воспитательно-образовательная работа ДОУ


Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_sr.docx35.66 КБ
Microsoft Office document icon podg.gr_ekolog.kruzhok.doc52.5 КБ
Microsoft Office document icon ekol.kruzhok_2ml.grno2_.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

К р у ж о к

«Юный эколог »


Расписание работы

1.Кружок работает в течение учебного года (сентябрь – май включительно),

2. один раз в неделю – вторник.

3. План кружка рассчитан на год.

4. Количество детей посещающих кружок «Юный эколог» - 26 чел.

5. Возраст детей: от 4 лет

Пояснительная записка

«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума»
В.Сухомлинский.

Кружок «Юный эколог» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В ХХIвеке их решение приобретает характер фактора выживания человечества.

Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы. Занимаясь в кружке, дети обогащают свой запас знаний новыми знаниями о природных явлениях. Это воспитывает у них любознательность, бережное отношение к природе, желание знать больше.При изучении тем, предусмотренных кружком, развивается мышление образное и конкретное; зрительная и слуховая память; речь, внимание, восприятие.

В основу содержания кружка легла парциальная программа С.Н. Николаевой «Юный эколог», которая предполагает формирование у детей осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают их, и с которыми они знакомятся в дошкольном детстве.

Основная цель работы кружка -формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу.

Работа кружка «Юный эколог» призвана решать следующие задачи:

1. Развитие у детей субъектного опыта эмоционально-чувственного обобщения с природой и социокультурным окружением, представлений и элементарных понятий об окружающем мире, взаимосвязях и взаимоотношениях в нем, как основы развития экологического сознания и экологической культуры личности.

2. Воспитание эмоционально-ценностного отношения к природному окружению.

3. Развитие опыта практической и творческой деятельности по реализации и закреплению знаний и эмоционально-чувственных впечатлений, полученных при взаимодействии с природным окружением, а также по воспроизводству и сохранению природной среды.

Методы, используемые для реализации работы кружка:

  1. Наглядные методы:

- экскурсии, целевые прогулки;

- наблюдения;

- показа сказок (педагогом, детьми);

- рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;

- проведение дидактических игр;

  1. Словесные методы:

- чтение литературных произведений;

- беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.

  1. Игровые методы:

- проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр - драматизаций и др.);

- загадывание загадок;

- проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.

  1. Практические методы

- организация продуктивной деятельности детей;

- оформлениегербария растений, коллекции семян, плодов;

- постановка сказок, отрывков литературных произведений;

- изготовление с детьми наглядных пособий.

При построении системы работы экологического кружка мы обратили особое внимание на следующие основные направления.

  1. Познавательно-развлекательноенаправление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.
  2. Практическое направление- изучение растительного и животного мира, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами (акции природоохранного характера, работа на огороде, подкормка птиц, посадка цветников и др.).
  3. Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности, экскурсий, наблюдений, опытов.

Ожидаемый результат  взаимодействия с детьми:

  1. Должен знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе (способе безопасного взаимодействия с растениями и животными)
  2. Проявление  интереса, доброты к природным явлениям и объектам;
  3. Помощь друг другу, бережное, доброжелательное отношение к природе, проявление творчества.


 
Перспективный план работы кружка          «Юный эколог»

На учебный год

Дата

тема

задачи

содержание

04.09.

«Цветы на участке осенью»

 Закрепить знания детей о осенних садовых цветах: отличие по внешнему виду, стадии созревания семян. Уточнить представления детей о садовых работах осенью. Активизировать словарь детей словами, означающими названия садовых цветов.

Загадывание загадок, игра «Угадай по описанию», наблюдение.

11.09.

 «Что нам осень подарила»

Закрепить знания детей об овощах и фруктах. Уточнить знания детей об уходе за овощами. Воспитывать трудолюбие. Активизировать словарь детей словами, обозначающими овощи и трудовые действия.

Чтение стихов «Здравствуй, осень!» Е.Благинина, наблюдение, беседа «Что растет на грядке?»

18.09.

«Осень в белые туманы»

Уточнить знания детей о таком природном явлении, как туман. Развить познавательную активность. Активизировать словарь детей: туман, сыро, влажно, густой покров.

Беседа «Что это – туман?», чтение стихов, загадывание загадок, наблюдение.

