Уроки и и читательские конференции

Поликарпова Галина Николаевна

Урок внеклассного чтения и читательская конференция в 6-м классе. Б.Полевой "Повесть о настоящем человеке". Использованы интернет-ресурсы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок внеклассного чтения и читательская конференция в 6-м классе. Б.Полевой. "Повесть о настоящем человеке"

Поликарпова Галина Николаевна, учитель русского языка и литературы

Статья отнесена к разделу: Преподавание литературы

Цели урока:

представить учащимся русского писателя ХХ века Бориса Николаевича Полевого и его книгу "Повесть о настоящем человеке";

познакомить с главным героем повести Алексеем Мересьевым и его прототипом; с теми, кто сумел повторить подвиг легендарного летчика в военное и мирное время;

совершенствовать умения анализировать поступки героев повести;

воспитывать интерес к чтению, к истории России;

формировать личностные качества учащихся: любовь к своему Отечеству, силу воли, мужество, жизнелюбие, жизнестойкость, выносливость, веру в себя, оптимизм.

Оборудование:

портрет Б.Н. Полевого;

выставка книг (разных изданий "Повести о настоящем человеке"), газетных и журнальных материалов об авторе повести, о прототипе главного героя повести Алексее Петровиче Маресьеве - человеке-легенде, о жителях разных стран, повторивших подвиг летчика;

иллюстрации к повести;

компьютер, проектор, экран для просмотра презентации (приложение №1);

DVD-проигрыватель и телевизор для просмотра документального фильма "Жизнь замечательных людей. Маресьев", художественного фильма "Повесть о настоящем человеке" или его фрагментов.

Раздаточный материал:

тексты повести Б.Н. Полевого "Повесть о настоящем человеке";

вопросы для беседы по содержанию повести.

Предварительный этап:

За две недели до урока предлагается перечитать прочитанную летом "Повесть о настоящем человеке" Б. Полевого, выдаются индивидуальные задания, вопросы для беседы по содержанию повести, предлагается подобрать необходимые цитаты для анализа текста.

Ход урока

I. Учитель знакомит с темой урока внеклассного чтения (слайд №1), целями.

II. Выступления учащихся, выполнявших индивидуальные задания.

1. Первый учащийся знакомит одноклассников со страницами биографии автора "Повести о настоящем человеке" Бориса Николаевича Полевого (слайд № 2).

Борис Николаевич Полевой (настоящая фамилия Кампов) родился 17 марта 1908 года в Москве, в семье юриста. С 1913 года его семья жила в Твери. После окончания в 1926 году промышленного техникума он работал на местной текстильной фабрике "Пролетарка". Журналистикой Борис Полевой занялся очень рано: уже в 1922 году, будучи учеником шестого класса, он поместил в газете "Тверская правда" свою первую корреспонденцию, а с 1924 года его заметки регулярно публиковались в городских газетах. В 1928 году оставил работу на текстильной фабрике и начал профессиональную журналистскую деятельность в тверских газетах "Пролетарская правда", "Смена", "Тверская правда". В 1939 году вышла его первая повесть "Горячий цех" - о людях первой пятилетки, работавших на Калининском вагонзаводе. Борис Полевой участвовал в советско-финской войне 1939-1940 годов, во время Великой Отечественной войны был в действующей армии как корреспондент "Правды". Фронтовые впечатления и встречи легли в основу его книг: "От Белгорода до Карпат" (1944), "Мы - советские люди" (1948), "Золото" (1949-1950). Широкую известность писателю принесла "Повесть о настоящем человеке" (1946), в основе которой - реальный подвиг Героя Советского Союза летчика Алексея Петровича Маресьева, продолжавшего воевать после ампутации обеих ног. В 1948 году по книге был поставлен одноименный художественный фильм с Павлом Кадочниковым в главной роли. С 1962 года Борис Полевой бессменно занимал пост главного редактора молодежного журнала "Юность". С 1967 года он был секретарем правления Союза писателей СССР, вице-президентом Европейского общества культуры. Награжден двумя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, шестью другими орденами, а также медалями, Золотой медалью Мира, иностранными орденами и медалями, удостоен Государственной премии. В 1974 году Борису Полевому было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Многие произведения Полевого переведены на иностранные языки. Похоронен в 1981 году на Новодевичьем кладбище.

2. Второй учащийся рассказывает о книге Бориса Полевого "Повесть о настоящем человеке" (слайд № 3).

В дни Великой Отечественной войны писатель Борис Полевой, в то время военный корреспондент газеты "Правда", познакомился в одной из авиационных частей с командиром эскадрильи Алексеем Маресьевым. В этот день отважный летчик сбил два фашистских самолета. Но писателя потрясло другое: у летчика не было ног! После боя в землянке Маресьев рассказал свою историю. Подбитый фашистами истребитель рухнул в чащу леса. Летчик, выброшенный из самолета взрывной волной, упал на огромную ель и сполз по ее ветвям в снег. В жестокую зимнюю стужу, без пищи и воды, теряя сознание от острой боли в раздробленных ступнях, раненый летчик 18 суток упрямо полз к своим. "Повесть о настоящем человеке" - одна из любимых книг многих людей. С интересом и волнением ее читают и взрослые и дети. Книга эта переведена на многие языки мира. "Повесть о настоящем человеке" написана в 1946 году, спустя год после окончания Великой Отечественной войны, в 1947 году автор удостоен Государственной премии. У этой книги удивительная судьба. Не только потому, что "Повесть о настоящем человеке" стала любимой у молодежи, не только потому, что ее знают во всех странах мира, а у нас она издавалась более ста раз. Она дорога еще и потому, что многим людям помогала в трудную минуту, учила мужеству. Это были нелегкие годы для советского народа, когда повесть Б. Полевого приходила к читателям в неустроенные дома, в библиотеки, размещенные во временных помещениях, в семьи, где горько горевали о не вернувшихся с войны. Каждому эта книга была необходима: и юноше, заканчивающему школу, и ветерану, у кого в бессонные ночи ныли старые раны. "Повесть о настоящем человеке" только появилась в журнале, как писателю отовсюду пошли письма. Сотни, тысячи писем от незнакомых и близких людей, от фронтовиков, от женщин, от молодежи. Критики, кажется, высказали всё об этой книге. Но каждый день, когда кто-то впервые открывает ее страницы, мысленно он говорит то новое, что еще не высказано до него, потому что нет на земле человека, кто бы остался равнодушным рядом с книгой о подвиге Маресьева. Да и сам Полевой совершил писательский подвиг, подарив человечеству прекрасную песню о мужестве и жизнелюбии настоящего человека. В трудные послевоенные годы она находила отчаявшихся и возвращала их к жизни, она влекла за собой сильных, стыдила малодушных, становилась другом, учителем, бойцом. Повесть передавали из рук в руки вьетнамские патриоты, когда в часы затишья можно было прильнуть к ее горячим страницам. Пробитая однажды вражеской пулей, она окрасилась кровью того, кто понес ее с собой в атаку. Об этой книге писал из тюрьмы Назым Хикмет, ею восторгался великий негр Поль Робсон.

