Конспекты уроков, открытые уроки,оценивание

Поликарпова Галина Николаевна

Конспекты уроков, открытые уроки,оценивание достижений.

Инновационные технологии.  Конспект по методу "Перевёрнутый урок"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока литературы в 6 классе «Календарно - обрядовый фольклор»

Тема урока: «Устное народное творчество. Обрядовый фольклор. Календарно-обрядовые песни»

Вид урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Форма проведения урока: игровая театрализованная иллюстрация.

Предварительная подготовка:

Класс разбит на 4 группы по видам обрядового фольклора. Им необходимо представить свой обрядовый фольклор. Оформить свой стол.

Цели урока:

1. Повторить все известные образцы обрядового фольклора, показать мир народного творчества, его красоту и многообразие; сопоставить мир народных произведений с русской литературой и музыкой.

2. Развивать творческие способности учащихся.

3.Воспитывать интерес к русской истории, литературе и народному творчеству.

Задачи:

  1. Образовательные:

формировать умение различать жанры фольклора,

расширять представления о культуре и истории родного края.

  1. Развивающие: развивать навыки устной речи учащихся;
  2. Воспитательные: воспитывать посредством исследовательской деятельности видов обрядового фольклора, любовь к родной литературе, к Родине и своей семье.

Ожидаемые результаты:

  • Организация специальных условий и приемов обучения на уроке позволит активизировать познавательную деятельность учащихся,
  • Повысит эффективность обучения
  • Установит с учащимися доверительные отношение
  • Поможет развить у них интерес к изучению предмета.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, CD-диск В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин «Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 6 класс», аудиозаписи русских народных обрядовых песен, тексты песен распечатаны на листочках – каждому ученику.

Приложение: презентация «Обрядовый фольклор», РЭШ

Ход урока

I. Актуализация знаний учащихся

/Звучит народная музыка/

Конкурс скороговорок.

/Кто больше вспомнит скороговорок и кто лучше всех её проговорит/.

II. Cлово учителя

- Ребята, сегодня у нас заключительный урок по теме «Фольклор»

Вспомните, что значит слово «Фольклор»

Фольклор – это искусство народа, от английского Folk- народ и lore- мудрость.

- Назовите известные жанры фольклора (сказки, былины детский фольклор: пестушки, колыбельные, потешки, присказки пословицы, поговорки, загадки.)

III. Обрядовый фольклор

- А что такое ОБРЯДОВЫЙ фольклор?/Обобщение ответов детей/

- Обряд- это действия народа, в которых воплощаются религиозные представления и обычаи

- Назовите виды обрядов /Ответы детей с пояснениями: рождение ребёнка, крещение младенца, свадебный обряд, календарный обряд, похоронный обряд/

- Какие обряды называются календарными?

IV. Работа в группах

- Итак, календарно-обрядовый фольклор связан с повторяющимися из года в год событиями, он основан на смене времён года и порядка земледельческих работ.

- Сейчас каждая творческая группа расскажет нам об определённом виде календарно-обрядовой поэзии.

- Слово предоставляется 1 группе, которая расскажет нам о РОЖДЕСТВЕ, ЗИМНИХ СВЯТКАХ

1 Ученик:

Рождественские песни - колядки. Они исполнялись во время колядования на рождественские праздники.

2 Ученик:

Рождественские праздники продолжались с 24 декабря по 6 января. Эти праздники связаны с зимним солнцестоянием- важнейшим днём земледельческого календаря, он отделял один годичный цикл от другого.

3 Ученик:

Колядование начиналось в канун Рождества, 24 декабря. Этот вечер назывался Сочельник. Колядование сопровождалось праздничным обходом домов соседей с пением песенок –колядок, в которых славились хозяева, с пожеланием добра, здоровья и благополучия.

  1. Ученик:

Хозяева в знак благодарности одаривали колядовщиков гостинцами. Колядовщики весёлой гурьбой бежали к следующему дому, один из них нёс на шесте звезду, которая символизировала Вифлиемскую звезду, появившуюся на небе в момент рождения Иисуса Христа.

/звучит аудиозапись,,дети подпевают:/

Коляда! Коляда! Подавай пирога!

Блин да лепёшку в заднее окошко!

Не дашь пирога - мы корову за рога!

Не дашь блинка - мы хозяевам пинка!

Не подашь пирога - так и нет живота!

Хоть и есть, так не в честь!

Пришла Коляда накануне Рождества!

