Конспект итогового занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи и обучению грамоте детей группы комбинированной направленности 5 - 6 лет Тема: «Прогулка в весенний лес».
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Задачи
Коррекционно-обучающие:
- закреплять представления детей о весне и её приметах;
- закреплять знания детей о правилах поведения в лесу;
- закреплять названия деревьев;
- закреплять употребление предлогов в речи детей: около, за, у, над, на, под;
- закреплять умение детей называть животных и составлять рассказ – описание о них;
- закреплять названия весенних цветов;
закреплять умение делить слова на слоги и определять место заданного звука в слове.
Коррекционно-развивающие:
- развивать артикуляционный аппарат, речевое дыхание;
- развитие связной речи детей;
- развитие лексико – грамматического строя речи;
- развивать логическое мышление, воображение, внимание;
- совершенствовать коммуникативные навыки;
воспитывать умение внимательно слушать собеседника.Коррекционно-воспитательные:
- формировать любознательность, интерес к познавательной деятельности;
воспитывать у детей чувство любви и бережного отношения к природе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект занятия
Организационная информация | Примечание (дополните -льная информация к конспекту) | ||
1. | Доминирующая образовательная область | Речевое развитие | |
2. | Вид деятельности детей | Игровая коммуникативная познавательная двигательная | |
Методическая информация | |||
1. | Тема образовательной деятельности | «Прогулка в весенний лес» | |
2. | Методы и приемы реализации содержания занятия | Приемы: - постановка целей и мотивация деятельности детей: вступительная беседа; - активация деятельности детей в процессе ОД: создание проблемной ситуации; - поддержание интереса у детей: двигательная активность, чередование видов деятельности, музыкальное сопровождение; - оценка и самооценка, поощрение. Методы: Практические – игровые упражнения, психологический настрой, двигательные упражнения, нахождение предмета по тени; Наглядные – рассматривание, демонстрация презентации. Словесные – констатирующие и познавательные вопросы, беседа, объяснения. | |
3. | Интеграция образовательных областей | познавательное, физическое, художественно-эстетическое развитие. | |
4. | Возрастная группа | 5 - 6 лет | |
5. | Цель: | систематизация знаний детей по лексическим темам «Весна», «Деревья», «Весенние цветы», «Дикие животные». | |
6. | Задачи: | ||
Коррекционно-обучающие:
| |||
Коррекционно-развивающие:
| |||
Коррекционно-воспитательные:
| |||
7. | Планируемые результаты: | ||
- умение согласовывать числительные с существительными; - отвечать полным ответом; - проявляет умение взаимодействовать с другими людьми; - умение составлять описательный рассказ о животном. | |||
8. | Организация среды для проведения занятия | проектор, презентация, звуки леса, ткань – облако, кубик со схемой описания животного, помпоны, шишки, раздаточные карточки по количеству детей, маски – шапочки животных: заяц, медведь, ёж, белка, лиса, волк; изображения Эколят: Умница, Шалун, Тихоня, Ёлочка. | |
9. | Подготовка на занятии в режимные моменты | работа с карточками, разучивание стихотворений, гимнастики для глаз, пальчиковой гимнастики, чтение рассказов о животных | |
10. | Словарная работа | Весна, сосулька, проталинка, верба, ручей, подснежник, мать – и – мачеха, крокус, тюльпан, почка; наступать, таять, набухать, расцветать, прилетать, вить, выводить, растить; дуб, береза, клён. | |
Конспект занятия | |||
I. | Вводная часть | Дети входят в зал, встают полукругом. Приветствие Л.: Поздоровайтесь с гостями, Придумано кем- то Просто и мудро При встрече здороваться: -Доброе утро! -Доброе утро!- Солнцу и птицам -Доброе утро!- Улыбчивым лицам. И каждый становится Добрым, доверчивым… Пусть доброе утро Длится до вечера. Н. Красильников | 1 минута |
