девочки было попасть на Северный полюс. Она оказалась там мгновенно и так же быстро попросилась домой. Почему? (там было холодно, а еще Женя испугалась белых медведей).

Воспитатель: Она ничего не знала о Севере. Давайте ей поможем. (воспитатель вывешивает карту России). В какой стране мы живем?. В России много разных народов. Сегодня мы поговорим о народах Севера, которые живут вот здесь (показывает на карте).

Воспитатель: Ребята, к нам в гости пришла девочка по имени Лынзермя, значит очень маленькая, может спрятаться за кочку, за карликовую березу. Эта девочка ненка, коренная жительница Крайнего севера нашей страны. Вот она и расскажет об этом удивительном крае.

Лынзермя: Ребята, я хочу познакомить вас с удивительным, северным краем России – ЯМАЛом. Это очень интересный и своеобразный край  На Севере бывает долгая полярная ночь. Когда днем и ночью темно, можно наблюдать необыкновенное явление – северное сияние. (показывает изображение северного сияния). На севере есть места, где на много километров тянется тундра. В тундре растительность очень низкая, почти вся тундра покрыта лишайниками. ( показывает картинку).  А еще на ЯМАЛе на огромных просторах тянется тайга. Тайга – это очень большой хвойный лес . Сосны, кедры, ели, изредка встречается берёза. Царство колючей хвои. Тропы в лесу выбиты звериными лапами, изредка встречаются следы человека. Послушайте стихотворение :

На Крайнем севере, ребята,

Сиянием небеса объяты.

Страна снегов, и льдов страна,

Она чудес и тайн полна.

Охотник белый, косолапый,

Свой черный нос прикрывши лапой,

За нерпой спящею следит.

Песец куда-то семенит,

Держа в зубах свою добычу…

Кого-то чайки в небе кличут,

Волков полярных жуткий вой…

Совы полярной клюв кривой…

Вот в воду с края толстой льдины

Ныряют шустрые пингвины.

Здесь воздух свеж, чиста вода!

Не съездить ли и нам сюда?

Сможете ли обнаружить ошибку в тексте? Правильно, пингвины живут в Антарктиде. Итак наше путешествие по тайге начинается. Посмотрите, вот тропа , по ней и пойдем. (Дети идут по тропе мимо деревьев, они видят на ветвях висящие конверты).

Воспитатель: Давайте посмотрим , что находится в конвертах. Здесь написано, что если мы ответим правильно на вопрос , то сможем пройти дальше.

Задание 1. Назовите  ягоды, которые растут в тайге. (Черника, голубика, брусника).

Лынзермя: А еще на заболоченной местности растет клюква, морошка. Эти ягоды очень полезные, их можно назвать целебными. Из клюквы можно приготовить напиток  клюк…

Воспитатель: Ребята, помогите правильно дать название этому напитку (клюквенный), из брусники – брусничный морс. А из черники варенье как называется (черничное).

Лынзермя: Молодцы , ребята, давайте пойдем дальше по тропе. А вот еще конверт, а в нём задание.

Задание 2. Назовите семью диких животных тайги.

( Волк – волчица – волченок – волчата.

Медведь – медведица – медвеженок – медвежата.

Заяц   - зайчиха – зайченок – зайчата.

Лось – лосиха – лосенок – лосята.

Ёж – ежиха – еженок – ежата.)

Все животные приносят людям пользу – это мясо, мех.

Ребята, давайте поираем.

 Игра «Совушка».

 В лесу темно, все спят давно        (закрыты глаза, руки сложены возле уха)

Лишь сова не спит – на суку сидит

Во все стороны глядит        (широко открыты глаза, повороты головой

        вправо – влево)

Да как полетит .        (бег, размахивая «крыльями»)

Лынзермя: Ребята, посмотрите, там селение людей. Давайте подойдем поближе. (дети показывают и называют макет чума, коренных жителей, нарты, сетки для ловли рыбы, лодка).

Кто знает какие народы живут на ЯМАЛе. Правильно , ненцы, чукчи, а еще ханты и эвенки. Эти народы очень трудолюбивы, смелые и сильные. Они ведут кочевой образ жизни, в поисках корма для оленей. Чум – жилище временное, его можно разобрать и увезти на нартах. Это удобно для кочевников. А чем занимаются коренные жители? (они рыбаки, охотники и оленеводы).

Ребята, вы послушали мой рассказ о жителях Севера, а теперь давайте продолжать путешествие.

