инновационные технологии

Поликарпова Галина Николаевна

выступление,  перевёрнутый урок

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературы в 7 классе по теме «Каждый из нас по-своему лошадь…» (В творческой лаборатории В.В. Маяковского)». Описание урока с использованием модели «Перевернутый класс».

Урок литературы в 7 классе по теме «Каждый из нас по-своему лошадь…» (В творческой лаборатории В.В. Маяковского)». Описание урока с использованием модели «Перевернутый класс»

Урок составлен с использованием материалов из интернета .

Оборудование, программное обеспечение: тетради, словари, учебники, знакомство с учебным материалом (просмотр видео, изучение параграфа, совместная работа учащихся посредством ИКТ) по новой теме, презентация Power Point; экран, кроссворд по биографии В. Маяковского. 

Класс, предмет, тема: 7 кл, литература, «Каждый из нас по-своему лошадь…»

Учебник: Авторы: Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Издательство: Просвещение 2019. тип книги: Учебник  часть: 1, 2

 Тип урока: Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности).

Цель урока: Создание условий для формирования читательской и литературоведческой компетенций через усвоение содержания стихотворения В.В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям». Учащиеся смогут понимать контекст произведения, применять новые знания при решении проблемных вопросов. Представлять результат в виде работы в тетрадях, составлении тестов, презентаций, интерактивных игр.

Задачи урока:

      1.Развивать умение производить анализ художественного текста;

      2.Развивать образное и логическое мышление, аналитические навыки (умение выделять главное, обобщать, делать выводы);  навыки самостоятельной работы (самоанализ, самоконтроль); 

3.Воспитывать сознательное отношение к литературе как духовной ценности;

4.Продолжить развивать умение работы в группах, индивидуально;

5.Учить работать с Интернет-ресурсами;

6.Научить представлять результат в виде иллюстраций, устно, письменно, мультимедиа и т.д.

Планируемые образовательные результаты: 

Планируемые результаты

Ученик научится:

— самостоятельно выявлять основной конфликт лирического стихотворения Маяковского;

— формулировать микровыводы;

— правильно интонировать и выразительно читать стихотворение;

— характеризовать образно-выразительный строй стихотворения «Хорошее отношение к лошадям»;

— определять художественную идею стихотворения «Хорошее отношение к лошадям»;

— высказывать и аргументировать личное отношение к стихотворению.

Самостоятельно  переходить  по ссылкам учителя  и изучать  подготовленный учителем материал:

  • смотреть видеоролик
  • обучающую презентацию
  • инструкции по изучению

    Отвечать  на контролирующий материал:

  • с самопроверкой
  • без самопроверки

   Делать  конспект, схему, план изученного материала

Метапредметные УУД:

Коммуникативные: 

– слушать и понимать речь других;

– формулировать и аргументировать свое мнение и позицию;

– уметь устно и письменно выражать свои мысли, идеи. 

Регулятивные:  

– высказывать свое предположение на основе учебного материала;

– проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции;

– осуществлять самоконтроль.

Познавательные: – проводить наблюдение, анализ, выдвигать предположения (моделировать процессы) и осуществлять их экспериментальную проверку; 

– выстраивать логическую цепь рассуждений – анализ объектов с целью выделения признаков;

– контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Личностные УУД:

– формулировать и аргументировать собственное мнение;

– устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

 Деятельность учителя

Работа на платформе ZOOM адекватно понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности

  1. 1 этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Цель этапа: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных

Учитель:                                     Дети:

Учитель приветствует обучающихся,  проверяет готовность к совместной деятельности.  Психологически настраивает и мотивирует к учебной деятельности.

Приветствуют учителя, психологически настраиваются.-1 мин.

2) этап актуализации и пробного учебного действия 

Цель этапа: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности работы.

– Сегодня на уроке литературы я предлагаю поговорить о лошадях. Что вы знаете о лошадях?

Отвечают на вопрос

3) этап выявления места и причины затруднения

Цель этапа: осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способности анализировать

Выявляет предпочтения в ответах, уровень знаний, создает проблемную ситуацию.

– Вы довольно много знаете о лошадях. Может быть, попробуете объяснить, что имел в виду Владимир Маяковский, написав в одном из стихотворений: «Каждый из нас по-своему лошадь»? 

