Рабочая программа по русскому языку для 10 класса
календарно-тематическое планирование по русскому языку (10 класс) на тему

В результате изучения русского языка на базовом уровне ученик должензнать/понимать:

- связь языка и истории, культуры русского и других народов;

- смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

- основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

- орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

уметь:

- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

- проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

аудирование и чтение

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №9 с углублённым изучением отдельных предметов» Елабужского муниципального района Республики Татарстан

«Принято»

Педагогическим советом

протокол от 29.08.2017г. №1

Введено приказом от 31.08.2017г. №169

Директор МБОУ «Средняя школа №9» ЕМР РТ

______________________   В.Д. Скотарь

Рабочая программа

                 по русскому языку для 10а;б класса (2 часа в неделю, 70 часов в год)

Составитель: Щербакова Н.В., учитель русского языка и литературы первой  кв. категории

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР ________ Н.А.Ионова от 28.08.2017г.

«Рассмотрено»

на заседании МО, протокол от 28.08.2017г. №1.

Руководитель МО ___________ Н.В. Щербакова

   г. Елабуга

2017

Требования к уровню подготовки выпускников 10 класса

В результате изучения русского языка на базовом уровне ученик должензнать/понимать:

- связь языка и истории, культуры русского и других народов;

- смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

- основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

- орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

уметь:

- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

- проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

аудирование и чтение

- использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

- извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

говорение и письмо

- создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной(на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

- применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

- соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

- соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

- использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

- развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

- совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;

- самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства;

- понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

(70 часов)


 Введение (2 часа)

Слово о русском языке. Русский язык в современном мире. Формы существования русского национального языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго). Взаимосвязь различных единиц и уровней языка. Синонимия в системе русского языка.

Лексика. Фразеология. (12 (11+1))

Слово и его значение. Однозначные и многозначные слова.

Изобразительно-выразительные средства русского языка.

Синонимы, антонимы, омонимы, паронимы  и их употребление. Работа со словарями.

Происхождение лексики современного русского языка. Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления.

Лексикография. Словари русского языка и лингвистические справочники: их использование.

Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление.

Фонетика. Графика.  (4 часа)

Система гласных и согласных звуков русского языка. Слог. Фонетический разбор.Орфоэпические нормы современного русского языка. Работа со словарями.

Морфемика и словообразование. (3(2+1))

Состав слова  

Система морфем русского языка. Словообразующие и формообразующие аффиксы. Морфемный анализ слова.

Словообразование. Морфологические и неморфологические способы словообразования.

Словообразовательный разбор слова. Формообразование.

Орфография (16 (13+3))

Принципы русской орфографии. Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова.Чередующиеся гласные в корне слова.

Употребление гласных после шипящих и Ц. Правописание звонких, глухих и удвоенных согласных.

Правописание гласных и согласных в приставках. Буквы ы-и после приставок. Употребление разделительногоЪ и Ь.

Употребление прописных букв. Правила переноса.

Самостоятельные части речи 23 (22+1)

Имя существительное (2 часа)

Имя существительное как часть речи. Правописание падежных окончаний имен существительных.Морфологические нормы имен существительных.Гласные в суффиксах имен существительных.

Имя прилагательное (6 часов)

Имя прилагательное как часть речи. Степени сравнения имён прилагательных.Правописание суффиксов имён прилагательных.Правописание Н и НН в суффиксах имён прилагательных.Правописание сложных имён прилагательных.

Имя числительное (3 часа)

Имя числительное как часть речи.Правописание и употребление имён числительных.

Местоимение (2 часа)

Местоимение как часть речи. Разряды местоимений.Правописание местоимений. Употребление местоимения как средства связи предложений в тексте.

Глагол. Причастие. Деепричастие. (5 часов)

Глагол как часть речи. Правописание безударных личных окончаний глаголов.Правописание суффиксов глаголов.

Причастие как глагольная форма. Образование причастий. Правописание суффиксов причастий.Правописание Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных.

Деепричастие как глагольная форма. Правописание деепричастий.

Наречие (5 (4+1))

Наречие как часть речи. Правописание наречий. Слова категории состояния.Слитное, раздельное, дефисное написание наречий.

Служебные части речи (11 часов)

Служебные части речи, их отличие от знаменательных частей речи.

Предлог (2 часа)

Предлог как служебная часть речи. Производные и непроизводные предлоги. Правописание предлогов.

Союз (2 часа)

Союз как служебная часть речи. Правописание союзов.

Частицы (2 часа)

Частицы. Правописание частиц.Частицы НЕ и НИ. Их значение и употребление. Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с разными частями речи

Междометие (4 часа)

Междометие как особый разряд слов. Звукоподражательные слова.


Календарно-тематическое планирование

Гольцова  Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. 4-е издание. М., «Русское слово», 2014

Изучаемый раздел, тема урока

Кол-во часов

Сроки

План.

Факт.

1

Слово о русском языке.

1

2

Входная контрольная работа.

1

Лексика. Фразеология. Лексикография.12 (11 +1)

3

Анализ контрольной работы. Слово и его значение. Слова однозначные и многозначные.

1

4

Изобразительно-выразительные средства русского языка.

1

5

Омонимы и их употребление.

1

6

Паронимы и их употребление.

1

7

Синонимы и их употребление.

1

8

Антонимы и их употребление.

1

9

Р.Р. Сочинение – рассуждение по заданному тексту

1

10

Происхождение лексики современного русского языка. Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления.

1

11

Лексикография. Словари русского языка и лингвистические справочники: их использование.

1

12

Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление. Фразеологические словари.

1

13

Урок-практикум по теме «Лексика. Лексикография. Фразеология».

