Страничка психолога

Самарева Ольга Викторовна

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Предварительный просмотр:

Анализ работы психолога за 2011-2012 учебный год

С.Е.Драгиной.

МОУ ССОШ

В основе работы психолога в младших классах лежат 4 модуля(функции)6

  1. диагностики проблем учащихся
  2. информации о проблеме и путях её решения
  3. консультация на этапе принятия решения и разработка плана решения проблемя
  4. помощь на этапе решения проблемы.

Комплексный сбор сведений об учащихся в течении года позволяет составить индивидуальные психодиагностические таблицы на каждого учащегося и класса вцелом. Это помогает провести раннее выявление учащихся нуждающихся в специалтзированной помощи, поэтапно контролировать уровень и динамику развития учащегося с 1 по 4 класс    и осуществлять принцип обратной связи.

 

Диагностический модуль.                                                   

Цель : своевременное выделение детей, нуждающихся в специализированной помощи, анализ причин трудности в адаптации и возможность индивидуального подхода к каждому учащемуся.                                                        

    Диагностика умственного развития выступает как обязательный этап и средство для решения целого комплекса практических проблем возникающих в школе.

Умственное развитие - предпосылка продвижения в обучении. Поэтому зная его показатели, можно с известной уверенностью предвидеть возникновение определенных трудностей в обучении, низкую её успешность.

Низкий уровень умственного развития — это распространенная причина неуспеваемости ученика. Поэтому вывод о слабой успеваемости на основе низких тестовых результатов (с учетом дополнительной информации об ученике) практически всегда точен. Однако высокие результаты тестирования не позволяют сделать вывод непременной успешности учебной деятельности, так как она зависит от многих факторов, а не только от умственного развития. Здесь и сформированность учебной мотивации и сформированность осмысленного чтения и самооценка и волевые качества и т.д.

Очень важна фиксация изменений позитивных и негативных сдвигов и любых других изменений в умственном развитии школьников. Для этого 1 раз в год регулярно в каждом классе осуществлять надо постоянный контроль динамики тестовых показателей школьника, что позволяет определить темп его развития выделить периоды ускоренного и замедленного развития, «застойные периоды».

В наше время диагностика интеллектуальной сферы школьников признана обеспечить функцию обратной связи.

Для этого используется таблица психодиагностического определения трудностей в учебной и психоэмоциональной сфере учащихся младших классов, это помощь в интерпретации получаемых в результате диагностической работы психолога, данных. Умственное развитие школьника являясь динамической системой зависящей от созревания органической основы, особенно мозга и нервной системы.

В качестве показателей в своей таблицы уровней умственного развития я принимала за основу следующие критерии:

  1. 1.Уровень произвольности - в качестве критерия использовалась методика «Графический диктант». Д.Б.Эльконина.

2.Преобладающий мотивации и школьной мотивации. Учебная мотивация, как доминирующая определяет новый для учащегося тип ведущей деятельности - учебной, возникает когда отживает предыдущий тип ведущей деятельности - игра. К моменту кризиса 7 лет игра исчерпывает свои возможности по образованию «зон ближайшего развития» (являющихся механизмом психического развития) при условии, что ребенок прошел все ступени развития детской игры от манипулятивной до игры по правилам.

Если при выполнении заданий наблюдается слабое развитие произвольности, то это свидетельствует об отсутствии учебной мотивации.  Если у учащегося существует учебная мотивация, то это позволяет ему адекватно воспринимать и старательно выполнять учебные задания. Для дальнейшего исследования уровня школьной мотивации учащихся мы используем методику Н.Г.Лускановой (Овчарова, 1996).

  1. 3.  Мышление учащихся — это умение выделять существенные признаки и обобщать, анализировать и  синтезировать. К окончанию младшей школы у ребенка должны быть сформированы такие операции логического мышления, как обобщение, классификация, анализ и синтез и план внутренних действий.

Мышление младшего школьника в своем развитии идет от способности анализировать отдельный предмет, отдельное явление к способности, анализировать связи и отношения между предметами и явлениями.

Психолог Л.С.Выготский отмечал интенсивное развитие интеллекта детей в младшем школьном возрасте. Развитие мышления приводит, в свою очередь, к качественной перестройке восприятия и памяти, превращению их в регулируемые, произвольные процессы.

Ребенок 7-8 лет обычно мыслит конкретными категориями. Затем происходит переход к стадии формальных операций, которая связана с определенным уровнем развития способности к обобщению и абстрагированию.

