Доклады, выступления

Поликарпова Галина Николаевна

Выступление на МО по теме "Перевёрнутый урок"-что это такое?

Согласно ФГОС нового поколения, успешность современного человека определяют ориентированность на знания и использование новых технологий, активная жизненная позиция, установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего, активное финансовое поведение, эффективное социальное сотрудничество, здоровый и безопасный образ жизни. Реализации данных задач в полной мере способствует системно-деятельностный подход в обучении и воспитании. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАОУ « СОШ № 26»

        Реализация системно-деятельностного подхода в обучении на уроках русского языка и литературы

(выступление на методическом совете учителей русского языка и литературы)

        Докладчик: Поликарпова Г.Н.

        

Улан - Удэ

2016

Реализация системно-деятельностного подхода в обучении на уроках русского языка и литературы

                                                     «Человек достигнет результата, только делая что-то сам...» 
                                                                                                                          А. Пятигорский 

     Начало 21 века требует от образованных людей способности самостоятельно ориентироваться во всех видах обширной информации, решать многочисленные производственные и социальные проблемы. Это значит, что ближайшее будущее потребует от каждого сегодняшнего ученика самостоятельного мышления, способности разбираться в ситуации и находить решение. 

     Ребенок, поставленный в позицию ученика, посещающего школу и аккуратно выполняющий предписания учителя и домашнее задание, не в состоянии справиться с новыми требованиями, выдвигаемые жизнью, так как, прежде всего, он исполнитель, вооруженный суммой знаний. Поэтому задачей современной школы становится формирование человека, совершенствующего самого себя, способного самостоятельно принимать решения, отвечать за них, находить пути их реализации, то есть необходимо становление творческого человека в широком смысле этого слова. 


    Согласно ФГОС нового поколения, успешность современного человека определяют ориентированность на знания и использование новых технологий, активная жизненная позиция, установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего, активное финансовое поведение, эффективное социальное сотрудничество, здоровый и безопасный образ жизни. Реализации данных задач в полной мере способствует системно-деятельностный подход в обучении и воспитании. 


    Идея деятельностного подхода состоит в том, что новые знания даются детям не в готовом виде.
Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Наша задача при введении материала заключается не в том, чтобы наглядно и доступно все объяснить, рассказать и показать, а в том, чтобы организовать исследовательскую работу детей, чтобы дети сами додумались до решения ключевой проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях. Дети самостоятельно находят свои ошибки, выявляют причину этих ошибок, им предоставляется возможность самостоятельно исправить ошибки и убедиться в правильности их исправлений, учатся рефлексировать свою деятельность. А это так сейчас актуально, так как от самооценки и самоконтроля зависит взаимоотношение ребенка с окружающими, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. 


Главные принципы деятельностного подхода: 

  • научить учиться, 
  • научить объяснять явления действительности, их сущность, причины, взаимосвязи, используя соответствующий научный аппарат, 
  • научить ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни – экологических, межкультурного взаимодействия и т.п., 
  • научить ориентироваться в мире духовных ценностей, отражающих разные культуры и мировоззрения, 
  • научить решать проблемы, общие для различных видов профессиональной и иной деятельности (коммуникативные, поиска и анализа информации, принятия решений, организации совместной деятельности и.т.п.). 

      Такой подход предполагает, что знания приобретаются и проявляются только в деятельности, что за умениями, навыками, развитием и воспитанием ученика всегда стоит действие. В образовательной области «Филология» приоритетным является коммуникативное развитие-формирование способности и готовности свободно осуществлять общение на русском, родном и иностранных языках, овладение современными средствами вербальной и невербальной коммуникации. 


     Особенностью учебного процесса в системе деятельностного подхода является то, что центром деятельности становится ученик, а учитель выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу, самостоятельность. 


      В чём же основное отличие традиционного урока от современного, требующего системно –деятельностного подхода в преподавании? 


- В традиционном уроке знания давались в готовом виде, а сейчас же учащиеся должны открывать знания сами. 
- В отличие от традиционного современный урок даёт возможность учащимся самим прийти к открытию нового знания через практическую направленность. Учитель не наставник, а друг, помогающий справиться с возникшими проблемами на уроке. 
- На современном уроке учителю необходимо создавать условия и направлять деятельность своих учеников на приобретение знаний в процессе собственной деятельности на уроке. 


   
Современный урок должен формировать универсальные учебные действия, обеспечивающие школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Воспитанию положительной мотивации учения способствует общая атмосфера в школе и классе: включенность ученика в разные виды деятельности, отношения сотрудничества учителя и учащегося, привлечение учащихся к оценочной деятельности и формирование у них адекватной самооценки. 


  Именно на уроках русского языка и литературы происходит формирование таких базовых компетенций, как общекультурной, информационной, коммуникативной. Отсюда вытекает актуальность реализации системно – деятельностного подхода в преподавании русского языка и литературы. 