3. Третий учащийся знакомит с прототипом главного героя повести - Алексеем Петровичем Маресьевым (слайды №№ 4 - 7).

Летчик, Герой Советского Союза (1943), полковник, Алексей Петрович Маресьев родился в 1916 году в городе Камышине на Волге в рабочей семье. Окончив школу, пошел работать на завод. В 1934 году отправился строить Комсомольск-на-Амуре. В свободное время занимался в местном аэроклубе. Незадолго до войны окончил Батайское военное авиационное училище, получил звание младшего лейтенанта. С первых дней Великой Отечественной войны - в действующей армии на Северо-Западном фронте. 4 апреля 1942 года в бою над Демянским плацдармом (Новгородская область) его ЯК-1 был подбит немецким "мессершмиттом". Деревья несколько смягчили удар о землю. Выброшенный из машины летчик упал в сугроб. Попытки встать на ноги не удались: ступни обеих ног разбиты. 18 суток полз Маресьев в лесу по снегу к своим. Его обнаружили в бессознательном состоянии с обмороженными ногами деревенские мальчишки. В госпитале имени Н.Н. Бурденко Алексею Маресьеву ампутировали голени обеих ног. Долго лечился, учился ходить на протезах и упорно добивался от комиссий разрешения летать. С июня 1943 года Маресьев опять в боевом строю, воюет в составе 63-го гвардейского авиационного истребительного полка. За военные годы Алексей Петрович сделал около ста вылетов, сбил одиннадцать самолетов противника (четыре - до ранения, семь - после). 24 августа 1943 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Полковник в отставке А.П. Маресьев награжден двумя орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции, Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, двумя орденами Дружбы народов, Красной Звезды, Знаком Почета, "За заслуги перед Отечеством IIIстепени, медалями, иностранными орденами. Его именем названы малая планета Солнечной системы, общественный фонд. 18 мая 2001 года в Театре Российской армии намечался торжественный вечер по случаю 85-летия Маресьева, но за час до начала у Алексея Петровича случился сердечный приступ. Его доставили в реанимацию одной из московских клиник, где он скончался. Торжественный вечер все же состоялся, но начался он с минуты молчания. Алексей Маресьев похоронен на Новодевичьем кладбище.

4. Несколько учащихся знакомят с интересными фактами биографии Алексея Маресьева, опубликованными в органах печати разных лет ("Аргументы и факты", "Правда", "Комсомольская правда" и другие). Слайды №№ 8-13.

5. Инсценирование учащимися беседы журналиста с Алексеем Петровичем Маресьевым (по материалам интервью, опубликованных в печати).

Фрагмент интервью.

- Алексей Петрович, Вы часто вспоминаете те 18 дней, проведенные в лесу?

- Нет, не вспоминаю. Я вообще не вспоминаю то время.

- Что тогда помогло Вам выжить и не впасть в отчаяние?

-Желание выбраться к своим. Желание жить.

- Сегодня Вы о чем-нибудь жалеете?

- Жизнь меня, конечно, потерла. Но, если все начинать сначала, я бы снова стал летчиком. До сих пор не могу вспоминать о небе без особых, благодарных чувств. У меня самые счастливые минуты жизни связаны с самолетами. Когда после госпиталя в моей карточке написали "Годен во все роды авиации", я чувствовал себя на вершине счастья.

- Вам чувство страха знакомо?

- А как же? Страх присущ всем. И если вам кто-то будет говорить, что он ничего не боится, - не верьте. Надо просто уметь побеждать в себе это чувство.

- Вы чего больше всего всегда боялись?

- Нечестности. Я вообще человек доверчивый и незлопамятный.

- Вас называют человеком-легендой:

- Я человек, а не легенда. В том, что я сделал, нет ничего необыкновенного. И то, что меня превратили в легенду, очень расстраивает.

- Как Вы восприняли появление книги о Вас - "Повести о настоящем человеке"?

- О ее появлении я узнал, услышав отрывки по радио. Позвонил Полевому, встретился с ним. Когда повесть напечатали, мне подарили экземпляр. Но я ее так и не прочитал. Несколько раз пытался. Но все как-то: В принципе Полевой написал правильно. Придумал. Правда, роман, который якобы был у меня с девушкой Ольгой. Хотя созданный им образ советской девушки мне нравится.

- Правильно говорят, что самое главное в жизни - здоровье?

- Абсолютно правильно. А на второе место я бы поставил честное отношение к труду.

6. Чтение отрывка из "Поэмы о Настоящем Человеке". Автор - Черников Владимир Петрович, летчик, гвардии полковник, ветеран Великой Отечественной войны, председатель Союза фронтовиков СВАО - участников юбилейных парадов Победы (Приложение № 2). Отрывок исполняется на фоне мелодии песни "Русский парень" (К.Брейтбург/С.Сашин).