Люди стоят колядуют:

Ой, Коляда, Коляда,

Ты бываешь Коляда

Накануне Рождества.

На экране:

1) К.А.Трутовской «Колядки в Малороссии

2)Музыкальный фрагмент оперы Н.А.Римского – Корсакова «Снегурочка»

- Слово предоставляется 2 группе, которая расскажет нам о МАСЛЕНИЧНЫХ ПЕСНЯХ.

1 Ученик:

Масленица - это проводы зимы и чествование приближающейся весны.Празднуется на последней неделе перед Великим Постом. Встречу и проводы Масленицы отмечали весело, с шутками, песнями, прибаутками, с обильным застольем.

2 Ученик: На этой неделе принято печь блины, которые символизировали весеннее солнышко. Ещё было принято ходить в гости друг к другу, кататься на санях, водить хороводы, сжигать чучело масленицы, которая символизировала долгую зиму.

3 Ученик: Масленичные песни не пели, а выкрикивали( кликали весну). Люди взбирались повыше: на крышу дома, на пригорок. Кричали веснянки, призывали весну, расставались с зимой.

/чтение закличек, заранее розданы/

Синцы! Синицы! Принесите по спице!

Канарейки! Канарейки! Принесите по швейке!

Чёточки, чечёточки! Принесите по щёточке

Весна красна! Приди, весна, с солнышком,

С весёлыми песнями, с хорошими вестями,

С дождичком весенним, С листом зелёным,

С полем засеённым!

На экране:

Б.М.Кустодиев «Масленица»

Музыкальный фрагмент из оперы Н.А.Римского-Корсакова : хор «Прощай, Масленица»

- Слово предоставляется 3 группе, которая расскажет нам о ЛЕТНИХ ПЕСНЯХ.

1 Ученик:

Летние праздники открывались широким праздником Троицы. Он совпадал с расцветом природы в начале лета. Дома украшали веточками берёзы, ходили по деревне, плели венки, гадали, водили хороводы.

Песня «Во поле берёзка стояла»

Во поле берёзка стояла, во поле кудрявая стояла,

Люли, люли, стояла, люли, люли, стояла…

/подготовленные ученики:/

Туча с громом сговорилась, доля лёли, лёли, лё!

Поёдём, туча, гулять на поле!

На то поле, на заливное!

Ты с дождём, я с милостью!

Ты польёшь, а я выращу!

2 Ученик :

На лето приходился и праздник Ивана Купала. Он сводился к обрядовой подготовке людей к близкой жатве, к сбору урожая. В его честь проводились два традиционных обряда: купание и прыганье через костёр. Это были очистительные обряды в понимании людей. Купала представлялся живым существом. Он ходит по сёлам и приносит людям радость.

3 Ученик:

Основная цель купальских обрядов- отогнать злых духов, чтобы они не испортили урожай перед жатвой. Средствами для этого служат огни и костры. Молодёжь эту ночь проводила в поле.

Ученик:

Купальские обряды включают в себя и гадание по венкам. В купальскую ночь собирают целебные травы и ищут клады, на которые указывает цветок папоротника.

/подготовленные ученики:/

Идёт кузнец из кузницы, несёт кузнец три молота!

Скуй, кузнец, мне золотой венец!

Тем венцом мне венчатися, тем кольцом обручатичя!

На экране:

П.И.Чайковский. Фрагмент Симфония № 4

- Слово предоставляется 4 группе, которая расскажет нам о ОСЕННИХ ПЕСНЯХ

1 Ученик:

Осенние песни по – другому назывались ЖНИВНЫЕ. Они связаны с уборкой урожая. Эти обряды совершались в тот день, когда заканчивали уборку урожая.

2 ученик:

Окончив жатву, завязывали последнюю горсть стеблей веночком, катались по земле, чтобы восстановить силы, с последним снопом торжественно шли домой , распевая песни.

Подготовленные ученики:/

Молоды девицы, косы-волосы расплетайте скорей,

Платье пошито! Серпом да по спелому колосу

Ладно да любо - убрано жито!

Платье пошито! Платье пошито!

Будет свадебка, с спелым колосом!

С спелым колосом!

Да с тёплым хлебушком

На экране: Музыкальный фрагмент из оперы Н.А.Римского-Корсакова «Царская невеста»

Подводим итоги урока.

Выставляем оценки за лучшие ответы и комментарии на уроке.

