Щеглова Ирина Николаевна

Щеглова Ирина Николаевна

сайт учителя немецкого языка

Самое верное средство завоевать любовь своих учеников - подарить им свою любовь.

Профессия: учитель немецкого языка

Профессиональные интересы: немецкая современная литература

Увлечения: поэзия немецких авторов

Регион: Республика Мордовия

Населенный пункт: г. Саранск

Место работы: МОУ "Средняя общеобразовательная школа №40"

Звание, ученая степень: заслуженный учитель Республики Мордовия, Почётный работник общего образования Российской Федерации, ветеран труда.

"Кто не знает иностранный язык, тот ничего не знает и о своём собственном".
Иоганн Вольфганг Гёте

Окончила Мордовский Государственный университет имени Н.П. Огарёва по специальности "Филолог, преподаватель немецкого языка и литературы, переводчик". Стаж работы - 40 лет. Работаю в школе № 40 со дня её основания, с 1989 года, ровно 30 лет. В 2019 году у нашей школы был значимый юбилей, 30 лет. Учитель высшей квалификационной категории. Преподаю немецкий язык во 2-х - 11-х классах. Немецкий язык, я считаю, - один из самых важных и трудных для усвоения предметов школьной программы. Целью обучения ему является не только усвоение орфографических и пунктуационных норм и правил немецкого языка, но также развитие устной и письменной речи учащихся, их коммуникативных навыков. Именно поэтому много вниманию уделяю следующему вопросу: "Формирование коммуникативной компетенции у учащихся 5 - 11 классов на уроках немецкого языка и во внеурочное время". По данной теме накоплен обширный материал для урочной и внеурочной деятельности, разработаны нестандартные уроки. Совместно с профессором МГУ им. Н.П. Огарёва В.П. Фурмановой в 2017 году издано учебное пособие. Считаю данную тему актуальной, т.к. грамотно построенная речь человека является свидетельством его культуры, образованности, помогает ему утвердить себя в обществе, избежать недопонимания и двусмысленности в общении с другими людьми, а особенно с людьми, говорящими на другом языке. Все эти проблемы, на мой взгляд, очень актуальны при изучении немецкого языка. Стараюсь работать над тем, как сделать урок немецкого языка интересным, эмоциональным и, в то же время, максимально эффективным.

О себе

МОУ "Средняя общеобразовательная школа № 40", где я работаю учителем немецкого языка, представляет собой ядро современной школьной системы в целом. Наша школа, как и каждая современная школа, работает по прогрессивным педагогическим программам и создаёт новую учебную культуру, для достижения которой на высшем профессиональном уровне существенную роль играет развитие креативности и самостоятельности учеников в овладении знаниями. Творческие задания являются сегодня признаком современности. Они позволяют учителю по-новому организовать работу над любым видом деятельности. Мы, учителя, стремимся разнообразить учебную деятельность учащихся на немецком языке, включать в неё такие творческие личностно-ориентированные упражнения и задания, которые способствуют развитию творческого потенциала личности, расширяют общий кругозор, зону активного познания, стимулируют оригинальность мысли, интеллектуальную самостоятельность учащихся при употреблении иноязычной речи. Создание определённых предпосылок к этому, умелое управление, поддержка в процессе обучения, уважительное отношение к каждому ученику - суть работы учителей школы. Именно это определяет наши школьные будни. Неоднородный состав учащихся, разный уровень их знаний влияют на стиль, учебный темп и мотивацию обучения. Данная проблема требует разных стилей в обучении, например: а) составление плана на каждую неделю, б) организация проектной деятельности, в) внутренняя дифференциация и индивидуализация, г) личностно-ориентированный подход к каждому ученику и т. д. Считаю, что немецкий язык является одним из основных школьных предметов, интерес к которому незаслуженно падает. А ведь владение любым иностранным языком, в том числе и немецким, особенно необходим любому образованному человеку в настоящее время. Но владение иностранным языком  - это не только знания, это, прежде всего, умения и навыки. Каждый ученик, поставивший перед собой цель - овладеть иностранным языком на достаточно высоком уровне - должен регулярно упражняться. Большое внимание уделяем несложным грамматическим и лексическим, подстановочным, трансформативным упражнениям, что обеспечивает условия многократного употребления речевых образцов и лексических единиц. Из опыта работы вижу, что ученикам нравится материал, который можно подержать в руках. Чем слабее обучены ученики, тем больше должно быть опор для них в процессе обучения. В этом отношении очень эффективны игры, где используются карточки. При помощи игр можно закрепить новый материал, а можно и весело повторить пройденное. Игра ради игры - это потерянное время. Учителю необходимо чётко ставить перед собой определённую дидактическую цель, а перед учащимися - чисто игровую цель. В играх многократное проговаривание не вызывает усталости. Свою методику обучения немецкому языку стараюсь направлять на пробуждение у ребят уверенности в себе, на стимулирование их познавательной активности. Содействие ученикам - это основной педагогический принцип каждого урока немецкого языка. В учениках воспитывается самокомпетенция (уверенность в себе, самоуважение, самостоятельность), социальная компетенция (способность к коммуникации, способность к кооперации, коллективная работа) и предметная компетенция (правильная организация рабочего времени, личное планирование, учебное планирование). Нельзя забывать также о главном: все социальные формы работы на уроке немецкого языка, с которыми мы сталкиваемся, хороши в той или иной степени, но создание благоприятной, радостной, комфортной атмосферы на уроке - это главная задача каждого учителя. Если учитель получает удовольствие от того, что он делает на уроке, тогда он обязательно добьётся хорошего результата!
 