Вот еще конверт. Здесь вместо вопроса, загадка. « Кто на голове лес носит?»

Дети: Олень.

Воспитатель:  Правильно, это животное кормит и одевает северян. Считается у коренных жителей воплощением добра. Что можно сказать об олене?

Дети: Бежит гордо, красиво, высоко подняв голову. Ноги тонкие, но сильные, рога ветвистые, словно настоящий лес.

Лынзермя: Ребята, впереди нас ждут препятствия. Давайте представим себя оленями и попробуем преодолеть все трудности.

1.Перепрыгнуть через ручей (голубая полоска ткани).

2.Пройти, не задев рогами ветки. (подлезание под дугу с колокольчиком)

3.Перепрыгивание с кочки на кочку.

Воспитатель: Молодцы, оленята, справились со всеми препятствиями, а теперь превращаемся в детей и пойдем дальше. Здесь под ёлкой что-то лежит. (поднимают иллюстрацию «Дети Севера»). Давайте рассмотрим картинку, кто знает, как называется одежда коренных жителей (малица, кухлянка, кисы). А почему так тепло одеты дети? (приходится подолгу находиться на улице, иногда спать в сугробах).

Лынзермя: Одежда очень теплая. Шьётся она из меха оленя, мехом во внутрь, чтобы было теплее. А чем отличается малица от кухлянки? (Малица – шуба с пришитым капюшоном и рукавицами, застёгивается спереди. Кухлянка – это шуба с капюшоном, одевается через голову). Одежда жителей ЯМАЛа украшена разными орнаментами. Все орнаменты имеют геометрический характер и у каждого узора есть свое название («заячьи ушки», « чум», « олени», «снежинки».)

Воспитатель: Ребята, посмотрите какое задание приготовила нам тайга. (на столах разложены малицы из бумаги и заготовки для орнамента). Давайте украсим малицы и каждый назовёт свой орнамент. Дети выполняют аппликацию. Демонстрация работ.).

Лынзермя: Сейчас я предлагаю вам исполнить под звук бубна танец народов Севера. (дети танцуют).

Воспитатель: Дети устали от танцев и прилегли на полянке отдохнуть.

 Аутотренинг «Сотвори в себе солнце»

В природе есть солнце. Оно светит и всех любит и греет. . Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза, представьте в своем сердце маленькую звездочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несет любовь. Мы чувствуем, как звездочка увеличилась. Направляем лучик с добром, звездочка стала еще больше. Я направляю к звездочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звездочка становится большой, как солнце. Оно несет тепло всем, всем, всем (руки в стороны).

Воспитатель: У народов севера есть свои обычаи, традиции, сказки, поговорки, есть свои мудрые выражения:

1. Из озера не вылавливай всю рыбу, оставь своим потомкам.

2. Как олень гордо несёт свою голову, так же гордо держи своё имя.

3 .Как тундра широка – пусть ваша любовь будет безгранична.

4.Земля – наша мать, она всех кормит и поит, она даёт нам жизнь!

Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие по интересному уголочку нашей России — Крайнему Северу. Давайте скажем досвидание нашей новой знакомой, девочке Лынзермя и до скорой встречи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи от 6 – 7 лет Тема: «Ягоды нашего края»

Обобщить у детей представления о многообразии и полезных свойствах ягод нашего края.Обобщить у детей представления о многообразии и полезных свойствах ягод нашего края.Обобщить у детей представления о...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи "К нам весна шагает..."

Уточнение и активизация словаря по теме «Весна».Закрепить знания о признаках весны.Продолжить формировать представления о весенних природных явлениях.Закрепить знания о родственных словах....

Конспект непрерывной образовательной деятельности "Удивительный мир архитектуры" в старшей группе компенсирующей направленности

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №35Пушкинского района Санкт-Петербурга Конспектнепрерывной образовательной деятельности«Удивительный мир архитект...

План-конспект непрерывной образовательной деятельности с дошкольниками подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с ОНР по образовательной области «речевое развитие» с интеграцией образовательных областей Тема: «Квест-игр

Методический комментарий к плану-конспекту непрерывной образовательной деятельностис дошкольниками   подготовительной к школе компенсирующей группы для детей с ОНРпо образовательной области ...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности с детьми ТНР Тема НОД: «Огород. Овощи».

Цель: Расширение и активизация словаря по теме «Огород. Овощи». Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных во множественном числе, в родительном падеже...