ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Гармония»

Мельникова Наталья Ивановна

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАВКАЗСКИЙ РАЙОН

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 КАВКАЗСКИЙ РАЙОН

 

Принята  на заседании                                                       Утверждаю

педагогического совета                                     Директор  МБОУ ДО ДДТ

от "__"____________20__г.                                       __________Боталова О.В.

Протокол № ______                                           м.п.  «____»_________20__  г.

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

 

ХУДОЖЕСТВЕННОЙ  НАПРАВЛЕННОСТИ

«Гармония»

 

Уровень программы: ознакомительный

Срок  реализации  программы: 1 год  (108 часов)

Возрастная категория:  от  5  до  7  лет

Вид программы: авторская

 

                                                            Автор:  Мельникова Наталья Ивановна

                                                            педагог дополнительного образования

 

 ст.Кавказская, 2017г.

 

                                 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Дополнительная общеобразовательная программа «Гармония»   обновлена с учётом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.

Направленность дополнительной общеобразовательной программы «Гармония»  - художественная.  Данная программа предусматривает развитие умений и навыков хорового пения, а также даёт возможность развивать личностные качества детей, творческую инициативу, волю, художественное мышление.

Новизна  дополнительной образовательной программы «Гармония»   состоит в использовании новых педагогических технологий, каждое занятие проходит в виде путешествий, игр, праздников, что не утомляет ребенка. Возрастные возможности детей, уровень их художественной культуры позволяют устанавливать связи музыки с литературой, театром. Искусство становится для ребёнка целостным способом познания мира и самореализации. Интегративный подход к организации взаимодействия детей с искусством позволяет каждому ребёнку выражать свои эмоции и чувства более близкими для него средствами звуками,  движениями, словом.

Актуальность   программы заключается в потребности детей к изучению песен, приобщении к вокальной музыке. В процессе изучения вокала дети осваивают основы вокального исполнительства, развивают художественный вкус, расширяют кругозор.
 Педагогическая целесообразность  программы «Гармония» обусловлена пробуждением интереса детей к новой деятельности. Приобщение к музыкальному искусству способствует воспитанию нравственно-эстетических чувств, формированию взглядов, убеждений и духовных потребностей детей. Занятия вокалом развивают художественные способности детей, формируют эстетический вкус, улучшают физическое развитие и эмоциональное состояние детей.   Об исключительных возможностях воздействия музыки на человека, на его чувства и душевное состояние говорилось во все времена. Сила этого воздействия во многом зависит от эмоциональной отзывчивости слушателя, его подготовленности к общению с настоящим искусством, от того насколько близка ему та или иная музыка. Воспитание детей на вокальных традициях является одним из важнейших средств нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения. Песня - это эффективная форма работы с детьми различного возраста.

Отличительные особенности программы.

Отличие данной программы от других:

- данная программа рассчитана на детей дошкольного возраста,

- делается упор на развитие психических процессов,

- систематическое и целенаправленное использование игровых технологий,

 -учет возрастных и индивидуальных особенностей.

  Репертуар для каждого подбирается  с учетом возрастных, психологических особенностей ребенка, его вокальных данных.

Адресат программы - дети дошкольного возраста – это период активного познания, творчества, общения. Движущими силами развития психики дошкольника являются противоречия, которые возникают в связи с развитием целого ряда потребностей ребенка. Важнейшие из них: потребность в общении, с помощью которого усваивается социальный опыт, потребность во внешних впечатлениях, в результате чего происходит развитие познавательных способностей, а также потребность в движениях, приводящих к овладению целой системой разнообразных навыков и умений.

В процессе совместной деятельности дети приобретают опыт руководства другими детьми и опыт подчинения. Ведущим видом деятельности дошкольника является ролевая игра, в которой формируется поведение, опосредованное образом другого человека. Также большое значение и влияние на умственное развитие дошкольника оказывает обучение, в котором важнейшую роль играет распределение функции между участниками процесса учения.

Занятия в вокальном объединение  «Гармония» способствуют развитию музыкальной памяти, выработке и развитию интонационного и ладового слуха, развитию творческой фантазии. Вокальное воспитание и развитие хоровых навыков объединяются в единый педагогический процесс, являющий собой планомерную работу по совершенствованию голосового аппарата учащегося и способствуют формированию и становлению  гармонично развитой личности ребенка.

Особенности набора детей: наличие вокальных данных и желание самого ребенка заниматься в вокальном объединение.

Для дошкольников теоретические  знания  о музыкальном искусстве не столь востребованы как практические, поэтому в программе  нет  деления на теорию и практику.

Цель, задачи, уровень программы, объём и сроки

 

Цель программы ознакомительного уровня

Развитие музыкальных способностей и певческих навыков у дошкольника.

Уровень программы «Гармония»  - ознакомительный.

Настоящая программа обеспечивает знакомство с вокальной музыкой, произведениями различных жанров и стилей, предусматривает развитие умений и навыков   пения, а также даёт возможность развивать личностные  качества детей, творческую инициативу, волю, художественное мышление.

Задачи:  

 

  Образовательные:

- обучать навыкам вокально-хорового пения,

-дать понятия о правилах постановки корпуса, необходимой для пения,

- научить использовать при пении мягкую атаку,

-сформировать вокальную артикуляцию, музыкальную память.

 

 Личностные:

-развить речевое и певческое дыхание;

- развить вокальный слух;

- развить артистическую смелость и непосредственность ребёнка, его самостоятельность;

- расширить диапазон голоса.

Метапредметные:

-  развитие  интереса к певческой деятельности и к музыке в целом,

- способствовать развитию эстетического вкуса ребёнка,    чувства коллективизма, настойчивость, выдержку, трудолюбие, целеустремленность.

Содержание программы

Программа «Гармония»    создаёт условия для социальной адаптации детей и направлена на включение в образовательную деятельность детей, не посещающих дошкольное образовательное учреждение.

Основными видами музыкально-художественной деятельности при реализации программы являются: восприятие музыки (слушание), исполнение музыки (пение, музыкально-ритмические движения, элементарное музицирование), элементарное музыкальное творчество.

Реализация программы

Программа носит деятельностный характер, создает возможность активного практического погружения детей в сферу первичного знакомства с вокалом.

Создана интерактивная развивающая   тематическая среда для реализации программы: игры, тесты, наглядный материал, аудиозаписи, фонограммы.

Срок реализации,

особенности организации

Срок реализации программы – 1 год;

Общее количество часов -108 часов.

В соответствии с требованиями  СанПиНа:

Продолжительность одного занятия – 30 минут, по 1-ому занятию  3 раза в неделю;

- предельная наполняемость групп –  8 человек;

- в группе могут быть  дети разного возраста и пола;

- состав группы может меняться.

Виды занятий - практические и теоретические

Набор

Принимаются все желающие от  пяти  до   семи  лет, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.

Форма проведения занятий

Форма проведения занятия очная.

Групповая  форма с ярко выраженным индивидуальным подходом.

Образовательные технологии

Игровые, личностно-ориентированного обучения,  педагогика  сотрудничества.

Кадровые условия реализации программы

Для реализации программы "Гармония" требуется  педагог, обладающий профессиональными знаниями в области преподавания музыки, имеющий практические навыки  в сфере организации интерактивной деятельности детей  студии раннего развития в сфере вокального пения.

Результирующий итог реализации программы

Наличие у ребенка к концу обучения общих представлений и первичного интереса  к вокалу.

Появление потребности к продолжению изучения вокала.

К окончанию обучения по программе учащиеся:

- имеют навыки вокально-хорового пения,

-имеют понятия о правилах постановки корпуса, необходимой для пения,

- умеют использовать при пении мягкую атаку,

-сформирована вокальная артикуляция,

- развита музыкальная память,

-развито речевое и певческое дыхание,

- развит  музыкальный слух,

- имеют интерес к певческой деятельности и к музыке в целом,

- развит эстетический вкус ребёнка, 

- умеют вести себя в коллективе,

- развиты качества: настойчивость, выдержка, трудолюбие, целеустремленность.