III. Просмотр документального фильма "Жизнь замечательных людей. Маресьев".

IV. Слово учителя о побратимах Алексея Маресьева, повторивших его подвиг (слайды №№ 14 - 16).

V. Беседа с учащимися по повести Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке". (Приложение № 3). Слайды №№ 17-21.

VI. Просмотр художественного фильма "Повесть о настоящем человеке" (режиссер Александр Столпер) или его фрагментов. (Слайд № 22).

Домашнее задание: написать сочинение на тему: "Размышляя над прочитанной строкой:" (По повести Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке".

Приложение 1, приложение 2, приложение 3.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Борис Полевой «Повесть о настоящем человеке» Урок внеклассного чтения и читательская конференция в 6 классе

Слайд 2

Борис Николаевич Полевой 1908-1981

Слайд 3

«Повесть о настоящем человеке» 1946 год Обложки книги «Повесть о настоящем человеке» Теплоход «Борис Полевой»

Слайд 4

Алексей Петрович Маресьев – человек-легенда, прототип главного героя «Повести о настоящем человеке»

Слайд 5

Алексей Маресьев Алексей Маресьев среди однополчан (второй справа)

Слайд 6

А.П. Маресьев в самолете

Слайд 7

А.П. Маресьев и В. Терешкова

Слайд 8

Алексей Маресьев в фотографиях

Слайд 9

Эпилог повести о настоящем человеке Алексей Петрович не дожил 20 минут до торжеств, посвященных его 85-летию. Если бы жив был Борис Полевой, автор “Повести о настоящем человеке”, ему впору было бы писать еще одну книгу о Маресьеве. Такую развязку, неожиданно “придуманную” самой жизнью, не мог бы “сочинить” лучше даже очень талантливый писатель. В последний путь

Слайд 10

Открытие памятников Герою Советского Союза Алексею Маресьеву в Камышине и Москве В Москве на первом участке Новодевичьего кладбища на могиле легендарного летчика Алексея Маресьева тоже установлен памятник. Бронзовый памятник изображает Маресьева во весь рост, облокотившегося на постамент. Его левая рука лежит на бронзовой колонне, правая - в кармане брюк. Маресьев смотрит вверх, словно глядя на улетающий в небо самолет.

Слайд 11

На церемонии стало известно, что региональный общественный фонд при поддержке правительства Москвы учредил международную премию имени Маресьева "За волю к жизни". По замыслу авторов премии, ею должны удостаиваться люди, "проявившие мужество и героизм, сумевшие выжить в экстремальных ситуациях, проявившие при этом непоколебимую волю к жизни, вернувшиеся к ней и внесшие значительный вклад в развитие государства, мирового общества". Премию предполагается выдавать за участие в боевых действиях, борьбу с терроризмом, выживание при техногенных и природных катаклизмах, возвращение к жизни после тяжелых травм и заболеваний, выдающиеся достижения в спорте. Церемония награждения лауреатов премии будет производиться ежегодно в Москве в канун дня рождения Алексея Маресьева.

Слайд 12

Деревня Плав Место, где был найден Маресьев, известно и отмечено небольшим обелиском. Маресьева подобрали жители небольшой деревни Плав, расположенной в окрестностях озера Шлино на границе Новгородской и Тверской областей. Двое пошли в лес за дровами и увидели человека на грани жизни и смерти. Впрочем, местные рассказывают еще и о том, что впервые раненого в лесу заметили днем раньше – но не решились помочь ему, не зная точно, кто это – советский летчик или диверсант-неудачник. Читая книгу, нетрудно представить себе многокилометровый путь, проделанный Маресьевым через лес. Представим морозную зиму, глубокий снег, невозможность передвигаться на ногах¸ голод… А впереди двадцать пять километров!

Слайд 13

Прийти в маресьевский лес стоит! К памятнику от деревни Плав проложена нахоженная тропа, и местные жители очень просто говорят о том, куда она ведет – «К Маресьеву». Говорят так, как будто герой войны жив, и с ним можно встретиться именно там, в лесу. Памятник, стоящий на этом месте, - это памятник жизни, памятник настоящему подвигу настоящего человека. К Маресьеву

Слайд 14

Летчики-побратимы Известны и другие летчики, летавшие без ног: русский летчик Северский, англичанин Дуглас Бадер, немец Ганс Ульрих Рудель. Это люди, победившие беду, отчаяние и доказавшие, что все невзгоды можно преодолеть, если веришь в себя и в победу над собой.

Слайд 15

Побратим Маресьева капитан Валерий Гринчак Командир разведроты, 27-летний Валерий Гринчак в бою с душманами в Афганистане был тяжело ранен. После шести операций офицер остался без ног. Можно представить, сколько физических и нравственных страданий пережил Валерий. Он отлично служил, мечтал об академии. Жизнь только начиналась. И вдруг – полная безнадежность. Но Гринчак не сдался. Превозмогая боль, обливаясь холодным потом, терпеливо и настойчиво учился ходить на своих новых, искусственных ногах. И вернулся офицер в армию для прохождения службы. Валерий Гринчак – Герой Советского Союза, пример мужества, упорства, воли к жизни.

Слайд 16

Алексей Григорьевич Морозов - «Рязанский Маресьев» Мотогонщик. В 32 года в результате аварии он потерял левую ногу. Выданный заводской протез тут же развинтил, раскрутил, переоборудовал под «гоночный» кирзач. Усовершенствовал и мотоцикл: переключение скоростей приспособил под правую, здоровую ногу. Ему бы инвалидность оформить, а он с «костяной» ногой - на мотокросс! Врачи было наложили запрет, да за гонщика вступился летчик Алексей Маресьев. Долгие годы, готовя учеников, Алексей Морозов оставался «играющим тренером», завоевав более тридцати медалей всесоюзных чемпионатов и первенств. Алексея Григорьевича можно смело вносить в Книгу рекордов Гиннесса. Не было такого в мире, чтобы гонщик с одной ногой стал четырехкратным чемпионом страны.