1

14

Проверочная работа по теме «Лексика. Фразеология».

1

Фонетика. Графика. Орфоэпия (4)

15

Система гласных и согласных звуков русского языка. Слог. Фонетический разбор.

1

16

Орфоэпические нормы русского языка.

1

17

Урок-практикум по теме «Фонетика. Графика. Орфоэпия».

1

18

Проверочная работа по теме «Фонетика. Графика. Орфоэпия».

1

Морфемика и словообразование 3 (2+1)

19

Система морфем русского языка.Словообразующие и формообразующие аффиксы. Морфемный анализ слова.

1

09.11.2017б

10.11.2017а

20

Словообразование. Словообразовательный разбор слова.

1

11.11.2017а

13.11.2017б

21

Р.Р. Работа с текстом. Понятие об окказиональных словах.

1

13.11.2017а;б

Морфология и орфография 16(13+3)

22

Принципы русской орфографии. Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова.

1

14.11.2017

23

Чередующиеся гласные в корне слова.

1

24

Урок-практикум «Правописание проверяемых, непроверяемых и чередующихся гласных в корне слова».

1

25

Тестирование по теме «Правописание проверяемых, непроверяемых и чередующихся гласных в корне слова».

1

26

Употребление гласных после шипящих.

1

27

Употребление гласных после Ц.

1

28

Правописание звонких и глухих согласных. Правописание непроизносимых согласных и сочетаний СЧ, ЗЧ, ШЧ, ЖЧ, СТЧ, ЗДЧ.

1

29

Правописание удвоенных согласных.

1

30

Р.Р. Сочинение-миниатюра (Упр. 133)

1

31

Правописание гласных и согласных в приставках.

1

32

Гласные И-Ы после приставок.

1

33

Разделительный Ъ и Ь.

34

Контрольный диктант по теме «Правописание гласных и согласных в корнях и приставках»

1

35

Анализ контрольного диктанта. Употребление прописных букв. Правила переноса слов.

1

36

Р.Р. Сочинение-рассуждение по данному тексту: проблема, комментарий, позиция автора, собственная позиция и аргументы.

1

37

Р.Р. Написание сочинения-рассуждения по данному тексту

1

Самостоятельные части речи 21 (6+2)

Имя существительное (2)

38

Имя существительное как часть речи. Правописание падежных окончаний имён существительных.

1

39

Гласные в суффиксах имён существительных. Правописание сложных имён существительных.

1

Имя прилагательное (6)

40

Имя прилагательное как часть речи. Степени сравнения имени прилагательного.

1

41

Правописание суффиксов имён прилагательных.

1

42

Правописание Н и НН в суффиксах имён прилагательных.

1

43

Правописание сложных имён прилагательных.

1

44

Урок-практикум по темам «Имя существительное» и «Имя прилагательное».

1

45

Тестирование по темам «Имя существительное» и «Имя прилагательное».

1

Имя числительное (3)

46

Имя числительное как часть речи. Склонение имён числительных.

1

47

Правописание имён числительных.

1

48

Употребление числительных в речи.

1

Местоимение (2)

49

Местоимение как часть речи. Разряды местоимений.

1

50

Правописание местоимений. Употребление местоимения как средства связи предложений в тексте.

1

Глагол (2)

51

Глагол как часть речи. Правописание безударных личных окончаний глаголов.

1

52

Правописание суффиксов глаголов. Тестирование.

1

Причастие(2)

53

Причастие как глагольная форма. Образование причастий.Правописание суффиксов причастий.

1

54

Правописание Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных.

1

Деепричастие (1)

55

Деепричастие как глагольная форма. Правописание деепричастий.

1

Наречие5(4+1)

56

Наречие как часть речи. Правописание наречий. Слова категории состояния.

1

57

Слитное, раздельное, дефисное написание наречий.

1

58

Обобщение и систематизация знаний по теме «Самостоятельные части речи»

1

59

Контрольный диктант по теме «Самостоятельные части речи»

1

60

Р.Р. Сочинение-рассуждение по данному тексту

1

Служебные части речи (8)

Предлог (2)

61

Анализ контрольного диктанта. Служебные части речи. Предлог как служебная часть речи. Производные и непроизводные предлоги.

1

62

Правописание предлогов.

1

Союз (2)

63

Союз как служебная часть речи.

1

64

Правописание союзов.

1

Частицы (2)

65

Частицы. Правописание частиц.

1

66

Частицы НЕ и НИ. Их значение и употребление. Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с разными частями речи

1

Междометие (1)

67

Междометие как особый разряд слов. Звукоподражательные слова

1

68

Урок-практикум по теме «Служебные части речи. Правописание предлогов, союзов, частиц».

69

Промежуточная аттестация. Контрольная работа.

1

70

Анализ контрольной работы

1


Приложение к рабочей программе по русскому языку для 10 класса

Контрольно-измерительные материалы

Входная контрольная работа.

1 вариант

Общие сведения о языке

  1. Отметьте правильные утверждения.
  1. В современном языке 33 буквы.
  2. Деепричастия не имеют окончаний.
  3. В каждом слове может быть только один корень.
  4. По цели высказывания предложения бывают восклицательные и вопросительные.

Фонетика

  1. В каких словах количество букв и звуков совпадает?
  1. маяк
  2. солнце
  3. щель
  4. бульон
  1. В каких словах только звонкие согласные?
  1. берег
  2. здание
  3. лунный
  4. разговор

Словообразование и состав слова

  1. Какие слова состоят из одной приставки, одного корня, одного суффикса и одного окончания?

1)мировоззрение

2)примечает

3)невинный

4)расчетливый

    5. Какие слова образованы суффиксальным способом?

