ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Гармония» В студии раннего развития "Всезнайка”

Мельникова Наталья Ивановна

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования  дом детского творчества “Кавказский район”

 

ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ

по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей

программе «Гармония»

В студии раннего развития "Всезнайка”

Раздел программы: «Вокальная работа»

По теме: «Артикуляция и вокальное слово»

Группа № 1,2,3. 1 года обучения

         Составитель: Мельникова Н.И

 

Ст. Кавказская

Цель занятия: активизация артикуляционного аппарата ребенка по средствам отработки правильного произношения слова во время исполнения музыкального произведения.

Задачи:

Обучающие:

обучать правильному певческому дыханию;

обучать передавать мелодию, чисто интонировать;

 

Развивающие:

развивать дикционные и артикуляционные способности и навыки;

развивать образное мышление средствами музыкальной выразительности

Воспитательные:

способствовать формированию культуры пения у воспитанников;

способствовать формированию интереса к индивидуальным вокальным формам, сольному пению, концертным выступлениям, творческому самовыражению;

способствовать возникновению интереса к выполняемым ребенком упражнениям.

 

Вид занятия: комбинированное занятие: демонстрация дыхательных, дикционных и вокальных упражнений, отработка ранее изученного произведения.

Оборудование:

синтезатор

музыкальный центр

зеркало

компьютер

Возраст учащихся: 4-6 лет

Продолжительность занятия: 30 минут.

Форма занятия: групповое

Используемые педагогические технологии: здоровье-сберегающие, игровые, технологии развивающего обучения.

№           Этапы занятия Время  Задачи Содержание деятельности     Ход занятия

1            

Подготовительный этап

15мин.

Создать благоприятную, творческую атмосферу.

Познакомить с темой занятия.

3. Настроить на восприятие материала.

4.Подготовить голосовой аппарат к пению.

5.Развивать дикцию и артикуляцию.

1.  Приветствие.

2.Упражнения на дыхание:

- «Шарик»

-«Змея»

3.Упражнения на развитие  дикции и артикуляции:

-«Рыбка»

-«Лошадка»

-«Жираф»

-«Бегемот

4. Скороговорки

-«Ехал Грека»

-«Кукушка кукушонку»

Здравствуйте, ребята  и уважаемые гости!

На протяжении всего учебного года мы учим очень много интересных  и разнообразных песен, у каждой из них есть своя история и смысл. Ребята, а скажите, пожалуйста, без чего смысл и содержание произведения мы не сможем донести до зрителя? (Дети отвечают) Правильно! Без четко произнесенного текста песни.

Сегодня мы проведем открытое занятие, темой которого является «Артикуляция и вокальное слово». Пение — единственный вид музыкально-исполнительского искусства, где музыкальное исполнение органически сочетается с необходимостью выразительного донесения речевого текста.

Но прежде чем, мы  приступим к артикуляционной и вокальной работе, мы сделаем, необходимые для настоящего певца, дыхательные упражнения.

Ребята, вы, наверняка, все очень любите воздушные шарики. Представим, что мы с вами проглотили шарик, теперь, когда мы с вами делаем вдох, наш шарик надувается прямо у нас в животе. Затем выдыхаем и шарик наш сдувается! Молодцы, а теперь еще 5 раз надуем и сдуем шарик.

Хорошо, теперь поиграем с вами в игру под названием «Змея». Давайте повернемся лицом кдруг другу, а теперь представим, что наша  правая рука - это змея.  Наберем воздуха в живот, поднимем руку и сложим кисть в виде мордочки змеи,  и со звуком «Ссс» змея поползла. Хорошо, а теперь представим, что наши змеи хотят друг друга напугать. Набираем снова воздух в живот, делаем звук «Ссс», и в тот момент, когда будет заканчиваться дыхание, мы сделаем резкий активный выдох с тем же звуком, при этом наша змея соответственно сделает бросок.  Теперь сыграем в эту игру еще раз. Умнички!

Теперь мы переходим к артикуляционной гимнастике. Ребята, становимся все к зеркалу  и мы с вами сейчас отправимся  в зоопарк. Сначала мы посетим океанариум. Первую мы увидели с вами   рыбу-иглу, тонкую-тонкую рыбу. Давайте с вами втянем щечки, что бы быть похожими на нее. А за рыбой-иглой плывет рыба-шар, раздули щечки как у этой рыбки, молодцы! А за ней плывет морской конек, посмотрите, как у него сильно вытянуты губки вперед, давайте так же вытянем наши губы! Ну и напоследок мы посмотрим с вами на рыбу-мяч, и так же сильно надуем щеки! Выходим из океанариума, идем дальше, и навстречу нам бежит лошадка, давайте сделаем звук стучащих копыт, сначала быстро, а потом лошадка нас увидела и немного замедлила шаг (делаем звук стучащих копыт медленнее). Лошадка убежала далеко, а мы идем дальше и видим жирафа. У жирафа не только длинная шея, но и длинный язык. А теперь и мы с вами сделаем наш язык длинным как у жирафа, тянемся языком до носа, не помогаем себе руками! Хорошо, а теперь вытягиваем его к подбородку. Отлично! Идем дальше и видим с вами бегемота, а у него большая пасть! А ну-ка  открыли рот как бегемоты, широко- широко. И постоим так немного. Молодцы, экскурсию по зоопарку мы с вами провели, теперь пойдем играть в мячик.

Сейчас мы с вами вспомним скороговорки, которые мы учили на предыдущих занятиях, первая «Ехал Грека», громко, не торопясь, выговариваем каждое слово.

(Дети рассказывают скороговорку)

 Ехал Грека через реку,

 Видит Грека в реке рак

 Сунул руку Грека в реку

 Рак за руку Грека цап.

 И точно так же четко активно проговариваем с вами вторую «Кукушка кукушонку»

«Кукушка кукушонку

Купила капюшон,

Как в капюшоне

Он смешон»

(Берем маленький теннисный мячик) А теперь, как и обещала, мы поиграем в мячик! Разбейтесь, пожалуйста, по парам и  встаньте напротив друг друга (дети делятся по парам). Сейчас каждый из вас будет проговаривать одну  строчку из скороговорки и на последнее слово, на ударный слог, бросать мячик партнеру. Левая сторона говорит первую строчку, правая – вторую, и так далее до конца каждую скороговорку.  (Дети выполняют задание). Молодцы, ребята!