 

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Произведения А.И. Куприна, Л.Н. Толстого, Э.М. Ремарка, Эрнеста Хемингуэйя.

Мой взгляд на мир

Моя жизнь с детства связана с педагогикой. Моя мама была педагогом, которую знали и ценили в нашей Республике. Поэтому самое яркое впечатление от педагогической профессии у меня связано именно с ней, с моей мамой. Я видела, как любят её ученики, как уважают коллеги. Как светло и радостно преподавала она свой любимый предмет! Мама говорила, что секрет педагогической профессии прост: надо самозабвенно и искренне любить своих учеников. Я следую заветам мамы всю свою жизнь. Я уверена, что счастье учителя заключается в том, чтобы указать ученикам путь в мир красоты, гармонии, добра. Но учитель должен не только указать путь в мир прекрасного, по которому пойдёт его ученик, но и научить его, как пройти по этому пути. Это значит, научить ставить высокие цели, доводить начатое дело до конца, приносить пользу людям, любить и ценить мир, который тебя окружает. Это и есть дорога к счастью, дорога длиною в жизнь. Я мечтаю о том, чтобы мои ученики научились любить жизнь во всех её проявлениях, чтобы они в совершенстве овладели знаниями, которые я им даю. Мечтаю, чтобы с помощью этих знаний они могли управлять своей судьбой, постоянно меняя свою жизнь к лучшему, ставя перед собой высокие цели, добиваясь желанного результата, управляя мечтой!

Мои достижения

Ежегодно несколько учеников школы проходят собеседование с руководителем программы "Обмен учениками с Германией" г-ном Лутцем Шеллером и выезжают на 3 месяца на обучение в Германию, привозя оттуда отличные сертификаты и хвалебные характеристики. Заключён договор с НКЦ им. Гёте при посольстве РФ о сотрудничестве от 16.11.2016 г. в рамках Российского проекта "Немецкий - первый второй иностранный". Участие во Всероссийском образовательном Форуме «Многоязычие в образовании: немецкий – первый второй иностранный» в г. Москве: стипендиат НКЦ им. Гёте. Первые в Мордовии приняли участие с 10 - 11-классниками в Российском пилотном проекте "Немецкий для профессии и карьеры", успешно завершили его. Из Германии получен научный журнал, в котором есть статья о наших учениках. Называется "Всё начинается уже с приветствия. Мотивация через профессионально ориентированных обучающихся". Получен из Германии ещё один журнал -  "vitamin.de" - где рассказывается об успехах наших учеников. Московский Международный Форум "Одарённые дети": в 2015-2016, 2016-2017 годах. Гран-при и 1 места в г. Саранске и г. Москве Баранова А., Зинкин А., Шадрин А., Петрова А. Муниципальный этап Всероссийской олимпиады по немецкому языку 2015г.: 6 призёров - Зинкин А., Ионкин А., Колесников Д., Наумкина К., Фирсов П., Харламова А.; 2016 г.: 4 призёра - Баранова А., Николаев Н., Фирсов П., Петрова А.; 2017г.: 4 призёра - Баландина Д., Баранова А., Шадрин А., Суняйкин А.; 2018г.: победители - Баранова А., Суняйкин А., 5 призёров - Анаскина А., БелкинаВ., Баландина Д., Саксина А., Шадрин А. Региональный этап Всероссийской олимпиады по немецкому языку 2015г.: победитель - Харламова А., призёр - Фирсов П.; 2018г.: 3 призёра - Суняйкин А., Баранова А., Шадрин А. Трёхмесячное обучение в Германии по программе "Обмен учениками с Германией": 2015 год - Харламова А., Ионкин А., Колесников Д., Мешкова А. 2018 г. - Баранова А., Суняйкин А., Николаев Н., 2019 г. - Анаскина А., Белкина В. Победы и призёрство в научно-образовательном Форуме "Шаг в будущее", в Евсевьевской открытой олимпиаде школьников по немецкому языку, в конкурсах и олимпиадах, проводимых МГУ им. Н.П. Огарёва: конкурс на лучший перевод, олимпиада по лингвострановедению Германии, языковой чемпионат НКЦ им. Гёте "Учим немецкий играя" и многое другое. Победы и призёрство во внеклассных языковых мероприятиях, проводимых высшими школами РМ: конкурс мульмедийных презентаций "Рождественские грёзы", конкурс региональных постановок "Рождественские встречи" (2015, 2016 гг.) и т.д. На основании проделанной работы в 2016 г. была создана школьная инновационная площадка «Проектно-исследовательская деятельность в свете ФГОС» (Приказ МОУ СОШ №40 от 08.11.2016 года №216а), инновационный образовательный  проект «Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов в профильной школе» (Приказ МОУ СОШ №40 от 08.11.2016 года №216а), муниципальная экспериментальная площадка по иностранному языку «Социокультурный и медиакультурный подход в обучении второму иностранному языку как подготовка к реальной межкультурной коммуникации, интерактивности, автономности гуманизации обучения»  на 2015-20120гг. (Приказ Управления образования Администрации городского округа Саранск от 27.11.2015 года №01-02/400), республиканская экспериментальная площадка "Формирование культурно-языковой личности обучающихся в преподавании иностранных языков на основе развития межкультурной компетенции в образовательном медийном пространстве российской школы (Приказ Министерства Образования РМ от 08.11.2017 №894). Показано высокое качество знаний  учащихся по результатам ГИА и ЕГЭ, поступление выпускников в высшие учебные заведения на факультеты иностранных языков. В 2019 г. - победа в Международном конкурсе "Школа за экологию": учитель и 3 ученика были приглашены на V Международную экологическую конференцию в г. Бремен, Германия, где участвоали в работе семинаров, мастер-классов, посетили Бременский университет, "Универсум" и т.д. на протяжении 8 дней.

