Щербакова Наталия Викторовна

сайт учителя русского языка и литературы

Если не я, то кто же?..

Профессия: учитель

Профессиональные интересы: Современные технологии обучения, позволяющие добиться большего результата в обучении русскому языку и литературе.

Увлечения: Чтение, дизайн, вязание,разведение комнатных растений.

Регион: Республика Татарстан

Населенный пункт: город Елабуга

Место работы: МБОУ "Средняя школа № 9 с углубленным изучением отдельных предметов."

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/shcherbakova-nataliya-viktorovna
Удача сопутствует тем, кто верит в свои силы
Андрэ Нортон

Школа -это огромный сад.
Дети - это цветы.
Учитель - это садовник, вносящий семена знаний,
которые потом вырастают и дают свои плоды.

О себе

Я - учитель! И в класс свой всегда прихожу,
Как приходят домой после долгой разлуки.
Здесь покой и уют я всегда нахожу,
В этих стенах, я знаю, нет причины для скуки.
Весь наш класс- мастерская, даже- храм из наук
Здесь мы думаем, спорим, решаем, рисуем.
Я - учитель! Класс - мой преданный друг.
И я рада, что выбрала эту судьбу- не иную.

«Моё призвание – учитель». Когда спрашивают: «Кем Вы работаете?», мне трудно отвечать пустой фразой: «Учителем». Для меня «учитель» - не профессия, не общественное положение, не хобби, не работа…. Для меня «учитель» - это жизнь. Я не работаю учителем, я живу учителем. Мне нравится быть учителем.
Школа – моя стихия. В ней я чувствую себя, как рыба в воде, – легко и свободно. И весело!

