Урок русского языка в классе по теме "Буквы ч и щ в суффиксе существительных -чик -щик"
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс) по теме

Кулакова Анастасия Георгиевна

Разработка урока подойдет не только начинающим педагогам, но и учителям со стажем, поскольку конспект позволит учителю на уроке решить несколько задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon khod_uroka_po_russkomu_yazyku_v_6_klasse.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

              Конспект урока  по русскому языку в 6 классе

Тема:  Буквы ч и щ  в суффиксе  -чик –щик

Подготовил: Кулакова Анастасия Георгиевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 55

Учебник: М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др. Русский язык. 6 класс. М: Просвещение, 2009

Цель:

            1.Познакомить учащихся с алгоритмом действия при выборе  Ч или Щ в  суффиксах существительных ЧИК-ЩИК.

            2. Развивать  орфографическую зоркость, внимание, мышление, память.

            3. Воспитывать интерес к словарному запасу русского языка; уважение  к людям разных профессий.

1. Организационный этап. (1 минута)

2. Мобилизующий этап.

На доске:  холодный, чинит, домашний, рассказчик, прицепщик, пишет.

Прочитайте слова и разделите на 3 группы  по двум признакам и назовите  в порядке увеличения в них морфем.

1) пишет, чинит- это глаголы в форме настоящего времени, 3 лица, единственного числа. В них по 2 морфемы: корень и окончание.

2) холодный, домашний- это имена прилагательные в форме мужского рода, единственного числа, И. падежа. В каждом слове по 3 морфемы: корень, суффикс, окончание.

Что можно сказать о третьей группе слов?

3) рассказчик, прицепщик- это имена существительные мужского рода, в единственном лице, И. падеже. В этих словах по 4 морфемы: приставка, корень, суффикс, окончание.

Выделите корень, приставку и окончание.

3. Формулирование темы и цели урока

Скажите, какой суффикс может быть в последней паре слов?

Подумайте, какие буквы вызывают сомнение в суффиксе –чик, -щик при написании и сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Запись темы урока на доске.

Используя опорные слова , сформулируйте цель урока.

1) Познакомиться с правилом написания букв ч и щ в суффиксах –чик (-щик)

2) Учиться правильно писать слова с суффиксами –чик (-щик).

4. Изучение нового материала

На доске:          

   обходчик

   летчик

   смазчик

   переписчик

   перебежчик

прессовщик

прицепщик

наборщик

бакенщик

угольщик

Прочитайте слова вслух. Назовите их главный общий грамматический признак.

Это имена существительные.

Что обозначают эти имена существительные?

Называют лицо по роду деятельности, по профессии.

 Выделите в каждом существительном, начиная с левого столбика, суффикс и  подчеркните букву, стоящую перед ним.

В суффиксах существительных после букв Д, Т, З, С, Ж пишется буква Ч

Скажите, какая буква пишется в остальных  случаях, когда нет букв Д, Т,З,С,Ж ?

В остальных случаях пишется буква Щ.

*процентщик

  Предлагаю создать вам свой способ запоминания  данной орфограммы: свою табличку, схему, рисунок и сравнить с материалами учебника.

А теперь я предлагаю вам упражнение с активным использованием ваших табличек.

Упражнение № 245 стр.98.

             -чик

         -щик

- выполнение по цепочке с рассуждением

Если возникнут вопросы по толкованию лексического значения   слова, то мы обратимся к словарю.

Ребята, обратите внимание на слова в рамках и скажите, каким из этих слов можно объединить слова с изучаемой орфограммой?

Это слово- профессия- заимствовано в 19 веке из фр.яз, во фр. яз. из лат.

Буквально- «официальное объявление о своей специальности»

Вот мы сейчас и посмотрим, знаете ли вы профессии?

Я буду называть слово,  а   вы будете продолжать строчку двумя- тремя существительнымими с таким же суффиксом:

- ник:  художник, пасечник, охотник, лесник.

- ист:  машинист, пианист, гитарист

-ец: продавец, кузнец, певец

- чик: летчик, наладчик, переводчик

- щик: сборщик, арматурщик, паромщик.

Спасибо, а теперь вернемся к именам существительным с суффиксом  –чик, -щик, называющим лицо по роду деятельности. Я предлагаю вам представить, что было бы,  если бы исчезла та или иная профессия. У вас на партах лежат перевернутые задания. Откройте их, прочитайте, пофантазируйте   в течение 3 минут и  представьте  свое  небольшое  сочинение.

 В это время на доска пишется предложение:

Главный и неиссякаемый источ…ник  языка – сам народ : крестьян…   паром…ики   пасеч…ники      лесные объезд…чики       бакен…ики    корзин   ики… ( К. Паустовский)

Готовы?  Зачитываются сочинения.

Молодцы, мы смело можем утверждать, что все профессии важны.   А  я вам предлагаю посмотреть, какую функцию отводит  К. Г. Паустовский    для людей  разичных видов деятельности.  Читаем вслух предложение. Ваша задача  найти слова с суффиксами –чик, -щик, обозначить орфограмму, вставить другие пропущенные буквы, расставить знаки препинания, объяснить их, составив схему на каждый вид знака.

Вызов к доске ученика. Остальные списывают предложение, составляют схемы. Учитель контролирует процесс.

 

5. Подведение итогов.

Скажите, над чем мы сегодня работали.  (Познакомились с правописанием  букв  ч и щ в суффиксе сущ. –чик,- щик. Учились писать слова с этим суффиксом.)

Расскажите правило, приведите примеры.

Ответы учащихся.

Домашнее задание: параграф  44, орфограмма № 33, упражнение 249- распределить слова по видам орфограмм.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока русского языка по теме " н и нн в суффиксах прилагательных" для 6 класса

разработка урока русского языка для 6 класса по теме" Н и НН в суффиксах прилагательных" . 1 урок по теме.Обяснение нового материала....

Урок русского языка "ОДНА И ДВЕ БУКВЫ Н В СУФФИКСАХ СТРАДАТЕЛЬНЫХ ПРИЧАСТИЙ ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ И ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ, ОБРАЗОВАННЫХ ОТ ГЛАГОЛОВ"

Если перед вами слово, которое произошло от глагола и отвечает на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?, то оно может быть или причастием, или отглагольным прилагательным. Очень важно это правильно опре...

Разработка урока русского языка по теме "Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных" 7 класс

Урок закрепления по теме "Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных". Как отличить причастие и отглагольное прилагательное....

Урок русского языка "Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных"

Урок проводится по учебнику для 6-х классов общеобразовательных учреждений, Москва «Просвещение». Авторы учебника: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, Л.Т. Григорян, И.И. Кулибаба.Тема у...

Фрагмент урока русского языка в 7 классе по теме «Правописание суффиксов причастий»

Фрагмент урока русского языка в 7 классе по теме «Правописание суффиксов причастий»Фрагмент урока с использованием ресурса сайта Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов http://files.school-...

Урок русского языка в 5 классе по теме: «Правописание суффиксов существительных -ЕК/-ИК»

Урок построен в соответствии с ФГОС. Тип урока - открытие новых знаний....

Урок-презентация по русскому языку в 6-м классе "Гласные в суффиксах существительных -ек, -ик"

Данная презентация представляет собой урок русского языка в 6-м классе по теме "Гласные в суффиксах существительных -ек, -ик".Цели урока: закрепить знания о правописании гласных в суффиксах сущес...