Развитие речи дошкольников.

Мурманская Екатерина Дмитриевна
Важное значение для своевременного развития речи малыша имеет отношение взрослых к развитию ребенка. Умелое использование специальных игр будет способствовать развитию речевой активности детей.Детский сад вам в помощь!

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                       Консультация для родителей

           «Игры для развития речи детей дошкольного возраста»

     

     В развитии речи ребенка ведущую роль занимают взрослые: родители и воспитатель дошкольного учреждения. От культуры речи взрослых и от того, как они разговаривают с ребёнком, сколько времени уделяют речевому общению и зависят успехи малыша в усвоении языка.

     Поэтому, речь взрослого должна соответствовать нормам литературного языка и литературной разговорной речи и в отношении звуковой стороны (дикция, темп, произнесение звуков и слов) и в отношении богатства словаря, точности словоупотребления, грамматической правильности и связности.

     Так же большое значение для развития речи ребенка имеет жизненная обстановка, в которой он воспитывается, отношение окружающих взрослых, уход, воспитательные воздействия и собственная активность ребёнка в различных видах деятельности.

     В первые три года жизни речь формируется в процессе жизнедеятельности - в режимных моментах, в самостоятельной игре, в процессе организованной образовательной деятельности.

     Важное значение для своевременного развития речи имеет отношение взрослого к развитию ребенка. Внимательное, бережное и доброжелательное отношение обеспечивает развитие ответных положительных эмоций и разнообразных реакций ребенка. Без этого невозможно устанавливать тесный контакт с малышом и развивать его речь. В младшем возрасте общение является основной формой воспитательного воздействия на детей. Общение – это взаимоотношение взрослого и ребёнка, которое включает обращение взрослого к ребёнку и ответную реакцию ребёнка взрослому.

     Третий год жизни является главным периодом в развитии речи ребенка. Задачи развития разнообразны. Необходимо приучать детей понимать речь окружающих без наглядного сопровождения, формировать грамматический строй речи, развивать речевое общение с взрослыми и сверстниками и расширять активный словарь.

     Развитие речи происходит на специально организуемых мероприятиях в детском саду, в ходе которых развиваются действия с предметами, движения. А так же развитие должно происходить в повседневной жизни (режимных моментах, самостоятельной деятельности). В процессе наблюдения за живыми объектами необходимо знакомить детей с особенностями внешнего вида, с повадками, как и что они едят. После этого необходимо провести с ребенком беседу об услышанном (увиденном), наводящими вопросами активизируя коммуникативную функцию. В процессе наблюдений так же следует не только констатировать то, что происходит, но и развивать мыслительные способности детей: обучать сравнивать предметы и устанавливать между ними сходство и различия.

     Общение ребенка с взрослыми и с другими детьми способствует тому, что он учится более сложным формам общения, не только просит или помогает, но и соотносит свои действия с действиями других. Необходимо внимательно следить за речью ребенка: слушать, как он говорит, и повторять за ним все слова и фразы, ведь при повторении мы подтверждаем правильность произносимых слов, а в случае необходимости даём верные образцы для усвоения.

     Этот приём имеет важное значение для упражнения в правильном звукопроизношении и употреблении грамматических форм. Важными так же являются приёмы договаривания (потешки, стихотворения) и подсказывания нужного слова (ребёнок в ходе пересказа или чтения наизусть может испытывать затруднение в употребления какого-то слова, необходимо вовремя помочь ему).

      Развивающие игры для детей трёх - четырёх лет, направленные на развитие правильной и грамотной речи у детей. Игры обогащают словарный запас ребёнка, активизируют его речь, формируют наглядно-образное и понятийное мышление.

     Для развития речевой активности детей широко используются картинки с изображением предметов в действии, отдельно расположенных предметов, сюжетные картинки. Это повышает интерес к тому, что изображено, помогает развивать различные мыслительные операции и обобщать знания. В результате у ребёнка формируется умение не только повторять слова за взрослыми, но и самостоятельно высказывать свои суждения.

     Игра помогает пополнить словарный запас прилагательными, обозначающими форму, цвет, размер, материал предмета и пр. Необходимый инвентарь: игрушки или любые предметы.

