Инновационный педагогический опыт "ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ БИБЛИОТЕЧНО - ИНФОРМАЦИОННОГО МЕДЕАЦЕНТРА
рабочая программа по теме

В данной  программе обосновывается актуальность изменений работы и оснащенности школьной библиотеки, основные направления  дальнейшего развития школьной библиотеки, которые в новых условиях выступают в новом качестве – она преобразуется в Библиотечно-информационный медиацентр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_razvitiya.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное  образовательное учреждение

"Средняя школа № 19 им. Л.А.Попугаевой

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

 БИБЛИОТЕЧНО - ИНФОРМАЦИОННОГО МЕДЕАЦЕНТРА  

 МКОУ "СОШ № 19 им.Л .А. Попугаевой»

У Д А Ч Н Ы Й, 2009

ВВЕДЕНИЕ

   Создание и развитие информационной образовательной инфраструктуры России сегодня становится реальностью, но для её обеспечения необходимо создание соответствующих структур на уровне школы, способных  принимать любого вида информацию на любых носителях и организовывать с ними эффективную работу.

             Современный  этап развития библиотеки характеризуется  изменением  основных приоритетов деятельности. К  традиционным задачам сбора, сохранения и приумножения книжных богатств добавились  функции информационного и образовательного центра.

              В данной  программе обосновывается актуальность изменений работы и оснащенности школьной библиотеки, основные направления  дальнейшего развития школьной библиотеки, которые в новых условиях выступают в новом качестве – она преобразуется в Библиотечно-информационный медиацентр.

                   В течение последних лет произошли значительные изменения как в области внедрения в образовательный процесс новых педагогических идей, так и в области доступных современных технических средств информационного обеспечения, что нашло свое отражение в данной программе.

            Программа   развития библиотечно-информационного медиацентра МКОУ "СОШ №19 им.Л.А.Попугаевой" базируется на федеральных законах, Уставе МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №19 им.Л.А.Попугаевой»г., Основных направлениях Концепции развития "Школы для каждого", Положении о  Библиотеке МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №19», утвержденном директором школы, передовом опыте библиотек Российской Федерации и опыте работы школьной библиотеки МКОУ "СОШ №19".

      Чем выше ресурсный потенциал библиотеки - информационного медиацентра, тем  она востребованней,  выше  культурный, образовательный, интеллектуальный уровень педагогов школы  и учащихся.

                  Книга уже перестала быть единственным источником знаний. Видео и аудиоматериалы, компьютерные сети и программы разрушили её информационную монополию и все активнее внедряются во все области знаний. Конкретные характеристики информатизации тесно сопряжены с потребностями, возможностями и особенностями микросоциальной среды школы. Поэтому столь важным представляется  учитывать интересы учащихся и учителей в различных видах и формах предоставления информации, в том числе на основе средств новых информационных технологий.

               В  подготовке школой выпускников  в последние годы  стали ориентироваться все в большей мере на  человека самостоятельно и критически мыслящего, умеющего видеть и творчески решать возникающие проблемы. Это диктуется социальными и экономическими факторами: российское общество от общества индустриального постепенно перемещается к обществу информационному, в котором существует осознанная необходимость в достаточно быстрой профессиональной переориентации, повышении квалификации, саморазвитии на любом отрезке жизненного пути человека.

                   В этих условиях изменяется характер учебного процесса, в который энергично внедряются активные методы обучения – "Школа олимпийского резерва"; метод проектов, групповое обучение, уроки-диспуты, консультации, семинарские занятия и т.д., что предполагает выполнение различных  самостоятельных работ именно во внеурочное время.    

                    При этом успешной самостоятельная работа становится в том случае, если учащийся  располагает возможностью свободного доступа и  выбора различных источников информации. Кроме того, работая самостоятельно, учащийся должен рассчитывать в выборе средств (по интересам или для углубления знаний) на помощь взрослого. Помощь будет эффективна в том случае, если тот опирается в своей деятельности на принцип индивидуализации обучения. Этот принцип требует знания и учета различия в уровне способностей  и возможностей учащихся, его познавательных интересов. Такими знаниями обладает учитель, но он не может предоставить учащимся  условия для внеклассной самостоятельной творческой работы. Эти условия имеются или могут быть таковыми в преобразованной школьной библиотеке.

