занятие по грамоте "Буквы Д, д"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Савченко Любовь Сергеевна

Знакомство детей с буквами Д, д

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bukva_d.docx53.55 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Буквы Д, д.

Цель: закрепить звуки [д], [дь] и буквы Д, д; познакомить их с графическим изображением, формировать навык письма букв Д, д, слогов и слов с ними; обучать звуко-буквенному анализу слов; упражнять в подборе родственных слов; уточнить употребление предлогов под, из-под, над; обучать составлению предложения по схеме; развивать мышление.

Оборудование: изображение дерева, предметные картинки, кассы, сюжетные картинки.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Логопед предлагает вспомнить детям , какие слова со звуками [д], [дь] они знают. Дети называют слова.

2. Знакомство с буквами Д, д.

а) На доске буквы И Б М Л Д Ц.

На эти буквы посмотрите И букву Д средь них найдите.

Дети выбирают заданную букву.

— Как догадались, что это буква Д?

Дети рассматривают образ буквы Д «Дом».

б) Анализ букв Д, д.

—Рассмотрите буквы в голубой рамочке. Похожи ли эти буквы? Чем они отличаются?

—Сколько элементов у буквы Д? Какие это элементы? —Прочитайте буквы.

Будем мы сейчас играть,

Букву Д составлять.

Составление буквы Д из пальцев рук по образцу в правом верхнем углу страницы.

в) «Мастерская букв»

На детали посмотрите,

Буквы быстро почините.

Дети дописывают недостающие элементы букв.

г) «Заселение» буквы Д в «Домик букв».

3. Дифференциация звуков [д], [дь].

— Посмотрите какое необычное  чудо-дерево, а на нем плоды необыкновенные, чудесные.

На дереве висят картинки. Дети называют изображения: дом, дикобраз, дверь, дупло, Дед Мороз, дельфин.

— Доскажите словечко по картинкам Чудо-дерева.

Дети досказывают словечко и определяют, какой звук в слове — [д] или [дь].

Тили-бом, тили-бом

Загорелся кошкин ... (дом ).

Ежик вырос в десять раз,

Получился ... (дикобраз).

Уложили дятла спать

В деревянную кровать.

Он в кровати всем назло

Продолбил себе... (дупло).        

Кто подарки нам принес?

Это добрый... (Дед Мороз).

В этом доме, ты поверь,

Заперта надежно ... (дверь).

Любит плавать, как пингвин,

Добрый, ласковый... (дельфин).

4. Письмо.

а) Письмо букв Д, д.

б) Письмо слогов по слуху: да, до, ди, ду, ды.

в) Письмо слов.

— Собери два слова из «рассыпанных» букв (мода, дома). Запишите эти слова.

При письме слова дома логопед обращает внимание на безударную гласную О.

— Чтобы не сомневаться, какую гласную писать, надо позвать на помощь ударение. В слове дом ударение показывает, какую гласную надо писать в слове дома. Какую?

— Рассмотрите картинку с изображением рыбы. Как называется эта рыба? (Сом.) Если между буквами стоит знак равенства, то вместо одной буквы следует читать другую букву. Какое слово получается? (Дом.) Запишите его.

С = Д

D:\Логопедическая группа\конспекты цуканова\символы\raskraska_som2.jpg

Ребус «дочка» отгадывают устно.

— Слева от рисунка «бочка» стоит запятая, это значит, что первый звук не произносится. К букве Д добавьте оставшуюся часть слова. Какое слово получилось?

ДD:\Логопедическая группа\конспекты цуканова\символы\plansa de colorat Obiecte din casa 1602.gif

г) Решение кроссворда.

— Что идет из трубы?

— Кроссворд составлен из слов — родственников слову дым. Какие это слова? Запишите эти слова в кроссворд. (Дым, дымок, дымит.)

    Д

5. Физминутка.

Выполнение движений с речевым сопровождением.

а) «Девочки и мальчики ...».

Девочки и мальчики

Прыгают, как мячики,

Ножками топают.

Ручками хлопают.

Головками кивают.

Глазками моргают.

б) Умеют все ребятки

С носочков встать на пятки, Вздохнуть и потянуться, Присесть и разогнуться.

6. Формирование лексико-грамматического строя реч).

а) Знакомство с предлогами под, из-под. Раз-два-три! На летающей тарелке К друзьям-гномикам лети.

— Посмотрите на гномиков. Один гном всегда чем-нибудь прикрывает голову. Он ходит под зонтом, под листиком ... . Как его зовут?

— Маленькое слово под — предлог. Мы говорим его тогда, когда один предмет находится ниже другого предмета.

— Второй гном тоже прикрывал голову, но любил выглядывать из-под зонта, из-под листика, ... . Как его зовут?

— Маленькое слово из-под — предлог. Мы говорим его тогда, когда предмет, находящийся ниже другого предмета, совершает действие: выглядывает, вылезает, выходит и т.д.

б) Составление предложения по схеме с использованием картинки.

— Рассмотрите схему предложения. Сколько слов в предложении?

— Прочитайте предлог.

                                                .

                                                        .

— Рассмотрите картинки: «Куда спряталась кошка?» Составьте предложение о кошке по схеме.

Аналогичные задания предлагаются по предлогу из-под. Логопед делает вывод о предлогах под и из-под.

в) Знакомство с предлогом над.

— Посмотрите на летящего гномика. Он любит летать на шарах над лесом, над полем, ... . Как его зовут?

— Маленькое слово над — предлог. Мы говорим его тогда, когда один предмет находится выше другого предмета.

— Рассмотрите схему предложения. Сколько в нем слов? Прочитайте предлог. Составьте предложение по схеме, используя картинку.

                                          .

Логопед делает вывод: «Над — предлог, стоит отдельно от других слов».

7. Итог занятия.

Игра «Делай, Логопед демонстрирует положение и движение рук. Дети повторяют эти движения.

— Скажите, где находятся наши руки?

... над головой. ... над столом. ... под столом.

— Откуда достали руки?

... из-под стола.

— Эти предлоги не забывайте. Правильно их употребляйте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»

Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи        «В гости к бабушке»...

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку"

Цель: Напомнить детям содержание знакомой сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, воспитывать любовь к художественной литературе.Задачи:·...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Планирование занятий педагога - психолога. Планирование занятий для родительского клуба или адаптационной группы. Формат занятий Я + мама.

Планирование занятий для родительского клуба или адаптационной группы. Формат занятий Я + мама.ДатаNТема и  Название встречиЦельСодержаниеМатериал и оборудованиесентябрь1Консультация для родителе...

Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель» Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель» Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель»

Интеграция: чтение художественной литературы; коммуникация; социализация.Цель: развитие умение детей рисовать пальчиками вертикальную линию,состоящую из точек.Образовательные:- развивать умение ...