Рефлексия

  1. Обрядовый фольклор – это …
  2. Составить синквейн слова – ФОЛЬКЛОР
  3. Домашнее задание: Нарисовать сюжет любого обрядового фольклора.
  4. V. Итог урока Ребята, вы отлично подготовились, блестяще справились с творческими заданиями. Мир народного творчества не может никого оставить равнодушным! Он чрезвычайно богат и разнообразен. Устное народное творчество - величайшее достижение русской национальной культуры! Национальная культура - это национальная память народа, то, что хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь поколений.

На экране:

«Подлинную историю своего народа нельзя знать, не зная устного народного творчества» М. Горький. Всем спасибо за урок!

Литература:

  1. CD-диск В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин «Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 6 класс», - М.: Просвещение, 2010
  2. Литература: 6 кл.: Методические советы. / В.П. Полухина – М.: Просвещение, 2003
  3. Аникин В.П., Круглов Ю.Г. Русское народное поэтическое творчество. – Л.: Просвещение, Ленингр. отделение, - 1987
  4. Интернет – ресурсы. РЭШ

Приложение

«Приходила коляда накануне Рождества»

Приходила коляда накануне Рождества,

Сей, вей, посевай, с новым годом поздравляй!

Овсень, овсень ходи по всем!

Открывай двери, подымай с постели,

Открывай окно, запускай Рождество!

Открывайте сундуки, доставайте пятаки.

Кто не даст пирога — мы корову за рога.

Кто не даст пышку, тому в лоб шишку!

«Ой, масленая недалечка…»

Ой, масленая недалечка,

Ой, недалечка, люли, недалечка.

Осталося ждать три денёчка,

Ой, масленая любота моя,

О

Кургузый (просторечное)-

короткий, короткохвостый, куцый

й, масленая, это я иду,

Сыр-масла несу, блинов напеку,

Блинов напеку, гостей позову!

Ой, масленая, подкургузка*,

Проводим тебя – станет грустно.

Ой, масленая обманяка,

Отдадим тебя за монаха.

Ой, масленая, протянися,

За пень-колоду зацепися.

«Ой, жаворонки, жаворонушки…»

О

**Соха – (от слова сохнуть, сухое дерево) старинное орудие для распахивания земли

й, жаворонки, жаворонушки,

Прилетите к нам, принесите нам

Лето теплое,

Унесите от нас зиму холодную

И с сохой**, и с бороной, и с кобылой вороной.

Троицкая песня

Кукушечка, любушечка,

Принимайте меня во зеленый сад одное.

Кумитеся***, любитеся,

Принимайте меня во зеленый сад одное.

Вы пойдете во зеленый сад,

Принимайте меня во зеленый сад одное.

Покосная песня

Да побувай, да побувай,

А мой милый на покосе.

Он и сено-траву кося,

Он косушку отбивая,

Про меня вспоминая,

Своей милой называя.

***Кумиться – (кума, кум) становиться кумовьями



Предварительный просмотр:

Тематическая проверка знаний по теме "Текст". 7 класс

Текст: тематическая проверка знаний и умений (7 класс)

1. Выберите верные утверждения.

а) Текст — это несколько предложений, следующих друг за другом.

б) Основная мысль текста развертывается последовательно с помощью подтем.

в) Текст считается завершённым, если в нём не менее пяти частей.

г) Основная мысль текста выражена в его заголовке.

д) Описание — это тип речи, цель которого — рассказать о последовательно происходящих действиях, событиях.

е) Если текст называется «Мой город летом», то это, скорее всего, текст-описание.

ж) При параллельной связи все предложения текста раскрывают, дополняют первое предложение.

з) Для цепной связи характерны одинаковый порядок слов, однотипные грамматические формы.

и) Обратный порядок слов называется инверсией.

к) Прямой порядок слов в предложениях чаще используется в повествовании, а обратный — при описании обстановки, природы.

2. Прочитайте текст. Проанализируйте его, продолжив предложения после текста.

1. По натуре дятлы — работяги. 2. Этакие копухи: весь день копошатся, суетятся, выстукивают, сколько одних шишек на кузнице разобьют.

