2.6 Выступление на научно-практических конференциях, педагогических чтениях, фестивалях. Обобщение и распространение педагогического опыта в рамках курсов повышения квалификации: открытые уроки, мастер-классы, внеклассные мероприятия.

Оюн Чодураа Александровна

Название курса повышения, НПК, фестиваля

Тема доклада, открытого урока, мастер-класса

Место и дата проведения

Выступление на научно-практических конференциях, педагогических чтениях, фестивалях.

Региональный уровень

1.                   

Всероссийская научно-практическая конференция «Этнопедагогические аспекты формирования здорового образа жизни обучающихся: новые взгляды и решения»  

Доклад: «Формирование этнической толерантности у школьников в поликультурном пространстве»

13-14 ноября 2014г

 г. Кызыл Сертификат ТГИП и ПКК

2.                   

КПК «Организация и планирование психологического консультирования всех участников образовательного процесса в ОУ»

Доклад:

«Консультирование в школе»

18 мая 2013г

г. Кызыл Справка ТГИП и ПКК

3

Республиканский фестиваль компьютерных презентаций «Я и мои дети»

Презентации:

1.      «Радуга настроения»;

2.      «Неделя психологии».

6 ноября 2014г. г. Кызыл Сертификат ТГИП и ПКК

4.

КПК «Нормативно-правовые и организационные основы летнего отдыха и оздоровления детей»

Доклад: «Психолого-педагогические особенности работы с детьми разных возрастных категорий в условиях детских оздоровительных лагерей»

10-12 марта 2015г. Справка ГАОУ ДПО ТИРО и ПК г. Кызыл

Обобщение и распространение педагогического опыта в рамках курсов повышения квалификации: открытые уроки, мастер-классы, внеклассные мероприятия.

Региональный уровень

1

Республиканский фестиваль педагогического творчества «Диалог культур» «Формирование универсальных учебных действий через модель поликультурной школы в сельской местности » 

Интегрированный урок: «Психология цвета». (С учителем ИЗО Оюн Л.Д и педагогом-психологом Оюн Ч.А проведен интегрированный урок «Влияние цвета интерьера на психологическое самочувствие»)

30 апреля 2013г. Кызыл Сертификат ТГИП и ПК

2

V Республиканский фестиваль проектов инновационных площадок по введению и реализации ФГОС общего образования»

Мастер-класс для педагогов: «Использование арт-терапии для создания психологического комфорта у участников образовательного процесса».

 

30 марта 2016г. Сертификат ТГИП и ПК  

3

Республиканский фестиваль психологических идей

 За предоставление своего опыта работы

25 апреля 2013г Грамота РЦПМСС Сайзырал

4

КПК «Теория и методика формирования культуры здорового образа жизни у обучающихся начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО»

Тренинг: «Воспитание толерантности как способ развития познавательной мотивации младших школьников»

6 ноября 2014г. Справка ГАОУ ДПО ТИРО и ПК г. Кызыл 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВСЕРОССИЙСКАЯ

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

« ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ

ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ОБУЧАЮЩИХСЯ:

НОВЫЕ ВЗГЛЯДЫ И РЕШЕНИЯ»

Доклад педагога-психолога МБОУ СОШ с. Бай-Хаак Оюн Ч.А по теме: «Формирование этнической толерантности у школьников в поликультурном пространстве»

 

Россия представляла и представляет собой специфическую мозаику, состоящую из множества народов.

Российский ребенок, жизнедеятельность которого с первых месяцев и лет протекает в семье конкретного этноса, воспитывается в рамках одной, преимущественно национальной культуры. Общение в социальной среде и обучение в школе с каждой из культур составляет с одной стороны,  его уникальность и индивидуальность, а с другой стороны, поликультурную направленность его личности, ее толерантность.

Практически любая школа нашей республики будь это город или село поликультурна, в детских коллективах воспитываются дети разных национальностей.

Учителя подчас не могут решить проблемы, возникающие из-за несформированности у детей толерантности или уже сформированной интолерантности.

Установление толерантных отношений между участниками образовательного процесса - основа и начало воспитательных действий. И поэтому в нашей школе рассмотрена и утверждена программа по воспитанию этнической толерантности в условиях поликультурного образования с 2013 года.

Разработанная  нами программа, базируется на уже имеющемся опыте составления программ по данной тематике. Но в то же время отличается от всех остальных тем, что процесс воспитания этнической толерантности в школе описан и составлен на весь промежуток обучения ребенка в школе: с первого момента его прихода в учебное заведение и до последних дней пребывания в нем.

Данная программа состоит из трех этапов:

Воспитание этнической толерантности в начальных классах (1 - 4 кл.);

воспитание этнической толерантности в средних классах (5 - 9 кл.);

воспитание этнической толерантности в старших классах (10 - 11 кл.).

Естественно, что на каждом этапе при формировании программы воспитания толерантности учитываются возрастные особенности учащихся, их возможности на определенном этапе развития и потребности.

Целью программы на начальном этапе является воспитание учащихся младшего школьного возраста в духе терпимости, формирование толерантности как важного качества современной личности. Поэтому перед педагогом стоят следующие задачи: изучение интересов, потребностей и личностных характеристик членов классного коллектива; воспитание в детях уважения к себе, сверстникам и старшим; обучение учеников взаимодействию при решении проблем в коллективе; воспитание умения терпимо относиться к особенностям поведения, культуре, обычаям и традициям людей, имеющим национальные, религиозные и прочие различия; воспитание у учащихся любви в своей Родине, республике, желание знать и изучать историю, традиции и обычаи народов, населяющих мир; развитие умения действовать в соответствии с полученными знаниями в реальных ситуациях. В ходе осуществления программы воспитания ребенок должен научиться успешно взаимодействовать в коллективе, то есть стать социально адаптированным, и противостоять нетолерантному отношению.

