Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности с детьми ТНР Тема НОД: «Огород. Овощи».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Цель: Расширение и активизация словаря по теме «Огород. Овощи». Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных во множественном числе, в родительном падеже, согласование существительных с прилагательными в роде, числе).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.01 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ д/с№6 «Золушка»
Конспект непрерывной образовательной деятельности
по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности с детьми ТНР
Тема НОД: «Огород. Овощи».
Тип НОД: обобщение и систематизация знаний
Воспитатель:
Бирюкова М.А.
г.Шарыпово 2022 г.
Тема «Огород. Овощи.»
Образовательные цели. Расширение и активизация словаря по теме «Огород. Овощи». Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных во множественном числе, в родительном падеже, согласование существительных с прилагательными в роде, числе).
Развивающие цели. Развитие связной речи, зрительного внимания и восприятия, мелкой моторики, координации движений, чувства ритма.
Воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Оборудование. Сухой бассейн с крупой, мелкие деревянные фрукты, игра «В огороде у коза Лизы», предметные картинки по теме «Овощи», план – схема для составления рассказа, мяч .
Формы организации совместной деятельности: игровая, двигательная, продуктивная, коллективная, фронтальная, индивидуальная.
Предшествующая работа по подготовке к НОД: использовала интернет -по изучению технологий, подготовила интеллект-карты, картинки и рисунки «Овощи», дидактические игры.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, муляжей овощей, рисование и лепка овощей, загадывание загадок, рассматривание натуральных овощей, дидактические игры, беседы о выращивании и пользе овощей.
Ход занятия
- Организационный момент. (Объявление темы занятия. Развития мелкой моторики.)
Воспитатель встречает детей у входа в кабинет, организует приветствие, предлагает детям по очереди опустить руку в «сухой» бассейн и достать то, что там спрятано. Дети достают деревянные овощи, проходят в кабинет, садятся за стол.
Воспитатель: положите на стол то, что вы достали из сухого бассейна. Скажите что, это?
1-й ребенок: Морковь.
2-й ребенок: Свекла.
3-й ребенок: Огурец.
4-й ребенок: Помидор.
Воспитатель: Как можно назвать их одним словом?
Дети: Овощи.
Воспитатель: Где растут овощи?
Дети: Овощи растут в огороде, на грядке.
Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим об уборке урожая осенью, научим рассказывать об овощах.
2. Игра «В огороде у козы Лизы». (Расширение и активизация словаря по теме «Овощи». Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже. Образование существительных множественного числа.)
Воспитатель: помещает на магнитную доску игровое поле.
Воспитатель: Коза Лиза тоже убирает урожай у себя в огороде и зовет нас на помощь. Давайте поможем козе Лизе.
Воспитатель раскладывает на столе предметные картинки с изображением овощей.
Воспитатель: Вы должны взять картинку, рассказать о том, какой это овощ, и закрепить картинку рядом с козой Лизой.
1-й ребенок: Это красные помидоры.
2-й ребенок: Это зеленые огурцы.
3-й ребенок: Это красные редиски.
4-й ребенок: Это фиолетовые баклажаны.
Воспитатель: Молодцы. Перечислите, какие еще овощи растут в огороде у козы.
Дети: Картошка, салат, свекла, лук, укроп, репа, перец, петрушка, патиссон.
Воспитатель: Вот какой богатый урожай вырастила коза. Она благодарит вас за помощь, а я могу похвалить вас за то, что вы знаете так много названий овощей и так хорошо рассказали, какие они.
3. Игра «Чего не стало?» (Развитие зрительного восприятия и внимания. Совершенствование грамматического строя речи: употребление существительных в форме родительного падежа в единственном и множественном числе.)
Воспитатель убирает игровое поле, а предметные картинки складывает стопкой, чтобы использовать в следующей игре. Он помещает на магнитную доску четыре картинки.
Воспитатель: А сейчас мы поиграем в игру «Чего не стало?». Посмотрите на картинки. Что на них изображено?
Дети: Баклажан, салат, свекла, помидор.
Воспитатель: Запомните эти названия. Сейчас вы закроете глаза, а я уберу одну картинку. Вы должны будете сказать, чего не стало.
Воспитатель убирает одну из картинок.
Воспитатель: Чего не стало?
Дети: Нет баклажана.
Воспитатель помещает на доску следующий комплект.
Воспитатель: что на картинках изображено?
Дети: Картошка, перец, петрушка, горох.
Воспитатель убирает одну из картинок.
Воспитатель: Чего не стало?
Дети: Нет петрушки.
Воспитатель помещает на доску еще один комплект картинок.
Воспитатель: А что на этих картинках изображено?
Дети: Огурцы, репа, лук, чеснок.
