Открытое занятие “Динамические оттенки.Фразировка”

Мельникова Наталья Ивановна

Муниципальное бюджетное образовательное

учреждение дополнительного образования

 

Дом детского творчества

Муниципального образования Кавказский район

 

 

 

 

Открытое занятие

Динамические оттенки.Фразировка

 

 

 

Место проведения: кабинет №4

Объединение индивидуальный вокал: «Кантилена»

Цель занятия: Развить динамический слух; научиться исполнять музыкальные произведения с фразировкой; воспитать музыкальный вкус.

 

 

 

Составитель: педагог дополнительного образования МБОУ ДО ДДТ МО Кавказский район

Мельникова Наталья Ивановна

 

 

 

 

 

 

20 февраля 2018г

 

Ход занятия:

1. Вводная часть:

Здравствуйте дорогие присутствующие!

Сегодняшнеезанятие вокала пройдёт с ученицей 1 года обучения по

общеобразовательной программе“Кантилена”- индивидуальный вокал

Тема занятия - «Динамические оттенки. Фразировка».

Сегодня мы познакомимся с динамическими оттенками и узнаем, что это

такое; научимся исполнять песни с фразировкой. Поймём, насколько важна

динамика и динамические оттенки для придания художественной

музыкальной красоты произведения, насколько она его обогащает музыку

вцелом.

 

2.Основная часть:

Упражнения на дыхание.

Самое главное в постановке вокала - это правильное дыхание. Именно с

него начинается обучение профессиональному пению, которое служит

проводником в огромный мир сцены. Именно с правильного дыхания

начинается исполнение песни, ведь это опора, на которой держится вся

вокальная техника, и поэтому я рекомендую перед каждым распевом

проделывать упражнения на дыхание, для разогрева.

 

Во время дыхательных упражнений нужно усвоить обязательные

правила: следить за положением тела. Шея не должна быть напряжена и

вытянута вперед. Мы должны находиться в состоянии комфорта, слегка

расслабляемся. Во время упражнений работает только живот.

 

1 упражнение: Активно вдохните и выдохните через нос (повторите 8 раз).

2 упражнение: Энергично вдохните через нос и выдохните через рот

(повторите 8 раз). Это послужит своеобразным “массажем” для связок.

3 упражнение: Вдохните через рот, выдохните через нос (повторите 8 раз).

4 упражнение: Вдохните через одну ноздрю, выдохните через другую,

зажимая пальцем нужную ноздрю (6+6 раз).

5 упражнение: Вдохните через нос и выдохните через плотно сжатые губы.

С усилием проталкивайте воздух на выдохе через губы. Это упражнение

поможет развить мышцы губ и интенсивность выдоха.

6 упражнение: Надуйте щеки, как шар. Резко “выхлопните” воздух через

губы-трубочку. Это упражнение активизирует мышцы щек и мышцы губ, и

пригодится для развития хорошей артикуляции.

Упражнения на артикуляцию:

Наше слово, обращенное к аудитории либо в речи, либо в пении, должно

быть четким по произношению, выразительным и достаточно громким,

чтобы слышали в последнем ряду зрительного зала.

Необходима хорошая дикция, то есть четкое, ясное произношение слов.

Чтобы добиться хороших результатов, надо работать над

усовершенствованием артикуляционного аппарата, разрабатывать его

технические возможности.

Артикуляционный аппарат - это часть голосового аппарата,

формирующая звуки речи, а органы, входящие в его состав -

артикуляционные органы. Работа этих органов, направленная на создание

звуков речи (гласных, согласных) называется артикуляцией.

 

К артикуляционному аппарату относятся: ротовая полость (щеки, губы,

зубы, язык, челюсти, небо, глотка, гортань). Надо помнить, что ротовая

полость - это очень важный резонатор (подвижный резонатор, от

"архитектуры" которого зависит качество звука).

Первое условие работы артикуляционного аппарата - естественность и

активность. Добиваться активной естественности можно через снятие

различных зажатий и стимуляции четкой работы различных мышц и

органов. Конечно, очень просто сказать: "снятие зажатий", - но ведь их надо

сначала обнаружить и только после длительной работы перед зеркалом и с

постоянным вниманием, эти недостатки начнут исчезать. В этой работе нам

помогут простейшие упражнения:

1. Для активизации языка. Пошевелим языком из стороны в сторону,

вперед, назад, вправо, влево, круговые обороты в обе стороны, "винтиком",

"трубочкой". Высунем кончик языка и быстро-быстро переместим его из

угла в угол рта.

2. Чтобы укрепить мышцы гортани, энергично произнесём: К-Г, К-Г, К-Г.

3. Чтобы активизировать мышцы губ, надуем щеки, сбросим воздух

резким "хлопком" через сжатые (собранные в "пучок") губы. Энергично

произнесём: П-Б, П-Б, П-Б.

