Урок русского языка в 6 классе по теме " Правописание одной и двух букв Н в суффиксах прилагательных, образованных от существительных"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Чайкина Людмила Ивановна

Урок предназначен для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений, работающих по программе С.И.Львовой. Данный материал может быть использован и учителем русского языка и литературы .Учитель на данном уроке учит учащихся правильно расставлять знаки препинания в простом и сложном предложении, развивает память и воображение, а также формирует интерес к предмету.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_6_klass.docx19.04 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка по теме:

"Правописание одной и двух букв Н в суффиксах прилагательных, образованных от существительных"( 6 класс )

Цели:

  • Образовательные: Формировать навык написания н и нн в суффиксах прилагательных; расширить кругозор детей за счёт толкования незнакомых слов; обогащать словарный запас учащихся;
  • Развивающие: Развивать внимание, наблюдательность, умение анализировать и делать выводы; речевые умения;
  • Воспитательные: Воспитывать интерес к родному языку, изучаемому предмету;

Попутное повторение: способы словообразования; правописание гласных в корнях с чередованием.

Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, экран для демонстрации презентации, компьютерная презентация.

Ход урока

1. Организационный момент. Начало урока

Тема урока. (Слайд 1)

2. Объяснение нового материала

-Тема нашего урока “Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных”. Сформулируйте сами цель урока. (Ребята формулируют). Как следует из темы урока, в суффиксах прилагательных может писаться одна и две буквы н. В чём причина? Давайте проведём небольшое исследование и попробуем всё выяснить. Для этого запишем предложение , выделим грамматические основы.

На лесных дорогах ещё кое-где трещал под ногами тонкий слой ледяного наста, а в низинах сверкала талая вода. (С. Маслих)

- В предложении встретилось сочетание ледяной наст. Из чего этот наст? Какая часть речи ледяной?

- Составим словообразовательную цепочку: ледяной         лёд

От слова какой части речи образовано прилагательное?

-Ребята, обратите внимание на доску.

(На доске спроецированы существительные , от которых необходимо образовать прилагательные) Слайд 2

Мышь-

Песок-  

Земля-

Утро-

Чугун-

Авиация-

Проверка. Слайд 3

-Скажите, при помощи каких суффиксов образованы прилагательные мышиный, песчаный, земляной. Самостоятельно сделайте вывод о том, когда в суффиксах прилагательных пишется одна н. Из этого правила  есть исключения: деревянный, оловянный, стеклянный. (Слайд   4  )

-При помощи каких суффиксов образованы прилагательные  утренний, чугунный, авиационный? Здесь тоже есть исключение: ветреный (Слайд  5  )

Далее формулируем полностью правило о написании одной и двух букв н в суффиксах прилагательных.

-Теперь давайте проверим по учебнику, правильно ли мы сформулировали правило. Чтение параграфа 29. Назовите способ словообразования, при помощи которого образовались данные прилагательные от существительных.

3. Закрепление

1) Упр. 414 (выполняется частично)

2) Гимнастика для рук (работают мышцы плеча, предплечья, кисти рук)

 

Игра «Согласен-Не согласен»

 

Руки согнуть в локтях, поставить параллельно груди, ладони сжать в кулачки, большие пальцы повернуть к груди. Учитель читает слова, называя количество Н в суффиксе («Травяной – одна Н»), иногда намеренно ошибаясь. Если дети согласны – то большие пальцы поднимают вверх, не согласны – опускают вниз.

   

Травяной покров, тетеревиное   крыло, серебрянный  лист , пламенные краски, чаша необыкновенна,  огненые краски,  журавлинное  перо, искусственное золото, обыкновенный цветок.  

3.Запишите словосочетания, выделив суффиксы. (Слайд 6 )

Клюквенный кисель, серебряные часы, кожаные перчатки, стеклянный шар, оловянные солдатики, жестяное ведро, травяной настил, овсяная каша.

4.  Игра “Четвертый лишний” (Слайд  7 )

Гуси…ый, гости…ый, орли…ый, овчи…ый

кожа…ый, песча…ый, ржа…ой, оловя…ый

свойстве..ый, торжестве…ый, бритве…ый, ветре…ый

искусстве…ый, телефо…ый, жизне…ый, сушё…ый.

Ответы: овчинный, оловянный, ветреный, сушеный.

5. Упр. 417 (2 задание)

4. Итог урока

Что изучали на уроке? Как определить, где пишется одна буква н, где две буквы н?

5. Домашнее задание

Выучить правило параграфа 29, упр. 414.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка (6 класс) по теме "Имя существительное как часть речи"

Презентация разработана в полном соответствии с конспектом урока по данной теме, опубликованным чуть ранее....

Урок русского языка в классе по теме "Буквы ч и щ в суффиксе существительных -чик -щик"

Разработка урока подойдет не только начинающим педагогам, но и учителям со стажем, поскольку конспект позволит учителю на уроке решить несколько задач....

урок русского языка 6 класс по теме "Правописание приставок пре-при"

Тема: Обобщающий урок по теме «Правописание приставок ПРЕ-, ПРИ-» 6 классТип урока: повторение и обобщение изученного материала.Цели урока:Обучаюшая: обобщить и систематизировать знания о правописании...

одна и две буквы н в суффиксах прилагательных, образованных от существительных

материал содержит разработку урока и презентацию к нему на тему " одна и две н в суффиксах прилагательных"...

Конспект урока-игры по русскому языку в 7 классе по теме: « Правописание -н- и -нн- в страдательных причастиях и прилагательных, образованных от глаголов»

Тема: ««Правописание -н- и -нн- в страдательных причастиях и прилагательных, образованных от глаголов»Цель: Закрепить знания, умения, навыки в правописании -н- и -нн- в страдательных...