25.09.

«То березка, то рябинка»

Продолжить знакомство детей с характерными особенностями деревьев, сезонными изменениями. Воспитывать любовь к природе.

Чтение стихов: «Березонька», «Рябинка», игра «Опиши дерево», загадывание загадок, наблюдение

02.10.

«Доброе, хорошее солнце»

Уточнить знания детей о солнце осенью. Формировать умения определять погоду по приметам. Активизировать словарь детей: вода, тепло, свет, земля

Чтение стихов: «Четыре клада…» М. Маханева. Наблюдение, опыт «Ладошки»,

09.10.

«Расскажи Хрюшке о комнатных растениях»

Уточнить представления детей о растениях в группе, о необходимых для них условиях жизни. Познакомить с новыми растениями.Научить узнавать и называть части растения (корень, стебель, лист, цветок). Воспитывать интерес к исследовательской деятельности. Поощрять желание ухаживать за растениями, относиться к ним с любовью и нежностью.

Артикуляционная гимнастика, Игра «Найди растение»,  физкультминутка «цветы», дид-кая и. «За каким растением спрятался Хрюша?», конспект

16.10.

«Осеннее дерево»

Формировать умения детей наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых взаимосвязях и закономерностях.

Нетрадиционная техника рисования: кляксография- экспериментирование

23.10.

«Домашние животные»

Формировать у детей обобщенные представления о домашних животных: как за ними надо ухаживать, какую пользу приносят, какие условия нужны для жизни.

 Беседа, использование худ-ного слова, пальчиковая игра «Облака», игра «Вспомни и назови»

30.10.

«Сколько знаю я дождей»

Развивать способности детей наблюдать сезонные явления и их изменения. Формировать умения выделять характерные признаки осеннего и летнего дождя. Активизировать словарь детей: моросит, мелкий, холодный.

Коммуникативная игра-танец «Вальс друзей»

Пение «Туча», «Кап, кап…» муз. И. «Солнечные зайчики и тучка» пальчиковая и. «Облака», конспект

06.11.

«Воробьишка»

Знакомить детей с зимующими птицами: воробьи. (Уточнить с детьми, как изменения в природе повлияли на жизнь воробья). Развивать интерес к наблюдениям за птицами.
Активизировать словарь детей: зимующие, перелетные.

Подвижная игра «Кто в домике живет?»

Природные приметы Массаж пальцев «Грачи»

Птичьи заклички

Речевая игра «Кто же это?»

(конспект)

13.11.

«Синичкин праздник – 12 ноября»

Формировать у детей желание по-доброму относиться к живой природе. Учить организовывать самостоятельно подкормку птиц регулярно.

Беседа «Угадай, какая птица», наблюдение, использование художественного слова, подв. игра «Лиса и птицы»

20.11

«Дикие звери зимой»

Продолжать формировать знания о лесных обитателях. Развивать у детей представления о последовательности событий в жизни лесных зверей.

Чтение стих-ний, творческие задания, подв. игра «Зайцы и волк», беседа.

27.11.

«Снежинка»

Развивать способности наблюдать сезонные явления и их изменения, внимания и памяти, видеть красоту природы. Активизировать словарь детей: первый снег. 

Наблюдение, беседа, чтение познавательных рассказов, проблемная ситуация.

04.12.

«Защитите ель и сосну»

Знакомить детей с понятием, что в шишках находятся семена хвойных деревьев. Формировать умение детей различать еловую и сосновую шишку. Активизировать словарь детей: ель, сосна.

Наблюдение, беседа, игра  «Найди по описанию

11.12.

«Плыли по небу тучки»

Расширять представления детей о явлениях неживой природы: рассказать детям, какие бываю облака.
Развитие наблюдательности. 
Активизировать словарь детей: перистые, слоистые, кучевые.

Беседа «Какие бывают облака», наблюдение, использование художественного слова.

18.12.

«Снежный хоровод»

Продолжать учить детей наблюдать явления природы: снегопад и видеть красоту окружающего мира.
Активизировать словарь детей: холодный, белый, сверкающий, сказочный и т.д.

Наблюдение, рассматривание картины «Зима», продуктивная, опытная (снежки) деятельность.

25.12.