                1) бельчонок

                2) березовый

                3) набело

                4) барабанщик

 Лексика

6. Какие из подчеркнутых слов употреблены в переносном значении?

  1. глазное яблоко
  2. время бежит
  3. свежие новости
  4. плодовые деревья

     7.Какие слова не имеют синонимов?

                1) гипотенуза

                2) ошеломить

                3) лингвистика

                4) перечень

Морфология

8. Какие существительные относятся к женскому роду?

            1) вуаль

            2) судья

            3) тушь

            4) тихоня

9. Какие глаголы относятся к I спряжению?

            1) спать

            2) стелить

            3) погнаться

            4) клеить

10. В каких предложениях есть наречия?

            1) Вы говорите по-английски?

            2) Около дома был сад.

            3) Никогда не разговаривайте с неизвестными.

            4) Мой друг жил  в доме напротив.

Орфография

11. В каких словах пишется буква А?

            1) колыш_щийся туман

            2) выкач_нный из мяча воздух

            3) ск_акать на лошади

            4) уборочная к_мпания

12. В каких словах пишется буква И?

            1) он уже бре_тся

            2) зам_рать

            3) панц_рь черепахи

            4) ответить в течении_ недели

13. В каких словах пишется буква О?

            1) ож_г левой руки

            2) ловкий ж_нглер

            3) тр_диция

            4) сильно огорч_н

14. В каких словах пишется буква Е (Ё)?

            1) трущ_бы

            2) ещ_

            3) крыж_вник

            4) туш_нка

15. В каких словах пишется буква З?

            1) человек бе_ совести

            2) и_поведь

            3) бе_вкусный

            4) _дание

16. В каких словах пишется мягкий знак?

            1) об_ект

            2) упасть навзнич_

            3) острич_ся наголо

            4) десять задач_

17. В каких словах пишется двойная согласная?

            1) гости_ая

            2) коло_альный

            3) труже_ик

            4) а_омпанемент

18. Каких словах пишутся через дефис?

            1) (из) за угла

            2) (северо) западный

            3) (пол) литра

            4) (как) будто

19. В каких словах пропущена буква?

            1) буду_щее

            2) гигин_ский

            3) маринован_ые грибы

            4) гране_й стакан

Синтаксис

20. В каких предложениях есть пунктуационные ошибки?

            1) Я покинул город забыть, который никогда не смогу.

            2) Ты, кажется меня не слушаешь?

            3) Сделал дело – гуляй смело.

            4) Луна как бледное пятно.

            5) На столе все было в беспорядке – тетради, книги, кассеты с записями.

               6) Царь зверей или лев недаром носит свое величественное прозвище.

           7) У реки течение было быстрым и вода прозрачной.

           8) Волков бояться: в лес не ходить.

           9) «Ну, а что ты любишь? – спросил Борис Сергеевич. – Любишь больше всего на свете?»

          10) Медленно, спокойно, как бы спрашивая, кто мы и что нам надо, птица наклонила голову и сложила крылья.

Речевые нормы

21. В каких словах ударение падает на первый слог?

            1) свекла

            2) принял

            3) каталог

            4) щавель

22. В каких предложениях есть речевые ошибки?

            1) На празднование юбилея композитора собралась вся музыкальная аэлита.

            2) Глядя в небо, меня всегда удивляют звезды.

            3) Вторая серия оказалась более интереснее первой.

            4) Космонавты пробыли на орбите около двухсот суток.

            5) На уроке химии рассказывали об одном из выдающихся деятелях этой науки.

            6) Летом надо пить только пастеризованное молоко.

            7) Осторожно! Идет ремонт малярных работ.

            8) Образ Пугачева в романе противоречив.

            9) Объект будет сдан в две тысячи пятом году.

           10) Он негодовал от возмущения.

            11) В повести «Метель» повествуется о том, как природа сыграла решающую роль в судьбе героев.

2 вариант

Общие сведения о языке

1. Отметьте правильные утверждения.

  1. В русском языке 10 гласных букв.
  2. Суффикс всегда стоит после корня.
  3. Наречия имеют окончания.
  4. Главная функция языка -  быть средством общения.

Фонетика

  1. В каких словах количество букв и звуков совпадает?
  1. акация
  2. гигантский
  3. майор
  4. мебель
  1. В каких словах только глухие согласные?
  1. вскачь
  2. покой
  3. исчез
  4. стружка

Словообразование и состав слова

  1. В каких словах содержится одна приставка, один корень, один суффикс и одно окончание?

1)проблемный

2)фотосъемка

3)международный

4)издавна

    5. Какие слова образованы суффиксальным способом?

                1) подоконник

                2) учебник

                3) возвращаясь

                4) докрасна

 Лексика

6. Какие из подчеркнутых слов употреблены в переносном значении?

  1. белый голубь
  2. мелкая тема
  3. нудный дождь
  4. город спит

     7.Какие слова не имеют синонимов?

                1) языкознание

                2) катет

                3) список

                4) обескуражить

Морфология

8. Какие существительные относятся к женскому роду?

            1) туфли

            2) тюль

            3) шампунь

            4) задира

9. Какие глаголы относятся к I спряжению?

            1) прийти

            2) жить

            3) удержаться

            4) брить

10. В каких предложениях есть наречия?

            1) Никто не знал ответа

            2) Приготовьте мне кофе по-турецки.

            3) Впоследствии он стал хорошим музыкантом.

            4) Сегодня мне некогда.

Орфография

11. В каких словах пишется буква А?

            1) тяжело дыш_щий

            2) дружеская к_мпания

            3) ч_столюбивый человек

            4) прир_внять величины

12. В каких словах пишется буква И?