На втором этапе воспитания этнической толерантности мероприятия посвященны непосредственно развитию толерантности будет намного меньше. Зато возрастет количество занятий, направленных на просвещение ребенка в области понятия толерантности. В данном возрасте (10 - 15 лет) ученик лучше всего способен запоминать, изучать, воспринять суть явлений. Он намного шире знакомится с окружающим миром. Поэтому на данном этапе важно дать ученику правильное понимание толерантности, необходимо проводить целые занятия посвященные понятию толерантность. В дальнейшем это позволит свободно осуществлять основные принципы толерантности в практике.

Основная цель на данном этапе - это развитие у учащихся черты толерантной личности с целью воспитания чутких и ответственных граждан, открытых восприятию других культур, способных ценить свободу, уважать человеческие достоинства и индивидуальность. Поэтому задачами педагога будут являться: изучение с учащимися терминологии толерантной личности, развитие у учащихся делать выводы и суждения на основе анализа документов, развитие способности адекватно и полно познавать себя и других людей.

На последнем этапе воспитания толерантности педагог уже не оказывает прямого воздействия на данный процесс. В начальных и средних классах ученики ознакамливались с понятием толерантности, оценивали его, то есть прошли этапы - ознакомительный (понятийный) и оценочный (установочный). В старших классах начинается - преобразующий (деятельностный) этап. На данном этапе ученики сами начинают проявлять признаки толерантного поведения, все накопившиеся за годы обучения знания они начинают проявлять на практике. Поэтому, главной целью педагога является закрепление приобретенных ранее знаний и навыков этнической толерантности. Поэтому главная задача педагога это помощь в организации мероприятий посвященных толерантности в том числе и этнической. Педагог на данном этапе лишь направляет или корректирует деятельность учащихся.

Замечу, что каждый учебный год начинается с проведения диагностики (анкетирование, психологическое тестирование) и заканчивается итоговым коллективно-творческим делом.

В сентябре 2014 года проведено диагностическое исследование изучения развития толерантности учащихся среднего и старшего звена.

Всего было охвачено 426 респондентов это учащиеся 5-11 классы.

Целью исследования было определение уровня толерантности  учащихся среднего и старшего звена.

На основании цели, были поставлены следующие задачи:

Определить уровень этнической толерантности, социальной толерантности и толерантности как черта личности испытуемых.

В качестве методов исследования использовалось тестирование по стандартным методикам.

Методика диагностики общей коммуникативной толерантности (В.В. Бойко).

Экспресс-опросник "Индекс толерантности" (Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А. Шайгерова).

Подробно остановлюсь на методике Экспресс-опросник "Индекс толерантности" (Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А. Шайгерова).

Для диагностики общего уровня толерантности можно использовать экспресс-опросник "Индекс толерантности". Стимульный материал опросника составили утверждения, отражающие как общее отношение к окружающему миру и другим людям, так и социальные установки в различных сферах взаимодействия, где проявляются толерантность и интолерантность человека. В методику включены утверждения, выявляющие отношение к некоторым социальным группам (меньшинствам, психически больным людям, нищим), коммуникативные установки (уважение к мнению оппонентов, готовность к конструктивному решению конфликтов и продуктивному сотрудничеству). Специальное внимание уделено этнической толерантности-интолерантности (отношение к людям иной расы и этнической группы, к собственной этнической группе, оценка культурной дистанции). Три субшкалы опросника направлены на диагностику таких аспектов толерантности, как этническая толерантность, социальная толерантность, толерантность как черта личности.

Для количественного анализа подсчитывается общий результат, без деления на субшкалы. А для качественного анализа аспектов толерантности можно использовать разделение на субшкалы:

Результаты исследования.

Результаты исследования и их интерпретация

Результаты  исследования представлены в таблицах и диаграммах.

Нами были  получены следующие количественные и качественные результаты:

  1. среднее значение индекса толерантности у обучающихся 5-х классов выше, чем у обучающихся остальных классов на 16,3 балла;
  2. среди испытуемых доминируют обучающиеся со средним уровнем толерантности. Такие результаты показывают респонденты, для которых характерно сочетание как толерантных, так и интолерантных черт. В одних социальных ситуациях они ведут себя толерантно, в других могут проявлять интолерантность;
  3. наиболее выражена субшкала «толерантность как черта личности», включает пункты, диагностирующие личностные черты, установки и убеждения, которые в значительной степени определяют отношение человека к окружающему миру.

 «социальная толерантность», которая позволяет исследовать толерантные и интолерантные проявления в отношении различных социальных групп (меньшинств, преступников, психически больных людей), а также изучать установки личности по отношению к некоторым социальным процессам. На втором месте «этническая толерантность», которая выявляет отношение человека к представителям других этнических групп и установки в сфере межкультурного взаимодействия. На третьем месте субшкала  «социальная толерантность», которая позволяет исследовать толерантные и интолерантные проявления в отношении различных социальных групп (меньшинств, преступников, психически больных людей), а также изучать установки личности по отношению к некоторым социальным процессам.

Нами выявлены следующие особенности толерантности обучающихся:

  • доминирование обучающихся,  для которых характерно сочетание как толерантных, так и интолерантных черт. В одних социальных ситуациях они ведут себя толерантно, в других могут проявлять интолерантность;

На основании вышеизложенного мы делаем вывод о том, что толерантность обучающихся  ситуативна. Учащиеся чаще всего используют собственные установки и определения в построении взаимоотношений с представителями других национальностей, но при этом они сохраняют ориентацию на мнение родителей и, в большей степени, сверстников.  Более того, учащиеся в целом готовы расширять свои  знания о национальном окружении и национальных особенностях.

Ожидаемые результаты программы

Вследствие того, что программа была нами осуществлена еще не в полной мере, так как мы начали работать по данной программе с 2013 года мы можем говорить только об ожидаемых результатах работы над программой.

