Урок русского языка, 5 класс по теме "Обобщение изученного по теме "Синтаксис"
план-конспект занятия по русскому языку (5 класс) на тему

Урок проводился в общеобразовательном классе, где обучается ребенок с умственной отсталостью. Построен с использованием обучающих структур.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_povtorenie_po_teme_sintaksis.docx62.08 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка, 6 класс.

Повторение по теме "Синтаксис". (для детей, занимающихся по общеобразовательной программе)

Обобщающий урок по теме «Главные и второстепенные члены предложения. Распространенные и нераспространенные предложения» (для учащегося с ЗПР)

Планируемые результаты:

предметные:

  • знать опознавательные признаки словосочетания, простого и сложного предложения; распознавать главные и второстепенные члены предложения, однородные члены.
  • уметь различать простое и сложное предложения, правильно расставлять знаки препинания, уметь производить синтаксический и пунктуационный разбор предложения, анализировать языковые единицы с точки зрения точности и уместности употребления в речи.

метапредметные:

  • способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; владение ознакомительным видом чтения; способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий и оценивать достигнутые результаты; способность понимать информацию, представленную в схематичной форме, средства для решения различных учебных задач; умение анализировать языковые единицы с точки зрения точности и уместности употребления в речи; умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль; умение осуществлять совместную деятельность в рабочих группах с учётом конкретных научно – познавательных задач; умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, раздаточный материал ( карточки для групповой работы, тексты для самостоятельной деятельности учащихся)

Ход урока

Этапы, структуры

Действия учителя

Деятельность учащихся, обучающихся по общеобразовательной программе

Деятельность  учащегося с ЗПР

1. Организационный момент.

Поприветствовали партнеров

Приветствует партнеров

Мобилизующий этап

Звучит музыка,

СИНТАКСИС       МОРФЕМИКА

ПРЕДЛОЖЕНИЕ             КОРЕНЬ             ПАДЕЖ

СЛОВОСОЧЕТАНИЕ

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

ПОДЛЕЖАЩЕЕ

СИНОНИМЫ

Передвигаются  по классу, остановились, образовали группы по столько человек, сколько лишних слов на доске.

Докажите свою точку зрения.

Работает с группами

ТЦМ

Определите тему урока.

Сформулируйте цели урока, используя следующие слова:

  • Повторить...
  • Систематизировать...
  • Совершенствовать умение...

Повторение теоретического материала

  1. Что изучает раздел «Синтаксис»?
  2. Что такое словосочетание?
  3. Что такое грамматическая основа предложения?
  4. Какие предложения называются распространенными, а какие нераспространенные?

Дифференцированные задания

ЗЕЛЕНЫЕ

1 группа “Заполни пропуски” (Заполни пропуски в предложениях, используя слова для справок)

1. Подлежащее и сказуемое – это (.....) члены предложения.

2. Сочетание слов, связанных по смыслу и грамматически – это (.....)

3. Предложение, содержащее побуждение к действию называется (...)

4. Предложение, в котором, кроме главных членов, есть (...)называется распространённым

5. (...) члены предложения отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одному и тому же члену предложения.

6. (...) – это разговор двух или нескольких лиц

Слова для справок: диалог, главные, побудительные, словосочетание, однородные, второстепенные.

2 группа Установи соответствие”

1. Подлежащее и сказуемое

а. разговор двух или нескольких лиц

2. Сочетание слов, связанных по

смыслу и грамматически - это

б. называется побудительным

в. главные члены предложения

3. Предложение, содержащее побуждение к действию

г. словосочетание

4. Предложение, в котором, кроме главных членов, есть второстепенные

д. отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одному и тому же члену предложения

5. Однородные члены предложения

6. Диалог – это

е. называется распространённым

3 группа “Закончи предложение”

1. Подлежащее и сказуемое ...

2. Сочетание слов, связанных по смыслу и грамматически – это...

3. Предложение, содержащее побуждение к действию...

4. Предложение, в котором, кроме главных членов, есть второстепенные...

5. Однородные члены предложения...

6. Диалог – это...

Встают в круги

Работает в кругу

Отвечает на вопрос о нераспространенных предложениях.

Работает со своей карточкой

“Заполни пропуски” (Заполни пропуски в предложениях, используя слова для справок)

1. Подлежащее и сказуемое – это (.....) члены предложения.

2. Предложение, в котором, кроме главных членов, есть (...)называется распространённым

3. (...) – это член предложения, который  отвечает на вопрос кто? Что?  

