работа педагога-психолога

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Новохоперский детский сад общеразвивающего вида № 3 «Солнышко»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПСИХОЛОГИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

«НАШИ ЭМОЦИИ»

Педагог-психолог:

Карташова Лариса Васильевна

Новохоперск 2013г.

Занятия с подготовительной группой

«Наши эмоции»

Развитие речи детей на занятиях педагога – психолога.

Цели: 

- закреплять полученные знания об основных эмоциях;

- развивать умение понимать свои чувства и чувства других;

- продолжать развивать эмпатию, воображение, развивать выразительность речи, развитие мимики и движений.

Ход занятия:

Психолог: Здравствуйте, дети! Сегодня у нас необычное занятие. Нам предстоит совершить путешествие по Стране Настроений.

Игра «Угадай эмоцию». 

Психолог: Глядя на человека - как мы можем определить его настроение?

Дети: По выражению его лица.

Психолог: Я сейчас покажу вам карточки с изображениями различных настроений, а вы попробуйте угадать их и назвать. (Дети выполняют задание.)

Каждое настроение имеет свой вкус и запах. Угадайте, о каком настроении напоминают вам эти продукты? Например, горький лук.

Дети: Злость.

Психолог: Кислый лимон

Дети: Печаль

Психолог: Сладкий виноград.

Дети: Радость.

Психолог: Молодцы, ребята!

Игра «Азбука настроения».

Бывают чувства у зверей,

У рыбок, птичек и людей.

Влияет, без сомнения,

На всех нас настроение.

Кто веселится?

Кто грустит?

Кто испугался?

Кто сердит?

Рассеет все сомнения Азбука настроения. (И. Белопольская)

(Детям, сидящим за столом, раздается по конверту с набором из шести карточек, на каждой из которых изображен персонаж с разным эмоциональным состоянием

Психолог: Внимательно рассмотрите свои карточки... А теперь по моему сигналу поднимите карточку, на которой ваш персонаж удивлен, радуется... и т. д.

(В игре можно использовать пиктограммы — подсказки с изображениями основных эмоций. Задача детей: в своем наборе отыскать персонаж с такой же эмоцией.)

Игра «Фантазии».

Психолог: Теперь мы с вами немного пофантазируем. Я предлагаю вам придумать продолжение для удивительных историй, которые я начну:

К нам пришел слон...

Мы оказались на другой планете…

Внезапно исчезли все взрослые...

Волшебник ночью поменял все вывески на магазинах...

(Дети придумывают и рассказывают продолжение историй.)

Игра «Море волнуется». Встаньте свободно.

Теперь наш ведущий загадывает первую фигуру, например: Море волнуется раз, ...два, ...три — фигура удивления, фигура печали, и др. на месте замри!

Игра « Что может поднять тебе настроение».

Психолог: Скажите, что может поднять ваше настроение? Может быть, веселая шутка, хорошая передача по телевизору, цветы, цирк, книга, рисование, воздушный шарик или …, быть может, таблетки, уколы?

Игра «Ухо—нос»

Психолог: По команде «Ухо!» дети должны схватиться за ухо, по команде «Нос!» — за нос. Ведущий выполняет вместе с детьми действия по команде, но через некоторое время «ошибается». Дети, не обращая внимания на «ошибки» ведущего, должны показывать только ту часть лица, которая называется ведущим.

Игра «Закончи предложение». 

Психолог: Начало этих предложений будет такое:

Радость — это...

Удивление — это…

Страх — это...

Злость — это...

Грусть — это...

Упражнение «Дружба начинается с улыбки». 

Психолог: Вставайте в кружок. Возьмитесь за руки, давайте прогоним грустное настроение и подарим друг другу самую добрую улыбку. (Дети выполняют задание.)

Выбрать одно настроение и составить о нем рассказ по следующему плану:

 - Назвать настроение.

- Рассказать, как оно изображается на лице человека (положение бровей, губ, глаз).

- Привести пример из своей жизни, когда он(а) испытывали это настроение.

 - Найти ассоциацию этому настроению в растительном и животном мире (на какое растение, животное похоже это настроение).

Психолог: Наше занятие заканчивается. В заключение представьте, что вы стали волшебниками и можете пожелать всем людям что-то такое, отчего они смогут стать радостными. Давайте подумаем, что можно пожелать всем людям, которые живут на Земле...

Например:

пусть избавятся от болезней;

пусть долго живут;

пусть у всех будет дом;

пусть все дружно живут;

пусть все будут счастливы...