Слайд 17

Вопросы к читательской конференции по повести Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке» Настоящий человек… Что обозначает это словосочетание, на ваш взгляд? Какому историческому событию посвящена повесть Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке»? Какой эпизод создаёт первое впечатление о главном герое Алексее Мересьеве? Какие его черты характера выявляются в этом эпизоде? Как характеризует Мересьева сцена с медведем?

Слайд 18

Вопросы к читательской конференции по повести Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке» (2) Третий эпизод – движение Мересьева на восток: - В чем обнаруживается мужество Мересьева, твердость характера, упорство и настойчивость в достижении поставленной цели? - Какие мысли и стремления заставляют лётчика преодолевать все препятствия в своем движении на восток? - Что поддерживает его в трудном пути к своим? - Какие слова лётчика указывают на его уверенность в хорошем исходе дела? - Прочитайте описание природы. Какое значение имеет пейзаж в раскрытии чувств и переживаний героя? Кто его первые спасители? (Портреты, речь)

Слайд 19

Вопросы к читательской конференции по повести Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке» (3) Перескажите историю деревни Плавни, подтвердив свой рассказ цитатами ( что побудило жителей деревни бросить свои дома, землю, скотину, годами нажитое добро и уйти в лесную глушь? Как жили они в подземной деревушке? Как это их характеризует? ) Как воспринял Мересьев известие о необходимости операции и каково было его душевное состояние после ампутации ног? Расскажите о комиссаре Воробьеве (образ жизни, поведение, черты характера).Что же было источником его неиссякаемой бодрости? Чтение и комментарий эпизода смерти и похорон комиссара. Какую роль сыграл комиссар в судьбе Мересьева?

Слайд 20

Вопросы к читательской конференции по повести Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке» (4) Как добивался Мересьев возвращения в строй? Диалог Алексея Мересьева с врачом после госпиталя и санатория. Найдите в тексте авторские ремарки по поводу поведения главного героя и врача. Первый учебный полет. Почему в смертельном поединке с немецким ассом Мересьев одержал победу? Что показывает читателю автор в этом эпизоде? Какова роль природы в данном эпизоде?

Слайд 21

Вопросы к читательской конференции по повести Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке» (5) Можно ли назвать борьбу Мересьева за право летать подвигом? В чем смысл названия повести? Кто из героев повести может быть назван «настоящим человеком»? Как относится автор к своему герою? Какой период жизни Мересьева вы считаете наиболее трудным для него? Какое впечатление на вас произвела книга? Какие чувства вызвала?

Слайд 22

Повесть о настоящем человеке СССР, 1948, киноповесть Режиссер: Александр Столпер Актеры: Павел Кадочников, Николай Охлопков, Людмила Целиковская, Тамара Макарова, Василий Меркурьев, Лев Свердлин, Любовь Соколова Экранизация одноименной повести Бориса Полевого, основанной на реальных событиях. Летчик-истребитель Алексей Маресьев был сбит в бою, но выжил, потеряв обе ноги. Несмотря на ампутацию, он смог совершить практически невозможное: после упорных многодневных тренировок вновь поднял в небо боевой самолет. Фильм, пользовавшийся огромной популярностью в первые послевоенные годы, и сегодня поражает силой эмоционального воздействия… «Повесть о настоящем человеке» на киноэкране



Предварительный просмотр:

                                                                                                        Приложение № 2              

                                                                                                                      В.П. Черников

                     

                       Поэма о Настоящем Человеке (отрывок)

Рождает  Родина героев,

Коль нашу землю топчет враг,  

Они, прикрыв ее собою,

Не отступают ни на шаг…

И летчики сражались смело,

Срывая вражеский налет,

Их сила духа без предела,

Они ее берут в полет.

У Алексея первый вылет,

Удар по технике врага,

На бреющем фашистов били,

Не дрогнула его рука…

Под Старой Руссой в жесткой схватке

Был самолет его подбит.

Мотор заглох, и нет площадки,

Но хорошо, что не горит.

Упал на лес, сбивая сучья,

В куски распался самолет,

Вот он, особый этот случай,

Когда остался жить пилот…

Как он прополз те восемнадцать

Голодных выстраданных дней?

Как телу трудно подниматься,

Но сила воли все ж сильней…

Врачи его смотрели долго

И вывод сделали один…

Лишь сила воли, чувство долга

Его оставили живым.

Взяв костыли, стал двигать ноги -

Как трудны первые шаги!

     

Учителя уж больно строги,

А в помощь только две руки.

«Я должен быстро научиться

Ходить и двигаться, как все.

Иначе в воздух не пробиться,

А без полетов трудно мне».

И он с упорством, силой воли

Тренировался каждый час.

Хотя в душе стонал от боли

И падал на пол много раз…

И доказал, что и в протезах

Готов на фронте воевать,

В ногах его теперь железо,

Лишь нужно им повелевать.

А жарким летом в сорок третьем

Попал на Курскую дугу,

Друзей своих на фронте встретил

В гвардейском боевом полку.

По восемь раз за день взлетали,

Громили, разрывая строй,

И в небе пушки грохотали,

Здесь каждый миг – смертельный бой!

И вот однажды, тем же летом

К ним в полк приехал Полевой,

Проговорили до рассвета

О буднях жизни боевой.

Он рассказал, как жизнь сложилась,

Почти что спал, закрывши веки…

И вскоре «Повесть…» появилась

О Настоящем Человеке!