«Зимняя красавица - ель»

Приобщить к желанию наслаждаться запахом хвойного дерева.способствовать развитию умения называть характерные особенности строения ели, признаки, отличающие ее от других деревьев, формированию умения видеть отличие игрушечной ели от настоящей; воспитывать бережное и заботливое отношение к живой природе.

Игровой сюрпризный момент, составление рассказа-описания о ели с опорой на план, игра - имитация «Собери шишки,беседа «Должен ли человек беречь красоту природы?». Творческая работа, конспект

15.01.

«Наблюдение за снегом и льдом»

Формировать реалистическое понимание неживой природы;

закреплять знания о том, что вода может быть в твердом состоянии (снег, лед).

Проведение опытов,подвижные игры

«Затейники», «Пожарные на ученье», использование художественного слова.

22.01.

«Жизнь птиц зимой»

Учить детей рассматривать птиц, различать их по размеру, окраске оперения, издаваемым звукам. Познакомить с их названиями.

Беседа, игра «Накорми птицу», дид. и. «Улетают – не улетают».

29.01.

«Мороз – удивительный художник»

Вызывать у детей интерес к зимним явлениям природы. Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве. Развивать воображение и творчество.

Загадывание загадок, наблюдения на прогулке, использование худ-ного слова,

практическая работа

(конспект)

05.02.

«Выращиваем лук на окошке»

Вызывать интерес к выращиванию огорода на окошке, желание наблюдать за изменениями в луковицах. Учить создавать ситуацию опыта

Беседа с элементами труда.

12.02.

«Дикие животные в лесу зимой»

Способствовать: обогащению и углублению знаний детей о диких зверях в зимний период, развитию умения устанавливать связи между зимними условиями и особенностями поведения зверей.

Беседа о белке, еже, зайце, лисе, медведе.Выполнение творческого задания.игра «Мы маленькие зайчики», игра «Закончи предложения».

19.02.

«Лаборатория добрых дел»

Формировать понятие о доброте, привычку совершать добрые поступки; воспитывать интерес к экспериментальной деятельности; учить выдвигать гипотезы, предположения; анализировать явления, делать выводы; развивать познавательный интерес, логическое мышление, речь детей; вызвать чувство радости у детей

Беседы о природных явлениях, катаклизмах (землетрясения, вулканы, смерчи, ураганы, наводнения), опыты с водой, воздухом; чтение познавательной литературы; беседы о добре и зле.

26.02.

«Наблюдение за сезонными изменениями»

формировать представления об изменениях в природе;

— учить различать характерные приметы конца зимы (первая капель);

— закреплять умение воспринимать поэтическое описание зимы.

Использование худ-ного слова, Подвижные игры: «Хитрая лиса», «Кто сделает меньше прыжков?».

05.03.

 «К нам весна шагает быстрыми шагами»

Продолжать учить запоминать названия весенних месяцев; дать представления об изменениях, происходящих ранней весной в природе. Развивать навыки элементарной исследовательской деятельности, логическое мышление.

Чтение стих-ния “Март”, «Весна идёт», д.и. «Найди настроение. Покажи настроение», наблюдение.

12.03.

«Наши четвероногие друзья – собака»

Формировать у детей представления о том, что собака умное домашнее животное, предана человеку, её можно дрессировать и использовать на разных полезных службах.

Наблюдение, Подвижные игры  

«Дружные пары», «Разойдись — не упади».

19.03.

«Забота о здоровье»

Способствовать воспитанию у детей бережного отношения к своему здоровью; формировать представления о том, что в весеннее время особенно полезны витаминная пища (зеленый лук и др.) и солнце; развивать у детей умения заботиться о своем здоровье; воспитывать чувства заботы о больном товарище.

Игра «Порадуйся солнышку», «Что полезно для здоровья, что вредно», беседа о витаминной пище.

26.03.

«Первые цветы в природе»

Побуждать детей радоваться первым весенним цветам, продолжать знакомить их с названиями, с особенностями строения.

Сравнительный рассказ о мать-и-мачехе и одуванчике, загадки, чтение стихов.

02.04.

«Веселый огород »

закрепить знания детей о том, что для роста и развития растений необходим солнечный свет, тепло,   вода, хорошая питательная земля

Беседа «Веселый огород» .

 Рассказывание сказки «Пых»

09.04.