И тогда все люди станут радостными!!!

Всем спасибо!


Используемая литература:

1. В мире детских эмоций: пособие для практических работников ДОУ [Текст]/ Т.А. Данилина, В.Я. Зедгенидзе, Н.М. Степина. – М.:Айрис-пресс.

2.Бикташева, Н.П.Страна разноцветных эмоций [Текст]/ Н.П. Бикташева. // Воспитатель ДОУ. – 2011.– № 1.



Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Новохоперский детский сад общеразвивающего вида №3 «Солнышко»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПСИХОЛОГИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

«Развитие внутренних отношений детей подготовительной группы»

Педагог-психолог:

Карташова Лариса Васильевна

Новохоперск 2012г.


«Развитие внутренних отношений детей подготовительной группы»

Цель: способствовать формированию дружеских взаимоотношений детей в группе, сплочению детского коллектива.

Задачи:

- позитивно настроить детей на совместную работу в группе;

- способствовать развитию у детей умения понимать свое и чужое эмоциональное состояние, выражать при этом сочувствие, сопереживание;

- способствовать формированию у детей уверенности в себе, повысить социальный статус каждого ребенка в группе;

- учить детей находить в своем товарище положительные черты характера, подбирать слова для передачи этих качеств;

- развивать у детей умение понимать друг друга без слов, работать в паре, договариваться между собой;

- способствовать снятию мышечного напряжения у детей.

Оборудование: «волшебная коробочка» разрезными картинками на 2 части по количеству детей (машина, коляска, цветок, мяч, самолет, ведерко); картонный дом с окошками, в которых помещены фотографии детей, корзинка с яйцами от «Киндер-сюрприза», внутри которых листочек с номером или картинкой; парные карточки по количеству детей из серии «Кто, где живет?» (мышь – норка, лиса – нора, собака – будка, медведь – берлога, птица – гнездо, лошадь – конюшня), аудиозапись спокойной музыки для релаксации и веселой музыки.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1. Приветствие: «Здравствуйте, дети!»

Дети стоят в кругу, педагог-психолог достает «волшебную коробочку» и просит детей достать по одной карточке. У каждого ребенка в руках оказывается карточка с изображением половины предметной картинки. Задача детей найти вторую половинку и с тем, у кого она находится образовать пару. Когда пары сформированы, дети приступают к приветствию:

Здравствуй, друг! (здороваются за руку)

Как ты тут? (похлопывают друг друга по плечу)

Где ты был? (теребят друг друга за ушко)

Я скучал! (складывают руки на груди в области сердца)

Ты пришел! (разводят руки в сторону)

Хорошо! (обнимаются)

2. Упражнение «Настроение в кармашке»

Дети сидят полукругом. Один ребенок выходи и произносит слова:

Утром рано поутру

В детский садик я иду.

И в кармашке я с собой

Настроение несу.

Далее ребенок изображает мимикой и позой свое настроение. Дети отгадывают настроение ребенка, а затем хором произносят:

Из кармашка ты достал

Настроение свое.

Только где его ты взял,

Нам теперь не все равно!

Ребенок после этих слов говорит о том, почему у него сегодня такое настроение, например, «Я сегодня радостный, потому что…» или «Я сегодня злой, потому что…».

3. Игра «Менялки»

Игра проводится в кругу. Дети считалкой выбирают водящего – тот выносит свой стул за круг. Получается, что стульев на один меньше, чем играющих. Далее водящий говорит: «Меняются местами те, у кого… (светлые волосы, кто любит мороженое, пришел с мамой и т.п.)». После этого дети, имеющие названный признак, быстро встают и меняются местами, а водящий старается занять свободное место. Ребенок, оставшийся без стула, становится водящим.

4. Игра «Кто, кто в теремочке живет?»

Педагог-психолог показывает детям сделанный из картона дом с окошками, каждое окошко открывается и можно увидеть фотографию ребенка. Каждое окошко пронумеровано или на нем нарисована картинка. Дети по одному подходят к педагогу-психологу, достают из корзины яйцо от «Киндер-сюрприза», открывают его и смотрят номер или картинку, а затем открывают окно с соответствующей картинкой или номером, причем никто из остальных детей не должен этого видеть. Дети хором спрашивают ребенка: «Кто, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет?» Ребенок должен далее описать того, кто прячется в окошке, например, «В теремочке живет девочка, она очень красивая, эта девочка добрая, всегда делится игрушками, она любит помогать тому, кто не успевает одеться на прогулку, эта девочка веселая и любит смеяться…» Далее выходит тот ребенок, кого загадывали, и игра продолжается до тех пор, пока все дети не посмотрят в окошки.