«Лишь слову жизнь дана...» Как точно и лаконично определил Бунин значение речи, русского языка в нашей жизни! Научить детей бережно, умело обращаться со словом, гордиться красотой и уникальностью русского языка – важнейшая задача, стоящая перед учителем-словесником, особенно сейчас, когда так бурно развивается наука и техника, а компьютерные технологии прочно входят в нашу жизнь, охватывая сферы жизнедеятельности человека: промышленность, экономику, политику, культуру и, конечно, образование.
В системе школьного образования работаю 25 лет. В своей педагогической деятельности руководствуюсь китайской мудростью: «Всему, что достойно, учись, не ища награжденья, - и действуй потом, как велят убежденья». Мое педагогическое кредо: нацелить учеников на сознательную, планомерную работу над собой; задача учителя – умелое руководство этой работой. Главное – это развитие креативности личности ребенка через самопознание, саморазвитие, самоопределение и самосовершенствование. Исходя из этого, строю свою работу.
В учебной деятельности предпочтение отдаю технологии личностно-ориентированного обучения, нетрадиционным типам урока, способствующим творческому развитию и самореализации личности школьника; на уроках литературы – системе Е.Н. Ильина, предусматривающей преподавание литературы  как предмета, формирующего человека, библиотечным урокам, здоровьесберегающим технологиям. Развитие личности школьников осуществляю через усиление практической направленности преподавания: аналитическое чтение, лингвистический и комплексный анализ текста, составление опорного конспекта, решение тестов повышенной сложности, подготовку проектов, рефератов, связь с жизнью. Активно использую игровые формы, уроки-конференции, уроки-семинары, интегрированные уроки, методы проектов, учебных и жизненных ситуаций, тестовые технологии, «Проект», информационно-коммуникационные, в том числе Интернет-технологии. Систематически использую на уроках памятки, алгоритмы, тесты, примеры, связывающие теорию с жизнью и практикой, что облегчает выполнение обучающимися заданий.
Имею опыт работы в классе с углубленным изучением русского языка.
Развиваю у обучающихся инициативу, самостоятельность, творческий потенциал. Учащиеся составляют тестовые задания по разделам языкознания, опорные конспекты, кроссворды, лингвистические рассказы и сказки, осуществляют учебно-исследовательскую деятельность на основе синтеза разных наук.
Апробирую новые учебники и учебно-методические комплекты, в том числе электронные. Большую помощь в этом оказывает кабинет, отвечающий требованиям современного содержания образования. В 2007 году признан лучшим кабинетом русского языка и литературы в Елабужском муниципальном районе, отмечен благодарностью Министерства образования и науки Республики Татарстан, приказ МО и Н РТ от 05.12.2007г. №3236.
Имеется интерактивная доска, мультимедийный проектор, выход в Интернет.
Для проведения уроков использую такие программные продукты, как «Фраза», «Кирилл и Мефодий. Русский язык. 5-11 класс», «ЕГЭ по русскому языку», «Библиотека электронных наглядных пособий. Литература. 5-11 классы».
При использовании мультимедийных технологий знания приобретаются по разным каналам восприятия (зрительным, аудитивным), поэтому лучше усваиваются, запоминаются на более долгий срок. Еще К. Ушинский отметил, что знания будут тем прочнее и полнее, чем большим количеством органов чувств они воспринимаются.
Методически грамотная подача материала в компьютерной программе способствует успешному формированию личностных компетенций обучающихся при изучении темы. Так, при изучении темы «Имя существительное» учащиеся узнают, что в древности категория числа имен существительных включала в себя не 2, а 3 формы: единственное число, множественное число и двойственное. В этом нам опять поможет не учебник, а компьютерная программа, работа с которой занимает 3-4 минуты учебного времени. Таким образом, применение ИКТ способствует углубленному изучению отдельных разделов науки о языке.
Об уроках литературы особый разговор. Они должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением большого иллюстрированного материала, с использованием  аудио- и видео-сопровождений. Всем этим может обеспечить компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями, которые позволяют увидеть мир глазами живописцев, услышать актерское прочтение стихов, прозы и классическую музыку. Так, при изучении романа в стихах А.С. Пушкина  «Евгений Онегин» после чтения соответствующей главы с удовольствием учащиеся слушают арию Ленского, дуэт Татьяны и няни, ариозо Онегина «Ужель та самая Татьяна?»; знакомясь с шедеврами лирики Пушкина, имеют возможность насладиться романсом «Я помню чудное мгновенье».
