Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности с детьми ТНР Тема НОД: «Огород. Овощи».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Бирюкова Марина Анатольевна

 Цель: Расширение и активизация словаря по теме «Огород. Овощи». Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных во множественном числе, в родительном падеже, согласование существительных с прилагательными в роде, числе).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_po_teme_ogorod._ovoshchi.docx19.01 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ д/с№6 «Золушка»

Конспект непрерывной образовательной деятельности  

по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности с детьми ТНР

Тема НОД: «Огород. Овощи».

       Тип  НОД: обобщение и систематизация знаний

Воспитатель:

Бирюкова М.А.

г.Шарыпово 2022 г.

Тема «Огород. Овощи.»

Образовательные цели. Расширение и активизация словаря по теме «Огород. Овощи». Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных во множественном числе, в родительном падеже, согласование существительных с прилагательными в роде, числе).

Развивающие цели. Развитие связной речи, зрительного внимания и восприятия, мелкой  моторики, координации движений, чувства ритма.

Воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Оборудование. Сухой бассейн с крупой, мелкие деревянные фрукты, игра «В огороде у коза Лизы», предметные картинки по теме «Овощи», план – схема для составления рассказа,  мяч .

Формы организации совместной деятельности: игровая, двигательная, продуктивная, коллективная, фронтальная, индивидуальная. 

Предшествующая работа по подготовке к НОД: использовала интернет -по изучению технологий, подготовила интеллект-карты, картинки и рисунки «Овощи», дидактические игры.

 Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, муляжей овощей, рисование и лепка овощей, загадывание загадок, рассматривание натуральных овощей, дидактические игры, беседы о выращивании и пользе овощей.

                                                            Ход занятия

  1. Организационный момент. (Объявление темы занятия. Развития мелкой моторики.)

Воспитатель встречает детей у входа в кабинет, организует приветствие, предлагает детям по очереди опустить руку в «сухой» бассейн и достать то, что там спрятано. Дети достают деревянные овощи, проходят в кабинет, садятся за стол.

Воспитатель: положите на стол то, что вы достали из сухого бассейна. Скажите что, это?

1-й ребенок: Морковь.

2-й ребенок: Свекла.

3-й ребенок: Огурец.

4-й ребенок: Помидор.

Воспитатель: Как можно назвать их одним словом?

Дети: Овощи.

Воспитатель: Где растут овощи?

Дети: Овощи растут в огороде, на грядке.

Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим об уборке урожая осенью, научим рассказывать об овощах.

2. Игра «В огороде у козы Лизы».  (Расширение и активизация словаря по теме «Овощи». Согласование  существительных с прилагательными в роде, числе, падеже. Образование существительных множественного числа.)

Воспитатель: помещает на магнитную доску игровое поле.

Воспитатель: Коза Лиза тоже убирает урожай у себя в огороде и зовет нас на помощь. Давайте поможем козе Лизе.

Воспитатель раскладывает на столе предметные картинки с изображением овощей.

Воспитатель: Вы должны взять картинку, рассказать о том, какой это овощ, и закрепить картинку рядом с козой Лизой.

1-й ребенок: Это красные помидоры.

2-й ребенок: Это зеленые огурцы.

3-й ребенок: Это красные редиски.

4-й ребенок: Это фиолетовые баклажаны.

Воспитатель: Молодцы. Перечислите, какие еще овощи растут в огороде у козы.

Дети: Картошка, салат, свекла, лук, укроп, репа, перец, петрушка, патиссон.

Воспитатель: Вот какой богатый урожай вырастила коза. Она благодарит вас за помощь, а я могу похвалить вас за то, что вы знаете так много названий овощей и так хорошо рассказали, какие они.

3. Игра «Чего не стало?» (Развитие зрительного восприятия и внимания. Совершенствование грамматического строя речи: употребление существительных в форме родительного падежа в единственном и множественном числе.)

Воспитатель убирает игровое поле, а предметные картинки складывает стопкой, чтобы использовать в следующей игре. Он помещает на магнитную доску четыре картинки.

Воспитатель: А сейчас мы поиграем в игру «Чего не стало?».  Посмотрите на картинки. Что на них изображено?

Дети: Баклажан, салат, свекла, помидор.

Воспитатель: Запомните эти названия. Сейчас вы закроете глаза, а я уберу одну картинку. Вы должны будете сказать, чего не стало.

Воспитатель убирает одну из картинок.

Воспитатель: Чего не стало?

Дети: Нет баклажана.

Воспитатель помещает на доску следующий комплект.

Воспитатель: что на картинках изображено?

Дети: Картошка, перец, петрушка, горох.

Воспитатель убирает одну из картинок.

Воспитатель: Чего не стало?

Дети: Нет петрушки.