5. Игра «Сороконожка»

Дети встают друг за другом, держась за талию впереди стоящего. По команде педагога-психолога «сороконожка» начинает двигаться вперед, затем приседает, прыгает на одной ножке, проползает между препятствиями и т.д. Главная задача детей – не разорвать цепочку и сохранить «сороконожку».

6. Игра «Подбери пару»

Педагог-психолог делит детей на 2 подгруппы. Первой подгруппе раздает карточки с изображением животных, а второй – с изображением места, где эти животные живут. По сигналу педагога-психолога дети должны найти друг друга, при этом им нельзя разговаривать друг с другом. Тот, кто получил карточку с изображением животных, может только изобразить голос или походку животного.

7. Упражнение «Зеркало»

Дети по результатам предыдущей игры стоят в парах. Педагог-психолог просит детей договориться между собой о том, кто будет «зеркалом», а кто будет водящим. Задача водящего показывать разные движения, задача «зеркала» - стараться в точности повторить за водящим. Педагог-психолог включает веселую музыку, и дети начинают упражнение. Затем дети меняются ролями.

8. Релаксация «Тихое озеро»

Педагог-психолог включает спокойную расслабляющую музыку и говорит:

“Лягте на ковер, закройте глаза и слушайте меня. Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле тихого, прекрасного озера. Слышно лишь ваше дыхание и плеск воды. Солнце ярко светит, и это заставляет вас чувствовать себя все лучше и лучше. Вы чувствуете, как солнечные лучи согревают вас. Вы слышите щебет птиц и стрекотание кузнечика. Вы абсолютно спокойны. солнце светит, воздух чист и прозрачен. Вы ощущаете всем телом тепло солнца. Вы спокойны и неподвижны, как это тихое утро. Вы чувствуете себя спокойными счастливыми, вам лень шевелиться. Каждая клеточка вашего тела наслаждается покоем и солнечным теплом. Вы отдыхаете…

А теперь открываем глаза. Мы снова в детском саду, мы хорошо отдохнули, у нас бодрое настроение, и приятные ощущения не покинут нас в течение всего дня”.

9. Рефлексия.

Что вам сегодня больше всего понравилось?

Какое у вас сейчас настроение?

Чему вы научились сегодня? Что узнали нового о своих товарищах?

10. Прощание «До свидания, милый друг!»

Дети снова встают в пары с тем, с кем они здоровались в начале занятия и прощаются:

До свидания, милый друг!

Очень рада встрече!

Может, встретимся еще? Давай же как-то вечером!

Используемая литература:

1. Смирнова Е.О. , Холмогорова В.М. «Межличностные отношения детей: диагностика, проблемы и коррекция» М.: ВЛАДОС 2003

2. О.А.Карабанова. Игра в коррекции психического развития ребёнка. Учебное пособие. Российское педагогическое агенство.1997г.

3. Н.В.Клюева., Ю.В. Касаткина. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: «академия развития», 1997г.



Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Новохоперский детский сад общеразвивающего вида №3 «Солнышко»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПСИХОЛОГИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Сюжетно-ролевая игра «Семья»

   Педагог-психолог:

Карташова Лариса Васильевна

Новохоперск 2013г.


Сюжетно – ролевая игра «Семья»

Образовательная область «Социализация»

Проводится занятие в старшей группе.

Цель занятия:

1. Закреплять представления детей о семье, об обязанностях членов семьи.

2. Развивать интерес к игре.

3. Продолжать учить детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли, развивать сюжет.

4. Побуждать детей к творческому воспроизведению в игре быта семьи.

5. Способствовать установлению в игре ролевых взаимодействий и взаимоотношений между играющими.

6. Учить действовать в воображаемых ситуациях, использовать различные предметы – заместители.

7. Воспитывать любовь и уважение к членам семьи и их труду.

Оборудование. Мебель, посуда, атрибуты для оборудования домика, «детского сада», крупный конструктор, игрушечная машина, кукла – младенец, игрушечная коляска, сумки, различные предметы – заместители.

Предварительная работа.

Беседы: «Моя семья», «Как я маме помогаю», «Кто, кем работает?».

