Инновационный педагогический опыт
опыты и эксперименты по немецкому языку

Постоянное стремление современного учителя к развитию своих профессиональных способностей и к достижению высоких результатов в обучении школьников - необходимое условие при занятиях инновационной деятельностью. Любой учитель в своей профессиональной деятельности сможет достичь более высоких уровней мастерства только изменяясь, постоянно работая над собой, осваивая всё новые способы деятельности и решая всё более сложные задачи. Работая лишь в режиме репродукции воспроизведения уже достигнутых знаний, оставаться высококвалифицированным специалистом невозможно. Всякий, кто стремится достичь высот мастерства, должен сознавать, что путь туда лежит через критическое отношение к тому, что уже тобой достигнуто. Необходим постоянный поиск путей и средств развития своей практической деятельности. Без осознания необходимости участия в инновационной деятельности, как ценности для себя лично, не может быть и готовности к этой деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПУБЛИЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СОБСТВЕННОГО ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА:

I. Общие сведения

1.

Ф. И. О. автора опыта

Щеглова Ирина Николаевна

2.

Должность

учитель немецкого языка

3.

Стаж педагогической работы

31 год

4.

Квалификационная категория

высшая, 2015

5.

Учреждение, в котором работает автор опыта

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 40"

г.о. Саранск Республики Мордовия

Только тесное сотрудничество с учеником

и совершенное взаимопонимание поможет учителю 

в решении задач, которые ставит перед российским

учительством реальная жизнь.

II. Сущностные характеристики опыта

Тема инновационного

педагогического

опыта (ИПО)

Личносто-ориентированный подход в обучении немецкому языку через мотивацию при работе с высокомотивированными учащимися с целью развития их иноязычной коммуникативной компетенции и творческой активности.

1.

Актуальность и перспективность опыта

       Уже два десятилетия шагает по нашей планете XXI век. С каким же багажом шагнуло в этот век человечество? И каким он будет – житель этого столетия? Очень легко и просто ответить на эти вопросы, ибо оно, это человечество, сидит на уроках перед нами, учителями, каждый день. И перед учителем иностранного языка особенно серьёзно стоит задача формирования человека будущего: культурного, образованного, знающего иностранные языки. Понятно, что успешное достижение этой цели возможно при высоком уровне мотивации к изучению иностранного языка, ведь мотивация – единственная движущая сила процесса научения. В связи с модернизацией современного образования, социальным заказом общества и условиями обучения, характерными для нашей школы, я полагаю, что можно считать тему  моего проекта актуальной, необходимой и важной именно на данный момент времени.

         Актуальность данной проблемы обусловлена также как изменением контекста развития образования в целом, так и обучения иностранным языкам в частности. Закон Российской Федерации «Об образовании», Концепция модернизации российского образования, Концепция содержания непрерывного образования, Национальные проекты (образование) определяют приоритеты современного образования. Коммуникативная культура у учащихся, как первостепенный приоритет в образовании, становится органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения. Смысл модернизации образования можно свести к ключевым словам: коммуникативная компетенция, коммуникативная культура, качество, доступность. Я бы добавила для выпускников современной школы ещё такие важнейшие понятия, как инициативность и самостоятельность, толерантность и способность к сотрудничеству, к активной адаптации на рынке труда. Выпускник школы нового поколения должен обладать современными ценностными ориентациями и опытом творческой деятельности, быть готовым к межличностному и межкультурному сотрудничеству как внутри своей страны, так и на международном уровне. Все это может быть достигнуто лишь при личностно-ориентированном подходе к образованию и воспитанию подрастающего поколения, когда учитываются потребности, возможности и склонности школьника и он сам является активным участником процесса учения. 