«Русская березка»

Формировать представления у детей о русской березе. Расширить знания об охране природы. Воспитывать у детей интерес и бережное отношение к природе.

Загадывание загадок, хоровод, продуктивная деятельность

16.04.

«Пернатые гости»

Способствовать обобщению представлений о птицах в весенний период: изменение их поведения – греются на солнце, на деревьях, чирикают, гнездуются, выводят птенцов и др.; воспитывать любознательность, желание заботиться о птицах.

Беседа, изготовление скворечников, наблюдение за птицами на участке детского сада, рассматривание иллюстраций (разные виды гнезд, появление птенцов и т. д.).

23.04.

«Весенний пейзаж»

Закрепить представления детей о весне, о характерных особенностях данного времени года. Обратить внимание детей на первые признаки весны. Воспитывать у детей любовь к родному краю. Развивать у детей интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость.

Беседа, художественное слово, рассматривание и сравнение картин по теме «Весна», загадка, превращение детей в художников, прослушивание мелодий «Времена года».

30.04

«Солнышко на травке»

Уточнить знания детьми цветка, умение найти его по листьям, форме соцветия, формировать у детей интерес к работе с краской. Продолжать вызывать у детей интерес к живым цветам.

Чтение стихов, пальчиковая гимнастика, продуктивная деятельность (конспект)

07.05.

«Кто живёт в пруду?»

Познакомить детей с прудом – природным водоемом, его обитателями, растениями,  формировать знания, что пруд не следует засорять; обобщить представления об основных факторах водной среды: природный слой почвы, вода, камни, растения, которые приспособились жить в воде.

Рассматривание картины «Водоем»,  игра «Создай свой водоем». беседа, игра «Подражание», конкурс «Кто готов сохранить водоем?»..

14.05.

«Цветущие деревья»

Способствовать ознакомлению детей с особенностями весеннего состояния плодовых деревьев, формировать умения устанавливать простейшие связи: изменение условий в окружающей среде воспитывать интерес к растениям, бережное отношение и заботу.

беседа о яблони, вишни, сирени.

Игра «От какого дерева цветок, Игра - имитация «Собери нектар

21.05.

«Что такое облака, дождь, гроза?»

Дать понятие об испарении воды, образовании облаков, электрических разрядах в доступной форме. Познакомить детей с правилами поведения во время грозы.

Наблюдение,

рассматривание иллюстраций,

чтение, конспект.

28.05.

«Песочные фантазии»

Расширять кругозор детей: познакомить с современным направлением в изоискусстве. Закрепить знания о свойствах песка. Упражнять детей в работе с моделями. Развивать образное и логическое мышление. Развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику рук. Обогащать эмоциональную сферу детей

Чтение загадок, игра «Песочный телеграф», муз-норит-кое упр-ние «Волна», пальчиковая гимнастика «На морском песке сижу», самостоятельная деятельность детей


Список литературы:

  1. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева – М.: Мозаика-Синтез, 2002. – 128 с.
  2. Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного воспитания / Автор составитель Николаева С.Н. - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ» - 1998. - 320 с.
  3. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми средних и старших групп детского сада: Книга для воспитателей детского сада / С.Н. Николаева.- М.: Просвещение – 1999. - 207 с.
  4. Зубкова Н.М. Воз и маленькая тележка чудес: - М; Мозаика-Синтез, 2009. - 79с.
  5. Организация деятельности детей на прогулке. Средняя  группа/авт.-сост. Т. Г. Кобзева, И. А. Холодова, Г. С. Александрова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 330 с.



Предварительный просмотр:

МКДОУ «Новохоперский детский сад общеразвивающего вида №3 «Солнышко»

Программа

экологического кружка

в подготовительной группе

на 2012-2013 учебный год

                                                                               Воспитатели: Григорьева Н.Н.

                                                                                                       Гончарова Л.А.

Новохоперск, 2012г.

Пояснительная записка

Чтобы достичь начальных целей экологического воспитания, т.е. любви к живой и неживой природе, необходимо просветить ребенка, дать ему необходимые знания о растительном и животном мире, о среде, сформировать начальные нравственные понятия и экологически грамотное поведение.

 Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы. Занимаясь в кружке, дети закрепляют и обогащают свой запас знаний новыми знаниями о природных явлениях. Это воспитывает у них любознательность, бережное отношение к природе, желание знать больше. При изучении тем, предусмотренных кружком, развивается мышление образное и конкретное; зрительная и слуховая память; речь, внимание, восприятие.