4. (...) –  это член предложения, который  отвечает на вопрос Что делать, что сделать?  

Слова для справок: сказуемое, главные, второстепенные, подлежащее

Самостоятельная работа с текстом

Учащиеся работают самостоятельно, выбирая разноуровневые задания.

Задание №1. Обозначить границы предложения.

    У нас был урок физкультуры мы ходили на лыжах прошли по заснеженному лесу там громко стрекотали сороки хорошо в лесу зимой!

   

Задание №2. Составь из данных слов предложение.

    Сестре, Коля, своей, письмо, написал. Ящик, почтовый, Коля, в, письмо, опустил.  

   По, письмо, дороге, поехало, в, железной, Москву.

Задание3. Выпиши только нераспространенные предложения.

Раздался гром. Пробежал холодный ветерок. Крупные капли дождя застучали по крыше дома. Сверкнула молния.

Обобщение

Заполнение кластера по группам

Работают в группе сменного состава.

Работает с группой 7 вида.

РЕФЛЕКСИЯ

На стикерах:

Я повторил

Я научился

Я закрепил

Прочитайте текст. Найдите и выпишите

нераспространенные предложения.

Затем снова появился Никита, просунул руку, на этот раз пустую, и слишком близко поднёс её. Желтухин подпрыгнул. Потом он изо всей силы клюнул Никиту в палец и приготовился к драке. Никита засмеялся.

Домашнее задание

На опережение Зачем нам нужны знаки препинания?

Синтаксический  разбор трех любых предложений.

1. Однажды я гулял возле пруда.

2. Сетка сачка шевелилась.

3. Я просунул руку в мокрую сетку и вытащил настоящую золотую рыбку.

4. Она хватала ртом воздух и жалобно смотрела на меня.

 5.   Я бросился к огромному пруду.

6. Рыбка билась в моих ладонях и начала затихать.

7. Я уже подбежал к берегу и опустил ладони в воду.

8. Рыбка махнула хвостом и уплыла. 

9.  Я увидел в траве большой сачок на длинной палке.

10. Золотая рыбка смотрела на меня большими глазами.

Повторение по теме "Синтаксис", 6 класс

Заполни пропуски в предложениях, используя слова для справок

1. Подлежащее и сказуемое – это ..... …………………члены предложения.

2. Сочетание слов, связанных по смыслу и грамматически – это .......................................  

3. Предложение, содержащее побуждение к действию  называется ......................................................

4. Предложение, в котором, кроме главных членов, есть .......................................называется распространённым

5. .............................................– это разговор двух или нескольких лиц

Слова для справок: диалог, главные, побудительные, словосочетание, второстепенные.

Заполни пропуски в предложениях, используя слова для справок

1. Подлежащее и сказуемое – это ..... …………………члены предложения.

2. Сочетание слов, связанных по смыслу и грамматически – это .......................................  

3. Предложение, содержащее побуждение к действию  называется ......................................................

4. Предложение, в котором, кроме главных членов, есть .......................................называется распространённым

5. .............................................– это разговор двух или нескольких лиц

Слова для справок: диалог, главные, побудительные, словосочетание, второстепенные.

Заполни пропуски в предложениях, используя слова для справок

1. Подлежащее и сказуемое – это ..... …………………члены предложения.

2. Сочетание слов, связанных по смыслу и грамматически – это .......................................  

3. Предложение, содержащее побуждение к действию  называется ......................................................

4. Предложение, в котором, кроме главных членов, есть .......................................называется распространённым

5. .............................................– это разговор двух или нескольких лиц

Слова для справок: диалог, главные, побудительные, словосочетание, второстепенные.

Заполни пропуски в предложениях, используя слова для справок

1. Подлежащее и сказуемое – это ..... …………………члены предложения.

2. Сочетание слов, связанных по смыслу и грамматически – это .......................................  

3. Предложение, содержащее побуждение к действию  называется ......................................................

4. Предложение, в котором, кроме главных членов, есть .......................................называется распространённым

5. .............................................– это разговор двух или нескольких лиц

Слова для справок: диалог, главные, побудительные, словосочетание, второстепенные.