   
Понять содержание текста – главная и одновременно сложная задача, стоящая перед современным школьником. 
Текст является самой крупной единицей речи. Именно поэтому текст рассматривается как дидактическая единица в методике преподавания русского языка и литературы. 


   Текст включает языковые единицы, изучение которых является целью уроков русского языка. Одновременно текст имеет ярко выраженную идею, которая раскрывается через его содержание, - а это предмет изучения на уроках литературы. Поэтому перед учителем стоит задача: интегрирования двух предметов русского языка и литературы. 


   
Предлагаемый подход к преподаванию русского языка и литературы имеет ряд преимуществ: учащиеся систематически получают навыки общения, сотрудничества, саморегуляции поведения в коллективе. Происходит это в привычной обстановке микрогруппы, в которую объединяются учащиеся. Работа в микрогруппах постепенно раскрепощает ребят, создает условия психологического комфорта, учит свободно излагать свои мысли, доказывать собственные выводы, слушать других, уважать чужую точку зрения, спорить, анализировать свои действия, давать им оценку. Идет формирование личности, способной оценить ситуацию, увидеть проблему, принять решение, реализовать его и нести ответственность за свой выбор. 


   Именно на уроках русского языка и литературы мы непосредственно работаем со словом, предложением, текстом; учим детей составлять планы, конспекты, аннотации и рецензии информационных сообщений; аргументировать свои высказывания; воспитываем у учащихся бережное уважительное отношение к слову. 


    Раньше основная задача по отношению к ученику на уроках литературы сводилась к формуле «Прочти и перескажи».
Теперь надо учить поиску информации, её использованию. Задача учителя – развивать у школьников такие читательские навыки, как поиск, выбор, оценка информации из текстов, используемых во внешкольных ситуациях. Эти читательские умения не только оттачивают умы учащихся, но и служат базой для учебной успешности во всех школьных дисциплинах, являются необходимым условием успешного участия в большинстве сфер взрослой жизни. 


   Также идет подготовка к ГИА, когда нужно будет написать сжатое изложение с элементами сочинения. На уроках русского языка и литературы учащиеся должны овладеть универсальным учебным действием – критически читать текст, сжимать его, запоминать главное, выделять его и писать по нему сочинение короткого жанра, сформулировав проблему текста. 


Уроки литературы являются простором для творческой деятельности учащихся. При изучении текста «Поучения Владимира Мономаха» ученики составляли свои поучения: это были поучения сестре, брату, одноклассникам и даже самому себе. 
В 5 классе при изучении народных сказок на доске записаны слова: «Сказка – ложь, да в ней намек…».
Урок начинается с проблемного вопроса: «Почему сказку называют ложью?». Пятиклассники приводят примеры волшебства в сказке, называют чудесных помощников. Возникает спор о победе добра над злом, высказываются разные точки зрения на этот счет. После размышлений о добре и зле ученики самостоятельно определяют цель урока, прочитав вновь слова, записанные на доске, и теперь уже внимание обращается на другое ключевое слово «намек». 


    Родной человек…Такие слова написаны на доске при изучении темы: А.С.Пушкин «Няне». Первый вопрос на уроке: «Кого мы считаем родным человеком?» заставляет задуматься всех учащихся, никого не оставляет равнодушным. От собственного понимания слова «родной» ученики переходят к осознанию «родные А.С.Пушкина», пониманию стихотворения «Няне». 
Тема урока «Противостояние добра и зла в творчестве А.С.Пушкина. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».
Учащиеся сами определяют цель урока. После беседы о противостоянии добра и зла в сказке ученики в группах выполняют самостоятельную работу: выписывают ключевые слова, воссоздающие портрет и характер героинь (1- царица, 2 – царевна), выписывают обращения и определяют их роль в тексте. 


   
Одной из форм деятельностного подхода является проектная деятельность обучающихся. Метод проектов предполагает решение какой-то проблемы и всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени. При изучении былин дети готовили мини – проекты «О русских богатырях». 


   
Любая деятельность начинается с постановки цели, личностно значимой для учеников, когда эта цель «присвоена» учеником, он может понять и сформулировать задачу. Чтобы возник у учащихся познавательный интерес, надо их столкнуть с «преодолимой трудностью», то есть, создать проблемную ситуацию, чтобы решить её, выполняются учебные действия, на этом этапе надо создать ситуацию успеха. Новая парадигма образования, образования 21 века – вооружение школьников умениями самостоятельно учиться: приобретать знания, умения, навыки УУД. 


Решение проблемного вопроса или формирование проблемы на основе жизненного опыта учащихся (заложенное противоречие между знанием и незнанием) способствует активизации мыслительной деятельности учащихся и выход на постановку целей. Так при изучении темы "Сказуемое” перед учащимися ставится поисковая задача: найти, чем различаются сказуемые следующих предложений: Листья желтели – Листья стали желтеть – Листья стали желтыми. 


Закончить работу позволяют следующие проблемные вопросы: 


– На какие группы можно разделить сказуемые данных предложений и по какому признаку? 
- Какие сказуемые можно назвать простыми, а какие – составными и почему? 
– Чем различаются сказуемые второй группы? 
- Какое из них можно назвать глагольным, а какое – именным? Почему? 