Результат обучения в количественном  выражении

Переход для дальнейшего обучения в первый класс школы не менее 25% учащихся.

 

Учебный план

 

п/п

Тема

Количество     часов

Формы контроля

1.

Вводное занятие.

1

Опрос

2.

Певческая  установка. Певческое дыхание.

10

Упражнения

3.

Музыкальный звук.

11

Контрольные задания

4.

Дикция  и артикуляция.

7

Упражнения

5.

Средства музыкальной выразительности.

9

 

6.

Разучивание песенного репертуара.

69

Контрольные упражнения

7.

Итоговое занятие.

1

Утренник

 

ИТОГО:

108

 

 

                                      

Содержание учебного плана

1.Вводное занятие. Знакомство с детьми. Беседа о правилах поведения и технике безопасности на занятиях.

2.Певческая установка. Певческое дыхание.

Ознакомление с певческой установкой (посадка певца, положение корпуса, голова), навыками пения,  певческое дыхание, вокальные навыки и настройки, дыхание, дыхательные упражнения, звукообразование.  Смена дыхания в процессе пения.

3.Музыкальный звук.

Общее понятие о музыкальном  звуке: высота, длительность, громкость, атака, сила звука, динамические оттенки. Слушание сказки о музыкальных звуках «Волк и семеро козлят», «Петрик и пастушок», «Алёнка».

4.Дикция и артикуляция.

Понятие – дикция, артикуляция.  Особенности распевание согласных и гласных звуков при пении. 

 5. Средства музыкальной выразительности.

Знакомство со средствами музыкальной выразительности  –  мелодия, ритм, темп, тембр, динамика, регистр, мажорный и минорный лад.

   6.Разучивание песенного репертуара.

Знакомство с музыкальным репертуаром, ознакомление с текстом, распевки,  вокально-хоровая работа, разучивание песенного репертуара, работа над чистотой интонации, музыкальная игротека, песенное творчество.

7.Итоговое занятие.

     Обобщение полученных знаний за год.

 

Календарный учебный график

Дата начала и окончания учебного периода

 

9 сентября 2017г.

 

до 31 мая 2018г.

Количество учебных недель

 

36

Продолжительность каникул

Каникулы с 01.01 по 09.01 и  с 01.06. по 31.08.

 

Место проведения занятия

МБОУ  ДО ДДТ, ст.  Казанская

Кабинет № 1

 

Время проведения занятия

Перемены - 10 минут

1 группа

2 группа

3 группа

Вторник  10.00-10.30

Среда       8.40-9.10 ч.

Четверг    8.40-9.10ч.

 

Вторник  9.20-9.50ч

Среда   10.00-10.30ч.

Четверг  9.20-9.50 ч.

 

Вторник  8.40-9.10 ч.

Среда    9.20—9.50 ч

Четверг 10.00-10.30ч.

Форма занятий

Групповая  

Сроки контрольных процедур

Начальная диагностика (сентябрь-октябрь), текущая диагностика (январь-февраль), итоговая диагностика (май)

Сроки выездов, экскурсий, походов.

нет

Участие в массовых мероприятиях (соревнованиях, конкурсах, фестивалях, праздниках)

ü утренник «Осенний бал» - октябрь;

ü новогодний бал – декабрь;

ü утренник «День защитника Отечества» - февраль;

ü утренник «Мамин праздник» - март;

ü выпускной бал – май.

  Работа  с  одарёнными детьми.

ü индивидуальные консультации,

ü участие в дистанционных конкурсах по вокалу

 

     

 

 

п/п

Дата

Тема занятия

Количество часов

 Приме

чание

 

1 гр

2 гр

3 гр

 

Всего

Теория

Прак

тика

 

1

 

 

 

1.Вводное занятие Вводное занятие. Техника безопасности.

1

1

 

 

2

 

 

 

2.Певческая установка. Певческое дыхание. Певческая установка.

1

1

 

 

3

 

 

 

Навыки пения

1

 

1

 

4

 

 

 

Певческое дыхание

1

1

 

 

5

 

 

 

Вокальные навыки и настройки

1

 

1

 

6

 

 

 

Вокальные навыки и настройки

1

 

1

 

7

 

 

 

Дыхание.

1

 

1

 

8

 

 

 

 Дыхательные упражнения

1

 

1

 

9

 

 

 

Дыхательные упражнения

1

 

1

 

10

 

 

 

Дыхательные упражнения

1

 

1

 

11

 

 

 

Смена дыхания.

1

 

1

 

12

 

 

 

6.1Разучивание песенного репертуара. Знакомство с музыкальным репертуаром. Песня «Осень наступила»

1

 

1

 

13

 

 

 

Ознакомление с текстом песни «Осень наступила»

1

 

1

 

14

 

 

 

Распевки.

1

 

1

 

15

 

 

 

 Работа над чистотой интонации

1

 

1

 

16

 

 

 

Разучивание песенного репертуара  Песня «Осень наступила».

1

 

1

 

17

 

 

 

Разучивание песенного репертуара Песня «Осень наступила»

1

 

1

 

18

 

 

 

Вокально–хоровая работа

1

 

1

 

19

 

 

 

Музыкальная игротека

1

 

1

 

20

 

 

 

Вокально-хоровая работа

1

 

1

 

21

 

 

 

Пение песенного репертуара

1

 

1

 

22

 

 

 

Песенное творчество

1

1

 

 

23

 

 

 

Музыкальная игротека

1

 

1

 

24

 

 

 

Вокально-хоровая работа

1

1

 

 

25

 

 

 

Пение песенного репертуара

1

 

1

 

26

 

 

 

Песенное творчество

1

 

1

 

27

 

 

 

3.Музыкальный звук. Понятие о музыкальном звуке

1

 

1

 

28

 

 

 

Высота звука

1

 

1

 

29

 

 

 

Длительность звука.

1

 

1

 

30

 

 

 

Высота и длительность звука.

1

 

1

 

31

 

 

 

Громкость звука.

1

 

1

 

32

 

 

 

Атака звука.

1

 

1

 

33

 

 

 

Сила звука.

1

 

1

 

34

 

 

 

Атака и сила звука.

1

 

1

 

35

 

 

 

Сказка «Волк и семеро козлят».

1

 

1

 

36

 

 

 

«Петрик и пастушок».

1

1

 

 

37

 

 

 

Сказка «Алёнка».

1

 

1

 

38

 

 

 

6.2 Разучивание песенного репертуара. Знакомство с репертуаром. Песня «Песенка – чудесенка»

1

 

1

 

39

 

 

 

Ознакомление с текстом

1

 

1

 

40

 

 

 

Распевки.

1

 

1

 

41

 

 

 

Разучивание песенного репертуара. «Песенка - чудесенка»

1

 

1

 

42

 

 

 

Разучивание песенного репертуара. «Песенка - чудесенка».

1

 

1

 

43

 

 

 

Вокально–хоровая работа

1

 

1

 

44

 

 

 

Музыкальная игротека

1

 

1

 

45

 

 

 

Вокально-хоровая работа

1

 

1

 

46

 

 

 

Пение песенного репертуара

1

 

1

 

47

 

 

 

Песенное творчество

1

 

1

 

48

 

 

 

Музыкальная игротека

1

 

1

 

49

 

 

 

Вокально-хоровая работа

1

 

1

 

50

 

 

 

Пение песенного репертуара

1

 

1

 

51

 

 

 

Песенное творчество

1

 

1

 

52

 

 

 

4.Дикция и артикуляция Дикция.

1

 

1

 

53

 

 

 

Артикуляция.

1

 

1

 

54

 

 

 

Дикция и артикуляция.

1

 

1

 

55

 

 

 

Распевание согласных звуков.

1

 

1

 

56

 

 

 

Распевание гласных звуков

1

 

1

 

57

 

 

 

Распевание гласных и согласных звуков.

1

 

1

 

58

 

 

 

Распевание согласных и гласных звуков.