К окончанию 3-его класса учащихся должен научиться таким элементам анализа, как выявление и других связей между явлениями и понятиями: противоположность, наличие тех или иных функциональных отношений, часть и целое.

К моменту перехода в среднее звено школы (5-й класс) школьники должны научиться самостоятельно рассуждать, делать выводы, сопоставлять, сравнивать, анализировать, находить частное и общее, устанавливать простые закономерности.

 4.  Осмысленное  чтение-  исследование понимание прочитанного помогает  сформированность у школьника навык чтения,   большое внимание следует уделять  не беглости и скорости чтения,а  фактору осмысленности чтения.

 5.  Самооценка - важно учитывать устойчивость или неустойчивость самооценки, её адекватность (норма, завышена или занижена) все полученные показатели следует соотнести с результатами других исследований.  Следует учитывать, что учащийся с завышенной самооценкой нечувствителен к ситуации обучения не умеет видеть во взрослом учителя. Учащийся с низкой самооценкой остро нуждается в эмоциональном тепле и поддержке, в создании ситуации искусственного успеха.

  1. 6.  Школьный тест умственного развития (ШТУР)-  это способ групповой диагностики позволяющий выявить проблемы в развитии младших школьников при переходе в среднее звено. Результаты диагностики по сведенный в психодиагностическую таблицу в первую очередь при работе с родителями или учителями дают психологу возможность сделать упор позитивных сторонах развития у учащихся и далее рассматриваются проблемные зоны развития. Анализируется, характер причин их возникновения обсуждаются меры, которые могут эти проблемы ликвидировать и степень участия в этом психолога, учителя, родителей.

Диагностический комплекс методик позволяет учителям психологам увидеть внутренний, психологический процесс организации учебной деятельности каждого учащегося.

В совокупности комплекс из методик позволяет увидеть и понять уровень сформированности психологической основы учебной деятельности каждого ребенка и уровень его готовности к усвоению знаний по математике, русскому языку, чтению, естествознанию и т.д. не только на настоящий момент, но и в ближайшем будущем.

По итогам диагностики:

 1 класс

С начала учебного года велась работа по оказанию помощи первоклассникам в адаптационный период. Изучались психофизиологические особенности каждого учащегося для обеспечения индивидуально- позитивного развития каждого ученика. В течении всего года проводилась совместная работа психолога и педагога класса по запросам учителя и  родителей. Проводились один раз в неделя коррекционно-развивающие занятия в послеуроучное время со всем классом, что способствовало сформированности класса как малой группы, это позволяет работать в классе любому учителю с большей эффективностью. Использование метода сказки-терапии с элементами арт-психологии позволило развить творческие и эмоциональные способности учащихся. 60% учащихся проявляют творческие способности. Произвольность полностью сформирована у 72% учащихся, частично сформирована у 28%. Школьная мотивация, которая играет огромную роль в интереса учащихся к обучению и как следствие  успешности  в  учёбе. У учащихся 1 класса уровень школьной мотивации хороший каждый осознаёт себя учащимся ( 50%- полностью сформирован, 50% - испытывают социальный интерес к школе). Самооценка  у учащихся завышена  у 62% учащихся.

По сравнительной характеристике трудностей в учебной сфере все показатели находятся на среднем уровне (выше 50%), т.е. начальный этап у учащихся сформирован.

По сравнительной характеристике трудностей в психоэмоциональной сфере можно сделать вывод: у учащихся хороший настрой на обучение.

Срвнительная характеристика — 61%- сформирован навык осмысленного чтения на разных уровнях, а у 39% - не сформирован.

Рекомендации: уделять больше внимания фактору осмысленного чтения и формировать у учащихся культуру и навык внеклассного чтения, работать над формированием адекватной самооценкой у ребят.

2 класс

По итогам психодиагностики можно сделать вывод:

  1. Осмысленное чтение- с 33% в 1 классе показатель возрос до 97% при хорошей технике чтения.
  2. Уровень произвольности- 52%.
  3. Школьная мотивация- 82%.
  4. Самооценка — 38%.
  5. Данные по учебной  сфере показывают , идет дальнейшее наращивание сформированности умения учиться, но ещё низкая сформированность основ логического мышления (41%).

Рекомендации :индивидуальная работа с учащимися, имеющими критическую низкую школьную мотивацию и неадекватную самооценку (у большинства- завышеная), дальнейшее формирование основ логического мышления..