1. Подлежащее и сказуемое

а. разговор двух или нескольких лиц

2. Сочетание слов, связанных по

смыслу и грамматически - это

б. называется побудительным

в. главные члены предложения

3. Предложение, содержащее побуждение к действию

г. словосочетание

4. Предложение, в котором, кроме главных членов, есть второстепенные

д. отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одному и тому же члену предложения

5. Однородные члены предложения

6. Диалог – это

е. называется распространённым

Установи соответствие:                                            Установи соответствие:

1. Подлежащее и сказуемое

а. разговор двух или нескольких лиц

2. Сочетание слов, связанных по

смыслу и грамматически - это

б. называется побудительным

в. главные члены предложения

3. Предложение, содержащее побуждение к действию

г. словосочетание

4. Предложение, в котором, кроме главных членов, есть второстепенные

д. отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одному и тому же члену предложения

5. Однородные члены предложения

6. Диалог – это

е. называется распространённым

   

“Закончи предложение”

1. Подлежащее и сказуемое -  ..........................................................................................................................................................................................................

2. Сочетание слов, связанных по смыслу и грамматически –это..........................................................................................

………………………………………………………………….

3. Предложение, содержащее побуждение к действию.....................................................................................

4. Предложение, в котором, кроме главных членов, есть второстепенные...............................................................................................................................................................................

5. Однородные члены предложения...................................................................................................................................................................................................

“Закончи предложение”

1. Подлежащее и сказуемое -  .................................................................................................................................................................................................................

2. Сочетание слов, связанных по смыслу и грамматически – это.............................................................................................................................................................................................................

3. Предложение, содержащее побуждение к действию.........................................................................................

4. Предложение, в котором, кроме главных членов, есть второстепенные.......................................................................................................................................................................................

5. Однородные члены предложения.......................................................................................................................................................................................................

“Закончи предложение”

1. Подлежащее и сказуемое -  ..........................................................................................................................................................................................................

2. Сочетание слов, связанных по смыслу и грамматически –это..........................................................................................

………………………………………………………………….

3. Предложение, содержащее побуждение к действию.....................................................................................

4. Предложение, в котором, кроме главных членов, есть второстепенные...............................................................................................................................................................................

5. Однородные члены предложения...................................................................................................................................................................................................

“Закончи предложение”

1. Подлежащее и сказуемое -  .................................................................................................................................................................................................................

2. Сочетание слов, связанных по смыслу и грамматически – это.............................................................................................................................................................................................................

3. Предложение, содержащее побуждение к действию.........................................................................................

4. Предложение, в котором, кроме главных членов, есть второстепенные.......................................................................................................................................................................................

5. Однородные члены предложения.......................................................................................................................................................................................................

3,4

3,4

                               …………………….

        Наступило утро. Нед…лекое озеро ч..ть  р…било от лё…кой зыби.4  Глаза невольно сж...мались от ослепительного блеска солнечных лучей, которые св…ркали то алмазными, то изумрудными искрами в воде. Пл…кучие березы купали в озер… свои ветви, и кое-где бер…га пор…сли  осокой, в которой прятались больш…е ж…лтые цветы.

1. Прочитайте текст. Озаглавьте его.

2.Определите тему текста. (О чем текст?) Запиши в тетрадь.

3. Вставьте пропущенные буквы.

4. Выпиши второе предложение в тетрадь. Произведи его синтаксический разбор (план разбора прилагается).

       

…………………….

             Наступило утро. Нед…лекое озеро ч..ть  р…било от лё…кой зыби.4  Глаза невольно сж...мались от ослепительного блеска солнечных лучей, которые св…ркали то алмазными, то изумрудными искрами в воде. Пл…кучие березы купали в озер… свои ветви, и кое-где бер…га пор…сли  осокой, в которой прятались больш…е ж…лтые цветы.

1. Прочитайте текст. Озаглавьте его.

2.Определите тему текста. (О чем текст?) Запиши в тетрадь.

3. Вставьте пропущенные буквы.

4. Выпиши второе предложение в тетрадь. Произведи его синтаксический разбор (план разбора прилагается).

2

2

                             

…………………….

        Наступило утро. Нед…лекое озеро ч..ть  р…било от лё…кой зыби.4 Глаза невольно сж...мались от ослепительного блеска солнечных лучей, которые св…ркали то алмазными, то изумрудными искрами в воде. Пл…кучие березы купали в озер… свои ветви, и кое-где бер…га пор…сли  осокой.  В ней прятались больш…е ж…лтые цветы.

1. Прочитайте текст. Озаглавьте его.

2.Определите тему текста. (О чем текст?) Запиши в тетрадь.

3. Вставьте пропущенные буквы. Обозначь орфограммы.

4. Распространи второстепенными членами первое предложение и запиши его в тетрадь.