При изучении темы «Указательные местоимения» в 6 классе дается исследовательское задание классу: 

  • Рассмотрите слова. Что общего во всех этих словах? 
  • Распределите слова на группы (количество групп каждый определяет самостоятельно) 

Это, этот, тут, теперь, такой, столько, там, туда, такова, оттуда, та, тогда, так, того. 
После того, как ученики распределят слова на группы, заслушиваются варианты ответов и обоснования предложенного распределения. Затем ученикам предлагается вариант учителя и дается задание объяснить предложенное распределение слов на группы (местоимения и наречия): 

  • Это 
  • этот 
  • такой 
  • столько 
  • такова 
  • та 
  • того тут 
  • теперь 
  • там 
  • туда 
  • оттуда 
  • тогда 
  • так 

   Подобное задание позволяет ученикам проявить как самостоятельность мышления, высказать свои точки зрения об указательных местоимениях, так и показывает возможные затруднения при изучении данной темы. 


   
Говоря о системно-деятельностном подходе в образовании, нельзя отрывать это понятие от воспитательного процесса. Только в условиях деятельностного подхода, а не потока информации, нравоучений человек выступает как личность. Взаимодействуя с миром, человек учится строить самого себя, оценивать себя и само анализировать свои действия. Поэтому проектная деятельность, деловые игры, коллективные творческие дела – это все то, что направлено на практическое общение, что имеет мотивационную обусловленность и предполагает создание у детей установки на самостоятельность, свободу выбора и готовит их жизни – это и есть системно-деятельностный подход, который приносит, несомненно, свои плоды не сразу, но ведет к достижениям. 


Итак, системно-деятельностный подход в образовании – это не совокупность образовательных технологий, методов и приемов, это своего рода философия образования новой школы, которая дает возможность учителю творить, искать, становиться в содружестве с учащимися мастером своего дела, работать на высокие результаты, формировать у учеников универсальные учебные действия – таким образом, готовить их к продолжению образования и к жизни в постоянно изменяющихся условиях.

В работе использованы ресурсы интернета.        



Предварительный просмотр:

        МАОУ «СОШ №26»


1 слайд. Тема «Создание ситуации успеха как одно из средств повышения социализации учащихся»

Социализация – это процесс становления личности. В процессе такого становления происходит усвоение родного языка, социальных ценностей, норм, установок, образцов поведения, культуры, присущих данному обществу, социальной общности, воспроизводство личностью социальных связей и социального опыта. Социализация рассматривается и как процесс и как результат.

Сущность социализации состоит в том, что в процессе ее человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит.

В условиях введения ФГОС особенно актуальной является проблема социализации школьников. 

  • 2 слайд  «Успех в учении-единственный источник внутренних сил ребёнка , рождающий энергию для преодоления трудностей , желания учиться…» К. Д. Ушинский.

        3слайд.        Успех в учении и в жизни – это один из источников

внутренних сил школьника,

рождающий энергию для преодоления трудностей, желание учиться, залог будущей успешной социализации выпускника.

4 слайд Что же такое «ситуация успеха»? 
С педагогической точки зрения, ситуация успеха-это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом. 
*Задача педагога состоит в том, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя. 
Таким образом, ученик тогда тянется к знаниям, когда переживает потребность в учении, когда им движут здоровые мотивы и интерес, подкрепленные успехом. 

5 слайд Переживание учеником ситуации успеха:

 

  • повышает мотивацию учения и развивает познавательные интересы, позволяет ученику почувствовать удовлетворение от учебной деятельности;
  • стимулирует к высокой результативности труда;
  • корректирует личностные особенности такие, как тревожность, неуверенность, самооценку;
  • развивает инициативность,  активность;
  • развивает коммуникативные способности;
  • поддерживает в классе благоприятный психологический климат

6 слайд Условия, способствующие созданию

ситуации успеха

  • 7 слайд
  •         Соответствие материала по сложности и типу класса;
  •  Применение уровневого деления учащихся;
  • Учет психофизического развития каждого ученика
  •         Ориентация на зону «ближайшего» и «дальнего» развития каждого ученика;
  •         Оптимальный темп урока;
  •          Межпредметные связи
  • Опора на знания учащихся;
  •         Выбор действия в соответствии с возможностями ученика;
  •         Индивидуальные задания для слабых и сильных учащихся;

8слайд

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» отмечает: «Главные задачи современной школы – раскрыть способности каждого ученика, воспитать порядочного и патриотичного человека (гражданина, патриота своей страны), готового к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации»

Школьное образование базируется на единстве и взаимосвязи знаний о социальной и индивидуальной жизни человека. Одна из задач школы -привить выпускнику потребность  к постоянному самообразованию.

Какова же во всем этом роль ситуации успеха?

Организация учебного процесса будет результативной при условии сотрудничества между учителями и учащимися, и только в том случае, если обучающиеся будут испытывать успех в познании окружающей действительности.