Ожидаемые результаты по окончанию  программы можно разделить на две группы, классифицируемые основными этапами в образовании учащихся. Это результаты работы по воспитанию толерантности в младших классах и, непосредственно, ожидаемые черты личности выпускников школы, которые формируются во время обучения в средних и старших классах.

Результаты воспитания толерантности должны среди учащихся снизить уровень агрессивного и конфликтного взаимодействия. У учеников измениться восприятие образовательного процесса. Возрастет взаимопонимание и доверие среди самих учащихся, между учащимися и педагогами, между детьми и их родителями, разовьются индивидуальные творческие способности учащихся и способности творчески решать жизненные ситуации, произойдет осознание значимости здорового образа жизни. А самый главный результат - это сильная и толерантная личность.

Этническая толерантность - это умение терпимо, а главное - с пониманием относиться к людям других национальностей, к их обычаям, традициям, культуре, образцам поведения, образу жизни.

Ожидаемый результат по окончанию программы воспитания толерантности в младших классах - ученик:

имеет широкий познавательный интерес, любознателен, наблюдателен, умеет сосредоточиться, владеет мыслительными операциями;

стремится быть причастным к труду взрослых, коллектива сверстников;

проявляет готовность посочувствовать, поделиться с другими, оказать помощь;

способен к установлению устойчивых контактов со сверстниками, умеет попросить о помощи и заявить о своих потребностях в приемлемой форме;

обладает чувством собственного достоинства;

следит за своей внешностью и вещами;

наделен чувством уважения к своему дому, близким людям, к малой и большой Родине;

умеет замечать и приумножать красивое в природе, искусстве, труде, поступках людей; стремится в своих поступках быть правдивым, вежливым, делать доброе не на показ;

стремится к контактам с окружающими людьми, проявляет доброжелательность в общении со взрослыми и сверстниками.

Ожидаемый результат в конце полного процесса воспитания этнически толерантной личности - ученик:

владеющий системой знаний о различных сферах человеческой деятельности, эта система должна являться основой формирования убеждений, то есть мировоззрения;

знающий этические и правовые нормы, регулирующие отношения человека к обществу, окружающей среде, умеющий учитывать их при решении экономических, социальных, политических и экологических задач в рамках своей компетенции;

способный в условиях развития науки, техники и изменяющейся социальной практики приобретать новые знания, используя современные образовательные технологии;

понимающий сущность и социальную значимость будущей или приобретенной профессии, знакомый с проблемами, определяющими область профессиональной деятельности;

умеющий на научной основе организовать свой труд;

умеющий критически осмысливать социальную информацию, анализировать полученные данные, быть конструктивным в принятии решений;

проявляющий самостоятельность в ситуации выбора и умеющий нести ответственность за принятое решение;

владеющий навыками сотрудничества;

владеющий способами осуществления познавательной, коммуникативной, преобразовательной, художественно-эстетической деятельности;

стремящийся к творчеству;

убежденный, что высшие ценности человеческой жизни - это добро, красота, любовь к людям;

умеющий управлять собой, своими эмоциями, творчески самосовершенствующийся;

владеющий навыками организационной культуры;

наделенный чувством гражданской ответственности, стремящийся быть полезным окружающим людям;

уважающий свой народ и народы других стран;

способный терпимо относиться к людям другой национальности и вероисповедания;

умеющий противодействовать асоциальным проявлениям.

Общий предполагаемый результат педагогической деятельности - полноценная, самодостаточная личность, которой присущи:

принятие себя и других людей таких, какие они есть;

установление доброжелательных отношений с окружающими;

способность к глубокому пониманию жизни;

активное восприятие действительности и способность хорошо в ней ориентироваться;

развитие творческих способностей;

умение полагаться на свой опыт, разум и чувства;

способность брать на себя ответственность;

приложение усилий для достижения поставленных целей.



Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Использование арт-терапии для создания психологического комфорта у участников образовательного процесса».

Тема: «Использование арт-терапии для создания психологического комфорта у участников образовательного процесса».

Цель: повышение профессионального мастерства педагогов – участников мастер-класса через педагогическое общение с демонстрацией применения арт-терапевтических технологий для формирования эмоциональной стабильности и восстановления психологического состояния у участников образовательного процесса.

Задачи:

  1. Познакомить участников мастер-класса с арт-терапевтическими технологиями и их применением в образовательной деятельности.
  2. Создать положительный эмоциональный настрой у педагогов, используя виды арт-терапии (изотерапию, сказкотерапию, музыкотерапию, фототерапию) как одну из форм организации мастер-класса.
  3. Способствовать развитию профессионально – творческой активности, раскрытию внутреннего потенциала кажого педагога, путем создания условий для индивидуальной и коллективной работы.

Ожидаемые результаты:

  1. Практическое освоение педагогами методов и упражнений в арт-терапии, предлагаемых педагогом на мастер-классе.
  2. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в области арт-терапии.
  3. Рост мотивации участников мастер-класса к формированию собственного стиля творческой педагогической деятельности.

Ход мастер-класса

  1. Организационный момент.

Ведущий: Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я приглашаю в круг вас всех.

Я хочу вам предложить поприветствовать друг руга по – особенному.

Вы знаете, как здороваются иностранцы? Европейцы при встрече пожимают друг другу руку, эфиопы – прикасаются щеками, африканцы трутся носами, дружелюбные японцы кланяются. Предлагаю вам поздороваться с соседом слева по-европейски, с соседом справа как японцы. Молодцы, спасибо!

Ведущий: Вашему вниманию предлагаю мастер-класс «Использование арт-терапии для создания психологического комфорта у участников образовательного процесса».

Эмоциональное состояние участников образовательного процесса вызывает сегодня серьезную тревогу. У детей отмечается высокая тревожность, частые проявления общей апатии или, напротив, повышенной раздражительности или агрессивности. У педагогов наблюдается повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события; переживание негативных эмоций, чувство неосознанного беспокойства, депрессивные состояния. Все это приводит к тому, что на сегодняшний момент необходимо искать новые средства психолого-педагогической поддержки предупреждения негативных эмоций у участников образовательного процесса.

