Уроки

Бальчинова Соелма Доржиевна

Конспекты уроков и внеклассных мероприятий

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе.

Предмет: Русский язык

Класс: 6

Базовый учебник:   Русский язык. 6 класс: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова на 2016 учебный год

Тема урока :«Буквы О-Е после шипящих и Ц в суффиксах имён прилагательных».

Цели урока:

  • Узнать о правописании о-е в окончании имен прилагательных
  • Научиться применять правило на письме

Задачи:

Обучающие:

Обучение учащихся образованию прилагательных с помощью суффиксов -ов-, -ев- .

Освоение правила написания букв о-е после шипящих и ц в указанных суффиксах.

Развивающие:

Развитие мышления, логики, умения анализа и систематизации, выделять существенные признаки и свойства, делать общие выводы.

Развитие умения применять знания на практике.

Формирование умения в частично-поисковой познавательной деятельности, самостоятельности.

Развитие культуры речи.

Воспитывающие:

Воспитывать взаимоуважение.

Воспитывать любовь к русскому языку, чувство прекрасного, творческого воображения учащихся.

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Структура урока:

1. Организационный момент

2. мотивация к учебной деятельности

3. Проверка домашнего задания

4. Актуализация ранее изученных орфограмм

5. Формирование новых знаний и способов действий (переход к новой теме)

6. Первичное закрепление:

7. Физкультминутка

8. Применение новых  знаний

9. Оценивание творческих работ

10. Рефлексия

11. Домашнее задание

Технология развития критического мышления, здоровьесберегающая, проектный метод.

Оборудование: проектор, карточки, иллюстративный материал, толковый словарь под ред. С.И.Ожегова.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1 организационный момент

Приветствие, обозначение отсутствующих

– Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь. Скажите друг другу комплимент. Приготовьтесь узнать много нового, интересного.

Приветствие , ознакомление с листами самооценки

 Регулятивные УУД: осуществить самоконтроль, овладевать умением прогнозировать

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других;

Личностные УУД: проявить вежливость, уважение к окружающим

2 мотивация к учебной деятельности

Цель: настроить на урок, повысить  интерес к уроку

Ребята, я вам расскажу

притчу:Когда-то в одном городе жил мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко за пределами родного города. Отовсюду приходили к нему люди за советом. Но жил в этом городе человек, который завидовал его мудрости. Пришел как-то завистник на луг, поймал бабочку, посадил ее между ладонями и подумал: « Пойду-ка я к мудрецу и скажу ему:О, мудрейший, скажи, какая бабочка у меня в ладонях? Если ответит мертвая, я раскрою ладони, и бабочка улетит. Если же скажет: живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет. Вот тогда все увидят, кто из нас умнее».

Так и случилось: пришел завистник к мудрецу и спросил: «О, мудрейший, скажи, какая бабочка у меня в ладонях?» Тогда мудрец, который действительно был самым мудрым, ответил: «Все в твоих руках»

Итак, ребята, сегодня все в ваших руках. От вас, от каждого из вас зависит, насколько умными, мудрыми вы станете на  этом уроке.

Запишите сегодняшнее число и запомните этот день как один из самых лучших дней в этом учебном году.

Кто определит лексическое значение слова «притча»?

Обращение к словарю Ожегова

Попытаются определить лексическое значение слова «притча»

Индивидуальное задание: фонетический разбор данного слова на доске

Записывают  в тетради число

Определяют лексическое значение слова «притча»(работа со словарем)

Познавательные УУД: уметь систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках

КоммуникативныеУУД:уметь определять цель учебной деятельности, уметь слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию

Регулятивные УУД:

Уметь находить в словаре нужный материал, уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей

3 Проверка домашнего задания

  1. й слайд
  2. слайд

Цель:

Ребята, вы дома выполнили комплексный анализ  текста.

 Кто-нибудь обратил внимание на одно слово, значение которого вы могли не знать?  Ребята называют  слово «эндемики». Попробуем определить значение слова, рассмотрев его в контексте, т.е. в окружении других слов . Прочитайте предыдущее предложение.  Вопрос: для какого стиля характерно это слово?  (для научного)

Проверьте, все ли у вас правильно и оцените свою работу в листах самооценивания

  Домашнее задание: устно называют  тему, основную мысль текста, стиль, тип речи.

Определяют значение слова «эндемики» и запоминают

(элемент НРК)

Познавательные – осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, использовать знаково-символические средства, проводить сравнения, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать.

Коммуникативные – формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы, использовать речь для регуляции своего действия.

Регулятивные – принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

Личностные – способность к самооценке.

