Наставничество в ДОУ. Формы,принципы и методы работы.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 102.7 КБ | |
| 106.02 КБ | |
| 258.67 КБ | |
| 106.64 КБ |

Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Методические материалы для наставника
Как выстроить доверительные отношения: ключевые принципы
- Узнайте своего подопечного лучше. Обсудите его работу и жизнь вне работы, насколько это допустимо. Постарайтесь понять, что он думает и почему. Уважайте его точку зрения.
- Делайте то, что обещаете. Обсудите, каких результатов вы планируете достичь с помощью ваших занятий. Будьте надежным и делайте то, что обещаете. Общайтесь прямо и открыто: обсуждайте проблемы, как только они возникают. Поддерживайте обратную связь на регулярной основе.
- Не бойтесь выражать несогласие. Когда ваши отношения построены на честности, вы можете открыто высказывать конструктивную критику.
- Ставьте в известность своего подопечного, если вы не знаете, как двигаться дальше и получить максимальную пользу от общения. В качестве альтернативы вы можете переговорить с куратором.
Структурирование менторских сессий и встреч
Шесть привычек, которых стоит избегать ментору
- полагать, что вы лучше знаете, что нужно подопечному, на основании своего опыта;
- самостоятельно определять тему разговора с подопечным;
- говорить большую часть времени и постоянно проверять, внимательно ли вас слушает подопечный;
- не спрашивать, что подопечный ожидает от вас, полагая, что он все равно этого не знает;
- делать акцент на слабых чертах подопечного, а себя считать примером в профессиональной и личной сфере;
- пренебрегать юмором, считая, что к работе обязательно относиться серьезно.
ИНСТРУМЕНТАРИЙ И ТЕХНИКИ
УМЕНИЕ СЛУШАТЬ
Активное слушание – важный инструмент для эффективной коммуникации.
Как стать хорошим слушателем:
- Проявляйте интерес. Сохраняйте зрительный контакт, открытое выражение лица и не перебивайте друг друга.
- Задавайте вопросы. Используйте открытые вопросы, чтобы получить полный ответ.
- Будьте внимательны. В коммуникации важны не только слова, но также тон голоса и язык тела.
- Проверьте, правильно ли вы поняли друг друга. Повторите информацию, которую вы услышали, чтобы добиться ясности и избежать нежелательных предположений.
- Расставляйте акценты – подчеркивайте информацию такими словами, как, например, «должен», «действительно важен».
- Минимизируйте чувства и эмоции. Каждый человек подвержен субъективной точке зрения и предубеждениям. Постарайтесь не подвергаться этому влиянию, ведь это может препятствовать вашей способности слушать и давать рекомендации.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
Наставнику бывает сложно подобрать вопросы, которые помогут подопечному раскрыться, перейти к обсуждению проблемы. Мы собрали примеры таких вопросов ниже – используйте их, чтобы начать диалог.
- Что станет для вас самым важным аспектом в сегодняшней встрече?
- На что вы бы хотели обратить внимание в данный момент?
- Какой вопрос не дает вам уснуть?
- Опишите вашу текущую ситуацию в деталях.
- Что на данный момент работает эффективно?
- Что вам не удается держать под контролем?
Старайтесь задавать вопросы, которые начинаются со слова «как» вместо «почему».
SWOT-анализ
Менторы используют SWOT-анализ, чтобы помочь подопечным выработать план действий в сложной ситуации. Для этого ее необходимо проанализировать в четырех аспектах, которые перечислены на рисунке.
Вам потребуется определить преимущества подопечного – это ресурсы, которые он может использовать, чтобы достичь цели. Затем нужно отметить и признать слабости – они станут точками роста. Далее перечислите возможности и угрозы внешней среды, которые могут помочь достигнуть цели или помешать этому.
Когда перечислите все пункты, проанализируйте получившуюся картину и продумайте план действий. Он должен описаться на преимущества и возможности, но при этом предусматривать слабые стороны и внешние угрозы.
МОДЕЛЬ GROW
1 этап – G (Goal)
Этап постановки цели
На этом этапе важно определить, чего именно вы с подопечным хотите достичь.
Задайте вопросы:
- Чего ты хочешь?
- Какой результат будет для тебя наилучшим?
- Как ты поймешь, что это именно тот результат, к которому ты шел?
- По каким критериям будешь оценивать успешность результата?
- Что важно для тебя в этой цели?
- Как достижение цели повлияет на все сферы твоей жизни?
- Что произойдет, когда ты достигнешь результата?
- Что скажут тебе окружающие люди?