3. Но и у дятлов есть лентяи. 4. Повстречался мне один дармоед, настоящий лодырь!.. 5. Ему лень было самому находить шишки с семенами, самому срывать их, повиснув вниз головой. 6. Лень было тащить шишки на кузницу, лень втискивать их в щель. 7. Не лень было только семена выклевывать. 8. И не лень было на солнце греться. (Н. Сладков)

Тема текста: ____________ Основная мысль текста: ____________

Тип речи: ______________ Вид связи предложений: ____________

Выступают средствами связи предложений 1-2 - …, 4-5 - …, 7-8 - …

3. Напишите сочинение-миниатюру на тему «Книги – наши верные друзья» (5-7 предложений), соблюдая следующие условия: а) тип речи – рассуждение; б) средства связи предложений – местоимение, лексический повтор, союз.



Предварительный просмотр:

Оценивание работ

На уроках используется карта самоанализа для того, чтобы ученик не только осознал содержание материала, но и оценивал способы и приемы своей работы, активность на уроке.

Оцените себя по каждому критерию от 1 до 2 баллов

Фамилия, имя ______________________________

критерии для самооценки

балл

1

Я (не) правильно выполнил домашнее задание

2

Я (не) допустил ошибки в словарном диктанте

3

Я (не) допустил ошибок в тетради / отвечая у доски

4

Я (не) доказал свою точку зрения в работе …

5

Я (не) принимал участие в комментировании ответов

6

Я (не) принимал участие во взаимоопросе

7

Я (не) …

8

Я

9

Я

всего баллов

Вывод: я..

Оценка тестов

При оценке выполнения тестового задания используется следующая шкала

 

 Баллы

 Степень выполнения задания

 1

Менее чем на балл «2»

 2

Выполнено не менее 20 % предложенных заданий

 3

Выполнено не менее 30 % предложенных заданий

 4

Выполнено не менее 40 % предложенных заданий

 5

Выполнено не менее 50 % предложенных заданий

 6

Выполнено не менее 60 % предложенных заданий

 7

Выполнено не менее 70 % предложенных заданий

 8

Выполнено не менее 80 % предложенных заданий

 9

Выполнено не менее 90 % предложенных заданий

 10

Выполнены все предложенные задания

Оценка проекта, исследовательской работы

Критерий

Оценка (в баллах)

1.

Тип работы

1 - реферативная работа,

2 - работа носит исследовательский характер

2.

Использование     научных фактов и данных

1  - используются широко известные научные данные,

2  - используются уникальные научные данные

3.

Использование  знаний вне     школьной программы

1  - использованы знания школьной программы,

2 - использованы знания за рамками школьной программы

4.

Качество исследования

1  - результаты могут быть изложены на школьной конференции,

2 - результаты могут быть изложены на районной конференции,

3  - результаты могут быть изложены на региональной конференции

5.

Структура       проекта: введение,    постановка проблемы,      решение, выводы

0 - в работе плохо просматривается структура

1  - в работе   присутствует   большинство структурных элементов

2 - работа четко структурирована

6.

Оригинальность и новизна темы

1 - тема традиционна

2 - работа строится вокруг новой темы и новых идей                                                            

7.

Владение  терминологическим аппаратом

1 - автор владеет базовым аппаратом

2 - автор свободно оперирует базовым аппаратом в беседе

8.

Качество   оформления работы

1 - работа оформлена аккуратно, но без «изысков», описание непонятно, есть ошибки

2  - работа оформлена аккуратно, описание четко, понятно, грамотно

3  - работа оформлена изобретательно, применены  приемы  и  средства,  повышающие презентабельность работы, описание четко, понятно, грамотно      

максим.

19



Предварительный просмотр:

ТЕМАФазиль Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла».

Влияние учителя на формирование детских характеров.

Цель и задачи: 1. Показать нравственные идеалы писателя.

2. Раскрыть философский смысл рассказа.

3. Попытаться раскрыть особенности творческого метода Ф.Искандера.

4. Показать актуальность и вневременную ценность произведения Ф.Искандера.

5. Совершенствовать у школьников навыки анализа художественного произведения

6. Способствовать выработке у ребят самостоятельного, личностного отношения к прочитанному, актуализация личностных смыслов у учащихся.

7. Воспитывать у школьников чувство совести и человеческого достоинства, стремление воспринимать нравственные проблемы общества как свои собственные. Познание личностью субъективной реальности – своей и чужой.

8. Стимулирование интереса к диалогу как способу разрешения гуманитарных проблем.

9. Поиск личностью значимого для себя в предмете.

ТИП УРОКА: Комбинированный.РЭШ-урок41 https://resh.edu.ru/subject/lesson/7060/main/

ХОД УРОКА:

I. Организационный момент.

II. Вступительное слово учителя.

Эпиграф

Звенят все чаще в памяти моей

Тугие трели школьного звонка.