 Основная цель работы кружка:

 Формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу.

 Закреплять и углублять знания детей.

 Задачи:

 • Дать представления о различных природных объектах.

 • Научить устанавливать связи и взаимодействия человека с природой.

 • Развивать память, мышление, внимание.

 • Обогащать словарный запас.

 • Развивать связную речь.

 • Воспитывать осознанно доброе и чуткое отношение к природе.

Цели и задачи экологического кружка:

- подвести к понятию, что человек, это тоже часть природы;

- воспитание желания бережно относиться к своему здоровью;

- показать важность природных ресурсов (воды и воздуха) в жизни человека;

- воспитывать бережное отношение к природным ресурсам;

- подвести детей к осознанному пониманию ценности природы;

- воспитание правильного поведения в природе.

Сентябрь:

           1. Живая и неживая природа.

           Научить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком. Объекты живой природы от объектов неживой природы. Сформировать представление о неразрывной связи человека с природой. Человек – часть природы.

 

 2. Планета Земля в опасности.

           Способствовать формированию представления детей о том, что планета Земля – это громадный шар, обобщению знаний о том, что на планете Земля обитает много живых существ, что всем на Земле нужна чистая вода, чистый воздух, чистая земля, что планета сейчас в опасности. Воспитывать любовь к природе, желание изучать ее.

 

 3. Насекомые.

           Обобщать представление детей о многообразии насекомых с использованием моделей. Обобщать представление о сезонных изменениях в поведении насекомых.

 

      4. Здравствуй, осень!

             Сформировать у детей обобщенные представления об осени как времени года (изменения в природе: живой и неживой) . Упражнять в узнавании деревьев, кустарников.

 Учить любоваться красотой осеннего пейзажа.

       

 Октябрь:

           1. Дары Осени.

           Закрепить: обобщение понятия овощи и фрукты, характерные свойства овощей и фруктов, рассказать о пользе для человека. Систематизировать знания детей о труде людей осенью.

 

 2. Путешествие в осенний лес.

           Закрепить названия осенних месяцев. Учить наблюдать за деревьями, кустарниками. Воспитывать интерес к растениям, желание узнавать и ухаживать.

 

       3. Беседа о перелётных птицах. Птицы нашего края.

             Закреплять и расширять представления о птицах. Связать отлёт птиц с исчезновением насекомых и замерзанием водоёмов.  Познакомить с конкретными видами птиц нашего края.

 

 4. Природа и здоровье человека

           Систематизировать представления детей о взаимоотношениях человека с окружающей средой. Расширить знания о природе. Жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды. Формировать ответственность за совершение разнообразных действий в окружающей действительности.

 

 Ноябрь

           1. Влагоустойчивые и засухоустойчивые комнатные растения.

                Сформировать у детей представление о дифференцированных потребностях комнатных растений во влаге.

 

             2. Эта волшебница вода.

                 Уточнить и расширить знания детей о воде, ее свойствах, роли в жизни человека и живых организмов, о формах и видах воды (родники, реки, океаны и. д) .

 Познакомить с круговоротом воды в природе.  Переход воды в твердое состояние и обратно при резком изменении температуры

 3. Как звери к зиме готовятся.

           Расширить представление о диких животных. Рассказать почему звери линяют. Почему некоторые из них мигрируют в более удобные места, как люди помогают животным, подкармливают их. Расширить знания о том, как звери готовятся к зиме.

 

 4. Беседа об осени (обобщающая).

           Систематизировать и обобщить знания детей об осени. Учить устанавливать связи между продолжительностью дня, температурой воздуха и состоянием растений, наличием пищи для животных и приспособлением их к зиме. Воспитывать бережное отношение к растениям и животным.

 

 Декабрь

           1. Встреча зимы.

           Продолжать знакомить с сезонными изменениями в природе. Закрепить знание зимних месяцев. Учить замечать красоту зимней природы и отражать ее в рассказах и рисунках.

 

 2. «Кто главный в лесу?» — Беседа.

           Рассказать, что охраной окружающей среды занимаются экологи, зоологи, лесники. Формировать понятие о том, как дети могут помочь взрослым: беречь растения, охранять насекомых, выбрасывать мусор в специально отведенные места.

