Открытое занятие Тема: «Работа над артистичностью солиста»

Мельникова Наталья Ивановна

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение                    дополнительного образования

 

Дом детского творчества

Муниципального образования Кавказский район

 

                                                           

Открытое занятие

 

Тема: «Работа над артистичностью солиста»

Форма проведения: индивидуально

Тип занятия: закрепление полученных ранее знаний

Объединение сольного пения: «Кантилена»

 

 

 

 

 

 

 

Составитель: педагог дополнительного образования МБОУ ДО ДДТ МО Кавказский район

Мельникова Наталья Ивановна

 

 

 

 

 

 

19 декабря 2017г

 

 

 

 


 


 

                                                       

 

ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ

ТЕМА:

«Работа над артистичностью солиста»

Педагог дополнительного образования: Мельникова Н.И.

 Место проведения: кабинет №4

Объединение сольного пения: «Кантилена»

Дата проведения: 25.11.17

Форма проведения: индивидуальная

Тип занятия:  закрепление полученных ранее знаний

Цель занятия: развитие артистичности у вокалиста

Задачи:

Образовательные:

обучение передаче характера произведения через сценические движения;

закрепление навыков артистичности;

закрепление основных приёмов вокальной техники.

Развивающие:

формирование образности мышления, фантазии;

развитие эмоционального отклика на предлагаемые ситуации.

развитие пластики лица;

развитие движений под музыку.

Воспитательные:

воспитывать интерес к творчеству;

воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку и содержание     текста;

воспитывать желание исполнять песни в самостоятельной деятельности;

воспитывать любовь к музыке, потребности в общении с искусством.

Методы обучения:

В работе используются следующие методы и приемы:

наглядный (слуховой и зрительный);

словесный (обсуждение характера музыки, образные сравнения, словесная оценка исполнения);

игровой;

объяснительно – иллюстративный.

Методические приёмы:

применение индивидуального подхода, наблюдение за развитием обучающихся, индивидуальный опрос;

побуждение детей к самоконтролю и самооценке в процессе работы;

вариативность заданий при повторении упражнений и песенного материала;

юмор, одобрение, поощрение успехов обучающихся с целью стимуляции их интереса к занятиям, как способ вызвать положительные эмоции, повышающие работоспособность детей.

Психологические условия на занятии:

психологически-комфортная атмосфера;

эмоциональное удовлетворение;

личностно-ориентированное общение;

учёт индивидуальных особенностей;

дифференцированный подход

Оборудование:

фортепиано

ноутбук

стулья

репродукции смайликов разного настроения

ноты произведений для преподавателя

фонограммы песен

зеркало

 

Структура занятия

Организационный момент

Педагог: Здравствуй, Екатерина! Я рада видеть тебя на занятии.

( краткая беседа об эмоциональном состоянии, создание атмосферы радости и уверенности посредством дружеской улыбки педагога, ободряющей голосовой интонации).

1.Вводная часть. Введение в тему. 5 мин

Педагог: Здравствуйте уважаемые коллеги, здравствуй Катя!

В любой деятельности чтобы добиться поставленной цели необходимо четко знать путь её достижения, осознавать трудности, с которыми мы сталкиваемся.

Сегодня у нас открытое занятие, на котором мы продемонстрируем свои вокальные, творческие и исполнительские таланты и покажем наши навыки!

Педагог: Екатерина, на каждом занятии мы учимся правильно и красиво петь, работаем над голосом, певческим дыханием, дикцией, артикуляцией.

А что ещё, по-твоему, необходимо и важно исполнителю уметь делать, чтобы выступление не осталось незамеченным?

Обучающийся: (возможные ответы и предположения).

Педагог: правильно, нужно уметь донести смысл произведения, которое ты исполняешь, выглядеть привлекательно на сцене, и верить в то, о чём поёшь, и чтобы поверили зрители.

2.Основной этап. 30 мин.

2.1.Подача материала. 4 мин.

Навыки сценического мастерства - это совокупность таких способностей как:

·         Постановка сценической речи, ораторское мастерство - этот навык способствует формированию уверенности, что поможет вашей работе на сцене.

·         Умение перевополощаться, менять образы, импровизировать - это одна из самых важных и самых сложных задач в сценическом мастерстве.

·         Основы сценического движения - включает телесное и психологическое раскрепощение, улучшение пластики, ритмики. Помогает лучше двигаться на сцене, способствует снятию телесных зажимов.

·         Умение преподносить себя и завладевать вниманием, что абсолютно необходимо для успеха выступления.

 

Итак, тема нашего  сегодняшнего занятия «Работа над артистичностью солиста».

Что мы делаем вначале каждого урока?

Обучающийся:  дыхательную гимнастику.

2.2. Выполняем элементы дыхательной гимнастики А.Н.   Стрельниковой  (элемент здоровье-сбережения).                                      6 мин.