1

 

1

 

59

 

 

 

6.3Разучивание песенного репертуара. Знакомство с музыкальным репертуаром. Песня «Как красива наша ёлка»

1

 

1

 

60

 

 

 

Ознакомление с текстом. Песня «Как красива наша ёлка»

1

 

1

 

61

 

 

 

Разучивание песенного репертуара.

1

 

1

 

62

 

 

 

Работа над чистотой интонации.

1

 

1

 

63

 

 

 

Разучивание песенного репертуара.

1

 

1

 

64

 

 

 

Вокально-хоровая работа.

1

 

1

 

65

 

 

 

Пение песенного репертуара.

1

 

1

 

66

 

 

 

Вокально-хоровая работа.

1

 

1

 

67

 

 

 

Пение песенного репертуара.

1

 

1

 

68

 

 

 

Вокально-хоровая работа.

1

 

1

 

69

 

 

 

Песенное творчество.

1

 

1

 

70

 

 

 

Музыкальная игротека.

1

 

1

 

71

 

 

 

5.Средства  музыкальной выразительности. Темп.

1

 

1

 

72

 

 

 

Ритм.

1

 

1

 

73

 

 

 

Тембр.

1

 

1

 

74

 

 

 

Динамика.

1

 

1

 

75

 

 

 

Регистр.

1

 

1

 

76

 

 

 

Мажорный лад.

1

 

1

 

77

 

 

 

Минорный лад.

1

 

1

 

78

 

 

 

Мажорный и минорный лад

1

 

1

 

79

 

 

 

Мелодия.

1

 

1

 

80

 

 

 

6.4Разучивание песенного репертуара. Знакомство с музыкальным репертуаром  Песня «Гномики»

1

 

1

 

81

 

 

 

Разучивание песенного репертуара. Песня «Гномики»

1

 

1

 

82

 

 

 

Разучивание песенного репертуара.  Песня «Гномики»

1

 

1

 

83

 

 

 

Разучивание песенного репертуара.

1

 

1

 

84

 

 

 

Разучивание песенного репертуара.

1

 

1

 

85

 

 

 

Вокальная – хоровая работа.

1

 

1

 

86

 

 

 

Вокальная  – хоровая работа.

1

 

1

 

87

 

 

 

Пение песенного репертуара.

1

 

1

 

88

 

 

 

Работа над чистотой интонации.

1

 

1

 

89

 

 

 

Работа над чистотой интонации

1

 

1

 

90

 

 

 

Знакомство с репертуаром. Песня «Солнечная капель»

1

 

1

 

91

 

 

 

Ознакомление с текстом. Песня «Солнечная капель»

1

 

1

 

92

 

 

 

Разучивание песенного репертуара.

1

 

1

 

93

 

 

 

Вокальная – хоровая работа.

1

 

1

 

94

 

 

 

Разучивание песенного репертуара.

1

 

1

 

95

 

 

 

Разучивание песенного репертуара.

1

 

1

 

96

 

 

 

 Пение песенного репертуара.

1

 

1

 

97

 

 

 

Вокальная – хоровая работа.

1

 

1

 

98

 

 

 

Музыкальная игротека

1

 

1

 

99

 

 

 

Вокальная – хоровая работа.

1

 

1

 

100

 

 

 

Разучивание песенного репертуара.  Песня «Идём в школу»

1

 

1

 

101

 

 

 

Разучивание песенного репертуара. Песня  «Идём в школу»

1

 

1

 

102

 

 

 

Пение песенного репертуара.

1

 

1

 

103

 

 

 

Работа над чистотой интонации

1

 

1

 

104

 

 

 

Пение песенного репертуара.

1

 

1

 

105

 

 

 

Музыкальная игротека.

1

 

1

 

106

 

 

 

Вокальная – хоровая работа.

1

 

1

 

107

 

 

 

Песенное творчество

1

 

1

 

108

 

 

 

6.Итоговое занятие Обобщение полученных знаний за год.

1

 

1

 

 

 

 

 

Итого:

108

6

102

 

 

Примерный репертуар

1.     «Песенка - чудесенка» сл.А.Кондратьев, муз. М.Протасов

2.      «Осень наступила»

3.     «Песенка про маму» сл. муз. Филиппенко, Вологина

4.     «Ах, какая осень!» муз.и сл. З.Роот

5.     «Солнечная капель» сл. муз. Вохрушева, Сосинна

6.     «Мы запели песенку» муз.Рустамова, сл. Мироновой

7.     «Как красива наша ёлка»

8.     «Гномики»

9.     «Идём в школу» сл. Н.Найдёновой, муз. Ю.Слонова

 

 

 

 

Условия реализации программы.

Материально-техническое обеспечение. Помещение для занятий должно быть достаточно просторным. Музыкальный инструмент настроен.  

Перечень оборудования, инструментов и материалов.

Музыкальный инструмент, музыкальный центр, ноутбук, микрофон, нотный материал, USB носитель, музыкальные сборники.

Информационное обеспечение - аудиозаписи – релаксационные мелодии;

презентации:  «Мелодия», «Музыкальная игротека»,записи фонограмм «+» и «-»,

Цифровые образовательные ресурсы ( Интернет - источники):

http://doshkolnik.ru «Дошкольник» сайт для всей семьи

 http://nsportal.ru/sites/default/files/2012/11/24/zadachi_v_stihah_dlya_detey_6-7c

http://klub-drug.ru/doshkolniki/zadachi-logicheskie-dlya-doshkolnikov.html

1.Социальная сеть работников образования nsportal.ru

2.Международный образовательный  портал  «maam.ru»http://www.maam.ru/

3.Сайт "Дошкольное образование"  http://www.twirpx.com/files/pedagogics/preshool/

Кадровое обеспечение - реализовать программу «Гармония»  может педагог, обладающий профессиональными знаниями (со средне-специальным или высшим  педагогическим образованием), имеющим практические навыки организации деятельности детей в области  вокала.

Формы аттестации.

Оценка образовательных результатов учащихся по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе  «Гармония»     осуществляется в порядке, установленном локальным нормативным актом "Положение  о внутренней итоговой аттестации освоения  дополнительных общеобразовательных  программ обучающимися объединений муниципальной бюджетной образовательной организации дополнительного образования   Дома детского творчества муниципального образования Кавказский район".

Формой отслеживания и фиксации образовательных результатов учащихся является протокол внутренней итоговой аттестации, составленный  педагогом.

Оценочные материалы - (пакет) диагностических методик:

Диагностическая карта освоения образовательного маршрута учащимися по дополнительной общеобразовательной программе «Гармония»   .

Критерии оценки ЗУН:

Высокий уровень:

 Знание средств музыкальной выразительности (мелодия, ритм, тембр, темп, динамика, регистр).

Знание правил постановки корпуса, необходимой для пения.

Увлечен, внимателен, не отвлекается во время звучания новой песни, высказывает желание петь.
Умеет  выразительно, эмоционально исполнять песню на этапе ее разучивания (богатая мимика, логические ударения и прочее).
Умеет  чисто интонировать мелодию малознакомой песни без музыкального сопровождения (на этапе первоначального разучивания), исправляет неточное пение других детей.
Точно воспроизводит ритмический рисунок мелодии малознакомой песни.

Самостоятельно импровизирует мелодии на заданный текст (умеет вести певческую перекличку, самостоятельно закончить мелодию).
В хоровом пении согласует свое пение с пением других детей (стремится создать художественный ансамбль).        

Умеет слышать и   слушать педагога.  

Умеет работать в коллективе, культура общения присутствует на достаточно высоком уровне.   

Умеет рационально организовывать свое рабочее место, самостоятельно соблюдает технику безопасности в процессе деятельности.

Средний уровень:

Неуверенно  рассказывает о средствах музыкальной выразительности (мелодия, ритм, тембр, темп, динамика, регистр).

Интерес к новому музыкальному произведению и его исполнению неустойчив, привлечь внимание и активизировать деятельность можно с помощью дополнительного педагогического воздействия.
Недостаточно выразительное пение (отсутствие динамических нюансов, логических ударений).