Предполагают, но не могут ответить однозначно

4) этап построения проекта выхода из затруднения (цель, тема, план, сроки, способ, средство)

Цель этапа: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации

Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации

Тема урока.

 – Как вы думаете, какова цель нашего урока?

(Определение авторской идеи)

 – Задачи?

Работа в тетради

Формулируют цель урока (1-2 минуты)

Определяют задачи (до 5 минут)

Дома вы прочитали статью в учебнике о В. Маяковском. Я предлагаю вам разгадать совсем не большой интерактивный кроссворд,

Работа на платформе ZOOM

1) Вспомнить факты биографии В.В. Маяковского.

2) Прочитать стихотворение, в котором используется эта фраза.

3) Проанализировать стихотворение.

4) Сделать выводы.

посвященный биографии поэта:

1 Г: Как называлось грузинское село, в котором родился поэт? (Багдады)

2 В: Кем Владимир Маяковский мечтал стать в детстве? (художником)

3 В: Место, где Маяковский начал писать стихи. (тюрьма)

1 В: Друг Владимира Маяковского, художник и поэт, который помогает ему войти в мир литературы. (Бурлюк)

4 Г: Что создавал Маяковский, когда работал в окнах РОСТА? (плакаты)

5 В: Какой новый вид записи стихотворных строк изобрел Маяковский? (лесенка)

5) этап реализации построенного проекта

Цель этапа: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще

Организует работу обучающихся по намеченному плану. 

 -Итак, первый пункт плана урока. Дома вы должны были посмотреть видеоролик о биографии и творчестве В. Маяковского  https://interneturok.ru/lesson/literatura/7-klass/russkaya-literatura-20-veka/v-v-mayakovskiy-zhizn-i-tvorchestvo,  самостоятельно поработать со статьей учебника и заполнить лист для самопроверки. Проверим домашнее задание.

7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Цель этапа:  новый способ действия и исполнительская рефлексия (коллективная)

Организует деятельность по применению новых знаний 

Фронтальная проверка домашнего задания. 

– Интересна ли вам личность этого поэта?

 – Жизнь, творчество, личность Маяковского как при жизни, так и после его смерти постоянно вызывали споры, высказывались диаметрально противоположные точки зрения от восторженного восхваления до полного отрицания. 

Стихотворение, над которым мы будем работать, было написано в 1918 году. 

Это было трудное для нашей страны время. Шла гражданская война. Народное хозяйство было разрушено. Не было хлеба, топлива. Виктор Шкловский в книге о Маяковском вспоминал о тех годах: «Газет не хватало. Значит, надо развесить, чтобы читали на стенках. Но клей – это мука, а муки тоже не было. Приколотить – это гвозди. Гвоздей не было. Предлагалось наколачивать газеты деревянными клинышками… Было очень холодно, в типографиях с валов не сходила краска, она застывала… На улицах палые лошади. Убирать было некому… Петроград ел главным образом овёс».

В конце марта 1918 года поэт сообщал Л.Ю. Брик: «Стихов не пишу, хотя и хочется очень написать что-нибудь прочувствованное про лошадь». В июне стихотворение было уже напечатано.

Словарная работа. Работа на платформе ZOOM

В этом стихотворении речь будет идти о Кузнецом Мосту, улице в Москве, где находились торговые ряды.

Работа со словарями:

Зевака

Круп

Стойло

Гриб

Выразительное чтение стихотворения.

Организует анализ стихотворения:

 – Какое впечатление произвело на вас это стихотворение? Объясните, почему именно такое.

Можно ли утверждать, что у этого стихотворения есть сюжет?

 – О каком происшествии рассказано в стихотворении?

 – Как реагируют прохожие на то, что случилось с лошадью? Какие слова подбирает автор, чтобы описать их действия?

 – Кто противопоставлен толпе?

 – Почему лирический герой решил утешить лошадь? Как он к ней обращается?

 – Как изменилось настроение лошади после добрых слов, обращенных к ней?

Организует работу в группах.

 – Обсудите, какой вам представляется лошадь, о которой рассказано в стихотворении. Создайте её словесный портрет, используя цитаты из текста. Будьте внимательны: портрет в стихотворении меняется! 

