Урок «Н-НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Обобщение и систематизация знаний по теме «Н-НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных». Урок  подготовлен для учащихся 6 класса, может использоваться для обобщения и систематизации знаний по теме "Н-НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных".

Цели урока:  

1.   Образовательные: познакомить учащихся с условиями выбора орфограммы «Правописание суффиксов прилагательных».

2. Практические: совершенствовать умения писать слова с изученной орфограммой; формировать орфографическую  зоркость.

3.   Воспитательные: воспитывать чувство уважения и любви к  Родине, природе,  чувство прекрасного, приобщить к музыке, живописи, совершенствовать читательский вкус.

4.  Развивающие: обогащать  словарный запас учащихся; обучать сравнению, умению выделять главное, систематизировать, объяснять понятия; развивать творческие способности учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №9 с углубленным изучением отдельных предметов» Елабужского муниципального района Республики Татарстан

Методическая разработка

                    урока русского языка

                           в  6 классе

Тема: "Н - НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных"

Разработала: учитель русского

языка и литературы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №9 г. Елабуга»

Щербакова Н.В.

2013

Класс: 6

Предмет: русский язык

Учебник: «Русский язык. 6 класс» в 2 ч., Москва, «Просвещение», 2013г., автор: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова.

Название раздела, темы: Морфология. Прилагательное.

Тема урока: «Н-НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных»  (Слайд 1)

Цели урока:  (Слайд 3)

1.   Образовательные: познакомить учащихся с условиями выбора орфограммы «Правописание суффиксов прилагательных».

2. Практические: совершенствовать умения писать слова с изученной орфограммой; формировать орфографическую  зоркость.

3.   Воспитательные: воспитывать чувство уважения и любви к  Родине, природе,  чувство прекрасного, приобщить к музыке, живописи, совершенствовать читательский вкус.

4.  Развивающие: обогащать  словарный запас учащихся; обучать сравнению, умению выделять главное, систематизировать, объяснять понятия; развивать творческие способности учащихся.

Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий

                         Планируемые результаты:

познавательные УУД:  самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение  речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний;

личностные УУД:  установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение;

регулятивные УУД:  целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

коммуникативные УУД: планирование  учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать  свою точку зрения.

Средства обучения: компьютер, проектор, учебник,  карточки с текстом, алгоритм;

  словари русского языка (орфографический,  толковый, фразеологический);

  музыкальные фрагменты :                                      

  1. П. И. Чайковский «Лебединое озеро»;

  2. Сен-Санс «Лебедь»;                                                                    

  репродукции картин М. Врубеля «Лебедь» и «Царевна-Лебедь».

        - 2 -

Методы и приемы: словесные, наглядно – практические, проблемного изложения, самоконтроля.

Литература:

  1. «Нестандартные уроки. Русский язык. 5 – 11»,автор-составитель Н. А. Шарова, Волгоград, 2010
  2. «Уроки русского языка в 6 классе», 2 части, автор-составитель: Н. О. Крамаренко, Волгоград, 2005
  3. Популярное пособие для родителей и педагогов «И учеба, и игра: русский язык», авторы: Т. И. Тарабарина, Е. И.  Соколова.
  4. Учебник «Русский язык. 6 класс» в 2 ч., Москва, «Просвещение», 2013г., автор: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова.

Межпредметные связи:  музыка, изобразительное искусство                

               Ресурсы сети Интернет:

1. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» (http://festival.1september.ru)

2. Разработки уроков, презентации, конспекты занятий (  http://www.testsoch.com)  

                                                       

                                                                     - 3 –

                                                          Ход урока

Этапы урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организация начала занятия

Мотивация к учебной деятельности

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Постановка цели деятельности («Открытие» детьми нового знания)

Физкультминутка

«Листопад»

(презентация Power Point)

Первичное закрепление

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

  Включение в систему знаний и повторение

Рефлексия деятельности

Задание на дом

личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

регулятивные: саморегуляция

коммуникативные УУД: определение целей функций участников, способов взаимодействия, инициативное сотрудничество в сборе и обработке информации, владение монологической и диалогической формой речи;

 личностные:

самоопределение, установление связи  между целю учения и  ее его мотивом, проявлять интерес к изучению темы.