Все чаще голоса учителей

Я слышу в сердце, грустные слегка.

Они мне на дорогах бытия

Желают только счастья и добра.

И тем роднее мне учителя,

Чем дальше я от школьного двора.

- Многие люди, уходя из школы, вспоминают всю жизнь учителей.

- (Рефлексивная пауза). Мне хотелось бы, чтобы вы сегодня на уроке подумали, а что для вас значит слово «УЧИТЕЛЬ».

- Посмотрим, как вспоминает о своем учителе автор рассказа «Тринадцатый подвиг Геракла» Фазиль Искандер.

Кто же такой Фазиль Искандер? 

«Я русский писатель, но певец Абхазии». Рассказ о писателе.

 Презентация - урок 41 РЭШ

1.Рассказ о писателе.

2.Знакомство с героями рассказа.

3.Кто такой Геракл? – беседа

III. Восстановление сюжета и композиции по рисункам.

- Итак, к сегодняшнему уроку вы прочитали рассказ и проиллюстрировали его. (Опережающее задание). Давайте вспомним, о чем он.

Рисунки детей (восстановление сюжета) 1.Математик – экспозиция

2.Футбол

3.Докторша завязка

4.Укол

5.У доски – кульминация

- Сюжет, как видим, очень прост (как мальчик пытался обвести вокруг пальца учителя).

- Но развитие этой, казалось бы, простой истории преображает ее в глубоко философский рассказ о том, что такое смех, и как он противостоит обману.

Философия – любовь к мудрости, проникновенная бесстрашная мысль, стремящаяся охватить все стороны бытия.

IV. Беседа с комментированным чтением.

1Вспоминая о своем учителе математики, автор подчеркивает незаурядность его личности: «Не знаю, был ли он гениален, сейчас это трудно установить. Я думаю, скорее всего, был». (Стр. 323)

2. Как звали учителя? Случайно ли отчество (связь с мифами). У героев Искандера «говорящие» имена. Используя эту традицию русской литературы, писатель дает героям характеристику, в которую вкладывает свое отношение к ним.

3. Чем же отличался Харлампий Диогенович от своих коллег? (Рефлексивная пауза). Размышления вслух.

4. Наверное, этот учитель знал какой-то особый секрет воспитания. Но какой? Найдите ответ на вопрос по тексту (работа с текстом).

- Главное оружие Харлампия Диогеновича – это делать человека смешным… (стр. 326)

5. А почему Харлампий Диогенович обращается к пятиклассникам на вы? (Рефлексивная пауза). Размышления вслух.

- Наверное, хочет подчеркнуть, что уважает их так же, как взрослых.

6. А не слишком ли жестоко выставлять ученика на посмешище перед всем классом? (Рефлексивная пауза). Размышления вслух.

- Вспомните: «Все смеются против одного. Если над тобой смеётся один человек, то можешь еще как-то с этим справиться. Но невозможно пересмеять весь класс».

- Все понимают, что учитель поступает справедливо. Ведь он высмеивает ученика не из-за личной неприязни. Просто он не терпит, когда к делу относятся спустя рукава, не выносит разболтанности, разгильдяйства, обмана. А самое главное у него нет любимчиков. «Смешным мог оказаться каждый».

- Конечно, мало приятного, когда над тобой смеются, но если в этом смехе нет ни оскорбления, ни унижения, то и обижаться особенно не на что. Во всяком случае, «пострадавшему» от Харлампия Диогеновича хотелось бы, во что бы то ни стало доказать, что он «не такой уж окончательно смехотворный».

7. И все-таки жутковато ждать, когда на тебя обрушатся раскаты смеха. Помните, с кем сравнивает своего учителя не решивший задачу пятиклассник?

- С палачом, выбирающим жертву.

8. Тогда можно только порадоваться за ученика, нашедшего способ перехитрить учителя. Что придумал герой, чтобы избежать наказания? Вспомним, как это было.

Сценка (Восстановление сюжета). Проигрывание ситуации, театрализация. (Рефлексивная пауза). Размышления вслух.

9. Почему учитель после показанных событий рассказал о подвигах Геракла? А кто такой Геракл?

- Геракл – герой древнегреческих мифов.

- Учитель догадался, что мальчик специально вернул докторшу, так как не знал урок. Он догадался о трусости мальчика, и иронично называет его поступок тринадцатым подвигом Геракла. (Ирония (от греч. еironeia – притворство, насмешка) – отрицательная оценка предмета или явления через его осмеяние).