Рассматривание сюжетных картинок, фотографий по теме.

Сюжетно – ролевые игры; «Угощение», «Детский сад», «Стройка», «Маленькие помощники, «Дочки – матери».

Игровые роли:

1 семья: мама, папа, бабушка, старшая дочка, младшая дочка.

2 семья: мама, папа, дочка, кукла – младенец.

Примерный ход игры.

Организационный момент. Дети входят в группу, встают перед психологом.

- Ребята, недавно мы с вами беседовали о семье, рассматривали иллюстрации, фотографии. Скажите. А что такое семья? (Ответы детей). Расскажите о своей семье: сколько человек в ней живёт, кто, чем занимается (Дети по желанию высказываются).

- А вы хотите поиграть в игру «Семья» (Да). Чтобы у нас получилась интересная игра – нужно сначала решить: «Сколько семей у нас будет?», «Сколько членов семьи в них будет?», «Что будут делать члены семьи?», «Кто какие роли будет играть».

Распределение ролей, развитие сюжета.

- Ребята, посмотрите (Жест на игровые уголки), здесь два дома, значит у нас будет…. Сколько семей? (Две).

 - В первой семье у нас будут: мама, папа, бабушка, старшая и младшая дочки. Что будет делать мама? (Ответы детей). А давайте мама будет работать в детском саду – воспитателем. Кто будет мамой – воспитателем? Что ты будешь делать на работе? (Ответ ребёнка). Что будет делать папа? (Ответы детей). Папа будет работать на стройке. Кто будет играть роль папы? Кем ты будешь работать? (Ребёнок выбирает роль папы – строителя или водителя). Что делает бабушка? (Ответы детей). Я буду бабушкой, и буду помогать всем вам. А что будут делать дети? (Ответы детей). Кто будет детьми?

- Во второй семье у нас тоже будет: мама, папа, дочка и маленький сынок – кукла Андрюшка. Кто будет мамой? Папой? Дочкой? Что они будут делать? (Ответы детей).

- Где будет жить первая семья? Где вторая? (Дети решают, выбирают себе дом).

- Хорошо. Если здесь будут наши дома, то где у нас будет стройка, на которой работают папы? Где у нас будет «детский сад»? (Дети выбирают места).

- Теперь, когда мы всё решили, можно начинать игру. Мамы и папы, взяли своих детей и разошлись по домам. (Играющие расходятся по своим домам и изображают, как они спят (ночь).  

Педагог в роли бабушки начинает игру.

Разыгрываются сюжеты:

«Утро в семье»

«Детский сад»

«Стройка»

«Маленькая помощница»

«У нас в семье – младенец»

«Вечер в семье»

Окончание игры. Бабушка (воспитатель) объявляет, что наступил поздний вечер и всем пора готовиться ко сну и спать. (Мамы, папы укладывают своих детей, «ложатся» спать сами).

Итог игры.

- Игра закончена. Понравилось вам игра? В какую игру мы играли? Какие роли вы выполняли в игре? Что делали ваши персонажи? Молодцы ребята, у нас получилась интересная игра, спасибо вам!


Используемая литература:

1.Зворыгина Е. Комарова Н. Педагогические условия формирования сюжетно-ролевой игры. // Дошкольное воспитание. 1989.- №5.

3. Короткова Н.А. Сюжетно - ролевая игра старшего дошкольника // Ребёнок в детском саду.2006. - №4.

4.Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978.  



Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Новохоперский детский сад общеразвивающего вида №3 «Солнышко»

Родительское собрание на тему: «Познавательная сфера и готовность детей к школе»

Педагог-психолог:

Карташова Лариса Васильевна

Новохоперск 2013 г.


Повестка дня

  1. Скоро наши дети пойдут в школу. И каждый из Вас хотел бы, чтобы его ребёнок был, как можно лучше подготовлен к школе. А что это значит готовность ребёнка к школе?
  2. Результаты познавательной сферы дошкольника.

Ход собрания

Психолог: предлагаю Вам небольшой тест, где Вы определите основные показатели готовности ребёнка к школе. Это то, что должно быть сформировано, выработано в ребёнке, то, что ему будет помогать хорошо, учиться в школе.

Тест «Пирамида».

Родители разбиваются на несколько рабочих групп по 5-7 человек. Им предлагается следующее задание:

Психолог: Вам предлагаются карточки, где написаны различные показатели. На первую (верхнюю) строчку необходимо выложить тот показатель, который Вы считаете наиболее главным. На вторую выкладываете 2 наиболее главных из оставшихся показателей. На третью – три. На четвёртую – два. На пятую – один показатель.