регулятивные:

целеполагание

познавательные:

выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, извлечение необходимой информации  и ее использование, постановка и формулирование проблемы.

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные: целеполагание, самоконтроль знаний

постановка и решение проблемы:   формулирование задач и целей урока;

познавательные: применение методов информационного поиска

коммуникативные:  умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

регулятивные:  коррекция (внесение необходимых коррективов в план и способ действия)

познавательные: структурирование знаний,

выбор наиболее эффективных способов решения задач,

логические: анализ объектов  с  целью выделения признаков,

регулятивные: саморегуляция, 

контроль (сличение знаний с эталоном)

регулятивные: составление плана действий, саморегуляция;

познавательные: поиск и выделение важной информации, применение алгоритма, пошаговое выполнение задачи

регулятивные:  оценка результатов работы.

коммуникативные: управление поведением партнера

познавательные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности, подведение итогов,

логические: выведение следствий,

коммуникативные:

владение монологической формой речи, умение полно и чётко выражать свои мысли,

личностные: самоопределение,

регулятивные:  саморегуляция, осознание качества и уровня усвоения знаний;

коммуникативные: умение слушать, принятие решения и его реализация.

коммуникативные: инициатива в выборе задачи, поиск и сбор информации;

логические: анализ истинности утверждений,

регулятивные: оценка результатов работы

Включение детей в деятельность.

Учитель:  - Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть! Наш  урок сегодня пройдет под девизом: «Ученику – удача, учителю – радость!»

Учитель:  - Ребята, как вы считаете, обязательно ли писать грамотно? Может, достаточно того, что мы умеем правильно говорить?

(чтение стихотворения «Кабутта»)

У Оли в тетрадке

Опять непорядки.

Писала два утра,

Писала три утра,

Я вижу – написано

Слово «кабутта»…

Может, это зверюшка из леса,

Не простая –  в сапожки обута?

Или, может, Кабутта –

Это город на синем просторе?

Есть же город Одесса,

Там, где синее Черное море…

Но мама пришла,

А за нею сестра.

Встречаю с тетрадкой сестру у дверей:

 - Волшебное слово в тетрадке твоей!

Но мама подходит

И смотрит с улыбкой:

 - ведь это «как будто»,

но только с ошибкой. –

так вот что такое

Кабутта, Кабутта,

Ведь это простое

«Как будто», «как будто».

Н. Слепакова

 - Почему Олю не поняли?

 - Важно ли быть грамотным?

1.Творческий орфографический диктант (работа в группах)

***Преобразуйте словосочетания по схеме: «прил. + сущ.»:

сумка из холста (холщовая сумка),

платье из парчи*** (парчовое платье),

обувь из замши*** (замшевая обувь),

цвет апельсина (апельсиновый цвет).

 

2. Работа с текстом.

1) Прочитайте название текста. («Серебряная сказка») Определите по названию тему текста. О чем пойдет речь в тексте? Я вам помогу (чтение учителем стихотворений, подсказывающих тему текста)

***

Снег падает, мелькает, вьется,

Ложится белой пеленой.

Вот солнце в облаках мигает,
И иней на снегу сверкает

***

Ты посмотри – какая красота!

Вечерний снег мелькает еле-еле.

Поляна лунным светом залита

Вокруг немой заиндевелой ели.

2) Выразительно прочитаем текст «Серебряная сказка»  вслух ,

- Подтвердились ваши предположение  ? О чем этот текст? К какому стилю(художественный) и типу (описание) речи мы отнесем этот текст?

   - Обратите внимание, что в тексте много прилагательных с одной и двумя Н в суффиксах. Давайте выпишем те слова из текста, которые подчеркнуты (данные слова -  на доске):

лунный –           луна

звериный –       зверь

стеклянные –    стекло

серебряный –    серебро

утренний -         утро

 - Внимательно посмотрите на данные слова. Произнесите их вслух. Подумайте, интересны ли они с точки зрения орфографии? Что в их написании необычно? Сформулируйте цель нашего занятия? Какова его тема?

- Посмотрим, от каких частей речи образованы эти прилагательные.  Докажем это. Какие же суффиксы образовали эти слова?

  1. Мотивация.

Не торопитесь с ответом. Попробуйте сами сформулировать тему урока.