           В Программе определены цели и задачи  развития библиотеки на долгосрочную перспективу, а также намечены  основные направления их реализации.

           В данный период идет интенсивное формирование нового облика современной школьной библиотеки. Библиотека школы не только культурно – образовательный центр, но и важный информационный ресурс.

            В этой связи наиболее актуальным и значимым представляется  преобразование школьной библиотеки  в      библиотечно-информационный медиацентр,  способный обеспечить развитие интеллектуальных способностей ребенка и усвоением им норм общечеловеческой морали.

АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ БИБЛИОТЕКИ

  Библиотека     МКОУ    "СОШ № 19"   создана  в     1971 году.

Это одна из старейших библиотек города Удачный. Если раньше библиотека занимала один единственный класс, то теперь выделено большое помещение для читального зала, фонда хранилища для дублетной  литературы и по программам школы. Имеется отдельное помещение для хранения учебников.

                    На сегодняшний день фонд библиотеки составляет

26107 экземпляров , из них 14302 экземпляров составляют учебники. Ежегодно  в фонды поступает более 50 наименований экземпляров         периодических изданий      

           Основные источники финансирования комплектования – бюджет, формируемый  Министерством  образования Республики САХА /Якутия/, дарения.

             В библиотеке школы имеется абонемент, читальный зал разделен условно на два: для учащихся старших и младших школьников. Имеется небольшая тихая зона для  работы педагогам. В библиотеке имеется компьютер,  электронный каталог автоматизированной библиотечной программы MARK-SQL. В течение нескольких последних лет выпускники школы имеют возможность пройти  компьютерный тест для поступающих в вузы.

МИССИЯ  БИБЛИОТЕКИ:

  • Обеспечение доступности единого библиотечно - информационного пространства для успешной реализации Программы "Школа для каждого"

ЦЕЛИ  ПРОГРАММЫ:

  • Модернизация  работы Библиотечно - информационного медиацентра  в новых условиях существования; превращение  библиотеки в информационно - методическую структуру школы;
  • Доступность и предоставление информационных услуг ученикам, педагогам и родителям разного возраста и уровня развития;
  • Повышение значимой роли и места Библиотечно – информационного медиацентра в  учебно-воспитательном процессе;

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ:

  • Информационное обеспечение учебно-воспитательной работы и приоритетных направлений программы развития  МКОУ "СОШ №19"

  • Модернизация ресурсов Библиотеки - Информационного центра для улучшения услуговой деятельности;

  • Внедрение новых информационных технологий в учебный и воспитательный процесс;

  • Развитие информационной грамотности участников образовательного процесса;

  • Подготовка учащихся к успешной адаптации в обществе;

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ:

Срок реализации программы-  10 лет

  1.  Подготовительный: /2009-2010гг./ списание морально- устаревших и ветхих книг; составление  перспективных планов комплектования новинками литературы: учет и обработка имеющихся и поступающих информационных     материалов; аудио, видео и других медиа средств в фонд библиотеки;
  2. Практический:/2009-2015гг/ автоматизация работы библиотеки путем внедрения  программы MARK-SQLдля школьных библиотек.; Формирование умений работы с информацией в текстовом, видео-, аудио-, графическом формате, ее первичная обработка; Создание собственных печатных продуктов;
  3. Аналитико- обобщающий   /20015-2019гг./обобщение и корректировка полученных результатов;

МЕТОДЫ ДОСТИЖЕНИЯ ПОСТАВЛЕННЫХ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ:

  • Оснащение материально- техническими средствами;

  • Продвижение новых информационных услуг до потребителей /Информация в школьной газете, через электронный дневник, на сайте школы, объявления на педсоветах и родительских ассамблеях/;

  • Регулярная финансовая поддержка проекта и поиск новых источников финансирования;

  • Введение в штат Библиотеки - Информационного центра медиаспециалиста, работающего с электронными носителями информации;

  • Ведение электронного каталога и картотек; обмен данными между школами;

  • Координация работы / по вертикали - с вышестоящими организациями, по горизонтали - с учениками, родителями и педагогами/;

