Конспект НОД по ознакомлению с окружающим в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи "К нам весна шагает..."
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Уточнение и активизация словаря по теме «Весна».

Закрепить знания о признаках весны.

Продолжить формировать представления о весенних природных явлениях.

Закрепить знания о родственных словах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod.vesna_.docx205.12 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим  в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи:  «К нам весна шагает…»

Подготовила воспитатель

старшей группы

компенсирующей направленности

для  детей с ТНР

МБДОУ «Ягодка», г. Ноябрьск

Белая Вера Николаевна

Задачи:

Образовательные:

Уточнение и активизация словаря по теме «Весна».

Закрепить знания о признаках весны.

Продолжить формировать представления о весенних природных явлениях.

Закрепить знания о родственных словах.

Коррекционные:

Развитие артикуляционного аппарата.

Развитие и коррекция звукопроизношения и устной речи.

Учить образовывать множественное число существительных, правильно употреблять падежные окончания.

Закрепить способы словообразования.

Развитие выразительной речи.

Развитие мелкой и общей моторики, речевого дыхания.

Воспитательные:

Прививать любовь к родной природе.

Воспитывать интерес и любовь к русской поэзии.

Предварительная работа:

Рассматривание картин И.Левитана «Большая вода», «Март», Б.Бакшева «Голубая весна». Чтение сказки Э. Шим «Камень, ручей, сосулька и солнце», С.Я. Маршака. «Весенняя песенка» (из сказки «12 месяцев»). Наблюдение за весенними природными явлениями.

ХОД НОД.

-Ребята, перед вами на карточке зашифрованное слово. Разгадав его, мы узнаем о чем будем говорить на занятии. Назовите первые звуки в словах, а затем сложите их вместе в слово. (виноград, ель, санки, ножницы, ананас).

C:\Users\USER\Downloads\135329.jpgC:\Users\USER\Downloads\134042.jpgC:\Users\USER\Downloads\sled5.jpgC:\Users\USER\Downloads\Risunok-nozhnits-karandashom.jpgC:\Users\USER\Downloads\final.jpg

Правильно, это слово – весна. Сегодня мы поговорим об этом времени года.

Игра с мячом в кругу.

-Назовите весенние месяцы.

-Весна какая? (дождливая, ветреная, теплая, холодная, долгожданная).

-Назовите весенние природные явления. (капель, распускание почек, пробуждение природы, ледоход, прилёт птиц, день становится длинным, проталины).

Воспитатель: Ребята, проходите, садитесь, отгадайте загадку:

Что растёт вершиной вниз?

Воспитатель: Молодцы. Это сосулька. Ребята, из чего состоит сосулька? (Это замерзшие капельки воды, превратившиеся в лед.) Обратите внимание, что сосульки образуются только на солнечной стороне дома. Почему? (Снег подтаивает и стекает в капельки, которые не успевают упасть с крыши и замерзают). Это явление, таяния сосулек, назвали капелью. Это весеннее природное явление.

Упражненияна укрепление мышц языка «Сосулька тает» (открыть рот, вытянуть «острый» язык, затем опустить «широкий» язык на нижнюю губу. Чередовать положения «острого» и «широкого» языка.

«Лужи» (открыть рот, положить «широкий « язык на нижнюю губу, чуть-чуть сдвинув его сначала в левую, затем в правую сторону. «Капель стучит по крыше» ( поднять кончик языка за верхние зубы и произносить «тдд-тдд-тдд»). «Лопаются почки на деревьях» (подвести «широкий» язык под верхнюю губу и пощелкать).

Воспитатель:Зима на прощанье приготовила для нас загадки.. 
Зимой на ветках яблоки, 
Скорей их собери! 
И вдруг вспорхнули яблоки, 
Ведь это … (снегири)

Что за звёздочки сквозные 
На пальто и на платке, 
Все сквозные, вырезные, 
А возьмёшь вода в руке. (снежинки)

Он слетает белой стаей 
И сверкает на лету, 
Он звездой прохладной тает 
На ладони и во рту. (снег)

Жил я посреди двора, 
Где играет детвора, 
Но от солнечных лучей 
Превратился я в ручей. (снеговик) 

Внучка с дедом бородатым 
Каждый год среди зимы 
Дарит радость нам, ребятам, 
С ними веселимся мы. (Снегурочка)

Воспитатель: Снегири, снежинки, снег, снеговик, снегурочка. Ребята, это какие слова? Правильно, это родственные слова. Слова, которые имеют общую (одинаковую) часть и сходны по смыслу, называются родственными. Давайте сейчас подберем родственные слова к слову весна. (весенний, веснянка, веснушки), вода (водний, водяной, водопад, водовоз ,водопровод, подводник).

Воспитатель: Ребята, на ваших столах листы бумаги, переверните их. Соедините точки и определите какой получился предмет. (скворечник, подснежник,  снеговик,  скворец, число 8, солнце, тучка).

-Составьте предложения с данным словом.