Надежным путем  создания  ситуаций  успеха  является дифференцированный подход к определению содержания деятельности и  характеру помощи учащимся при ее осуществлении.

Большое  значение  в  создании  ситуаций  успеха   имеет   общая   морально-психологическая атмосфера выполнения заданий,  поскольку  это  в значительной мере снимает чувство неуверенности, боязни приступить к  внешне сложным заданиям.

Использование ситуации успеха способствует повышению  рабочего тонуса,  увеличению  производительности  учебного  труда,  а  также   помогает учащимся осознать себя полноценной  социализированной личностью.

Некоторые приемы, которые позволяют создать ситуацию успеха и активизировать познавательную деятельность на уроках русского языка, предлагаю вашему вниманию.

10 слайд Прием «Настроение»

Урок желательно начинать с создания  благоприятной обстановки на удачу. Вот примеры:

-Здравствуй, солнце! Здравствуй, день!

Подарите улыбки друг другу. Если вы научитесь улыбаться красоте, добру, то ваша улыбка будет возвращаться к вам с радостью. Ведь окружающий мир – это большое волшебное зеркало.

-Здравствуйте, кто, может быть, не выспался. Здравствуйте те, у кого плохое настроение. Здравствуйте те, кто с нетерпением ждет каникул. Здравствуйте те, кто сегодня будет хорошо, активно работать на уроке.

-Улыбнемся друг другу! Пусть от улыбки станет тепло на душе, пусть она поможет легко и радостно трудиться на уроке. Желаю всем нам успехов!

- Посмотрите в окно, улыбнитесь солнышку: оно заглядывает к нам в класс и пытается угадать наше настроение.

-Закройте глаза. Представьте себе улыбку. Попытайтесь нарисовать то, что представили. Подарите рисунок соседу по парте. Подарите мне свои улыбки. Что ж, я вижу – вы готовы к работе. Начнем.

- Повернитесь друг к другу и улыбнитесь, передайте теплоту своего сердца друг другу. Возьмитесь за руки и мысленно пожелайте себе и всем, кто рядом, любви, радости и успеха.

-Закройте глаза. Представьте себе яркое солнышко, зелёный луг, полевые цветы. Вдохните аромат этого луга. Сделайте глубокий вдох, а теперь медленно выдохните. (Данное упражнение стимулирует работу лёгких).

-Я рада всех вас видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбнусь вам, вы улыбнитесь мне. Я хочу вам пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями, вы получили удовольствие от работы друг с другом и стали немножко добрее. Садитесь.

Формула удачи: улыбка - настроение - вера в себя - результат.

Прием «Снятие страха»

Тестирование постепенно становится основной формой сдачи экзаменов. ГИА и ЕГЭ по русскому языку, состоят из тестового материала. Применяю на уроках при проверке домашнего задания или при  закреплении нового материала тематические тесты, позволяющие за короткое время получить объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать. 

 Для того чтобы ученик готовился к урокам изо дня в день, зная, что обязательно будет опрос в виде тестирования, он должен знать изученный материал.  Следовательно, у ученика будет тяга  к знаниям, когда переживает потребность в учении, когда им движут здоровые мотивы и интерес, подкрепленные успехом. Снятие страха - особая операция, необходимая для каждого ребенка, жаждущего успеха и пугающегося неудачи.         Эта поддержка нужна постоянно. Для этого можно использовать фразы:  «хорошо», «очень хорошо» и «молодец», «Ты сегодня сделал лучше, чем вчера!», «Уже намного лучше! Старайся  и дальше!» и т.д.

После выполнения тестовых работ и сразу на глазах у детей проверив по коду материал, учитель на уроке делает похвалу: «вы у меня молодцы», «умницы», «ребятки, я горжусь вами».

Но только ли это похвала? Или констатация факта? Может быть, ребенок потому и старается, что поверил учителю: «Да, я молодец, да,  я умница.  Я заслужил эти слова. Я все время буду доказывать, что умница и молодец!» Внушаем ребенку веру в себя.

Подбадривающие слова + мягкие интонации + мелодичность речи + корректность обращений + открытая поза и доброжелательная мимика – это и есть благоприятный психологический фон, помогающий ребенку справиться с поставленной перед ними задачей и снять стрессовые моменты и напряжения во время экзаменов. Тренировки в течение учебного года позволяют учащимся при сдаче ЕГЭ и ГИА реально повысить балл. Также во время таких тренировок развиваются соответствующие психотехнические навыки саморегулирования и самоконтроля.

Прием «Умышленная ошибка»

    Учитель при записи на доске умышленно пишет с ошибкой слово или при объяснении орфограммы неверно рассуждает. Затем ждет реакцию детей. Дети привыкли, что только учитель может указывать учащимся  на ошибки.Когда же такая возможность предоставляется ученику, надо видеть, какой гордостью светится его лицо: обнаружил ошибку у самого учителя!Прием «умышленная ошибка» можно применять с учетом возраста только на известном учащимся материале, который используется в доказательстве в качестве опорного знания.