В качестве инструмента для обеспечения эмоционального благополучия и психолого-педагогической поддержки у участников образовательного процесса, я рассматриваю один из методов психологической работы, который в последнее время широко используется педагогами – психологами это Арт-терапия.

  1. Основная часть.

Появление арт-терапии как области теоретического и практического знания на стыке искусства и науки относят примерно к 30 –м годам прошлого столетии в Великобритании. Исходя из происхождения «терапия», что в переводе с греческого означает забота, уход, лечение, вполне оправдано его введение в понятийный аппарат психологии и педагогики. Приоритетным значением становится забота о человеке. Лечение понимается как «социально-психологическое врачевание», изменение стереотипов поведения и повышение адаптационных способностей личности средствами художественной деятельности. Арт-терапия - это терапия искусством, забота о душе с помощью искусства. Традиционно арт-терапия связывается с разнообразными видами творчества – от изобразительной деятельности до создания театрализованных действий. В Санкт-Петербурге признанным носителем метода арт-терапии является А. И. Копытин.

Арт-терапия – это один из методов, использующий возможности искусства для достижения положительных изменений в интеллектуальном, социальном, эмоциональном и личностном развитии человека.

Применение технологий арт-терапии в работе педагога-психолога в образовательном пространстве способствует приобретению новых навыков взаимодействия и рефлексии, самопонимания и самопринятия, а также принятия и понимания других людей.

Арт-терапевтические методы работы с детьми и взрослыми это безопасный способ разрядки разрушительных эмоций. Позволяет проработать мысли и эмоции, которые человек привык подавлять. Повышает адаптационные способности человека к повседневной жизни. Снижает утомление, негативные эмоциональные состояния и их проявления, связанные с обучением у детей, работой у педагогов и воспитанием у родителей. Позволяет выстраивать отношения с ребёнком на основе любви и взаимной привязанности.

Современная арт-терапия включает множество направлений:

  • Музыкальная терапия
  • Игровая терапия
  • Драматеарпия
  • Сказкотерапия
  • Библиотерапия
  • Кинотерапия
  • Танцевальная терапия
  • Фототерапия
  • Изотерапия
  • Мандала-терапия

В своей работе с детьми, и взрослыми я успешно применяю такие арт-терапевтические методы как: изотерапия, музыкоперапия, сказкотерапия, танцетерапия, фототерапия.

Изотерапия – это терапия с помощью изобразительного искусства. Терапия искусством позволяет максимально реализовать творческие способности ребёнка, помогает малышу познать своё предназначение. Благодаря рисованию, человек легче воспринимает болезненные для него события.

Музыкотерапия очень эффектна в коррекции нарушения общения, возникших у детей по разным причинам. Контакт с помощью музыки безопасен, ненавязчив, индивидуализирован, снимает страхи, напряжённость.

Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром.

Танцетерапия Танцевальная терапия используется для выражения всего диапазона человеческих эмоций, мыслей и установок. Когда танец используется в терапии, чувства спонтанно высвобождаются в свободном движении и импровизации.

Фототерапия Основное содержание фототерапии – создание или восприятие фотографических образов, дополняемое их обсуждением и разного видами творческой деятельности, включая изобразительное искусство, движение, танец, сочинение историй, стихотворений.

3. Практическая часть.

А сейчас я предлагаю Вам на себе прочувствовать некоторые из методов арт-терапии, которые, я применяю для формирования эмоциональной стабильности и восстановления психологического состояния у участников образовательного процесса. Предлагаю Вам для создания атмосферы доверия и комфорта, настроить себя на позитивное сотрудничество провести упражнение-приветствие «Радостная встреча».

Инструкция: тихо звучит музыка (как фон, все встают в круг).

- Сейчас мы с вами будем передавать свечу по кругу. Каждый участник улыбнётся своему соседу, назовёт его по имени и скажет ему: «Я очень рада видеть тебя! ». И так до тех пор, пока каждый из вас не поприветствует друг друга. Умницы! 

Теперь я предлагаю вам выполнить несколько упражнений в технике изотерапия.

Для изотерапии подходят все виды художественных материалов:

  • краски, карандаши, восковые мелки, пастель;
  • для создания коллажей и объёмных композиций используются журналы, газеты, обои, бумажные салфетки, цветная фольга, коробки от конфет, открытки, тесьма, верёвочки, текстиль;
  • природные материалы - кора, листья и семена растений, цветы, ветки, мох, камешки;
  • для лепки - глина, пластилин, дерево, специальное тесто;
  • бумага для рисования разных форматов и оттенков, картон;
  • кисти разных размеров, губки для закрашивания больших пространств, ножницы, нитки, разные типы клеев, скотч.

Первое упражнение называется «Волшебный рисунок». Это упражнение поможет Вам овладеть художественно-символическими средствами выражения своего эмоционального состояния, научит видеть и чувствовать настроение своих партнеров. Попрошу Вас разделиться на две команды, придумайте название своим командам. Я Вам предлагаю выбрать эмоцию-смайлик, угадать, что это за эмоция и изобразить ее на рисунке в виде какого-то образа восковыми свечами. А теперь поменяйтесь своими рисунками-невидимками с другой командой. Чтобы проявить полученный рисунок-невидимку, нужно закрасить лист краской любого цвета по вашему выбору. Молодцы! Расскажите, пожалуйста, какие волшебные рисунки у Вас получились, дайте им название.

Одним из направлений изотерапии является лепка. Существует множество пластических материалов, которые используют при работе с детьми и взрослыми. Для детей лучше подходит пластилин, а для подростков и взрослых – глина.