4. Выпиши второе предложение в тетрадь. Произведи его синтаксический разбор .

                             

…………………….

        Наступило утро. Нед…лекое озеро ч..ть  р…било от лё…кой зыби.4 Глаза невольно сж...мались от ослепительного блеска солнечных лучей, которые св…ркали то алмазными, то изумрудными искрами в воде. Пл…кучие березы купали в озер… свои ветви, и кое-где бер…га пор…сли  осокой.  В ней прятались больш…е ж…лтые цветы.

1. Прочитайте текст. Озаглавьте его.

2.Определите тему текста. (О чем текст?) Запиши в тетрадь.

3. Вставьте пропущенные буквы. Обозначь орфограммы.

4. Распространи второстепенными членами первое предложение и запиши его в тетрадь.

4. Выпиши второе предложение в тетрадь. Произведи его синтаксический разбор .

1

1

                               …………………….

        Наступило утро. Нед…лекое озеро ч..ть  р…било от лё…кой зыби.4 Глаза невольно сж...мались от ослепительного блеска солнечных лучей, которые св…ркали то алмазными, то изумрудными искрами в воде. Пл…кучие березы купали в озер… свои ветви, и кое-где бер…га пор…сли  осокой.  В ней прятались больш…е ж…лтые цветы.

1. Прочитайте текст. Озаглавьте его.

2.Определите тему текста. (О чем текст?) Запиши в тетрадь.

3. Вставьте пропущенные буквы. Обозначь орфограммы.

4. Распространи второстепенными членами первое предложение и запиши его в тетрадь.

4. Выпиши второе предложение в тетрадь. Произведи его синтаксический разбор .

5. Составь схему предпоследнего предложения.

                               …………………….

        Наступило утро. Нед…лекое озеро ч..ть  р…било от лё…кой зыби.4 Глаза невольно сж...мались от ослепительного блеска солнечных лучей, которые св…ркали то алмазными, то изумрудными искрами в воде. Пл…кучие березы купали в озер… свои ветви, и кое-где бер…га пор…сли  осокой.  В ней прятались больш…е ж…лтые цветы.

1. Прочитайте текст. Озаглавьте его.

2.Определите тему текста. (О чем текст?) Запиши в тетрадь.

3. Вставьте пропущенные буквы. Обозначь орфограммы.

4. Распространи второстепенными членами первое предложение и запиши его в тетрадь.

4. Выпиши второе предложение в тетрадь. Произведи его синтаксический разбор .

5. Составь схему предпоследнего предложения.

1 группа Восстановите структурную схему, опираясь на опорные слова

http://festival.1september.ru/articles/632677/img1.gif

Опорные слова: По главному слову, по цели высказывания, по интонации, по наличию грамматических основ, по наличию второстепенных членов

2 группа Восстановите структурную схему, используя опорные слова

http://festival.1september.ru/articles/632677/img2.gif

Опорные слова: Именные, вопросительные, нераспространённые, сложносочинённое, невосклицательные, распространённые, повествовательные, глагольные, наречные, побудительные, восклицательные, сложноподчинённые, бессоюзные.

3 группа Восстановите структурную схему

http://festival.1september.ru/articles/632677/img3.gif

_______________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

Обобщающий урок по теме «Главные и второстепенные члены предложения. Распространенные и нераспространенные предложения»

“Заполни пропуски”

 Заполни пропуски в предложениях, используя слова для справок

1. Подлежащее и сказуемое – это ................................................ члены предложения.

2. Предложение, в котором, кроме главных членов, есть .............................................................называется распространённым.

3............................................................... – это член предложения, который  отвечает на вопрос кто? Что?  

4. .................................................................................................................... –  это член предложения, который  отвечает на вопрос Что делать, что сделать?  

Слова для справок: сказуемое, главные, второстепенные, подлежащее

+-

Задание №1. Обозначить границы предложения.  (Расставь точки)

    У нас был урок физкультуры мы ходили на лыжах прошли по заснеженному лесу там громко стрекотали сороки хорошо в лесу зимой!

   

Задание №2. Составь из данных слов предложение.

 Сестре, Коля, своей, письмо, написал.

Ящик, почтовый, Коля, в, письмо, опустил.  

По, письмо, дороге, поехало, в, железной, Москву.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание3. Выпиши только нераспространенные предложения.

Раздался гром. Пробежал холодный ветерок. Крупные капли дождя застучали по крыше дома. Сверкнула молния.