Важно иметь в виду, что даже разовое переживание успеха может коренным образом изменить психологическое самочувствие ребенка, может стать своего рода спусковым механизмом дальнейшего движения личности; рождающей энергию для преодоления трудностей, желания учиться.

Прием «Эмоциональный всплеск», или «Ты так высоко взлетел!»

Ученик 6 класса не очень любил русский язык, но занимался   более   или    менее   регулярно,    имел   средние   отметки.  

На одном уроке русского языка он получил хорошую отметку, успокоился, решил больше не обременять себя домашними заданиями.

Пришел черед нового урока.Ученик  что-то слушал, что-то пропускал мимо ушей. У него наступило привычное состояние пассивного отсиживания. Вдруг он услышал вопрос учителя, который попросил его повторить правило, изученное на прошлом уроке. Правило не вспоминалось, мысли путались. Ученик в затруднении. И вдруг он услышал голос учителя, услышал слова, сказанные с такой надеждой, добротой, поддержкой: «Имя..Ты не можешь молчать. Ты подумай, ты вспомни! Ты так высоко взлетел! Ты взлетел и летишь так высоко, ты понимаешь,   что   это?   А   сейчас   ты   можешь   упасть,   а   падать   всегда больно!»

Сразу вспомнились откуда-то выплывшие строки правил, изученных на прошлом уроке, примеры, подтверждавшие эти правила. И ученик  начал отвечать. Говорил верно, с небольшими паузами, четко, с надеждой, что его поймут и поддержат! Домой не пришел, а вбежал: «Мама, ты знаешь, она мне вот так и сказала: «Ты полетел!» Я вспомнил! Я все вспомнил, мама! Я не упал...»

Какой огромный эмоциональный заряд скрывается в добром слове учителя, всем сердцем желающего успеха своему воспитаннику! Формируем веру в себя, веру в успех.

11слайд. Действия учителя, обеспечивающие ситуацию успеха:

  • Не заострять внимание на негативном; чаще улыбайтесь,    используйте элементы юмора при общении.
  • Проявляйте интерес и великодушие к своим ученикам.
  • Не давайте детям прозвища,   не вешайте на них ярлыки.
  • Не сравнивайте ребенка с другими, отмечайте «персональную исключительность»
  • Аргументируйте необходимость ваших действий; ту отметку, которую вы выставляете ученику.
  • Оценивайте действия ученика с акцентом на детали.
  • Не говорите много за детей, вызывайте их на диалог, позволяйте выражать им свое мнение.
  • Не высказывайте  недовольство ученику при всем классе, не применяйте угрозы.
  • Помните, что вы, как педагог, формируете личность обучающегося и частично несете ответственность за его дальнейшую судьбу.

       Таким образом, процесс развития личности, обретения ею смысла жизни является длительным и целенаправленным, а также невозможным без активного и заинтересованного участия в нем самого воспитуемого.Развитие творческих способностей учащихся и воздействие на процесс творческого саморазвития должны происходить в атмосфере психологического комфорта, доверия к учителю, с которым можно обсудить свои проблемы и трудности, выявить реальные возможности для духовного и интеллектуального роста. Проявляя доброе, уважительное отношение к учащимся, формирую у них стремление к самообразованию, самовоспитанию, самоопределению, а значит и социализации, так как социализация учащегося предполагает включение обучающегося в систему общественных взаимоотношений, поддерживающих ценностные нормы и установки общества, а также самостоятельное осознанное воспроизводство школьником усвоенного в своем поведении.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Создание ситуации успеха к ак одно из средств повышения социализации учащихся Поликарпова Г.Н.

Слайд 2

«Успех в учении-единственный источник внутренних сил ребёнка , рождающий энергию для преодоления трудностей , желания учиться…» К. Д. Ушинский

Слайд 3

Успех в учении и в жизни – это один из источников внутренних сил школьника, рождающий энергию для преодоления трудностей, желание учиться, залог будущей успешной социализации выпускника.

Слайд 4

Ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельной взятой личности, так и коллектива в целом .

Слайд 5

Переживание учеником ситуации успеха: повышает мотивацию учения и развивает познавательные интересы, позволяет ученику почувствовать удовлетворение от учебной деятельности; стимулирует к высокой результативности труда; корректирует личностные особенности такие, как тревожность, неуверенность, самооценку; развивает инициативность, активность; развивает коммуникативные способности; поддерживает в классе благоприятный психологический климат

Слайд 6

Условия, способствующие созданию ситуации успеха

Слайд 7

Соответствие материала по сложности и типу класса; П рименение уровневого деления учащихся; Учет психофизического развития каждого ученика Ориентация на зону «ближайшего» и «дальнего» развития каждого ученика; Оптимальный темп урока; Межпредметные связи Опора на знания учащихся; Выбор действия в соответствии с возможностями ученика; Индивидуальные задания для слабых и сильных учащихся;

Слайд 8

Индивидуальный и Дифференцированный подход

Слайд 9

"Успех школьнику может создать учитель, который сам переживает радость успеха".