            1) электроф_кация

            2) песс_мист

            3) впоследств_е засухи

            4) ун_кальный случай

13. В каких словах пишется буква О?

            1) п_лисадник

            2) мясной буль_н

            3) ноч_вка

            4) возмущ_нный

14. В каких словах пишется буква Е?

            1) чащ_ба

            2) ид_ология

            3) просв_щение

            4) изв_нение

15. В каких словах пишется буква З?

            1) и_чезнуть

            2) бе_застенчивый

            3) _борник

            4) огорчаться бе_причины

16. В каких словах пишется мягкий знак?

            1) уйти проч_

            2) суб_ективный

            3) намаж_ хлеб маслом

            4) стая туч_

17. В каких словах пишется двойная согласная?

            1) и_юминация

            2) тетради провере_ы

            3) прогре_

            4) мирово_рение

18. Каких словах пишутся через дефис?

            1) (то) же самое

            2) (древне) русский

            3) (пол) августа

            4) (по) немецки

19. В каких словах пропущена буква?

            1) эф_ективный

            2) пирож_ное с кремом

            3) медная провол_ка

            4) квашен_ая капуста

Синтаксис

20. В каких предложениях есть пунктуационные ошибки?

            1) Люблю я бешеную младость и тесноту, и блеск, и радость.

            2) Лес рубят: щепки летят.

            3) Гостю кажется надоело ждать.

            4) Ласковое слово что солнышко в ненастье.

            5) Если человек попадет в Литву, дорога его обязательно приведет сюда в Тракай.

               6) «Мы слыхали, - осторожно начали мы, - у вас тут русалки и ведьмы водятся?»

           7) По добычи нефти или черного золота наша страна стоит на одном из первых мест в мире.

           8) К вечеру ветер разогнал тучи и дождь стих.

           9) Инверсия – одна из самых распространенных стилистических фигур, суть которой в особом расположении слов нарушающем обычный порядок.

          10) Мы поднялись на бугор: внизу мелькали белые головы ребятишек и слышались их голоса.

Речевые нормы

21. В каких словах ударение падает на первый слог?

            1) звонит

            2) торты

            3) начал

            4) туфля

22. В каких предложениях есть речевые ошибки?

            1) Проходя под железнодорожным мостом, над моей головой промчался поезд.

            2) Особое значение мы уделяем работе над подготовкой к экзаменам.

            3) Легкоатлетам оставалось пробежать до финиша еще более триста метров.

            4) Поезд прибыл на станцию согласно расписанию.

            5) Несколько студентов кафедр факультетов вузов страны стали победителями всероссийского конкурса.

            6) Ученик подготовил доклад об одном из ученых-лингвистах.

            7) Борьба с ликвидацией преступности идет успешно.

            8) В романе «Герой нашего времени» сопоставляют двое героинь: Бэла и княжна Мэри.

            9) Встреча Чацкого с Фамусовым не принесла ему ничего хорошего.

           10) Спускаться с обрыва еще труднее, нежели чем взбираться наверх.

            11) Взвесьте, пожалуйста, пять килограммов картошки.

Ключ к тексту

1 вариант

1) -1,2;

2)- 4;

3)- 2,3,4;

4)- 2,3,4;

5)-1,2,4;

6) -1,2,3;

7) -1;

8) -3;

9)- 1,2;

10)-1,3,4;

11)- 2,3,4;

12)- 2,3;

13)- 1,2;

14)- 2,4;

15) -3,4;

16) -2,3;

17) -2,4;

18) -1,2,3;

19) -2,3;

20) -1,2,5,6,8;

21) -1,2;

22) -1,2,3,5,6,7,8,10,11.

2 вариант

1) -1,4;

2)- 3;

3) -1,3;

4) -3;

5) -2,3;

6) -2,3,4;

7) -2;

8) -1;

9) -1,2,4;

10) -2,3,4;

11) -1,4;

12) -1,2,4;

13) -2;

14) -2,3;

15) -2,4;

16) -1,3;

17) -1,3,4;

18) -3,4;

19) -1,3;

20) -1,2,3,5,7,9;

21) -2,3,4;

22) -1,2,3,5,6,7,8,9,10.


Тест 2

Общие сведения о языке.

  1. Укажите неверное утверждение:

а) Части речи выделяются на основе определенной общности лексического и грамматического значений слова;

б) могут быть лексические и контекстуальные омонимы;

в) омоформы, омофоны, омографы обладают признаками омонимии;

г) могут быть контекстуальные антонимы;

д) среди неологизмов встречаются и устаревшие слова;

е) историзмы и архаизмы в речи используются по-разному.

2. Укажите словосочетания, в которых выделенные курсивом слова употреблены в прямом значении:

а) защита диссертации;

б) класс работает;

в) чувство локтя;

г) переход через горы;

д) играли Шекспира;

е) простые люди.

3. Укажите, какое выразительное средство языка использовано в отрывке:

Ворон ворону в ответ: «Знаю, будет нам обед…» А.С. Пушкин

а) эпитет;                б) метафора;                 в) олицетворение.

4. Подберите к выделенным курсивом словам из левого столбика соответствующие антонимы из правого столбика:

1. тонкая работа                                а) толстая;    б) топорная;    в) заметная

2. простой фасон                               а) сложный;    б) бедный;     в) ювелирный

5. Укажите предложения, в которых выделенные курсивом слова являются историзмами:

а) По прошествии немногих лет он был избран губернатором

б) В тот же час Петр отдал приказ воеводам.

в)Всем до казначейства есть дело, а он – душа казначейства.

г) Это, Нафаня, друг моего детства! В гимназии вместе учились!

