Перспективный тематический план занятий по развитию фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте у детей подготовительной группы
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Смекалина Наталья Сергеевна

 Планирование на год. В планировании представлены  варианты работы по: развитию фонематического-восприятия, звуко-слоговому анализу, грамматическому строю, активной лексике, развитию мелкой и общей моторики  на каждый пройденный звук

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspektivnoe_tematicheskoe_planirovanie_-_podg._gr.docx34.59 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ школа 1747 ДО «Олененок»

Перспективный тематический план занятий по развитию фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте у детей подготовительной группы

Учитель-логопед: Смекалина Наталья Сергеевна

Москва 2018г.

Перспективный тематический план занятий по развитию фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте у детей подготовительной группы

Недели,

Темы

(Звук и буква)

Дата проведения

Развитие фонемати-ческого восприя-тия

Звуко-слоговой анализ

Грамматический строй

Лексика Активная

Развитие общей и мелкой мотори-ки

Работа над развитием дыхания и голоса

Сентябрь

1-2

Обследование речевого развития детей

3

Различаем речевые и неречевые звуки

4

Звук и буква У

(-Акустическо-артикуляцион-ный образ звука;

- связь звука и буквы;

- Закрепление звука в слогах, словах, предл-ях, в тексте)

Выделение на слух звука из ряда звуков, слогов, слов.

Подбор картинок со звуком У  вначале.

Выделение начального гласного.

Договаривание предложений по картинкам (И.п. и В.п. единственного числа существительных)

Утюг, удав, улитка, утенок, ухо, уход, паук, умывальник, буквы, удод, дуб, дудка, кухня

«Дует, дует ветер…»

«Ветер по лесу гулял..»

Печатаем букву.

Развитие диафрагмаль-ного дыхания,  произнесение звука У громко-тихо

Звук и буква А

(См.выше)

«Хлопай, не зевай»

«Выдели звук»

«Поймай звук

Анализ звукового ряда из двух гласных

Договаривание предложений  (косвенные падежи ед. числа существительных)

Автомат, Альбион, айва, антенна, аллея, автомобиль, ателье, танк, мак, вата, ванна, панама, аптека

«Дует, дует ветер…»

«Ветер по лесу гулял..»

Печатаем букву.

Развитие диафрагмаль-ного дыхания,  

произнесение звука  шепотом-громко-тихо-беззвучно

Октябрь

1

Звуки  У-А

(-Акустическо-артикуляци-онный образ звука;

- связь звука и буквы;

- Закрепление звука в слогах, словах, предложениях, в тексте)

Воспроизве-дение звуковых рядов из трех гласных звуков. Анализ звукового ряда из трех гласных

Род существительных (соотнесение с количественным числительным один, одна, одно)

утюг, удав, улитка, ухо, утенок, утка, альбом, антенна, автомат, автомобиль, умывальник

«Листья осенние тихо кружатся..»

 «На березе, на осине…

Печатаем букву.

Распев гласных звуков. Произнесение на твердая атаке голоса.

звук и буква И

(см. выше)

Отобрать и назвать картинки со звуком И в середине слова. Игра «Домик»

Анализ звукового ряда из трех гласных

Именительный падеж множественного числа существительных на -и, -а

Ива, Иван, Инна, индюк, Илья, липа, лифт, лилия, малина, калина, бинт, нитки, книга, будильник, иней

«Ветер»

Печатаем букву.

Развитие диафрагмаль-ного дыхания, голосовые упражнения

2

Звук и буква

О

(см. выше)

Выделение на слух звука из ряда звуков, слогов, слов.

Воспроизведение слоговых рядов (прямые слоги). Выделение ударного гласного после согласного

Родительный падеж множественного числа существительных.

Составление предложений со словом много

Конь, кот, дом, ком, лимон, каток, окна, пальто, вагон, венок, бидон, батон, хобот, альбом, двойка, ноги, мох, охотник, пион, удод, мойка, подкова

Печатаем букву.

Вдох и выдох через нос.

Голосовые упр-я (на одном выдохе звуки ИО)

А, У, И, О

Выделение на слух звука из ряда звуков, слогов, слов

Выделение первого и последнего звука в словах

Именительный падеж множественного числа существительных на –ы, -и, а.

См. выше

Изображение гл. букв с помощью поз, движений

Вдох ртом, выдох носом.

Голосовые упр-я

3

Звук и буква

М-Мь

(см. выше)

Выделение на слух звука из ряда звуков, слогов, слов.

