урок русского языка по теме "Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-", 6 класс, УМК под ред. Е.А. Быстровой.
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Бородина Светлана Григорьевна

Урок открытия новых знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_6.docx26.23 КБ
Файл urok_6_kl.pptx323.01 КБ

Предварительный просмотр:

Правописание приставок при- и пре-.

     Цели урока:

    Обучающие: создавать условия для ознакомления обучающихся со способами действия при выборе приставки при- или пре-; выделения приставок пре- и при- в  словах;  учить написанию слов с приставками пре-  и  при-.

    Развивающие: развивать интеллектуальные умения учащихся: умение ставить проблемные вопросы, выдвигать гипотезы, анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы; развивать устную и письменную речь учащихся.

    Воспитательные: создавать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку, воспитывать культуру общения со сверстниками.

Планируемые результаты:

- личностные: формирование личностной рефлексии, осознание своих качеств и мотивов, формирование осознанности и обоснованности самооценки в учебной деятельности, личного действия;

- познавательные: самостоятельное формирование познавательной цели, извлечение информации из текста, выполнение логических операций: анализ, синтез, обобщение;

- регулятивные: управление своей деятельностью, постановка и формулирование цели, контроль и оценка достигнутых результатов своей деятельности;

- коммуникативные: формирование коммуникативных действий, связанных с умением слушать и слышать собеседника, учитывать разные мнения и уметь обосновывать свое, формирование коммуникативных действий по согласованию усилий в процессе сотрудничества, переработка информации и предъявление ее разными способами, оценивание речи с точки зрения ее содержания и языкового оформления;

- предметные: овладение знаниями о правилах выбора приставки пре- или при- с учетом их значения, формировать умения  выделения приставок пре- и при- в словах, написания слов с данными приставками; овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка.

Ход урока.

Приветствие. (слайды 1,2)

I. Актуализация знаний.

Запишите слова:

(петух, ребенок, игрушка, стена, трактор, арбуз, ведро, карандаш, искусство). Подчеркните первую букву.

  • Какое слово получилось? (Приставки)
  • О чем мы будем сегодня говорить?
  • Что такое приставка?
  • Сколько групп приставок существует в русском языке?
  • С какими видами приставок мы уже знакомы?
  • Какие приставки будем рассматривать сегодня?

II. Мотивация учебной деятельности.

- Предлагаю вам работу с текстом.

   Чудесным летним утром пр..летел в сад соловей и пр..сел на ветку. Огляделся, пр..встал на лапках, пр..поднял головку, и полилась по округе пр..красная песня. Проходивший мимо человек пр..слушался, затем тихонько пр..слонился к стволу дерева и затаил дыхание. Он готов был пр..клонить колени перед пр..восходным певцом, ведь восхищение талантом не знает пр..град.  

- Определите тему текста и его основную мысль. Какой заголовок вы предложили бы для этого текста?

- Как видите, наш текст деформирован. Необходимо восстановить пропуски. Можете ли вы сделать это сразу? Почему? Что нужно для успешного восстановления текста?

III. Включение обучающихся в систему новых знаний.

  • Как вы думаете, какие задачи мы должны решить сегодня на уроке?

(слайд 3)

- О правилах выбора приставок пре- или при-  мы прочитаем в учебнике.   

- Самостоятельная работа в парах с теоретическим материалом параграфа. Заполнение карточек. Сопоставление с ключом (слайд 4).

ПРИ-

 

ПРЕ-

 

ПРИближение

ПРИбежать

= очень

ПРЕлестный

ПРИсоединение

ПРИклеить

= пере

ПРЕрвать

Близость

ПРИморский

 

 

Неполное действие

ПРИгореть

 

 

IV. Закрепление материала.

1.  Подбор слов, объяснение выбора приставки (слайды 5, 6).

2.  Восстановить деформированный текст на карточках, объяснить выбор приставки.

3.  Различение слов-омофонов, выбор приставки в зависимости от лексического значения слова (слайд 8). Составить и записать словосочетания.

V. Д.з. : сочинить сказку, в которой будут преобладать слова с приставками при- и пре-.

ПРЕкрасным вечером Василисе ПРЕмудрой ПРИснился ПРИчудливый сон. ПРЕзабавные и ПРЕхорошенькие зайчата скакали вПРИпрыжку по поляне. Вдруг солнце закрыла ПРЕогромная туча. Это ПРИлетел злой-ПРЕзлой Змей Горыныч. ПРИземлился он, ПРИсел на травку и ПРИзадумался. ПРИказал ему Кащей Василису ПРЕмудрую найти, ПРИпугнуть, к нему ПРИвести. Но возникли на пути Змея Горыныча неПРЕодолимые ПРЕпятствия.

VI.  Подведение итогов.

-  Какую цель мы поставили в начале урока? 
-  Удалось ли нам достичь поставленной цели? Почему?

-  Что нового узнали на уроке? 