В процессе увлекательной лепки ребенку приходится выбирать подходящий цвет пластилина, а также смешивать между собой некоторые тона. Это способствует развитию у детей творческого мышления, восприятие прекрасного. Происходит своего рода «лечение цветом». Всем известно, что различные цвета способны влиять на психику. Например, зеленый — успокаивает, в то время как горячий оранжевый — побуждает к активным действиям. Цветовая терапия подсознательно успокаивает, делает жизнь более яркой/интересной и позволяет отвлечься.

Какие положительные качества развивает лепка арт - терапия у детей?

  • Улучшает мелкую моторику — ребенок учится манипулировать небольшими предметами, умело их переворачивает и передает из рук в руки. Это требует скоординированную работу рук и глаз;
  • Позволяет различать геометрические фигуры и формирует навыки работы с плоскостью — улучшает мышление и математические способности;
  • Учит успешно справляться со стрессовыми/тупиковыми ситуациями — взращивает у детей самостоятельность и ответственность, которые необходимы для дальнейшего развития в детском саде и обучения в общеобразовательных школах;
  • Повышение самооценки — у ребенка получается достигать своей цели, благодаря чему у ребенка возникает желание ставить новые достижимые цели;
  • Улучшение внутреннего состояния/настроения — после сеанса арт-терапии, дети ощущают внутреннее удовлетворение.

Предлагаю вашему вниманию упражнение «Пластилиновое настроение». Вначале предлагается выбрать кусок пластилина (теста) определенной окраски и придать ему подходящую форму (размять, разогреть в руках). Теперь изобразите какое-либо настроение (свои фантазии, представления о счастье, красоте, любви, свободе, одиночестве). Также упражнение можно выполнять с закрытыми глазами. Тогда это будет еще и медитация. Форма необязательно должна проявиться. Можно поиграть в ассоциации. Данное упражнение особенно полезно в терапии агрессивных эмоций, деструктивного поведения, страхов. Пластичность материалов позволяет вносить многочисленные изменения в работу и, соответственно, как бы подправлять эмоциональное самочувствие. Негативные эмоции, образно говоря, могут затеряться, раствориться.

Следующее направление арт-терапии, о котором хотелось бы рассказать это сказкотерапия. 

Волшебная  сила сказок известна с давних  пор.  Русские народные или сочиненные психотерапевтами, даже написанные собственной рукой сказки творят чудеса. Уже давно было замечено, что сказка наравне с развлекательным характером носит воспитательное, познавательное, чувственное и эстетическое значение. Мудрость, поданная в простой и ясной сказочной форме, учит детей думать, находить решения проблем, развивает воображение и интуицию, позволяет накапливать опыт.

Наши предки  знали все эти достоинства  сказок и использовали их в  качестве самого эффективного  средства общения с детьми. Сказка  – универсальный язык, способный  в доступной форме донести  до ребенка нужную информацию. Психологи тоже оценили благотворное влияние сказки на психику ребенка. Вы наверно и сами не раз замечали, что лучшим средством успокоения или воздействия на своего малыша всё чаще становится вовремя придуманная и рассказанная история.

Современные  психологи используют рассказывание сказок, проигрывание сказочных сюжетов, как своеобразную терапию. С помощью метода сказкотерапии они раскрывают душу ребенка, налаживают с ним контакт, упорядочивают внутренний мир, помогают преодолеть проблемы и изменить поведение; либо просто развивают ребенка и обогащают его знания. Сказка является учебником духовных и жизненных знаний.  
 Кладезь мудрости – это русские народные сказки.
Народные сказки складывались веками, приукрашались, ширились, в них отражаются уникальные традиции и ценнейший опыт человечества. Именно народные сказки сохранили нравственно – эстетические принципы, глубину мировосприятия, информацию о взаимоотношениях между людьми, а потому использовались и продолжают используются в педагогических целях.

Я предлагаю вам разыграть сказку «Теремок». Эта позитивная сказка о взаимопомощи и выручке - медведь случайно сломал теремок, но помог его опять построить, да лучше прежнего...А также - вместе веселее жить, чем одному... 

Но я предлагаю вам рассмотреть сказку «Теремок» с шуточной стороны. «В этой сказке главный герой – не Мышка, не Медведь, а сам Терем. Его личность описывают следующая строчка: «Он не низок, не высок». Словом, ни то ни се. Самооценка у Теремка сильно занижена, поэтому он пускает к себе всех подряд. И в итоге, разваливается».

Мораль: если человек не умеет «фильтровать» (что бы то ни было), он, как и Терем, может просто рассыпаться.

Еще одно направление, которое широко используют в практической психологии и в арт –терапии это мандала – терапия. 

"Что же такое мандала-терапия?"

Ответов на этот вопрос достаточно много: «Арт-терапевтическая техника», «Диагностический метод», «Метод аналитической психологии Юнга», «Медитативная техника», «Духовная практика», «Метод саморазвития».

Слово "мандала" имеет древнее происхождение, еще с санскрита оно переводится как "священный круг". Где сам круг - это символ, олицетворяющий модель вселенной, от малого до великого, от схематичного изображения клетки человека до "карта космоса". 

  Во многих древних культурах особенно на Востоке, в культуре индусов, буддистов, мандала считается священной, а ее рисование используют для духовного развития и исцеления тела.
    Изначально мандалы рисовали цветным песком, что до сих пор практикуют Тибетские Монахи, сегодня же мандалу рисуют, вышивают, выбивают на ткани и коже, изображают на песке, делают из витражей и вообще применяют почти все виды творчества!

В психологии мандала - это символическое изображение внутреннего мира, наиболее безопасное для нашего восприятия. Круг создает ощущение защищенного пространства, и это ощущение способствует большему раскрытию в момент творчества, позволяя проявиться самому важному и глубинному.

Для чего рисуют Мандалы?