10. Представьте другого учителя, как бы он отреагировал на такой поступок? (Рефлексивная пауза). Размышления вслух.

- Накричал, поставил «2».

- Начал бы ругаться, спрашивать.

- Вызвал родителей.

- Повёл к директору.

11. Как поступил Харлампий Диогенович?

- выразительное чтение кульминации.

12. Почему же эта история подействовала на «бесстрашного малярика» сильнее всех внушений? (Рефлексивная пауза). Размышления вслух.

Можно ли назвать поступок героя-подвигом? Беседа по 2 части презентации РЭШ-урок 41( с 3.40минуты)

- Потому что учитель перед всем классом открыл то, что мальчик таил сам от себя: все его хитроумные действия были продиктованы трусостью. И возразить было нечего.

13. Учитель говорит спокойно, негромко, уважительно. Как же воспринимает его слова провинившийся? (Рефлексивная пауза). Размышления вслух.

- Я почувствовал, как от его взгляда сердце мое с размаху влепилось в спину.

- Двойка, которой он так старательно пытался избежать, была бы для него просто спасением, но и это было несбыточно. Лучше двойка, чем смех всего класса.

(Приём градации-13-подвиг мальчика как трусость) Долгожданный звонок, «как погребальный колокол, продрался сквозь хохот класса».

Учитель - главное оружие- делать человека смешным,( распадается круговая порука)

- Не потускневшие со временем впечатления свидетельствуют о том, что событие это имело большое значение для будущего писателя. Как вы думаете почему? (Рефлексивная пауза). Размышления вслух.

Выразительное чтение (стр. 336).

ВЫВОД: Итак, по мысли Ф. Искандера, закалка смехом – это своего рода прививка, которую необходимо получить в детстве, чтобы суметь вовремя уловить горькую правду о себе и не сбиться в пути. В1992 году Ф.Искандер был удостоен Международной Пушкинской премии за вклад в мировую литературу. Мы понимаем, что премия заслуженна: этот писатель обладает удивительным стилем, в котором мягкая и тонкая ирония переплетается с лучшими традициями русской литературы.

- Каким, по вашему мнению, должен быть учитель? (Рефлексивная пауза). Размышления вслух.

- Каждый человек учится в школе, из многих будней складываются годы жизни. Очень непросто превратить эти будни в радость себе и другим.

- Смех открывает человека и поэтому общение учителя и ученика должно быть радостным, взаимообогащающим.

- Взрослые – это выросшие дети, а дети – будущие взрослые. И жить нам надо, взявшись за руки. РЭШ-урок 41просмотр презентации (с 6.15-6.22)минуты.

V. Домашнее задание. Написать творческую работу «Мой мир детства»,  РЭШ-урок 41, выполнить задания по уроку. https://resh.edu.ru/subject/lesson/7060/main/

VI. Оценки. Рефлексия.

 Напишите: «Нужен ли в моей жизни данный учебный предмет, и в какой мере?»



Предварительный просмотр:

Урок литературы в 7 классе по теме «Каждый из нас по-своему лошадь…» (В творческой лаборатории В.В. Маяковского)». Описание урока с использованием модели «Перевернутый класс».

Урок литературы в 7 классе по теме «Каждый из нас по-своему лошадь…» (В творческой лаборатории В.В. Маяковского)». Описание урока с использованием модели «Перевернутый класс»

Урок составлен с использованием материалов из интернета .

Оборудование, программное обеспечение: тетради, словари, учебники, знакомство с учебным материалом (просмотр видео, изучение параграфа, совместная работа учащихся посредством ИКТ) по новой теме, презентация Power Point; экран, кроссворд по биографии В. Маяковского. 

Класс, предмет, тема: 7 кл, литература, «Каждый из нас по-своему лошадь…»

Учебник: Авторы: Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Издательство: Просвещение 2019. тип книги: Учебник  часть: 1, 2

 Тип урока: Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности).

Цель урока: Создание условий для формирования читательской и литературоведческой компетенций через усвоение содержания стихотворения В.В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям». Учащиеся смогут понимать контекст произведения, применять новые знания при решении проблемных вопросов. Представлять результат в виде работы в тетрадях, составлении тестов, презентаций, интерактивных игр.

