А почитать...

Мурманская Екатерина Дмитриевна

Актуальная проблема современного общества — приобщение детей к чтению. Не секрет, что уже в дошкольном возрасте слушанию сказок многие малыши предпочитают просмотр мультфильмов, компьютерные игры. Естественно, что и в школе такому ребёнку сложно будет полюбить чтение. Между тем литература — это мощное средство интеллектуального, нравственного и эстетического воспитания. Она обогащает детскую речь, эмоции, формирует гуманные чувства, даёт возможность размышления, фантазирования. Со стороны взрослых крайне важно вовремя вызвать интерес и любовь дошкольника к книге, открыть в малыше читателя. И первым этапом здесь будет не библиотека, а деятельность воспитателя, его педагогическое мастерство. Что же читать детям?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл a_pochitat.docx18.25 КБ
Файл konsultatsiya.rebenok_i_kniga.docx15.46 КБ

Предварительный просмотр:

 

Список литературы для детей 5-ти лет

 

- читать детям нужно каждый день;

- если вы собираетесь прочесть детям произведение уже знакомого им автора, необходимо напомнить и о других его книгах:

- прочесть их полностью или зачитать отрывки, дать прослушать в записи. Словом все три «Хрестоматии для школьников» (4-5 лет, 5-7 лет) и фонохрестоматии должны быть в вашем распоряжении

- периодически следует устраивать выставку детских книг: книги одного и того же автора; книги и рисунки одного художника; тематические выставки и т.п.

* * *

М.Лермонтов, Спи, младенец мой прекрасный…

И.Бунин. Листопад.

К.Бальмонт. Комарики-макарики

Саша Чёрный. Кто?

К. Чуковский. Тараканище.

С. Маршак. Вот какой рассеянный

Русские народные сказки: Сестрица Алёнушка и братец Иванушка; Жихарка; Колосок – укр.нар. сказка; Три поросёнка

Ш.Перро. Красная шапочка

Г.Цыферов. В медвежий час; Град; Как ослик купался; Пугало

Л.Пантелеев. На море (из книги «Рассказы о Белочке и Гамарочке»)

В.Драгунский. Тайное становится явным.

Я.Сегель. Как я был обезьянкой

Н.Сладков. Неслух

Е.Чарушин. Почему Тюпу прозвали Тюпой

Н.Некрасов. Не ветер бушует над бором… (из поэмы «Мороз, Красный нос»)

И.Суриков. Зима

С.Дрожжин. Улицей гуляет (из стих. «В крестьянской семье»)

С.Есенин. Поёт зима – аукает…

Русские народные сказки: Лисичка-сестричка и волк; Зимовьё; Снегурочка

К. Чуковский. Федорино горе.

Н. Носов. Приключения Незнайки и его друзей

С.Козлов. Зимняя сказка

Бр. Гримм. Бременские музыканты (первод с нем. А.Введенского)

Г.-Х.Андерсен. Огниво

Д.Харрис. Как повстречались Братец Лис и Братец Черепаха; Братец Лис и Лягушки (из книги «Сказки дядюшки Римуса»)

Ален Милн/ Б.Заходер. Вини-Пух и все-все-все

Э.Хогарт. Мафин и его весёлые друзья

Д.Биссет. Про поросёнка, который учился летать. Про мальчика, который рычал на тигров

К. Ушинский. Бодливая корова.

М.Зощенко. Показательный ребёнок

А. Введенский. О девочке Маше, о собаке Петушке и о кошке Ниточке

Е.Чарушин. Лисята. Воробей.

С.Воронин. Воинственный Жако

Н.Романова. Котька и птичка

Ю.Казаков. Зачем мыши хвост.

Е. Баратынский. Весна, весна! (в сокращении)

Ф.Тютчев. Зима недаром злится

А. Плещеев. Сельская песня. Весна (в сокращении)

Русские народные сказки: Журавль и цапля; Чудесные лапоточки

А.С.Пушкин. Сказка о золотой рыбке

Д.Мамин-Сибиряк. Сказка про Комара Комаровича – Длинный Нос и про Мохнатого Мишу – Короткий хвост.

Д.Самойлов. У Слонёнка день рождения.

В.Осеева. Волшебная иголочка.

Р.Сеф. Сказка о кругленьких и длинненьких человечках

М.Москвина. Что случилось с крокодилом

Бр. Гримм. Заяц и ёж.

Т.Эгнер. Приключения в лесу Елки-на-горе.

Э.Блайтон. Знаменитый утёнок Тим.

Х.А. Ланглесия. Крокодиловы слёзы; Братишка

М.Пришвин. Журка; Ребята и утята.

В.Бианки. Первая охота; Подкидыш.

Л.Воронкова. Как Алёнка разбила зеркало (из книги «Солнечный денёк»)

Список литературы для детей 6-7 лет

Следует читать детям сказки, рассказы, стихотворения, с которыми знакомили дошкольников в предыдущие годы.