Считаю, что современный педагог должен уметь работать с новыми средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав ученика – право на качественное образование. При этом следует твердо усвоить, что информационно-образовательные ресурсы не должны заменять педагогических технологий. Они призваны оптимизировать затраты педагога, разгрузить его и помочь сосредоточиться на индивидуальной и наиболее творческой работе – отвечать на непростые вопросы любознательных учеников и, наоборот, пытаться расшевелить пассивных. И, конечно, учить ребят видеть красоту слова, красоту окружающего мира, воспитывать гражданина, востребованную личность.
«Земные чувства все отдайте постиженью новизны» – эти слова великого Данте теперь звучат для меня девизом на пути освоения как мультимедийных технологий, так и педагогических.
Используемые методы и приемы определяют эффективность деятельности учащихся и её результативность, развивают личностные качества школьников.
Динамика результатов учебных достижений обучающихся за последние три года позитивная: при 100%-ной успеваемости количество обучающихся на «4» и «5» по русскому языку составляет от 60 до 71%, по литературе – от 71 до 81%. Средние показатели на выпускных экзаменах по русскому языку в форме ГИА – 63% при 100%-ной успеваемости. Среди выпускников – обладатели серебряных медалей: 2010 год – 2 (серебро).
Республиканское тестирование и Почётные грамоты подтверждают высокие результаты.
Внеурочную деятельность осуществляю по следующих направлениям:
- сотрудничество с преподавателями кафедры русского языка и литературы Елабужского государственного педагогического университета
- обучение старшеклассников по учебным программам  элективных курсов
- учебно-исследовательская работа с одаренными детьми
- система работы с обучающимися по подготовке к предметным олимпиадам, обучение в Малой академии
- система «Школа-ВУЗ»
- организация работы классного коллектива
- внеклассные мероприятия в рамках предметной недели, Дня грамотности, Международного дня родного языка.
Динамика учебных достижений за последние три года позитивная.
Учащиеся школы – победители и призёры предметных олимпиад муниципального этапа всероссийских олимпиад по русскому языку и литературы и научно-практических конференций по русскому языку «От знаний – к научному поиску»; отмечены Почётной грамотой Чувашской национально-культурной автономии за активное участие в изучении истории и культуры чувашского народа; победители V всероссийского открытого конкурса научно-исследовательских и творческих работ молодёжи и всероссийского молодёжного фестиваля «Меня оценят в XXI веке», секция «русский язык», г. Москва; участники IX Поволжской конференции им. Н.И. Лобачевского, секция «русский язык»; победители IV республиканской научно-исследовательской конференции «Я – исследователь», секция «русский язык», г. Нижнекамск; победители VIII республиканской научно-исследовательской конференции школьников имени Л.Н. Толстого; участники республиканской научно-практической конференции 5-8 классов «Ломоносовские чтения», Кирилло- Мефодиевские юношеские научные чтения.
Являясь классным руководителем 5 класса , помогаю учащимся правильно выстроить образовательную траекторию, реализовать их личностный потенциал. Воспитанники являются победителями и призёрами предметных олимпиад, научно-практических конференций, творческих конкурсов.
Являюсь членом муниципальной комиссии по проверке олимпиадных работ по проверке олимпиадных заданий по русскому языку и русской литературе для школ с татарским языком обучения.
Постоянно занимаюсь самообразованием: изучаю педагогическую и научно-популярную литературу, нахожусь в курсе последних методик и разработок в данной области. Своевременно прохожу курсы повышения квалификации. Имею сертификат Издательского центра «Вентана-Граф» г. Москвы, Института непрерывного педагогического образования г. Набережные Челны. Охотно делюсь опытом работы с коллегами: например, в 2009 году выступила с докладом «Обучение синтаксису и пунктуации» на региональных курсах повышения квалификации в Институте непрерывного педагогического образования; в 2010 году разработала урок и презентацию к уроку «Фразеологизмы» для Открытого образовательного ресурсного центра Елабужского государственного педагогического университета; в 2007 году сценарий внеклассного мероприятия «Литературная Елабуга» (занял 1 место в городском конкурсе методических разработок «Елабуга заповедная», посвящённом 1000-летию города Елабуги), в 2011году выступила на республиканском семинаре учителей русского языка и литературы по теме "Формирование ключевых компетенций обучающихся в условиях ФГОС на уроках русского языка и литературы., "получила диплом 2 степени на V Всероссийском конкурсе воспитательных систем 2011 год, 2012 год опубликовала урок-репортаж по литературе  "Елабуга - наш город" на сайте "Завуч. инфо."
Подводя итог, считаю несомненным одно: новые информационные технологии открыли новые возможности для получения детьми качественного образования. Современный человек немыслим без информационной культуры. Но ядром культуры по-прежнему остаются общечеловеческие ценности.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