После обсуждения словесных портретов: 

– Как вы думаете, почему в финале стихотворения старая лошадь представляет себя жеребенком?

 – А теперь перенесемся в творческую лабораторию Маяковского. (Организует работу в группах). Исследуем этот текст.

1 группа – звукопись,

2 группа – неологизмы,

3 группа – метафоры и олицетворения,

4 группа – ритм и рифма.

 – Всё это – характерные черты лирики Маяковского. Учитывая всё сказанное, сделайте вывод: для чего автор использует все эти средства?

 – Какова тема этого стихотворения?

 – Актуальна ли эта тема для современных людей? Обоснуйте свою точку зрения.

Так что же значит фраза: «Каждый из нас по-своему лошадь»?

Групповая работа

1 группа – звукопись,

2 группа – неологизмы,

3 группа – метафоры и олицетворения,

4 группа – ритм и рифма.

 – Всё это – характерные черты лирики Маяковского

8)  этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения

Подводит итоги урока.

Организует рефлексию:

Перед вами АКРОСЛОВО «ЛОШАДЬ». Поработайте над ним, используя ваши ассоциации, мысли, цитаты по поводу  урока.

Оценивание в группах.

Д.З. 1) Выразительное чтение стихотворение (базовый уровень)

         2) (Письменно)  Назовите произведения русской и зарубежной литератур, посвященные «братьям нашим меньшим». Какие традиции продолжает В. Маяковский в этом произведении? (высокий уровень)

        3) Иллюстрации к стихотворению или презентация «Маяковский – художник-иллюстратор» (творческое задание)

Соотносят цель и результаты, степень их соответствия. 

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности.

 Выбирают Д.З.

Работают  по  завершению  практической  задачи (размещают в сети свои продукты деятельности), выполняют  тесты  на понимание и закрепление пройденной темы.

Закрепление изученной темы

Составление тестов, презентаций, интерактивных игр

 



Предварительный просмотр:

Урок литературы в 7 классе по теме «Каждый из нас по-своему лошадь…» (В творческой лаборатории В.В. Маяковского)». Описание урока с использованием модели «Перевернутый класс».

Урок литературы в 7 классе по теме «Каждый из нас по-своему лошадь…» (В творческой лаборатории В.В. Маяковского)». Описание урока с использованием модели «Перевернутый класс»

Урок составлен с использованием материалов из интернета .

Оборудование, программное обеспечение: тетради, словари, учебники, знакомство с учебным материалом (просмотр видео, изучение параграфа, совместная работа учащихся посредством ИКТ) по новой теме, презентация Power Point; экран, кроссворд по биографии В. Маяковского. 

Класс, предмет, тема: 7 кл, литература, «Каждый из нас по-своему лошадь…»

Учебник: Авторы: Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Издательство: Просвещение 2019. тип книги: Учебник  часть: 1, 2

 Тип урока: Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности).

Цель урока: Создание условий для формирования читательской и литературоведческой компетенций через усвоение содержания стихотворения В.В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям». Учащиеся смогут понимать контекст произведения, применять новые знания при решении проблемных вопросов. Представлять результат в виде работы в тетрадях, составлении тестов, презентаций, интерактивных игр.

Задачи урока:

      1.Развивать умение производить анализ художественного текста;

      2.Развивать образное и логическое мышление, аналитические навыки (умение выделять главное, обобщать, делать выводы);  навыки самостоятельной работы (самоанализ, самоконтроль); 

3.Воспитывать сознательное отношение к литературе как духовной ценности;

4.Продолжить развивать умение работы в группах, индивидуально;

5.Учить работать с Интернет-ресурсами;

6.Научить представлять результат в виде иллюстраций, устно, письменно, мультимедиа и т.д.

Планируемые образовательные результаты: 

Планируемые результаты

Ученик научится:

— самостоятельно выявлять основной конфликт лирического стихотворения Маяковского;

— формулировать микровыводы;

— правильно интонировать и выразительно читать стихотворение;

— характеризовать образно-выразительный строй стихотворения «Хорошее отношение к лошадям»;

— определять художественную идею стихотворения «Хорошее отношение к лошадям»;

— высказывать и аргументировать личное отношение к стихотворению.