Задачи урока:

      1.Развивать умение производить анализ художественного текста;

      2.Развивать образное и логическое мышление, аналитические навыки (умение выделять главное, обобщать, делать выводы);  навыки самостоятельной работы (самоанализ, самоконтроль); 

3.Воспитывать сознательное отношение к литературе как духовной ценности;

4.Продолжить развивать умение работы в группах, индивидуально;

5.Учить работать с Интернет-ресурсами;

6.Научить представлять результат в виде иллюстраций, устно, письменно, мультимедиа и т.д.

Планируемые образовательные результаты: 

Планируемые результаты

Ученик научится:

— самостоятельно выявлять основной конфликт лирического стихотворения Маяковского;

— формулировать микровыводы;

— правильно интонировать и выразительно читать стихотворение;

— характеризовать образно-выразительный строй стихотворения «Хорошее отношение к лошадям»;

— определять художественную идею стихотворения «Хорошее отношение к лошадям»;

— высказывать и аргументировать личное отношение к стихотворению.

Самостоятельно  переходить  по ссылкам учителя  и изучать  подготовленный учителем материал:

  • смотреть видеоролик
  • обучающую презентацию
  • инструкции по изучению

    Отвечать  на контролирующий материал:

  • с самопроверкой
  • без самопроверки

   Делать  конспект, схему, план изученного материала

Метапредметные УУД:

Коммуникативные: 

– слушать и понимать речь других;

– формулировать и аргументировать свое мнение и позицию;

– уметь устно и письменно выражать свои мысли, идеи. 

Регулятивные:  

– высказывать свое предположение на основе учебного материала;

– проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции;

– осуществлять самоконтроль.

Познавательные: – проводить наблюдение, анализ, выдвигать предположения (моделировать процессы) и осуществлять их экспериментальную проверку; 

– выстраивать логическую цепь рассуждений – анализ объектов с целью выделения признаков;

– контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Личностные УУД:

– формулировать и аргументировать собственное мнение;

– устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

 Деятельность учителя

Работа на платформе ZOOM адекватно понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности

  1. 1 этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Цель этапа: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных

Учитель:                                     Дети:

Учитель приветствует обучающихся,  проверяет готовность к совместной деятельности.  Психологически настраивает и мотивирует к учебной деятельности.

Приветствуют учителя, психологически настраиваются.-1 мин.

2) этап актуализации и пробного учебного действия 

Цель этапа: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности работы.

– Сегодня на уроке литературы я предлагаю поговорить о лошадях. Что вы знаете о лошадях?

Отвечают на вопрос

3) этап выявления места и причины затруднения

Цель этапа: осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способности анализировать

Выявляет предпочтения в ответах, уровень знаний, создает проблемную ситуацию.

– Вы довольно много знаете о лошадях. Может быть, попробуете объяснить, что имел в виду Владимир Маяковский, написав в одном из стихотворений: «Каждый из нас по-своему лошадь»? 

Предполагают, но не могут ответить однозначно

4) этап построения проекта выхода из затруднения (цель, тема, план, сроки, способ, средство)

Цель этапа: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации

Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации

Тема урока.

 – Как вы думаете, какова цель нашего урока?

(Определение авторской идеи)

 – Задачи?

Работа в тетради

Формулируют цель урока (1-2 минуты)

Определяют задачи (до 5 минут)

Дома вы прочитали статью в учебнике о В. Маяковском. Я предлагаю вам разгадать совсем не большой интерактивный кроссворд,

Работа на платформе ZOOM

1) Вспомнить факты биографии В.В. Маяковского.

2) Прочитать стихотворение, в котором используется эта фраза.

3) Проанализировать стихотворение.

4) Сделать выводы.

посвященный биографии поэта:

1 Г: Как называлось грузинское село, в котором родился поэт? (Багдады)

2 В: Кем Владимир Маяковский мечтал стать в детстве? (художником)

3 В: Место, где Маяковский начал писать стихи. (тюрьма)

1 В: Друг Владимира Маяковского, художник и поэт, который помогает ему войти в мир литературы. (Бурлюк)

4 Г: Что создавал Маяковский, когда работал в окнах РОСТА? (плакаты)

5 В: Какой новый вид записи стихотворных строк изобрел Маяковский? (лесенка)

5) этап реализации построенного проекта

Цель этапа: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще

Организует работу обучающихся по намеченному плану. 