Должна получиться вот такая пирамида:

                           Ответственность

Умение считать, читать, писать

Умение общаться с взрослыми и сверстниками

                       Самостоятельность

                             Настойчивость

                       Состояние здоровья

                  Умение логически мыслить

             Умение организовать рабочее место

                Развитие речи и памяти

Для родителей предлагаются следующие показатели готовности детей к школе:

  • Ответственность
  • Умение считать, считать, писать
  • Умение общаться с взрослыми и сверстниками
  • Самостоятельность
  • Настойчивость
  • Состояние здоровья
  • Умение логически мыслить
  • Умение организовать рабочее место
  • Развитие речи и памяти.

Подводится итог теста (что родители ставят на первое, второе и т. д. место)

Можно выделит условно несколько показателей готовности ребёнка к школе:

Специальная готовность: умение читать, считать, писать.

Психологическая готовность: умение общаться с взрослыми и сверстниками; способность управлять своим поведением; умение организовать рабочее место и поддерживать порядок; стремление преодолевать трудности; стремление к достижению результата своей деятельности; ориентировка в окружающем мире; запас знаний усвоенных в системе; желание узнавать новое; развитие речи и мышления.

Личностная и социально-психологическая готовность ребенка к школе заключается в формировании у него готовности к принятию новой социальной позиции школьника - положения школьника. Позиция школьника обязывает занять иное, по сравнению с дошкольником, положение в обществе, с новыми для него правилами. Эта личностная готовность выражается в определенном отношении ребенка к школе, к учителю и учебной деятельности, к сверстникам, родным и близким, к самому себе.

Физическая готовность: состояние здоровья; физическое развитие; развитие основных движений.

Психолог: Умение читать, считать и писать, конечно же, недостаточно при подготовке ребёнка к школе. Это мы увидели из ваших и «пирамид». Не менее важно воспитать в ребёнке и волевые качества: самостоятельность, ответственность, настойчивость. Согласитесь, без них невозможно успешное обучение в школе. Эти качества воспитываются не только на занятиях, но и в других видах деятельности.

Сегодня мы немного поподробнее остановимся на развитии волевых качеств: самостоятельности, усидчивости, стремлении доводить начатое до конца.

Эффективным средством воспитания волевых качеств является трудовое воспитание.

Труд, трудно, трудиться – имеют один корень. Ведь любой труд предполагает какую-либо трудность; надо преодолеть что-то, чтобы добиться результата.

Ведь именно в труде у ребёнка можно воспитать умение доводить начатое дело до конца, воспитывать в ребёнке ответственность, самостоятельность, настойчивость.

Но если ребёнок помнит о своих обязанностях, старательно доводит начатое дело до конца. То можно говорить о том, что у него есть чувство ответственности, он может преодолеть трудности, чтобы достичь желаемого результата.

Чтобы воспитать в ребёнке волевые качества необходимо, чтобы труд был не от случая к случаю, а систематический. Необходимо, чтобы у ребёнка были свои обязанности по дому.

Психолог: Давайте разберёмся. Как вы думаете, чем игра отличается от труда?

Труд предполагает всегда результат, который значим для других.

Виды труда:

  • Самообслуживание
  • Художественно-бытовой труд
  • Ручной труд
  • Труд в природе
  • (ПРИМЕР) Ребёнок не хочет выполнять трудовые поручения, задания взрослых (дать понять значимость его труда для других; заочное поощрение: я знаю, что ты сможешь ; будьте рядом с ребёнком, а не над , объяснитесь с ним на равных)
  • Не доводит до конца начатое дело (может быть не посильно для него; можно разделить работу на этапы: это выглядит более конкретно и по силам; словесный стимул)

Психолог предлагает родителям ознакомиться с работами детей по программе «В школу с радостью». Также раздается родителям психолого-педагогическое заключение познавательной сферы, индивидуальные листы готовности к школе (результаты детей).

Психолог: «Прочитайте, посмотрите, это будет Вам интересно»


Используемая литература:

1. Безруких М.М., Ефимова С.П. Как подготовить ребенка к школе и по какой программе лучше учиться? – Научно-методическое объединение «Творческая педагогика» - Москва, 1994г.