«Домик»

Выделение начального согласного. Звуковой анализ слов типа мак, Тима

Деформированная фраза. Большая буква (имена людей)

Мак, мох, майка, комната, муха, альбом, малина, мойка, маяк, лимон, атомоход, автомат, панама, дом, дым, мебель, медведь, пулемет

Печатаем букву.

«Кошка»

«Идет коза…»

Вдох ртом, выдох носом.

Голосовые упр-я

звук и буква

К-Кь

(см. выше)

Выделение на слух звука из ряда звуков, слогов, слов.

Выделение слов со зв. К-Кь из текста.

Преобразова-ние обратных слогов в прямые. Воспроизве-дение слоговых рядов (обратные и прямые слоги)

Родительный падеж единственного числа существительных.

Составление рассказа с помощью вопросов

Конь, кот, коньки, книга, танк, индюк, мак, маяк, венок, кухня, охотник, кубики, клюква, копейка, юбка, ботинки, конфета, будильник, паук

«Дождик»

Печатаем букву.

Развитие диафрагмаль-ного дыхания, голосовые упражнения (повышение и понижение голоса при произнесении гласных звуков)

4

Звук и буква

Н-Нь

(см. выше)

Выделение на слух звука из ряда звуков, слогов, слов.

«Домик»

Деление слов на слоги. Место звука в слове.

Звуко-слоговой анализ слова сани

Предлоги на, с. Словообразование сложных слов

Сложные слова: снегопад, сенокос, садовод, вездеход, лесовод, атомо-ход, медонос, нефтебаза...

Запретное движение

Вдох через нос, выдох ртом.голос.  упр. – работа над звонкос-тью голоса

Н-М

«Подумай и не торопись»

Учить диф-ть звуки М-Н в слогах, словах и предложениях

- развивать навыки словообразования

Кино, великан, сон, гиппопотам, молоко, штаны

«Ежик»

Вдох через нос, выдох ртом.

голос. упр. – работа над звонкостью голоса

Ноябрь

1

Звук и буква

Ы

(см. выше)

Выделение на слух звука из ряда звуков, слогов, слов.

Выделение ударного гласного после согласного

Именительный падеж множественного числа существительных на -ы. Притяжательные прилагательные на -ин-.

Дым, дыня, тыкаа, ягоды, тюльпаны, панамы; существительные на -ы во множественном числе

Печатаем букву. «Опята»

Вдох ртом, выдох носом.

Голосовые упр-я

2

звук и буква

П-Пь

(см. выше)

Выделение на слух звука из ряда звуков, слогов, слов.

Выделение слов со зв. П и Пь из текста.

Выделение последнего глухого согласного. Звуковой анализ и синтез обратного слога типа ап

Составление предложений по сюжетным картинкам по образцу. Согласование глаголов настоящего времени с существительными

Пион, подвода, павлин, панама, пеликан, петух, пальто, пулемет, паук, попугай, пять, поляна, липа, пень, подкова, плита, петунья

«Урожай»

«Овощи»

Печатаем букву.

Развитие диафрагмаль-ного дыхания, голосовые упражнения (повышение и понижение голоса при произнесении гласных звуков)

звук и буква

Т-Ть

(см. выше)

Воспроиз-ведение слогового ряда со сменой ударного слога

Звуковой анализ обратного слога типа ут. Воспроизве-дение слоговых рядов (обратные слоги)

Составление предложений по сюжетным картинкам с помощью вопросов. Согласование количественных числительных 1, 2, 5 и существительных

Танк, туфли, вата, утка, дом, дым, кит, кот, бинт, бант, каток, пулемет, охотник, хобот, петух, тыква, тапки, калитка, кофта, лифт, билет,

Витя, Митя,  Костя, телефон, телеграф, плеть, бежать,

«Компот»

Речевая ритмика , упр-я на длител-ть выдоха

3

П-Т-К

Воспрои-зведение слоговых рядов

Воспроизве-дение слоговых рядов типа па- та-ка. Звуковой анализ прямого слога

Притяжательные прилагательные на -ин-.

Согласование количественных числительных 1,2,5 и существительных

Предлоги на, под

См. выше

Печатаем буквы. «Божья Коровка»

«Петух»

«На турнике»

Голосовые упр-я

Звук и буква

Х-Хь

(см. выше)

Выделение на слух звука из ряда звуков, слогов, слов.

Мягкие согласные. Выделение начального согласного перед гласным. Звуковой анализ и синтез прямого слога

Согласование количественных числительных 1, 2,5, 9 и существительных

Хек, мухи, петухи, кухня, хлеб, петух, охотник, хобот, ухо, яхта, мох, хоккей, муха

«Птички»

Печатаем букву.