 -Итак, первый пункт плана урока. Дома вы должны были посмотреть видеоролик о биографии и творчестве В. Маяковского  https://interneturok.ru/lesson/literatura/7-klass/russkaya-literatura-20-veka/v-v-mayakovskiy-zhizn-i-tvorchestvo,  самостоятельно поработать со статьей учебника и заполнить лист для самопроверки. Проверим домашнее задание.

7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Цель этапа:  новый способ действия и исполнительская рефлексия (коллективная)

Организует деятельность по применению новых знаний 

Фронтальная проверка домашнего задания. 

– Интересна ли вам личность этого поэта?

 – Жизнь, творчество, личность Маяковского как при жизни, так и после его смерти постоянно вызывали споры, высказывались диаметрально противоположные точки зрения от восторженного восхваления до полного отрицания. 

Стихотворение, над которым мы будем работать, было написано в 1918 году. 

Это было трудное для нашей страны время. Шла гражданская война. Народное хозяйство было разрушено. Не было хлеба, топлива. Виктор Шкловский в книге о Маяковском вспоминал о тех годах: «Газет не хватало. Значит, надо развесить, чтобы читали на стенках. Но клей – это мука, а муки тоже не было. Приколотить – это гвозди. Гвоздей не было. Предлагалось наколачивать газеты деревянными клинышками… Было очень холодно, в типографиях с валов не сходила краска, она застывала… На улицах палые лошади. Убирать было некому… Петроград ел главным образом овёс».

В конце марта 1918 года поэт сообщал Л.Ю. Брик: «Стихов не пишу, хотя и хочется очень написать что-нибудь прочувствованное про лошадь». В июне стихотворение было уже напечатано.

Словарная работа. Работа на платформе ZOOM

В этом стихотворении речь будет идти о Кузнецом Мосту, улице в Москве, где находились торговые ряды.

Работа со словарями:

Зевака

Круп

Стойло

Гриб

Выразительное чтение стихотворения.

Организует анализ стихотворения:

 – Какое впечатление произвело на вас это стихотворение? Объясните, почему именно такое.

Можно ли утверждать, что у этого стихотворения есть сюжет?

 – О каком происшествии рассказано в стихотворении?

 – Как реагируют прохожие на то, что случилось с лошадью? Какие слова подбирает автор, чтобы описать их действия?

 – Кто противопоставлен толпе?

 – Почему лирический герой решил утешить лошадь? Как он к ней обращается?

 – Как изменилось настроение лошади после добрых слов, обращенных к ней?

Организует работу в группах.

 – Обсудите, какой вам представляется лошадь, о которой рассказано в стихотворении. Создайте её словесный портрет, используя цитаты из текста. Будьте внимательны: портрет в стихотворении меняется! 

После обсуждения словесных портретов: 

– Как вы думаете, почему в финале стихотворения старая лошадь представляет себя жеребенком?

 – А теперь перенесемся в творческую лабораторию Маяковского. (Организует работу в группах). Исследуем этот текст.

1 группа – звукопись,

2 группа – неологизмы,

3 группа – метафоры и олицетворения,

4 группа – ритм и рифма.

 – Всё это – характерные черты лирики Маяковского. Учитывая всё сказанное, сделайте вывод: для чего автор использует все эти средства?

 – Какова тема этого стихотворения?

 – Актуальна ли эта тема для современных людей? Обоснуйте свою точку зрения.

Так что же значит фраза: «Каждый из нас по-своему лошадь»?

Групповая работа

1 группа – звукопись,

2 группа – неологизмы,

3 группа – метафоры и олицетворения,

4 группа – ритм и рифма.

 – Всё это – характерные черты лирики Маяковского

8)  этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения

Подводит итоги урока.

Организует рефлексию:

Перед вами АКРОСЛОВО «ЛОШАДЬ». Поработайте над ним, используя ваши ассоциации, мысли, цитаты по поводу  урока.

Оценивание в группах.

Д.З. 1) Выразительное чтение стихотворение (базовый уровень)

         2) (Письменно)  Назовите произведения русской и зарубежной литератур, посвященные «братьям нашим меньшим». Какие традиции продолжает В. Маяковский в этом произведении? (высокий уровень)

        3) Иллюстрации к стихотворению или презентация «Маяковский – художник-иллюстратор» (творческое задание)

Соотносят цель и результаты, степень их соответствия. 

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности.

 Выбирают Д.З.

Работают  по  завершению  практической  задачи (размещают в сети свои продукты деятельности), выполняют  тесты  на понимание и закрепление пройденной темы.

Закрепление изученной темы

Составление тестов, презентаций, интерактивных игр