Воспитатель: Ребята, расскажите за что вы любите весну?

Пальчиковая гимнастика.

Вырос цветок на весенней полянке

Нежную голову робко поднял

(дети соединяют плотно ладони и поднимают их перед собой)

Ветер подул - он качнулся неловко,

Он испугался, затрепетал,

(покачивают ладонями, медленно, быстро)

Ветер бутоны качает упрямо

Вперед и назад, налево, направо.

(наклоняют ладони соответственно вперед, назад, влево, вправо).

Воспитатель: В старину весну закликали(зазывали). Давайте и мы зазовём весну.

Сна-сна-сна-к нам пришла весна.

Сне-сне-сне –рады мы весне.

Пели-пели-пели –звонкие метели.

Ели-ели-ели-птицы прилетели.

Очки-очки-очки-распустились почки.

Физкультминутка

Солнышко, солнышко, золотое донышко!

Гори, гори ясно, чтобы не погасло!

(идут по кругу)

Побежал в саду ручей,

(бегут по кругу)

Прилетели сто грачей,

(машут руками).

А сугробы тают, тают,

(приседают).

А цветочки подрастают

(поднимают руки вверх).

Воспитатель:  Ребята, мы с вами очень ждали прихода весны. Наблюдали за тем, как день становился длиннее, а солнце светило ярче, как появилась капель. Днем на солнце тает снег и струйки воды тайно собираются подо льдом. Сугробы чернеют и оседают. Мы почувствовали теплый весенний воздух. Мы следим за каждым шагом весны. Весна колдует, а природа ей в ответ улыбается. Русские поэты , писатели посвятили весне много прекрасных, взволнованных слов. Ребята, кто знает стихотворения о весне?

А. Майков

Ласточка примчалась

Из-за бела моря,

Села и запела:

«Как, февраль, ни злися,

Как ты, март, ни хмурься,

Будь хоть снег, хоть дождик -

Всё весною пахнет!»

Ф.Тютчев

Зима недаром злится,

Прошла её пора —

Весна в окно стучится

И гонит со двора.

 

И всё засуетилось,

Всё нудит Зиму вон —

И жаворонки в небе

Уж подняли трезвон.

И. Токмакова

К нам весна шагает быстрыми шагами,

И сугробы тают под её ногами.

Черные проталины на полях видны.

Верно, очень теплые ноги у весны. 

Гимнастика для глаз: Расцвели первые цветы и появились насекомые. На наши цветы прилетел шмель. Давайте проследим, как он перелетает с цветка на цветок.

Воспитатель:

Ребята, что понравилось вам на занятии?

-А мне понравилось, как вы выразительно читали стихотворения, как отвечали на поставленные вопросы, понравилась ваша активность на занятии.

-Ребята, можно есть льдинки? Почему? (холодные, грязные, можно заболеть).

-Я подарю вам сладкие разноцветные льдинки, от которых горло не болит.(леденцы).

Литература:

1.Т.А. Третьякова, С.Б. Суровцева, О.В. Кирьянова «Комплексные занятия с детьми 6-7 лет», Издательство «Учитель», 2010г.

2.Т.В. Вострухина, Л.А. Кондрыкинская «Знакомим с окружающим миром детей 5-7 лет». Творческий Центр СФЕРА, Москва 2011г.

3.О.С. Рудик «Развитие речи детей 6-7 лет в свободной деятельности», Творческий Центр СФЕРА, Москва 2010г.

4. И.Н. Александрина «Изучение родственных слов при работе с детьми с ОНР», Логопед,2008 №1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с речевыми нарушениями

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе компенсирующей направленностидля детей с речевыми нарушениями «Профессия строитель»...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР. Тема: "Путешествие на Крайний север России"

Занятие позволяет: закрепить знание детей о ЯНАО: народах, своеобразии быта людей (жилища, одежда, труд), растительном и животном мире, дать детям возможность почувствовать красоту природы Севера,разв...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим в старшей группе компенсирующей направленности

Цель: Продолжать знакомить детей с малой Родиной.Задачи:Знакомить с достопримечательностями  родного города;уточнить и закрепить понятие «город»; название города; основателя города; н...

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи от 6 – 7 лет Тема: «Ягоды нашего края»

Обобщить у детей представления о многообразии и полезных свойствах ягод нашего края.Обобщить у детей представления о многообразии и полезных свойствах ягод нашего края.Обобщить у детей представления о...

Конспект ООД по ознакомлению с природой в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР Тема: «Заяц, медведь, еж – лесные обитатели»

Цель: формирование представлений о лесе как целостной гармонично развивающейся системе, расширение представлений детей о многообразии живой природы родного края. Задачи:Формировать первоначальные...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в группе компенсирующей направленности для детей 6 - 7 лет с ТНР по теме: «Покорители космоса»

Муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное  учреждение детский  сад  № 37 г. Новочеркасска        Конспект занятия по ознакомлению ...