Главные вкладки

    Порядок

    Хохлова Наталья Николаевна

    Зарегистрировано в Минюсте РФ 27 ноября 2013 г.

    Регистрационный № 30468

    Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008

    “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по

    дополнительным общеобразовательным программам”

    В соответствии с частью 11 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ

    “Об образовании в Российской Федерации”(Собрание законодательства Российской Федерации,

    2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326) приказываю:

    1. Утвердить прилагаемый Порядок организации и осуществления образовательной

    деятельности по дополнительным общеобразовательным программам.

    2. Признать утратившим силу приказ Министерства образования и науки Российской

    Федерации от 26 июня 2012 г. № 504 “Об утверждении Типового положения об образовательном

    учреждении дополнительного образования детей”(зарегистрирован Министерством юстиции

    Российской Федерации 2 августа 2012 г., регистрационный № 25082).

    Министр  Д.В. Ливанов

    Приложение

    Порядок

    организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным

    общеобразовательным программам

    (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008)

    1.  Порядок  организации  и  осуществления  образовательной  деятельности  по

    дополнительным общеобразовательным программам (далее - Порядок) регулирует организацию и

    осуществление образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным

    программам, в том числе особенности организации образовательной деятельности для учащихся с

    ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов.

    2. Настоящий Порядок является обязательным для организаций, осуществляющих

    образовательную деятельность и реализующих дополнительные общеобразовательные программы

    (дополнительные общеразвивающие программы и дополнительные предпрофессиональные

    программы), а также индивидуальных предпринимателей (далее - организации, осуществляющие

    образовательную деятельность).

    3. Образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным программам

    должна быть направлена на:

    формирование и развитие творческих способностей учащихся;

    удовлетворение  индивидуальных  потребностей  учащихся  в  интеллектуальном,

    художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии, а также в занятиях

    физической культурой и спортом;

    формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья

    учащихся;

    обеспечение  духовно-нравственного,  гражданско-патриотического,  военно-

    патриотического, трудового воспитания учащихся;

    выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, а также лиц, проявивших

    выдающиеся способности;

    профессиональную ориентацию учащихся;

    создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление

    2

    2

    Информационно-методический портал «Дополнительное образование» (http://dopedu.ru/)

    здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда учащихся;

    подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с

    федеральными стандартами спортивной подготовки, в том числе из числа учащихся с

    ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов;

    социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе;

    формирование общей культуры учащихся;

    удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов учащихся, не

    противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами

    федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных

    требований.

    4. Особенности реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области

    искусств и в области физической культуры и спорта регулируются Федеральным законом от 29

    декабря 2012 г. № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”*(1).

    5. Содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним

    определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией,

    осуществляющей  образовательную  деятельность.  Содержание  дополнительных

    предпрофессиональных программ определяется образовательной программой, разработанной и

    утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с

    федеральными государственными требованиями*(2).

    6.  Организации,  осуществляющие  образовательную  деятельность,  реализуют

    дополнительные общеобразовательные программы в течение всего календарного года, включая

    каникулярное время.

    7.  Организации,  осуществляющие  образовательную  деятельность,  организуют

    образовательный процесс в соответствии с индивидуальными учебными планами в объединениях

    по интересам, сформированных в группы учащихся одного возраста или разных возрастных

    категорий (разновозрастные группы), являющиеся основным составом объединения (например,

    клубы, секции, кружки, лаборатории, студии, оркестры, творческие коллективы, ансамбли,

    театры) (далее - объединения), а также индивидуально.

    8. Обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в

    пределах осваиваемой дополнительной общеобразовательной программы осуществляется в

    порядке, установленном локальными нормативными актами организации, осуществляющей

    образовательную деятельность*(3).

    9. Занятия в объединениях могут проводиться по дополнительным общеобразовательным

    программам различной направленности (технической, естественнонаучной, физкультурно-

    спортивной, художественной, туристско-краеведческой, социально-педагогической).

    Занятия в объединениях могут проводиться по группам, индивидуально или всем составом

    объединения.

    Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения*(4).

    Формы обучения по дополнительным общеобразовательным программам определяются

    организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно, если иное не

    установлено законодательством Российской Федерации*(5).

    Количество  учащихся  в  объединении,  их  возрастные  категории,  а  также

    продолжительность учебных занятий в объединении зависят от направленности дополнительных

    общеобразовательных программ и определяются локальным нормативным актом организации,

    осуществляющей образовательную деятельность.

    Каждый учащийся имеет право заниматься в нескольких объединениях, менять их.

    10. Дополнительные общеобразовательные программы реализуются организацией,

    осуществляющей образовательную деятельность, как самостоятельно, так и посредством сетевых

    форм их реализации*(6).

    При реализации дополнительных общеобразовательных программ используются различные

    образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии,

    электронное обучение*(7).