3 класс

На 3 году обучения был сформирован из 2-х классов ( один из которых класс компенсированного обучения).

По итогам психодиагностики можно сделать вывод:

  1. Уровень произвольности сформирован у 38%.
  2. Трудности в учебной сфере испытывают 46%.
  3. Трудности в психоэмоциональной сфере испытывают 62%.
  4. Осмысленное чтение сформировано у 96%.
  5. Самооценка адекватная -38%, заниженная -5%, завышенная- 57%.
  6. Школьная мотивация-  53% сформирована на разных уровнях.

Трое учащихся были направлены на МПК района, где им были даны рекомендации специалистими.

Рекомендации : работать над повышением уровня школьной мотивации, продолжать          психодиагностический контрольза индивидуальным развитием каждого учащегося и класса вцелом  как  школьного учебного коллектива.

4—а класс

По итогам психодиагностики можно сделать вывод:

  1. По ШТУР  - 100% высокий уровень развития.
  2. Школьная мотивация- 82% сформирована.
  3. Осмысленное чтение сформировано у 86%.
  4. Самооценка адекватная - 43%, заниженная -1%, завышенная- 56%.
  5. Уровень произвольности сфорсирован у 100%.

Рекомендации : класс сформирован как малая учебная группа, имеет хороший потенциал к дальнейшей учебной деятельности в среднм звене, требуется контроль за выработкой адекватной самооценки и дальнейшее повышение школьной мотивации.

4—б класс

По итогам психодиагностики можно сделать вывод:

  1. По ШТУР  - 92%  высокий уровень развития
  2. Школьная мотивация-92% сформирована.
  3. Осмысленное чтение сформировано у  69%.
  4. Самооценка адекватная - 62%, завышеная -38%.
  5. Уровень произвольности сфорсирован у 77%.

Коррекционно-развивающий модуль.

Цель: обеспечить своевременную специализированную помощь и  коррекция недостатков познавательной и эмоционально-личностной сфере учащихся младших классов.

В основе коррекционно-развивающей работы лежит единство 4 функций:

  1. диагностика проблем,
  2. информация о путях её решения,
  3. консультация и помощь на этапе принятия решения,
  4. разработка плана решения проблемы.  

Работа ведётся  систематично, регулярно, индивидуально и в группах, соблюдая интересы и способности каждого учащегося, ослеживая динамику развития. Помощь носит рекомендательный характер как для педагогов так и для родителей.

КРМ строится на основе зоны ближайшего развития школьников, занятия проходят в игровой форме , вызывая у детей живой интерес. Во время занятий формируется новый подход к обучению, всегда дорожелательный, дружелюбный, всегда с позитивным настроем, что избавляет детей от отметочной психологии.

Используя позитивные утверждения и работу с зеркалом, создаётся особый эмоциональный фон, поднимающий самооцеку учащихся, он закрепляется и переносится на другие школьные занятия. Широко используется метод сказка-тератия, позволяющий смягчить поведенческий негативизм ребёнка, снизить агрессивность, эмоциональный дискомфорт, тревожность и страхи, закладываются нравственные ориентиры и сплачивает коллектив класса, работает на перспективу. Это доступная форма подачи информации, позволяет работать с большим колличеством учащихся с разной возрастной категории, совершенствуют взаимоотношения ребёнка с окружающим миром.

Индивидуальные занятия с учащимися 4-б класса (компенсирующего обучения) 1 раз в неделю. Групповые развивающие занятия в 1 классе — 1 раз в неделю.

Оказывалась систематическая помощь педагогам по их запросам.

Регулярно (2 раза в неделю) ндивидуальные заняти с учащимися, имеющими трудности в обучении и адаптации в социуме, выявленные по результатам диагностики, также по запросам учителей и их родителей.

Консультационный модуль.

Цель: оказание консультативной и методической  помощи родителям (законным представителям ) учащимся, учителям, учащимся.

Во время индивидуальных консультаций проверяются познавательные процессы у ребёнка ( по таблицам диагностики 1-4 класс), обучаемость ребёнка, анализируются особенности учебной мотивации, уровень притязаний, интересы ребёнка. Обязательно проверяются учебные навыки ребёнка (по рабочим тетрадям, пробам на чтение, письмо, решение задач). Выявляют эмоциональный компонент неуспеваемости: его отношение к плохом оценкам, какую он получает   обратную связь от  взрослых — родителей, учителей, есть ли сфера деятелдьности, позволяющая компенсировать неуспех в обучении.по возможности восстанавливается вся система межличностных отношений ребенка . Выясняются типичные виды помощи родителей и ребёнку в учедной деятельности: кто занимается, как много , каковы приёмы помощи, каков в целом стиль семейного воспитания. Изучается предистория консультируемого случая, даётся подробный анализ истории поведения, анализ самими родителями консультируемой ситуации. Консультативная работа обеспечивает непрерывность сопровождения младших классов, их семей и педагогов по вопросам развития, коррекционного обучения  и социолизации учащихся. Этот вид работы проводится как индивидуально так и в группах ( на школьных соброниях и ГПД).