-  Что было самым интересным на уроке? Самым трудным? (слайд 9)

VII. Оценки.

Значение приставки ПРИ-

Примеры

Значение приставки ПРЕ-

Примеры

Значение приставки ПРИ-

Примеры

Значение приставки ПРЕ-

Примеры

Значение приставки ПРИ-

Примеры

Значение приставки ПРЕ-

Примеры

Чудесным летним утром пр..летел в сад соловей и пр..сел на ветку. Огляделся, пр..встал на лапках, пр..поднял головку, и полилась по округе пр..красная песня. Проходивший мимо человек пр..слушался, затем тихонько пр..слонился к стволу дерева и затаил дыхание. Он готов был пр..клонить колени перед пр..восходным певцом, ведь восхищение талантом не знает пр..град.  

Чудесным летним утром пр..летел в сад соловей и пр..сел на ветку. Огляделся, пр..встал на лапках, пр..поднял головку, и полилась по округе пр..красная песня. Проходивший мимо человек пр..слушался, затем тихонько пр..слонился к стволу дерева и затаил дыхание. Он готов был пр..клонить колени перед пр..восходным певцом, ведь восхищение талантом не знает пр..град.  

Чудесным летним утром пр..летел в сад соловей и пр..сел на ветку. Огляделся, пр..встал на лапках, пр..поднял головку, и полилась по округе пр..красная песня. Проходивший мимо человек пр..слушался, затем тихонько пр..слонился к стволу дерева и затаил дыхание. Он готов был пр..клонить колени перед пр..восходным певцом, ведь восхищение талантом не знает пр..град.  

Чудесным летним утром пр..летел в сад соловей и пр..сел на ветку. Огляделся, пр..встал на лапках, пр..поднял головку, и полилась по округе пр..красная песня. Проходивший мимо человек пр..слушался, затем тихонько пр..слонился к стволу дерева и затаил дыхание. Он готов был пр..клонить колени перед пр..восходным певцом, ведь восхищение талантом не знает пр..град.  


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учитель русского языка и литературы С.Г. Бородина МБОУ Старостаничная СОШ Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-.

Слайд 2

Д О Б Р О Е У Т Р О !

Слайд 3

Правописание приставок пре- и при-. Задачи: - научиться различать приставки пре- и при- по значению - выделять приставки пре- и при- в словах научиться правильно писать слова с приставками пре- и при-

Слайд 4

ПРИ- ПРЕ- ПРИближение ПРИбежать = очень ПРЕмудрый ПРИсоединение ПРИклеить близость ПРИморский = пере ПРЕрвать неполное действие ПРИсесть

Слайд 5

Край при море- Канава при дороге- Прикрепить клеем- Прибыть на самолете - Посёлок при городе- _____________________________ Соединить винтом- Слегка дотронулся- Слегка коснулся- Ненадолго лёг- Прикрепить с помощью веревки- Не совсем заглушил- Явиться на транспорте -

Слайд 6

В деле быть лучшим - Внезапно остановить разговор - Заступить кому-то дорогу - Сильно увеличить - Нарушить закон - Очень длинный - Сильно уменьшить -

Слайд 7

ПРЕдать (выдать кого-то) ПРИдать (добавить вид)

Слайд 8

ПРЕступить (через что-то) ПРИступить (начать)

Слайд 9

ПРЕбывать (где-то) ПРИбывать (куда-то)

Слайд 10

ПРЕемник (продолжатель) ПРИемник (устройство)

Слайд 11

ПРИ- ПРЕ- 1. ПРИближение 1. = очень 2. ПРИсоединение 3. Близость 2 . = пере 4. Неполное действие

Слайд 12

Д о б р о г о д н я!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка (Повторение сведений о причастии для 7 класса)

В форме экскурсии в Третьяковскую галерею проводится урок повторения сведений о причастии....

презентация урока русского языка по теме"Обучение компрессии текста" 9 класс

. Данный презентация знакомит  учащихся с приёмами сжатия текста и помогает подготовиться к ГИА....

Интегрированный урок русского языка и литературы "Письмо с фронта" 7 класс

Данный урок проведен в дни, посвященные 70-летию освобождения г.Калинина (Твери) от немецко-фашистских захватчиков. Направлен на углубление и расширение представлений уч-ся об эпистлярном жанре. Спосо...

Урок русского языка по теме "Виды сложноподчиненных предложений". 9 класс.

урок-закрепление темы "Виды СПП" в 9 классе направлен на формирование ЗУН по конструированию СПП по схемам и наоборот, по синтаксическому разбору СПП, по структурно-семантическому анализу СПП....

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС в 5 классе по теме: «Словообразование. Основные способы образования слов в русском языке».

   Данный конспект урока разработан по программе С. И. Львовой и В. В. Львова. Урок выстроен с учётом системно - деятельностного подхода в преподавании, что отражает суть реализации н...

Методические разработки урока русского языка по теме "Собирательные числительные" в 6 классе, внеклассного мероприятия "Город, что сердцу дорог!" в 8 классе и календарно-тематического планирования по литературе в 6 классе

Урок по теме «Собирательные числительные» относится  к типу уроков объяснения нового материала.  В его  структуре выделяются следующие компоненты: организационный момент,  повторен...

Урок русского языка. Тема: "Обстоятельство как член предложения". 8 класс. Презентация к уроку

Презентация к уроку "Обстоятельство как член предложения". 8 класс...