 

 3. Что мы знаем о птицах?

           Знакомить с зимующими птицами. Изучать их особенности, воспитывать любовь к природе. Развивать интерес к наблюдению за птицами.

 

 4. Уголок планеты, где мы живем.

           Формировать представление об экологических проблемах родного города. Знакомить с растительным и животным миром своей местности. Воспитывать любовь к родному краю.

 

Январь

           1. Жизнь на Крайнем Севере и в тундре.

           Знакомить с климатическими условиями разных материков. Рассказать, что в Антарктиде обитают тюлени, морские леопарды, моржи, пингвины. Развивать любознательность. Воспитывать любовь к природе, интерес, стремление изучать природу.

 

 2. Лес – жизнь человека.

           Познакомить с природными зонами: лес, луг, тайга. Расширить знания о растениях леса. Закрепить знания об «этажах леса», умение узнавать птиц по голосам и внешнему виду. Формировать умение правильно вести себя в природе, чтобы не навредить ей.

 

      3. «Приключение мамонтенка»

            Закрепить знания о четырех классах животных: насекомых, птицах, зверях, рыбах. Учить детей выделять характерные признаки каждого класса животных. Тренировать детей в систематизации понятий по заданному признаку. Обогащать словарный запас детей.

 

 Февраль

           1. Сравнение домашних и диких животных

               Закрепить знания об отличиях диких и домашних животных. Продолжать учить сравнивать и устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

 

            2. Путешествие по жарким странам.

                 Познакомить детей с животными жарких стран и их особенностями. Воспитывать у детей интерес к природе разных климатических зон.

 3. Если хочешь быть здоров.

           Закрепить представления детей о приспособляемости человека к зимним условиям жизни. Познакомить с использованием факторов природной среды для укрепления здоровья. Дать представление об использовании средств народной медицины при простуде. Правила поведения при простуде.

 

 4. Беседа о зиме.

           Способствовать обобщению представлений детей о зиме как времени года, о жизни и приспособлении растений, животных, птиц к зимним условиям; о погодных условиях в зимнее время; формированию и обобщению представлений о зависимости состояния растений от внешних условий; формированию эмоционально-эстетического отношения к зимним явлениям природы.

 

 Март

           1. В гости к весне.

           Систематизировать знания об изменениях в природе и труде людей весной, раскрыть особенности охраны здоровья весной.

 

 2. Птицы прилетели – весну принесли

           Способствовать уточнению и обобщению представлений детей о перелётных птицах (грачи, трясогузки, журавли и др.), прилёт, добывание корма, выведение птенцов, выкармливание, забота о них. Воспитывать бережное отношение к гнездовьям птиц.

 

        3. Огород на подоконнике

             Включать детей в посильную деятельность по уходу за растениями.

 Закрепить знания детей об овощных культурах и их семян. Учить выращивать рассаду из семян.

 

 4. Весенний уход за комнатным растениями

           Расширить и уточнить представления о комнатных растениях. Закрепить представления о том, что для роста растений нужны свет, влага, тепло, почвенное питание. Продолжить знакомить с особенностями внешнего строения растений. Воспитывать желание ухаживать, видеть красоту.

 

Апрель

           1. Царство растений: травы.

           Закрепить знания о травах и цветах как представителях флоры Земли, их красоте и пользе. Рассказать о многообразии трав и их пользе; многообразии цветов – дикорастущих, садовых, лесных, полевых, луговых, болотных.

 

 2. Мы все – жители планеты Земля.

           Обобщить и систематизировать представление о временах года и частях суток. Продолжать знакомить с космосом, звездами, Луной, Солнцем, Солнечной системой. Подвести к пониманию, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды.

 

 3. «Кто живет в воде,  и что растёт в воде».

           Закрепить знание водных животных, их особенностях (водных растений и их особенностях); приспособляемости к жизни именно в водной среде; разъяснить необходимость охраны этих животных и растений и среды их обитания.

 

 4. Природа и здоровье.

           Подвести к пониманию того, что окружающая среда влияет на состояние человека. Продолжать знакомить с основами здорового образа жизни. Учить понимать состояние растений и животных, находящихся рядом с человеком; проявлять соответствующее отношение в каждом конкретном случае.