- Что ты получишь из того, чего у тебя нет сейчас?
Рекомендация. Цель необходимо сформулировать максимально конкретно. Важно подойти к этому осознанно: понять, для чего вы хотите ее достичь и что вам это даст. Чем тщательнее вы проработаете этот этап, тем меньше вероятность испытать разочарование после достижения цели.
Помните, что как бы конкретно и тщательно вы ни прописывали желаемый результат, детали могут меняться. Возможно, вы что-то добавите или уберете после этапа обзора реальности. Это нормально.
2 этап – R (Reality)
Этап обзора реальности
Цель – понять, что у вас есть сейчас.
Задайте вопросы:
- Что сейчас происходит?
- Что тебя больше всего волнует?
- По десятибалльной шкале, если 10 – это идеальная ситуация, на каком уровне ты находишься сейчас?
- А на каком уровне ты хотел бы находиться?
- Что ты чувствуешь при этом?
- Как то, что сейчас происходит, влияет на другие сферы твоей жизни?
- Кто еще вовлечен в ситуацию?
- Что ты уже успел сделать и делаешь для решения этого вопроса?
- Какие ресурсы есть?
- Какие факторы повлияли на твое решение?
Рекомендация. На этом этапе особенно высок риск уйти в самокритику и негативную оценку. На вопрос «Что сейчас происходит?» может появиться ответ «Я ленюсь», или «Я опять не смог соблюсти все сроки», или «Я застрял и постоянно торможу». Если ловите подопечного на таких ответах, спрашивайте его: «На основании каких фактов вы так решили?», «Как конкретно проявляется лень?», «Какие конкретно сроки при каких обстоятельствах вы не смогли соблюсти?», «Какие факты свидетельствуют о том, что вы застряли и тормозите?», «Что значит постоянно»? Задача – не скатиться в критику и оправдания, а повысить осознанность текущей ситуации без эмоций, основываясь исключительно на фактах.
3 этап – O (Options)
Этап обзора возможностей
Цель – посмотреть, какие варианты действий возможны.
Задайте вопросы:
- Что можно сделать, чтобы изменить ситуацию?
- Какие есть варианты?
- А какие есть альтернативы?
- А еще? А еще? А еще?
- А если бы что-то еще могло быть как вариант, что бы это было?
- А что, если бы у тебя были все ресурсы, чтобы решить вопрос, что бы ты сделал?
- Кто мог бы помочь тебе решить этот вопрос?
- Где бы ты мог найти информацию?
- А что бы ты посоветовал сделать другому на своем месте?
- Какие из выбранных вариантов тебе больше нравятся?
Рекомендация. На этом этапе пользуйтесь правилами мозгового штурма:
- максимальное количество идей без любых ограничений;
- принимаются даже фантастические, абсурдные и нестандартные варианты;
- предложения можно и нужно комбинировать и улучшать;
- не должно быть никакой критики или оценивания идей.
4 этап – W (Will)
Этап выбора действий
Цель – определить конкретные действия и первый шаг.
Задайте вопросы:
- Что ты будешь делать?
- Как ты это будешь делать?
- Каким будет твой первый шаг?
- Когда ты это сделаешь?
- Есть ли что-то, что необходимо учесть перед тем, как приступить к действию?
- Достигнешь ли ты при этом своей цели?
- Какая поддержка тебе нужна?
- Какие возможны препятствия на пути?
- Как ты оценишь по шкале от 1 до 10 степень уверенности в том, что ты это сделаешь?
Рекомендация. Не зря в оригинале используется слово Will, хотя в некоторых адаптированных источниках вы можете найти W от What to do. Will переводится как воля, желание, твердое намерение, а также энергия, энтузиазм и отношение. То есть это не просто действие или шаг, это то, что полностью отзывается в человеке, то, во что он верит. Не следует говорить: «Я должен», «Мне нужно», говорите: «Я хочу», «Мне важно это сделать». Ведь за принятым решением стоит не что-то навязанное извне. Это только воля наставляемого. Он знает, для чего он это делает, что ему это даст, и полностью принимаете на себя ответственность.
Для тех, кто предпочитает русские термины, можно использовать аббревиатуру РОСТ:
Р – расстановка целей,
О – обследование,
С – список возможностей,
Т – то, что важно сделать.
Используйте модель GROW, чтобы добиться еще большей осознанности и ясности в работе с целями подопечного. Стажер сможет эффективнее принимать решения и выбирать наиболее верные и экологичные способы действий. Приятный «побочный эффект» этой модели – рост мотивации и уверенности в себе.