Самостоятельно  переходить  по ссылкам учителя  и изучать  подготовленный учителем материал:

  • смотреть видеоролик
  • обучающую презентацию
  • инструкции по изучению

    Отвечать  на контролирующий материал:

  • с самопроверкой
  • без самопроверки

   Делать  конспект, схему, план изученного материала

Метапредметные УУД:

Коммуникативные: 

– слушать и понимать речь других;

– формулировать и аргументировать свое мнение и позицию;

– уметь устно и письменно выражать свои мысли, идеи. 

Регулятивные:  

– высказывать свое предположение на основе учебного материала;

– проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции;

– осуществлять самоконтроль.

Познавательные: – проводить наблюдение, анализ, выдвигать предположения (моделировать процессы) и осуществлять их экспериментальную проверку; 

– выстраивать логическую цепь рассуждений – анализ объектов с целью выделения признаков;

– контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Личностные УУД:

– формулировать и аргументировать собственное мнение;

– устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

 Деятельность учителя

Работа на платформе ZOOM адекватно понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности

  1. 1 этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Цель этапа: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных

Учитель:                                     Дети:

Учитель приветствует обучающихся,  проверяет готовность к совместной деятельности.  Психологически настраивает и мотивирует к учебной деятельности.

Приветствуют учителя, психологически настраиваются.-1 мин.

2) этап актуализации и пробного учебного действия 

Цель этапа: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности работы.

– Сегодня на уроке литературы я предлагаю поговорить о лошадях. Что вы знаете о лошадях?

Отвечают на вопрос

3) этап выявления места и причины затруднения

Цель этапа: осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способности анализировать

Выявляет предпочтения в ответах, уровень знаний, создает проблемную ситуацию.

– Вы довольно много знаете о лошадях. Может быть, попробуете объяснить, что имел в виду Владимир Маяковский, написав в одном из стихотворений: «Каждый из нас по-своему лошадь»? 

Предполагают, но не могут ответить однозначно

4) этап построения проекта выхода из затруднения (цель, тема, план, сроки, способ, средство)

Цель этапа: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации

Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации

Тема урока.

 – Как вы думаете, какова цель нашего урока?

(Определение авторской идеи)

 – Задачи?

Работа в тетради

Формулируют цель урока (1-2 минуты)

Определяют задачи (до 5 минут)

Дома вы прочитали статью в учебнике о В. Маяковском. Я предлагаю вам разгадать совсем не большой интерактивный кроссворд,

Работа на платформе ZOOM

1) Вспомнить факты биографии В.В. Маяковского.

2) Прочитать стихотворение, в котором используется эта фраза.

3) Проанализировать стихотворение.

4) Сделать выводы.

посвященный биографии поэта:

1 Г: Как называлось грузинское село, в котором родился поэт? (Багдады)

2 В: Кем Владимир Маяковский мечтал стать в детстве? (художником)

3 В: Место, где Маяковский начал писать стихи. (тюрьма)

1 В: Друг Владимира Маяковского, художник и поэт, который помогает ему войти в мир литературы. (Бурлюк)

4 Г: Что создавал Маяковский, когда работал в окнах РОСТА? (плакаты)

5 В: Какой новый вид записи стихотворных строк изобрел Маяковский? (лесенка)

5) этап реализации построенного проекта

Цель этапа: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще

Организует работу обучающихся по намеченному плану. 

 -Итак, первый пункт плана урока. Дома вы должны были посмотреть видеоролик о биографии и творчестве В. Маяковского  https://interneturok.ru/lesson/literatura/7-klass/russkaya-literatura-20-veka/v-v-mayakovskiy-zhizn-i-tvorchestvo,  самостоятельно поработать со статьей учебника и заполнить лист для самопроверки. Проверим домашнее задание.

7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Цель этапа:  новый способ действия и исполнительская рефлексия (коллективная)

Организует деятельность по применению новых знаний 

Фронтальная проверка домашнего задания. 

– Интересна ли вам личность этого поэта?

 – Жизнь, творчество, личность Маяковского как при жизни, так и после его смерти постоянно вызывали споры, высказывались диаметрально противоположные точки зрения от восторженного восхваления до полного отрицания. 