Индивидуальные консультации являются наиболее востребованными родителями и педагогов  при работе психологов в школе.

За 2011-2012 учебный год выступления на родительских собраниях по темам:

  1. Адаптация детей в первом классе,
  2. Повышение самооценки и школьной мотивации (3 класс),
  3. Какие трудности нас ожидают в 5 классе (4-а и 4-б  классы),
  4. Готовность детей к школе ( дошкольники),
  5. Анализ результов лиагностики по итогам учебного года (2 класс),
  6.  «Мой выбор» (профориентация учащихся 9-х и 11 классов).

Наиболее часто педагоги школы обращались за помощью к психолдогу при социальных проблемах учащихся ( гиперактивности, расторможенности, агрессивности учащихся и неумении адаптироваться в социуме) . Трое учащихся были направлены на МПК, где получили рекомендации специалистов. В дальнейшим, используя рекомендации, с учащимися и их родителями психологом и социальным педагогом вылась коррекционная работа.

Проведено индивидуальных консультаций с родителями:

  1. 1 класс- 10,
  2. 2 класс- 10,
  3. 3 класс- 18,
  4. 4-а класс- 2,
  5. 4-б класс- 25.

Наиболее часто родители обращались к психологу с  вопросами:

  1. итоги диагностической работы с их детьми
  2. коррекционная помощь в ликвидации трудностей в обучении
  3. помощь в семейном воспитании
  4. устранение эмоционального дискомфорта у учащихся и восстановление системы межличностных отношений ребёнка в школе и  дома.

Информационно-просветительский модуль.

Цель:  пропоганда психологических знаний в различных общедоступных формах (организация и проведение семинаров, родительских собраний, информационных стендов, групповых  и индивидуальных бесед с детьми, родителями и педагогами.

 Подготовлены и проведены:

  1. выступления на родительских собраниях- 7 выступлений,
  2. индивидуальных консультаций с родителями- 65,
  3. индивидуальных консультаций с педагогами- 50,
  4. индивидуальные консультации с детьми — 70.

Подготовлено и проведено районное методическое объединение психологов школ и детских садов района на базе МОУ ССОШ, где заслушили выступление на тему: «Адаптация учащихся в первом классе» и проведено занятие  с демонстрацией форм диагностической и коррекционной работы с учащимися первого класса.

Выступление на педагогическом марафоне «Современное образование : традиции, инновации, качество» на тему «Психодиагностическое определение трудностей в учебной и психоэмоциональной сфере учащихся младших классов как средство решения практических проблем при обучении в школе».

 

 



Предварительный просмотр:

Отчёт

работы психолога МОУ ССОШ

Драгиной С.Е.

за 2010-2011 учебный год

(начальное звено)

Анализ работы в 1-ом классе

 педагог Жучкова Л.М.

В начале учебного года велась работа по оказанию помощи первоклассникам в адаптационный период.

 По запросу учителя велась в течении учебного года со следующими учащимися первого класса:

 Лалаевой- трудности в усвоении русского языка;

 Ефимкин- отставание по учебной программе (много и долго болел); Ковалёв- трудности в усвоении школьной программы;

 Мартынюк Миша- трудности в усвоении чтения;

 Филиппов Илья- трудности в усвоении школьной программы; Филиппова Света- трудности в эмоциональной сфере;

Шведов Егор- трудности в усвоении школьной программы из-за частой болезни.

Проводились индивидуальная диагностика , беседы с родителями.

Изучались психофизиологические особенности с целью обеспечения индивидуального позитивного развития каждого ученика. Проводимая в течении года совместная работа психолога и педагога класса Жучковой Л.М. : занятия 1 раз в неделю на ГПД , индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с психологом, индивидуальный подход педагога (по рекомендации психолога) к каждому ученику на уроках привели к тому, что уровень произвольности сформировался на 90 %.