Мандала, созданная руками человека уникальна и неповторима. Она является продуктом творчества, не только наших рук и сознания, а в первую очередь бессознательного, и создается в определенное время и в определенном месте. Именно по этому, мандала словно зеркало нашей души! Проблемы, радости, тревоги, физическое состояние организма, ресурсы и многое другое — все это находит свое отражение в мандале. В процессе рисования мандалы мы можем ее гармонизировать! Ведь то, что окружает нас – всего лишь отражение того, что внутри, а значит, изменив внутреннее состояние, мы автоматически изменяем то, что нас окружает снаружи. А само рисование в круге красиво и настраивает человека на положительные мысли!

Существуют ли противопоказания для мандала-терапии?

НЕТ! Это в первую очередь техника, помогающая найти скрытые в человеке возможности изменить то, что не нравиться в жизни или в себе. Она достаточно мягко и аккуратно погружает человека в мир бессознательного, пробуждая в нем ребенка, умение радоваться всему и играть, открывая новые грани творческой стороны человека. Создание персональной мандалы удивительный и захватывающий творческий процесс, этап вспоминания и узнавания себя заново. 

Препятствием к этому виду арт-терапии не может быть и отсутствие или наличие художественных навыков. Проверенно на опыте, что большинство людей, несмотря на отсутствие у них опыта предшествующей изобразительной деятельности, достаточно легко создают абстрактные композиции.

Мандалы хороши как для детей, так и для взрослых. Так, в психокоррекционной и развивающей работе с детьми и подростками психологические возможности мандал возможно применять:

  • в целях коррекции эмоционального состояния, нормализации поведения(раскрашивание готовых мандал-раскрасок)
  • в целях диагностики актуального настроения (раскрашивание белого круга)
  • в целях изучения групповых взаимоотношений (создание индивидуальных мандал в группе с последующим созданием коллективной композиции)
  • с целью диагностики и коррекции конкретной проблемы (раскрасить круг символизирующий школу, семью, образ «Я», дружбу, любовь, гнев и пр.)

Также есть и другие возможности применения мандал в актуальных направлениях психокоррекционной работы психолога с детьми, подростками и взрослыми, это:

  • При проблемах самооценки
  • При ощущении внутреннего дисбаланса
  • Активизация ресурсных состояний личности
  • При страхе потерять контроль над собой
  • При пессимизме и депрессии
  • При психокоррекции накопившегося раздражения и агрессии
  • Психокоррекция эмоциональной гиперчувствительности или напротив, алекситимии (сложность в отреагировании чувств, эмоций).
  • При ощущение жизненного тупика
  • Психокоррекция страхов и тревог
  • Преодоление кризиса в развитии (возрастные, личностные)
  • Сопровождение адаптации
  • Семейные ситуации
  • Психосоматические проблемы
  • Сплочение группы на основе духовного сближения, коллективного творчества
  • Повышение концентрации и внутреннего равновесия (например, у гиперактивных детей)
  • Коррекция расстройств мелкой моторики и нервного напряжения
  • Воспитание терпеливости и аккуратности
  • Формирование самоуверенности на основе спокойствия и стимуляции творческого потенциала

Я хочу предложить вам раскрасить готовые мандалы.

Звучит музыка, педагоги раскрашивают распечатанные на листах мандалы.

Музыкотерапия.

Давайте поиграем в игру «Дождь в лесу»

Цель: релаксация, развитие чувства эмпатии.

Инструкция: Участники стоят по кругу; друг за другом – они «превращаются» в деревья в лесу, слушают текст и выполняют действия.

- В лесу светило солнышко, и все деревья протянули к нему свои веточки. Высоко-высоко тянутся, чтобы каждый листочек согрелся (поднимаемся на носочки, высоко поднимаем руки, перебирая пальцами).

Но подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны. Но крепко держатся корнями деревья, устойчиво стоят и только раскачиваются (раскачиваемся в стороны, напрягая мышцы ног). Ветер принёс дождевые тучи, и деревья почувствовали первые нежные капли дождя (участники лёгкими движениями пальцев касаются спины стоящего впереди). Дождик стучит всё сильнее и сильнее (усиливаем движение пальцев по спине). Деревья стали жалеть друг друга, защищать от сильных ударов дождя своими ветвями (проводим ладошками по спине стоящего впереди). Но вот опять появилось солнышко. Деревья обрадовались, стряхнули с листьев лишние капли дождя, оставили только необходимую влагу. Деревья почувствовали внутри себя свежесть, бодрость и радость жизни.

Метод Фототерапия в психологии является одним из направлений арт-терапии. Фототерапией называют лечебно-коррекционное применение фотографии, ее использование для решения психологических проблем.

 Мы  почти каждый день используем возможности фототерапии, сами того не осознавая:

когда делаем серию снимков, ищем лучший ракурс, исследуем пространство вокруг себя, моделируем картинку своей жизни;

когда выкладываем фотографии о  поездке, событии, впечатлении в социальных сетях, создавая свою историю - веселую, нежную или авантюрную;

когда позируем перед камерой, создавая определенный образ и настроение;

когда просматриваем старый семейный альбом с пожелтевшими фото, соединяя себя с историей своего рода и семьи;

Просмотр презентации с фотографиями..

Завершающее упражнение «Спасибо».

Участники встают в круг, и ведущий каждому предлагает мысленно положить в левую руку все то, с чем он пришел сегодня, свой багаж знаний, настроения, мыслей, опыта, а на правую руку – то, что получил на этом занятии нового. Я хочу, чтобы все улыбнулись и поаплодировали себе за прекрасную работу.

http://www.verbum-christi.com/wp-content/uploads/2015/07/shema_emocii.jpg


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Психолого-педагогические особенности детей разных возрастов в детском лагере педагог-психолог МБОУ СОШ с. Бай-Хаак Оюн Ч.А

Слайд 2

Детский лагерь - это своеобразный замкнутый мир, где средний возраст жителей гораздо меньше восемнадцати лет, и самая большая разница в возрасте едва ли достигает десяти лет, но при этом у каждого возраста есть свои особенности, которые надо знать и учитывать в своей работе.