А.С.Пушкин "Повести Белкина"
Л.Н.Толстой "Война и мир"
Ф.М.Достоевский "Преступление и наказание"
Маргарет Митчелл «Унесённые ветром»                                                                                                                                                                                                                                

Мой взгляд на мир

"Не бойся врагов – в худшем случае они могут тебя убить.
Не бойся друзей – в худшем случае они могут тебя предать.
Бойся равнодушных – они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существует на земле предательство и убийство."

Б.Ясенский

 

  • Уверенность - знание своих прав и прав ребенка, способность защитить его.
  • Успешность - берясь за любое дело учитель должен предвидеть положительный результат, быть уверенным, что оно под силу детям.
  • Удивительность - надо развивать в себе незаурядность, дети не любят однообразие.
  • Убедительность - уметь зажечь детские сердца, убедить их в важности любого дела.
  • Уравновешенность - в классе нужно быть готовым ко всему, к любой ситуации, уметь анализировать, сдерживать свои эмоции.
  • Улыбчивость- чувство юмора поможет в работе. Улыбка - это и оценка, и одобрение, и подбадривание, и залог успеха.

Мои достижения

Учителями славится Россия - ученики приносят славу ей!  Мои достижения в моих учениках!

№    Мероприятие    Дата    Форма изучения и распространения передового педагогического опыта
1    Путешествие по малому кольцу Морфологии,
6 класс    2005    Урок-путешествие для учителей русского языка и литературы общеобразовательных учреждений
г. Елабуги и Елабужского района, г. Менделеевска
в рамках Регионального методического дня «Пути решения проблемы мотивации достижений учащихся в школе» в МОУ «Средняя (полная) общеобразовательная школа №9 с углубленным изучением отдельных предметов» Елабужского муниципального района
2    Фонетика и графика, 5 класс    2006    Урок обобщения и систематизации знаний для учителей образовательных учреждений города Елабуги и Елабужского района в рамках Дня молодого учителя в МОУ «Средняя (полная) общеобразовательная школа №9 с углубленным изучением отдельных предметов» Елабужского муниципального района
3    Литературная Елабуга,
8-9 классы    2007    Внеклассное мероприятие для учителей образовательных учреждений города Елабуги и Елабужского района в рамках празднования 1000-летия города Елабуги в МОУ «Средняя (полная) общеобразовательная школа №9 с углубленным изучением отдельных предметов» Елабужского муниципального района
4    Гласные в приставках пре- и при-, 6 класс    2007    Урок изучения нового материала для учителей русского языка и литературы образовательных учреждений Елабужского муниципального района, города Менделеевска в рамках регионального семинара «Формирование оптимальных способов самостоятельной деятельности – важное условие повышения конкурентоспособности личности школьника» в МОУ «Средняя (полная) общеобразовательная школа №9 с углубленным изучением отдельных предметов» Елабужского муниципального района
5    Елабуга – наш город,
9 класс    2008    Урок-репортаж для участников всероссийской олимпиады по русской литературе в рамках Дня открытых дверей в средней школе №9 в МОУ «Средняя (полная) общеобразовательная школа №9 с углубленным изучением отдельных предметов» Елабужского муниципального района

6    Изучение деепричастия в 7 классе    2008    Выступление на совместном заседании методического объединения учителей русского языка и литературы средней школы №9 и кафедры русского языка филологического факультета Елабужского государственного педагогического университета в МОУ «Средняя (полная) общеобразовательная школа №9 с углубленным изучением отдельных предметов» Елабужского муниципального района
7    Информационные технологии в преподавании предметов гуманитарного цикла    2008    Выступление из опыта работы на региональном семинаре «Инновационная деятельность как условие успешности модернизации образования» перед преподавателями ИНПО, ЕГПУ, учителями-предметниками образовательных учреждений Елабужского муниципального района и г. Набережные Челны в МОУ «Средняя (полная) общеобразовательная школа №9 с углубленным изучением отдельных предметов» Елабужского муниципального района
8    Оздоровление без лекарств    2008    Публикация и выступление из опыта работы на районном семинаре «Эффективность использования здоровьесберегающих технологий в воспитательном процессе» перед классными руководителями общеобразовательных учреждений Елабужского муниципального района в МОУ «Средняя (полная) общеобразовательная школа №9 с углубленным изучением отдельных предметов» Елабужского муниципального района         
9    Путешествие по станциям «Тайны природы», 5 классы    2008    Внеклассное мероприятие на экологическом форуме «Спасём планету сообща» для работников МУ «УО Елабужского муниципального района», ЦЭБ, учителей-предметников общеобразовательных учреждений Елабужского муниципального района в МОУ «Средняя (полная) общеобразовательная школа №9 с углубленным изучением отдельных предметов» Елабужского муниципального района         
10    Портфолио достижений    2009    Презентация на методической выставке в рамках Фестиваля науки и творчества для учителей общеобразовательных учреждений Елабужского муниципального района и г. Набережные Челны, учащихся и родителей в МОУ «Средняя (полная) общеобразовательная школа №9 с углубленным изучением отдельных предметов» Елабужского муниципального района
11    Имя прилагательное, 6 класс    2009    Урок-путешествие для учителей русского языка и литературы образовательных учреждений Елабужского муниципального района в рамках Дня мастерства учителя в МОУ «Средняя (полная) общеобразовательная школа №9 с углубленным изучением отдельных предметов» Елабужского муниципального района        
12    Урок письма «Пусть всегда и у всех будет мама!», 11 класс    2009    Классный час для учителей образовательных учреждений Елабужского муниципального района в рамках Дня мастерства учителя в МОУ «Средняя (полная) общеобразовательная школа №9 с углубленным изучением отдельных предметов» Елабужского муниципального района
13    Обучение синтаксису и полный синтаксический разбор, начиная с 5-го класса    2009    Выступление из опыта работы на курсах повышения квалификации «Содержание и методика преподавания русского языка и литературы в условиях модернизации образования» в Институте непрерывного педагогического образования, г. Набережные Челны
14    Фразеологизмы    2009    Разработка урока для Открытого образовательного ресурсного центра г. Елабуги.

