Творческие работы моих учеников: проекты, ментальные карты, опорные схемы, исследовательские работы...

Поликарпова Галина Николаевна

Творческие работы учеников

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon issledovatelskaya_rabota_zanaeva.ppt589.5 КБ
Файл grinyov_i_shvabrin_tsybenova.docx28.34 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выполнила ученица 7Д класса Занаева Аяна ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА НА ТЕМУ: В ЧЁМ ВИНА ДУНИ ИЗ ПОВЕСТИ А.С. ПУШКИНА «СТАНЦИОННЫЙ СМОТРИТЕЛЬ»? Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №25»

Слайд 2

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ Цель: определить в чём вина Дуни Задачи: определить, как притча о блудном сыне связана с повестью определить смысл повести «Станционный смотритель» сделать выводы

Слайд 3

Объект герои повести «Станционный смотритель» Предмет: проблемы «отцов и детей» Методы исследования: изучение материала анализ произведения

Слайд 4

Краткое содержание Дочь бросила отца и сбежала с богатым офицером. Отец нашёл дочь, но вернуть не смог, после чего умер. Несколько лет спустя, дочь, ставшая важной дамой, нашла могилу отца и долго рыдала над ней.

Слайд 5

Как притча о блудном сыне связана с повестью? Слова из библейской притчи автор прочитал под картинками в доме станционного смотрителя. Очень похожи сюжеты повести Пушкина и библейской истории. В обеих дети покидают отцов по своему желанию, тем самым причиняя им страдания. И Дуня, и блудный сын возвращаются впоследствии к отцам, только блудный сын - вовремя, Дуня же опоздала: не застала отца в живых. Блудный сын, получивший прощение своего отца, оказался счастливее. Дуня же плакала на отцовской могиле, не имея возможности получить прощение.

Слайд 6

В чём смысл повести «Станционный смотритель»? Проблема «отцов и детей». Дочь не ценила внимание своего отца при жизни и не уделяла ему времени, но она все же приехала к нему, но было уже поздно, Отец умер и она сидела у могилы и плакала. Смысл в том, чтобы дети не бросали своих родителей и навещали их.

Слайд 7

Дуня убегает с гусаром Минским, не только не спросив благословения, но и не предупредив отца о своем намерении. Она принимает решение под влиянием сиюминутного желания, не думая о последствиях. Она доверяет свою судьбу незнакомому ей человеку. Дочь смотрителя повторила поступок героя библейской притчи. Она нарушила одну из главных заповедей: «Почитай отца своего и мать», где говорится, прежде всего о почтении к родителям. В чём вина Дуни?

Слайд 8

Вывод Развязка произведения Станционный смотритель «выстроилась» вокруг могилы Самсона Вырина. В повести Станционный смотритель смысл сводится к понимаю того, что в семейных отношениях нет места для лжи, недосказанности, равнодушия. Дочка не успела попросить прощения. Ситуация безысходна – случившееся нельзя исправить.

Слайд 9

Завершая свою исследовательскую работу, можно сделать вывод, что проблема «отцов и детей» не раз поднималась в литературе. Черствость по отношению к родителям, позднее раскаяние, к сожалению, особенно актуальны в наши дни. Заключение



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «СОШ №25»

  Исследовательская работа:

      Гринёв и Швабрин.

      Почему не стали друзьями?

                                                                                 

                                                                                   Выполнила: ученица 8Б класса

                                                                                                        Цыбенова Софья

Улан-Удэ,2023


Цель исследования:

Проследить за взаимоотношениями Петра Гринёва и Алексея Швабрина и понять,почему герои не смогли стать друзьями.

Задачи исследования:

  1. Изучить литературу по данному вопросу.
  2. Дать определение понятию «дружба».
  3. Определить условия воспитания Гринёва и Швабрина,сравнить их нравственные качества.
  4. Проанализировать поведение и поступки героев.
  5. Ответить на волнующий вопрос: «Почему герои не смогли стать друзьями?»

Объект исследования:

Произведение А.С.Пушкина «Капитанская дочка», его главные герои Пётр Гринёв и Алексей Швабрин.

Актуальность исследования:

    В повести «Капитанская дочка» А.С.Пушкин поднимает такие вечные темы, как верность и предательство, любовь и ненависть, честь и долг, служение Родине, смелость и малодушие, благородство и подлость. В современном мире эти темы остаются значимыми и не теряют своей актуальности: так же ценятся такие качества, как умение любить, мужество, верность, благородство, бесстрашие, которыми обладают положительные герои произведения (в том числе и Пётр Гринёв), но осуждаются такие поступки, как клевета, предательство, измена Родине, которыми в повести наделён отрицательный персонаж-офицер Швабрин.

 Методы исследования:

1) Работа со словарём

2)Анализ литературного текста

ВВЕДЕНИЕ

   Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837) – великий русский поэт, драматург и прозаик, заложивший основы русского реалистического направления, литературный критик, историк, публицист, журналист.

Историческую повесть «Капитанская дочка» Пушкин впервые опубликовал в 1836 году. По мнению исследователей, произведение находится на стыке романтизма и реализма. Точно не определен и жанр-некоторые считают «Капитанскую дочку» повестью, другие – полноценным романом.