Сегодня на уроке мы изучим правило правописания одной и двух н в суффиксах прилагательных, а для этого обратимся к слайду.

  1. Наблюдение

— Образуйте прилагательные от существительных: сон, станция, солома, утка, песок, нефть, выделите словообразовательные суффиксы.

Выделите в словах суффиксы, сделайте вывод, в каких суффиксах пишется одна буква н, а в каких две.

— Обратите внимание на значение  слов с суффиксами –ин-, -ан- (-ян-)?

― Пользуясь таблицей, сформулируйте правило правописания изучаемой орфограммы.

  1. Работа с учебником.

-    Как же решить вопрос о выборе Н или НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных?

Итак, читаем правило в

 (стр. 29)

Правильно ли вы сформулировали правило?

 - А все ли слова подчиняются данному правилу? Обратите внимание на доску

— Составьте словосочетания прил. + сущ. При написании суффиксов прилагательных используйте таблицу.

        Каша из овсянки, след зверя, посуда из глины, писк комара, масло для машины, герой былины, пух лебедя, крыша из соломы, день без ветра, солдатик из олова, хвост мыши, стол для письма, платье из шерсти, каша из тыквы, тулуп из овчины, поэт революции.

Обменяйтесь тетрадями, проверьте работу своего одноклассника.

Закрепление полученных знаний.

  1. Буквенно-цифровой диктант.

Напишите в тетради в одну строку цифры от 1 до 10. Я  буду вам читать слова на изученную орфограмму, но записывать их не надо, под каждой цифрой вы напишите только букву н, одну или две, в зависимости от того, сколько их в слове.

Оловянный, дровяной, муравьиный, торжественный, даль туманна, юный, ветреный, старинный, песчаный, дивизионный.

Проверьте себя и поставьте оценку в оценочный лист

 - Вспомним, какова была наша цель? Достигли мы ее?

- Расскажите о правописании Н и НН в суффиксах прилагательных?

 - От чего образуются рассматриваемые нами прилагательные?

 

Выразите ваши впечатления от урока. Продолжите предложения:

Я  узнал…

Мне понравилось…

Я открыл для себя…

Было интересно…

Предлагаю выбрать любой вариант домашнего задания:

- Подготовьте раздаточный материал по изученному виду орфограммы (карточки с заданиями);

 - Придумайте грамматическую сказку на тему «Приключения Н и НН в королевстве Прилагательного»;

 

        Включение в работу, самоопределение

Слайд 4

Обучающиеся  делают вывод о том, что грамотным необходимо быть, но для этого нужно учить русский язык.

Слайд 5

Обучающиеся  работают в группах, после чего сверяют с эталоном на доске.

Слайд 6

Слайд 7

Тексты на столах

(Слайд 8)

Читает ребенок

Рассуждения учащихся

Читает один ученик

Слова на слайде

        Работа со словами, поиск цели урока, формулирование темы.

(Слайд 9)

(Слайд 10)

Графическая работа со словами

Выполняется словообразовательный разбор прилагательных

лунный –           луна

звериный –       зверь

стеклянные –    стекло

серебряный –    серебро

утренний -         утро

Слайд 11

Слайд 12

Н- нн в прил-х

Слайд 13

Предположения, самостоятельная работа с правилом в учебнике

Самостоятельная  работа с алгоритмом, комментарии.

Слайд 14

Слайд 15

Работа со словами, расширение кругозора с помощью обращения к музыке и изобразительному творчеству.

Слайд 16

Самостоятельная работа обучающихся, самоконтроль.

Слайд 17

Сверяют со слайдом на доске

Слайд 18

Слайд 19

Сверяют со слайдом на доске

Возвращение к цели урока, ее формулировка, ответы на вопросы.

Слайд 20

Восстановление учебной мотивации.

Работа с текстом. Карточки с текстом у учащихся на партах (буквы н в словах пропущены).Учитель читает текст на фоне музыки под сменяющиеся слайды. (Голос учителя и музыка наложены на слайды)

Слайд № 8

Серебряная сказка

Сколько свежести, бодрости и красоты приносит зима.

В звёздные ночи лунный свет колдует над сонным лесом, над белыми полями, пересечёнными звериными тропами.

Много красивого в зиме, но самое прекрасное – иней.