  1. Найди в предложении подлежащее и сказуемое.
  2. Нераспространенными называются те предложения, в которых нет второстепенных членов.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Составьте из данных предложений текст. Озаглавьте его. Выполните синтаксический  разбор трех любых предложений.

1. Однажды я гулял возле пруда.

2. Сетка сачка шевелилась.

3. Я просунул руку в мокрую сетку и вытащил настоящую золотую рыбку.

4. Она хватала ртом воздух и жалобно смотрела на меня.

 5.   Я бросился к огромному пруду.

6. Рыбка билась в моих ладонях и начала затихать.

7. Я уже подбежал к берегу и опустил ладони в воду.

8. Рыбка махнула хвостом и уплыла. 

9.  Я увидел в траве большой сачок на длинной палке.

10. Золотая рыбка смотрела на меня большими глазами.

Составьте из данных предложений текст. Озаглавьте его. Выполните синтаксический  разбор трех любых предложений.

1. Однажды я гулял возле пруда.

2. Сетка сачка шевелилась.

3. Я просунул руку в мокрую сетку и вытащил настоящую золотую рыбку.

4. Она хватала ртом воздух и жалобно смотрела на меня.

 5.   Я бросился к огромному пруду.

6. Рыбка билась в моих ладонях и начала затихать.

7. Я уже подбежал к берегу и опустил ладони в воду.

8. Рыбка махнула хвостом и уплыла. 

9.  Я увидел в траве большой сачок на длинной палке.

10. Золотая рыбка смотрела на меня большими глазами.

Составьте из данных предложений текст. Озаглавьте его. Выполните синтаксический  разбор трех любых предложений.

1. Однажды я гулял возле пруда.

2. Сетка сачка шевелилась.

3. Я просунул руку в мокрую сетку и вытащил настоящую золотую рыбку.

4. Она хватала ртом воздух и жалобно смотрела на меня.

 5.   Я бросился к огромному пруду.

6. Рыбка билась в моих ладонях и начала затихать.

7. Я уже подбежал к берегу и опустил ладони в воду.

8. Рыбка махнула хвостом и уплыла. 

9.  Я увидел в траве большой сачок на длинной палке.

10. Золотая рыбка смотрела на меня большими глазами.

Составьте из данных предложений текст. Озаглавьте его. Выполните синтаксический  разбор трех любых предложений.

1. Однажды я гулял возле пруда.

2. Сетка сачка шевелилась.

3. Я просунул руку в мокрую сетку и вытащил настоящую золотую рыбку.

4. Она хватала ртом воздух и жалобно смотрела на меня.

 5.   Я бросился к огромному пруду.

6. Рыбка билась в моих ладонях и начала затихать.

7. Я уже подбежал к берегу и опустил ладони в воду.

8. Рыбка махнула хвостом и уплыла. 

9.  Я увидел в траве большой сачок на длинной палке.

10. Золотая рыбка смотрела на меня большими глазами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Систематизация и обобщение изученного по теме:" Словообразование и орфография" 6 класс

Методическая разработка урока включает план-конспект содержания урока и мультимедийную презентацию....

Урок русского языка. Систематизация и обобщение изученного материала по теме: «Обособленные члены предложения» 8 класс.

Аннотация к уроку. Урок предназначен для учащихся 8 класса, составлен на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений «Русский язык 5-9 классы». Авторы – составители: М.Т. Барано...

Интеграция уроков русского языка и литературы при изучении лексических средств создания комического в 5 классе.

  Современная школьная практика преподавания русского языка и литературы приводит к тому, что на уроках литературы анализ произведений ведется с литературоведческих позиций, а на уроках русского языка...

Презентация к уроку русского языка "Обобщение и систематизация изученного в разделе "Синтаксис и пунктуация" 5 класс

Презентация к уроку русского языка "Обобщение и систематизация изученного в разделе "Синтаксис и пунктуация" 5 класс...

Конспект урока русского языка по теме "Обобщение изученного по теме "Имя существительное", 6 класс

Данный урок разработан с целью систематизации и обобщения изученного по теме "Имя существительное", для повторения основных признаков имени существительного как части речи, на закрепление  основн...

Урок русского языка по теме "Повторение изученного по теме "Имя существительное" в 5 классе

Данный урок поможет учащимся в увлекательной форме обобщить и систематизировать знания по теме "Имя существительное"...

Конспект урока русского языка на тему "Повторение изученного в начальных классах"

Урок предназначен для учащихся 5 классов общеобразовательной школы. Соответствует ФГОС....