  • Партнерское взаимодействие как ресурс формирования Библиотечно - Информационного центра школы;

  • Проведение библиотечных уроков в начальном и среднем звене по формированию умения работы с информацией;

  • Разработка элективного курса  "Информационной грамотности" для профильных классов;

  • Методическая поддержка кабинета методистов МРУО;

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:

/Направления деятельности/

  • Доступность традиционных  печатных библиотечных фондов для пользователей в читальном зале и абонементе;

              Для выполнения основной задачи – оперативного информационно-библиотечного обслуживания пользователей в соответствии с их информационными потребностями библиотека,  наряду с традиционными  активно развивает новые информационные технологии.  Библиотека  является важнейшим информационным и культурно – образовательным  центром  школы нашего микрорайона, так как от уровня библиотечно – информационного обслуживания во многом зависит достижение нового качества образования. Не отказываясь от традиционных форм пропаганды книги, библиотека сегодня сознательно расширяют свои функции и становится не только культурным и образовательным  центром, но и центром  досуга, межличностного общения, информационного обслуживания..

         Одним из путей совершенствования библиотечной работы является переориентация деятельности школьной библиотеки в Библиотечно-информационный медиацентр.

  • Поддержка всеми ресурсными возможностями Библиотечно- информационного центра приоритетных направлений реализации программы развития                МКОУ "СОШ №19"  "Школа для каждого"- Ее целевых проектов:
  1. "Доступное образование"
  2. "Защита"
  3. "Управление качеством"
  4. "Новый учитель"
  5. "Воспитание гражданина"

   Для каждого целевого проекта школы, и в его подпроектах планируется проведение циклов мероприятий  которые обеспечивают выполнение поставленных  задач:

  1. Проведение массовых мероприятий различной тематики
  2. Поддержка общешкольных мероприятий информационными материалами
  3. Оформление книжных выставок к знаменательным датам
  4. Проведение уроков для младших школьников с целью развития познавательной, творческой активности и  любви к книге
  5. Разработка и проведение занятий по спецкурсу "Информационная культура личности" для профильных классов
  6. Работа с Клубом "Библиофил"
  7. Проведение бесед, обзоров литературы в рамках каждого проекта школы
  8. Проведение Дней Информации для педагогов и родителей и т.д.

  • Формирование фонда библиотечно-информационных ресурсов общеобразовательного учреждения:

  1. списание морально-устаревших книг/для этого всегда приглашаются компететные преподаватели по каждому разделу фонда, которые помогают произвести отбор/
  2. комплектование универсального фонда учебными, художественными, научными, справочными, педагогическими и научно-популярными документами на традиционных и нетрадиционных носителях информации;
  3. пополнение фонда информационными ресурсами сети Интернет, базами и банками данных других школ;
  4. Рациональное размещение, организация и сохранность документов.
  5. Привлечение внимания родительской общественности к нуждам библиотечно-  информационного центра; поощрение дарения книг и других информационных продуктов; фандрайзинг;

      Таким образом, в структуре библиотечно- информационного центра, помимо традиционных отделов (абонемент, читальный зал, отдел учебников),выделится  фонд нетрадиционных источников информации (компьютерные программы, CD-ROM-диски, каталоги и информационные банки данных) и  компьютерная зона для  работы с мультимедийными и сетевыми документами, множительная техника, фонд видеозаписей  и др.

  • Дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание учащихся, педагогов и родителей:
  1. предоставление информационных ресурсов на различных носителях на основе изучения их интересов и информационных потребностей;
  2. создание условий для реализации самостоятельности в обучении, познавательной творческой деятельности
  3. организация обучения навыкам независимого библиотечного пользователя и потребителя информации, усвоения комплекса знаний, умений и навыков работы с книгой и информацией;
  4. выявление информационных потребностей и удовлетворение запросов в области педагогических инноваций и новых технологий;
  5. организация просмотра электронных версий педагогических изданий, содействие повышению квалификации педагогов;
  6. консультации по вопросам организации семейного чтения, ознакомление родителей с информацией по воспитанию детей;
  7. организация массовых мероприятий, ориентированных на развитие общей и читательской культуры личности, содействие развитию критического мышления;