Педагог: А теперь приступим к теме нашего занятия.

Артистичность – это умение перевоплощаться.

Педагог: А от чего она зависит?

Обучающийся: (предполагаемый ответ вокалиста)

Педагог: Зависит она от природных задатков, но её можно развивать.

Педагог: итак, начнём.

2.3. Мышечная гимнастика. Применяются упражнения на раскрепощение и развитие мышц лица, и мышц участвующих в звукообразовании. Настраивание вокалиста на позитивную работу

Упражнение «Смайлики»: Повторяем выражения лиц как на картинке.

Прочитать любое предложение с различными оттенками:

-----очень громко, торжественно;

-----очень тихо, шёпотом, таинственно;

-----удивлённо;

-----восхищённо;

-----мечтательно;

-----грустно;

-----с хитрецой;

-----задумчиво;

-----задушевно;

-----тревожно.

Педагог: Указания такие: глядя на себя в зеркало, объективно оцени, насколько правдоподобно ты выполнила задание.

2.4. Вокальные упражнения:                                                            8 мин

Педагог: Екатерина, а как ты думаешь, для чего нужны вокальные упражнения, может и без них можно обойтись?

Обучающийся: Нельзя… необходимо разогреть голосовые связки…

Педагог: Разогреваться и распеваться нужно обязательно, ведь голос надо настроить. Упражнения помогают голосовым связкам крепнуть.

Педагог: Обращаю внимание на правильное произношение и пропевание звуков, точное воспроизведение интонационного и ритмического рисунка.

- Пение закрытым ртом: звук  «М» (мычание) - губы мягко сомкнуты, подбородок максимально низко. Это упражнение помогает ощутить «опору дыхания», тренирует высокую позицию мягкого нёба (в пределах терции).

- «Трель языком» - при исполнении этого упражнения необходимо помнить о плавном переходе из нижнего регистра в верхний.  Также необходимо следить за голосоведением.

- Поем слоги МИ-И-И-И. Меняем гласную и согласную. Важно, чтобы звук был прикрытым, объёмным, но чтобы не заваливался.

- В пределах терции – «бда-бдэ-бди-бдо-бду», «мна, мнэ, мни, мно, мну». Необходимо следить за активным и чётким произношением согласных, но при этом не укорачивать гласные звуки. Внимание  на дыхание – не выталкивать воздух вместе со звуком.

- По звукам трезвучия – «до, ми, соль, ми, до». Чередовать легато, стаккато. Следить и контролировать кантиленное звучание на легато, и лёгкое стаккато, без утяжеления.
 

Педагог: хорошо, Катя! После того как мы подготовили наш голосовой аппарат к работе, приступим к  работе над нашей песней

2.5.Работа над сценическим движением в вокальном произведении                12 мин

Педагог: Катя, на прошлых занятиях мы работали над песней «Купите мне тигрёнка», домашним заданием было – проговаривание текста перед зеркалом в темпе, хорошо артикулируя.

Рекомендации: песня подвижная. Исходим из этого, исполнитель не должен петь вяло. Но увлекаться жёсткой атакой звука нельзя, иначе пение превратится в разговор. Мелодия в пении главное, поэтому необходимо соединять слог за слогом.

Работа над песней: 

- Исполнение  произведения. 1 куплет и припев.  Работаем по фразам, соблюдая  правильное  произношение согласных и гласных, звуковедение,  дыхание. (Ведётся работа в форме диалога, метода проб и ошибок по поводу передачи смысла и содержания текста песни зрителю). Вместе обдумываем, какое сценическое движение можно применить к той или иной мелодической фразе.

- Далее  ведется работа над произведением как над единым целым. Попробовать исполнить полностью (1 куплет и припев).

3.Заключительный этап                                  4 мин

Подведение итогов

Педагог: подведём итоги нашего занятия. Катя, как ты думаешь, удалось ли нам справиться с поставленной целью на сегодняшнем уроке?

Обучающийся: (Предполагаемый ответ обучающегося).

Педагог: Сегодня мы работали над развитием артистичности, развивали сценическое движение в песне, и, конечно, это процесс длительный, над этим нужно долго и кропотливо работать. Так что же такое АРТИСТИЧНОСТЬ?

Екатерина: - ёмкое понятие, включающее в себя и умение перевоплощаться и двигаться на сцене и подать себя, чтобы завладеть вниманием зрителя, заинтересовать, заставить зрителя поверить в то, о чём поёшь.

Педагог: Правильно, Катя! А для достижения цели, необходимо и дома тренироваться перед зеркалом, умеренно жестикулировать, активно декламировать, учиться двигаться под музыку.

 

Домашнее задание

Перед зеркалом выразительно проговаривать текст песни с хорошей дикциейменять интонацию, следить за выражением лица, пританцовывать в ритме музыки. (Убеди родителей купить тебе тигрёнка!)

До встречи!