Слайд 10

Приемы , создающие ситуацию успеха на уроках русского языка Прием «Настроение » Прием «Снятие страха » Прием «Умышленная ошибка » Прием «Эмоциональный всплеск», или «Ты так высоко взлетел!»

Слайд 11

Действия учителя, обеспечивающие ситуацию успеха: Не заострять внимание на негативном; чаще улыбайтесь, используйте элементы юмора при общении. Проявляйте интерес и великодушие к своим ученикам. Не давайте детям прозвища, не вешайте на них ярлыки. Не сравнивайте ребенка с другими, отмечайте «персональную исключительность» Аргументируйте необходимость ваших действий; ту отметку, которую вы выставляете ученику. Оценивайте действия ученика с акцентом на детали. Не говорите много за детей, вызывайте их на диалог, позволяйте выражать им свое мнение. Не высказывайте недовольство ученику при всем классе, не применяйте угрозы. Помните, что вы, как педагог, формируете личность обучающегося и частично несете ответственность за его дальнейшую судьбу.

Слайд 12

Установки и действия педагога • Создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроках; • Нейтрализация памяти от отрицательных эмоций в предшествующей деятельности; • Применение поощрения и порицания; • Эмоциональное ободрение и стимуляция учебной деятельности; • Формирование адекватной самооценки учащихся; • Эмоциональная речь учителя; • Индивидуальная помощь учащимся

Слайд 13

« …ребенок должен быть убежден, что успехом он обязан прежде всего самому себе. Помощь учителя, какой бы эффективной она не была, все равно должна быть скрытой…» В.А. Сухомлинский

Слайд 14

• Занимательный материал; • Наглядность; • Использование средств ТСО • Работа в парах и группах; • Связь с нашим временем; • Практическая работа; • Словарная работа; • Подготовка к контрольным работам • Нестандартная форма проведения урока;

Слайд 15

“Что одному не под силу, то легко коллективу”.

Слайд 16

Успех в учебе – завтрашний успех в жизни!



Предварительный просмотр:

Выступление на МО учителей русского языка и литературы

(02.11.2023г.)

«Инновационные технологии»

Тема: Обучение учащихся посредством метода «Перевёрнутый урок»

Цель: знакомство с методом «Перевернутый класс»;

распространение опыта по использованию метода «Перевёрнутый урок» как одной из эффективных моделей смешанного обучения для повышения качества образования.

Оборудование: маркеры, листы А3, мультимедийная презентация к интерактивной доске, оценочные листы, памятки по составлению синквейна, по организации занятия посредством метода «перевёрнутый урок», конверты с карточками.

Ход проведения

I Введение

- Можно ли провести хороший урок, используя лишь мел и доску?Да, но вряд ли его можно будет назвать современным, и он вряд ли удовлетворит интересы всех учащихся. Имея большой опыт работы, не устаю задавать себе вопросы: Как учить детей в новых условиях? Как правильно применять технические средства, которыми оснащены наши школы? Как научиться разговаривать с современными учащимися на языке гаджетов? Ответом на эти и другие вопросы может стать применение в практике метода «Перевёрнутый класс» или «Перевернутый урок», который является одной из моделей смешанного обучения.

За последние 10 лет смешанное обучение получило значительное распространение в системе общего и высшего образования, включая инклюзивное и дополнительное обучение. Что же такое смешанное обучение?

​Это образовательный подход, совмещающий обучение с участием учителя (лицом к лицу) с онлайн-обучением и предполагающий элементы самостоятельного контроля учеником пути, времени, места и темпа обучения, а также интеграцию опыта обучения с учителем и онлайн.

II. Определение целей и задач мастер-класса

Переломным моментом в технологиях стало появление личных мобильных образовательных устройств ребенка – айпадов, смартфонов. В связи с этим

Какие проблемы возникают у современного учащегося и учителя в учебном процессе?

Заполните в группах таблицу и через минуту озвучьте.

- Действительно,  много проблем, с которыми сталкиваются современный учащийся и преподаватель.

- Как разрешить выявленные проблемы? Я считаю, что одним из эффективных средств решения названных вами проблем является применение метода «Перевёрнутый класс».

 Основная часть

3. Суть метода «Перевернутого урок»

Перевернутый урок - это занятия наоборот. Объяснение нового материала происходит дома. "Домашняя" работа - в классе. По мнению учителей, переворачивающих уроки, такой подход является намного эффективней традиционного.

слайд

Дома ученик слушает, как учитель объясняет новый материал. Скажем, включает видео на планшетнике на YouTube, которое учитель записал для своих учеников.

Все факты и имена (например, по истории), помещаются в компактное видео на несколько минут. Почему так коротко, в отличие от объяснения в классе?

- Не тратится время на наведение дисциплины и организационные вопросы.

- Не нужно ничего долго на доске (если что-то нужно показать детям в написанном виде - пишется/набирается/печатается заранее.

