Наставничество в ДОУ. Формы,принципы и методы работы.

Мурманская Екатерина Дмитриевна
Здесь найдется много полезного и интересного для педагогов которые решили стать наставником или же приступили к этой деятельности!Данный материал поможет Вам стать флагманом развития коллег!

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Методические материалы для наставника

Как выстроить доверительные отношения: ключевые принципы

  1. Узнайте своего подопечного лучше. Обсудите его работу и жизнь вне работы, насколько это допустимо. Постарайтесь понять, что он думает и почему. Уважайте его точку зрения.
  2. Делайте то, что обещаете. Обсудите, каких результатов вы планируете достичь с помощью ваших занятий. Будьте надежным и делайте то, что обещаете. Общайтесь прямо и открыто: обсуждайте проблемы, как только они возникают. Поддерживайте обратную связь на регулярной основе.
  3. Не бойтесь выражать несогласие. Когда ваши отношения построены на честности, вы можете открыто высказывать конструктивную критику.
  4. Ставьте в известность своего подопечного, если вы не знаете, как двигаться дальше и получить максимальную пользу от общения. В качестве альтернативы вы можете переговорить с куратором.

Структурирование менторских сессий и встреч

Шесть привычек, которых стоит избегать ментору

  • полагать, что вы лучше знаете, что нужно подопечному, на основании своего опыта;
  • самостоятельно определять тему разговора с подопечным;
  • говорить большую часть времени и постоянно проверять, внимательно ли вас слушает подопечный;
  • не спрашивать, что подопечный ожидает от вас, полагая, что он все равно этого не знает;
  • делать акцент на слабых чертах подопечного, а себя считать примером в профессиональной и личной сфере;
  • пренебрегать юмором, считая, что к работе обязательно относиться серьезно.


ИНСТРУМЕНТАРИЙ И ТЕХНИКИ

УМЕНИЕ СЛУШАТЬ

Активное слушание – важный инструмент для эффективной коммуникации.

Как стать хорошим слушателем:

  • Проявляйте интерес. Сохраняйте зрительный контакт, открытое выражение лица и не перебивайте друг друга.
  • Задавайте вопросы. Используйте открытые вопросы, чтобы получить полный ответ.
  • Будьте внимательны. В коммуникации важны не только слова, но также тон голоса и язык тела.
  • Проверьте, правильно ли вы поняли друг друга. Повторите информацию, которую вы услышали, чтобы добиться ясности и избежать нежелательных предположений.
  • Расставляйте акценты – подчеркивайте информацию такими словами, как, например, «должен», «действительно важен».
  • Минимизируйте чувства и эмоции. Каждый человек подвержен субъективной точке зрения и предубеждениям. Постарайтесь не подвергаться этому влиянию, ведь это может препятствовать вашей способности слушать и давать рекомендации.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

Наставнику бывает сложно подобрать вопросы, которые помогут подопечному раскрыться, перейти к обсуждению проблемы. Мы собрали примеры таких вопросов ниже – используйте их, чтобы начать диалог.

  • Что станет для вас самым важным аспектом в сегодняшней встрече?
  • На что вы бы хотели обратить внимание в данный момент?
  • Какой вопрос не дает вам уснуть?
  • Опишите вашу текущую ситуацию в деталях.
  • Что на данный момент работает эффективно?
  • Что вам не удается держать под контролем?

Старайтесь задавать вопросы, которые начинаются со слова «как» вместо «почему».


SWOT-анализ

Менторы используют SWOT-анализ, чтобы помочь подопечным выработать план действий в сложной ситуации. Для этого ее необходимо проанализировать в четырех аспектах, которые перечислены на рисунке.

Вам потребуется определить преимущества подопечного – это ресурсы, которые он может использовать, чтобы достичь цели. Затем нужно отметить и признать слабости – они станут точками роста. Далее перечислите возможности и угрозы внешней среды, которые могут помочь достигнуть цели или помешать этому.

Когда перечислите все пункты, проанализируйте получившуюся картину и продумайте план действий. Он должен описаться на преимущества и возможности, но при этом предусматривать слабые стороны и внешние угрозы.


МОДЕЛЬ GROW

1 этап – G (Goal)

Этап постановки цели

На этом этапе важно определить, чего именно вы с подопечным хотите достичь.

Задайте вопросы:

  • Чего ты хочешь?
  • Какой результат будет для тебя наилучшим?
  • Как ты поймешь, что это именно тот результат, к которому ты шел?
  • По каким критериям будешь оценивать успешность результата?
  • Что важно для тебя в этой цели?
  • Как достижение цели повлияет на все сферы твоей жизни?
  • Что произойдет, когда ты достигнешь результата?
  • Что скажут тебе окружающие люди?
  • Что ты получишь из того, чего у тебя нет сейчас?