Вдох и выдох через нос.

Голосовые упр-я (на одном выдохе звуки ИУ)

4

К-Х

Выделение на слух звука из ряда звуков, слогов, слов

Звуковой анализ и синтез слов типа пух, кот

Согласование количественных числительных и существительных

См. выше

Печатаем буквы.

Голосовые упр-я

Декабрь

1

Звук и буква

С

(см. выше)

Найди слова с заданным звуком. Определи место звука в слове

Звуко-слоговой анализ слов гусь, гуси, сам, сама. Деление слов на слоги, сами.

Множественное число существи-тельных. Словообра-зование относитель-ных прилагательных. Согласование прила-гательных с сущест-вительными.

Уменьшительно-ласкательные суф-фиксы прилагательных. Притяжатель-ные прилагательные на-ин-

Прилагательные: осенний, весенний, сосновый, ясеневый... Сложные слова: самокат, садовод, листопад, снегопад, самолет, сенокос...

Серия III пособия Г.А. Каше и Т.Б. Филичевой

«Снежок»

«Птички»

«Насос»

Произносить на одном вы-дохе

 3 гласных зв., увеличивая длительность произнесения

Звук

Сь

(см. выше)

2

Звук и буква

З-

(см. выше)

Выделение на слух звука из ряда звуков, слогов, слов.

«Домик»

Звуко-слоговой анализ слов зубы, козы, зиме, зонт, Зине. Схемы слов. Звонкие и глухие согласные

Предлоги за, из-за. Согласование прилагательных с существительными (зеленый, -эя, -ое, зимний, -яя, -ее..). Сомнительные согласные в конце слова (таз, воз, нос)

Серия III пособия Г.А. Каше и Т.Б. Филичевой

«Снежок»

«Стул», «Стол»

«Подуй на язычок», произнесение нескольких гласных на одном выдохе.

Звук Зь

(см. выше)

3

Диф-я   С-З

Диф-я   Сь-Зь

4

Звук и буква

Д-Дь

Выделение на слух звука из ряда звуков, слогов, слов.

«Домик»

составление и преобразование слогов и слов квас, звон, звук, дубы, дубок, домик, Тома, дымит. Звонкие и глухие согласные

Распространение предложений.

Словообразование сущ-ных, обознч. лиц по их занятиям.

Правописание сомнительных согласных в конце слова.

Дом, дым, дыня, ягоды, блюдо, дудка, звезды, фундук, сундук гнездо, бидон, посуда, дуб,

«Жираф», «Где обедал воробей»

«Башмаки»

«Моя семья»

Вдох через нос, выдох через рот.

голосовые упраж-я

«Вырасти большой»

Звук и буква

Т-Д

Январь

1-2

Каникулы

3

Звук Б-Бь

(см. выше)

Выделение на слух звука из ряда звуков, слогов, слов.

«Домик»

Звукослоговой анализ, схемы слов бант, бинт. Ударение

Уменьш.-ласкат. Суфф-сы сущ. –ок, -ек-, ик.

 Работа с деформированной фразой. Предлоги под, из-под

Бант, губы, зубы, батон, ботинки, будильник, аль-бом, хобот, банан, автобус, буквы, соболь, бусы, аз-бука,бумага, бинт, беседка, бинокль, кубики, билет, бидон, павлин, панама,липа,пень, подкова, паук

«Ежик»

Вдох через нос, выдох ртом.

голос. упр.

П-Б

4

Звук и буква

Г-Гь

Выделение на слух звука из ряда звуков, слогов, слов.

«Домик»

Звуко-слоговой анализ. Схемы слов утюги, книга, кофта. Чтение и печатание слов по следам анализа

Косвенные падежи количественных числительных (1,2,5).

Предлоги под, из-под, за, из-за.

Правописание сомнительных согласных.

Гуси, вагон, губы, нога, ноги, бумага, ягоды, газета, магазин, гвоздь, попугай, кубики, конфета, кофейник, кегли, гамак, губка, гвоздика.

«Грабли»

«Свисток»

Дифф-я Г-К

Февраль

1

1

Звук и буква

В-Вь

(см. выше)

Выделение на слух звука из ряда звуков, слогов, слов.

«Домик»

составление и преобразование слогов и слов квас, звон, звук,

Распространение предложений.

Уменьшительно-ласкательные суф-фиксы существи-тельных. Словооб-разование существительных, обознача-ющих лиц по их занятиям. Право-писание сомнитель-ных согласных в конце слова

вата, ванна, ваза, вафли, василек, два, валенки, овод, умывальник, вагон, сова, ива, диван, тыква, квас, буквы, клюква, венок, весы.

«Елка»

«Новый год»

«Дровосек»

Звук и буква

Ф-Фь

«Хлопай-топай»

 Упражнения с разрезной азбукой. Чтение, печатание. Ударение. Звонкие и глухие согл.

Слообр-е сущ. Муж. Р. (по их занятиям, по профессиям). Родств. Слова (учить, читать). Сложноподчиненные предлож-я. Большая буква.

Сомнительные согл-е в конце слова.

Серия III - VII пособия Г.А. Каше и Т.Б. Филичевой

«Друж-ба»

Общее расслаб., движение под текст.

«Ежик» повышение и понижение голоса при произнесении слогов.

2

В-Ф

Упражнения с разрезной(магнитной) азбукой. Чтение, печатание.

Слообр-е сущ. Муж. Р. (по их занятиям, по проф Сложноподчиненные предлож-я. Большая буква.

Сомнительные согл-е в конце слова.ессиям).

Серия III - VII пособия Г.А. Каше и Т.Б. Филичевой

Звук и буква

Э

Упражнения с разрезной(магнитной) азбукой. Чтение, печатание

Звуко-слоговой анализ слов это, эти, этот

Образование прилагательных. Согласование с существительными. Большая буква в начале предложения.

Экран, эхо, эму

«Акула»

«Ныряльщики»

3

Звук и буква

Й

. Упражнения с магнитной азбукой. Чтение, печатание

Мягкие согласные Звуковой анализ и синтез обратного слога

Род существительных (соотнесение с местоимением мой, моя, мое)

Копейка, юбка, двойка, йод, йогурт, майка, кофейник, попугай

4

Звук и буква

Е

Упражнения с магнитной азбукой. Чтение, печатание

Звуко-слоговой анализ слов ветка, дети.

Большая буква в начале предложения.

«Лошадки»

«Партизаны»

Звук и буква

Ю

Выделение звука из звукоряда

Твердые и мягкие согл. Упражнения с разрезной азбукой.

Большая буква. Сомнительные согл-е в конце слова. Спряжение по образцу.

Повышение и понижение голоса при произнесении сочетания из 2 звуков.

Март

1

Звук и буква

Я

Выделение звука из звукоряда

Твердые и мягкие согл. Упражнения с разрезной азбукой.

Большая буква. Сомнительные согл-е в конце слова. Спряжение по образцу.

Повышение и понижение голоса при произнесении сочетания из 2 звуков.

Звук и буква

Ш

Выделение на слух звука из ряда звуков, слогов, слов.

«Домик»

Преобразование слов (мышка-мишка). Составление схем, чтение, печатание.

Распространение предложений дополнениями. Составление рассказа по опорным словам. Спряжение глаголов наст. Времени по образцу. Правописание ШИ

2

Дифф-я Ш-С

Придумай слова с заданным звуком

Схема предложе-ния. Чтение, печатании пред-ложений. Слова сложной слоговой структу-ры. Ударение.

Предлоги за, из-за, из-под, между, через. Родственные слова. Сомнит. согл. в конце слова. Правописание ЖИ-ШИ

Серия III - IV пособия Г.А. Каше и Т.Б. Филичевой

«Жук»

«Цветы»

Звук и буква

Ж,

Игра «Чудо дерево»

Преобразование слогов и слов. Слова сложной слоговой-структуры

Приставочные глаголы. Предложения с однородными членамим. Родственные слова. Спряжение глагола бежать.

Правописание ЖИ-ШИ

3

Дифф-я Ж-З

Придумай слова с заданным звуком

Схема предложе-ния. Чтение, печатании пред-ложений. Слова сложной слоговой структу-ры. Ударение.

Предлоги за, из-за, из-под, между, через. Родственные слова. Сомнит. согл. в конце слова. Правописание ЖИ-ШИ

Серия III - IV пособия Г.А. Каше и Т.Б. Филичевой

Диф-я Ш-Ж

Придумай слова с заданным звуком

Схема предложе-ния. Чтение, печатании пред-ложений. Слова сложной слоговой структу-ры. Ударение.

Предлоги за, из-за, из-под, между, через. Родственные слова. Сомнит. согл. в конце слова. Правописание ЖИ-ШИ

Серия III - IV пособия Г.А. Каше и Т.Б. Филичевой

«Жук»

«Цветы»

4

Звук и буква

Р

Определи правильно ли произненесено слово

Самостоятельное составление схем слов. Упражнение с разрезной азбукой, чтение, печатание слов.

