урок русского языка 6 класс по теме "Правописание приставок пре-при"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Тема: Обобщающий урок по теме «Правописание приставок ПРЕ-, ПРИ-» 6 класс

Тип урока: повторение и обобщение изученного материала.

Цели урока:

Обучаюшая: обобщить и систематизировать знания о правописании приставок пре- и при-; углубить понимание условий правильного выбора букв е и и в приставках пре-, при-;

Развивающая:развивать умения классифицировать факты, делать обобщающие выводы, развивать орфографическую зоркость.

Воспитательная:развивать умение творчески подходить к решению учебных задач;

 

Данный урок является завершающим в разделе «Правописание приставок ПРЕ, ПРИ».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rus.6_kl_otkrytyy_urok.doc53.5 КБ
Office presentation icon pre-pri.ppt183.5 КБ
Microsoft Office document icon zadanie_k_uroku.doc32 КБ

Предварительный просмотр:

Матвеенко Татьяна Михайловна- учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 98 города Барнаула Алтайского края

Тема: Обобщающий урок по теме «Правописание приставок ПРЕ-, ПРИ-» 6 класс

Тип урока: повторение и обобщение изученного материала.

Цели урока:

Обучаюшая: обобщить и систематизировать знания о правописании приставок пре- и при-; углубить понимание условий правильного выбора букв е и и в приставках пре-, при-;

Развивающая:развивать умения классифицировать факты, делать обобщающие выводы, развивать орфографическую зоркость.

Воспитательная:развивать умение творчески подходить к решению учебных задач;

Данный урок является завершающим в разделе «Правописание приставок ПРЕ, ПРИ».

                                                               Ход урока

I.Организационный момент.

II.Целеполагание, посмотрите на доску, тема нашего урока обобщение и систематизация знаний по правописанию приставок пре и при.  ( слайд 1)

-Как вы думаете, ребята, что мы должны  сделать сегодня на уроке?

                                                                 (слайд 2,)

-Повторить и закрепить умение правильно писать приставки пре и при

III. . Фронтальный опрос по изученному материалу:

-Давайте вспомним, на какие группы делятся все приставки?

-( неизменяемые, на з-с, пре-при)    

Комментированное письмо

Вставьте пропущенные буквы и объясните провописание приставок. ( Слайд 3)

-А какая группа приставок самая сложная в написании? Почему?

( потому что надо определить значение , а это не всегда легко сделать)

- От чего зависит правописание приставок пре/при?

- Сколько значений у приставки при?

- Перечислите их. Приведите примеры.

- А сколько у приставки пре?

- Перечислите их.   Приведите примеры.

Матвеенко Татьяна Михайловна- учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 98 города Барнаула Алтайского края

Давайте вспомним алгоритм действий при написании пре и при ( слайд 4)

IV.Закрепление изученного материала.

1.(слайд 5) Вставьте пропущенные буквы,объясните правописание. Кто автор этих строк и какое это произведение?

Владимир Андреевич пр…ближался  к  родной Кистенёвке. ( Пушкин «Дубровский)»

 «Боже мой! – пр..рвала    барыня,- да она пр..миленькая собачка».  (Тургеньев «Муму»)

- Час обеда пр..ближался, топот по двору раздался (Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях)

- Ещё ты дремлешь, друг пр..лестный  (Зимнее утро» )

2.Выборочный диктант. Распределить слова по группам в зависимости от значения. (слайд 6)

Пр.ехать ,  пр.соединить ,  пр.отстать , пр.храмывать,  пр.близиться, присесть, привокзальный. Пришкольный, пришить, прилететь. Прибежать, прикрутить, приморский. Приоткрыть.

( проверка).

Индивидуальная работа ( несколько учеников в это время работают по карточкам)

3. Игра «Найдите лишнее слово» слайд 7

•         Пр…цепить, пр…интересный, пр…одолеть

•         Пр..рвать, пр…школьный, пр…скучный

•         Пр…гореть, пр…увеличить, пр…забавный

•         Пр…ехать, пр…рвать, пр..шить

•         Пр…морский, пр..творить, пр…вокзальная

•         Пр…открыть, пр…близиться, пр…хорошенькая

•         Пр…винтить, пр…крутить, пр…храбрый

                                       Игра «Собери слова».   (слайд 8)

   ый,пре,ум,н;  зл,ой,пре;  ый,пре,забав,н;  мудр,ый,пре.