       Если в качестве цели школьного образования выделяется развитие автономной, самостоятельной, творческой личности, то для меня, как учителя, актуальность этой проблемы заключается в том, что мы должны научить ученика учиться по мере его сил и возможностей, не занижая, но и не завышая их, должны ориентироваться на личность каждого ученика, хорошо знать его способности. Необходимо кропотливо изучать и учитывать индивидуальные способности учащихся, уметь определить стратегию и тактику подхода к ним.

2.

  Новизна опыта

      Новизна личностно-ориентированного обучения через мотивацию при работе с высокомотивированными учащимися в том, что такое обучение позволяет поставить в центр образовательной системы ученика, интересы его развития. Ученик наряду с учителем выступает в качестве активного субъекта деятельности учения. Ранее во главе обучения стоял учитель и такое обучение называлось "Lehrerzentriert", где учитель управлял обучением; приоритетом сегодняшнего обучения является тип обучения, который называется "Lernerzentriert": ученик трудится сам, учитель должен быть в стороне. Ученик может полностью вести урок самостоятельно, роль учителя - вторична.

         Целью обучения в средней школе следует считать не язык, что уместно при филологическом образовании в специальном вузе, и не речь как «способ формирования и формулирования мысли», и даже не просто речевую деятельность – говорение, чтение, аудирование или письмо, а указанные виды речевой деятельности как средства общения. Обучать говорению, не обучая общению (не создавая на уроках условий речевого общения), нельзя! Естественно, что коммуникативная компетенция связана и с формированием познавательных интересов, т.е. с когнитивным подходом. Однако следует отметить, что подготовка к реальной межкультурной компетенции в средней школе осуществляется в искусственных условиях и неадекватными средствами – учебным общением с одноклассниками, являющимися носителями одной культуры, а не с носителями языка. Кроме того, межкультурная компетенция, обеспечивающая взаимопонимание собеседников, требует от учеников достаточных фоновых знаний, например, социокультурного фона. Основной коммуникативный партнёр школьников при изучении иностранного языка - это учитель, который не является носителям иноязычной культуры, он лишь её ретранслятор.

3.

Наличие теоретической базы

      О личностно-ориентированном образовании и о работе с одарёнными детьми речь шла в работах доктора  психологических наук, профессора И.С. Якиманской ещё в конце семидесятых годов прошлого века, а в начале девяностых данные идеи получили развитие в работах И.А. Зимней. В настоящее время много работ на данную тематику есть у таких учёных-методистов как Н.В. Кузьмина, Е.Г. Осовский, А.В. Петровский, А.И. Щербаков, Г.Г. Экк, Г.В. Рогова, И.Ф. Обернихина, Н.Д. Левитов, Е.И. Пассов. Неоднократно я обращалась к работам С.С. Татарченковой (например: "Урок как педагогический феномен". Санкт-Петербург, 2008г.), А. И. Савенкова ("Детская одаренность: развитие средствами искусства". М., 2009 г.), Г.К. Селевко ("Современные образовательные технологии". М., 2008 г.), С.Ф. Шатилова (например: "Методика обучения немецкому языку в средней школе". – М., 2003), З.Н. Никитенко ("Организация деятельности учащихся в IV-VII классах для повышения мотивации учения". - Москва, 2005), Л.М. Егоровой ("Нетрадиционные формы урока - один из способов повышения интереса к предмету". - Москва, 2004), Р.П. Мильруд, И.Р. Максимовой ("Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения ИЯ". - Москва, 2010), Фурманова В. П. ("Межкультурная герменевтика в теории и практике преподавания иностранных языков". - Н-Новгород, 2010) и многих других. Применение личностно-ориентированного подхода при работе с высокомотивированными детьми стало возможно в нашей стране лишь в последнее десятилетие благодаря общественно-политическим, экономическим, социальным преобразованиям.  В последние годы создана законодательная база для реализации личностно-ориентированной стратегии обновления школы: разработана и одобрена «Национальная доктрина образования», доработан и принят «Закон об образовании».