2. Е.Д. Шваб «В школу с радостью» - Конспекты комплексно-игровых занятий с дошкольниками для психолога и воспитателя – Волгоград, 2007г.



Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Новохоперский детский сад общеразвивающего вида №3 «Солнышко»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПСИХОЛОГИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Сказкотерапия

«Три денежки»

Педагог-психолог:

Карташова Лариса Васильевна

Новохоперск 2014г.

«Три денежки»

Цели:

- дать возможность детям прочувствовать некоторые эмоционально-значимые ситуации и «сыграть» эмоции путём проигрывания эпизодов сказки;

- вызвать свободные ассоциации, используя рисование по мотивам сказки.

Форма работы: групповая.

Возрастная группа: подготовительная группа (6-7 лет)

Участники группы - дети, специально отобранные психологом по результатам диагностического обследования. Это  дети с нарушениями личностного и социального плана: тревожные, со страхами, конфликтные в отношениях со взрослыми и сверстниками, с завышенной самооценкой, эгоистичные, с претензиями к своим сверстникам.

Исполнитель: психолог.

Ход занятия:

(чтение сказки психологом) Приложение 1

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РОЛЕЙ

ТРИ ДЕНЕЖКИ - трое детей, эгоистичных по направленности своей личности, конфликтных со сверстниками.

МЯЧИК – ребёнок с завышенной самооценкой, часто отверженный.

ПЕТУШОК – ребёнок тревожный, обидчивый, часто отверженный.

СВИСТУЛЬКА – конфликтный по отношению ко взрослым и непослушный; часто или «клоун», потешающий других детей проказами и непослушанием или «кумир» сверстников за свою «смелость» и дерзость по отношению к взрослым.

ДВА БОЛЬШИХ ГВОЗДЯ – дети со страхами, робкие, застенчивые, с заниженной самооценкой.

Все персонажи – неодушевлённые, поэтому их обыгрывание и восприятие на вербальном уровне и уровне самоанализа внешне абсолютно не связаны с личностью ребёнка или рассуждающего о нём.

ПСИХОГИМНАСТИКА

При помощи движений, мимики, иных действий, доступных ребёнку данного возраста, показать чувство печали по несбывшейся мечте: сесть, руки положить на колени, ощутить тяжесть в натруженных руках, плечи опустить, голову слегка наклонить вперёд; на лице изобразить печаль и обиду: кончики губ опустить вниз, брови слегка нахмурить, глаза широко раскрыть, в них должна быть печаль.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПСИХОКОРРЕКЦИИ

ТРИ ДЕНЕЖКИ – трое детей, держащихся за руки и вместе отвечающих на вопросы психолога, не перебивая, а подсказывая друг другу:

-Откуда вы появились, три денежки?

-Вы хотите принести Митькиной семье добро или зло?

-Чем вы огорчили бабушку?

-Чем вы её порадовали в конце сказки?

-А что вы принесли Митьке?

-Что вы можете сделать, чтобы принести бабушке и Митьке радость?

-В том, что у Митьки случилась беда, виноват мячик?

МЯЧИК:

-Расскажи о себе, какой ты?

-Зачем Митька тебя купил?

-Ты обрадовался, когда он тебя купил? А потом?

-Какую радость ты ему принёс?

-Почему коробейник продал вместе с тобой петушка, свистульку, гвозди?

-Что станет с тобой, когда у тебя порвётся одёжка?

ПЕТУШОК:

-Почему Митька от тебя не отказался?

-Почему ты Митьку особенно порадовал, хотя он тебя и съел?

-Что бы было, если бы Митька тебя не съел?

-Что осталось от тебя?

-Ты об этом мечтал, когда тебя делали?

СВИСТУЛЬКА:

-Митька хотел тебя купить у коробейника?

-Какая ты, если коробейник дал тебя Митьке в «нагрузку» к мячику? (пояснить слово «нагрузка»)

-Если бы ты не попала к Митьке, то у кого могла бы оказаться?

-Ты довольна такой судьбой: пролежать в сарае в заветном месте, чтоб тебя никто не увидал?

-Приятно будет Митьке с тобой играть, если он про свой проступок будет вспоминать?

ДВА БОЛЬШИХ ГВОЗДЯ:

- Какие вы?

-Для чего вы нужны людям?

-Что бы вы могли собой скреплять?

-Вы – вещи полезные или вредные?

-Куда бы вы хотели попасть в Митькином дворе?

-Вы можете принести беду или боль?

-За что вы Митьку наказали и как вы это сделали?