Составление предложений по картинкам, деление на слова.

Родств. Слова (ворона, воробей, рак, тигр) Образование отглагольних прилаг.

Жарить, варить, парить, морозить,  тушить, солить, мариновать, сушить, печь, вялить, коптить, консервировать.

«Маляры»

«Шофер»

Выполнение дыхания с движением.

Звук Рь

Апрель

1

дифф-я Р-Л

«Угадай-ка» (по первым буквам получаем новое слово)

Преобразование слогов и слов.

Слова сложной слоговой-структуры

Приставочные глаголы. Предложения с однородными членами. Родственные слова.

Спряжение глагола бежать.

Правописание ЖИ-ШИ

Серия V пособия Г.А. Каше и Т.Б. Филичевой

«ремонт в доме»

«Укачивание»

дифф-я Рь-Ль

2

Звук и буква

Щ

Лото

У Упражнения с разрезной азбукой. Чтение, печатание. Ударение. Схема предложения

Слообр-е сущ. муж и жен. Р. С суффикса-ми –щик, -щиц (профессии). Увеличительно-пренебрежительный суф. –ищ-.

Правописание ЩА-ЩУ

Серия VII пособия Г.А. Каше и Т.Б. Филичевой

Общее расслабление, движение под текст.

2

Звук и буква

Ч

«Найди звук»

Составление схем слов со стеч. согл. Упражнения с разрезной азбукой. Чтение и печатание слов и предложений

Уменьш.-ласкат. суфф. сущ. Приставочные глаголы (от мчаться) Словообразование сущ. (профессии, отчества муж. р.). Слообр-е притяж. прилаг. Правописание ЧА-ЧУ

Серия VIII пособия Г.А. Каше и Т.Б. Филичевой

«Гусени-ца»

Распевать гласные звуки

3

дифф-я Ч -Ть

Звук и буква

Ц

Выделение звука из звуко- и слогорядов.

Составление схем слов со стечением согл. Чтение и печатание слов и предложений.

Словообразование сущ. ср. рода с уменьш.-ласк. Суф. –уц-, -иц-, -ц-. Составление предложением с данным словом. Слообраз-е сущ. ж.р. с суф. –иц-, -ниц.

Серия III пособия Г.А. Каше и Т.Б. Филичевой

«Фиалка» «вырос высокий цветок»

Спеть песенку в лесу родилась елочка» со зв. А

4

дифф-я Ц-С

Май

1

Дифференциация Твердые-мягкие

Придумай слово

Работа над техникой чтения.

Образование сложных слов. Распространение предложений. Сложные предложения

Дидактические игры

2

Дифференциация Звонкие - глухие

Придумай слово

Работа над техникой чтения.

Образование сложных слов. Распространение предложений. Сложные предложения

Дидактические игры

3

Диагностика

4

Диагностика

Список используемой литературы:

  • В.В.Коноваленко С.В.Коноваленко  (3 периода) "Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН"  Гном, 2014 г.
  • Гомзяк О.С.  «Говорим правильно в 6-7 лет, конспекты фронтальных занятий 3 периода обучения в подготовительной к школе логогруппе, "  Гном,, 2009.
  • Каше Г. А., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (7 год жизни) . –– М.: Министерство Просвещения СССР научно-исследовательский институт дефектологии АПН СССР, 1986 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематический план занятий по формированию фонетико-фонематической стороны речи, подготовки к овладению грамотой детей страшего дошкольного возраста с ОНР

Тематический план занятий по формированию фонетико-фонематической стороны речи, подготовки к овладению грамотой(старшая группа – ОНР)...

Перспективный тематический план занятий по развитию лексико-грамматического строя речи детей с ОНР (старшая логопедическая группа)

Перспективный тематический план занятийпо развитию лексико-грамматического строя речи детей с ОНР(старшая логопедическая группа)...

Перспективный тематический план работы по развитию лексико-грамматической стороны речи у детей в старшей группе компенсирующей направленности на 2020-2021 учебный год

Перспективный тематический план работы по развитию лексико-грамматической стороны речи у детей   в старшей группе компенсирующей направленности на 2020-2021 учебный год...

Примерный тематический план работы по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей в старшей группе компенсирующей направленности на 2020-2021 учебный год

Примерный тематический план работы по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей в старшей группе компенсирующей направленности на 2020-2021 учебный год...

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звук А».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- познакомить детей со звуком А и его характеристикой, артикуляцией;- тренировать детей в умении выделять начальный ударный звук А из слога, слова;- развивать фонематические процессы у д...