       Используемые УМК: Бим И.Л. и др. Немецкий язык: учебники для 2-11 классов общеобразовательных учреждений/– М.: Просвещение, 2018.

4.

Ведущая педагогическая идея

       Немецкий язык – сложнейший для усвоения: многие учащиеся с трудом преодолевают языковой барьер, не решаются говорить на немецком языке из боязни допустить ошибки. Это приводит к неверию в свои силы, к мнению, что этот предмет изучить невозможно, поэтому пропадает интерес к нему. Задача учителя – с первого урока убедить учеников, что каждый из них способен овладеть немецким языком, но для этого надо много и постоянно заниматься им. В дальнейшем необходимо, учитывая способности и возможности каждого ученика, давать ему посильные задания, предъявлять соответствующие его знаниям требования. Эти требования должны предусматривать преодоление учеником посильных, но ощутимых для него трудностей, т.е. осуществлять формирование коммуникативной культуры у ученика или дифференцированного, личностно-ориентированного подхода в обучении. Главная педагогическая идея - это научение свободному ориентированию в иноязычной среде и умение адекватно реагировать в различных ситуациях, т.е. общение. В настоящее время приоритет отдается коммуникативности, интерактивности, аутентичности общения, изучению языка в культурном контексте, автономности и гуманизации обучения. Чтобы научить общению на иностранном языке, нужно создать реальные, настоящие жизненные ситуации (т.е. то, что называется принципом аутентичности общения), которые будут стимулировать изучение материала и вырабатывать адекватное поведение.

        Основная педагогическая идея заключается также в технологии сотрудничества, в создании условий для активной совместной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Видов и типов различных педагогических технологий, как и методик – великое многообразие. Однако самая лучшая технология и методика, я считаю, не даст должного результата. Результат при обучении даёт пошаговая кропотливая работа. Все социальные формы работы на уроке, с которыми мы сталкиваемся (индивидуальная, парная, в пленуме) рассчитаны, по моему мнению, на высокую обученность школьников, а таких учеников у нас, учителей немецкого языка, к сожалению, не много. Проблем достаточно. Но создание благоприятной, радостной атмосферы при обучении – это главное. И это может сделать каждый учитель. Все современные инновационные технологии предполагают повышение активности учащихся: истина, добытая путем собственного напряжения усилий, имеет огромную познавательную ценность. Главное – удовлетворенность деятельностью, что благоприятно влияет и на мотивы, и на способы учения, и на расположенность учащихся к общению с учителем, с одноклассниками, на создание благоприятных отношений в деятельности. Обучение направлено на личностное своеобразие внутреннего мира ребенка, его индивидуальные особенности.

5.

Оптимальность и эффективность средств

        На уроках немецкого языка и во внеклассной работе по языку осуществляется приближение процесса  обучения по своим основным параметрам к процессу овладения языком в естественной языковой ситуации, создание в классе и вне его микромира окружающей нас жизни со всеми реальными, межчеловеческими отношениями и целенаправленностью в практическое использование немецкого языка. Постоянно используются "обучение в сотрудничестве", "метод проектов", "метод портфолио", который способствует формированию навыков рефлексии и самооценки, "проблемное обучение", "уровневая дифференциация", "тестовая система", "самовоспитание и автономия", "интеграция", исследовательские, информационно-коммуникативные, личностно - ориентированные технологии, "педагогические игры" по характеру игровой методики (предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные). Используются  активные формы уроков.

         Тщательно отбирается аутентичный текстовый и аудиовизуальный  материал, в том числе из Интернета. Материал отбирается таким образом, чтобы можно было осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход к ученикам, ставит их в ситуацию выбора, что побуждает к большей самостоятельности и активности. Осуществляется проблемная  подача  материала,  побуждение учащихся к размышлению, самостоятельному поиску информации, к самостоятельным выводам, обобщениям. Темы зачастую формулируются в виде проблем. С помощью специальных заданий учебника осуществляется развитие рефлексии, которая способствует развитию личности, её самосознания, самооценки.