Отгадай загадки    (слайд 9)

Жил я посреди двора,
Где играет детвора,
Но от солнечных лучей
Превратился я в ручей.

Матвеенко Татьяна Михайловна- учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 98 города Барнаула Алтайского края

-= Снеговик =-

Стоит дом:
Кто в него войдёт,
Тот и ум приобретёт.

-= Школа =-

Прилетели галки в поле
И уселись на снегу ...
Стану я учиться в школе -
Разобраться в них смогу!

-= Буквы =-

Кто учит детишек читать и писать,
Природу любить, стариков уважать?

-= Учитель =-

Выгоняли рога
Погулять на луга.
И рога вечерком
Прибрели с молочком.

                                     Физкультминутка

4.Цифровой диктант (1-и, 2-е)

- Приклеить, преогромный, пригородный, преградить, прискакать, пресмешной, прижечь, преувеличить, прицепить, прервать.

( 1,2,1,2,1.2.1.2,1,2)

5.Ученик работает у доски.Я буду зачитывать лексическое значение некоторых слов из «Словаря русского языка» Ожегова, а вы запишите эти слова, выделяя в них приставку.

        Лечь ненадолго -                         прилечь

        Сесть на краешек стула -            присесть

        Заболеть несильно, ненадолго -  приболеть

        Слегка поднять         -                   приподнять

        Временно остановиться -             приостановиться

  6. Работа по распечатанным листам

1. Вставьте недостающие буквы:

Русский язык пр...вращает тьму в свет, пр...дает значение и вес нашим словам и поступкам, пр...носит радость в сердца, умеет пр...ласкать как мать и пр...открыть тайны жизни подобно мудрому отцу.

Матвеенко Татьяна Михайловна- учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 98 города Барнаула Алтайского края

2. Замените данные словосочетания одним словом.

глава государства ___________президент

подарить что-либо                       -презент

оперная певица, исполнительница главных ролей -     прима

помеха на дороге -  преглада

первое представление пьесы, фильма ______премьера

человек с капризами-              

история, передающаяся из уст в уста - предание

близкий знакомый, но не хороший друг- предатель

нарушение правил - преступление

3. Объясните, почему эти слова пишутся по-разному, ответ обоснуйте.

Преемник – приемник_________________________________________________________

придание____________________________________________________________________________________, предание - _________________________________________________

преступить – приступить____________________________________________________

преклонить – приклонить_____________________________________________________

пребывать – прибывать_______________________________________________________

преподать – припадать________________________________________________________

5 Замените словосочетания синонимичными конструкциями с пре- и при-.

Поступить вероломно (предательски), относиться несправедливо (пристрастно), проходить свободно (беспрепятственно), идти сплошным потоком (непрерывным), находиться на собрании (присутствовать), относиться без уважения (с пренебрежением), нарушить верность (предать).

 6. Подберите антонимы с приставками пре- и при-, составьте с ними предложения.

Удаляться (приближаться); очень мало (премного); отбавлять (прибавлять); очень злой (предобрый); уважать (презирать); отдалять (приближать); уродливый (прекрасный); последующий (предыдущий).

8. Рефлексия

Матвеенко Татьяна Михайловна- учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 98 города Барнаула Алтайского края

-Что мы узнали на уроке?

Чему научились

9.Выставление оценок. Домашнее задание

Дополнительно: тест


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Обобщение и закрепление знаний по теме: «Правописание приставок пре- и при-»

Слайд 2

Что мы должны знать и чему научиться на уроке? Знать: Об условиях выбора гласных в приставках пре- при Уметь: Различать значения и правописание слов с приставками пре и при

Слайд 3

Вставьте пропущенные буквы и объясните правописание приставок Бе… брежный, п… садить. во… раст, и… жарить, ни… вергать, н ..пилить, чре… мерный, на ..писать. ра… бросать ,.. делать, о… дать, на.. строить, п..р.. слать, по.. бросить, пре.. ставить

Слайд 4

Вспомним алгоритм действий

Слайд 5

Откуда эти строки? Кто автор? Владимир Андреевич пр…ближался к родной Кистенёвке. «Боже мой! – пр..рвала барыня,- да она пр..миленькая собачка». - Час обеда пр..ближался, топот по двору раздался - Ещё ты дремлешь, друг пр..лестный