Сборники «Иностранные языки в вузе и школе», МГПИ им. М.Е. Евсевьева, Саранск, 2015, 2016 гг.: статьи "Как подготовить интересный урок иностранного языка", "Метод "моделирования" и использование видеокурсов при изучении иностранного языка", "Новое в преподавании иностранного языка через драматизацию на уроках и во внеурочное время". Сборник материалов «Лингвистика и методика: междисциплинарный подход» Международной научно-практической конференции «48-е Евсевьевские чтения», Саранск, 2012 г.: статья «Формирование коммуникативной культуры у учащихся при обучении немецкому языку».  Сборник статей "Путь к культуре мира: обучение иностранному языку на основе межкультурной коммуникации" (Республиканский образовательный Форум 2018): статья "Коммуникативные упражнения на уроках немецкого языка". Учебное пособие "Формирование культурно-языковой личности обучающихся в преподавании иностранных языков на основе развития межкультурной компетенции" (100 экземпляров, 2017 г.)

 

 

Моё портфолио

Работа с одарёнными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Этой темой на протяжении ряда лет с большим удовольством и достаточно результативно занимаюсь и я, учитель немецкого языка. Учёные сегодня единодушны в том, что каждый человек владеет огромным множеством возможностей, хранящихся в нём в виде задатков. Известна мысль учёного Н. Дубинина о том, что "любой человек, сколько бы гениальным он ни был, в течение жизни использует не более одной миллиардной доли тех возможностей, которые представляет ему мозг". Перед человеком, особенно ребёнком, открываются огромные возможности в случае максимального использования заложенных в нём природных данных. Таланты рождаются не часто, а гениев вообще за всю историю человечества насчитывается не более 400. Как же выявить, вырастить детей особых: одарённых, одержимых в учёбе, способных на углубленное изучение иностранного языка и понимающих, что глубокие знания - это главное в жизни человека. Это непросто, но возможно. Прежде всего необходимо раннее выявление и развитие способностей ученика, в данном случае - к немецкому языку. Поэтому, рассуждая о системе работы с одарёнными детьми, хотелось бы подчеркнуть мысль о работе со всеми детьми, то есть о максимальном развитии умений, навыков, познавательных способностей всех без исключения учеников, сидящих перед учителем в классе. Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к постоянно меняющимся социально-политическим условиям жизни, коммуникабельного и конкурентноспособного. Именно это имел в виду психолог и писатель Г. Томпсон, говоря: "Способности ребёнка - объяснение вашего успеха!" Необходимо, я считаю, пробуждать в каждом ученике уверенность в себе, в своих возможностях. Решение любой поставленной задачи должно начинаться у ученика с мысли: "Я смогу!" А учитель, в свою очередь, должен делать всё возможное, чтобы его ученики чувствовали себя способными!

Мои публикации:

Публикации моих учеников:

Добавить грамоту в портфолио