-Какая боль сильнее: тела или души?

Домашнее задание. Нарисовать красками любую из двух картинок: бабушкину печаль; Митькину радость (на выбор – радость от покупки игрушек или радость от покупки козы)


Используемая литература:

1. Короткова Л.Д. Сказкотерапия для дошкольников и младшего школьного возраста. Методические рекомендации для педагогической и психокоррекционной работы. – М. 2004г.


Приложение 1

«Три денежки»

Митька, как себя помнил, в деревне жил вдвоем со старой бабушкой. Мать-то его в город за счастьем подалась, там семья у нее образовалась. Митька по мамке не скучал. А чего скучать, ежели он и лица-то ее не помнил? Давненько она в деревне не была.

А жил Митька с бабушкой бедно. Откуда богатства-то взять? Хлеб да картошка – вот и вся еда. Да вот еще по осени грибов натаскают. Правда, была у бабушки надежда: накопить деньжат да купить козу. Однажды летом договорилась бабушка с соседкою, как осенью картошку продаст – купит у нее козу. Только велики ли деньги от картошки-то? Правда, в этом году хороший урожай собрали, продали заезжим купцам…

Как-то раз, под покров, вернулся Митька домой с гулянья, а бабушка на столе денежки столбиком складывает, считает. Митька ей мешать не стал: за печкой остановился и глядит. Сложила бабушка деньги в узелочек и положила в сундук под одежку. Митька про это и забыл. А только недели через две и вспомнил, когда оказия вышла.

Пришел к ним в деревню коробейник – веселый такой дядечка. Говорил слова, как песню пел, все с шутками да прибаутками. Его деревенские девчата сразу окружили: в коробе- то у него - товару всякого! «Ленты, бусы, гребешки, расписные сундучки! Разны глиняны игрушки да веселые зверушки!» - так тот коробейник народ созывал.

Запала Митьке в душу игрушка одна – яркий мячик на резиночке. Как его ни кидай, все в ладошку возвращается. Только резиночку из руки не выпускай! Долго Митька любовался на диковинную игрушку. И тут соседский Васька к Митьке подбежал и говорит:

- Хорош мячик! И стоит недорого! У тебя, что денег нет?

- Нет! – отвечает Митька.

- Что и у бабушки твоей нет?..

Тут и вспомнил Митька про бабушкин узелок и решил немного денег оттуда взять. Ну, самую малость. Да она и не заметит – велика ли потеря?! Влезть в сундук Митька не сразу осмелился. Вокруг ходил, а открыть сундук боялся. Да тут увидел, что коробейник уж мимо их двора идет. Забеспокоился. Сейчас все распродаст и уйдет! Открыл Митька сундук, нащупал бабушкин узелок да три денежки оттуда и вынул. Три денежки ведь немного? Немного, а коробейник дал за них мячик на резиночке, леденцового петушка на палочке, глиняную свистульку и два больших гвоздя. Гвозди Митьке вовсе ни к чему были, но коробейник сказал: «Бери, в хозяйстве сгодится!» Да еще глазом подмигнул.

Вот это покупка! Только как с такой покупкой в избу-то сунешься? Что бабушка скажет? Пришлось Митьке в сарай пойти. Там и в мячик поиграл, там и леденцового петушка ссосал. Только одно огорченье: пока мячик в кармане нес, его яркую одежку гвоздь проклятый проколол. Оказывается, внутри мячика – опилки! Жалко! А что поделаешь?

И тут Митьку словно холодной водой кто облил. Увидел он, что к ним во двор соседка идет и козу с собой ведет. Не иначе как продавать!.. Спрятал Митька свои покупки в заветной место, да в дом! А там бабушка такая веселая, соседку встречает, козу ту ласковыми словами называет: «кормилица», «красавиц», «надежда»…

- Мария! Давай я тебе не все деньги сейчас отдам!.. Я еще картошки продам – расплачусь!..

А соседка ни в какую отдавать козу не хочет, всех денег сразу требует. Так и увела козу со двора к себе обратно. Бабушка на лавке сидит, руки натруженные на колени положила, а глазами прямо Митьке в душу глядит. И из глаз у нее вот такие капли на грудь капают…

Так Митьке от этих слез тошно стало, так тошно, что бросился он вон из дома. Бежал долго. За деревню ноги унесли – и не заметил. Остановился он возле дуба древнего. Деревенские говорили, что ему тыща лет, а может и больше. Сел Митька возле дуба на голую землю. Не чует, что земля холодная, а чует, кА у него слезы из глаз потоком текут. Разревелся в голос.