Обильный и пушистый, он всё окружающее делает праздничным и торжественным. Я видела такой иней.

 Деревья, скворечники, провода – всё было в инее и казалось чудесным. Придорожные былинки превратились в белые стеклянные цветы, а кусты шиповника – в причудливые искусственные кружева. Шишки сосен вблизи напоминали ледяные кудри великана. Заиндевелые берёзки казались таинственными призраками.

Вечерело. Багряное солнце уходило за горизонт, окрашивая розовым цветом стволы берёзовых рощ, волны сугробов, но в этот вечерний час красивее всего был пушистый иней. Заря, отполыхав, стала меркнуть, и из-за леса вылез серебряный щит луны, который ярко осветил снег.

А утренний ветер погубил серебряную сказку, но в эту зиму она часто возвращалась, и я навсегда полюбила иней – призрачную и хрупкую красоту русской зимы.

–  О чем этот текст? Какова основная мысль текста?

  1. Наблюдение

Слайд №2   Опорный конспект

НН                               ^

  * Основа  на  -Н- + -Н-      

  * Суффиксы  -ОНН- и –ЕНН-

    исключение :  ветреный.

   

                                      -н-

                                   * Суффикс  -ИН-

                                   * Суффиксы  -АН- (-ЯН-)

                                исключение:  стеклянный

                                                       деревянный

                                                    оловянный

Слайд № 4

Запомните!

Ветреный (ветер).

1. С ветром. Ветреный день. На улице ветрено. 

2.Перен. Легкомысленный, пустой. Ветреный юноша. (Имеет краткую форму)

но: безветренный

Ветряной - приводимый в движение ветром. Ветряная мельница. (Не имеет краткой формы)                          

Слайд №16

Проверь себя!

       Овсяная каша, звериный след, глиняная посуда, комариный писк, машинное масло, былинный герой, лебединый пух, соломенная крыша, безветренный день, оловянный солдатик, мышиный хвост, письменный стол, шерстяное платье, тыквенная каша, овчинный тулуп, революционный поэт.

0 – «5»; 1,2 – «4»; 3,4 – «3»; больше – «2» 

Закрепление полученных знаний.

  1. Буквенно-цифровой диктант.

Напишите в тетради в одну строку цифры от 1 до 10. Я  буду вам читать слова на изученную орфограмму, но записывать их не надо, под каждой цифрой вы напишите только букву н, одну или две, в зависимости от того, сколько их в слове.

Оловянный, дровяной, муравьиный, торжественный, даль туманна, юный, ветреный, старинный, песчаный, дивизионный.

Проверьте себя и поставьте оценку в оценочный лист

Слайд №17

Проверь себя!

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

нн

н

н

нн

нн

н

н

нн

н

нн

Поставь себе оценку:

«5» – нет ошибок;  «4» - 1;  «3» – 2,3;

больше – «2».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме: "Н - НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных"

Данный конспект урока предназначается для обучающихся 6 класса...

Урок русского языка в 6 классе по теме " Правописание одной и двух букв Н в суффиксах прилагательных, образованных от существительных"

Урок предназначен для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений, работающих по программе С.И.Львовой. Данный материал может быть использован и учителем русского языка и литературы .Учитель на д...

Урок русского языка в 6 классе по теме"Н-нн в суффиксах прилагательных, образованных от существительных"

Первый урок по теме дается с использованием технологии решения изобретательских задач....

Конспект урока русского языка в 6-ом классе на тему "Н и нн в суффиксах прилагательных, образованных от существительных"

Конспект урока разработам с учетом требований ФГОС и направлен на формирование УУД. В конспекте используется авторский материал (стихотворение, физминутка)...

Урок русского языка в 6 классе по теме: «Н – нн в суффиксах прилагательных, образованных от существительных»

Урок русского языка в 6 классе по теме: «Н – нн в суффиксах прилагательных, образованных от существительных» (первый урок)Цели:- познакомить учащихся с правилом написания Н и НН в суффиксах прила...

Технологическая карта урока. Русский язык 6 класс.«Н-НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных»

Класс: 6Предмет: Русский языкТип урока, вид: урок изучения новых знаний и способов действий, комбинированныйДата проведения: 29.01.2018Учитель: Дремова Т.Н.  Цели урока: 1.   Образ...