д) Барин с гувернанткой рыбу ловят-с.

6. Укажите, как называются выделенные курсивом слова:

Ну, ты даешь, в натуре! Я в полном отпаде!

а) архаизмы;

б) диалектизмы;

в) жаргонизмы;

г) профессионализмы.

Ответы:

1. д

2. а, б, е

3.в

4. 1б, 2а

5. б, в

6. в

Тест по русскому языку 3.  

Лексика. Фразеология.

Вариант 1


1. Что изучает лексика?
А) историю слова;
Б) части речи и их формы;
В) правила написания слов;
Г) звуковую сторону слова;
Д) слова и их значения.
2. В каких вариантах все прилагательные употреблены в прямом значении?
А) золотые руки, железный характер, заячья душа, лисья нора;
Б) глухая деревня, жаркие дебаты, железная логика, прямой человек;
В) глухая улица, жаркий бой, железная воля, прямой вопрос;
Г) глухой старик, жаркий день, железная дорога, прямая линия;
Д) каменный дом, медвежья услуга, серебряные брызги, стеклянная ваза.
3. Укажите ряд многозначных слов:
А) съедобный, утомление;
Б) хохот, шезлонг;
В) съемка, ручка;
Г) компьютер, ландыш;
Д) самолет, дискуссия.
4. В каком ряду все слова – синонимы?
А) время, период, эпоха, эра;
Б) лингвист, историк, литературовед;
В) фрукты, овощи, вишня;
Г) сосна, тополь, ясень;
Д) тарелка, вилка, ложка.
5. Укажите группу слов, которые являются омонимами:
А) метель, пурга;
Б) письменный стол, обеденный стол;
В) капитанская рубка, рубка леса;
Г) ручка чемодана, ручка малыша;
Д) шить иглой, игла ежа.
6. Назовите антоним фразеологизма «спустя рукава»:
А) бить баклуши,
Б) положа руку на сердце,
В) сложа руки,
Г) не покладая рук,
Д) море по колено.
7. Укажите слова, не являющиеся паронимами:
А) эффектный, эффективный;
Б) представить, предоставить;
В) фарш, фарс;
Г) командировочные, командированные;
Д) подпись, роспись.

8. Определите, в каком варианте профессиональные слова:
А) учитель, наставник, педагог;
Б) отечество, родина, отчизна;
В) метель, пурга, буран;
Г) аккорд, вокализ, мольберт;
Д) овощи, ягоды, фрукты.
9. Какому словосочетанию синонимичен фразеологизм «хранить молчание»?
А) как в воду глядел;
Б) набрать в рот воды;
В) выйти сухим из воды;
Г) как рыба в воде;
Д) не разлить водой.
10. Определите, в каком варианте даны неологизмы:
А) бартер, кастинг, конфессия;
Б) псалтырь, светлица, кафтан;
В) курень, полуночник, шелоник;
Г) опосля, прислухаться, не серчай;
Д) кардиолог, инфаркт, универсам.
11. Определите, в каком варианте даны слова общеупотребительные:
А) десница, работа, слеза;
Б) акварель, гуашь, палитра;
В) нечто, выкаблучиваться, ступай;
Г) нижеподписавшийся, горенка, изрядно;
Д) кирпич, свекла, идти.
12. Определите, в каком варианте даны заимствованные слова:
А) место, история, тетрадь;
Б) берег, город, молоко;
В) аббат, атака, жюри;
Г) ладонь, корова, дочь,
Д) поле, береза, сосед.
13. Укажите стилистически нейтральный фразеологизм:
А) закадычный друг;
Б) во веки веков;
В) вступить в брак;
Г) сдержать слово;
Д) втирать очки.
14. Выберите вариант, в котором определение является эпитетом:
А) бродяга-ветер;
Б) звездная ночь;
В) розовая шляпка;
Г) серебряное кольцо;
Д) старик-мудрец.
15. В каком предложении слово употреблено в переносном значении?
А) На стенах висели два пейзажа хорошей кисти.
Б) Желтые листья медленно падали на землю.
В) Утром бухта наполнилась плавучим льдом.
Г) Громады утесов на берегу создавали величественную картину.
Д) Яркое солнце быстро съело тонкий ледок.


Ответы, вариант 1
1 Д
2 Г
3 В
4 А
5 В
6 Г
7 В
8 Г
9 Б
10 А
11 Д
12 В
13 Г
14 А
15 Д

Проверочный тест 4.

 «Выразительные словообразовательные средства».

I. Выберите из правого столбца таблицы правильное объяснение терминов.

        

1. Метафора

А. Стилистическая фигура, состоящая в подчеркнутом преуменьшении, уничижении, недоговоренности

2. Литота

Б. Оборот речи, состоящий в замене одного слова другим, смежным по значению

3. Сравнение

В. Тождество звуко- или словосочетаний в начале следующих друг за другом фраз или стихотворных строк

4. Олицетворение

Г. Изменение обычного порядка слов в предложении с целью усилить выразительность речи

5. Анафора

Д. Стилистическая фигура, состоящая в сопоставлении слов или словосочетаний, резко различных или противоположных по смыслу

6. Параллелизм

Е. Членение цельного высказывания на интонационно самостоятельные части, используемое для большей выразительности речи

7. Инверсия

Ж. Одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи

8. Метонимия

З. Оборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе сходства, сравнения

9. Парцелляция

И. Оборот речи, состоящий в сопоставлении двух понятий, явлений, ситуаций

10. Антитеза

К. Оборот речи, состоящий в перенесении свойств человека на неодушевленные предметы и отвлеченные понятия

ӀӀ. Определите, какие стилистические фигуры и тропы встречаются в данных отрывках.