     Как играем: нужно назвать как можно больше прилагательных, описывающих предмет. Какой он?

Машинка — пожарная, красная, железная, быстрая, большая.

Карандаш — острый, желтый, деревянный, длинный.

Мишка — пушистый, мягкий, теплый, смешной.

Стакан — стеклянный, высокий, широкий, прозрачный, хрупкий, красивый.

     Меняйтесь ролями. Играйте наоборот. Вы говорите: круглый, красный, резиновый, легкий, воздушный (шар). Ребенок отгадывает.

     Закрепляем: играем в игру «Что? Кто? Что делает? Какой?». Например: машина - металлическая, едет, гудит и т. д. Кто больше назовет слов, тот и победил.

     Не забывайте играть в эту игру в магазине, описывая овощи, фрукты и т. д., на улице, описывая песок, воду, погоду.

     Играем в игру "Вот такие мы – антонимы".

     Игра учит употреблять в речи слова противоположного значения: формирует наглядно-образное мышление.

Скажу я слово «высоко»,

А ты ответишь — (низко).

Скажу я слово «далеко»,

А ты ответишь — (близко)

    Как играем: расскажите ребенку стихотворение: Вы говорите слово, а ребенок должен назвать слово с противоположным значением. Например: холодный — горячий, один — много, зима — лето, круглый — квадратный. Вы бросаете мяч, ребенок ловит его, называет слово с противоположным значением и бросает мяч обратно. Затем вы меняетесь ролями. Выигрывает тот, кто не ошибется. А если ребенок назовет слово «машина», что вы ответите? Наверное, кукла. Ищите необычные пары к таким словам.

     Закрепляем: предложите ребенку вспомнить слова, характеризующие, например, человека: храбрый — трусливый, добрый — злой; материал: дерево — камень, стекло – железо; вода – лед и т. д.

     Предложите ребенку игру "Объединяй-ка"

     Игра учит употреблять в речи слова — понятия; формирует наглядно — образное мышление. Необходимый инвентарь: картинки с изображением одежды, обуви, посуды, игрушек и т. д.

     Как играем: выложите перед ребенком на столе картинки, например, с изображением обуви: сапоги, тапочки, туфли, сланцы и т. д. Ребенок должен перечислить, что он видит, и назвать одним словом — обувь. Спросите, для чего нам нужна обувь?

    Так можно играть с различными понятиями: времена года, части суток, растения.

     Закрепляем: играйте наоборот. Вы говорите: «Фрукты», — ребенок их перечисляет.

     Усложняем: выбирайте сложные слова-понятия. Например, транспорт: машина, самолет, пароход, лодка. А если попробовать вспомнить водный транспорт? (Лодка, пароход.)

      Так же особое значение имеет чтение ребенку книг с иллюстрациями, последующее рассматривание картинок, и пересказ о том, что написано в книге. Все это развивает внимание, память и заставляет ребёнка мыслить.

     Играем в игру «Скоро сказка сказывается»

     Обучаем рассказыванию: учим связно рассказывать знакомые сказки, последовательно излагать события в них. Необходимый инвентарь: иллюстрации к сказкам «Колобок», «Теремок», «Маша и медведь», «Айболит» и др., любая шкатулка.

     Как играем: покажите шкатулку, скажите, что в ней живут сказки. Начните рассказывать одну из них:

Стоит в поле теремок-теремок.

Он не низок, не высок.

Бежит мимо мышка-норушка:

«Тук-тук, кто в теремочке живет?».

     - Как называется эта сказка?

     - О чем в ней говорится?

     - Кто еще пришел в теремок?

     - Что случилось в конце? И т. д.

Наводящими вопросами помогайте ребенку досказать сказку. Если ребенок затрудняется, то покажите серию картинок по сказке.

     Аналогично можно рассказывать и другие произведения. А если ребенок начнет имитировать голоса животных из сказки — так это же замечательно! Получится театр одного актера.

     А можно разыграть сказку по ролям, будет еще лучше. Привлеките для этого всех членов семьи.