                                             

                                           2002 год



Предварительный просмотр:

                                                                                                                Приложение № 3

Вопросы для беседы  по повести Б. Полевого                «Повесть о настоящем человеке»

  1. Какому историческому событию посвящена повесть Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке»?
  2. Какой эпизод создаёт первое впечатление о главном герое Алексее Мересьеве? Какие его черты характера выявляются в этом эпизоде?
  3. Как характеризует Мересьева сцена с медведем?
  4. Третий эпизод – движение Мересьева на восток:
  • В чем обнаруживается мужество Мересьева, твердость характера, упорство и настойчивость в достижении поставленной цели?
  • Какие мысли и стремления заставляют лётчика преодолевать все препятствия в своем движении на восток?
  • Что поддерживает его в трудном пути к своим?
  • Какие слова лётчика указывают на его уверенность в хорошем исходе дела?
  • Прочитайте описание природы. Какое значение имеет пейзаж в раскрытии чувств и переживаний героя?
  1. Кто его первые спасители? (Портреты, речь)
  2. Перескажите историю деревни Плавни, подтвердив свой рассказ цитатами (что побудило жителей деревни бросить свои дома, землю, скотину, годами нажитое добро и уйти в лесную глушь? Как жили они в подземной деревушке? Как это их характеризует? )
  3. Как воспринял Мересьев известие о необходимости операции и каково было его душевное состояние после ампутации ног?
  4. Расскажите о комиссаре Воробьеве (образ жизни, поведение, черты характера).Что же было источником его неиссякаемой бодрости?
  5. Чтение и комментарий эпизода смерти и похорон комиссара.
  6. Какую роль сыграл комиссар в судьбе Мересьева?
  7. Как добивался Мересьев возвращения в строй?
  8. Диалог Алексея Мересьева с врачом после госпиталя и санатория. Найдите в тексте авторские ремарки по поводу поведения главного героя и врача.
  9. Первый учебный полет. Почему в смертельном поединке с немецким ассом Мересьев одержал победу?
  10. Что показывает читателю автор в этом эпизоде?
  11. Какова роль природы в данном эпизоде?
  12. Можно ли назвать борьбу Мересьева за право летать подвигом?
  13. В чем смысл названия повести?
  14. Кто из героев повести может быть назван «настоящим человеком»?
  15. Как относится автор к своему герою?
  16. Какой период жизни Мересьева вы считаете наиболее трудным для него?
  17. Какое впечатление на вас произвела книга? Какие чувства вызвала?



Предварительный просмотр:

 «  Человек , а не легенда». Урок  мужества в 6 «А» классе.

Он посвящён 95-летию со дня рождения А.П. Маресьева, лётчика, Героя Советского Союза и 65-летию  повести  Б. Полевого « Повесть   о   настоящем   человеке ».

 А.П. Маресьев, оставшись без ног, решает не расставаться с профессией лётчика. Освоив протезы, он возвращается в боевой строй.

С июня 1943 года воюет в составе 63-го гвардейского истребительного авиационного полка на Брянском фронте. На Курской дуге и в Прибалтике сбивает 7 самолётов противника. Всего на счету Алексея Маресьева 11 воздушных побед, 87 боевых вылетов.  А. Маресьев проходил реабилитацию, обучался в годы войны лётному мастерству в авиашколе, базировавшейся в с. Ибреси.

Были последователи А.П. Маресьева: С.К. Фёдоров и М.Н. Левицкий. Сергей Кузьмич - уроженец с. Шерауты Комсомольского района. После ампутации ног в 1944 году он сумел добиться возвращения в авиацию. Михаил Николаевич - уроженец д. Ачаксы Канашского района. Пройдя тяжелейшие испытания, побывав в плену, он не потерял силу духа, показал настойчивый характер, любовь к лётному делу. После ампутации ног ему разрешили переквалифицироваться на штурмана и летать на военно-транспортном самолёте.

Показ фрагментов художественного фильма « Повесть   о   настоящем   человеке » и документального фильма «Алексей Маресьев: судьба  настоящего   человека ».

 

Памяти Алексея Петровича Маресьева

Алексей Петрович Маресьев родился 20 мая 1916 года в Камышине Саратовской губернии. В три года он остался без отца. Мать работала уборщицей на деревообделочном заводе и воспитывала троих сыновей. С детства приучала их к труду, честности, справедливости.

После окончания школы Алексей получил специальность токаря и стал работать на лесозаводе. В 1934 году был направлен райкомом комсомола на строительство Комсомольска-на-Амуре. Именно там он начал заниматься в аэроклубе.
В 1937 году был призван в армию. После службы учился в авиационном училище, которое закончил в 1940 году в звании младшего лейтенанта. В начале войны был направлен на Юго-Западный фронт. Началась его карьера военного летчика.

В марте 1942 года был переброшен на Северо-Западный фронт, а в апреле в бою с немцами его самолет был подбит, а сам Алексей тяжело ранен. Он совершил вынужденную посадку на территории, занятой фашистами. 18 суток раненый в ноги лётчик ползком пробирался к линии фронта. Ему удалось выйти, но врачи вынуждены были ампутировать ему обе ноги в области голени.

Еще в госпитале Алексей Маресьев начал тренироваться, готовясь к тому, чтобы летать с протезами.
В начале 1943 года прошел медкомиссию и был направлен в лётную школу.

В феврале 1943 года он совершил первый после ранения пробный вылет. Добился отправки на фронт и снова стал летать. 20 июля 1943 года Маресьев во время воздушного боя с превосходящими силами противника спас жизни 2 советских летчиков и сбил сразу три вражеских истребителя.

Боевая слава о Маресьеве разнеслась по всему фронту. В полк зачастили корреспонденты, среди них был будущий автор книги «Повесть о настоящем человеке»
Борис Полевой. 24 августа 1943 года Маресьеву было присвоено звание Героя Советского Союза. Всего за время войны он совершил 86 боевых вылетов, сбил 11 самолетов врага.

В послевоенное время, отчасти благодаря хрестоматийной «Повести о настоящем человеке» Бориса Полевого, летчик был очень известен, приглашался на многие празднования.

18 мая 2001 года намечался торжественный вечер по случаю 85-летия Маресьева. Буквально за час до начала мероприятия Алексей Петрович скончался от инфаркта. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище

Алексей Петрович Маресьев (20 мая 1916 — 18 мая 2001) — легендарный лётчик-ас, Герой Советского Союза. Маресьев — прототип героя повести Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке».