Соотнесите:

1. И   слышно   было   до   рассвета,    как   ликовал   француз.
(М. Лермонтов.)

2. Игру его любил творец Макбета. (А. Пушкин.)

3. Старый   клен   на   одной   ноге   стережет   голубую   Русь.
(С. Есенин.)

4. Путь шел по целине; люди падали с обрывов. (И. Эренбург.)

5. Коль любить, так безрассудку,
   Коль грозить, так не на шутку,
   Коль ругнуть, так сгоряча,
   Коль рубнуть, так уж сплеча!

                          (А. Толстой.)

6. Вынес достаточно русский народ,
   Вынес и эту дорогу железную -
   Вынесет все, что господь не пошлет!
   Вынесет все — и широкую, ясную
   Грудью дорогу проложит себе.

                                      (Н. Некрасов.)

7. «Не станет нас!» А миру хоть бы что.
   «Исчезнет след!» А миру хоть бы что.
   Нас не было, а он сиял и будет.
   Исчезнем мы, - а миру хоть бы что!

                          (Омар Хайям.)

8. Она свежа, как вешний цвет,
    Взлелеянный в тени дубравной.
    Как тополь киевских высот,
    Она стройна.

                      (А. Пушкин.)

9. Они сошлись. Волна и камень,
   Стихи и проза, лед и пламень
   Не столь различны меж собой.

                            (А. Пушкин.)

10. Мне нравятся веселые люди. Нравятся сияющие глаза, звонкий смех, громкий говор. Крики. Мне нравятся румяные девушки с коньками в руках. Или такие, знаете, в майках, в спортивных туфельках, прыгающие вверх и вниз. (М. Зощенко.)

  1. анафора
  2. эпифора
  3. синекдоха
  4. параллелизм
  5. сравнение
  6. антитеза
  7. перифраза
  8. олицетворение

Ответы:

Ӏ. 1–3; 2–А; 3–И; 4–К; 5–В; 6–Ж; 7–Г; 8–Б; 9–Е; 10–Д.

ӀӀ.

  1. в
  2. ж
  3. з
  4. г
  5. г, а
  6. а
  7. б
  8. д
  9. е
  10. г. а

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 5.

ТЕМА: "МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ".

ВАРИАНТ 1

 

1. Укажите строчку, в которой на месте пропусков - безударная проверяемая гласная

1) З_рница, возл_гаемый, попл_вок, пол_жение

2) Соч_тать, зад_рать, выж_чь, заст_лать

3) Сверс_ник, прелес_ный, искус_ный, ус_ный

4) Тр_сина, препод_ватель, з_мляника, г_ристый

 

2. Укажите строчку, в которой на месте пропусков - одна и та же буква

1) И_вергать, бе_вкусный, бе_дельник, и_калечить

2) Пр_сытиться, пр_образование, пр_вращение, пр_бывать в городе

3) Пр_бабушка, пр_росток, пр_бежка, пр_скочить

4) Пред_стория, сверх_нтересный, меж_нститутский, раз_грать

 

3. На месте пропуска необходимо писать суффикс  -АЩ-

1) Бор_щийся

2) Дыш_щий

3) Стел_щий

4) Реж_щий

 

4. Укажите строчку, в которой на месте пропусков - одна и та же буква

1) Они познаком_т, они посмотр_т, они бре_т, они стро_т

2) В планетари_, в случа_, на диван_, по истори_

3) В скользящ_х пятнах, развевающ_мися флагами, льющ_мся светом, легк_ми штрихами

4) В зеленоват_й воде, пронизан_й светом, сказочн_ми существами, плывущ_е фигуры

 

5. Укажите номер предложения, в котором на месте пропуска должна стоять Н

1) Без жизне_ого опыта нет творчества.

2) Время подвигов пламе_ых не уйдет в забытье.

3) Весь мир соловьи_ою песней прошит.

4) Над городом осе_ий мрак повис.

 

6. Укажите пример с дефисным написанием

1) Где(то) пели

2) Зайти за(то) дерево

3) Как(будто) слушал

4) То(же) интересно

 

7. Укажите словосочетание, в котором НЕ с деепричастием пишется слитно

1) (Не)подготовив доклада

2) (Не)продумав маршрута

3) (Не)отрывая глаз

4) (Не)навидя ложь

 

8. Укажите строчку, в которой все выделенные слова представлены одной частью речи

1) Закрытый черной тучей, деревянные строения, перекалывая наметку

2) Окно нагрето солнцем, никому не видимые, непрекращающийся дождь

3) Думая о друге, несмотря на дождь, разложив вещи

4) Размытый ливнями, забежав на минуту, пришли вместе

 

9. Выберите утверждение, ошибочное для характеристики союзов

1) Употребляются в словосочетании.

2) Употребляются для связи однородных членов или простых предложений в составе сложного.

3) Не являются членами предложения.

4) Бывают сочинительные и подчинительные.

 

10. Некоторые слова русского языка могут относиться к разным частям речи - омонимия частей речи. Выделяют два типа совпадений: регулярные (наречия и краткие прилагательные и причастия, сравнительные степени наречий и прилагательных) и случайные совпадения слов разных частей речи. Напишите о том, как определить часть речи, используя материал для наблюдений: пропасть, печь, небо ясно - отвечал ясно.

  Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле.

  Объем сочинения должен составлять не менее 50 слов.

  Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Ответы:

№1 -4

№2 -2

№3 -2

№4 -3

№5 -3

№6 -1

№7 -4

№8 -2

№9 -1

Тест по теме «Синтаксис и пунктуация» 6.