Это может быть не только видеозапись объяснения учителем. Видеорепортажи "с места событий", отрывки из телепередач, интервью, слайд-шоу, интерактивный материал - выбор учителя разнообразен.

V. Практика использования

Как я «переворачиваю» свои уроки? На родительских собраниях я познакомила родителей с теоретическими основами метода «перевёрнутый урок». Узнала, у всех ли есть  электронная почта. В календарно – тематическом планировании смотрю тему нового урока. Затем использую интернет – ресурсы, где беру готовое видео. Внимательно просматриваю видео-урок, продумываю вопросы, которые помогут мне проверить, насколько внимательно дети смотрели видео, уловили суть ролика. На электронную почту детям приходит письмо, в котором дана ссылка на учебное видео. Каждый учебный ролик обязательно сопровождается заданием:

- ответить на вопросы;

- составить памятку;

- нарисовать рисунок;

- сделать коллаж;

- создать книжку – малышку;

- рассказать о том, чего нет в учебнике.

Чтобы учебный материал, который дети получили из видео, у них закрепился и отложился, я предлагаю им воспользоваться ресурсами сайта http://LearningApps.org. На этом сайте содержится огромная коллекция игр, викторин, заданий по разным предметам.

- Задания по теме дети получают за неделю до урока, чтобы у них была возможность подготовиться. На уроке идет проверка и отработка учебного материала. Метод «перевёрнутый урок » использую и на уроках русского языка и литературы.

Работа в группах

Слайды с предлагаемыми мною заданиями

4. Преимущества метода «Перевернутый урок»

Преимущества метода «Перевёрнутый урок»:

индивидуальный подход;

- вовлеченность детей;

- навыки для взрослой жизни;

- обучение вне класса;

- заинтересованные учащиеся работают друг с другом, а образовательный процесс организуется с учетом потребностей учащихся;

- увеличивается время на индивидуальное обучение;

- общение учащегося и учителя выходит на новый качественный и количественный уровень;

- хорошо успевающие ребята могут углублять свои знания, а отстающие получают гораздо больше возможностей наверстать упущенное;

- родители гораздо глубже вовлечены в образовательный процесс;

- учащиеся получают в качестве домашнего задания учебное видео или адрес электронного образовательного ресурса для изучения нового материала  к следующему уроку. Это можно сделать в любое удобное время, в удобном месте, просмотреть несколько раз сложные теоретические блоки;

- учитель один раз готовит собственный учебный видеоурок или имеет электронные ресурсы авторитетных коллег;

- учитель на уроке качественно организует учебную деятельность учащихся по проработке изученного материала.

VI. Подведение итогов. Рефлексия

Итог нашей работы. У каждого у вас есть памятка по организации занятия посредством метода «Перевёрнутый урок », но в этой памятке пропущены некоторые слова. Вам надо самостоятельно заполнить пропуски. (Приложение 2.)

- В качестве рефлексии предлагаю вам заполнить данный оценочный лист. (Приложение 3.)

- Уважаемые коллеги, скажите, пожалуйста, кто-то из вас набрал 15 баллов? (Ответы. )

- В начале нашей встречи стикерами вы определили свои знания по теме. Изменились ли они сейчас? Покажите сигнальные карточки.

Работа в группах

Предлагаю вам составить синквейн, который будет характеризовать метод «Перевёрнутый урок ». Напоминаю вам правила составления синквейна. (Приложение 4. Презентация работы в группе.)

-Благодарю вас за внимание. Примите памятки, которые вам помогут в организации и проведении занятия посредством метода «перевёрнутый урок». (Приложение 5.) Стоит ли этим заниматься? Подходит ли эта модель для вас, решать только вам. Но можно с уверенностью сказать: попробовать «перевернуть» занятие стоит каждому.

Приложение 1

Традиционный подход

"Перевернутый" подход

Учащийся

Учитель

ИКТ

Методы

Построение урока

Традиционный подход

"Перевернутый" подход

Учащийся

Пассивность, отсутствие инициативы и желания в самостоятельной учебной деятельности. Работа по схеме “послушай, запомни, воспроизведи”.

Вовлеченность учащихся в учебный процесс. Ответственность за свое обучение. Взаимодействие со всеми участниками учебного процесса. Осмысленное обучение.

Учитель

Передача знаний, удержание дисциплины и порядка в классе, контроль знаний учащихся.

Конструирование учебной ситуации, формирование у учащихся ответственности за обучение, доверительное отношение.

ИКТ

Использование технологий и веб-инструментов в обучении.

Изменение методов и форм работы посредством ИКТ.

Методы

Пассивные методы подачи учебного материала, при котором информация идет от учителя к ребёнку.

Активные и интерактивные методы обучения. Личностно-ориентированный подход.

Построение урока

В учебном классе классе учащиеся слушают объяснения учителя. Приходя домой после школы выполняют домашнее задание, зачастую неудачно и без возможности спросить, получить подсказку.