 Исследуя табличные данные по первому классу мы можем сделать следующие выводы:

  1. по сравнительной характеристике трудностей в учебной сфере: выделение и обобщение, анализ- синтез, план внутренних действий, все показатели находятся на среднем уровне (выше 50%), т.о. первый этап – начальный- сформировался;
  2. трудности в психоэмоциональной сфере: все показатели выше 50%- что позволяет говорить о хорошем психологическом настрое на обучение;

  1. Сравнительная характеристика осмысленного чтения позволяет сделать выводы о сформированности у учащихся навыка чтения, именно фактор осмысленности- понимания прочитанного, т.к. с первого по четвёртый класс у нас обычно большое внимание уделяется беглости, скорости чтения и мало внимания данному фактору.  

Сделаем общий вывод:

В данном классе совместными усилиями педагога и психолога положено начало формирования класса как целого коллектива, что привело к позитивам в учебной работе школьников.

Рекомендации на 2011-2012 учебный год:

 Постоянный контроль психологом тестовых показателей каждого школьника позволяет  определять темп развития каждого из школьников и обеспечить функцию обратной связи. Следует работать над  повышением учебной мотивации, в развитии мышления (выделение обобщение) и формировать у учащихся культуру и навык внеклассного чтения. Продолжать индивидуальную работу с учащимися с проблемами в обучении и развитии.

Анализ работы во 2-ом  «А» классе

 педагог Рыбкина О.В.

В данном классе о непредвиденным причинам произошла неоднократная замена  классного учителя, что неизбежно привело к снижению уровня школьной мотивации. Это привело и к снижению старательности выполнения учебных заданий. Но в целом по итогам диагностирования можно сделать вывод, что класс сформирован как учебный коллектив, произвольность и уровень осмысленного чтения сформированы.

Рекомендации на 2011-2012  учебный год:

Повышать уровень школьной мотивации, также только начало формироваться логическое мышление, надо больше внимания уделять упражнениям и задачам на развитие логических связей на уроках. Обязателен психодиагностический  контроль за индивидуальным развитием каждого учащегося и класса в целом, выявление «слабых» мест в усвоении учебного материала. Кроме этого работу с родителями и учащимися, взятыми на контроль психологом по запросу учителя( Карамарин, Табаков, Хамдаева, Чернобаевская, Осинин и других учеников , которым нужна психолго-коррекционная помощь).

Анализ работы во 2-ом  «Б» классе

 педагог Ребенко Н.В.

Анализ результатов диагностирования во 2 «б»-  классе компенсированного обучения позволяет сделать выводы, что данный класс в целом  компенсировался. Здесь и хорошо сформированное осмысленное чтение, нет особых трудностей в учебной сфере, нет трудностей и в психо- эмоциональной сфере.

Рекомендации на 2011-2012 учебный год:

Класс расформируется и объединяется и со 2»а» классом. Возможно резкое снижение школьной мотивации, т.к. во 2 «а» она много ниже нормы. Высокая , а иной раз и завышенная самооценка у ребят в этих (компенсированных )классах может привести к падению авторитета учителя, непонимание барьера учитель- ученик. Учащиеся класса будут испытывать трудности работы в большом классе, т.к. большинство из них плохо адаптируются в социуме, из-за различных нарушений в нервно- психологическом  развитии (четверо из них наблюдаются у невролога), поэтому нужен постоянный  поэтапный контроль и индивидуальные занятия с психологом по индивидуальным программам.

Анализ работы в 3-ом  «а» классе

 педагог Семёнова Л.А.

(замена Герасимовой Т.В.)

Данный класс по показателям в диагностике трудностей в учебной сфере показал хорошие результаты. На диаграмме виден высокий уровень развития мышления, но в психо-эмоциональной сфере наблюдается заниженный уровень школьной мотивации, а мы знаем, что высокий уровень значений этого фактора позволяет учащемуся адекватно воспринимать и старательно выполнять учебные задания и при низких значениях при выполнении заданий наблюдается слабое развитие произвольности.

Рекомендации на 2011-2012  учебный год:

Постоянно и целенаправленно развивать в учащихся данного класса работу на уроках и при выполнении домашних заданий не ради процесса , а ради результата в виде конкретных заданий, умений и навыков. На это надо ориентировать школьников и этого надо добиваться на каждом  этапе обучения рекомендована диагностическая и групповая работа психолога в этом классе. Обучение навыкам получения знаний, умения делать выводы, работать по плану и т.д.

