Конспект подгруппового занятия по развитию фонетической стороны речи на тему: «Волшебный сундучок. Звук [М]»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Шадрина Марианна Марковна

Цели:

коррекционно-образовательные:

- уточнить и расширить знания детей о звуке [м], дать ему характеристику;

- закрепить произношение звука [м] в слогах, словах;

- упражнять в определении места звука [м] в слове;

- продолжать учить детей звуковому анализу и синтезу слова;

- активизировать речевую деятельность детей;

коррекционно-развивающие:

- развивать фонематический слух и фонематическое восприятие;

- развивать интонационную выразительность речи;

- развивать зрительное и слуховое внимание, мышление;

- развивать мелкую и общую моторику;

- развивать мимическую выразительность речевых мышц;

коррекционно-воспитательные:

- воспитывать усидчивость, доброжелательное отношение друг другу;

Материал:

Картинки, схемы, фишки красного, синего, зеленого цвета, Волшебный сундучок, медвежонок, коктейльные трубочки, стол с песком, куб, магниты, мешок, настольные зеркала, сигнальные карточки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_volshebnyy_sunduchok._zvuk_m.docx29.09 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением

деятельности по познавательном-речевому развитию детей №43 «Улыбка»

городского округа «Город Якутск»

___________________________________________________________________

г. Якутск, ул. Кулаковского, 6/1, т/ф: 33-61-49

Конспект

Подгруппового занятия по развитию фонетической стороны речи

на тему:

«Волшебный сундучок. Звук [М]»

Учитель-логопед

Шадрина М.М.

г. Якутск 2024

Цели:

коррекционно-образовательные:

- уточнить и расширить знания детей о звуке [м], дать ему характеристику;

- закрепить произношение звука [м] в слогах, словах;

- упражнять в определении места звука [м] в слове;

- продолжать учить детей звуковому анализу и синтезу слова;

- активизировать речевую деятельность детей;

коррекционно-развивающие:

- развивать фонематический слух и фонематическое восприятие;

- развивать интонационную выразительность речи;

- развивать зрительное и слуховое внимание, мышление;

- развивать мелкую и общую моторику;

- развивать мимическую выразительность речевых мышц;

коррекционно-воспитательные:

- воспитывать усидчивость, доброжелательное отношение друг другу;

Материал:

Картинки, схемы, фишки красного, синего, зеленого цвета, Волшебный сундучок, медвежонок, коктейльные трубочки, стол с песком, куб, магниты, мешок, настольные зеркала, сигнальные карточки.

Ход занятия:

I. Вводная часть. 

- Здравствуйте, ребята!

(Дети стоят в кругу).

Мимическое упражнение.

Как хорошо, когда ты улыбаешься,
Как хорошо, когда ты удивляешься,
Но как же нам невесело,
Когда ты сердишься и огорчаешься.

- Но мы не будем унывать, ведь у нас сегодня гости. Давайте улыбнемся и скажем им: «Здравствуйте».

Сегодня в гости к нам пришел медвежонок Миша. Посмотрите, что он принес - это Волшебный сундучок, посмотрим, что внутри?

- Медвежонок Миша приготовил нам задания. (Внутри сундучка лежат конверты с заданиями)

II Основная часть.

1 конверт – Посмотрим, что у нас с вами в первом конверте.

Отгадайте загадки, которые медвежонок Миша приготовил для вас:

- Маленький рост, длинный хвост, серая шубка, острые зубки (Мышка)

- Без рук рисует, Без зубов кусает, не огонь, а жжется (Мороз)

- Не снег, А белое всегда. Хоть и течет, А не вода (Молоко)

Мышка, Мороз, Молоко – какой первый звук в словах-отгадках?

А какой первый звук в имени медвежонка Миши?

Кто догадался, какой звук сегодня именинник? (Ответы детей)

Работа с зеркалами.

Артикуляционная гимнастика

- Поставьте на стол зеркала. Сделаем артикуляционную гимнастику:

а) Улыбаются лягушки – тянут губки прямо к ушкам («Улыбка» с сомкнутыми губами);

б) Подражаю я слону – губы «хоботом» тяну;

в) Язычок широкий, гладкий – получается «лопатка»

Пальчиковая гимнастика

- Посмотрите в зеркало, давайте три раза по моей команде произнесем звук [М].

- Что делают наши губки? (губы сомкнуты, зубы чуть – чуть разомкнуты)

- Где находится наш язычок? (язычок спокойно

лежит внизу)

- Есть ли преграда на пути воздушной струйки (показ картинки), когда мы произносим звук [М]? Что является преградой? Если есть преграда, то какой это звук: гласный или согласный?