Стихотворение, над которым мы будем работать, было написано в 1918 году. 

Это было трудное для нашей страны время. Шла гражданская война. Народное хозяйство было разрушено. Не было хлеба, топлива. Виктор Шкловский в книге о Маяковском вспоминал о тех годах: «Газет не хватало. Значит, надо развесить, чтобы читали на стенках. Но клей – это мука, а муки тоже не было. Приколотить – это гвозди. Гвоздей не было. Предлагалось наколачивать газеты деревянными клинышками… Было очень холодно, в типографиях с валов не сходила краска, она застывала… На улицах палые лошади. Убирать было некому… Петроград ел главным образом овёс».

В конце марта 1918 года поэт сообщал Л.Ю. Брик: «Стихов не пишу, хотя и хочется очень написать что-нибудь прочувствованное про лошадь». В июне стихотворение было уже напечатано.

Словарная работа. Работа на платформе ZOOM

В этом стихотворении речь будет идти о Кузнецом Мосту, улице в Москве, где находились торговые ряды.

Работа со словарями:

Зевака

Круп

Стойло

Гриб

Выразительное чтение стихотворения.

Организует анализ стихотворения:

 – Какое впечатление произвело на вас это стихотворение? Объясните, почему именно такое.

Можно ли утверждать, что у этого стихотворения есть сюжет?

 – О каком происшествии рассказано в стихотворении?

 – Как реагируют прохожие на то, что случилось с лошадью? Какие слова подбирает автор, чтобы описать их действия?

 – Кто противопоставлен толпе?

 – Почему лирический герой решил утешить лошадь? Как он к ней обращается?

 – Как изменилось настроение лошади после добрых слов, обращенных к ней?

Организует работу в группах.

 – Обсудите, какой вам представляется лошадь, о которой рассказано в стихотворении. Создайте её словесный портрет, используя цитаты из текста. Будьте внимательны: портрет в стихотворении меняется! 

После обсуждения словесных портретов: 

– Как вы думаете, почему в финале стихотворения старая лошадь представляет себя жеребенком?

 – А теперь перенесемся в творческую лабораторию Маяковского. (Организует работу в группах). Исследуем этот текст.

1 группа – звукопись,

2 группа – неологизмы,

3 группа – метафоры и олицетворения,

4 группа – ритм и рифма.

 – Всё это – характерные черты лирики Маяковского. Учитывая всё сказанное, сделайте вывод: для чего автор использует все эти средства?

 – Какова тема этого стихотворения?

 – Актуальна ли эта тема для современных людей? Обоснуйте свою точку зрения.

Так что же значит фраза: «Каждый из нас по-своему лошадь»?

Групповая работа

1 группа – звукопись,

2 группа – неологизмы,

3 группа – метафоры и олицетворения,

4 группа – ритм и рифма.

 – Всё это – характерные черты лирики Маяковского

8)  этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения

Подводит итоги урока.

Организует рефлексию:

Перед вами АКРОСЛОВО «ЛОШАДЬ». Поработайте над ним, используя ваши ассоциации, мысли, цитаты по поводу  урока.

Оценивание в группах.

Д.З. 1) Выразительное чтение стихотворение (базовый уровень)

         2) (Письменно)  Назовите произведения русской и зарубежной литератур, посвященные «братьям нашим меньшим». Какие традиции продолжает В. Маяковский в этом произведении? (высокий уровень)

        3) Иллюстрации к стихотворению или презентация «Маяковский – художник-иллюстратор» (творческое задание)

Соотносят цель и результаты, степень их соответствия. 

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности.

 Выбирают Д.З.

Работают  по  завершению  практической  задачи (размещают в сети свои продукты деятельности), выполняют  тесты  на понимание и закрепление пройденной темы.

Закрепление изученной темы

Составление тестов, презентаций, интерактивных игр

 



Предварительный просмотр:

Выступление на МО учителей русского языка и литературы

(02.11.2023г.)

«Инновационные технологии»

Тема: Обучение учащихся посредством метода «Перевёрнутый урок»

Цель: знакомство с методом «Перевернутый класс»;

распространение опыта по использованию метода «Перевёрнутый урок» как одной из эффективных моделей смешанного обучения для повышения качества образования.

