Открытое занятие Тема:«Формирование певческого тона на начальном этапе обучения»

Мельникова Наталья Ивановна

Подпись: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования

Дом детского творчества
Муниципального образования Кавказскийрайон

 

 

 

 

 

 

 

Открытое занятие

 

 

 

Тема:«Формирование певческого тона на начальном этапе обучения»

 

Форма проведения:индивидуально

 

Тип занятия:комбинированный

 

 

 

 

 

 

 

 

Составитель: педагог дополнительного образования МБОУ ДО ДДТ МО Кавказский район

Мельникова Наталья Ивановна

 

 

 

 

 

 

 

 

6 марта 2018г

Цель занятия: освоение основных приемов звукоизвлечения в практической певческой деятельности учащегося.

Задачи занятия:

Работа над:

• певческим дыханием и опорой звука;

• высокой вокальной позицией;

• точным интонированием;

• ровностью звучания на протяжении всего диапазона голоса;

• использованием различных видов звуковедения

 

Структура занятия 1.

1. Начало занятия – организационный момент.

2. Основная часть занятия: - «Колыбельная» на слова и музыку А.С.Наумовой; - «Сурок» Людвиг Ван Бетховен;

3. Заключительная часть занятия:

- домашнее задание, выводы.

 

Ход занятия:

Хасанов Михаил, 8 лет, 1 год обучения.

 

1.Организационный момент:

 Педагог задает вопросы ученику - что такое дикция, артикуляция. 2. Упражнения: -Выполнение упражнений артикуляционной гимнастики по В.В. Емельяновой, дыхательной гимнастики по А. Н. Стрельниковой, упражнения для дыхания, скороговорки.

-Для подготовки голосового аппарата выполняем вокальные упражнения. Пояснение: В качестве вокальных упражнений мы используем русские народные песенки - попевки, что помогает вызвать интерес и привить любовь к национальному мелосу. Кроме того, они обычно лаконичны по своей музыкальной мысли, часто имеют поступенную структуру, помогающую маленьким детям не заострять внимание на сложности интонирования. 3. Работа над репертуаром:

«Колыбельная» на слова и музыку А.С. Наумовой. Ученик исполняет произведение.

Преподаватель кратко напомнила, что автор «Колыбельной» - наш современник, живет в городе Гомеле - Алла Семеновна Наумова. Алла Семеновна педагог по образованию: в 70-х годах XX века закончила Гомельское музыкальное училище, в 80-х годах - руководила музыкальным театром на Севере в г. Полярный. Затем вернулась в родной город Гомель. Работает преподавателем в музыкальной школе. В 2007 – 2008 г.г. были изданы сборники музыкальных сказок «Сказка в сказке» и «Новогодние музыкальные сказки». Затем педагог ставит задачи перед учеником – пропеть, обращая внимание на выразительность исполнения - вести фразу к самому яркому звуку.

Вопрос к ученику – в каких случаях, кому исполняется колыбельная и как ее нужно спеть ( быстро-медленно, громко-тихо, спокойно-взволнованно) - для этого подготовить карточки, ученик выберет нужные по ее мнению. Необходимо помнить о ясной артикуляции.

 

Обратить внимание на приемы звукоизвлечения – выравнивание гласных, их округленного звучания, высокая вокальная позиция, высокий купол (высокое небо), объемное звучание чистого голоса без лишних шумов, хрипа, без форсирования звука. «Сурок» Людвиг Ван Бетховен. Ознакомление с новым произведением.

Сначала педагог исполнила произведение, назвала авторов музыки и слов, заметила, что это произведение написано в 17 веке.

Затем попросила ученика проговаривать текст песни. Сначала проговаривали по фразам текст 1куплета, а потом послушали мелодию и попробовали спеть ее со словами. Во время работы над вокальным произведением «Сурок» необходимо обратить внимание на чёткое произношение слов, особо обращая внимание на артикуляционный аппаратсолиста и его дикцию. Согласные буквы произносятся быстро, язык не напрягается, а работает слаженно вместе с артикуляционным аппаратом. При исполнении нужно прежде всего добиваться музыкальной выразительности и красоты напевного звучания. Звук «ми 2» должен быть округлен, поставлен на опору.

(полнозвучность, экономия дыхания). Объяснение и запись домашнего задания: «Сурок» сольфеджировать и петь со словами вокальную строчку. Выучить слова.

Итог занятия:

педагог хвалит Мишу за сформированные хорошие навыки исполнения , говорит, что с поставленными перед ним задачами он успешно справился. Поясняет, что необходимо продолжать работать над ровностью звучания, точным интонированием, работать над певческим дыханием и опорой звука.

Выводы:

ученик хорошо работает над ровностью звучания, точно интонирует, умеет пользоваться певческим дыханием и опорой. Успешно справляется с исполнением «Колыбельной» и «Сурок».

 

 

Список использованной литературы:

1. Дмитриев, Л. Б. Основы вокальной методики /Л. Б. Дмитриев. – М. :

Музыка, 2007. 2. Емельянов, В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг/ В.В 3. Емельянов.– 3-е изд., испр. – СПб: Лань. 4. Щетинин, М. Н. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой продолжает творить чудеса / М. Н. Щетинин. – М. : АСС – Центр : ЮНИВЕСТ, 2009. 5. Развитие детского голоса / под редакцией В. Н. Шацкой. – М. :

Педагогика, 1970.