1483113-4d784edbbc8938a9.jpg
Из-за тяжёлого ранения во время Великой Отечественной войны , ему были ампутированы обе ноги в области голени из-за гангрены . Однако несмотря на инвалидность, лётчик вернулся в небо. Летал с протезами . Всего за время войны совершил 86 боевых вылетов, сбил 11 самолётов врага: четыре до ранения и семь — после ранения.

1483123-a82394343656c76b.jpg

Мы росли на примере жизни таких людей.

17 марта 2008 г. исполнилось 100 лет со дня рождения автора знаменитой "Повести о настоящем человеке".

Борис Полевой (настоящее имя -
Кампов Борис Николаевич) родился 17 (4) марта 1908 года в Москве, в семье юриста. В 1913 году семья переехала в Тверь. После окончания средней школы и промышленного техникума работал на тверской текстильной фабрике "Пролетарка".

Тяга к журналистике появилась у будущего писателя очень рано. Еще в
1922 году, будучи учеником шестого класса, он поместил в газете "Тверская правда" свою первую заметку, для которой выбрал звучный революционный псевдоним - Б.Овод.

Правда, при публикации подпись "Б. Овод" утратилась.
С 1924 года его очерки и заметки о жизни города публиковались регулярно. Однажды, читая очередной материал юного журналиста, тогдашний редактор "Тверской правды" Алексей Капустин сказал: "Какая-то фамилия у тебя не журналистская: Кампов. Слушай, кампус по-латински "поле". Вот и будь Полевым. Не возражаешь?"

Так и появился сперва в "Тверской правде", а потом, когда он поменял газетную "прописку", и в местной "Смене" Борис Полевой.

В 1927 году в Твери была издана первая книга очерков Б.Н.Полевого "Мемуары вшивого человека" - о жизни людей "дна". Это единственное издание, подписанное именем Б.Кампов. Друзья писатели послали книгу Максиму Горькому на остров Капри, не известив при этом автора. Спустя некоторое время в редакцию газеты пришел обстоятельный ответ от Горького, который положительно отозвался о сочинении "с устрашающим названием", как выражался Полевой.

В 1939 году вышла первая повесть Полевого "Горячий цех" о людях первой пятилетки, работавших на Калининском вагонзаводе.

Всю Великую Отечественную войну Борис Полевой провел на фронте в качестве
корреспондента газеты "Правда". Отражая в статьях и очерках события битвы с фашизмом, писатель в то же время накапливал материал для будущих произведений.

Среди послевоенных книг Бориса Полевого - сборники рассказов "
Мы - советские люди" и "Современники", повесть "Вернулся", романы "Золото" и "Глубокий тыл", книга "В конце концов" - нюрнбергский дневник писателя, присутствовавшего на знаменитом процессе.

Большое место в творчестве Полевого занимал
жанр путевых дневников-очерков: "Американские дневники" (1956), "За тридевять земель" (1956), "30 000 ли по новому Китаю" (1957). В качестве корреспондента центральных газет Б.Н.Полевой много ездил по стране. Результатом этих поездок явились дневники-очерки о стройках: "Ангарские записи" (1959), "Саянские записи" (1963). На основе документальных очерков написан и роман "На диком бреге" (1962).

Но особой популярностью у читателей пользуется его "Повесть о настоящем человеке".

Выдержав до 1 января 1990 года 229 изданий общим тиражом свыше 36 миллионов экземпляров на 52 языках народов мира, эта повесть, основанная на реальных фактах биографии летчика-истребителя Алексея Маресьева, стала "книгой жизни" для множества людей. Будучи сбитым в бою над оккупированной немцами территорией, он три недели полз с перебитыми ногами к линии фронта, пока он не попал к партизанам. Потеряв обе ноги, он все же смог вернуться в строй и вновь сесть за штурвал истребителя.

Борис Полевой встретился со своим будущим героем летом 1943 года во время Орловско-Курского сражения. В тот день Маресьев сбил два вражеских истребителя. Военкор и летчик разговаривали до позднего вечера, и в тот день Полевой остался ночевать в части. В его военном дневнике осталась такая запись: "Мой новый знакомый...предложил ночевать у него в землянке. Летчик, с которым он вместе жил, в тот день не вернулся на аэродром...Койка его пустовала, и я согласился занять ее, ибо уже стемнело и улетать было поздно. Мы долго проговорили, поедая из котелка лесную малину... Я стал уже дремать и был разбужен странным звуком - что-то тяжелое увесисто ударялось о земляной пол. В землянке было темно, но луч луны падал в ходок, и мне показалось, что из-под нар, на которых лежал мой знакомый, торчат чьи-то ноги в офицерских начищенных сапогах. Я инстинктивно сунул руку под подушку. И вдруг послышался смех, да такой здоровый, веселый, раскатистый, что мне стало не по себе. Смеялся хозяин землянки. - Это же протезы, мои протезы, - пояснил он".

У военкора, который на фронте успел много навидаться, сон как рукой сняло. Всю ночь он записывал за Маресьевым его "необыкновенную и в то же время такую типичную для этих дней историю, историю, в которую трудно поверить, и тем не менее правдивую с начала и до конца".

"Повесть о настоящем человеке" вышла уже после войны. Герой в ней назван
Мересьевым, поскольку это все же художественный, а не строго "документальный" образ.

Полевой написал книгу на одном дыхании - всего лишь за 19 дней, во время Нюрнбергского процесса над главарями гитлеровского рейха весной 1946 года. Подполковник Полевой находился там в качестве специального корреспондента. "Они были под стать друг другу, герой и автор невыдуманной книги о народном героизме", - считает исследователь творчества Полевого Н.Железнова.

Писательское творчество и журналистика представляли собой лишь одну из сторон деятельности Полевого. Он был видным общественным деятелем - членом Всемирного Совета Мира, президентом Советского Фонда Мира, членом Совета Ассоциации европейских деятелей культуры, депутатом Верховного Совета РСФСР, секретарем Союза писателей СССР. Полевой занимался и литературно-организаторской работой, долгие годы (1962-1981) являлся главным редактором молодежного журнала "Юность".