Точно передает мелодию знакомой песни при поддержке голосом педагога, допускает неточности в исполнении малознакомой песни.
Допускает неточности в воспроизведении ритмического рисунка песни.
В хоровом пении не всегда согласует свое исполнительство с пением других детей.

Умеет слышать и слушать педагога, но не всегда может концентрировать внимание.

Умеет хорошо работать в коллективе, не склонен к конфликтам, культура общения присутствует, но часто не уверен в себе.      

Не всегда может рационально организовывать свое рабочее место, выполняет правила техники безопасности после напоминания педагога.

Низкий уровень:

Недостаточно знает средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, тембр, темп, динамика, регистр).
Интерес к новой песне и пению не проявляет.
Поет невыразительно, неэмоционально, равнодушно.
Интонирует неточно.

Исполнение ритмического рисунка мелодии вызывает затруднение.
В хоровом исполнении не согласует свое пение с пением других.

Не умеет воплотить свой замысел, т.к. действует случайным образом.              

При работе в коллективе, не проявляет активности, либо мешает общей работе; культура общения развита слабо.     

Не может рационально организовывать свое рабочее место, выполняет правила техники безопасности только под контролем педагога.

 

 

Методические материалы.

На основе принципов построения программы определяются приемы и  методы обучения и воспитания.

 Методы обучения:

*Словесный  (беседа, рассказ, сообщение, объяснение, диалог).

*Наблюдения (показ видеоматериалов, иллюстрации, наблюдение, показ педагогом).

*Исследования (знакомство с библиотечным фондом и электронными носителями).

*Практическая работа (упражнения).

*Обучение успехом (поощрения, открытые занятия для родителей).

*Игровой (путешествия, конкурсы, соревнования, праздники, др.).

*Убеждения (пример, самоанализ, анализ практической деятельности.

Содержание программы   определяет  оптимальную  и  рациональную  систему  подачи и усвоения  знаний, соблюден  принцип  «от  простого  к  сложному »  и   принцип   расширения   областей   знаний.

Образовательные технологии:

ü     игровые технологии–являются проникающими во все иные технологии дошкольного воспитания, так как основным видом дошкольной деятельности – является игра. В нее включаются последовательно:

·                    игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их,

·                    группы игр на обобщение предметов по определенным признакам,

·                    группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных,

·                     группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.,

ü     технологии личностно-ориентированного обучения - ставят в центр всей системы дошкольного образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и дошкольном учреждении, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация имеющихся природных потенциалов ребёнка.

ü     педагогика  сотрудничества дает  возможность детям  общаться    и    сотрудничать    с    ровесниками    и    взрослыми.

Программа «Весёлые нотки» построена на основе следующих принципов:

ü Дифференцированного подхода.

Учитывается индивидуальность каждого ребенка.

ü Учета возрастных особенностей. Подбираются формы, методы, приемы соответственно возраста  детей.

ü Наглядности. При обучении используется красочный демонстрационный и раздаточный материал.

ü Доступности и креативности. Каждый ребенок подводится к самоанализу и самооценке.

Дети выполняют работы по принципу «делай как я», «посмотри на образец и  сделай  лучше и интереснее». При  этом участие  педагога  обязательно.                       

ü Единства развивающей и диагностирующей функций.

Применяемые  технологии обучения соответствуют его содержанию.

Переход от первого уровня усвоения знаний ко второму и последующим осуществляется с обязательной фиксацией  фактов усвоения: тесты, диагностика, контрольные занятия, проводятся занятия обобщения  и закрепления. Применяются в практической работе аналогии, сравнения, сопоставления, позволяющие проанализировать степень овладения детьми содержания образовательной программы, оценить их  интеллектуальное творчество.

ü Связь теории с практикой.

Каждый блок программы заканчивается повторением и обобщением пройденного материала, где дошкольники на практике могут показать свои знания. 

ü Принцип воспитания в процессе деятельности.

Поощрение активности детей, чередование их деятельности с отдыхом, требовательное отношение к недостаткам деятельности.

Формы организации учебных занятий -  беседа, игра,  конкурс, наблюдение,   открытое занятие, практическое занятие, презентация, праздники.

Тематика и формы методических материалов по программе

Каждое  занятие  имеет  свое  название, каждое  занятие - это  разнообразие  форм, методов  и  приемов  учения  и  общения.

Вводное занятие. Беседа о технике безопасности.

Певческая установка. Дети знакомятся с понятиями "Певческое дыхание. Навыки пения. Вокальные навыки и настройки. Дыхание. Дыхательные упражнения. Смена дыхания." на основе таких форм как: примеров, показа, упражнений.

Разучивание песенного репертуара. Знакомство с музыкальным репертуаром начинается с разучивания текста и  далее - репетиций пения песенного репертуара, музыкальной игротеки.

Музыкальный звук. Дети знакомятся с такими понятиями как "Понятие о музыкальном звуке. Высота звука. Длительность звука. Громкость звука. Атака звука. Сила звука" на основе таких форм как: примеров, показа, упражнений.

Дикция и артикуляция: Дикция. Артикуляция. Распевание согласных звуков. Распевание гласных звуков.

Средства музыкальной выразительности. Темп. Ритм. Тембр. Динамика. Регистр. Мажорный и минорный лад. Мелодия.

 

Дидактические материалы

Буренина  А. И.. «Музыкальная палитра». 

Михайлова М. «Развитие музыкальных способностей детей».

Улашенко Н. «Музыкальный руководитель» иллюстрированный методический журнал для музыкальных руководителей 2013г.

 «Музыка. Занятия с детьми подготовительной группы»

Юдина С. «Мои любимые праздники».

Фонотека детских песен.

Компьютерные программные средства. – аудиозаписи, мультимедийные материалы.

 

Алгоритм учебного занятия   

 

Организационный момент (формулирование темы занятия) – 1 минута
Вводная часть(упражнения, распевка) – 3 минуты
Основная часть(работа над запланированным материалом) – 10 минут
Физминутка – 5 минута
Основная часть (проверка прочности усвоенных знаний, закрепление материала, музыкальные игры)– 10 минут
Заключительная часть(подведение итогов) – 1 минута

 

Список литературы

Литература  для  педагога

1.Апраскина О. «Методика музыкального воспитания»,М., 2010г.

    2.Буренина А. И. «Музыкальная палитра», Санкт-Петербург,2010г.

    3. Ветлугина Н. «Методика музыкального воспитания», 1990г.

    4. Михайлова М. «Развитие музыкальных способностей детей», Ярославь, 1997.

5..«Музыкальный руководитель» иллюстрированный методический журнал для музыкальных руководителей ,2013г.

6. Радынова О. «Методика музыкального воспитания»,2001г.

7. Улашенко Н. «Музыка. Занятия с детьми старшей и подготовительной группы» Волгоград, 2006г.

8.Харченко И.В. «Методическое пособие по вокальному искусству» г. Ростов на Дону, 2002г.

 Литература для детей

1.            Дубровская Е.А. «Ступеньки музыкального развития» М., «Просвещение». 2003 г.

2.            Емельянов В.В. «Фонопедический метод развития голоса».

3.            Железновы С. и К. «Азбука – потешка», М. 2000 г.

4.            Каплунова И., Новоскольцева И. «Этот удивительный ритм» С.Петерб., «Композитор» 2005 г.

5.            Комиссарова Л.Н., Костина Э.П. «наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников» М., 1986 г.

 Литература для родителей

1. Гомонова Е.А. Музыкальный фейерверк. Песни для детей 2-8 лет. –Ярославль: Академия развития, 2005.                                                                        

 2. Горбина Е.В. Лучшие попевки и песенки для музыкального развития малышей. – Ярославль: Академия развития, 2007.                                                    

 3 .Горбина Е.В. Песенки-чудесенки. Музыкальный материал к праздникам в детском саду. – Ярославль: Академия развития.2007.                                            

4.Меньших И.В. С музыкой растём, играем и поём. Сборник песен и игр для детей дошкольного возраста.- Ростов н/Д: Феникс,2007.                         УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАВКАЗСКИЙ РАЙОН

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 КАВКАЗСКИЙ РАЙОН

 

Принята  на заседании                                                       Утверждаю

педагогического совета                                     Директор  МБОУ ДО ДДТ

от "__"____________20__г.                                       __________Боталова О.В.