    3

    3

    Информационно-методический портал «Дополнительное образование» (http://dopedu.ru/)

    При  реализации  дополнительных  общеобразовательных  программ  организацией,

    осуществляющей образовательную деятельность, может применяться форма организации

    образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания

    образовательной программы и построения учебных планов, использовании соответствующих

    образовательных технологий*(8).

    Использование при реализации дополнительных общеобразовательных программ методов

    и средств обучения и воспитания, образовательных технологий, наносящих вред физическому или

    психическому здоровью учащихся, запрещается*(9).

    11. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, ежегодно обновляют

    дополнительные общеобразовательные программы с учетом развития науки, техники, культуры,

    экономики, технологий и социальной сферы.

    12. В организациях, осуществляющих образовательную деятельность, образовательная

    деятельность осуществляется на государственном языке Российской Федерации и (или) на

    государственных языках республик, находящихся в составе Российской Федерации, и языках

    народов Российской Федерации.

    Дополнительное образование может быть получено на иностранном языке в соответствии с

    дополнительной  общеобразовательной  программой  и  в  порядке,  установленном

    законодательством об образовании и локальными нормативными актами организации,

    осуществляющей образовательную деятельность*(10).

    13. Расписание занятий объединения составляется для создания наиболее благоприятного

    режима  труда  и  отдыха  учащихся  администрацией  организации,  осуществляющей

    образовательную деятельность, по представлению педагогических работников с учетом

    пожеланий учащихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних учащихся и

    возрастных особенностей учащихся.

    14. При реализации дополнительных общеобразовательных программ организации,

    осуществляющие образовательную деятельность, могут организовывать и проводить массовые

    мероприятия, создавать необходимые условия для совместного труда и (или) отдыха учащихся,

    родителей (законных представителей).

    15. В работе объединений при наличии условий и согласия руководителя объединения

    могут участвовать совместно с несовершеннолетними учащимися их родители (законные

    представители) без включения в основной состав.

    16.  При  реализации  дополнительных  общеобразовательных  программ  могут

    предусматриваться как аудиторные, так и внеаудиторные (самостоятельные) занятия, которые

    проводятся по группам или индивидуально.

    17. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, определяют формы

    аудиторных занятий, а также формы, порядок и периодичность проведения промежуточной

    аттестации учащихся.

    18. Для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, инвалидов

    организации, осуществляющие образовательную деятельность, организуют образовательный

    процесс по дополнительным общеобразовательным программам с учетом особенностей

    психофизического развития указанных категорий учащихся.

    Организации,  осуществляющие  образовательную  деятельность,  должны  создать

    специальные условия, без которых невозможно или затруднено освоение дополнительных

    общеобразовательных  программ  указанными  категориями  учащихся  в  соответствии  с

    заключением психолого-медико-педагогической комиссии и индивидуальной программой

    реабилитации ребенка-инвалида и инвалида.

    Под специальными условиями для получения дополнительного образования учащимися с

    ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами и инвалидами понимаются условия

    обучения, воспитания и развития таких учащихся, включающие в себя использование

    специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных

    учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств

    обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента

    4

    4

    Информационно-методический портал «Дополнительное образование» (http://dopedu.ru/)

    (помощника), оказывающего учащимся необходимую техническую помощь, проведение

    групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания

    организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых

    невозможно или затруднено освоение образовательных программ учащимися с ограниченными

    возможностями здоровья, детьми-инвалидами и инвалидами*(11).

    Сроки обучения по дополнительным общеразвивающим программам и дополнительным

    предпрофессиональным программам для учащихся с ограниченными возможностями здоровья,

    детей-инвалидов и инвалидов могут быть увеличены с учетом особенностей их психофизического

    развития в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии - для

    учащихся с ограниченными возможностями здоровья, а также в соответствии с индивидуальной

    программой реабилитации - для учащихся детей-инвалидов и инвалидов.

    19. В целях доступности получения дополнительного образования учащимися с

    ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами и инвалидами организации,

    осуществляющие образовательную деятельность, обеспечивают:

    а) для учащихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению:

    адаптацию  официальных  сайтов  организаций,  осуществляющих  образовательную

    деятельность, в сети Интернет с учетом особых потребностей инвалидов по зрению с приведением

    их к международному стандарту доступности веб-контента и веб-сервисов (WCAG);

    размещение в доступных для учащихся, являющихся слепыми или слабовидящими, местах

    и в адаптированной форме (с учетом их особых потребностей) справочной информации о

    расписании лекций, учебных занятий (должна быть выполнена крупным (высота прописных букв

    не менее 7,5 см) рельефно-контрастным шрифтом (на белом или жёлтом фоне) и продублирована

    шрифтом Брайля);

    присутствие ассистента, оказывающего учащемуся необходимую помощь;

    обеспечение выпуска альтернативных форматов печатных материалов (крупный шрифт или

    аудиофайлы);

    обеспечение доступа учащегося, являющегося слепым и использующего собаку-поводыря,

    к зданию организации, осуществляющей образовательную деятельность, располагающего местом

    для размещения собаки-поводыря в часы обучения самого учащегося;