Оборудование: маркеры, листы А3, мультимедийная презентация к интерактивной доске, оценочные листы, памятки по составлению синквейна, по организации занятия посредством метода «перевёрнутый урок», конверты с карточками.

Ход проведения

I Введение

- Можно ли провести хороший урок, используя лишь мел и доску?Да, но вряд ли его можно будет назвать современным, и он вряд ли удовлетворит интересы всех учащихся. Имея большой опыт работы, не устаю задавать себе вопросы: Как учить детей в новых условиях? Как правильно применять технические средства, которыми оснащены наши школы? Как научиться разговаривать с современными учащимися на языке гаджетов? Ответом на эти и другие вопросы может стать применение в практике метода «Перевёрнутый класс» или «Перевернутый урок», который является одной из моделей смешанного обучения.

За последние 10 лет смешанное обучение получило значительное распространение в системе общего и высшего образования, включая инклюзивное и дополнительное обучение. Что же такое смешанное обучение?

​Это образовательный подход, совмещающий обучение с участием учителя (лицом к лицу) с онлайн-обучением и предполагающий элементы самостоятельного контроля учеником пути, времени, места и темпа обучения, а также интеграцию опыта обучения с учителем и онлайн.

II. Определение целей и задач мастер-класса

Переломным моментом в технологиях стало появление личных мобильных образовательных устройств ребенка – айпадов, смартфонов. В связи с этим

Какие проблемы возникают у современного учащегося и учителя в учебном процессе?

Заполните в группах таблицу и через минуту озвучьте.

- Действительно,  много проблем, с которыми сталкиваются современный учащийся и преподаватель.

- Как разрешить выявленные проблемы? Я считаю, что одним из эффективных средств решения названных вами проблем является применение метода «Перевёрнутый класс».

 Основная часть

3. Суть метода «Перевернутого урок»

Перевернутый урок - это занятия наоборот. Объяснение нового материала происходит дома. "Домашняя" работа - в классе. По мнению учителей, переворачивающих уроки, такой подход является намного эффективней традиционного.

слайд

Дома ученик слушает, как учитель объясняет новый материал. Скажем, включает видео на планшетнике на YouTube, которое учитель записал для своих учеников.

Все факты и имена (например, по истории), помещаются в компактное видео на несколько минут. Почему так коротко, в отличие от объяснения в классе?

- Не тратится время на наведение дисциплины и организационные вопросы.

- Не нужно ничего долго на доске (если что-то нужно показать детям в написанном виде - пишется/набирается/печатается заранее.

Это может быть не только видеозапись объяснения учителем. Видеорепортажи "с места событий", отрывки из телепередач, интервью, слайд-шоу, интерактивный материал - выбор учителя разнообразен.

V. Практика использования

Как я «переворачиваю» свои уроки? На родительских собраниях я познакомила родителей с теоретическими основами метода «перевёрнутый урок». Узнала, у всех ли есть  электронная почта. В календарно – тематическом планировании смотрю тему нового урока. Затем использую интернет – ресурсы, где беру готовое видео. Внимательно просматриваю видео-урок, продумываю вопросы, которые помогут мне проверить, насколько внимательно дети смотрели видео, уловили суть ролика. На электронную почту детям приходит письмо, в котором дана ссылка на учебное видео. Каждый учебный ролик обязательно сопровождается заданием:

- ответить на вопросы;

- составить памятку;

- нарисовать рисунок;

- сделать коллаж;

- создать книжку – малышку;

- рассказать о том, чего нет в учебнике.

Чтобы учебный материал, который дети получили из видео, у них закрепился и отложился, я предлагаю им воспользоваться ресурсами сайта http://LearningApps.org. На этом сайте содержится огромная коллекция игр, викторин, заданий по разным предметам.

- Задания по теме дети получают за неделю до урока, чтобы у них была возможность подготовиться. На уроке идет проверка и отработка учебного материала. Метод «перевёрнутый урок » использую и на уроках русского языка и литературы.