Протокол № ______                                           м.п.  «____»_________20__  г.

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

 

ХУДОЖЕСТВЕННОЙ  НАПРАВЛЕННОСТИ

«Гармония»

 

Уровень программы: ознакомительный

Срок  реализации  программы: 1 год  (108 часов)

Возрастная категория:  от  5  до  7  лет

Вид программы: авторская

 

                                                            Автор:  Мельникова Наталья Ивановна

                                                            педагог дополнительного образования

 

 ст.Кавказская, 2017г.

 

                                 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Дополнительная общеобразовательная программа «Гармония»   обновлена с учётом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.

Направленность дополнительной общеобразовательной программы «Гармония»  - художественная.  Данная программа предусматривает развитие умений и навыков хорового пения, а также даёт возможность развивать личностные качества детей, творческую инициативу, волю, художественное мышление.

Новизна  дополнительной образовательной программы «Гармония»   состоит в использовании новых педагогических технологий, каждое занятие проходит в виде путешествий, игр, праздников, что не утомляет ребенка. Возрастные возможности детей, уровень их художественной культуры позволяют устанавливать связи музыки с литературой, театром. Искусство становится для ребёнка целостным способом познания мира и самореализации. Интегративный подход к организации взаимодействия детей с искусством позволяет каждому ребёнку выражать свои эмоции и чувства более близкими для него средствами звуками,  движениями, словом.

Актуальность   программы заключается в потребности детей к изучению песен, приобщении к вокальной музыке. В процессе изучения вокала дети осваивают основы вокального исполнительства, развивают художественный вкус, расширяют кругозор.
 Педагогическая целесообразность  программы «Гармония» обусловлена пробуждением интереса детей к новой деятельности. Приобщение к музыкальному искусству способствует воспитанию нравственно-эстетических чувств, формированию взглядов, убеждений и духовных потребностей детей. Занятия вокалом развивают художественные способности детей, формируют эстетический вкус, улучшают физическое развитие и эмоциональное состояние детей.   Об исключительных возможностях воздействия музыки на человека, на его чувства и душевное состояние говорилось во все времена. Сила этого воздействия во многом зависит от эмоциональной отзывчивости слушателя, его подготовленности к общению с настоящим искусством, от того насколько близка ему та или иная музыка. Воспитание детей на вокальных традициях является одним из важнейших средств нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения. Песня - это эффективная форма работы с детьми различного возраста.

Отличительные особенности программы.

Отличие данной программы от других:

- данная программа рассчитана на детей дошкольного возраста,

- делается упор на развитие психических процессов,

- систематическое и целенаправленное использование игровых технологий,

 -учет возрастных и индивидуальных особенностей.

  Репертуар для каждого подбирается  с учетом возрастных, психологических особенностей ребенка, его вокальных данных.

Адресат программы - дети дошкольного возраста – это период активного познания, творчества, общения. Движущими силами развития психики дошкольника являются противоречия, которые возникают в связи с развитием целого ряда потребностей ребенка. Важнейшие из них: потребность в общении, с помощью которого усваивается социальный опыт, потребность во внешних впечатлениях, в результате чего происходит развитие познавательных способностей, а также потребность в движениях, приводящих к овладению целой системой разнообразных навыков и умений.

В процессе совместной деятельности дети приобретают опыт руководства другими детьми и опыт подчинения. Ведущим видом деятельности дошкольника является ролевая игра, в которой формируется поведение, опосредованное образом другого человека. Также большое значение и влияние на умственное развитие дошкольника оказывает обучение, в котором важнейшую роль играет распределение функции между участниками процесса учения.

Занятия в вокальном объединение  «Гармония» способствуют развитию музыкальной памяти, выработке и развитию интонационного и ладового слуха, развитию творческой фантазии. Вокальное воспитание и развитие хоровых навыков объединяются в единый педагогический процесс, являющий собой планомерную работу по совершенствованию голосового аппарата учащегося и способствуют формированию и становлению  гармонично развитой личности ребенка.

Особенности набора детей: наличие вокальных данных и желание самого ребенка заниматься в вокальном объединение.

Для дошкольников теоретические  знания  о музыкальном искусстве не столь востребованы как практические, поэтому в программе  нет  деления на теорию и практику.

Цель, задачи, уровень программы, объём и сроки

 

Цель программы ознакомительного уровня

Развитие музыкальных способностей и певческих навыков у дошкольника.

Уровень программы «Гармония»  - ознакомительный.

Настоящая программа обеспечивает знакомство с вокальной музыкой, произведениями различных жанров и стилей, предусматривает развитие умений и навыков   пения, а также даёт возможность развивать личностные  качества детей, творческую инициативу, волю, художественное мышление.

Задачи:  

 

  Образовательные:

- обучать навыкам вокально-хорового пения,

-дать понятия о правилах постановки корпуса, необходимой для пения,

- научить использовать при пении мягкую атаку,

-сформировать вокальную артикуляцию, музыкальную память.

 

 Личностные:

-развить речевое и певческое дыхание;

- развить вокальный слух;

- развить артистическую смелость и непосредственность ребёнка, его самостоятельность;

- расширить диапазон голоса.

Метапредметные:

-  развитие  интереса к певческой деятельности и к музыке в целом,

- способствовать развитию эстетического вкуса ребёнка,    чувства коллективизма, настойчивость, выдержку, трудолюбие, целеустремленность.

Содержание программы

Программа «Гармония»    создаёт условия для социальной адаптации детей и направлена на включение в образовательную деятельность детей, не посещающих дошкольное образовательное учреждение.

Основными видами музыкально-художественной деятельности при реализации программы являются: восприятие музыки (слушание), исполнение музыки (пение, музыкально-ритмические движения, элементарное музицирование), элементарное музыкальное творчество.

Реализация программы

Программа носит деятельностный характер, создает возможность активного практического погружения детей в сферу первичного знакомства с вокалом.

Создана интерактивная развивающая   тематическая среда для реализации программы: игры, тесты, наглядный материал, аудиозаписи, фонограммы.

Срок реализации,

особенности организации

Срок реализации программы – 1 год;

Общее количество часов -108 часов.

В соответствии с требованиями  СанПиНа:

Продолжительность одного занятия – 30 минут, по 1-ому занятию  3 раза в неделю;

- предельная наполняемость групп –  8 человек;

- в группе могут быть  дети разного возраста и пола;

- состав группы может меняться.

Виды занятий - практические и теоретические

Набор

Принимаются все желающие от  пяти  до   семи  лет, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.

Форма проведения занятий

Форма проведения занятия очная.

Групповая  форма с ярко выраженным индивидуальным подходом.

Образовательные технологии

Игровые, личностно-ориентированного обучения,  педагогика  сотрудничества.

Кадровые условия реализации программы

Для реализации программы "Гармония" требуется  педагог, обладающий профессиональными знаниями в области преподавания музыки, имеющий практические навыки  в сфере организации интерактивной деятельности детей  студии раннего развития в сфере вокального пения.

Результирующий итог реализации программы

Наличие у ребенка к концу обучения общих представлений и первичного интереса  к вокалу.

Появление потребности к продолжению изучения вокала.

К окончанию обучения по программе учащиеся:

- имеют навыки вокально-хорового пения,

-имеют понятия о правилах постановки корпуса, необходимой для пения,

- умеют использовать при пении мягкую атаку,

-сформирована вокальная артикуляция,

- развита музыкальная память,

-развито речевое и певческое дыхание,

- развит  музыкальный слух,

- имеют интерес к певческой деятельности и к музыке в целом,

- развит эстетический вкус ребёнка, 

- умеют вести себя в коллективе,

- развиты качества: настойчивость, выдержка, трудолюбие, целеустремленность.

Результат обучения в количественном  выражении

Переход для дальнейшего обучения в первый класс школы не менее 25% учащихся.

 

Учебный план

 

п/п

Тема

Количество     часов

Формы контроля

1.

Вводное занятие.

1

Опрос

2.

Певческая  установка. Певческое дыхание.

10

Упражнения

3.

Музыкальный звук.

11

Контрольные задания

4.

Дикция  и артикуляция.

7

Упражнения

5.

Средства музыкальной выразительности.

9

 

6.

Разучивание песенного репертуара.

69

Контрольные упражнения

7.

Итоговое занятие.

1

Утренник

 

ИТОГО:

108

 

 

                                      

Содержание учебного плана

1.Вводное занятие. Знакомство с детьми. Беседа о правилах поведения и технике безопасности на занятиях.

2.Певческая установка. Певческое дыхание.

Ознакомление с певческой установкой (посадка певца, положение корпуса, голова), навыками пения,  певческое дыхание, вокальные навыки и настройки, дыхание, дыхательные упражнения, звукообразование.  Смена дыхания в процессе пения.

3.Музыкальный звук.

Общее понятие о музыкальном  звуке: высота, длительность, громкость, атака, сила звука, динамические оттенки. Слушание сказки о музыкальных звуках «Волк и семеро козлят», «Петрик и пастушок», «Алёнка».

4.Дикция и артикуляция.

Понятие – дикция, артикуляция.  Особенности распевание согласных и гласных звуков при пении. 

 5. Средства музыкальной выразительности.

Знакомство со средствами музыкальной выразительности  –  мелодия, ритм, темп, тембр, динамика, регистр, мажорный и минорный лад.

   6.Разучивание песенного репертуара.

Знакомство с музыкальным репертуаром, ознакомление с текстом, распевки,  вокально-хоровая работа, разучивание песенного репертуара, работа над чистотой интонации, музыкальная игротека, песенное творчество.

7.Итоговое занятие.

     Обобщение полученных знаний за год.

 

Календарный учебный график

Дата начала и окончания учебного периода

 

9 сентября 2017г.

 

до 31 мая 2018г.

Количество учебных недель

 

36

Продолжительность каникул

Каникулы с 01.01 по 09.01 и  с 01.06. по 31.08.

 

Место проведения занятия

МБОУ  ДО ДДТ, ст.  Казанская

Кабинет № 1

 

Время проведения занятия

Перемены - 10 минут

1 группа

2 группа

3 группа

Вторник  10.00-10.30

Среда       8.40-9.10 ч.

Четверг    8.40-9.10ч.

 

Вторник  9.20-9.50ч

Среда   10.00-10.30ч.

Четверг  9.20-9.50 ч.

 

Вторник  8.40-9.10 ч.

Среда    9.20—9.50 ч

Четверг 10.00-10.30ч.

Форма занятий

Групповая  

Сроки контрольных процедур

Начальная диагностика (сентябрь-октябрь), текущая диагностика (январь-февраль), итоговая диагностика (май)

Сроки выездов, экскурсий, походов.

нет

Участие в массовых мероприятиях (соревнованиях, конкурсах, фестивалях, праздниках)

ü утренник «Осенний бал» - октябрь;

ü новогодний бал – декабрь;

ü утренник «День защитника Отечества» - февраль;

ü утренник «Мамин праздник» - март;

ü выпускной бал – май.

  Работа  с  одарёнными детьми.

ü индивидуальные консультации,

ü участие в дистанционных конкурсах по вокалу

 

     

 

 

п/п

Дата

Тема занятия

Количество часов

 Приме

чание

 

1 гр

2 гр

3 гр

 

Всего

Теория

Прак

тика

 

1

 

 

 

1.Вводное занятие Вводное занятие. Техника безопасности.

1

1

 

 

2

 

 

 

2.Певческая установка. Певческое дыхание. Певческая установка.

1

1

 

 

3

 

 

 

Навыки пения

1

 

1

 

4

 

 

 

Певческое дыхание

1

1

 

 

5

 

 

 

Вокальные навыки и настройки

1

 

1

 

6

 

 

 

Вокальные навыки и настройки

1

 

1

 

7

 

 

 

Дыхание.

1

 

1

 

8

 

 

 

 Дыхательные упражнения

1

 

1

 

9

 

 

 

Дыхательные упражнения

1

 

1

 

10

 

 

 

Дыхательные упражнения

1

 

1

 

11

 

 

 

Смена дыхания.

1

 

1

 

12

 

 

 

6.1Разучивание песенного репертуара. Знакомство с музыкальным репертуаром. Песня «Осень наступила»

1

 

1

 

13

 

 

 

Ознакомление с текстом песни «Осень наступила»

1

 

1

 

14

 

 

 

Распевки.

1

 

1

 

15

 

 

 

 Работа над чистотой интонации

1

 

1

 

16

 

 

 

Разучивание песенного репертуара  Песня «Осень наступила».

1

 

1

 

17

 

 

 

Разучивание песенного репертуара Песня «Осень наступила»

1

 

1

 

18

 

 

 

Вокально–хоровая работа

1

 

1

 

19

 

 

 

Музыкальная игротека

1

 

1

 

20

 

 

 

Вокально-хоровая работа

1

 

1

 

21

 

 

 

Пение песенного репертуара

1

 

1

 

22

 

 

 

Песенное творчество

1

1

 

 

23

 

 

 

Музыкальная игротека

1

 

1

 

24

 

 

 

Вокально-хоровая работа

1

1

 

 

25

 

 

 

Пение песенного репертуара

1

 

1

 

26

 

 

 

Песенное творчество

1

 

1

 

27

 

 

 

3.Музыкальный звук. Понятие о музыкальном звуке

1

 

1

 

28

 

 

 

Высота звука

1

 

1

 

29

 

 

 

Длительность звука.

1

 

1

 

30

 

 

 

Высота и длительность звука.

1

 

1

 

31

 

 

 

Громкость звука.

1

 

1

 

32

 

 

 

Атака звука.

1

 

1

 

33

 

 

 

Сила звука.

1

 

1

 

34

 

 

 

Атака и сила звука.

1

 

1

 

35

 

 

 

Сказка «Волк и семеро козлят».

1

 

1

 

36

 

 

 

«Петрик и пастушок».

1

1

 

 

37

 

 

 

Сказка «Алёнка».

1

 

1

 

38

 

 

 

6.2 Разучивание песенного репертуара. Знакомство с репертуаром. Песня «Песенка – чудесенка»

1

 

1

 

39

 

 

 

Ознакомление с текстом

1

 

1

 

40

 

 

 

Распевки.

1

 

1

 

41

 

 

 

Разучивание песенного репертуара. «Песенка - чудесенка»

1

 

1

 

42

 

 

 

Разучивание песенного репертуара. «Песенка - чудесенка».

1

 

1

 

43

 

 

 

Вокально–хоровая работа

1

 

1

 

44

 

 

 

Музыкальная игротека

1

 

1

 

45

 

 

 

Вокально-хоровая работа

1

 

1

 

46

 

 

 

Пение песенного репертуара

1

 

1

 

47

 

 

 

Песенное творчество

1

 

1

 

48

 

 

 

Музыкальная игротека

1

 

1

 

49

 

 

 

Вокально-хоровая работа

1

 

1

 

50

 

 

 

Пение песенного репертуара

1

 

1

 

51

 

 

 

Песенное творчество

1

 

1

 

52

 

 

 

4.Дикция и артикуляция Дикция.

1

 

1

 

53

 

 

 

Артикуляция.

1

 

1

 

54

 

 

 

Дикция и артикуляция.

1

 

1

 

55

 

 

 

Распевание согласных звуков.

1

 

1

 

56

 

 

 

Распевание гласных звуков

1

 

1

 

57

 

 

 

Распевание гласных и согласных звуков.

1

 

1

 

58

 

 

 

Распевание согласных и гласных звуков.

1

 

1

 

59

 

 

 

6.3Разучивание песенного репертуара. Знакомство с музыкальным репертуаром. Песня «Как красива наша ёлка»

1

 

1

 

60

 

 

 

Ознакомление с текстом. Песня «Как красива наша ёлка»

1

 

1

 

61

 

 

 

Разучивание песенного репертуара.

1

 

1

 

62

 

 

 

Работа над чистотой интонации.

1

 

1

 

63

 

 

 

Разучивание песенного репертуара.

1

 

1

 

64

 

 

 

Вокально-хоровая работа.

1

 

1

 

65

 

 

 

Пение песенного репертуара.

1

 

1

 

66

 

 

 

Вокально-хоровая работа.

1

 

1

 

67

 

 

 

Пение песенного репертуара.

1

 

1

 

68

 

 

 

Вокально-хоровая работа.

1

 

1

 

69

 

 

 

Песенное творчество.

1

 

1

 

70

 

 

 

Музыкальная игротека.

1

 

1

 

71

 

 

 

5.Средства  музыкальной выразительности. Темп.

1

 

1

 

72

 

 

 

Ритм.

1

 

1

 

73

 

 

 

Тембр.

1

 

1

 

74

 

 

 

Динамика.

1

 

1

 

75

 

 

 

Регистр.

1

 

1

 

76

 

 

 

Мажорный лад.

1

 

1

 

77

 

 

 

Минорный лад.

1

 

1

 

78

 

 

 

Мажорный и минорный лад

1

 

1

 

79

 

 

 

Мелодия.

1

 

1

 

80

 

 

 

6.4Разучивание песенного репертуара. Знакомство с музыкальным репертуаром  Песня «Гномики»

1

 

1

 

81

 

 

 

Разучивание песенного репертуара. Песня «Гномики»

1

 

1

 

82

 

 

 

Разучивание песенного репертуара.  Песня «Гномики»

1

 

1

 

83

 

 

 

Разучивание песенного репертуара.

1

 

1

 

84

 

 

 

Разучивание песенного репертуара.

1

 

1

 

85

 

 

 

Вокальная – хоровая работа.

1

 

1

 

86

 

 

 

Вокальная  – хоровая работа.

1

 

1

 

87

 

 

 

Пение песенного репертуара.

1

 

1

 

88

 

 

 

Работа над чистотой интонации.

1

 

1

 

89

 

 

 

Работа над чистотой интонации

1

 

1

 

90

 

 

 

Знакомство с репертуаром. Песня «Солнечная капель»

1

 

1

 

91

 

 

 

Ознакомление с текстом. Песня «Солнечная капель»

1

 

1

 

92

 

 

 

Разучивание песенного репертуара.

1

 

1

 

93

 

 

 

Вокальная – хоровая работа.

1

 

1

 

94

 

 

 

Разучивание песенного репертуара.

1

 

1

 

95

 

 

 

Разучивание песенного репертуара.

1

 

1

 

96

 

 

 

 Пение песенного репертуара.

1

 

1

 

97

 

 

 

Вокальная – хоровая работа.

1

 

1

 

98

 

 

 

Музыкальная игротека

1

 

1

 

99

 

 

 

Вокальная – хоровая работа.

1

 

1

 

100

 

 

 

Разучивание песенного репертуара.  Песня «Идём в школу»

1

 

1

 

101

 

 

 

Разучивание песенного репертуара. Песня  «Идём в школу»

1

 

1

 

102

 

 

 

Пение песенного репертуара.

1

 

1

 

103

 

 

 

Работа над чистотой интонации

1

 

1

 

104

 

 

 

Пение песенного репертуара.

1

 

1

 

105

 

 

 

Музыкальная игротека.

1

 

1

 

106

 

 

 

Вокальная – хоровая работа.

1

 

1

 

107

 

 

 

Песенное творчество

1

 

1

 

108

 

 

 

6.Итоговое занятие Обобщение полученных знаний за год.

1

 

1

 

 

 

 

 

Итого:

108

6

102

 

 

Примерный репертуар

1.     «Песенка - чудесенка» сл.А.Кондратьев, муз. М.Протасов

2.      «Осень наступила»

3.     «Песенка про маму» сл. муз. Филиппенко, Вологина

4.     «Ах, какая осень!» муз.и сл. З.Роот

5.     «Солнечная капель» сл. муз. Вохрушева, Сосинна

6.     «Мы запели песенку» муз.Рустамова, сл. Мироновой

7.     «Как красива наша ёлка»

8.     «Гномики»

9.     «Идём в школу» сл. Н.Найдёновой, муз. Ю.Слонова

 

 

 

 

Условия реализации программы.

Материально-техническое обеспечение. Помещение для занятий должно быть достаточно просторным. Музыкальный инструмент настроен.  

Перечень оборудования, инструментов и материалов.

Музыкальный инструмент, музыкальный центр, ноутбук, микрофон, нотный материал, USB носитель, музыкальные сборники.

Информационное обеспечение - аудиозаписи – релаксационные мелодии;

презентации:  «Мелодия», «Музыкальная игротека»,записи фонограмм «+» и «-»,

Цифровые образовательные ресурсы ( Интернет - источники):

http://doshkolnik.ru «Дошкольник» сайт для всей семьи

 http://nsportal.ru/sites/default/files/2012/11/24/zadachi_v_stihah_dlya_detey_6-7c

http://klub-drug.ru/doshkolniki/zadachi-logicheskie-dlya-doshkolnikov.html

1.Социальная сеть работников образования nsportal.ru

2.Международный образовательный  портал  «maam.ru»http://www.maam.ru/

3.Сайт "Дошкольное образование"  http://www.twirpx.com/files/pedagogics/preshool/

Кадровое обеспечение - реализовать программу «Гармония»  может педагог, обладающий профессиональными знаниями (со средне-специальным или высшим  педагогическим образованием), имеющим практические навыки организации деятельности детей в области  вокала.

Формы аттестации.

Оценка образовательных результатов учащихся по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе  «Гармония»     осуществляется в порядке, установленном локальным нормативным актом "Положение  о внутренней итоговой аттестации освоения  дополнительных общеобразовательных  программ обучающимися объединений муниципальной бюджетной образовательной организации дополнительного образования   Дома детского творчества муниципального образования Кавказский район".

Формой отслеживания и фиксации образовательных результатов учащихся является протокол внутренней итоговой аттестации, составленный  педагогом.

Оценочные материалы - (пакет) диагностических методик:

Диагностическая карта освоения образовательного маршрута учащимися по дополнительной общеобразовательной программе «Гармония»   .

Критерии оценки ЗУН:

Высокий уровень:

 Знание средств музыкальной выразительности (мелодия, ритм, тембр, темп, динамика, регистр).

Знание правил постановки корпуса, необходимой для пения.

Увлечен, внимателен, не отвлекается во время звучания новой песни, высказывает желание петь.
Умеет  выразительно, эмоционально исполнять песню на этапе ее разучивания (богатая мимика, логические ударения и прочее).
Умеет  чисто интонировать мелодию малознакомой песни без музыкального сопровождения (на этапе первоначального разучивания), исправляет неточное пение других детей.
Точно воспроизводит ритмический рисунок мелодии малознакомой песни.

Самостоятельно импровизирует мелодии на заданный текст (умеет вести певческую перекличку, самостоятельно закончить мелодию).
В хоровом пении согласует свое пение с пением других детей (стремится создать художественный ансамбль).        

Умеет слышать и   слушать педагога.  

Умеет работать в коллективе, культура общения присутствует на достаточно высоком уровне.   

Умеет рационально организовывать свое рабочее место, самостоятельно соблюдает технику безопасности в процессе деятельности.

Средний уровень:

Неуверенно  рассказывает о средствах музыкальной выразительности (мелодия, ритм, тембр, темп, динамика, регистр).

Интерес к новому музыкальному произведению и его исполнению неустойчив, привлечь внимание и активизировать деятельность можно с помощью дополнительного педагогического воздействия.
Недостаточно выразительное пение (отсутствие динамических нюансов, логических ударений).

Точно передает мелодию знакомой песни при поддержке голосом педагога, допускает неточности в исполнении малознакомой песни.
Допускает неточности в воспроизведении ритмического рисунка песни.
В хоровом пении не всегда согласует свое исполнительство с пением других детей.

Умеет слышать и слушать педагога, но не всегда может концентрировать внимание.

Умеет хорошо работать в коллективе, не склонен к конфликтам, культура общения присутствует, но часто не уверен в себе.      

Не всегда может рационально организовывать свое рабочее место, выполняет правила техники безопасности после напоминания педагога.

Низкий уровень:

Недостаточно знает средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, тембр, темп, динамика, регистр).
Интерес к новой песне и пению не проявляет.
Поет невыразительно, неэмоционально, равнодушно.
Интонирует неточно.

Исполнение ритмического рисунка мелодии вызывает затруднение.
В хоровом исполнении не согласует свое пение с пением других.

Не умеет воплотить свой замысел, т.к. действует случайным образом.              

При работе в коллективе, не проявляет активности, либо мешает общей работе; культура общения развита слабо.     

Не может рационально организовывать свое рабочее место, выполняет правила техники безопасности только под контролем педагога.

 

 

Методические материалы.

На основе принципов построения программы определяются приемы и  методы обучения и воспитания.

 Методы обучения:

*Словесный  (беседа, рассказ, сообщение, объяснение, диалог).

*Наблюдения (показ видеоматериалов, иллюстрации, наблюдение, показ педагогом).

*Исследования (знакомство с библиотечным фондом и электронными носителями).

*Практическая работа (упражнения).

*Обучение успехом (поощрения, открытые занятия для родителей).

*Игровой (путешествия, конкурсы, соревнования, праздники, др.).

*Убеждения (пример, самоанализ, анализ практической деятельности.

Содержание программы   определяет  оптимальную  и  рациональную  систему  подачи и усвоения  знаний, соблюден  принцип  «от  простого  к  сложному »  и   принцип   расширения   областей   знаний.

Образовательные технологии:

ü     игровые технологии–являются проникающими во все иные технологии дошкольного воспитания, так как основным видом дошкольной деятельности – является игра. В нее включаются последовательно:

·                    игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их,

·                    группы игр на обобщение предметов по определенным признакам,

·                    группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных,

·                     группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.,

ü     технологии личностно-ориентированного обучения - ставят в центр всей системы дошкольного образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и дошкольном учреждении, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация имеющихся природных потенциалов ребёнка.

ü     педагогика  сотрудничества дает  возможность детям  общаться    и    сотрудничать    с    ровесниками    и    взрослыми.

Программа «Весёлые нотки» построена на основе следующих принципов:

ü Дифференцированного подхода.

Учитывается индивидуальность каждого ребенка.

ü Учета возрастных особенностей. Подбираются формы, методы, приемы соответственно возраста  детей.

ü Наглядности. При обучении используется красочный демонстрационный и раздаточный материал.

ü Доступности и креативности. Каждый ребенок подводится к самоанализу и самооценке.

Дети выполняют работы по принципу «делай как я», «посмотри на образец и  сделай  лучше и интереснее». При  этом участие  педагога  обязательно.                       

ü Единства развивающей и диагностирующей функций.

Применяемые  технологии обучения соответствуют его содержанию.

Переход от первого уровня усвоения знаний ко второму и последующим осуществляется с обязательной фиксацией  фактов усвоения: тесты, диагностика, контрольные занятия, проводятся занятия обобщения  и закрепления. Применяются в практической работе аналогии, сравнения, сопоставления, позволяющие проанализировать степень овладения детьми содержания образовательной программы, оценить их  интеллектуальное творчество.

ü Связь теории с практикой.

Каждый блок программы заканчивается повторением и обобщением пройденного материала, где дошкольники на практике могут показать свои знания. 

ü Принцип воспитания в процессе деятельности.

Поощрение активности детей, чередование их деятельности с отдыхом, требовательное отношение к недостаткам деятельности.

Формы организации учебных занятий -  беседа, игра,  конкурс, наблюдение,   открытое занятие, практическое занятие, презентация, праздники.

Тематика и формы методических материалов по программе

Каждое  занятие  имеет  свое  название, каждое  занятие - это  разнообразие  форм, методов  и  приемов  учения  и  общения.

Вводное занятие. Беседа о технике безопасности.

Певческая установка. Дети знакомятся с понятиями "Певческое дыхание. Навыки пения. Вокальные навыки и настройки. Дыхание. Дыхательные упражнения. Смена дыхания." на основе таких форм как: примеров, показа, упражнений.

Разучивание песенного репертуара. Знакомство с музыкальным репертуаром начинается с разучивания текста и  далее - репетиций пения песенного репертуара, музыкальной игротеки.

Музыкальный звук. Дети знакомятся с такими понятиями как "Понятие о музыкальном звуке. Высота звука. Длительность звука. Громкость звука. Атака звука. Сила звука" на основе таких форм как: примеров, показа, упражнений.

Дикция и артикуляция: Дикция. Артикуляция. Распевание согласных звуков. Распевание гласных звуков.

Средства музыкальной выразительности. Темп. Ритм. Тембр. Динамика. Регистр. Мажорный и минорный лад. Мелодия.

 

Дидактические материалы

Буренина  А. И.. «Музыкальная палитра». 

Михайлова М. «Развитие музыкальных способностей детей».

Улашенко Н. «Музыкальный руководитель» иллюстрированный методический журнал для музыкальных руководителей 2013г.

 «Музыка. Занятия с детьми подготовительной группы»

Юдина С. «Мои любимые праздники».

Фонотека детских песен.

Компьютерные программные средства. – аудиозаписи, мультимедийные материалы.

 

Алгоритм учебного занятия   

 

Организационный момент (формулирование темы занятия) – 1 минута
Вводная часть(упражнения, распевка) – 3 минуты
Основная часть(работа над запланированным материалом) – 10 минут
Физминутка – 5 минута
Основная часть (проверка прочности усвоенных знаний, закрепление материала, музыкальные игры)– 10 минут
Заключительная часть(подведение итогов) – 1 минута

 

Список литературы

Литература  для  педагога

1.Апраскина О. «Методика музыкального воспитания»,М., 2010г.

    2.Буренина А. И. «Музыкальная палитра», Санкт-Петербург,2010г.

    3. Ветлугина Н. «Методика музыкального воспитания», 1990г.

    4. Михайлова М. «Развитие музыкальных способностей детей», Ярославь, 1997.

5..«Музыкальный руководитель» иллюстрированный методический журнал для музыкальных руководителей ,2013г.

6. Радынова О. «Методика музыкального воспитания»,2001г.

7. Улашенко Н. «Музыка. Занятия с детьми старшей и подготовительной группы» Волгоград, 2006г.

8.Харченко И.В. «Методическое пособие по вокальному искусству» г. Ростов на Дону, 2002г.

 Литература для детей

1.            Дубровская Е.А. «Ступеньки музыкального развития» М., «Просвещение». 2003 г.

2.            Емельянов В.В. «Фонопедический метод развития голоса».

3.            Железновы С. и К. «Азбука – потешка», М. 2000 г.

4.            Каплунова И., Новоскольцева И. «Этот удивительный ритм» С.Петерб., «Композитор» 2005 г.

5.            Комиссарова Л.Н., Костина Э.П. «наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников» М., 1986 г.

 Литература для родителей

1. Гомонова Е.А. Музыкальный фейерверк. Песни для детей 2-8 лет. –Ярославль: Академия развития, 2005.                                                                        

 2. Горбина Е.В. Лучшие попевки и песенки для музыкального развития малышей. – Ярославль: Академия развития, 2007.                                                    

 3 .Горбина Е.В. Песенки-чудесенки. Музыкальный материал к праздникам в детском саду. – Ярославль: Академия развития.2007.                                            

4.Меньших И.В. С музыкой растём, играем и поём. Сборник песен и игр для детей дошкольного возраста.- Ростов н/Д: Феникс,2007.                                    

 5.Песенник. Розовый слон. Сост. Такун Ф., Шершунов А., М.:Изд. «Современная музыка», 2002.                                                                                         

 5.Песенник. Розовый слон. Сост. Такун Ф., Шершунов А., М.:Изд. «Современная музыка», 2002.