- Положите руку на горлышко, произнесем два раза звук [М]. Наш голосовой моторчик работает или молчит?

Наш моторчик работает, значит, звук [М] – глухой или звонкий? Звук [М] твердый или мягкий? Каким цветом мы будем обозначать звук [М]? Согласный твердый звук.

- Давайте мы с вами вспомним, чем отличаются звуки от букв? – звуки мы слышим, а буквы видим. 

- Посмотрим, что еще у нас в Волшебном сундучке?

2 конверт – Что у нас во втором конверте? Это трубочки.

Ребята, подойдите к столу с песком. С помощью трубочек подуйте на песок, чтобы у вас получились дорожки и, найдя карточку в песке, назовите, что на ней нарисовано. (Ребята выполняют задание и называют: Мак, Дом, Комар, Лимон, Сом, Мох).

- Давайте пройдем на свои места.

- Посмотрите на мою карточку, что там нарисовано «?» - Машина.

Какой первый звук в слове Машина? – «М».

Где находится звук [М] в слове Машина в начале, в середине или в конце? (Ответы детей)

Хорошо! Теперь посмотрим на ваши картинки и определим место звука [М] в словах. (Каждый ребенок по очереди называет свою картинку и место звука в слове)

- Давайте посмотрим, что еще у нас в Волшебном сундучке?

3 конверт – Конверт №3. Что у нас в третьем конверте? Тут картинка Мешка. В слове Мешок есть звук [М]? (Ответы детей)

- Ребята, вы видите где-нибудь Мешок? (дети находят мешок, в нем спрятан куб)

- Посмотрите, какой интересный куб. Обратите внимание: на его гранях много разных карточек.

Правильно! (Логопед снимает любую карточку с куба, называет что на ней нарисовано. На доске схемы количества слогов в слове под номерами)

Ребята, как мы можем определить сколько слогов в слове? – Прохлопать слово, сколько хлопков, столько слогов.

Верно! У меня карточка МАШИНА. Приготовьте ладошки, прохлопаем слово МА-ШИ-НА.

Сколько хлопков?- 3 хлопка.

Сколько слогов?- 3 слога.

Посмотрите, на доске 4 схемы, какая схема подходит для слова из 3-х слогов?

-Третья схема из 3-х частей!

(Дети по очереди выходят к доске, называют что нарисовано на карточке и, определив количество слогов, примагничивают к нужной схеме.)

Все справились, молодцы!

- Достаем 4 конверт из нашего Волшебного сундучка?

4 конверт – Медвежонок Миша нам приготовил сигнальные карточки-светофорчики! Сейчас я буду произносить разные звуки, как только услышите звук [М], поднимите сигнальную карточку: А, У, М, П, С, М, Т, К, М, И, П, М.

- Приготовьте ладошки. Сейчас я буду произносить разные слоги, как только вы услышите слог с звуком [М], хлопните в ладоши: МА, ТА, КО, МУ, ПУ, СА, МЫ, ЛУ, ДУ, МЭ.

Встаньте, руки на поясе:

- Я буду произносить разные слова, как только вы услышите слово со звуком [М], топните правой ногой: самолет, крыша, макет, сумка, подсолнух, стул, диван, мел, пушка, пол, сок, помидор….

Физкультминутка

Логопед: Встаньте около своих мест:

- Мы сейчас не девочки, не мальчики,

Все сейчас мы превратимся в медведей,

Мишка ищет мёд

По лесу медведь идёт,

Этот мишка ищет мёд.

Он голодный, невесёлый.

Где живут лесные пчёлы? (Ходьба на месте.)

То направо повернётся,

То налево поглядит.

Где здесь рой пчелиный вьётся?

Кто среди кустов жужжит? (Повороты направо и налево.)

- Последний конверт в Волшебном сундучке.

5 конверт - Что у нас в пятом конверте? Ребята здесь написано, что у вас под стульчиками что-то спрятано, давайте посмотрим.

(У детей под стульчиками находятся картинки – Мак, Мука, Мотор, Мыло, Море, Мох).

Ребята, у вас на столе кружки синего, красного, зеленого цвета. Для чего они нам нужны? - Чтобы выкладывать схему слова.

Правильно! Значит, вам необходимо определить каждый звук и выложить нужную схему, используя цветные кружочки.