Полевой умер 12 июля 1981 года. Герой "Повести о настоящем человеке" пережил его на 20 лет. 18 мая 2001 года в Театре Российской армии намечалось торжество по случаю 85-летия Маресьева.

Алексей Петрович надел свой пиджак, увешанный наградами. Но именно в тот день с ним случился сердечный приступ. Его доставили в реанимацию, где
он скончался. При орденах.

Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации открытых источников



Предварительный просмотр:

 «Имена существительные собственные и нарицательные» 5 класс ФГОС

Базовый учебник: «Русский язык»  5 класс. По УМК Т.А.Ладыженская и др.

Цель: создать условия для изучения обучающимися представлений о нарицательных и  собственных именах существительных, для повторения и закрепления у обучающихся общего представления о существительном как  части речи,  организация деятельности обучающихся для достижения ими следующих результатов:

предметные УУД:

  • формировать знания о собственных и нарицательных именах существительных; формировать умение определять эти существительные;
  • продолжить формирование навыка определять у существительного его грамматические признаки;
  • закреплять знания об общем значении, морфологических признаках  и синтаксической роли существительного; 
  • закреплять умения находить и использовать  имена существительные в тексте;

развивать  творческие способности обучающихся;  воспитывать интерес к изучению предмета; 

личностные УУД:

  • понимать значение русского языка в процессе получения образования, формировать стремление к речевому самосовершенствованию;

метапредметные УУД:

  • связь с литературой, географией, историей, музыкой, живописью.

регулятивные УУД:  

  • формировать умение целеполагания, планирования, поводить  рефлексию и  саморегуляцию;

познавательные УУД:  

  • формировать навык поиска и выделения необходимой информации, осознанного и произвольного построения  речевого высказывания в устной форме, смыслового чтения, извлечения необходимой информации из текста;
  • формировать умение анализировать текст с целью выявления общих законов; умение доказывать;

коммуникативные УУД:

  • формировать умение планировать учебное сотрудничество с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

· Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний и способов учебных действий.

· Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, в группах.

· Необходимое техническое оборудование: компьютер и проекционное оборудование.        

                                                      

Ход урока

СЛАЙД  1

1.Орг.момент. Организационное начало.

Добрый день, дорогие ребята!

Сегодня мы с вами, ребята, будем исследователями.

Прошу обратить внимание на лист оценки, он должен быть у каждого. Сюда вы будете ставить оценки за каждый вид работы себе или друг другу. Подпишите эти листы.

Лист оценки ___________________________

Станция  «Повторяйка» (самопровер.)

Станция «Наблюдайка».

Станция «Прочитайка».

Самопроверка. Промежуточный контроль

Кластер

Творческая работа

- Открыли тетради, подписали число, классная работа. (Обратите внимание на написание.)

- Что же мы будем исследовать, вы скажете мне чуть позднее.

Приветствует гостей, детей.

Объясняет, зачем нужен раздаточный материал

Запись: число и классная работа.

СЛАЙД 4

СЛАЙД 5

СЛАЙД

 

СЛАЙД 10

Слайд

СЛАЙД 15

СЛАЙД 16

2. Актуализация знаний.

  1. - Актуализация опорных знаний.

   Станция «Повторяйка».

  1. – На этой станции, ребята, нам потребуются сигнальные карточки: красные и синие. Красные означают «Да», синие означают «Нет». Если я верно говорю, то вы поднимаете красную, если я неверно утверждаю, то вы поднимаете синюю карточку. Итак…

- Имя сущ. обозначает действие предмета.  (Нет).

 - Имя сущ. обозначает предмет  (Да).

 - Имя сущ. отвечает на вопросы какой? какая? какое?  (Нет).

          - Имя сущ. отвечает на вопросы кто? что?   (Да).

          - Одушевленные сущ. отвечают на вопрос что?  (Нет).

        - Одушевленные сущ. отвечают на вопрос кто?  (Да).

       - Неодушевленные сущ. отвечают на вопрос что? (Да).

  2. - Молодцы, ребята! Теперь посмотрите какое задание нам предстоит выполнить на этой станции:  - Назовите предметы слева, почему они называются одушевленными? Приведите свои примеры. А предметы справа, на какой вопрос они отвечают? Приведите свои примеры неодушевленных существительных. 

  ИТОГ: Зачем мы выполняли это задание?

 - Какое сущ. выписали?   (солнцем – сущ., неодуш., ср.р., 2 скл., ……., Т.п., ед.ч., дополн.)

3. Формулировка темы и целей урока

Подготовка к восприятию нового материала.

       Словарная работа.

 - Сегодня у нас словарное слово столица.

1. Поделите это слово на слоги. Сто-ли-ца. Ударение на второй слог.

2. Что означает это слово?         (Главный город страны).

     - Какой город является столицей нашей страны?      (Москва).

     - А как называется наша страна?            (Россия).

3. Определите часть речи слова столица.     (Имя существит.)

4. Образуйте от этого слова имя прилагательное. (Столичный).

5. Придумайте и запишите словосочетание со словом столичный(Столичный житель).

 - Какое главное, а какое зависимое слово?   (Житель – главное, столичный – зависимое).

 - Молодцы, ребята! Поехали дальше.

  1) ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС

- Что вызвало у вас затруднения?

- Почему?

- Ребята, назовите тему сегодняшнего урока.   «Имена собственные и нарицательные»

- Прочитайте хором тему урока.

- Назовите предметную цель и личностную? Что узнать на уроке и зачем?

*Какие существительные называются собственными?

*Какие существительные называются нарицательными?

*Чем они отличаются?

*Как пишутся имена собственные?

- Что мы будем исследовать?

- Сегодня на уроке мы продолжим  исследовать имя существительное и пополним наши знания об удивительной части речи, а еще будем разговаривать на тему Родина.

 - Спланируйте свою деятельность.

2) Сообщение учащегося.

      Учащийся 1. Слово  «собственный» произошло от старославянского слова «собство»  и  обоначает  своё, личное, себе принадлежащее. Например: Лиза, Николай, Москва.