Дома просмотр видео с объяснениями по новой теме, а в классе решение проблем домашней работы.

Приложение 2

ПАМЯТКА

Провести __________________________________ , на котором учитель познакомит с сущностью метода «Перевёрнутый урок».

Узнать адреса _______________________________________ учащихся.

За неделю до урока отправить учащимся на их электронную почту_______________________________________________, которое обязательно сопровождается ____________________________________.

Задания для учащихся начальных классов могут быть следующими:

- ответить на вопросы;

- составить памятку;

- нарисовать рисунок;

- сделать коллаж;

- создать книжку – малышку;

- рассказать о том, чего нет в учебнике;

- _________________________________________________________;

-__________________________________________________________;

(дополните своими заданиями).

5. Ролик к уроку может снимать сам учитель или можно воспользоваться

_____________________________________________________________.

В начале урока выяснить, с какими __________________встретились учащиеся при просмотре видео и выполнении заданий.

7. На уроке идет ________________________материала через организацию индивидуальной, парной, групповой форм работы.

Приложение 3

Оценочный лист

№п/п

Критерии

1

2

3

1.

Знаю метод “перевёрнутый урок”

2.

Знаю сущность этого метода

3.

Смогу применять учебное видео на уроках

4.

Смогу дать задание к видео

5.

Попробую применить в своей практике

Приложение 4

Правила написания синквейна

Правила написания синквейна таковы:

1. На первой строчке записывается одно слово-существительное. Это и есть тема синквейна.

2. На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

3. На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

4. На четвёртой строчке размещается целая фраза. Это может быть крылатое выражение, чувство, цитата или составление предложения в контексте темы.

5. На пятой строчке слово-синоним или своё отношение к данной теме, чувство или сравнение.

Приложение 5

Перевернутый класс - это занятия наоборот. Объяснение нового материала происходит дома. "Домашняя" работа - в классе. По мнению учителей, переворачивающих классы, такой подход является намного эффективней традиционного.

Дома, устроившись поудобней в кресле, ученик слушает, как учитель объясняет новый материал. Скажем, включает видео на планшетнике на YouTube, которое учитель записал для своих учеников.

ПАМЯТКА

Провести родительское собрание, на котором учитель знакомит с сущностью метода «Перевёрнутый урок».

Узнать адреса электронной почты учащихся.

За неделю до урока отправить учащимся на электронную учебное видео, которое обязательно сопровождается заданием.

Задания для учащихся начальных классов могут быть следующими:

- ответить на вопросы;

- составить памятку;

- нарисовать рисунок;

- сделать коллаж;

- создать книжку – малышку;

- рассказать о том, чего нет в учебнике.

Ролик к уроку может снимать сам учитель или можно воспользоваться готовым видео авторитетных коллег.

В начале урока выяснить, с какими трудностями встретились учащиеся при просмотре видео и выполнении заданий.

На уроке идет отработка материала через организацию индивидуальной, парной, групповой форм работы.


2. Предпосылки для перевёрнутого обучения

- Задумаемся: а зачем учителю переворачивать обучение? Что им движет? Любопытство? Эксперимент? Или мотивирующим фактором является наличие проблемы (ряда проблем), с которым учитель сталкивается в ежедневной работе с учащимися? Перевороту обучения способствовали не только те проблемы, которые вы обозначили, но и следующие факторы:

- пассивность учащихся и студентов;

-роль учителя (роль учителя, по-прежнему, занимает ведущую, руководящую позицию в учебной ситуации, и заключается, в основном, в передаче информации, контроле знаний и в удержании дисциплины на уроке.

- наличие технологий и средств ИКТ (множество цифровых средств и веб-инструментов уже не "намекает", а открыто "указывает" на необходимость изменения сложившийся веками учебной ситуации. Что сделает современный ученик, узнав, что требуется переписать информацию, записанную на доске или слайде? Cфотографирует или попросит опубликовать эту презентацию в интернете!);

- неэффективная зубрёжка (в книге Симона Соловейчика "Учение с увлечением" есть глава под названием "Учить наизусть - вредно". Начинается она словами "Как бы ни было трудно учить наизусть, но во много раз труднее думать, понимать, строить мысленные модели понятий. Оттого-то в школе некоторые ребята и выбирают легкий путь — путь бессмысленного запоминания, то есть зубрежки". А для большей части учителей фактором успешного усвоения материала учащимися служит пересказанная или переписанная выученная наизусть информация. Задумаемся, сколько раз в своей жизни мы зубрили? И какой процент той, заученной, информации остался в памяти?). (Слайды 6-8)

- качества и умения 21 века (обратим внимание на качества и умения 21 века, необходимые человеку в жизни, в работе и в учебе:

- творческий подход и новаторство;

- критическое мышление и способность решать проблемы;

- коммуникабельность и сотрудничество;

- информационная грамотность;

- грамотность в ИКТ;

- гибкость и способность к адаптации;

- инициативность и самостоятельность;

-продуктивность и вовлеченность;

- лидерство и ответственность.

13