     Работа в этом направлении в библиотечно - информационном центре позволит более полно удовлетворять потребности в информации различных групп читателей, развитию их информационной культуры;  

  • Создание  собственной  информационной продукции:
  1. внедрение в работу библиотечно- информационного центра автоматизированной библиотечной программы MARC-SQL, организация  и ведение справочно-библиографического аппарата: каталогов, картотек.
  2. создание на базе библиотечно - информационного центра полнотекстовых банков данных педагогического опыта, полнотекстового банка данных НОУ " Магистр" учащихся нашего общеобразовательного учреждения;
  3. разработка рекомендательных библиографических пособий (списков, обзоров, указателей и т. п.);
  4. осуществление аналитико-синтетическую переработку информации;
  5. ведение проектной деятельности учащихся на базе центра;
  6. создание корпоративного автоматизированного информационного банка данных фондов путем  обмена   внесенной    информации   в  автоматизированной библиотечной программе  MARC-SQL.

Учащиеся будут приобщатся к совершенно новому для них виду самостоятельной образовательной деятельности - работе с информацией: вербальной, образной используемых в различных областях знаний (видеоинформация, аудиоинформация, звуковая, графическая, символическая, текстовая)

Новые условия, создаваемые в библиотечно- информационном центре будут активно способствовать формированию информационной культуры учащихся (в широком смысле), их самостоятельной активности, а также повышению профессиональной квалификации учителей с помощью средств новых информационных технологии.
     В библиотечно - информационном центре станут возможными новые формы в организации познавательной, коммуникативной и креативной (творческой) деятельности всех ее потребителей, в том числе, для создания собственных средств информации (видеоматериалов, газет, журналов и пр.), для участия в телекоммуникационных проектах.

           Издаваемая учащимися  в школе газета "Зеркало" давно и творчески сотрудничает с библиотекой. На базе библиотечно- информационного центра работа с учащимися в этом направлении будет еще более плодотворна, так как в центре у ребят будет больше доступа ко всем имеющимся ресурсам, как техническим,так и духовным.

         Библиотечно – информационный центр будет функционировать  как традиционная библиотека с элементами медиатеки. Компьютеризация позволит  раздвинуть рамки источников информации на различных носителях и расширить ассортимент предлагаемых услуг. Считаю, что  это тот вариант модернизации школьной библиотеки, который в настоящее время доступен и необходим каждой школе.

        Решение  проблем в рамках настоящей Программы  будет способствовать  дальнейшему укреплению  библиотеки как  информационного, культурно - досугового и образовательного центра.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

  • Изменение статуса Библиотеки - Информационного центра МОУ "СОШ №19" и, как следствие, повышение  ее престижа;
  • Компьютеризация основных библиотечных процессов, внедрение новых форм работы с пользователями;
  • Создание такого фонда и баз данных, которые наиболее полно удовлетворят самых взыскательных читателей и будет способствовать развитию информационной культуры личности;
  • Создание корпоративного информационного банка данных образовательных учреждений

Заведующая библиотекой   Болдецкая Н.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационная карта инновационного педагогического опыта

Информационная карта инновационного педагогического опыта по применению балльно-рейтинговой системы оценивания знаний обучающихся средней школы....

Информационная карта инновационного педагогического опыта учителя

Карта содержит описание опыта работы учителя по проблеме ; "Применение ИКТ на уроках математики"...

Информационная карта инновационного педагогического опыта

Представление собственного инновационного педагогического опыт...

обобщение инновационного педагогического опыта работы «Использование информационных технологий на уроках математики»

в данной статье я обощаю опыт своей работы, которая развивается с внедрением новых технологий. Начинала я работу с создания презентаций к урокам, с привлечением учащихся к данной работе. Учениками соз...

Информационная карта инновационного педагогического опыта

Педагогическая идея:Школа  несет ответственность перед обществом за качество образования выпускника, потому что уровень его общеобразовательной подготовки определяет базис общей культуры человека...

Инновационный педагогический опыт: использование информационно-коммуникативных технологий на уроках географии.

      В современном мире, в котором информационный поток, обрушивающийся на человека, настолько велик,  людям волей не волей приходится прибегать к помощи разнообразной техн...