Слайд 3

Выбирая отряд, с которым вы хотите работать, нужно учитывать следующее деление детей по возрастам: младшие отряды - 6-8 лет средние младшие - 9-10 лет средние - 11-12 лет старшие - 12-14 лет Верхний возрастной предел, когда ребенок еще может попасть в лагерь, составляет 14 лет, но в реальности эта норма часто нарушается, и вы можете встретить в лагере и 16-летних детей. Мы же все-таки ограничимся диапазоном от 6 до 14 лет.

Слайд 4

Когда человек растет, его психика, поведение и характер меняются. Какие же изменения происходят с детьми когда они растут? На характер взаимоотношений вожатого и его воспитанников оказывает большое влияние уже их первая встреча. Здесь срабатывает известный в психофизиологии механизм первого предъявления. Как воспримут дети своего воспитателя, вожатого с самого начала, каким его увидят, понравятся ли они друг другу — от этого во многом зависит успех их будущей совместной жизни и деятельности. Следовательно, прежде всего педагог должен знать половозрастные психологические особенности детей.

Слайд 5

Возрастные особенности детей 6 – 8 лет · высокий уровень активности; · процессы возбуждения преобладают над процессами торможения; · эмоциональная непосредственность; · повышенная работоспособность, но в то же время высокая утомляемость, вследствие чего необходим отдых в течении дня ; · Высокая потребность в игре, движении, во внешних впечатлениях; · Предпочтение к шумным коллективным играм; · Высокая чувствительность к критике со стороны взрослых; · Сознание различий пола; · Становление независимости; · Развитие социальных эмоций, подчинение своих интересов интересам группы; · Нередки случаи возникновения различных страхов (боязнь темноты, высоты, одиночества, фантастических существ, драк, травм, неудач, антипатий окружающих); · Желание проигрывать позитивные социальные роли; · Желание быть полезным; · Становление чувства ответственности; · Стремление научиться общаться с людьми вне семьи;

Слайд 6

Возрастные особенности детей 9 – 10 лет • Повышенный интерес к людям, их социальным ролям, текущим событиям, природе; • Высокий уровень активности; • Ориентирование больше на действие, чем на размышление; • Настроение подвержено колебаниям; • Высокая чувствительность к обидам, критике, подвержены ревности; • Энергичность, настойчивость, быстрота, энтузиазм; • Нередки непродолжительные взрывы гнева, агрессии; • Потребность в постоянном действии, стремление к большой мускульной активности; • Осознание себя в группе, объединение в группы по интересам; • Развитое самосознание, боязнь поражения; • Девочки сильно опережают в психическом и физическом развитии мальчиков; • Разделение полов; • Стремление к соперничеству, частые споры со сверстниками; • Мнение группы более важно, чем у взрослых; • Развитое воображение и эмоциональность ; • Уверенная независимость от взрослых, в тоже время тенденция к усилению любви к некоторым взрослым; • Повышенный интерес к деятельности вне помещений; • Стремление к общению со взрослыми.

Слайд 7

Возрастные особенности детей 11 – 14 лет Достижение половой зрелости; • Развитие девочек опережает развитие мальчиков на 2 года, но девочки интересуются мальчиками раньше, чем мальчики девочками; • Беспокойство о внешности; • Высокая социальная активность, особенно в группе; • Проявление лидерских качеств; • Увеличение сознания роли полов и обучение в этой области; • Основная проблема – достижения независимости от семьи; • Высокая ранимость; • Сокрытие истинных чувств за напускной небрежностью, цинизмом; • Подвергает сомнению авторитет взрослого; • Потребность в общении “на равных”; • Поиск себя и самосознания; • Потребность в принятии ребенка среди сверстников; • Время выбора профессии; • Опыт первой любви.

Слайд 8

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Летний лагерь как форма организации отдыха во временном детском объединении открывает перед личностью ребенка позитивные возможности развития, отсутствующие в условиях школьного коллектива. Особое внимание уделяется сохранению и укреплению психического здоровья детей, важным составным компонентом которого является психологический комфорт. Создание благоприятного психологического климата, организация содержательного и разнообразного досуга в детском коллективе – важная задача, требующая высокого уровня развития психолого-педагогической компетентности, методического мастерства и творчества педагогического коллектива лагеря.

Слайд 9

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тренинг «Воспитание толерантности как способ развития познавательной мотивации младших школьников».

Слайд 2

Сейчас я попрошу вас поработать в группах. Для этого мы рассчитаемся: « Яблоко, груша, апельсин »

Слайд 3

Рассказ «С кем поведешься» Вопросы для обсуждения: Как вы думаете, почему все одноклассники пожалели Юру? Попробуйте объяснить, почему за весь день мальчик так и не поссорился с Любой? Какое качество помогло ему в этом?

Слайд 4

Толерантность — французское слово, имеющее несколько значений. В китайском языке — позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других; В арабском языке - прощать, быть мягким, снисходительным, благосклонным; В русском языке — способность и умение уважать других людей, мириться с чужим мнением, характером.

Слайд 5

Работа в группах «Пожалуйста, напишите, что каждый из вас думает о том, что такое толерантность ». (Заслушивание мнений и комментариев) .

Слайд 6

Игра « Ветер дует на того…»

Слайд 7

Работа в группах Уважаемые коллеги, давайте вместе подумаем, что такое конфликт . Напишите на листке, что по-вашему, обозначает слово «конфликт». Определение понятия «конфликт»» вырабатывается коллективно.

Слайд 8

Работа со сказкой « Птичка и мышь »

Слайд 9

Вопросы для обсуждения: Вспомните, почему поспорили Птичка и Мышь? Как вы думаете, почему мышиный судья решил отдать зернышко Мышке, а птичий судья - Птичке? Как вы считаете, были ли эти решения справедливыми? Объясните, пожалуйста, свое мнение.