1.1 | Введение в тему (создание проблемной ситуации) | Логопед загадывает загадку: Растаял снежок. Ожил лужок. День прибывает. Когда это бывает? (весной) А какие ещё времена года вы знаете? Назовите их по порядку. (Лето, осень, зима). Какое время года сейчас? Закончите предложение словом «весна»: Мы очень ждали (что?) …весну. Долго не было (чего?) …весны. Мы рады (чему?) …весне. Мы сняли тёплую одежду (когда?) … весной. Мы любим (что?)… весну. Мы говорим (о чём?) … о весне. Весна прекрасное время года. Неожиданно влетает большой самолет с изображением Эколят. | 2 минуты |
1.2 | Мотивация деятельности детей | Письмо от Эколят. Здравствуйте, дорогие ребята! Мы наблюдаем за вами уже давно и знаем, что вы очень любознательные, добрые и отзывчивые. Поэтому мы решили пригласить вас в гости! Нам очень хочется, чтобы вы познакомились со всей красотой нашего большого общего дома. Мы будем рады встрече с вами! Где находится наш дом? Отгадайте загадку: Он большой, густой, зелёный Эколята: Тихоня, Умница, Шалун, Ёлочка. Мы родились в лесу и знаем про него всё или почти всё. | 1 минута |
1.3 | Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога) | Логопед. От кого пришло письмо? Вы с ними знакомы? Хотите познакомиться? Что они нам предложили? Вы хотите в гости к Эколятам? | 1 минута |
II. | Основная часть: | ||
2.1 | Актуализация ранее приобретенных знаний | Где они живут? На чем мы сможем отправиться в лес? (ответы детей) Предлагаю превратиться в белые пушистые облака, и весенний ветерок понесет нас в лес. (дыхательная гимнастика с помпонами) Закройте глаза и вместе со мной произносите волшебные слова: «Здравствуй, здравствуй, чудо – лес, полный сказок и чудес! » | 1 минута |
2.2 | Добывание (сообщение и приятие) нового знания | Логопед: Ребята, мы с вами оказались в волшебном весеннем лесу. (ЗВУК ЛЕСА) А какие изменения происходят в природе с наступлением весны? Вам помогут карточки. Возьмите по одной картинке и назовите признаки весны. (появляется Умница) Самая серьёзная, потому что она самая старшая среди Эколят. Умница много знает и всегда рассказывает интересные истории своим друзьям. Умница хочет узнать, вы знаете, как надо правильно вести себя в лесу? Читает ребенок Если в лес пришёл гулять, Свежим воздухом дышать, Бегать прыгать и играть, Только чур не забывать, Что в лесу нельзя шуметь Очень громко песни петь. Ты в лесу всего лишь гость. Здесь хозяин дуб и лось. Их покой побереги, Ведь они нам не враги! Слайд 2. Посмотрите, чтобы мы не заблудились Эколята оставили нам компас. Он нам подскажет, что интересного мы узнаем. Слайд 3. Ребята, посмотрите, какие деревья растут в лесу. Назовите их. (Ответы детей) Вспомним, какие деревья растут в наших лесах? (сосна, дуб, осина, рябина, черёмуха, ива, берёза, клён, акация, ольха, верба.) Кажется, кто – то решил поиграть с нами в прятки? Ёлочка. (появляется Ёлочка) У малышей – желудей есть подружка. Зовут её Ёлочка. Она часто заходит к малышам в гости, чтобы поиграть и поговорить о том, о сём. Где спряталась Ёлочка? Д/И «Прятки» закрепление употребления предлогов: около, за, у, над, на, под. У Ёлочки есть любимые игрушки. Как вы думаете, что это? (шишки) На лесной полянке днём, Мы немного отдохнем. И не будем мы скучать, Предлагаю поиграть! Шишку под сосной возьмем, По ладошке проведем. (Взять шишку, покатать между ладоней) Язычок найдем губами, И пошлепаем его. (Положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить «пя-пя-пя…», продолжая катать шишку между ладоней.) Язычок не отпускаем, Мы теперь его кусаем. (Положить язык на нижнюю губу и, покусывая его зубами, произносить «тя-тя-тя…», продолжая катать шишку между ладоней.) Вот лошадка поскакала! (Присасывать язык к нёбу, растягивая подъязычную связку. Щелкать языком медленно м сильно. Нижняя челюсть должна быть неподвижна. Перекладывать шишку из одной руки в другую.) Вдруг устала, постояла, (Улыбнуться, приоткрыть рот. Широко открыть рот, присосав широкий язык всей плоскостью к нёбу. Держать шишку на ладони.) Улыбнулась и вперед: (Удерживать сильно растянутые губы в улыбке. Зубы не видны.) Скок да скок, скок да скок! (Присасывать язык к нёбу, растягивая подъязычную связку. Щелкать языком медленно м сильно. Нижняя челюсть должна быть неподвижна. Перекладывать шишку из одной руки в другую) Слайд 5. - Ой, а кто это на ёлке сидит? (Белка) Какая белка? (рыжая, шустрая, быстрая) А какие ещё животные живут в наших лесах? Назовите.