(Дети на партах выкладывают схемы к словам, логопед проверяет, Пр-р: «ЛАМПА» (С,К,С,С,К))

III. Заключительная часть.

Ребята! Вы большие молодцы, замечательно справились с такими сложными заданиями. Давайте заглянем в наш «Волшебный сундучок» медвежонок Миша приготовил для вас угощения!!

- О каком звуке мы сегодня говорили?

- Кто приходил к нам в гости?

- Как вы думаете, Миша захочет еще раз к нам прийти, поиграть, позаниматься с вами?

- Я тоже так думаю, потому что вы меня сегодня порадовали и Мишу тоже.

I. Вводная часть. 

- Здравствуйте, ребята!

(Дети стоят в кругу).

Мимическое упражнение.

Как хорошо, когда ты улыбаешься,
Как хорошо, когда ты удивляешься,
Но как же нам невесело,
Когда ты сердишься и огорчаешься.

- Но мы не будем унывать, ведь у нас сегодня гости. Давайте улыбнемся и скажем им: «Здравствуйте».

Сегодня в гости к нам пришел медвежонок Миша. Посмотрите, что он принес - это Волшебный сундучок, посмотрим, что внутри?

- Медвежонок Миша приготовил нам задания.

1 конверт – Посмотрим, что у нас с вами в первом конверте.

Отгадайте загадки, которые медвежонок Миша приготовил для вас:

- Маленький рост, длинный хвост, серая шубка, острые зубки (Мышка)

- Без рук рисует, Без зубов кусает, не огонь, а жжется (Мороз)

- Не снег, А белое всегда. Хоть и течет, А не вода (Молоко)

Мышка, Мороз, Молоко – какой первый звук в словах-отгадках?

А какой первый звук в имени медвежонка Миши?

Кто догадался, какой звук сегодня именинник? (Ответы детей)

Работа с зеркалами.

Артикуляционная гимнастика

- Поставьте на стол зеркала. Сделаем артикуляционную гимнастику:

а) Улыбаются лягушки – тянут губки прямо к ушкам («Улыбка» с сомкнутыми губами);

б) Подражаю я слону – губы «хоботом» тяну;

в) Язычок широкий, гладкий – получается «лопатка»

Пальчиковая гимнастика

- Посмотрите в зеркало, давайте три раза по моей команде произнесем звук [М].

- Что делают наши губки? (губы сомкнуты, зубы чуть – чуть разомкнуты)

- Где находится наш язычок? (язычок спокойно лежит внизу)

- Есть ли преграда на пути воздушной струйки (показ картинки), когда мы произносим звук [М]? Что является преградой? Если есть преграда, то какой это звук: гласный или согласный?

- Положите руку на горлышко, произнесем два раза звук [М]. Наш голосовой моторчик работает или молчит?

Наш моторчик работает, значит, звук [М] – глухой или звонкий? Звук [М] твердый или мягкий? Каким цветом мы будем обозначать звук [М]? Согласный твердый звук.

- Давайте мы с вами вспомним, чем отличаются звуки от букв? – звуки мы слышим, а буквы видим. 

2 конверт – Что у нас во втором конверте? Это трубочки.

Ребята, подойдите к столу с песком. С помощью трубочек подуйте на песок, чтобы у вас получились дорожки и, найдя карточку в песке, назовите, что на ней нарисовано. (Ребята выполняют задание и называют: Мак, Дом, Комар, Лимон, Сом, Мох).

- Давайте пройдем на свои места.

- Посмотрите на мою карточку, что там нарисовано «?» - Машина.

Какой первый звук в слове Машина? – «М».

Где находится звук [М] в слове Машина в начале, в середине или в конце? (Ответы детей)

Хорошо! Теперь посмотрим на ваши картинки и определим место звука [М] в словах. (Каждый ребенок по очереди называет свою картинку и место звука в слове)

3 конверт – Конверт №3. Что у нас в третьем конверте? Тут картинка Мешка. В слове Мешок есть звук [М]? (Ответы детей)

- Ребята, вы видите где-нибудь Мешок? (дети находят мешок, в нем спрятан куб)

- Посмотрите, какой интересный куб. Обратите внимание: на его гранях много разных карточек.

Правильно! (Логопед снимает любую карточку с куба, называет что на ней нарисовано. На доске схемы количества слогов в слове под номерами)

Ребята, как мы можем определить сколько слогов в слове? – Прохлопать слово, сколько хлопков, столько слогов.

Верно! У меня карточка МАШИНА. Приготовьте ладошки, прохлопаем слово МА-ШИ-НА.

Сколько хлопков?- 3 хлопка.