Слайд 10

Определите пожалуйста вид конфликта в данной сказке. Конфликты могут иметь разные виды: A) внутренний (когда человек спорит сам с собой); Б) между личностями (когда спорят два человека); В) между группами людей (когда в споре участвуют несколько человек); Г) между государствами (когда в спор вовлечены страны).

Слайд 11

Терпеть и верить — Прекрасны все на свете; Коты, собаки и медведи, Прекрасны взрослые и дети, И сослуживцы, и соседи. Терпенье - наш взаимный шанс, Ведь кто-то также терпит нас.

Слайд 12

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема выступления: «Формирование этнической толерантности у школьников в поликультурном пространстве"

Слайд 2

Этническая толерантность - это умение терпимо, а главное - с пониманием относиться к людям других национальностей, к их обычаям, традициям, культуре, образцам поведения, образу жизни.

Слайд 3

Программа по воспитанию этнической толерантности в условиях поликультурного образования ( с 2013 года). Разработанная нами программа, базируется на уже имеющемся опыте составления программ по данной тематике. Но в то же время отличается от всех остальных тем, что процесс воспитания этнической толерантности в школе описан и составлен на весь промежуток обучения ребенка в школе: с первого момента его прихода в учебное заведение и до последних дней пребывания в нем.

Слайд 4

Данная программа состоит из трех этапов: Воспитание этнической толерантности в начальных классах (1 - 4 кл.); воспитание этнической толерантности в средних классах (5 - 9 кл.); воспитание этнической толерантности в старших классах (10 - 11 кл.).

Слайд 5

Целью программы на начальном этапе является воспитание учащихся младшего школьного возраста в духе терпимости, формирование толерантности как важного качества современной личности. Поэтому перед педагогом стоят следующие задачи: изучение интересов, потребностей и личностных характеристик членов классного коллектива; воспитание в детях уважения к себе, сверстникам и старшим; обучение учеников взаимодействию при решении проблем в коллективе; воспитание умения терпимо относиться к особенностям поведения, культуре, обычаям и традициям людей, имеющим национальные, религиозные и прочие различия; воспитание у учащихся любви в своей Родине, республике, желание знать и изучать историю, традиции и обычаи народов, населяющих мир; развитие умения действовать в соответствии с полученными знаниями в реальных ситуациях.

Слайд 6

Основная цель на втором этапе (5-11 классы) - это развитие у учащихся черты толерантной личности с целью воспитания чутких и ответственных граждан, открытых восприятию других культур, способных ценить свободу, уважать человеческие достоинства и индивидуальность. Поэтому задачами педагога будут являться: изучение с учащимися терминологии толерантной личности, развитие у учащихся делать выводы и суждения на основе анализа документов, развитие способности адекватно и полно познавать себя и других людей.

Слайд 7

Каждый учебный год начинается с проведения диагностики (анкетирование, психологическое тестирование) и заканчивается итоговым коллективно-творческим делом. В сентябре 2014 года проведено диагностическое исследование изучения развития толерантности учащихся среднего и старшего звена. Всего было охвачено 426 респондентов это учащиеся 5-11 классы. Целью исследования было определение уровня толерантности учащихся среднего и старшего звена. На основании цели, были поставлены следующие задачи: Определить уровень этнической толерантности, социальной толерантности и толерантности как черта личности испытуемых.

Слайд 8

В качестве методов исследования использовалось тестирование по стандартным методикам: Методика диагностики общей коммуникативной толерантности (В.В. Бойко). Экспресс-опросник "Индекс толерантности" (Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А. Шайгерова). : Подробно остановлюсь на методике Экспресс-опросник "Индекс толерантности" (Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А. Шайгерова).

Слайд 9

Для диагностики общего уровня толерантности можно использовать экспресс-опросник "Индекс толерантности". Стимульный материал опросника составили утверждения, отражающие как общее отношение к окружающему миру и другим людям, так и социальные установки в различных сферах взаимодействия, где проявляются толерантность и интолерантность человека.

Слайд 11

Результаты исследования и их интерпретация

Слайд 13

Нами были получены следующие количественные и качественные результаты: среднее значение индекса толерантности у обучающихся 5-х классов выше, чем у обучающихся остальных классов на 16,3 балла; среди испытуемых доминируют обучающиеся со средним уровнем толерантности. Такие результаты показывают респонденты, для которых характерно сочетание как толерантных, так и интолерантных черт. В одних социальных ситуациях они ведут себя толерантно, в других могут проявлять интолерантность;

Слайд 14

наиболее выражена субшкала «толерантность как черта личности», включает пункты, диагностирующие личностные черты, установки и убеждения, которые в значительной степени определяют отношение человека к окружающему миру. «социальная толерантность», которая позволяет исследовать толерантные и интолерантные проявления в отношении различных социальных групп (меньшинств, преступников, психически больных людей), а также изучать установки личности по отношению к некоторым социальным процессам. На втором месте «этническая толерантность», которая выявляет отношение человека к представителям других этнических групп и установки в сфере межкультурного взаимодействия. На третьем месте субшкала «социальная толерантность», которая позволяет исследовать толерантные и интолерантные проявления в отношении различных социальных групп (меньшинств, преступников, психически больных людей), а также изучать установки личности по отношению к некоторым социальным процессам.

Слайд 15

Вывод: На основании вышеизложенного мы делаем вывод о том, что толерантность обучающихся ситуативна. Учащиеся чаще всего используют собственные установки и определения в построении взаимоотношений с представителями других национальностей, но при этом они сохраняют ориентацию на мнение родителей и, в большей степени, сверстников. Более того, учащиеся в целом готовы расширять свои знания о национальном окружении и национальных особенностях.

Слайд 16

Терпеть и верить — Прекрасны все на свете; Коты, собаки и медведи, Прекрасны взрослые и дети, И сослуживцы, и соседи. Терпенье - наш взаимный шанс, Ведь кто-то также терпит нас.

Слайд 17

Спасибо за внимание!