Воспитатель помещает на доску еще один комплект картинок.

Воспитатель: А что на этих картинках изображено?

Дети: Огурцы, репа, лук, чеснок.

Воспитатель убирает одну из картинок.

Воспитатель: Чего не стало?

Дети: Огурцов.

Воспитатель    убирает картинки.

4. Пальчиковая гимнастика «Хозяйка однажды с базара пришла». (Координация речи с движением, развитие мелкой моторики, чувства ритма.)

Воспитатель приглашает детей выйти на ковер и предлагает им сделать пальчиковую гимнастику.

Хозяйка однажды с базара пришла,          Приседают, «шагают» пальцами

Хозяйка с базара домой принесла             по ковру.

Картошку, капусту, морковку,                  Загибают по одному пальцу на

Горох, петрушку и свеклу.                         название на руках. Хлопок.

Ох!..

Вот овощи спор на столе –                         Попеременно ударяет кулачками и

Кто лучше, вкусней и                                  хлопают в ладоши.

нужней на земле.

Картошку, капусту, морковку,                  Загибают по одному пальцу на

Горох, петрушку и свеклу?                        название на руках. Хлопок.

Ох!..

Хозяйка тем временем ножик взяла         Стучат ребром ладони.

И ножиком этим крошить начала

Картошку, капусту, морковку,                  Загибают по одному пальцу на

Горох, петрушку и свеклу.                         название на руках. Хлопок.

Ох!..

Накрытые крышкою в                                 Складывает руки накрест.

душном горшке

Кипели, кипели в крутом кипятке

Картошку, капусту, морковку,                    Загибают по одному пальцу на

Горох, петрушку и свеклу.                           название на руках. Хлопок.

Ох!..

И суп овощной оказался неплох!                Показывает, как едят суп.

5. Игра «Что делать?» (Развитие ловкости, координации движений. Активизация глагольного словаря.)

Дети остаются на ковре,     воспитатель предлагает встать лицом в круг и берет мяч.

Воспитатель: Сейчас мы тоже будем готовить из овощей разные блюда. Я бросаю мяч и называю овощ, а вы ловите мяч и рассказываете, как вы будете этот овощ готовить. Капуста.

1-й ребенок: Резать, солить, тушить.

Воспитатель: Картошка.

2-й ребенок: Чистить, резать, жарить, солить.

Воспитатель: Морковь.

3-й ребенок: Чистить, резать, тереть, делать сок.

Воспитатель: Огурец.

4-й ребенок: Мыть, укладывать в банки, мариновать.

Воспитатель: Вот как много всего мы приготовили.

6. Составление рассказа – описания об овощах по схеме. (Развитие связной речи.)

Воспитатель приглашает детей за стол и помещает на наборное полотно предметные картинки с изображением овощей, а также схему составления рассказа.

Воспитатель: Давайте составим рассказ об овощах. Вам поможет вот эта схема. Сначала вы назовете овощ и расскажите, где он растет. Потом опишете, какой он на вид, на ощупь, на вкус, что можно приготовить из него.

1-й ребенок: Это репа. Она растет в огороде на грядке, в земле. Она желтая, круглая, крепкая, гладкая, сладкая. Ее можно тушить. Из нее можно варить кашу.

Таким образом рассказы составляют все дети. Затем     воспитатель убирает картинки с изображением овощей и схему.

8. Оценка работы детей.

Воспитатель предлагает детям рассказать, чем они занимались, что им было особенно интересно. Затем     воспитатель оценивает работу каждого из детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывной образовательной деятельности по математике в подготовительной группе компенсирующей направленности Тема «Гуси – лебеди»

Материал предназначен для детей подготовительной группы компенсирующей направленности, имеющих трудности в обучении...

Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности по образовательной области «Познавательная деятельность» с использованием ИКТ Тема: «Познавательная математика для Незнайки»

Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности по образовательной области «Познавательная деятельность»с использованием И...

Конспект непрерывной образовательной деятельностипо развитию речи и грамоте в подготовительной к школе группе ДАВАЙТЕ ПОМОЖЕМ ЗВЁЗДОЧКАМ! (с использованием игровых технологий, квест-технологии)

Цель:формировать навыки выделения в речи звуков к, г;Задачи:- продолжать учить выделять звуки [К], [Г] из названий картинок;- закреплять умение определять места звуков [К], [Г] в слове;- продолжать уп...

Конспект индивидуального занятия по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР

Формирование коммуникативных и речевых навыков у детей с ЗПР ( РАС) дошкольного возраста в ходе совместной деятельности...

Конспект занятия тпо развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности тема "Овощи"

Цель:   Учить детей составлять описательный  рассказ об овощах с опорой на схему.·        Задачи: Учить детей узнавать овощи по описанию.&middo...