     Закрепляем: в шкатулке живет много различных сказок, и если на улице идет дождь, то достаньте из нее еще одну сказку, пусть ребенок расскажет ее. Можно «достать» только середину — события перепутались, — пусть ребенок вспомнит ее начало и конец. Хвалите ребенка за его рассказ.

     Усложняем: можно придумать другое окончание сказки.

     Игра «Рифмоплет».

     Данная игра учит подбирать рифмы к словам, развивает чувство ритма.

     Как играем: предложите поиграть в игру «Поэты». Например, взрослый говорит: «Саша», — а ребенок: «Каша»; взрослый говорит: «Ушко», — а ребенок: «Подушка».

     Внимание: здесь важна рифма, а не смысл.

     Поощряйте ребенка. Меняйтесь ролями. Берите слово, на которое можно подобрать много рифм, например: лягушка — кадушка, квакушка, поскакушка и т. д. Если рифмы иссякнут, берите другое слово. Сочините с ребенком короткое стихотворение: На суку сидели две тетери, улетели — прилетели.

Лето красное пришло, много ягод принесло. И т. д.

     Умелое использование всех перечисленных приёмов будет способствовать своевременному развитию речевой активности ваших детей.

     Играйте с детьми в игры, которые помогут вашему ребенку подружиться со словом, научат рассказывать, отыскивать интересные слова, а в итоге сделать речь ребенка богаче и разнообразнее. Эти игры могут быть интересны и полезны всем членам семьи. В них можно играть в выходные дни, праздники, вечером в рабочие дни, когда взрослые и дети собираются вместе. Во время игры со словом учитывайте настроение ребенка, его возможности и способности. Радуйтесь успехам и маленьким победам!



Предварительный просмотр:

Картотека игр по речевому развитию детей во второй младшей группе

«УГАДАЙ ИГРУШКУ»

Цель: формировать умение находить предмет, ориентируясь на его признаки и действия.

Взрослый показывает 3—4 игрушки, а ребенок называет их. Надо сразу научить правильно

называть предмет: «Это. (заяц, лиса, утенок)». Взрослый рассказывает о каждой игрушке,

называя внешние признаки: «Это мягкая игрушка. Она серая. Хвостик короткий, а уши

длинные. Любит морковку, прыгает ловко». Аналогично описываются другие игрушки,

ребенок называет их.

«ПРО КОГО Я ГОВОРЮ»

Цель: развивать наблюдательность, умение ориентироваться на основные признаки

описываемого объекта.

Взрослый описывает сидящего перед ним ребенка, называя детали его одежды и внешнего

вида, например: «Это девочка, на ней юбка и кофточка. Волосы у нее светлые, бант красный.

Она любит играть с куклой Таней».

«СКАЖИ, КАКОЙ»

Цель: учить выделять и называть признаки предмета.

Взрослый достает из коробки предметы, называет их: «Это груша». Ребенок называет

признаки: «Она желтая, мягкая, вкусная». — «Это помидор». — «Он красный, круглый,

спелый, сочный». — «Это огурец». — «Он продолговатый, зеленый, хрустящий».

«ИСПРАВЬ ОШИБКУ»

Цель: учить видеть несоответствие изображенных на рисунке признаков знакомых объектов и

назвать их.

Взрослый рисует сам или показывает картинку и предлагает ребенку найти неточности:

цыпленок красного цвета клюет морковку; медвежонок с ушами зайца; лиса синяя без хвоста

ит. п. Ребенок исправляет: цыпленок желтый, клюет зернышки; у медвежонка круглые,

маленькие ушки; у лисы длинный хвост и рыжая шубка.

«КТО БОЛЬШЕ УВИДИТ И НАЗОВЕТ»

Цель: выделять и обозначать словом внешние признаки предмета.

Взрослый и ребенок рассматривают куклу, называют предметы одежды и внешнего вида

(глаза, волосы). Затем приходит зайчик. Они говорят, что у него серая (мягкая, пушистая)

шубка, длинные уши. Одним словом можно сказать: заяц длинно. ухий (длинноухий). А

хвост у зайца. (короткий, значит, он короткохвостый. Кошка гладкая, пушистая, лапы у нее

белые, значит, она. белолапая. За правильные ответы кукла дает ребенку флажки (ленточки,

колечки от пирамидки).