1.  Укажите правильное утверждение:


1) Предложение — это соединение слов, в конце которого всегда ставится точка.
2) Каждое предложение имеет грамматическую основу.
3) Грамматическая основа предложения — это сказуемое.
4) Подлежащее не зависит от сказуемого.


2. Найдите пример, который не является словосочетанием.


1) нашел под кусточком 
2) нашел и собрал 
3) собрал корзинку 
4) корзину грибов


3. Укажите предложения, в которых ставится тире между подлежащим и сказуемым:


1) Наивысшая вершина Карпат Говерла.
2) Алупка, Ялта, Гурзуф являются наиболее известными курортами.
3) Равнина чудесное пастбище для овец, коров и других животных.
4) В Карпатах много редких растений.


4. Укажите предложения, в которых есть однородные члены (знаки не расставлены):


1) Цветок фиалки поднял поверх травы свою головку с фиолетовым глазом.
2) Весною речки становятся бурными образуют водопады и с шумом несут свои воды в Черное море.
3) Наши мышцы способны выполнять сложные движения и приспосабливаться к разной работе.
4) Для сохранения здоровья нужно приучать свой организм следить за чистотой кожи.


5. Укажите предложения, в которых после обобщающего слова ставится двоеточие (знаки не расставлены):


1) Трещинки в эмали зубов возникают от разгрызания орехов косточек слив вишен абрикосов.
2) К горному климату хорошо приспособилась черника, брусника и другие ягоды.
3) В Крымских горах можно увидеть разнообразные фантастичные фигуры столбы пирамиды зубцы прибрежных скал.
4) Верили наши предки что существует нечистая сила лесовики домовые русалки.


6. Укажите предложения, в которых есть обращение (знаки не расставлены):


1) Остановись и слушай соловья почувствуй то земля твоя.
2) Позвольте вас бабушка когда-нибудь нарисовать.
3) Не кидай хлеб он святой.
4) Ну вот мы и дома Кузька.

7. Укажите предложения, в которых есть вводные слова (знаки не расставлены):


1) К счастью мне удалось направить лодку к берегу.
2) Когда-то тут росли высокие густые травы.
3) В ближайшее десятилетие возможно будут найдены лекарства от неизлечимых болезней.
4) К моему счастью прибавилось и одно огорчение.


8. Укажите сложные предложения:


1) Подошел человек ближе, разговорился, выменял овцу и пошел.
2) Колосья колют ноги, а бедная девушка жнет и жнет.
3) Цветы мать-и-мачехи немного похожи на цветы одуванчика, но они намного меньше.
4) На месте бывшей дикой степи выросли города и села, фермы и хуторки.


9. Укажите предложения, в которых правильно расставлены знаки препинания:


1) Ребенок-звездочка рос и воспитывался с детьми Лесоруба, ел и пил с ними за одним столом, играл вместе с ними.
2) Речка вбирает в себя меньшие речки и ручейки которые называются притоками.
3) Насыпали запорожцы на Днепровской круче Вишневецкому высокий холм а душа атамана и дальше по Украине гуляет, песнею из уст кобзарей рождается.
4) Маугли бросал в огонь ветки, чтобы посмотреть, как они вспыхивают.


10. Укажите предложение с прямой речью (знаки не расставлены):


1) Михаил сказал что людей там очень много.
2) Липа говорит человеческим языком Ой не руби меня добрый молодец.
3) Пошел дед к липе попросил выполнить желание.
4) Котик братец помоги говорит Волк.

Ответы:

« Синтаксис и пунктуация»

1. - 2;
2. - 2);
3. - 1), 3) 
4. - 2), 3)
5. - 3), 4);  
6. - 2), 4);
7. - 1), 3);
8. - 2), 3);
9. - 1), 4);
10. - 2), 4).

Контрольная работа 7.

Синтаксис и пунктуация.

  1. Восстановите недостающее в определении понятия.

Синтаксис – раздел языкознания, изучающий….

Словосочетание - ….

…-  соединение главных членов предложения.

…-  предложения, в которых пропущен главный или второстепенный член предложения, легко восстанавливающийся из контекста или по ситуации.

  1. Распределите предложенные ниже словосочетания на группы. Какой признак вы положили в основу разделения?

Выполнить долг, прыгать с трамплина, кабинет директора, белый от снега, пятый справа, совершенно секретно, вдали от дороги.

  1. Чем предложение отличается от словосочетания?
  2. Найдите лишний термин.

Подлежащее, обстоятельство, сказуемое,  тире.

 

Задания для проверки осознанности знаний.

  1. Сопоставьте предложения. Определите их вид (тип) и значение. Чем они различаются?

 Сладко спится на утренней заре. – Сладко сплю на утренней заре.

  1. Подчеркните сказуемые в следующих предложениях. Чем  они выражены?

Шли два приятеля домой и дельный разговор вели между собой. – По улице шли женщины и вели детей в детский сад.

3.Сопоставьте придаточные предложения, определите их вид.

А) Мысль, что Марья Ивановна не успеет выехать, ужаснула меня. (А.С. Пушкин)

Б) Мысль, что пришла мне в голову по дороге домой, была весьма удачной мыслью.

(Н.Чуковский)

4. Продолжите следующие предложения. Определите вид придаточных.

а) Он вспомнил, где…

б) Мы побывали там, где…

в) В городе находится музей, где…

5. Расставьте знаки препинания так, чтобы наследники не разорились. Каково смысловое значение знаков препинания в этом тексте?

Завещание правителя.

Перед смертью правитель оставил своим сыновьям завещание: « Поставьте на моей могиле статую золотую чашу держащую»

 

Задания для проверки  умений и навыков.

1.В данных словосочетаниях замените главное слово именем прилагательным. Какие из синонимических конструкций выразительнее? Почему?