4 актуализация ранее изученных орфограмм

3-й слайд, 4-й слайд

Цель: активизация мыслительной деятельности, обеспечение высокого уровня умственного развития

А теперь давайте вспомним орфограммы имен существительных. Для этого выполним задание: выписать слова по группам

 Распределяются по группам. Группы указаны на листах самооценки цветными кружочками. Выполняют задание в тетради, сверяются с ответами  на слайде, оценивают свои работы.

Познавательные УУД: уметь систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках.

КоммуникативныеУУД:уметь определять цель учебной деятельности, уметь слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию.

Регулятивные УУД:

Уметь находить в словаре нужный материал, уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей

5 Формирование новых знаний и способов действий (переход к новой теме)

Цель: активизировать мыслительные навыки, развить логическое мышление

Проблемная ситуация. Вопросы к 4-й группе: К какой части речи относятся  ваши слова?

В какой морфеме не хватает буквы?

После какого согласного пропущена буква?

Давайте попробуем вставить буквы

Сформулируем тему

Соответственно цель урока

А теперь попробуем сформулировать правило

Соотнесем с правилом учебника (стр.89,орфограмма №18)

Ответы учащихся: к прилагательным

В окончании

После шипящего

Самостоятельно формулируют тему и цель урока

Формулируют правило

Соотносят с правилом учебника

Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слышать и понимать речь других.

Познавательные УУД: уметь объяснить фразеологизм..

Регулятивные УУД: уметь определять цель учебной деятельности (этапа) и задачи  в сотрудничестве с учителем .

6 первичное закрепление:

Цель: закрепить новые сведения, подготовить к следующему этапу

Вернемся к нашему тексту о Байкале. Есть ли здесь прилагательные на данное правило?

Запишем на доске и разберем по составу. Слова записываются на доске

Еще раз прочитаем правило

Ребята, а можно нарисовать это правило?

Вернемся к учебнику и выполним упражнение№583: выписать 2 пословицы, которые подойдут  по смыслу  к нашей притче. Обозначить орфограмму

Ребята называют: большого, свежего

Устно разбирают

Проговаривают правило

Попытаются нарисовать, изобразить правило

Познавательные УУД: уметь выбирать решение, обосновывать выбор.

Коммуникативные УУД: уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли, уметь считаться с мнением товарища

7 физкультминутка (релаксация)

Цель:снять напряжение, дать эмоционально-мышечную разгрузку, подготовить к следующему этапу

8 применение новых знаний

Цель:применить полученные знания на практике, тем самым обновив систему знаний по теме «имя прилагательное»

Творческое задание: составить мини-сочинение на тему: отдых на Байкале, используя словосочетания: у большого дерева, свежего ветра, колючего ежа

Пишут мини-сочинение, используя данные на доске словосочетания

(применение элементов регионального компонента)

Личностные УУД: мотивация учебной деятельности, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слушать и понимать речь других.

9 оценивание творческих работ

Цель: контроль полученных знаний и оценивание творческих работ

Самые интересные сочинения  читаются вслух

Личностные УУД: мотивация учебной деятельности, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слушать и понимать речь других.

10 рефлексия

 Сейчас подведем итоги урока. Для этого у вас  в листах самооценивания  нарисованы смайлики. Выберите нужный смайлик и поставьте галочку, а также подсчитай свои баллы, накопленные за урок

Дети подсчитывают баллы, выбирают смайлик и обозначают.

Регулятивные УУД: уметь оценивать результаты деятельности (своей, чужой)

Познавательные УУД: уметь находить нужную информацию

Домашнее задание

Домашнее  задание: дописать мини-сочинение, упражнение 583  (написать оставшиеся пословицы)

Познавательные – осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, использовать знаково-символические средства, проводить сравнения, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать.

Коммуникативные – формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы, использовать речь для регуляции своего действия

Регулятивные – принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

Личностные – способность к самооценке.



Предварительный просмотр:

КВН по русскому языку для учащихся 5-х классов

Сценарий КВН для учащихся 5-х классов "Этот занимательный русский"

КВН - одна из наиболее популярных и полезных форм работы. Во время игры любой учащийся может раскрыться, он не боится неудач. У учащихся формируется чувство коллективизма, развиваются умения  быстро ориентироваться в предложенной речевой ситуации. Такое мероприятие повышает уровень восприятия, активизирует потребности детей, развивает их культурный вкус. В духе азартного соревнования учащиеся могут блеснуть эрудицией, оперативно принять нужное решение, оценить свои возможности.

Цели мероприятия:

  • развивать интеллектуальные способности учащихся по русскому языку;
  • прививать интерес к русскому языку;
  • развивать речь, творческую инициативу каждого участника игры;
  • совершенствовать коллективный навык работы.

Предметные УУД: Ученики научаться обобщать и систематизировать знания по основным темам курса русского языка и литературы за 1,2 четверти 5 класса.