Призказки. Русские народные сказки. Заяц-хвастун; Лиса и кувшин; Царевна-лягушка

Небылицы. Считалки. Скороговорки. Загадки

А.С.Пушкин. Сказки. Уж небо осенью дышало…

А.Фет. Кто поёт, глаза прищуря…

И.Бунин. Первый снег.

М.Волошин. Осенью.

Р.Сеф. Сказка о кругленьких и длинненьких человечках; Бесконечные стихи.

Н.Рубцов. Про зайца.

Б.Заходер. Собачкины огорчения.

Э.Успенский. Страшная история.

В.Смит. Про летающую корову.

Н.Носов. Приключения Незнайки и его друзей. Живая шляпа

В.Драгунский. Сверху вниз, наискосок

В.Бианки. Сова

Р.Киплинг. Слонёнок

Сказки народов Западной Африки. Чудесные истории про зайца по имени Лек (перев О. Кустовой и В. Андреева)

Х.Мякеля. Господину Ау (главы перев с финн Э.Успенского)



Предварительный просмотр:

                             Консультация для родителей. Тема «Ребенок и книга»

Цель: 
Приобщение родителей к развитию у детей интереса к книгам и чтению художественной литературы.
Вопросы для обсуждения:

1. Что такое книга? Значимость чтения для ребенка.

2. Рекомендации по приобретению литературы.

3. Советы для родителей.

Книга – это неотъемлемая часть воспитания ребенка. С ее помощью он сможет найти ответы на интересующие его вопросы, познавать мир и самого себя, переживать истории героев, фантазировать развитие дальнейших событий того или иного произведения.

Книга-это воспитатель человеческих душ. Ребенок растет, а это значит, что каждый день его ждет все больше новых впечатлений, он активно познает мир и совершает множество открытий. Получает все больше разнообразной информации необходимой ему для дальнейшего правильного физического, психического и умственного развития. Новые знания дети получают от окружающих их людей, в первую очередь от родителей, а также из книг. Не секрет, что современные дети мало читают, предпочитая книгу просмотру телепрограмм и видеофильмов, компьютерным фильмам. Эта печальная реальность должна заставить нас родителей задуматься и попытаться, как то исправить положение вещей. С самого маленького возраста малышам нужно читать как можно больше книг. Очень важно, чтобы он полюбил это занятие. Книга может заинтересовать, как мальчишек, так и девчонок, главное найти такой вариант, который понравится ребенку.

Учеными установлено, что ребенок, которому систематически читают, накапливает богатый словарный запас. Читая вместе с мамой, ребенок активно развивает воображение и память.

Именно чтение выполняет не только познавательную, эстетическую, но и воспитательную функцию. Поэтому, родителям необходимо читать детям книжки с раннего детства.

Разнообразие детских книг удивляет, но не всегда радует. Важно помнить, что в любой книге, в том числе и детской, самое главное - содержание.


Рекомендации по приобретению литературы:


1. У детей 4-5 лет происходит активизация словарного запаса, идет
развитие связной речи. Читая ребенку литературные произведения, нужно обращать внимание на отдельные слова и выражения. Можно учить пересказывать короткие тексты русских народных сказок. Потихоньку приступайте к заучиванию стихотворений. В этом возрасте можно знакомить ребенка со сказками зарубежных авторов, с богатырскими народными сказками, с рассказами о природе и животных, с творчеством К. Чуковского.

2. Для детей 6-7 лет среди всех жанров художественной литературы на первом месте всё еще сказки, только к народным добавляются и авторские. Поэтому их можно познакомить с творчеством Эдуарда Успенского, со смешными рассказами Н. Носова.
Детям 6-7 лет следует покупать яркие книги с крупным шрифтом и множеством красивых картинок, сюжет книги должен быть интересным, чтобы ребенку захотелось дочитать до конца. Книга в таком возрасте должна доставлять удовольствие. Выбирая книгу, обращайте внимание на количество диалогов в произведениях, ведь вы сможете читать по ролям.


Для того чтобы ребенок полюбил книгу, родителям нужно сильно потрудиться.

Советы для родителей.
• Чаще говорите о ценности книги;
• Воспитывайте бережное отношение к книге, демонстрируя книжные реликвии своей семьи;
• Вы главный пример для ребенка, и если хотите, чтобы ваш ребенок читал, значит, стоит тоже некоторое время проводить с книгой;
• Посещайте вместе библиотеку, книжные магазины;
• Покупайте книги яркие по оформлению и интересные по содержанию;
• Радуйтесь успехам ребенка, а на ошибки не заостряйте внимание;
• Обсуждайте прочитанную книгу среди членов семьи;
• Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги;
• Чаще устраивайте семейные чтения.

Чтение для детей должно стать ежедневной привычкой, стать необходимостью.

Приходит книга в дом любой.
Коснись её страниц,
Заговорит она с тобой
Про жизнь зверей и птиц…

Совместным чтением вы открываете для своего ребенка интересный и красочный литературный мир. И помните, таким простым способом вы дарите своему ребенку огромное количество счастья и любви.