    б) для учащихся с ограниченными возможностями здоровья по слуху:

    дублирование звуковой справочной информации о расписании учебных занятий

    визуальной (установка мониторов с возможностью трансляции субтитров (мониторы, их размеры

    и количество необходимо определять с учетом размеров помещения);

    обеспечение надлежащими звуковыми средствами воспроизведения информации;

    в) для учащихся, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата: материально-

    технические условия должны обеспечивать возможность беспрепятственного доступа учащихся в

    учебные помещения, столовые, туалетные и другие помещения организации, осуществляющей

    образовательную деятельность, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие

    пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, локальное понижение стоек-

    барьеров до высоты не более 0,8 м; наличие специальных кресел и других приспособлений).

    20. Численный состав объединения может быть уменьшен при включении в него учащихся

    с ограниченными возможностями здоровья и (или) детей-инвалидов, инвалидов.

    Численность учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей инвалидов и

    инвалидов в учебной группе устанавливается до 15 человек.

    Занятия в объединениях с учащимися с ограниченными возможностями здоровья, детьми-

    инвалидами и инвалидами могут быть организованы как совместно с другими учащимися, так и в

    отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную

    деятельность.

    С учащимися с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами и

    инвалидами может проводиться индивидуальная работа как в организации, осуществляющей

    образовательную деятельность, так и по месту жительства.

    21. Содержание дополнительного образования и условия организации обучения и

    5

    5

    Информационно-методический портал «Дополнительное образование» (http://dopedu.ru/)

    воспитания учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов

    определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в

    соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида*(12).

    Обучение  по  дополнительным  общеобразовательным  программам  учащихся  с

    ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов осуществляется

    организацией,  осуществляющей  образовательную  деятельность,  с  учетом  особенностей

    психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких

    учащихся.

    Образовательная деятельность учащихся с ограниченными возможностями здоровья по

    дополнительным  общеобразовательным  программам  может  осуществляться  на  основе

    дополнительных общеобразовательных программ, адаптированных при необходимости для

    обучения указанных учащихся, с привлечением специалистов в области коррекционной

    педагогики,  а  также  педагогическими  работниками,  прошедшими  соответствующую

    переподготовку.

    22. При реализации дополнительных общеобразовательных программ учащимся с

    ограниченными возможностями здоровья, детям-инвалидам и инвалидам предоставляются

    бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги

    сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков*(13).

    С учетом особых потребностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей

    инвалидов и инвалидов организациями, осуществляющими образовательную деятельность,

    обеспечивается предоставление учебных, лекционных материалов в электронном виде.

    23. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, могут оказывать

    помощь педагогическим коллективам других образовательных организаций в реализации

    дополнительных общеобразовательных программ, организации досуговой и внеучебной

    деятельности учащихся, а также молодежным и детским общественным объединениям и

    организациям на договорной основе.

    _____________________________

    *(1) Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19,

    ст. 2326

    *(2) Часть 4 статьи 75 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ “Об

    образовании в Российской Федерации”(Собрание законодательства Российской Федерации, 2012,

    № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326)

    *(3) Пункт 3 части 1 статьи 34 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ “Об

    образовании в Российской Федерации”(Собрание законодательства Российской Федерации, 2012,

    № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326)

    *(4) Часть 4 статьи 17 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ “Об

    образовании в Российской Федерации”(Собрание законодательства Российской Федерации, 2012,

    № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326)

    *(5) Часть 5 статьи 17 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ “Об

    образовании в Российской Федерации”(Собрание законодательства Российской Федерации, 2012,

    № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326)

    *(6) Часть 1 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ “Об

    образовании в Российской Федерации”(Собрание законодательства Российской Федерации, 2012,

    № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326)

    *(7) Часть 2 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ “Об

    образовании в Российской Федерации”(Собрание законодательства Российской Федерации, 2012,

    № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326)

    *(8) Часть 3 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ “Об

    образовании в Российской Федерации”(Собрание законодательства Российской Федерации, 2012,

    № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326)

    *(9) Часть 9 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ “Об

    6

    6

    Информационно-методический портал «Дополнительное образование» (http://dopedu.ru/)

    образовании в Российской Федерации”(Собрание законодательства Российской Федерации, 2012,

    № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326)

    *(10) Часть 5 статьи 14 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ “Об

    образовании в Российской Федерации”(Собрание законодательства Российской Федерации, 2012,

    № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326)

    *(11) Часть 3 статьи 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ “Об

    образовании в Российской Федерации”(Собрание законодательства Российской Федерации, 2012,

    № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326)

    *(12) Часть 1 статьи 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ “Об

    образовании в Российской Федерации”(Собрание законодательства Российской Федерации, 2012,

    № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326

    *(13) Часть 11 статьи 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ “Об

    образовании в Российской Федерации”(Собрание законодательства Российской Федерации, 2012,

    № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326)

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    PDF icon prikaz_dop.pdf157.76 КБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com