Работа в группах

Слайды с предлагаемыми мною заданиями

4. Преимущества метода «Перевернутый урок»

Преимущества метода «Перевёрнутый урок»:

индивидуальный подход;

- вовлеченность детей;

- навыки для взрослой жизни;

- обучение вне класса;

- заинтересованные учащиеся работают друг с другом, а образовательный процесс организуется с учетом потребностей учащихся;

- увеличивается время на индивидуальное обучение;

- общение учащегося и учителя выходит на новый качественный и количественный уровень;

- хорошо успевающие ребята могут углублять свои знания, а отстающие получают гораздо больше возможностей наверстать упущенное;

- родители гораздо глубже вовлечены в образовательный процесс;

- учащиеся получают в качестве домашнего задания учебное видео или адрес электронного образовательного ресурса для изучения нового материала  к следующему уроку. Это можно сделать в любое удобное время, в удобном месте, просмотреть несколько раз сложные теоретические блоки;

- учитель один раз готовит собственный учебный видеоурок или имеет электронные ресурсы авторитетных коллег;

- учитель на уроке качественно организует учебную деятельность учащихся по проработке изученного материала.

VI. Подведение итогов. Рефлексия

Итог нашей работы. У каждого у вас есть памятка по организации занятия посредством метода «Перевёрнутый урок », но в этой памятке пропущены некоторые слова. Вам надо самостоятельно заполнить пропуски. (Приложение 2.)

- В качестве рефлексии предлагаю вам заполнить данный оценочный лист. (Приложение 3.)

- Уважаемые коллеги, скажите, пожалуйста, кто-то из вас набрал 15 баллов? (Ответы. )

- В начале нашей встречи стикерами вы определили свои знания по теме. Изменились ли они сейчас? Покажите сигнальные карточки.

Работа в группах

Предлагаю вам составить синквейн, который будет характеризовать метод «Перевёрнутый урок ». Напоминаю вам правила составления синквейна. (Приложение 4. Презентация работы в группе.)

-Благодарю вас за внимание. Примите памятки, которые вам помогут в организации и проведении занятия посредством метода «перевёрнутый урок». (Приложение 5.) Стоит ли этим заниматься? Подходит ли эта модель для вас, решать только вам. Но можно с уверенностью сказать: попробовать «перевернуть» занятие стоит каждому.

Приложение 1

Традиционный подход

"Перевернутый" подход

Учащийся

Учитель

ИКТ

Методы

Построение урока

Традиционный подход

"Перевернутый" подход

Учащийся

Пассивность, отсутствие инициативы и желания в самостоятельной учебной деятельности. Работа по схеме “послушай, запомни, воспроизведи”.

Вовлеченность учащихся в учебный процесс. Ответственность за свое обучение. Взаимодействие со всеми участниками учебного процесса. Осмысленное обучение.

Учитель

Передача знаний, удержание дисциплины и порядка в классе, контроль знаний учащихся.

Конструирование учебной ситуации, формирование у учащихся ответственности за обучение, доверительное отношение.

ИКТ

Использование технологий и веб-инструментов в обучении.

Изменение методов и форм работы посредством ИКТ.

Методы

Пассивные методы подачи учебного материала, при котором информация идет от учителя к ребёнку.

Активные и интерактивные методы обучения. Личностно-ориентированный подход.

Построение урока

В учебном классе классе учащиеся слушают объяснения учителя. Приходя домой после школы выполняют домашнее задание, зачастую неудачно и без возможности спросить, получить подсказку.

Дома просмотр видео с объяснениями по новой теме, а в классе решение проблем домашней работы.

Приложение 2

ПАМЯТКА

Провести __________________________________ , на котором учитель познакомит с сущностью метода «Перевёрнутый урок».

Узнать адреса _______________________________________ учащихся.

За неделю до урока отправить учащимся на их электронную почту_______________________________________________, которое обязательно сопровождается ____________________________________.

Задания для учащихся начальных классов могут быть следующими:

- ответить на вопросы;

- составить памятку;

- нарисовать рисунок;

- сделать коллаж;

- создать книжку – малышку;

- рассказать о том, чего нет в учебнике;

- _________________________________________________________;

-__________________________________________________________;

(дополните своими заданиями).