 

 Май

           1. Цветущие деревья.

           Создать условия для обобщения представлений о деревьях в весенний период (распускание листьев, почек, цветение березы, черемухи, плодовых деревьев, их рост); сравнение цветов, разнообразных деревьев. Воспитывать эмоционально-положительное отношение к красоте природы.

 

       2. Насекомые в природе родного края.

            Развивать представления о многообразии насекомых в родном крае, их приспособленности к условиям жизни.  Учить классифицировать насекомых и умению выражать мимикой, жестами и пластикой их движения.

      3. Лекарственные растения.

           Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях, о правилах их сбора, хранения и применения.

 

 4. Беседа о весне.

           Способствовать обобщению представлений о весне как времени года, о жизни растений и животных, птиц, о погодных условиях в весеннее время. Формированию и обобщению представлений о труде взрослых в весенний период, об одежде взрослых и детей.



Предварительный просмотр:

Рабочая программа экологического кружка

«Друзья природы»

2-ая младшая группа №2

«Солнышко

             «Друзья природы»

                  Наш девиз: 

« У природы есть друзья: это мы, и ты, и я!»

Общие сведения о коллективе:

  1. Название кружка: « Друзья природы»
  2. Год образования: 2012
  3. Общее число участников: 26
  4. Руководитель: Щербакова Г.В.
  5. Образование: среднее специальное.
  6. Стаж работы: 29 лет
  7. Категория: первая

8.Основная работа: воспитатель

9. Дети: 2-ая младшая группа №2 «Солнышко»

  1. Место проведения: группа, участок
  2. Время проведения: четверг, 2 половина дня.

Пояснительная записка

Природа и человек .... Когда-то эти понятия в сознании людей были слиты воедино, человек чувствовал целостность мира и считал себя его частью.

В наше время отношения человека и природы претерпели изменения. Земля наш общий дом, поэтому экологические проблемы сегодня затрагивают каждого человека и его интересы.

От уровня сознания людей зависит решение всех экологических проблем, ведь в первую очередь за все живое на Земле несет ответственность человек.

Поэтому в наши дни насущной задачей экологического воспитании и образования наших детей является формирование у них «экологической совести», осознанной культуры их сознания и мышления.

Нужно учить детей видеть красоту природы, давать им определенные знания о природе, относиться ко всему живому бережно, с любовью.

С какого возраста и как нужно начинать экологическое воспитание и образование?

В раннем возрасте у ребенка зарождается любовь к родным и близким ему людям: маме, папе, бабушке, дедушке, к братьям и сестрам, к родному дому. Помочь детям представить себя частицей огромного мира, научить его вести себя правильно в этом мире, жить в созвучии с природой, умножать и беречь все живое и прекрасное на нашей планете нужно еще в дошкольном возрасте. Сознание ребенка в это самое время распахнуто для восприятия, охотно откликается на добрые и хорошие дела, жаждет знаний об окружающем его мире.

Как начинается познание мира ребенком? Он начинает делать свои самые первые шаги в нашем мире, у него множество вопросов обо всем, что окружает его и он с большим нетерпением ждет ответов. Вот так начинается для него познание мира. Важно в это время обратить внимание детей на жизнь природы, на единство всего живого, зависимость всего живого от происходящего вокруг. У детей постепенно формируется свой взгляд на сказочный мир природы, появляется желание узнать и понять ее законы и научиться жить в гармонии с природой.

Цели и задачи кружка:

Формирование экологического мышления вот цель данной работы:

ответственность за сохранность природы несет человек;

человек и природа неотделимая часть друг от друга;

сама природа многообразна и едина;

человек должен учиться жить в гармонии с окружающим миром;

Задачи обучения:

познакомить детей с природой и фауной родного края;

через общение с природой научить детей любить ее красоту во все многообразии форм и красок;

формировать у детей чувства необходимости защиты природы, ответственность за живые существа;

воспитывать бережное отношение к природе;

развивать в детях такие качества: наблюдательность, воображение фантазию и чувства творчества;

для творческой работы организовать сбор природного материала;

научить детей правильно вести себя в лесу.

Методы и формы обучения:

Занятия по данной программе важно проводить с детьми, как в помещении, так и на природе.