Сколько слогов?- 3 слога.

Посмотрите, на доске 4 схемы, какая схема подходит для слова из 3-х слогов?

-Третья схема из 3-х частей!

(Дети по очереди выходят к доске, называют что нарисовано на карточке и, определив количество слогов, примагничивают к нужной схеме.)

Все справились, молодцы!

4 конверт – Медвежонок Миша нам приготовил сигнальные карточки-светофорчики! Сейчас я буду произносить разные звуки, как только услышите звук [М], поднимите сигнальную карточку: А, У, М, П, С, М, Т, К, М, И, П, М.

- Приготовьте ладошки. Сейчас я буду произносить разные слоги, как только вы услышите слог с звуком [М], хлопните в ладоши: МА, ТА, КО, МУ, ПУ, СА, МЫ, ЛУ, ДУ, МЭ.

Встаньте, руки на поясе:

- Я буду произносить разные слова, как только вы услышите слово со звуком [М], топните правой ногой: самолет, крыша, макет, сумка, подсолнух, стул, диван, мел, пушка, пол, сок, помидор….

Физкультминутка

Логопед: Встаньте около своих мест:

- Мы сейчас не девочки, не мальчики,

Все сейчас мы превратимся в медведей,

Мишка ищет мёд

По лесу медведь идёт,

Этот мишка ищет мёд.

Он голодный, невесёлый.

Где живут лесные пчёлы? (Ходьба на месте.)

То направо повернётся,

То налево поглядит.

Где здесь рой пчелиный вьётся?

Кто среди кустов жужжит? (Повороты направо и налево.)

5 конверт - Что у нас в пятом конверте? Ребята здесь написано, что у вас под стульчиками что-то спрятано, давайте посмотрим.

(У детей под стульчиками находятся картинки – Мак, Мука, Мотор, Мыло, Море, Мох).

Ребята, у вас на столе кружки синего, красного, зеленого цвета. Для чего они нам нужны? - Чтобы выкладывать схему слова.

Правильно! Значит, вам необходимо определить каждый звук и выложить нужную схему, используя цветные кружочки.

(Дети на партах выкладывают схемы к словам, логопед проверяет, Пр-р: «ЛАМПА» (С,К,С,С,К))

III. Заключительная часть.

Ребята! Вы большие молодцы, замечательно справились с такими сложными заданиями. Давайте заглянем в наш «Волшебный сундучок» медвежонок Миша приготовил для вас угощения!!

- О каком звуке мы сегодня говорили?

- Кто приходил к нам в гости?

- Как вы думаете, Миша захочет еще раз к нам прийти, поиграть, позаниматься с вами?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по формированию фонетической стороны речи в старшей группе « ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ [А], [У], [И] »

Занятие для детей 5-6 лет с ОНР. На данном занятии дети закрепляют понятие "гласный звук", учатся определять гласный звук в  начале слова, закрепляют графические образы букв А,У,И....

Конспект занятия по развитию фонетической стороны речи и обучению грамоте "Звук и буква Ч"

занятие по развитию фонетической стороны речи и обучению грамоте...

Конспект логопедического занятия по формированию фонетической стороны речи в старшей группе для детей с ОНР на тему «Дифференциация звуков К – Т»

В конспекте занятия представлен материал, нацеленный на закрепление знаний  детей о согласных звуках, на различение звуков К и Т в слогах, словах и предложениях....

Конспект подгруппового занятия по развитию интонационной стороны речи для детей 6-7 лет с ОНР III-IV уровня.

Конспект подгруппового занятия " Помоги Буратино и его друзьям" на развитие интонационной стороны речи. Данный конспект предназначен для детей 6-7 лет с ОНРIII-IV уровня....

Конспект логопедического занятия по формированию фонетической стороны речи в старшей группе по теме:" Дифференциация звуков [к-т]"

План-конспект подгруппового логопедического занятия для детей с общим недоразвитием речи III уровня по формированию фонетической стороны речи в старшей группе по теме: "Дифференциация звуков [к-т...

Конспект логопедического занятия по формированию фонетической стороны речи для детей старшей группы по теме: «Дифференциация звуков [ А, У, И, О ]»

Упражнять детей в выделении и различении гласных звуков [ А, У, И, О ] на слух и в произношении с использованием символов Т.А.Ткаченко....

Конспект занятия по развитию фонетической стороны речи для детей старшей группу с ТНР по теме Звук Э

Конспект занятия по развитию фонетической стороны речи для детей старшей группу с ТНР по теме Звук Э...