15.      2007 год – республиканский, конкурс творческих работ «Наш родной дом – Татарстан, Почётная грамота Чувашской национально-культурной автономии за активное участие в изучении истории и культуры чувашского народа
16    2007 год – муниципальный, 2 этап республиканского конкурса творческих работ «Наш родной дом – Татарстан, 1 место, Почётные грамоты МУ «УО Елабужского муниципального района» (2 участника)
17    2007 год – муниципальный, конференция по русскому языку «От знаний – к научному поиску», диплом 2 степени
18    2008 год – всероссийский, V всероссийский открытый конкурс научно-исследовательских и творческих работ молодёжи и всероссийского молодёжного фестиваля «Меня оценят в XXI веке», секция «русский язык», г. Москва, диплом 1 степени
19   2008 год – региональный, IX Поволжская конференция им. Н.И. Лобачевского, секция «русский язык», г. Казань, сертификаты участников
20    2008 год – муниципальный, конференция по русскому языку «От школьных знаний – к научному поиску», диплом 1 степени
21    2009 год – республиканский, IV республиканская научно-исследовательская конференция «Я – исследователь», секция «русский язык», г. Нижнекамск, диплом 1 степени
22    2010 год –  VIII Республиканская научно- практическая конференция школьников им. Л.Н.Толстого – диплом I степени
23    2006г. – (олимпиада) муниципальный, 3 место по русскому языку, Зинаттуллина А., 9 кл., приказ МУ «УО Елабужского муниципального района от 13.01.2007г. №4.
24  2008г. – (олимпиада)  муниципальный, 1 место по русскому языку, Киселёва Р., 7 кл., приказ МУ «УО Елабужского муниципального района от 12.01.2009г. №3
25   2007г.  – Благодарность за активное участие в республиканском смотре-конкурсе кабинетов русского языка и литературы, Приказ МО и Н РТ от 05.12.2007г. №3236;       Благодарственное письмо учредителей V всероссийского молодёжного фестиваля «Меня оценят в XXI веке», г. Москва; 2009г.
26    Благодарственное письмо учредителей IV республиканской юношеской научно-исследовательской конференции «Я – исследователь», г. Нижнекамск.
27    2007 год – 1 место в районном конкурсе «Лучший кабинет русского языка и литературы», участие в республиканском смотре-конкурсе кабинетов русского языка и литературы, Приказ МО и Н РТ от 05.12.2007г. №3236.
28    Участие в научно-практических конференциях федерального и регионального уровня «Обучение синтаксису и полный синтаксический разбор, начиная с 5-го класса», региональный, 2009г., справка-отзыв №38 от 10.06.2009г., выданная Институтом непрерывного педагогического образования г. Набережные Челны.
29    Участие в  опытно-экспериментальной деятельности Разработка и презентация урока «Фразеологизмы» для Открытого образовательного ресурсного центра г. Елабуги.
30    Авторские программы, научно-методические разработки Разработка внеклассного мероприятия «Литературная Елабуга», 2008г..
31    Подготовка  воспитанников-победителей и призеров (1-3 место)  предметных олимпиад муниципального, регионального, федерального, международного уровня
32    2007 год – 1 место в городском конкурсе методических разработок «Елабуга заповедная», посвящённом 1000-летию города Елабуги, Почётная грамота «МУ УО Елабужского муниципального района».
33    Сертификат Издательского центра «Вентана-Граф» г. Москвы, Института непрерывного педагогического образования г. Набережные Челны, федеральный уровень

34    Ролевая игра «Суд над наркоманией», 10 класс, 2009 год
35    Урок письма «Пусть всегда и у всех будет мама!», 11 класс, 2010 год

36    "Паровозик из Ромашково" урок - путешествие по теме "Имя прилагательное" 6 класс, 2010 год

37    Урок - игра "В гостях у звуков речи. Двойная роль букв е,ё,ю,я.", 5 класс, 2011 год

38    Урок - репортаж "Елабуга - наш город", 2012 год, сайт "Завуч. инфо"

39    Если говорить о профессиональных достижениях, то самое приятное и полезное для меня: победитель конкурса на  грант  "Лучший учитель".