Действие произведения происходит в период восстания Емельяна Пугачёва и основано на реальных событиях. Повесть написана в форме мемуаров главного героя Петра Гринёва, то есть его дневниковых записей. Произведение написано в честь возлюбленной Гринёва – Маши Мироновой, капитанской дочки.

Я взяла данное произведение, чтобы вне школы познакомиться с ним и его героями поближе, попытаться самой проанализировать пройденный по нему материал.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

ВОЗМОЖНА ЛИ ДРУЖБА МЕЖДУ ГРИНЁВЫМ И ШВАБРИНЫМ?

  1. Определение слова «дружба».

Прежде всего мы должны узнать, что такое дружба.

Дружба – это:

-близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

-личностные отношения между людьми, обусловленные духовной близостью, общностью интересов.

В силу того, что в дружбе очень большую роль играют эмоциональные переживания, ее формирование и развитие зависит от частоты контактов, принадлежности.

  1. Воспитание и образование как факторы формирования личности.

Как мы с вами видим, для дружбы необходимы общность интересов и духовная близость. Интересы – это, по-другому, жизненные ценности. А они, как и представления о духовности, формируются в процессе воспитания.

Пётр Андреевич Гринёв

Алексей Иванович Швабрин

Происхождение

Воспитывался в условиях провинциальной семьи, до 16 лет жил «недорослем», гонял голубей, играл в чехарду.

Дворянская семья, о его предках ничего не известно.

Автор о детстве героя

Подробно описывается.

Ничего не сказано (герой без прошлого ).

Юношеская пора героев

Отец воспитывал Петрушку личным примером, внушал нравственные принципы, которые потом помогли ему выйти из трудных и безвыходных положений с честью. Виден акцент на наставления отца: «Понюхай ты пороху, да будь солдат, а не шаматон».

Швабрин служит в Белогорской крепости 5ый год. Сюда переведён за «смертоубийство» (заколол поручика на дуэли). Насмешливый и презрительный (насмешливо описывал обитателей крепости во время первой встречи с Гринёвым).

Образование

Гринёв получил скромное образование. Среда, в которой он рос, не могла развить его интеллектуальные способности. По части образованности он уступает Швабрину.

Швабрин получил столичное образование и воспитание. Он умный, образованный, интересный собеседник. По интеллектуальным данным он выше всех на голову в Белогорской крепости.

Цель воспитания

Гринёв верен воинскому долгу и готов пожертвовать жизнью во имя долга. Верность дворянской чести.

Добиться своей цели – для достижения всего этого все средства хороши для Швабрина:клевета, измена, убийство, донос. Этот отвратительный образ дополняют трусость, жестокость и малодушие.

Какой можно сделать вывод из вышеуказанной таблицы?

 

Честь и её отсутствие, верность долгу и его нарушение, благородство и низость – основные качества героев.

Несмотря на пробелы в образовании Петра Гринёва, он воспитан в лучших традициях дворянства. Обычному человеку важно вести себя достойно, жить по совести. Лично мне сразу после таких мыслей пришло в голову «Береги честь смолоду» , что, наверное, является лучшим пожеланием для человека.

  1. Какие качества и поступки отличают их друг от друга?

Петра Гринёва выделяют такие качества, как преданность, благородство, порядочность, милосердие, стойкость. Его можно смело назвать «человеком чести и совести».

Швабрин же отличается своей лживостью, подлостью, злопамятством, завистью и хладнокровием.

Все эти качества можно легко подтвердить их поступками.

К примеру, возьмем поступки Гринёва. Он  защищал Машу Миронову, когда Швабрин плохо о ней отзывался. Он поехал с Пугачевым вызволять Машу из крепости, где она была заперта Швабриным. Гринёв сражался в поединке со Швабриным из-за Маши и был серьёзно ранен. После смерти родителей Маши он взял полную ответственность на себя и заботился о ней. На суде Гринёв не упомянул имя Маши, потому что не хотел, чтобы кто-то о ней узнал. Он отослал Машу в свой родной дом к его родителям, чтобы они о ней заботились, пока он далеко.

А что насчёт Швабрина? Он осознанно оклеветал свою «любимую» Машу Миронову. Он ранил Гринёва во время поединка, когда тот отвернулся. Он написал донос отцу Петрушки, из-за чего тот страдал. Швабрин перешёл на сторону мятежников из-за того, что была «велика их сила». Это им была нарушена присяга, и это он предал честь офицера.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог, можно ответить на наш вопрос: Пётр Гринёв и Алексей Швабрин не смогли стать друзьями из-за разных нравственных ценностей. Если ценности абсолютно разные-то и дружба, к сожалению, просто невозможна.

Прочитав данное произведение и проанализировав главных персонажей я поняла, что человеку важно вести себя достойно, жить честно, по совести. Он сам выбирает – совершенствоваться ли ему, поднимаясь по ступеням, или же терять душу, спускаясь вниз.

Если хочется жить, как человек -то выбирай правильный путь, как это сделал Гринёв. Это тяжелый и болезненный путь, но он гораздо лучше легкого и подлого, который выбрал Швабрин.

Список литературы. Интернет-ресурсы.

«Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия».

Учебное пособие «Литература в 8 классе» - М. «Торгово-издательский дом «Русское слово-РС»,2002. – 240 стр.