Большое внимание уделяется работе с информацией. Ученики самостоятельно добывают дополнительный материал, осмысливают получаемую информацию, делают выводы, аргументируют их, располагая необходимыми фактами, решают возникающие проблемы. Подбирается и разрабатывается дополнительный материал, связанный с релаксацией учеников на уроках и дающий возможность непроизвольного запоминания речевых клише.

6.

Результативность опыта

        Заключён договор с НКЦ им. Гёте при посольстве РФ о сотрудничестве от 16.11.2016 г. в рамках Российского проекта "Немецкий - первый второй иностранный". Участие во Всероссийском образовательном Форуме «Многоязычие в образовании: немецкий – первый второй иностранный» в г. Москве: стипендиат НКЦ им. Гёте. Первые в Мордовии приняли участие с 10 - 11-классниками в Российском пилотном проекте "Немецкий для профессии и карьеры", успешно завершили его. Из Германии получен научный журнал, в котором есть статья о наших учениках. Называется "Всё начинается уже с приветствия. Мотивация через профессионально ориентированных обучающихся". Получен из Германии ещё один журнал -  "vitamin.de" - где рассказывается об успехах наших учеников.

         Московский Международный Форум "Одарённые дети": в 2015-2016, 2016-2017 годах. Гран-при и 1 места в г. Саранске и г. Москве Баранова А., Зинкин А., Шадрин А., Петрова А.

       Муниципальный этап Всероссийской олимпиады по немецкому языку 2015г.: 6 призёров - Зинкин А., Ионкин А., Колесников Д., Наумкина К., Фирсов П., Харламова А.; 2016 г.: 4 призёра - Баранова А., Николаев Н., Фирсов П., Петрова А.; 2017г.: 4 призёра - Баландина Д., Баранова А., Шадрин А., Суняйкин А.; 2018г.: победители - Баранова А., Суняйкин А., 5 призёров - Анаскина А., БелкинаВ., Баландина Д., Саксина А., Шадрин А. Региональный этап Всероссийской олимпиады по немецкому языку 2015г.: победитель - Харламова А., призёр - Фирсов П.; 2018г.: 3 призёра - Суняйкин А., Баранова А., Шадрин А. Трёхмесячное обучение в Германии по программе "Обмен учениками с Германией": 2015 год - Харламова А., Ионкин А., Колесников Д., Мешкова А. 2018 г. - Баранова А., Суняйкин А., Николаев Н., 2019 г. - Анаскина А., Белкина В.

         Победы и призёрство в научно-образовательном Форуме "Шаг в будущее", в Евсевьевской открытой олимпиаде школьников по немецкому языку, в конкурсах и олимпиадах, проводимых МГУ им. Н.П. Огарёва: конкурс на лучший перевод, олимпиада по лингвострановедению Германии, языковой чемпионат НКЦ им. Гёте "Учим немецкий играя" и многое другое. Победы и призёрство во внеклассных языковых мероприятиях, проводимых высшими школами РМ: конкурс мульмедийных презентаций "Рождественские грёзы", конкурс региональных постановок "Рождественские встречи" (2015, 2016 гг.) и т.д.

  На основании проделанной работы в 2016 г. была создана школьная инновационная площадка «Проектно-исследовательская деятельность в свете ФГОС» (Приказ МОУ СОШ №40 от 08.11.2016 года №216а), инновационный образовательный  проект «Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов в профильной школе» (Приказ МОУ СОШ №40 от 08.11.2016 года №216а), муниципальная экспериментальная площадка по иностранному языку «Социокультурный и медиакультурный подход в обучении второму иностранному языку как подготовка к реальной межкультурной коммуникации, интерактивности, автономности гуманизации обучения»  на 2015-20120гг. (Приказ Управления образования Администрации городского округа Саранск от 27.11.2015 года №01-02/400), республиканская экспериментальная площадка "Формирование культурно-языковой личности обучающихся в преподавании иностранных языков на основе развития межкультурной компетенции в образовательном медийном пространстве российской школы (Приказ Министерства Образования РМ от 08.11.2017 №894). Показано высокое качество знаний  учащихся по результатам ГИА и ЕГЭ, поступление выпускников в высшие учебные заведения на факультеты иностранных языков.