Воспитатель убирает одну из картинок.
Воспитатель: Чего не стало?
Дети: Огурцов.
Воспитатель убирает картинки.
4. Пальчиковая гимнастика «Хозяйка однажды с базара пришла». (Координация речи с движением, развитие мелкой моторики, чувства ритма.)
Воспитатель приглашает детей выйти на ковер и предлагает им сделать пальчиковую гимнастику.
Хозяйка однажды с базара пришла, Приседают, «шагают» пальцами
Хозяйка с базара домой принесла по ковру.
Картошку, капусту, морковку, Загибают по одному пальцу на
Горох, петрушку и свеклу. название на руках. Хлопок.
Ох!..
Вот овощи спор на столе – Попеременно ударяет кулачками и
Кто лучше, вкусней и хлопают в ладоши.
нужней на земле.
Картошку, капусту, морковку, Загибают по одному пальцу на
Горох, петрушку и свеклу? название на руках. Хлопок.
Ох!..
Хозяйка тем временем ножик взяла Стучат ребром ладони.
И ножиком этим крошить начала
Картошку, капусту, морковку, Загибают по одному пальцу на
Горох, петрушку и свеклу. название на руках. Хлопок.
Ох!..
Накрытые крышкою в Складывает руки накрест.
душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке
Картошку, капусту, морковку, Загибают по одному пальцу на
Горох, петрушку и свеклу. название на руках. Хлопок.
Ох!..
И суп овощной оказался неплох! Показывает, как едят суп.
5. Игра «Что делать?» (Развитие ловкости, координации движений. Активизация глагольного словаря.)
Дети остаются на ковре, воспитатель предлагает встать лицом в круг и берет мяч.
Воспитатель: Сейчас мы тоже будем готовить из овощей разные блюда. Я бросаю мяч и называю овощ, а вы ловите мяч и рассказываете, как вы будете этот овощ готовить. Капуста.
1-й ребенок: Резать, солить, тушить.
Воспитатель: Картошка.
2-й ребенок: Чистить, резать, жарить, солить.
Воспитатель: Морковь.
3-й ребенок: Чистить, резать, тереть, делать сок.
Воспитатель: Огурец.
4-й ребенок: Мыть, укладывать в банки, мариновать.
Воспитатель: Вот как много всего мы приготовили.
6. Составление рассказа – описания об овощах по схеме. (Развитие связной речи.)
Воспитатель приглашает детей за стол и помещает на наборное полотно предметные картинки с изображением овощей, а также схему составления рассказа.
Воспитатель: Давайте составим рассказ об овощах. Вам поможет вот эта схема. Сначала вы назовете овощ и расскажите, где он растет. Потом опишете, какой он на вид, на ощупь, на вкус, что можно приготовить из него.
1-й ребенок: Это репа. Она растет в огороде на грядке, в земле. Она желтая, круглая, крепкая, гладкая, сладкая. Ее можно тушить. Из нее можно варить кашу.
Таким образом рассказы составляют все дети. Затем воспитатель убирает картинки с изображением овощей и схему.
8. Оценка работы детей.
Воспитатель предлагает детям рассказать, чем они занимались, что им было особенно интересно. Затем воспитатель оценивает работу каждого из детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывной образовательной деятельности по математике в подготовительной группе компенсирующей направленности Тема «Гуси – лебеди»
Материал предназначен для детей подготовительной группы компенсирующей направленности, имеющих трудности в обучении...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по логоритмике в подготовительной группе компенсирующей направленности Тема «Лесное происшествие»
Материал можно использовать для работы с детьми, имеющими трудности в обучении....

Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности по образовательной области «Изобразительная деятельность» с использованием ИКТ Тема: «Путешествие по весенним дорожкам
уточнить представления детей о характерных признаках весны...

Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности по образовательной области «Познавательная деятельность» с использованием ИКТ Тема: «Познавательная математика для Незнайки»
Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности по образовательной области «Познавательная деятельность»с использованием И...

Конспект непрерывной образовательной деятельностипо развитию речи и грамоте в подготовительной к школе группе ДАВАЙТЕ ПОМОЖЕМ ЗВЁЗДОЧКАМ! (с использованием игровых технологий, квест-технологии)
Цель:формировать навыки выделения в речи звуков к, г;Задачи:- продолжать учить выделять звуки [К], [Г] из названий картинок;- закреплять умение определять места звуков [К], [Г] в слове;- продолжать уп...

Конспект индивидуального занятия по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР
Формирование коммуникативных и речевых навыков у детей с ЗПР ( РАС) дошкольного возраста в ходе совместной деятельности...

Конспект занятия тпо развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности тема "Овощи"
Цель: Учить детей составлять описательный рассказ об овощах с опорой на схему.· Задачи: Учить детей узнавать овощи по описанию.&middo...