Красота души, небрежность мальчика, неудобства дороги, безнаказанность поступка, возможность счастья, сила таланта, подробность плана.

2. Перестройте предложения,  заменяя выделенные слова придаточными предложениями. Определите вид придаточных предложений.

А) Не повторив старое, не усвоишь новое.

Б) Вопреки плохим отзывам, Наташа решила прочитать эту книгу.

3.Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Какие пунктуационные правила можно проиллюстрировать примерами из текста?

« Кто (не) изучил человека в самом себе, н..когда (не)достигн…т глубок…. Знания людей,» - зам...чал Чернышевский в р…цензи… на  л…т….ратурные  д…бюты Толстого. « Д…алектика души», прежде чем она  была вопл…щ…(н,нн)а в толстовском творч…стве, ок….заласьпр   дметомош…ломляющ… личн… открытия. Толстой  …делал его в пот…е(н,нн)ом  юн   шеском  дневн…ке, когда бился над тем, как улуч?шить себя.

Вспом…ная  (в)последстви… два года, проведе(н,нн)ые им в молодост… на

 К авказ…, Толстой говорил, что н…когда потом за всю жиз?нь он (не) думал (обо)всем на свете так сильнол и напр…же(н,нн)о, как в ту  пору, и что главные свои идеи вынес (от)туда. (В.Лакшин)

 

Составьте схему последнего предложения.

Замените в последнем предложении причастный оборот придаточным предложением.

Замените предложение с прямой речью синонимической конструкцией.

 

Контрольная работа.

Синтаксис и пунктуация.

Задания для проверки знаний.

1.Восстановите недостающее в определении понятия.

Синтаксис – раздел языкознания, изучающий….

Словосочетание - ….

…-  предложение,  в котором одна грамматическая основа.

…-  простые предложения, грамматическая основа которых состоит из одного главного члена.

2. Распределите  словосочетания на группы по видам связи: а) согласование; б) управление; в) примыкание.

Жаркое лето, читать вслух, пятый час, весьма интересно, справа от леса, просьба прочитать

  1. Чем осложненное простое  предложение отличается от сложного?
  2. Найдите и подчеркните лишний термин

Абзац, тире, точка с запятой, двоеточие, обстоятельство, кавычки.

 

Задания для проверки осознанности знаний.

  1. В каком из  словосочетании неправильно указано главное слово? Определите тип связи слов в словосочетании.

Холодная вода, быстро бежать, крайне необходимо, один их них, костюм отца, верить людям.

2.Сопоставьте придаточные предложения, определите их вид.

А) Татьяна Андреевна  написала, что приедет в двадцатых числах июня. (К.Паустовский) Б) Она не сводит глаз с дороги, что идет через рощу. (И.Гончаров)

3. Сопоставьте предложения. Определите их тип (вид) и значение. Чем они различаются?

Я не могу спать ранним утром. -  Нельзя спать долго на утренней заре. – Не спи, казак: во тьме ночной чеченец ходит за рекой. ( А.С.Пушкин)

4. Подчеркните подлежащие в следующих предложениях. Чем они выражены?

А) Сытый голодного не разумеет.

Б) Отец и два родные брата за честь и вольность там легли. (М.Ю.Лермонтов)

 

5. Каким предложением – простым или сложным – является стихотворение А.Фета? Докажите свое мнение.

                             Это утро, радость эта,

                             Эта мощь и дня и света,

                             Этот синий свод,

                             Эти стаи, эти птицы,

                             Этот крик и вереницы,

                             Этот говор вод,

                             Эти капли – эти слезы,

                             Этот пух – не лист,

                             Эти горы, эти долы,

                             Эти мошки, эти пчелы,

                             Этот зык и свист,

                             Эти зори без затменья,

                             Этот вздох ночной селенья,

                             Эта ночь без сна…

                             Эта дробь и эти трели,

                             Это все – весна.

 

Задания для проверки умений и навыков.

  1. К приведенному предложению подберите синонимичное сложноподчиненное предложение того же типа, но с другим союзом. Требует ли другой союз перестройки всего предложения? Чем различается параллельная конструкция ( значение, стилистическая окраска)

Когда очнулся Тарас Бульба от удара и глянул на Днестр, уже козаки были на челнах и гребли веслами.

  1. Продолжите предложения, распространив их сначала второстепенным членом, а затем придаточным предложением. Определите вид придаточного предложения.

А) Мне нравится книга …

Б) Погуляй в саду…

  1. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте пропущенные знаки препинания.

Я ц..ню  книгу. Без книги (н..) мыслю н… жизн?н… н…работы. Каждая  прочит…(н,нн)ая  книга (не)пр…менно дает толч…к для работы раздумий ост….вляет  след в душе. Это одна из форм разговора с умным человеком когда р…ждаются новые мысли очень важные про…сняющие некоторые вопросы над которыми мучаеш?ся и как писатель и как человек. ( Ф.Абрамов)

 

Определите роль союза и в последнем предложении.

Составьте схему последнего предложения.

Из третьего предложения выпишите несколько словосочетаний. Произведите их разбор.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку 9 класс(на 3 часа) .Программа: Русский язык. 5—9 классы общеобразовательных организаций / Л. О. Савчук ; под ред. Е. Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 154 с.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 9-а  класса  составлена создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, требований к результата...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс на 105 часов. Программа «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений". Савчук Л.О. / под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 8-в  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, пред...

Рабочая программа по русскому языку 7 класс (144 часа). Программа Савчук Л.О. «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений» под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 7-б  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, пред...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф

Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...

ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс , составленная на основе коплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В.Львова

ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс, составленная на основе комплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В. Львова...