«КАКАЯ КУКЛА»

Цель: учить называть разнообразные признаки внешнего вида игрушки или объекта.

Взрослый говорит, что куклу назвали некрасивой и она огорчилась. Надо ей помочь и

рассказать, какая она красивая.

— Кто это? (Кукла.) Какая она? {Нарядная, красивая.) Что Таня умеет делать? (Играть,

рисовать, петь, танцевать.) Давай вместе расскажем про Таню.

Взрослый начинает: «Наша Таня. (самая красивая). У нее. (наряцвета, белый бантик, коричневые туфельки, белые носочки)».

«СРАВНИ КУКОЛ»

Цель: учить детей соотносить предметы с разными характеристиками.

Взрослый предлагает рассмотреть двух кукол и сказать, чем они отличаются. Ребенок дает

куклам имена (Катя и Таня) и говорит:

У Тани светлые и короткие волосы, у Кати — темные и длинные. У Тани голубые глаза, у

Кати — черные. Таня в платье, Катя в сарафане. У кукол разные волосы, глаза, разная

одежда. Взрослый говорит:

— Куклы захотели поиграть, они взяли. (машинки). Эта машинка. (красная с синим,

маленькая). А другая машинка. (большая, зеленая). Что могут делать машинки? (Катать,

возить людей, грузы, ехать по дороге.)

— Посмотрите на эту машинку. Она больше, чем красная, но меньше, чем зеленая. Какая она? (Средняя.)

«СРАВНИ МЫШКУ И МИШКУ»

Цель: учить сравнивать разных животных, выделяя противоположные признаки.

Педагог предлагает рассмотреть мишку и мышку Мишка большой, а мышка. (маленькая). Еще какой мишка? (Толстый, толстопятый,

косолапый.) А мышка какая? (Маленькая, серенькая, быстрая, ловкая.) Мишка любит. (мед,

малину, а мышка любит. (сыр, сухарики). '»

— Лапы у мишки толстые, а у мышки. (тоненькие). Мишка кричит громким, грубым

голосом, а мышка. (тоненьким). А у кого хвост длиннее? У мышки хвост длинный, а у

мишки. (короткий).

«КТО ЛУЧШЕ ПОХВАЛИТ»

Цель: уметь называть признаки животных по образцу взрослого.

Взрослый берет себе одну игрушку (медведя, а ребенку дает зайца. И начинает: «У меня

медведь». Ребенок: «А у меня заяц».

— У медведя коричневая шубка.

— А у зайца белая.

— У медведя маленькие, круглые уши. *

— А у зайца уши длинные.

«КУКЛЫ РИСУЮТ И ГУЛЯЮТ»

Цель: обратить внимание на слова, близкие и противоположные по смыслу, а также на

промежуточные признаки.

В гости снова приходят две куклы: большая и маленькая. Воспитатель говорит, что куклы

захотели рисовать.

— Большая кукла возьмет длинный карандаш, а маленькая. (короткий). Большая кукла

нарисовала большой мяч, а маленькая. (маленький). Как по-другому можно назвать

маленький мяч? (Мячик.)

— Куклы пошли гулять, и вдруг начался сильный дождь. Они спрятались под деревьями.

Большая кукла спряталась под высоким деревом, а маленькая. (под низким). Дождик

кончился. Он немного намочил кукол, им стало холодно. Но вот выглянуло солнышко, куклам

стало тепло и даже. (жарко). Пошли куклы домой. Большая кукла пошла по широкой

дороге, а маленькая. (по узкой). Пришли они домой, стали мыть руки. Сначала куклы

открыли кран с горячей водой, а потом. (с холодной). А если смешать холодную воду с

горячей, то какая вода получится? (Теплая, прохладная.) Сели куклы за стол. У них были

разные стулья. Как вы думаете, на какой стул села большая кукла? (На высокий, большой.) А

маленькая? (На маленький и низкий.)

Подобные упражнения надо давать в самых разных вариантах, но иногда надо включать уже

известные понятия и слова. И если эти знакомые понятия даются в разных ситуациях, дети

легче их усваивают. Так, следующий вариант дается в такой ситуаци

«КУКЛА ВЕСЕЛАЯ И ГРУСТНАЯ»

Цель: познакомить детей с противоположными состояниями: веселый — грустный.