5. Ролик к уроку может снимать сам учитель или можно воспользоваться

_____________________________________________________________.

В начале урока выяснить, с какими __________________встретились учащиеся при просмотре видео и выполнении заданий.

7. На уроке идет ________________________материала через организацию индивидуальной, парной, групповой форм работы.

Приложение 3

Оценочный лист

№п/п

Критерии

1

2

3

1.

Знаю метод “перевёрнутый урок”

2.

Знаю сущность этого метода

3.

Смогу применять учебное видео на уроках

4.

Смогу дать задание к видео

5.

Попробую применить в своей практике

Приложение 4

Правила написания синквейна

Правила написания синквейна таковы:

1. На первой строчке записывается одно слово-существительное. Это и есть тема синквейна.

2. На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

3. На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

4. На четвёртой строчке размещается целая фраза. Это может быть крылатое выражение, чувство, цитата или составление предложения в контексте темы.

5. На пятой строчке слово-синоним или своё отношение к данной теме, чувство или сравнение.

Приложение 5

Перевернутый класс - это занятия наоборот. Объяснение нового материала происходит дома. "Домашняя" работа - в классе. По мнению учителей, переворачивающих классы, такой подход является намного эффективней традиционного.

Дома, устроившись поудобней в кресле, ученик слушает, как учитель объясняет новый материал. Скажем, включает видео на планшетнике на YouTube, которое учитель записал для своих учеников.

ПАМЯТКА

Провести родительское собрание, на котором учитель знакомит с сущностью метода «Перевёрнутый урок».

Узнать адреса электронной почты учащихся.

За неделю до урока отправить учащимся на электронную учебное видео, которое обязательно сопровождается заданием.

Задания для учащихся начальных классов могут быть следующими:

- ответить на вопросы;

- составить памятку;

- нарисовать рисунок;

- сделать коллаж;

- создать книжку – малышку;

- рассказать о том, чего нет в учебнике.

Ролик к уроку может снимать сам учитель или можно воспользоваться готовым видео авторитетных коллег.

В начале урока выяснить, с какими трудностями встретились учащиеся при просмотре видео и выполнении заданий.

На уроке идет отработка материала через организацию индивидуальной, парной, групповой форм работы.


2. Предпосылки для перевёрнутого обучения

- Задумаемся: а зачем учителю переворачивать обучение? Что им движет? Любопытство? Эксперимент? Или мотивирующим фактором является наличие проблемы (ряда проблем), с которым учитель сталкивается в ежедневной работе с учащимися? Перевороту обучения способствовали не только те проблемы, которые вы обозначили, но и следующие факторы:

- пассивность учащихся и студентов;

-роль учителя (роль учителя, по-прежнему, занимает ведущую, руководящую позицию в учебной ситуации, и заключается, в основном, в передаче информации, контроле знаний и в удержании дисциплины на уроке.

- наличие технологий и средств ИКТ (множество цифровых средств и веб-инструментов уже не "намекает", а открыто "указывает" на необходимость изменения сложившийся веками учебной ситуации. Что сделает современный ученик, узнав, что требуется переписать информацию, записанную на доске или слайде? Cфотографирует или попросит опубликовать эту презентацию в интернете!);

- неэффективная зубрёжка (в книге Симона Соловейчика "Учение с увлечением" есть глава под названием "Учить наизусть - вредно". Начинается она словами "Как бы ни было трудно учить наизусть, но во много раз труднее думать, понимать, строить мысленные модели понятий. Оттого-то в школе некоторые ребята и выбирают легкий путь — путь бессмысленного запоминания, то есть зубрежки". А для большей части учителей фактором успешного усвоения материала учащимися служит пересказанная или переписанная выученная наизусть информация. Задумаемся, сколько раз в своей жизни мы зубрили? И какой процент той, заученной, информации остался в памяти?). (Слайды 6-8)

- качества и умения 21 века (обратим внимание на качества и умения 21 века, необходимые человеку в жизни, в работе и в учебе:

- творческий подход и новаторство;

- критическое мышление и способность решать проблемы;

- коммуникабельность и сотрудничество;

- информационная грамотность;

- грамотность в ИКТ;

- гибкость и способность к адаптации;

- инициативность и самостоятельность;

-продуктивность и вовлеченность;

- лидерство и ответственность.

13