Публикации

Бальчинова Соелма Доржиевна

Доклад выступления на ШМО, РМО (2014 г)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_no1.docx16.26 КБ
Файл doklad_no2.docx15.76 КБ

Предварительный просмотр:

                                                         Доклад на тему:

«Совершенствование  речи учащихся в условиях билингвизма посредством введения элементов этнопедагогики».

      Одним из условий успешной работы педагога является высокая степень профессионализма. Учитель обязан приложить немало усилий, чтобы жизнь ребёнка в школе была интересной и успешной. Руководящей идеей в моей педагогической практике является развитие речи учащихся, путём приобщения национально-регионального компонента на уроках литературы и русского языка. И не случайно тема моей методической работы - «Совершенствование  речи учащихся в условиях бингвизма посредством введения элементов этнопедагогики». Эту задачу я стараюсь решать во всех видах моей педагогической деятельности: учебной, внеурочной, как классный руководитель и в общественной деятельности, поскольку в новых исторических условиях школа – это открытая система и является важнейшим институтом социализации на селе.

     Развитие речи школьника сегодня, на мой взгляд, остается наиболее значимой проблемой в решении образовательных задач. Учить говорить, значит мыслить, рассуждать и выражать свое мнение. Это помогает выделиться в обществе, не потерять себя и быть полноценным членом цивилизованного общества. Эта проблема еще более актуализируется в национальной (в частности бурятской)  школе, где русский язык является неродным. Сложность изучения данного предмета также кроется в психологической особенности бурят. Ребенок-бурят отличается в основном скованностью, за которой кроется богатый внутренний мир. Свои переживания, мысли, понимание он не может точно выразить. Речь бедна, в ней совершенно отсутствует эмоциональность.

     Из-за языкового барьера ребенок элементарно не понимает задания и не может ответить. И данный факт по моему личному убеждению наносит психологическую травму ребенку. Зачастую он просто замыкается в себе. И я считаю, что в таких условиях включение элементов  этнопедагогики,  национально-региональных компонентов просто обязательно.

       Необходимость образования к рассмотрению национально-регионального компонента закреплена в программах по предметам, рекомендованных Министерством образования России и в концепции национальных школ Республики Бурятия, где одним из ведущих принципов выдвинут принцип «приобщения молодого поколения к национальной культуре, обычаям своего и других народов, к их духовно-нравственным ценностям» В соответствии с этим принципом составлен проект «Школа Живой Традиции» как один из этапов программы развития школы.

       Национально-региональный  компонент играет огромную роль в процессе овладения русским (неродным) языком. Он обеспечивает формирование языковой компетенций в обучении русскому языку в национальной (бурятской) школе. Русский язык в школе с родным (бурятским) языком обучения выполняет специфические цели, обусловленные, его статусом и государственного языка, и средства межнационального общения. Велика социальная значимость русского языка в формировании личности, духовно-нравственного  мира учащихся, в развитии их интеллектуальных качеств и в стремлении к речевому самосовершенствованию.

   Таким образом, одним из путей решения данной проблемы я вижу в разработке и изданий материалов для подготовки к итоговой аттестации для учащихся 8-9 классов, составленных на региональном компоненте. На данный момент разработаны 2 варианта контрольно-измерительных материалов с содержанием местного языкового компонента, составлен сборник изложений. В дальнейшем планирую разработать материалы для подготовки к ВПР учащихся 5 классов с применением регионального компонента.

 

 



Предварительный просмотр:

Доклад на тему:

Подготовка к ОГЭ на материалах с национально-региональным компонентом

Одной из обязательных частей структуры экзаменационной работы по русскому языку для 9-классников является сжатое изложение.

Развитие русской речи учащихся – одна из важнейших задач национальной школы. Методика русского языка в нерусской школе имеет много разнообразных методов и приемов обучения связной речи. Одним из наиболее эффективных методов работы по развитию речи учащихся бурятской школы является письменное и устное изложение прочитанного или услышанного. Или в широком смысле этого слова пересказ прочитанного, увиденного, услышанного в письменной или устной форме. Также изложение (сжатое) является частью письменной контрольной работы в итоговой аттестации 9-классников.

 Огромно образовательно-воспитательное значение устного и письменного изложения текста на русском языке. Прежде всего, в процессе обучения изложению школьники овладевают лексикой, фразеологией и грамматическим строем русского языка. Расширяется и обогащается их словарь при чтении и разборе текстов.

 При составлении плана, устном и письменном изложении прочитанного происходит одновременно закрепление у них усвоенных слов, словосочетаний, строя предложений и грамматического материала.

 Работа над изложением устанавливает тесную связь между языковой теорией и практикой речи, ибо дети упражняются в практическом применении грамматических законов и правил изучаемого языка. Они приобретают весьма важные навыки и умения в составлении словосочетаний, предложений, в устранении различных типичных речевых недочетов, а также закрепляются их стилистические, орфографические и пунктуационные навыки.

 Обучение изложению развивает память и логическое мышление школьников. Разбирая содержание того или иного текста, составляя простые и сложные планы изложения, они приобретают навыки логически правильного, последовательного изложения своих мыслей, а также вырабатывают умение наблюдать и находить, анализировать и синтезировать, сравнивать и обобщать, выделять главное и существенное, выражать свое отношение и делать определенные выводы.

 Методика проведения изложения на русском языке в нерусской школе имеет свою специфику, вытекающую из особенностей обучения русскому языку бурятских школьников. У учащихся бурятской школы по сравнению с носителями русского языка беден словарный запас, слабые навыки в построении предложения на русском языке. Они часто подчиняют свою речь нормам родного языка.

 Таким образом, обучение изложению на русском языке следует проводить в первую очередь с учетом особенностей лексики и грамматического строя русской речи учащихся-билингвов. Для выполнения этих требований большое значение имеет правильный выбор текстов для изложения.

Подборка текстов для моего сборника осуществлялась  с учетом вышеназванных особенностей. Кроме этого, особое внимание следует уделять духовно-нравственному воспитанию школьников. В процессе разбора содержания текстов, во время беседы с учителем у учащихся формируется чувство любви к Родине, к своему народу, его традициям, культурному наследию. Ведь без подлинной любви к своему народу не может быть настоящей любви к Родине.