(Заяц, волк, медведь, лось, лиса, кабан) Как называют этих животных? (дикие) Д/И «Расскажи о животном» игра с кубиком. Встаньте в круг. Мы сейчас будем передавать кубик и рассказывать о себе. (появляется Шалун) Самым озорным является Шалун. Он любит весёлые игры и знает их великое множество. Физминутка зверят. Вот мы вышли на цветочную поляну. Солнце так ярко светит, что только тень цветов видна. Попробуем отгадать, первые весенние цветы. (Тюльпан, одуванчик, подснежник, мать – и – мачеха, ландыш, нарцис) (появляется Тихоня) У Шалуна есть любимый весенний цветок. Посмотрите! Что за фокус? Из – под снега вылез крокус. На ветру озяб слегка, Но прекрасней нет цветка. Сколько звуков [К] вы слышите в слове крокус? Определите место в слове каждого из этих звуков. Прохлопаем слово. Сколько слогов? | 12 минут |
2.3 | Продуктивная творческая деятельность детей | Выложите с помощью фишек количество слогов в словах. | 2 минуты |
III | Заключительная часть | ||
3.1 | Ребята, с кем мы познакомились? Эколята берегут и охраняют лес, заботятся о его обитателях и помогают нам ближе узнать природу. За ваше бережное отношение к жителям леса, за ваши старания и правильные ответы Эколята вручают вам дипломы настоящих экологов и свои фотографии с волшебным карандашом. (в корзинке) Нам пора возвращаться в детский сад. Закрываем глаза и произносим волшебные слова «До свидания чудо – лес, полный разных чудес» | 2 минуты | |
IV | |||
4.1 | Подведение итогов | Рефлексия: Что вам запомнилось в нашей прогулке? Что вам понравилось? Какие трудности были? | 2 минуты |
Здравствуйте, дорогие ребята! Мы наблюдаем за вами уже давно и знаем, что вы очень любознательные, добрые и отзывчивые. Поэтому мы решили пригласить вас в гости! Нам очень хочется, чтобы вы познакомились со всей красотой нашего большого общего дома. Мы будем рады встрече с вами!
Где находится наш дом? Отгадайте загадку:
Он большой, густой, зелёный
Представляет целый дом
В нём найдут приют и птицы
Зайки, волки, кабаны. (Лес)
Эколята: Умница, Шалун, Ёлочка, Тихоня.
Мы родились в лесу и знаем про него всё или почти всё.
? | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комбинированного занятия по совершенствованию лексико-грамматических представлений и подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи «Урок для Буратино»
Программное содержание.1. Учить детей правильно употреблять несклоняемые слова. Расширять словарь детей.2. Упражнять детей в словоизменении....

Перспективный тематический план занятий по развитию фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте у детей подготовительной группы
Планирование на год. В планировании представлены варианты работы по: развитию фонематического-восприятия, звуко-слоговому анализу, грамматическому строю, активной ...

Конспект итогового занятия по развитию лексико – грамматического строя речи, старшая группа Тема. ВЕСНА.
Представлен план-конспект итогового логопедического занятия в рамках лексической темы "Весна"....
Конспект занятия по развитию фонетико - фонематической стороны речи и обучению грамоте в старшей группе по теме "Звук А", с приложением заданий для закрепления темы дома.
Целью занятия является - знакомство с гласным звуком "А", а так же, его характеристикой и артикуляцией....

Конспект итогового занятия по формированию лексико – грамматических средств языка в старшей подготовительной к школе группе компенсирующей направленности Тема: «В поисках клада»
Обобщение и систематизация знания детей, полученных на логопедических занятиях в течение учебного года....
Конспект занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте в старшей группе по теме: «Звук П». Презентация к занятию.
Цель: Знакомство с глухим согласным звуком П. Задачи: Коррекционно-образовательные:1. Познакомить детей со звуком П; способом его характеристики и артикуляции;2. Познакомить детей с понятием &laq...

Конспект подгруппового занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи у детей среднего дошкольного возраста тема “Одежда”
Цель: развитие лексико-грамматической стороны речи у детей среднего дошкольного возраста.Образовательные задачи:– расширение и активизация словаря по теме “Одежда”;– закреплени...