Анализ работы в 3-ом  «б» классе

педагог  Мирзеханова Е.И.

В данном классе (компенсированного обучения) в ГП  проводится как диагностическая групповая, индивидуальная работа с учащимися класса, так и развивающая групповая и индивидуальная. Класс работоспособный, но анализируя диаграммы процесса мышления, можно сделать выводы, что существенного отставания одной из мыслительных операций (выделение- обобщения)над другими приводит к существенному неравномерному развитию. Третьеклассники должны уметь устанавливать иерархию понятий, вычислять более широкие и более узкие понятия, находить связи между разовыми понятиями , анализировать связи между предметами и явлениями.

Педагогом и психологам в течение года были выработаны совместные  действия по коррекции данных нарушений, но работа должна быть продолжена в 4-ом классе, т.к. он является переходным в среднее звено.

Рекомендации на 2011-2012  учебный год:

Диагностика, постоянный контроль и обратная связь с каждым учащимся. Ранее данные рекомендации по методики преподавания и более «индивидуализированное»  обучение ребят данного класса в изучении английского языка, т.к. ребята качественно ещё плохо  перестроили восприятие и память и у них наблюдаются в превращение их в регуляторные произвольные процессы.

Общие рекомендации для будущих 4-х (выпускных) классов:

В течении учебного года психологу совместно с педагогами и родителями выяснять научились ли школьники самостоятельно рассуждать, анализировать, выявлять проблемные зоны развития и ликвидировать эти проблемные зоны.

Анализ работы в 4-ом   классе

педагог  Горячева Е.А.

Анализируя работу в этом классе (отражённую в таблице) мы видим, что педагог вместе с психологом  проделали большую работу, чтобы школьник к моменту перехода в среднее звено  (5 класс) научился самостоятельно рассуждать, делать выводы, сопоставлять, сравнивать, анализировать, находить частное и общее, устанавливать простые закономерности. Мы видим, что на предоставленных ниже диаграммах всё это отражено.

В 4-ом классе при переходе учащихся в среднее звено психологом используется школьный тест умственного развития (ШТУР). Этот способ групповой диагностики позволяет выявить проблемы в развитии младших школьников. Из диаграммы видим, что более половины школьников (79%) имеют высокий- 3 уровень и очень высокий (4 уровень) развития школьников.

Рекомендации на 2011-2012  учебный год:

Новому классному руководителю рекомендуется познакомиться с данными психодиагностических таблиц  класса с 1-го по 4-ый класс, чтобы знать трудности в развитии каждого учащегося.

Была психологом и педагогом совместно проведена работа как индивидуальная, так и групповая по поднятию заниженной самооценки, которая в середине года понизилась. Работа была успешной. Классному руководителю нужно помнить, что дети с низкой самооценкой остро нуждаются в эмоциональном тепле и поддержке, в создании ситуации  искусственного успеха.

 Используя диагностический комплекс методик, мы можем «прозванивать» у каждого учащегося основные звенья построения учеником своей учебной деятельности, осуществлять обратную связь и выработать правильные навыки учебной работы и учась развиваться.

После диагностического исследования коррекционная работа психолога строится по следующим 4-ём параметрам:

  1. подтягивание психических процессов до нормального уровня.
  2. Повышение учебной мотивации и самооценки,
  3. Организация работы учителей и родителей по ликвидации «педагогической запущенности»,
  4. Формирование осознанного навыка регуляции (организации) различных звеньев учебной деятельности.



Предварительный просмотр:

     

Тема:  Диагностика , коррекция и развитие эмоциональной и познавательной сферы детей посредством  психопрофилактичесой и познавательной технологий.

Цель : обучение детей эмоционального состояния своего и других людей, развитие познавательных процессов.

Задачи : создать положительно-эмоциональный фон, продомжить развивать эмпатию, тактильные восприятия. Развивать познавательный процессы и творческие способности учащихся.

Предмет коррекции: эмоциональная и познавательная сфера школьников.

Форма проведения : индивидуальная работа и  работа в группах.

Занятия 30-40 минут.

Диагностика детей проводится на уроке.

Диагностируется самооценка и уровень мотивации.

Применяемые методики и технологии: игровая, элементы психогимнастики, беседа, изотерапия (арттерапия), « пальчиковая гимнастика», элементы аутотренинга (работа с зеркалом), сказкотерепия.

      Ход занятия.

  1.  1.  Приветствия детей.

  1. Каждый ребёнок называет своё полное имя и берёт цветной кружок (либо красный, либо зелёный, либо тёмно-синий) отражающий его эмоциональное настроение.