— Стала девочка Маша играть со своими куклами Катей и Таней и заметила, что Катя все

время веселая, а Таня грустная. Как ты думаешь, почему? (Катю обидели, ей стало больно,

она загрустила) Какими другими словами можно сказать, что Катя грустная? Какая она?

(Печальная, расстроенная) Что Катя делает? (Грустит, печалится, огорчается.) Что надо

сделать, чтобы развеселить Катю? (Рассказать веселую сказку, поигратьс ней, посмотреть

мультфильм.) Какими стали Катя и Таня? (Веселыми, радостными.)

«НАЗОВИ ОДНИМ СЛОВОМ»

Цель: закрепить представления детей об обобщающих словах. — Вспомните, на чем у нас спали куклы? (На кровати.) Куда они кладут свои вещи? (В шкаф,

в гардероб.) На чем сидят они? (На стульях.) Я начну говорить, а ты продолжи: кровать,

шкаф. (стол, стул, диван, кресло). Как назвать все эти предметы одним словом? (Мебель.)

Какая мебель у тебя в комнате?

— Что куклы кладут в шкаф? Что там лежит и висит? Продолжите: платье, брюки. (юбки,

кофты, рубашки). Все эти вещи называются. (одежда). Какая одежда надета на тебе?

— Сели куклы за стол. А там стоят. тарелки, чашки, блюдца, ложки, вилки. Это. (посуда).

Из какой посуды ты ешь суп? (Из тарелки глубокой.) Кашу? (Из тарелки мелкой.)

— Наши куклы очень любят играть. Что им для этого нужно? (Игрушки.) Назовите, какие

игрушки вы знаете и любите?

В целом словарная работа направлена на подведение ребенка к пониманию значения слова,

обогащение его речи смысловым содержанием, т. е. на качественное развитие словаря.

Приведем пример занятия, в котором тесно переплетаются задачи словарной работы,

развития связной речи и формирования грамматического строя речи. «В ГОСТИ К КУКЛЕ ТАНЕ»

Цель: учить детей составлять рассказы повествовательного типа, подбирать слова,

противоположные по смыслу (антонимы, образовывать имена в уменьшительно-

ласкательной форме.

— Дети, давайте поедем в гости к Тане. Я буду паровозом, а вы маленькими вагончиками,

если правильно назовете слово. Кто первым скажет, тот и становится за мной. Начинаем!

Слон большой, а собачка. (маленькая). Летом тепло, а зимой. (холодно). Кресло мягкое, а

стул. (жесткий). Я высокая, а Маша. (низкая). Дорога широкая, а тропинка. (узкая). Мама

молодая, а дедушка. (старый). Поезд длинный получился. Поехали!

— Посмотрите, что здесь случилось. Птица волнуется, крыльями машет: птенчик выпал из

гнезда, испугался, весь дрожит. Давайте успокоим его, скажем ему, какой он хороший

(маленький, тепленький, мягонький). Как помочь ему? (Положить в гнездо.)

— А вот и Танин дом. Мы немного задержались. Таня, дети расскажут тебе, почему мы

задержались.

Взрослый начинает: «Ехали мы на поезде. И вдруг.» (Дети продолжают.)

-— Таня приглашает детей пить чай с конфетами. Какие конфеты? (Вкусные, сладкие.) Что

еще бывает сладким? (Сахар, шоколад, варенье, компот.) А вот лимон лежит. Он какой?

(Кислый.) А что бывает горьким? (Лук, чеснок, лекарства.)

— Стала Таня с детьми прощаться. Что она им говорила? (До свидания, заходите еще, была

рада с вами встретиться.) А детей всех она называла ласково. Как? (Олечка, Димочка.)

Такие упражнения готовят детей к самостоятельному составлению рассказов типа описания и

повествования, включаются и отдельные элементы рассуждения. В результате у детей

развиваются творческие навыки, они понимают задания, в которых предлагается вместе с

воспитателем сочинить, описать, рассказать, составить рассказ, придумать продолжение

(окончание) сказки