     

Учащийся 2. Слово «нарицательное» образовалось от старославянского слова «нарицать, нарекать», что означает называть все окружающие предметы.

IV.    Изучение нового материала.

 Станция «Наблюдайка».

  -Ребята, на этой станции, мне кажется, все написано верно. Дальше поедем? Нет? А что написано неверно?   (Имена, названия городов надо писать с большой буквы).

 1. Напишите эти словосочетания, но уже правильно, подчеркните большую букву.

 - Ребята, слова справа называются собственные.

 - Посмотрите, что значит имена собственные. ( Уч-ся читают имена, клички, города..)

 - Приведите свои примеры.

 - А нарицательные  - это общее название слов. Назовите предметы и приведите свои примеры. Эти слова пишутся с маленькой буквы.

2. Теперь над нашими словосочетаниями надпишите нар. и соб. 

3. Еще одно задание на этой станции:  - Назовите Кто это? или Что это?

4. Что это за названия, имена собственные, которые не только пишутся с большой буквы, но и заключаются в кавычки?  ( Названия машин, книг, фильмов, мультфильмов)

5. Давайте запишем на доске: сказка «Морозко», машина Ауди», определите какие слова нариц., а какие собств.? Надпишите.

 - Очень хорошо мы потрудились, пора и отдохнуть! Мы прибыли на станцию «Отдыхайка».

1) Работа с учебником (в паре)

            - Открыли учебник .( п. 91. стр. 52)

           - С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ МЫ БУДЕМ ЧИТАТЬ ПАРАГРАФ?

- Какую  пословицу помним, работая в паре?  (Одна голова хорошо, а две лучше)

- Читаем внимательно материал параграфа 91 под рубрикой  «Понаблюдайте» под цифрой 1 про себя, обратите особое внимание на само задание, ответьте на вопрос параграфа друг другу, поставьте оценку друг другу.

- Ответьте сейчас для всего класса. _____________________________

2) Первичное закрепление.

-  Вернемся к нашему предложению, определите у сущ., собственные они или нарицательные.

             (Спросить 2-3).

5.Станция «Прочитайка».

 - Ребята, а на этой станции мы выполним письменное задание. Откройте учебник на стр.108, упр.170.  (Уч-ся читают задание).

1 предл. – 1 ученик у доски.

2 предл. – 2 ученик, 3 предл. – самостоятельно.

6.  Самопроверка. Промежуточный контроль:

Тест. Проверка усвоения материала, изученного на уроке.

1. Имена существительные собственные называют:

а) однородные предметы
б) единичные предметы.

2.Нарицательные существительные пишутся:

а) с большой буквы
б) с маленькой буквы

3.В какой строке все слова написаны верно:

а) дом, мама, миша
б) кузнец, комар, Комаров

4.В какой строке допущена ошибка:

а) кузнец, кузьма, кузов
б) Кузнецов, Петров, Мухин

Взаимопроверка.

1.б 2. Б 3.б 4. А

С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ МЫ С ВАМИ ВЫПОЛНЯЛИ ЭТО УПРАЖНЕНИЕ?

7. Этап проверка понимания учебного материала. Этап закрепления.

       Кластер. 

- Чтобы обобщить  полученные знания,  мы занесем их в кластер.

- Дополните кластер, который лежит у вас на столах, вставьте пропущенные буквы.

.

                                                        Имя существительное

                     ________________________                                                            собственные

                                                                             

                  однородных предметов                                                          ___________________ предметов

                                                                                                           Пример:

С большой буквы                     С большой буквы и

                                                       ___________________

Пример:                                        Пример:                                          

Государственный флаг —    символ России.


Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.
Автор   В. Степанов                                                                             

 

  1. VII. Итог урока.
  2.  - Ребята, мы с вами проехали все станции и выполнили много заданий. А какой багаж мы привезли на станцию «Конечную»? Что мы узнали сегодня нового?        (Есть существит. нариц. и собственные. Собственные – это свои, личные имена, клички, названия городов, стран, и пишутся они с большой буквы, а названия книг, журналов, фильмов еще и заключаются в кавычки. Нарицательные сущ. – это общее название предмета. Они пишутся с маленькой буквы.)
  3. Станция «Конечная».

 - Ребята, куда мы приехали?   (В свою школу). – Завтра мы будем изучать наш город: названия площадей, улиц. А наше путешествие на сегодня окончено

8. Рефлексия Куда мы с вами приехали?

  • Творческая работа. Составим коллективный адрес- проект  нашей школы по плану:
  1. Государство. (Россия)
  2. Город. (Улан-Удэ)
  3. Республика Бурятия
  4. Улица.( Революции1905года)
  5. Дом. (100)
  6.  Название школы МАОУ СОШ№26

10. Домашнее задание. Дома вы продолжите исследовать имя сущ. и выполните задания:

.

§ 91. (теория)

Написать сочинение «Тайна твоего имени»  

СПАСИБО ЗА РАБОТУ!!!

Запись предложения под диктовку

Дети находят орфограммы.

Комментируют орфограммы, подчеркиваем, выделяем часть слова.

 

ВЗАИМОПРОВЕРКА

Формулируют тему,

Ставят  цели и задачи.

Сообщения учащихся

Читают материал учебника, обсуждают, отвечают друг другу

ВЗАИМОПРОВЕРКА

Определяют у существительных: собственное или нарицательное

Учитель подписывает на экране

Распределяют слова по колонкам.

САМООЦЕНКА

Учитель называет слова, дети выполняют упражнения

Читают 2-ю часть параграфа, рассказывают друг другу. ВЗАИМООЦЕНКА

Дети заполняют кластер  самостоятельно, готовятся рассказ по нему.

Один ученик читает вслух текст упр.

Выполняют упр.самостоят.

Проверка через документ камеру.

Дети работают в группах,  выбирают ответственного.

Озвучивают получившееся предложение.

Вывешивают на доску лист с заданием

Проводит рефлексию

Записывают в дневник д/з