  1. Работа с зеркалом . Дети смотрят в личное зеркало и произносят позитивные утверждения:

- я люблю и одобряю тебя,

 - я в безопасности,

- я правильно оцениваю себя,

 - мне нравиться учиться и узнавать новое.

- я умею хорошо читать,

- я грамотно и красиво пишу,

 - я быстро и правильно решаю примеры.

  1. Тест школьной мотивации. «Узнавание эмоций».

 Смотрим на глаза и рот человека- индикаторы эмоций.

 Займёмся психогимнастикой: Уголки рта вверх- радость, уголки рта вниз- печаль . Показать всем вместе эти эмоции.

У вас картинки на столе.

 Смотроим 1 рисунок. Дети идут в школу. А один ребёнок смотрит на них из окна . Задание : нарисовать в трафарете какое у него выражение лица.

Смотрим 2 рисунок. Ученик  у доски отвечает урок , а рядом сидит учительница. Задание:нарисовать в трафарете какое у ученика выражение лица.

Смотрим 3 картинку. Дети в классе во время урока. Задание: нарисовать на картинка выражение их лиц.

Смотрим 4 рисунок. Ученик разговаривает с учителем в коридоре. Задание : нарисовать выражение лица ученика.

Смотрим 5 рисунок. Ученик дома готовит уроки. Задание: нарисовать выражение лица ученика.

Смотрим 6 рисунок. Ученик в школьной раздевалке. Задание: нарисовать выражение лица ученика.

  1. Проделываем  «пальчиковую гимнастику». Соединяем по очереди большой палец с маленьким, безымянным,средним, указательным. Сделаем тоже , убрав руки под стол. Выполняем по заданию (большой-средний,-маленький, -безымянный, -маленький, -указательный). При правильном вполнении: плюс в тетради.

  1. Слушаем сказку  «Дружба».

При слушании сказки рисуем цветными карандашами по содержанию сказки.

  1. «Тяв-тяв! Поиграй со мной»- просит ценок Диму, прыгая вокруг хозяина.
  1. - Уходи, видишь-я играюс песком, дую на него, строю их него башню.- закричал Дима на щенка. Щенок повесил голову и отошёл.   Возьмите трафарет и нарисуй выражение мордочки  щенка.
  1. Башню Дима выстроил отличную. Давай и мы  построим башню . Графический диктант. Четыре клеточки вверх- две вправо- одна вверх- две вправо- одна вниз- три вправо, четыре вниз и семь налево.
  2. Дима решил идти домой, сунул руку в кормн, а ключа-то там нет. Дима долго искал ключ в песке.
  3. А Дима  сидел и плакал не найдя ключ: «Мама придёт, меня нет. Не обедал. Уроки не сделал, будет сердиться».  Возьмите трафарет и нарисуй выражение лица Димы.
  4. Щенок ткнулся в колени Димы носом. «Не лезь, видишь у меня беда»- сказал Дима. И вдруг увидел в зубах у щенка знакомый ключ. Показать детям ключ.
  5. Щенок махал хвостом, как бы говоря: «Видишь, я нашёл его для тебя». Диме стало стыдно . Он улыбнулся . Обнял щенка и сказал ему на ушко: «Ты настоящий друг!» «Тяв-тяв!»-ответил щенок, лизнув Диму в щёку. А вы обижаетесь на друзей , если они не хотят с вами играть?

            Ребята, а вы умеете дружить ? Давайте проверим.

  1. Повернитесь к эксикаторам, ёмкостям , в которых спрятаны горошины. Каждый из вас должен найти одну свою горошину.

                Методика «Самооценка»

   У всех  есть родители (мамы и папы) , есть друзья. Посмотри на картинку, где много -много смешных человечков.

  1. На патрте в стакончике 4 карандаша — жёлтый, красный, зелёный и синий.
  1. Жёлтым раскрасим человечка , похожего на тебя. Найди его и раскрась жёлтым карандашом.
  2. Красным раскрасим человечка , похожего на папу. Найди его и раскрась красным карандашом.
  3. Зелёным раскрасим человечка , похожего на маму. Найди его и раскрась зелёным карандашом.
  4. Синим раскрасим человечка , похожего на лучшего друга. Найди его и раскрась синим  карандашом.

                 Итоги урока.

    Задание на рефлексию : по лекалу обведи кружок и расскрась его цветом     соответствующим  твоему настроению.