40    Победитель конкурса "Наш лучший учитель"

Моё портфолио

Учительство - не труд, а отреченье,
Умение всего себя отдать,
Уйти на долгий подвиг и мученье,
И в этом видеть свет и благодать.
Учительство - когда в глазах холодных
Зажжется понимания заря,
И ты поймешь: старался не бесплодно
И знания разбрасывал не зря.
Е.Д.Кучаева


Работа над Портфолио - дело полезное и интересное.
Портфолио -это возможность посмотреть со стороны на результаты своей работы.
Портфолио - это отражатель профессионального роста педагога.
Портфолио - это просто бесценная копилка учителя!

Портфолио для учителя - показатель всех его достижений, результат его деятельности. Дипломы, грамоты, сертификаты, удостоверения, справки - наличие такой документации свидетельствует о профессионализме педагога. Я активный участник разных конкурсов, олимпиад по русскому языку и литературе, по воспитательной работе, проводимых не только на школьном, но и районном, республиканском уровне.  И всё же портфолио не должно становиться самым главным в нашей работе.  Человеческое отношение к ученикам, желание найти ключ к сердцу каждого ребёнка, толерантность в отношениях с коллегами, умение давать знания не ради грамот - это должно быть на первом месте в деятельности каждого учителя.

 * Каждый педагог вправе формировать портфолио по своему усмотрению. Я оформляю портфолио, например, в соответствии с моей методической темой "Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средство развития познавательной активности учащихся". Работаю по двум направлениям: использование современных педагогических технологий в учебной деятельности и индивидульная работа с учащимися .
 * В своем портфолио я поместила материалы,  отражающие наше совместное творчество (учитель, ученики  и родители).
*Это учебно-методические материалы к нестандартным урокам, в подготовке и проведении которых принимали участие и дети.
*Это методические материалы к проведению родительских собраний нетрадиционной формы.
*Это методическая копилка "Из опыта работы классного руководителя".
*Это "Проба пера"  моих воспитанников.
*Это результаты нашего совместного творчества  (копии грамот, дипломов и благодарностей за участие в разноуровневых конкурсах).
 * Конечно, каждый из нас понимает, что ЕГЭ - это неизбежность, но гораздо легче преодолевать препятствия на пути  к заветной цели, если обучение станет процессом не только полезным, но и увлекательным. А опыт совместной работы, совместного творчества, приобретённый учеников в школе, несомненно благоприятно скажется на выстраивании отношений будущего выпускника в социуме.

У каждого человека есть в жизни своя мечта. Моя мечта, работать учителем в школе, сбылась. От учителя, особенно живущего в наше время перемен и новых открытий, справедливо требовать, чтобы жизнь его служила примером детям и их родителям. Я стараюсь все эти требования в своей работе соблюдать и выполнять. Ведь учитель свободен, как поэт, художник, музыкант, как любая творческая личность. Он рассказывает и учит тому, что знает и любит сам.
"Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель". -          Л. Толстой.

Сущность образовательного процесса определяется как процесс «добывания» знаний учеником с помощью учителя. Ведь никого ничему научить нельзя, можно только научиться.  Поэтому  роль учителя   сводится не к тому, чтобы научить чему-либо ученика, а к тому, чтобы помочь ему найти и усвоить необходимую информацию. Исходя из вышесказанного, целью моей педагогической работы является обеспечение готовности учащихся к непрерывному образованию и самообразованию.            
Принцип моей педагогической деятельности отражает известная китайская мудрость:
Скажи мне и я забуду,
Покажи мне и я запомню,
Дай мне действовать самому и я научусь.
"Светить всегда, светить везде, до дней последних донца, светить - и никаких гвоздей! Вот лозунг мой - и солнца" (В. Маяковский)

Добавить грамоту в портфолио