Урок русского языка в 6 классе по теме"Н-нн в суффиксах прилагательных, образованных от существительных"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Первый урок по теме дается с использованием технологии решения изобретательских задач.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 6 классе по теме: «Н – нн в суффиксах прилагательных, образованных от существительных» (первый урок)

(с использованием ТРИЗ)

Цели:

- познакомить учащихся с правилом написания Н и НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных; показать значение суффиксов –ин-, -ан-, -ян-, -енн-, -онн-;

- сформировать умения верного определения условий, регулирующих выбор Н и НН в суффиксах прилагательных, умение видеть исключения;

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний

Ход урока

  1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Друг на друга посмотрели, улыбнулись, тихо сели. Открыли тетради, записали число, вид работы.

  1. Проверка домашнего задания.

- Давайте вспомним, в каких случаях сложные прилагательные пишутся через дефис?

- Для того чтобы совершенствовать умение слитного и дефисного написания сложных прилагательных, выполним графический диктант:

-- дефис            + слитно  

Пепельно-голубое небо

Желтолистая река

Плодово-ягодный кисель

Золотисто-серые облака

Доброжелательный человек

Пароходный гудок

Северо-западный ветер

Кособокий месяц

Изжелта-красная рябина

Белоствольная береза

Ключ: - + - - + + - + - +

- Поменяйтесь тетрадями, проверьте по ключу, поставьте оценки. 0 ош.- «5», 1ош. – «4», 2-3 ош. – «3», более 3 ош. – «2».  У кого «5», «4»? Молодцы! Подойдите ко мне в перемену с дневниками.

  1. Объяснение нового материала

Частичный анализ текста.

- Сегодня мы говорим об осени и продолжаем говорить о способах образования прилагательных. Какие вы знаете?

- Перед вами текст. Прочитайте его выразительно (1 ученик). Определите тему (о чем?) и основную мысль. В каком предложении  она заключена?

В осеннем лесу

Красив и печален русский лес в осенние дни. На золотом фоне листвы видны яркие пятна кленов, осин. Тихо падают с берез легкие листья. От дерева к дереву протянулись тонкие серебряные нити паутины. Краснеет кое-где шапка позднего подосиновика. Тихо в лесу. Шелестит под ногами сухая трава.

- Какие слова говорят нам о наступлении осени?  

Проблемная ситуация:

-  А почему слово «осенние» пишется с двумя н, а «серебряные» - с одной?

- сегодня мы об этом и поговорим. Запишите тему урока.

- Какова цель нашего урока?

- В тексте нам встретилось слово осенние,от какого слова оно образовано? С помощью чего? Каково значение суффикса? Остальные слова? (-ан-, -ян- - сделанный из…, предназначенный для…; -ин- - принадлежность к кому-либо)

- Как вы думаете, почему в одних прилагательных пишется НН, а в других – Н?

Выводим правило.

- Это правило тоже не обходится без исключений. Отгадайте загадку:

Поля стеклянные,

Межи деревянные,

Ручки оловянные.  (Окно)

- Все прилагательные в загадке – слова исключения. И еще одно – ветреный, но: безветренный.

Опорный конспект запишем в справочную тетрадь.

D:\data\articles\52\5259\525986\img1.gif

- В краткой форме пишется столько Н, сколько в полной. Допишите это в тетрадь.

- Итак, в каких случаях в суффиксах прилагательных пишется Н, в каких – НН? (Один проговаривает полностью, затем  друг другу в парах)

  1. Закрепление

А теперь от теории переходим к практике. Учимся обозначать орфограмму, видеть ее.

  1. - Упр. 164. Читаем задание. Выписываем с/с, обозначаем орфограмму.  (Первое записываю и объясняю сама, следующие два – сильный ученик, затем – средний, слабый, остальные – самостоятельно)
  1. Физминутка
  2. Закрепление
  1. Работа со словосочетаниями (использование ТРИЗ)

- Я читаю с/с (схема: предмет + предмет), а вы перестраиваете его по схеме: предмет + признак.

 Сок лимона – лимонный сок

Чай на травах

Солдатик из олова

Каша из тыквы

Дом из камня

Носки из шерсти

Кошелек из кожи

Писк комара

- Каково значение суффиксов?

- Ребята, скажите, эти с/с одинаковы по значению? (Да) А по строению и написанию? (Нет) Такие с/с называются синонимичными. С подобным заданием вы встретитесь при выполнении экзаменационной работы в 9 классе.

  1. Итоги урока

- С какими суффиксами прилагательных познакомились сегодня?

- В чем сложность правописания этих суффиксов?

- Расскажите по опорной схеме об их правописании.

- Достигнута ли цель нашего урока?

  1. Домашнее задание

Выучить правило, упр. 235


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка (6 класс) по теме "Имя существительное как часть речи"

Презентация разработана в полном соответствии с конспектом урока по данной теме, опубликованным чуть ранее....

Урок русского языка по теме: "Н - НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных"

Данный конспект урока предназначается для обучающихся 6 класса...

Урок русского языка в классе по теме "Буквы ч и щ в суффиксе существительных -чик -щик"

Разработка урока подойдет не только начинающим педагогам, но и учителям со стажем, поскольку конспект позволит учителю на уроке решить несколько задач....

обобщающий урок русского языка 5 класс на тему "Имя существительное"

Самоанализ урока русского языка 5 классе,проведенного учителем русского языка и литературы Кадыровой Г ГТема урока: Имя существительное  Цель урока: повторить и систематизировать изученный ...

Урок русского языка, 5 класс по теме "Обобщение изученного по теме "Синтаксис"

Урок проводился в общеобразовательном классе, где обучается ребенок с умственной отсталостью. Построен с использованием обучающих структур....

Урок русского языка в 6 классе по теме: «Н – нн в суффиксах прилагательных, образованных от существительных»

Урок русского языка в 6 классе по теме: «Н – нн в суффиксах прилагательных, образованных от существительных» (первый урок)Цели:- познакомить учащихся с правилом написания Н и НН в суффиксах прила...