Только вдруг слышит: вроде зовет его кто! Глаза кулаком протер, а возле него коробейник стоит, тот давешний.

- Что, Митька, натворил дел? Зачем же ты деньги у бабушки без спросу взял?

- Так ведь мячик… - только и сумел ответить Митька.

- Эх, ты!... Разве ты у бабушки деньги украл? Ты ведь у нее надежду отнял. Она ведь как думала? Тебя, дурака, молочком подкормить да свои старые силы подкрепить. Она ведь жить-то хочет, чтобы тебя, непутевый вырастить. Помри она – куда ты, сирота, денешься?

Еще сильнее заплакал Митька, а потом и просит:

- Дяденька, а давай я тебе игрушки обратно принесу, а ты мне денежки верни!..

- Видать, ты и вправду дурачок! Да на что мне твой рваный мячик да щепочка от петушка? Нет, Митька, оплошал ты – за то и расплачиваться будешь..

И протягивает Митьке поясок.

- На, - говорит, - надень на себя! – а сам уж Митьку опоясал.

Пригляделся Митька, а в ладони у коробейника много-много подков, и все они с поясками соединены. А в поясках тех – дети: мальчики, девочки. Оказался и Митька, как собачонка, на привязи. Тут коробейник дернул за поводки, и побежали впереди него все, кто перепоясан был. И Митька побежал. Так они по дорогое и шли: впереди ребятишки с поясками, а сзади коробейник с поводками…

Пришли они в большой дом. Митька раньше таких и не видывал. Вот и определяет коробейник всех мальчишек да девчонок на работу: кому пол мыть, кому печь топить, кому белье стирать, кому пыль вытирать. Всем работы досталось. Так и работали все с утра до ночи, а коробейник строго за труд тот спрашивал. Узнал Митька много. Мальчик Петя, постарше Митьки, за то сюда попал, что у друга своего книжку стащил. Да не для того стащил, чтобы почитать, а чтобы разорвать да выкинуть. Мол, у меня такой нет – и у тебя не будет! Девчонка у мамки своей колечко обручальное стащила да где-то обронила: великовато было. А для матери это – память об умершем муже. Видать, шибко убивалась женщина о пропаже-то.

Да здесь все такие были, хоть кого возьми. В этом доме Митька, считай, целый год проработал. И всякий день о бабушке своей вспоминал: как там она? Не померла ли она с горя да печали? Кто ей, больной, картошки наварит, воды подаст? Беда да и только…

А через год позвал коробейник Митьку к себе да и спрашивает:

- Ну, теперь понял, как другого обездоливать? Надежду отнимать?

- Понял! – говорит Митька, а сам уж глаза себе кулаком трет.

И вдруг протягивает коробейник Митьке те самые три денежки, какие он за игрушки-то заплатил:

- На, - говорит, - бери! Заработал! – а сам улыбается.

Схватил Митька три денежки, даже «спасибо» сказать не успел. Оглянулся – а сидит он на земле возле дуба древнего. «Уж не заснул ли я?» - думает, а у самого и вправду ноги закоченели. «Заснул, наверно!» - решил он. Вскочил на ноги, на ладонь-то глянул, а там три денежки и лежат!

Бросился он домой бегом, а у самого сердце ноет: как там бабушка? Жива ли? В избу-то пробежал, а бабушка и вправду на постели лежит.

- Где это ты запропастился? – спрашивает. И так спрашивает, будто Митька часа два дома не было. «А как же тот год, какой я у коробейника работал?» - думает Митька, а вслух не говорит.

- Бабушка, а тетка Мария никому козу-то не продала, пока меня дома не было?

- Да кому ж она продаст? Уж вечер…

Понял Митька, что и вправду заснул он, что никакого года и не было. Обрадовался.

- Бабушка! Вот те три денежки, какие я у тебя без спроса взял!.. Прости меня! Пойдем козу покупать!

На том дело и кончилось. Уж больно бабушка радовалась, когда козу в дом привели. Имя ей сразу новое дала. Гладит ее по спине да приговаривает: «Надежка, Надежка»…

Митька и сам счастливым себя почувствовал. Одно ему невдомек: ежели он у дуба того древнего спал и сон ему приснился про коробейника, то откуда у него в ладони три денежки оказались?? Чудно все же…