Огромную радость доставляет детям общение с природой. Дети видят мир по-своему. Во всем многообразии запахов, звуков, цвета. Сердца детей всегда открыты для восприятия красоты. Поэтому первое знакомство с миром природы, с ее обитателями можно провести в увлекательной для детей форме игры, загадок, сказок и викторин.

Очень полезны для детей занятия проводимые на природе (экскурсии, прогулки). Самое благотворное воздействие на здоровье детей оказывает свежий воздух и красота окружающей природы. Такие занятия учат детей умению видеть прекрасное, развивают их физически.

При общении с природой дети становятся добрее, гармоничнее, в них воспитаются чувства дружбы и взаимопомощи.

На таких занятиях дети учатся наблюдать за явлениями природы и их изменениями во времени. У детей развивается воображение, наблюдательность и внимание. Дети осваивают первые правила поведения в природе и даже в лесу, учатся следовать закону «не навреди».

Во время прогулок организовывается сбор природного материала для творческих поделок, выполняются посильные трудовые поручения в природе: уборка территории от сухих листьев, мусора. Такая работа воспитывает в детях чувства ответственности за окружающую их природу, бережное отношение к ней.

План работы кружка

Сентябрь

  1. «Родной город Новохоперск!»
  2. « Кто у нас не бывал, нашей красавицы реки Хопер не видал!
  3. « Подарки осени»
  4. «Учимся ухаживать за цветами в уголке природы»

Октябрь

  1. « Заглянем к ежам. Как приготовились к зиме»
  2. « Лес - наше богатство! Береги его!» Беседы о лесе.
  3. « Мы мухоморы ядовитые на вкус!»
  1. . « Лесные правила». Экосказка « Умный мышонок в лесу»
  2. Беседа « Прилет птиц»

4. « Моем, брызгаем цветы, чтобы больше стало красоты»

Ноябрь

  1. « Целый день моросит, в небе дождик висит»
  2. « Птицы на юг улетают»
  3. « Приготовились к зиме зверушки? Сменили шубки, утеплил избушки?»
  4. « Все на свете очень нужны и важны!»

Декабрь

  1. « Зиму в гости мы зовем»
  2. « Подкормим бедных птичек: и воробьев, и голубей, синичек!»

3.        «В декабре, в декабре все деревья в серебре»

4.        «Лепим мы снеговика, узнаем все о снеге мы наверняка»

Январь

  1. « В гости к ели» Экскурсия вокруг детского сада
  2. Игры со снегом.
  3. « Мороз и солнце! » Беседа о проказах зимы.
  4. « Спят деревья на опушке, спит и еж в своей избушке»

Февраль

  1. « Знатоки природы» (о зимующих птицах)
  2. « Мороз не велик, а стоять не велит» Пословицы и поговорки о зиме.
  3. «Первые сосульки»
  4. Уход за цветами в уголке природы.

Март

  1. Выставка рисунков « Весну кликаем».
  2. Экологическое развлечение « Весна идет, весне дорогу!»

Апрель

1   "Путешествие в весенний лес". 2.   Просмотр и разбор мультфильма « Кукушка и скворец»

  1. « Ручейки весенние. Ты плыви, кораблик мой» (запуск бумажных корабликов)
  2. « Скворечник - птичье гнездо» ( на участке детсада)

Май

1.« Одуванчики, одуванчики любят девочки, любят мальчики!»

2. « День Победы!» На праздник ветеранов.

3.« Я в саду нашла жука на большой ромашке»

( отношение к насекомым)

4. « Отдых на природе» (о правилах поведения в природе )

Июнь

1.        Праздник « День защиты детей»

2.        Экологическое развлечение « День защиты природы»

3.        «Мы природу защитим и в обиду не дадим. Букеты не рвите,
дети! Станет беден мир на нашей планете!»

4.        « Ах это чудо - песок!» Игры и эксперименты с песком.

Литература:

1.« Дошкольное воспитание», « Ребенок в детском саду»( №1, №4, №6, 2005 г.

2.Кислова Н. М. « Работа с детьми в летний период», Москва, 2007 г.

З.Киреева Л. Г. « Формирование экологической культуры дошкольников» Волгоград, 2008 г.

4.Николаева С. Н. « Юный эколог», Москва, 2002 г.

5.Николаева С. Н. « Сюжетные игры в экологическом воспитании): Москва, 2003 г.