4. Очень хороши для тренировки скороговорки. Скороговорки применяются

для разогрева артикуляционного аппарата и активизации певческой дикции.

Читать скороговорки будем сначала медленно, постепенно убыстряя, по

мере успешного совершенствования. Следим за ритмичностью

произношения. Не забываем темп, дикцию (каждая скороговорка

повторяется по 4 раза):

а) На дворе трава, на траве дрова.

Не руби дрова на траве двора.

б) От топота копыт, пыль по полю летит.

в) Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.

д) Ехал Грека через реку, видит Грека - в реке рак. Сунул Грека руку в реку,

рак за руку Грека цап.

Распевание:

Распевание представляет собой одну из важнейших частей работы по

воспитанию певческих навыков. Распевание применяется для разогрева

голосового аппарата и активизации певческого дыхания. Работу по

распеванию будем проводить путем повторения упражнения по полутонам

вверх и вниз, но строго в пределах диапазона детского голоса: «до» - первой

октавы - «ре» второй октавы.

Распевки:

1. Как под горкой под горой прыгал зайчик молодой (повторить пять раз).

2. ДО РЕ, ДО РЕ ДО,

ДО РЕ МИ РЕ ДО,

ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ФА МИ РЕ ДО, СОЛЬ ДО.

3. Звонко, звонко пойте: ля-ля-ля-ля. Громко петь не надо ля-ля-ля-ля.

Распеваться в мажоре с повышением на пол тона, на фразировку и

динамику.

4. Распевание по гаммам.

Мы живём в мире полном звуков. И не смотря на то, что мы занимаемся

всего лишь второй год, мы знаем, что нас окружают звуки, которые делятся

на шумовые и музыкальные. Музыкальные звуки объединяются

композитором по смысловому содержанию в музыкальное произведение.

Каждое музыкальное произведение имеет свои неповторимые способности,

которые именуются как средство музыкальной выразительности. Одно и

тоже музыкальное произведение может звучать совершенно по - разному,

зависит это от того, какое средство музыкальной выразительности будет

применено при исполнении.

Сейчас я сыграю небольшой отрывок из песни два раза, мелодия будет

одинаковая, но с разными средствами музыкальной выразительности.

(Исполняется отрывок из песни 1 раз piano; 2 раз forte) .

 Ученица должна ответить чем отличается один отрывок из песни от

другого? (ответ: 1 отрывок звучал громко, а 2 отрывок звучал тихо.)

- Правильно, 1 отрывок звучал громко, а 2 отрывок звучал тихо.

В музыке принято силу громкости называть динамическими оттенками.

Таким образом, динамика – это сила звучания музыки.

- Ученица должна подумать, как может звучать музыка по громкости, по

силе звучания? (ответ: громко, тихо, умеренно).

- Правильно. В жизни мы тоже разговариваем не на одной громкости.

Обычно, когда мы хотим сказать что - то важное, мы усиливаем подачу

голоса - говорим громче, так и в музыке, наиболее важные слова в

частности в песне, проговариваются громче.

- Почему, как ты думаешь? (ответ: чтобы привлечь внимание, подчеркнуть

важность и т. д.)

- Начинаем исполнять песню мы довольно тихо, потому как у каждого

музыкального произведения есть своё динамическое развитие. Сила звука

постепенно нарастает, а потом постепенно снижается. Это в музыке и

называется применением динамических оттенков и фразировкой, т. е. как у

обычной разговорной фразы есть своя логика – что - то произносим громче,

а что- то тише.

Сегодня мы продолжаем работать над песней «Котенок». Мелодию ты

знаешь хорошо, текст мы с тобой разобрали, такты расставили, и сегодня

будем работать над фразировкой, т. е. добавим динамические оттенки, и

песня сразу станет живой, добавятся эмоции.

- Как ты считаешь, с каким динамическим оттенком ты начнёшь

исполнение? (ответ: начну песню с тихого исполнения).

Сила голоса будет нарастать к припеву песни, 2 куплет нужно исполнить

максимально громко, но не крикливо, т. к. здесь содержится главная мысль

песни, а как это называется мы с тобой узнаем на следующем занятии. А к

концу песни, поскольку автор всё сказал, что хотел передать – динамика

идёт на спад.

 

Работа над песней «Мама»

Трудно исполняемые места пропеваются с объяснением снова и снова.

Работа над следующей песней «Лети пёрышко»

 

Заключительная часть, подведение итогов

Сегодня мы познакомились (ответ: с динамическими оттенками, узнали, что

музыка может звучать громко, тихо, умеренно, и это является

динамическими оттенками, и в музыке называется средствами музыкальной

выразительности.)

 

Домашнее задание

Ученице дается задание дома продолжать работать с дыханием,

выполнять упражнения на дикцию и на дыхание.