       

МОУ Северная средняя

 общеобразовательная школа

Занятие   по психологии

 в первом классе

Тема:  Диагностика , коррекция и развитие эмоциональной и познавательной сферы детей посредством  психопрофилактичесой и познавательной технологий.

                                           Психолог школы:

                                Драгина

                                                   Светлана Евгеньевна

МОУ ССОШ-2011г.



Предварительный просмотр:

Анализ работы психолога

с первоклассниками,

обучающимися по новым ФГОС

Драгиной С.Е. за 2011-2012 учебный год

В течении этого работа  с первоклассниками велась по новым федеральныи государственным образовательным стандартам (ФГОС).

Психологическое сопровождение первоклассников (коррекционно-развивающая программа)  по новым ФГОС  основана на 4 функциях:

  1. диагностика каждого учащегося для раннего выявления возможных проблем;
  2. информация о проблеме и путях её решения учителю, родителю, учащимся;
  3. консультирование перед разработкой плана решения проблемы;
  4. всесторонняя помощь на этапе решения проблемы.

С начала учебного года воказывалась помощь первоклассникам в адаптационный период. Изучались психофизиологические особенности каждого учащегося для обеспечения индивидуально- позитивного развития каждого ученика (блок диагностических методик на вербальный и невербальный интеллект, память, внимание, уровень развития речи; обучаемость ребёнка (задача с дозированной помощью, сформированность элементов учебной деятельности, внутреннего плана действий, произвольной регуляции поведения, анализировались особенности учебной мотивации ребёнка, самооценка и интересы). Проверялись учебные навыки ребёнка по тетрадям, давались пробы на беглость и осмысленность чтения, письмо, решение задач. Выявлялся эмоциональный компонент учащегося, страхи, отношение к оценкам, есть ли обратная связь со взрослыми- родителями и учителями. Исследовалось наличие сферы деятельности позволяющей компенсировать неуспехи. Велась работа создания и восстановления адекватной системы межличностных отношений ребёнка в классе.

            Проводились один раз в неделя коррекционно-развивающие занятия в послеуроучное время со всем классом, что способствовало сформированности класса как малой группы, это позволяет работать в классе любому учителю с большей эффективностью. По запросам родителей и учителя и данным диагностики в течении года проводились индивидуальные коррекционные занятия.

Использование метода сказкотерапии с элементами арт-психологии позволило  смягчить поведенческий негативизм у ребёнка, снизить агрессивность и уровень тревожности и страхи у детей, развить творческие и эмоциональные способности учащихся, совершенствовать взаимоотношения с окружающим миром.

По итогам диагностики:

  1. 60% учащихся проявляют творческие способности, что позволяет работать на перспективу развивать ребёнка относительно самого себя.
  2. Произвольность полностью сформирована у 72% учащихся, частично сформирована у 28%.
  3. Школьная мотивация- это побудительная сила активизации внутренних стимулов учения, она играет огромную роль в интереса учащихся к обучению и как следствие  успешности  в  учёбе. У учащихся 1 класса уровень школьной мотивации хороший, каждый осознаёт себя учащимся ( 50%- полностью сформирован, 50% - испытывают социальный интерес к школе).
  4.  Самооценка  у учащихся завышена  у 62% учащихся.
  5. По сравнительной характеристике трудностей в учебной сфере все показатели находятся на среднем уровне (выше 50%), т.е. начальный этап у учащихся сформирован.
  6. По сравнительной характеристике трудностей в психоэмоциональной сфере можно сделать вывод: у учащихся хороший настрой на обучение.
  7. Сравнительная характеристика — 61%- сформирован навык осмысленного чтения на разных уровнях, а у 39% - не сформирован.

Результаты проведённых диагностических исследований сведены в приложенных таблицах и доведены до сведения учителя и родителей учащихся.

В течении всего года проводилась  работа психолога   по запросам учителя и  родителей. Психологом проводились консультации родителей и педагогов, выступления на родительских собраниях.

Как итог проведённой работы программа позволила своевременно диагностировать и выявлять нарушения в учебной, психофизиологической и социальной сфере деятельности учащихся. Вовремя понять и корректировать деятельность каждого учащегося. Обеспечить функцию обратной связи, выявить темп работы учащегося, сделать упор на позитивных сторонах развития.

Рекомендации: уделять больше внимания фактору осмысленного чтения и формировать у учащихся культуру и навык внеклассного чтения, работать над формированием адекватной самооценки у ребят.