Слайд 6

Выборочный диктант 1 Приближение 2 Присоединение 3 Нахождение около чего-то 4 Неполное действие

Слайд 7

Игра «Третий лишний» 1. Пр…цепить, пр…интересный, пр…одолеть 2. Пр..рвать, пр…школьный, пр…скучный 3. Пр…гореть, пр…увеличить, пр…забавный 4.Пр…ехать, пр…рвать, пр..шить 5. Пр…морский, пр..творить, пр…вокзальная 6. Пр…открыть, пр…близиться, пр…хорошенькая 7. Пр…винтить, пр…крутить, пр…храбрый

Слайд 8

Игра «Собери слова». ый,пре,ум,н; зл,ой,пре; ый,пре,забав,н; мудр,ый,пре.

Слайд 9

Отгадай загадки 1.Жил я посреди двора, Где играет детвора, Но от солнечных лучей Пр…вратился я в ручей. 2.Стоит дом: Кто в него войдёт, Тот и ум пр…обретёт . 3.Пр…летели галки в поле И уселись на снегу ... Стану я учиться в школе - Разобраться в них смогу! 4. Кто учит детишек читать и писать, Пр...роду любить, стариков уважать? 5. Выгоняли рога Погулять на луга. И рога вечерком Пр…брели с молочком.



Предварительный просмотр:

                                        Задание по теме « Правописание приставок пре и при»

1. Вставьте недостающие буквы:

Русский язык пр...вращает тьму в свет, пр...дает значение и вес нашим словам и поступкам, пр...носит радость в сердца, умеет пр...ласкать как мать и пр...открыть тайны жизни подобно мудрому отцу.

2. Замените данные словосочетания одним словом.

глава государства ___________________________________________

подарить что-либо ___________________________________________

оперная певица, исполнительница главных ролей _____________________

помеха на дороге ____________________________________________

первое представление пьесы, фильма _______________________________

человек с капризами ____________________________________________

история, передающаяся из уст в уста ________________________________

близкий знакомый, но не хороший друг _____________________________

нарушение правил ______________________________________________

3. Объясните, почему эти слова пишутся по-разному, ответ обоснуйте.

Преемник – приемник_________________________________________________________

придание____________________________________________________________________________________, предание - _________________________________________________

преступить – приступить____________________________________________________

преклонить – приклонить_____________________________________________________

пребывать – прибывать_______________________________________________________

преподать – припадать________________________________________________________

5 Замените словосочетания синонимичными конструкциями с пре- и при-.

Поступить вероломно (предательски), относиться несправедливо (пристрастно), проходить свободно (беспрепятственно), идти сплошным потоком (непрерывным), находиться на собрании (присутствовать), относиться без уважения (с пренебрежением), нарушить верность (предать).

 6. Подберите антонимы с приставками пре- и при-, составьте с ними предложения.

Удаляться (приближаться); очень мало (премного); отбавлять (прибавлять); очень злой (предобрый); уважать (презирать); отдалять (приближать); уродливый (прекрасный); последующий (предыдущий).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока русского языка по теме "Правописание приставок пре- и при-" 6 класс

Это обычный рабочий урок, в котором использованы разные формы работы: игровые, исследовательские, репродуктивные....

Урок русского языка по теме «Правописание приставок ПРИ- и ПРЕ-», 6 класс (УМК под ред. М.М.Разумовской)

Урок разработан с позиции деятельностного подхода. В конспекте представлены комментарии учителя к каждому этапу урока.Тип урока: урок "открытия" нового знания.Деятельностная цель: формирование у учащи...

урок русского языка "Путешествие по городу приставок при- и пре-" по теме "Правописание приставок при- и пре-"

2. Методическая разработка урока русского языка в 6-м классе по теме «Гласные в приставках пре- и при-»Тема: Путешествие по городу приставок пре- и при-.Цель: научить учащихся грамотно писать.Задачи:О...

Обобщающий урок русского языка по теме "Правописание приставок" 5 класс

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме: «Правописание приставок. Обобщающий урок» разработана Долгой Ольгой Константиновной в соответствии c  программой «Русский язык 5-9...