7.

Возможность тиражирования

Основные положения опыта выставлены на сайтах: http://nsportal.ru/shcheglova - сайт учителя немецкого языка Щегловой И.Н.

http://schoolrm.ru/…ls/sc40sar - сайт МОУ "Средняя общеобразовательная школа № 40"

Сайт http://foreign.mordgpi.ru - статьи: "Интерактивные аспекты преподавания немецкого языка как путь формирования творческой личности", "Формирование коммуникативной компетенции на уроках немецкого языка в образовательном пространстве МОУ "Средняя общеобразовательная школа № 40".

Сборники «Иностранные языки в вузе и школе», МГПИ им. М.Е. Евсевьева, Саранск, 2015, 2016 гг.: статьи "Как подготовить интересный урок иностранного языка", "Метод "моделирования" и использование видеокурсов при изучении иностранного языка", "Новое в преподавании иностранного языка через драматизацию на уроках и во внеурочное время". Сборник материалов «Лингвистика и методика: междисциплинарный подход» Международной научно-практической конференции «48-е Евсевьевские чтения», Саранск, 2012 г.: статья «Формирование коммуникативной культуры у учащихся при обучении немецкому языку».  Сборник статей "Путь к культуре мира: обучение иностранному языку на основе межкультурной коммуникации" (Республиканский образовательный Форум 2018): статья "Коммуникативные упражнения на уроках немецкого языка". Учебное пособие "Формирование культурно-языковой личности обучающихся в преподавании иностранных языков на основе развития межкультурной компетенции" (100 экземпляров, 2017 г.)

8.

Наличие обоснованного числа приложений, наглядно иллюстрирующих основные формы и приёмы работы с учащимися

За время работы были созданы следующие приложения:

1. Рабочие программы курсов немецкого языка 2 - 11 классы.

2. Разработки открытых уроков и внеклассных мероприятий на немецком языке.

3. Доклады для выступлений на семинарах, конференциях, педагогических советах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный педагогический опыт. "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках литературы посредством использования интеграционных технологий и проектной методики"

Сущность опыта заключается в разработке возможностей межпредметной интеграции и внедрения мультимедийных технологий в образовательный и воспитательный процесс при изучении литературы....

Инновационный педагогический опыт "ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ БИБЛИОТЕЧНО - ИНФОРМАЦИОННОГО МЕДЕАЦЕНТРА

В данной  программе обосновывается актуальность изменений работы и оснащенности школьной библиотеки, основные направления  дальнейшего развития школьной библиотеки, которые в новых условиях ...

инновационный педагогический опыт

«Формирование правильного звукопроизношения на основе использования игровых технологий на занятиях с детьми, имеющих фонетическое нарушение  речи – ротацизм»Для успешного обучения в современной ш...

Мой инновационный педагогический опыт.

Мой инновационный педагогический опыт "Работа со словом"....

Инновационный педагогический опыт

Использование средств ритмической гимнастики в адаптивной физической культуре...

Инновационный педагогический опыт

Инновационный педагогический опытучителя технологии и биологии МОУ «Большеелховская средняя общеобразовательная школа»Лямбирского муниципального района Республики МордовияПаршиной Людмилы Михайловны...

Инновационный педагогический опыт "Применение модульной технологии обучения учащихся на уроках географии"

Использование модульной технологии с применением информационно-коммуникационных ресурсов,  как основного компонента активизации познавательной деятельности, повышение качества знаний и уровня ком...