Рекомендация. Цель необходимо сформулировать максимально конкретно. Важно подойти к этому осознанно: понять, для чего вы хотите ее достичь и что вам это даст. Чем тщательнее вы проработаете этот этап, тем меньше вероятность испытать разочарование после достижения цели.

Помните, что как бы конкретно и тщательно вы ни прописывали желаемый результат, детали могут меняться. Возможно, вы что-то добавите или уберете после этапа обзора реальности. Это нормально.

2 этап – R (Reality)

Этап обзора реальности

Цель – понять, что у вас есть сейчас.

Задайте вопросы:

  • Что сейчас происходит?
  • Что тебя больше всего волнует?
  • По десятибалльной шкале, если 10 – это идеальная ситуация, на каком уровне ты находишься сейчас?
  • А на каком уровне ты хотел бы находиться?
  • Что ты чувствуешь при этом?
  • Как то, что сейчас происходит, влияет на другие сферы твоей жизни?
  • Кто еще вовлечен в ситуацию?
  • Что ты уже успел сделать и делаешь для решения этого вопроса?
  • Какие ресурсы есть?
  • Какие факторы повлияли на твое решение?

Рекомендация. На этом этапе особенно высок риск уйти в самокритику и негативную оценку. На вопрос «Что сейчас происходит?» может появиться ответ «Я ленюсь», или «Я опять не смог соблюсти все сроки», или «Я застрял и постоянно торможу». Если ловите подопечного на таких ответах, спрашивайте его: «На основании каких фактов вы так решили?», «Как конкретно проявляется лень?», «Какие конкретно сроки при каких обстоятельствах вы не смогли соблюсти?», «Какие факты свидетельствуют о том, что вы застряли и тормозите?», «Что значит постоянно»? Задача – не скатиться в критику и оправдания, а повысить осознанность текущей ситуации без эмоций, основываясь исключительно на фактах.

3 этап – O (Options)

Этап обзора возможностей

Цель – посмотреть, какие варианты действий возможны.

Задайте вопросы:

  • Что можно сделать, чтобы изменить ситуацию?
  • Какие есть варианты?
  • А какие есть альтернативы?
  • А еще? А еще? А еще?
  • А если бы что-то еще могло быть как вариант, что бы это было?
  • А что, если бы у тебя были все ресурсы, чтобы решить вопрос, что бы ты сделал?
  • Кто мог бы помочь тебе решить этот вопрос?
  • Где бы ты мог найти информацию?
  • А что бы ты посоветовал сделать другому на своем месте?
  • Какие из выбранных вариантов тебе больше нравятся?

Рекомендация. На этом этапе пользуйтесь правилами мозгового штурма:

  • максимальное количество идей без любых ограничений;
  • принимаются даже фантастические, абсурдные и нестандартные варианты;
  • предложения можно и нужно комбинировать и улучшать;
  • не должно быть никакой критики или оценивания идей.

4 этап – W (Will)

Этап выбора действий

Цель – определить конкретные действия и первый шаг.

Задайте вопросы:

  • Что ты будешь делать?
  • Как ты это будешь делать?
  • Каким будет твой первый шаг?
  • Когда ты это сделаешь?
  • Есть ли что-то, что необходимо учесть перед тем, как приступить к действию?
  • Достигнешь ли ты при этом своей цели?
  • Какая поддержка тебе нужна?
  • Какие возможны препятствия на пути?
  • Как ты оценишь по шкале от 1 до 10 степень уверенности в том, что ты это сделаешь?

Рекомендация. Не зря в оригинале используется слово Will, хотя в некоторых адаптированных источниках вы можете найти W от What to do. Will переводится как воля, желание, твердое намерение, а также энергия, энтузиазм и отношение. То есть это не просто действие или шаг, это то, что полностью отзывается в человеке, то, во что он верит. Не следует говорить: «Я должен», «Мне нужно», говорите: «Я хочу», «Мне важно это сделать». Ведь за принятым решением стоит не что-то навязанное извне. Это только воля наставляемого. Он знает, для чего он это делает, что ему это даст, и полностью принимаете на себя ответственность.

Для тех, кто предпочитает русские термины, можно использовать аббревиатуру РОСТ:

Р – расстановка целей,

О – обследование,

С – список возможностей,

Т – то, что важно сделать.

Используйте модель GROW, чтобы добиться еще большей осознанности и ясности в работе с целями подопечного. Стажер сможет эффективнее принимать решения и выбирать наиболее верные и экологичные способы действий. Приятный «побочный эффект» этой модели – рост мотивации и уверенности в себе.


Предварительный просмотр: