Открытое занятие Тема: «Звукообразование и голосоведение»

Мельникова Наталья Ивановна

Муниципальное бюджетное образовательное учреждениедополнительного образования

 

Дом детского творчества

Муниципального образования Кавказский район

 

 

 

 

Открытое занятие

 

 

 

Тема: «Звукообразование и голосоведение»

 

Форма проведения:групповая

 

Тип занятия:комбинированный

 

Номер группы, год обучения: группа, 1 года обучения

 

 

 

 

Составитель: педагог дополнительного образования МБОУ ДО ДДТ МО Кавказский район

Мельникова Наталья Ивановна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14 февраля 2018г

Цель:Улучшение качества звука путем работы над основной формойзвукообразования – связным непрерывным пением.

 

Задачи:

 

-    правильно оформить атаку звука в отношении силы, характера, высоты и уже потом брать спокойно и легко;

 

-   при атаке звука не должно быть шумовых призвуков и подъездов;

 

-формировать гласные, которые должны звучать округленно, ровно, прикрыто, выровнено на всем диапазоне голоса;

 

-   использование высокой певческой позиции;

 

-     чувствовать опору звука, используя певческое нижне - диафрагмальное дыхание;

 

-    уметь петь на legato - плавное, непрерывное пение, при котором гласные плотно соединены между собой.

 

Методы обучения:

 

-   наглядный (слуховой и зрительный);

 

-   словесный (рассказ, объяснение, диалог)

 

-   эмпирический метод ( метод практического, опытного поиска понятных для учащегося слов, определения вокальных приемов).

 

Методические приёмы:

 

-   творческие задания и вопросы, побуждающие мыслительную деятельность;

 

-   побуждение к самоконтролю (оценка своего исполнения);

 

-   поощрение (с целью закрепления полученных навыков).

 

Психологические условия на занятии:

 

-психологически-комфортная атмосфера

-личностно-ориентированное общение, учёт уровня музыкального развития;

-учёт индивидуальных особенностей;

-дифференцированный подход.

 

Оборудование и материалы:

-просторное светлое помещение;

-фортепиано;

-музыкальный центр.

Методическое обеспечение занятия:

-фонотека (фонограммы исполняемых песен).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПЛАН - КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

 

I. Организационный этап.

 

а) приветствие;

 

б) сообщение темы занятия и его задач;

 

в) мотивация;

 

г) вступительная часть.

 

д) объяснение темы

 

 

II.   Основная часть.

 

1.  Разминка с использованием здоровье сберегающих технологий;

 

2.  Вокальные упражнения;

 

3.  Исполнение упражнения "Урок пения" сл.З.Петрова, муз. А.Островский.

 

4.      Начальный этап работы над песней "Музыка зовет" сл. и муз. А. Петряшева.

 

5.        Работа над приемами звукообразования и голосоведения в песне «Притяженье земли» музыка Д.Тухманов,слова Р.Рождественский.

 

6.  Исполнение песни "Как прекрасен этот мир" сл. и муз. А Петряшева.

 

Концертное исполнение песни.

 

 

III.   Заключительная часть. Подведение итогов.

 

 

Подведение итогов (осуществление оценки эффективности занятия). Структура занятия

 

I.                  Организационный этап.

 

Педагог: Здравствуйте! Тема нашего занятия-«Звукообразование иголосоведение».

 

 

Все вокальные навыки находятся в тесной взаимосвязи, поэтому работа над ними проводится параллельно. Естественно, каждое вокальное упражнение имеет цель формирования каких-то определённых навыков, но при его исполнении невозможно выпустить из внимания остальные. Это и является основной сложностью обучающегося певца – усвоить, что для достижения устойчивого результата, необходимо использовать абсолютно все знания, умения и навыки, полученные на занятиях.

 

Сегодня на занятии мы будем работать над приемами звукообразования и голосоведения. Занимаясь по программе «вокальное искусство», мы уже освоили некоторые вокально-певческие навыки, навыки певческой установки, певческого дыхания, дикционной активности. Т.о. подошли к этапу усовершенствования навыков и умений совершенствования вокально-певческих приемов, необходимых для поставленного голоса - пение на legato.Пение на legato( легато) - это умение связного, плавного пения, свободно льющегося голоса.

 

II. Основная часть.

 

Разминка с использованием здоровье сберегающих технологий .

 

1.        Упражнение для положения корпуса, которое певец занимает во время пения «Певческая установка»Упражнение: необходимо потянуться, поиграть всеми мышцами, распрямить

 

плечи, высоко поднять голову (так называемый «столб достоинства»), почувствовать себя победителем.

 

Выполнение данного упражнения, его осознание, зафиксирует горделивую позу в мозгу, и мозг даст команду всем системам организма работать на его благополучие.

 

2.  Дыхательные упражнения.

 

Упражнения этой дыхательной гимнастики не только восстанавливают дыхание и голос, но и вообще чрезвычайно благотворно воздействует на организм в целом:

 

восстанавливают нарушенное носовое дыхание,

 

улучшают дренажную функцию бронхов, положительно влияют на обменные

 

процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и лёгочной

 

ткани,

 

повышают общую сопротивляемость организма, его тонус, улучшают нервно

 

— психическое состояние организма.

 

Необходимо следить за тем, чтобы при вдохе не поднимались плечи, не напрягались мышцы шеи.

 

Упр. №1

 

Надуй шарик. «Надувая шарик» широко развести руки в стороны и сделать глубокий вдох, затем медленно сводить руки, соединяя ладони перед грудью и выдувая воздух – «ссс». Для правильного вдоха рекомендуются сравнения:

 

«Вдохни так, чтобы воздух дошел до пояса», «вдохни глубоко, с удовольствием, как будто нюхаешь душистый красивый цветок». Взяв дыхание, не следует сразу выдыхать воздух. Необходима небольшая задержка дыхания, затем очень экономный, продолжительный выдох.

 

2.     Вокальные упражнения.

 

Упр. №2

 

Для размягчения и снятия напряжения голосовых связок: Пение закрытым ртом на букву (м-м-м)

 

При пении с закрытым ртом формируется согласная "м", губы при этом не должны плотно сжиматься, а просто быть в сомкнутом состоянии. Зубы разомкнуты настолько, насколько это возможно, и звук направляется в головной регистр. Он не должен быть звонким, что явится свидетельством зажатия каких - либо мышц. Навык приобретается в среднем регистре, а потом уже переносится вверх или вниз.

 

а) «укачивание» - важно,чтобы зубы были разжаты,а сам звук направлялсяна губы; для выработки высокой позиции звука

 

б) пение интервала секунда, с постепенным повышением, а затем понижением по полтона.

 

Упр. №3

 

На подвижность голосовых связок:

 

воспроизведение последовательности звуков «ма-мэ-ми-мо-му» на одном дыхании, не изменяя высоту тона, после чего порядок гласных меняется и партия исполняется в последовательности «да-дэ-ди-до-ду», «ра-рэ-ри-ро-ру», «гра-грэ-гри-гро-гру» .

 

Упр. №4

 

Для выравнивания звука:

 

Пропевание трезвучий, с задержкой на верхнем звуке с выработкой вибрато на слоги «зи-и-за».

 

Упр. №5

 

Для активизации голосовых связок, полезны при вялом тонусе голосовых мышц, при сиплом звуке.

 

Для упражнения используется слоги «зи -за», который при воспроизведении принимает вид последовательности обрывистых звуков «Зи-и-и-и-зи-и-и-и-за…» исполняемых парными квинтовыми шагами с постепенным повышением, а затем понижением по полтона. При этом чтобы не было занижения звуков, важно представлять, что движение идет вверх.

 

Упр №6

 

для выработки кантилены (плавное, напевное исполнение мелодии):

 

"Баю- бай"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Упр. №7

 

для выработки свободы и подвижности артикуляционного аппарата пение скороговорок

 

"У пенька пять опят"; "Из под топота копыт пыль по полю летит"; "по бревну бобры бредут".

 

 

3.  Исполнение упражнения "Урок пения" сл.З.Петрова, муз. А.Островский Пение данного упражнения направлено на выработку кантилены, выравнивания звучания, для развития подвижности и беглости, способствует расширению диапазона и развитию дыхания.

 

Упр. №8

 

"Урок пения" сл.З.Петрова, муз. А.Островский.

 

 

Итак, музыкальные упражнения являются необходимым условием для выработки певческого голоса, в процессе которых происходит

 

усовершенствование основных вокально-технических навыков голосообразования, так как они являются средством художественной выразительности. Они вырабатываются на упражнениях, а закрепляются при работе над художественным произведением.

 

4.      Начальный этап работы над песней "Музыка зовет" сл. и муз. А. Петряшева.

 

а) слушание песни, беседа;

 

б) работа над припевом, разучивание мелодической линии по фразам; в) работа над кантиленой; г) исполнение.

 

5.  Работа над приемами звукоизвлечения и звуковедения песни «Притяженье земли» музыка Д.Тухманов,слова Р.Рождественский.

 

Работаем над концертным исполнением, включающим приемы звукоизвлечения: сглаживание регистровых порогов в припеве; пение куплета на legato(легато).

 

6.  Исполнение песни "Взгляни на мир" сл. и муз. А Петряшева.

 

 


Концертное исполнение песни.

 

III.   Заключительная часть. Подведение итогов.

 

Подведём итоги нашего занятия.

 

Сегодня мы уделили внимание усовершенствованию голосового аппарата, работали над приёмами звукообразования и голосоведения в распевках и песнях. Познакомились с новыми понятиями. Назвать их.

 

(понятие кантиленного пения; звукообразование; звуковедение; типы звуковедения)

 

- До свиданья!