Познавательные УУД: приобщение учащихся к творческой деятельности, расширение  кругозора, развитие логического мышления, познавательного интереса

Регулятивные УУД: научатся самостоятельно анализировать условия достижения цели и планировать пути её достижения, принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров.

Коммуникативные УУД: Общаться и взаимодействовать с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией.

Личностные УУД: формировать чувства ответственности за результат работы, стремления к совершенствованию знаний, преодолению трудностей,

Методы обучения:

  • творческий
  • игровой
  • метод стимулирования игровой деятельности

Оборудование:

  • эмблемы команд,
  • карточки с заданиями для команд,
  • чистые листы для решений, ручки,
  • экран, проектор
  • черный ящик

Ход мероприятия:

Учитель.

Мы начинаем КВН!

Пусть будут интересны всем

Словесной битвы результаты.

Удачи всем! Вперёд, ребята!

1) Представление команд

2 Конкурс-разминка «Ищем предложения»

Прочитать стихотворение К.Чуковского. Разделить его на предложения, поставить, где надо, точки.

В реке там рыба на бугре мычит корова в конуре собака лает на заборе поет синичка в коридоре играют дети на стене висит картина на окне узоры инея в печурке горят дрова.

В реке там рыба на бугре
мычит корова в конуре
собака лает на заборе
поет синичка в коридоре
играют дети на стене
висит картина на окне
узоры инея в печурке
горят дрова в руках девчурки
нарядная там кукла в клетке…

В реке там рыба. На бугре
мычит корова. В конуре
собака лает. На заборе
поет синичка. В коридоре
играют дети. На стене
висит картина. На окне
узоры инея. В печурке
горят дрова. В руках девчурки
нарядная там кукла. В клетке…

Учитель:

Пусть острей кипит борьба,

Сильней соревнование.

Успех решает не судьба,

А только ваши знания

3. Конкурс «Доскажи фразеологизм»

За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

А) Дружнее этих двух ребят

На  свете не найдешь.

О них обычно говорят:

(«Водой не разольешь»)

 Б) Мы исходили городок

Буквально (вдоль и поперек)

 В) И так  устали мы в дороге,

Что еле  волочили ноги.

Фальшивят, путают слова,

Поют (кто в лес, кто по дрова)

 Г) Товарищ твой просит украдкой

Ответ списать из тетрадки.

Не надо! Ведь этим ты другу

Окажешь (медвежью услугу)

 Внимание!

Ждёт вас новое испытание.

Ох, и трудное предстоит вам задание!

Пассивных сейчас быть не должно-

Помните: «Один за всех, и все за одного!»   

4 «Черный ящик»

Учитель в ящике прячет яблоко, хлеб, иглу и соль. Затем читает по одной подсказке лексическое значение этих слов. Если ребята сразу отгадывают, то получают 3 балла, если две, то два балла.

1. Из-за него начинается вражда. Когда тесно, то ему негде упасть (Яблоко)

2. Он бывает насущный, бывает чужой. Он дружит с солью. По-немецки «брод» (хлеб)

3.Глупый человек будет искать ее в скошенной траве, а тот, кто волнуется, будет на них сидеть  (игла)

4. Ее нужно съесть 16,38 кг, чтобы чему-нибудь научиться. Давным-давно она была на вес золота. Она была только у богатых (соль)

Дополнительный вопрос назовите фразеологизм « Не солоно хлебавши» Объясните

5. Конкурс капитанов: «Знаток устаревших слов»

 Я называю старорусские слова, а вы показываете:

1 выя - шея; десница- правая рука; очи-глаза; шуйца- левая рука; чело-лоб; уста-губы, ланиты-щеки

6. А теперь обратимся к родному языку.

Подберите к данным пословицам  близкие по смыслу в русском языке :

1hураhaн долой, һураагүйбалай (Ученье-свет, а неученье-тьма)

2)Толгойбайбал, малгайолдохо(Будет голова - найдется и шапка)

3)Ажалгγйгθθралганашьебарихагγйш (Без труда не поймаешь и окуня)

4)Аалиханябажа, абгайболодог(Тише едешь–дальше будешь)

5)Ехэюумэнбагаhаазахалдаг(Большое начинается с малого)

7.Конкурс для самыхвнимательных и думающих нестандартно

Если команда угадывает с первой подсказки, то получает 3 балла, если со второй- 2, с третьей-один балл

1.

А)У женщины гораздо старше средних лет существовали до 

биологической смерти два представителя водоплавающей птицы

подотряда килегрудых с явным проявлением сангвинического

темперамента.

Б) Пожилая женщина обладала правом владения, пользования и распоряжения домашней водоплавающей птицей в количестве двух голов.

В) У деда скончалась одна грустная курица. (Жили у бабуси два веселых гуся.)

2.

А)Однажды Всевышний птице средней величины из отряда
воробьиных сделал презент в виде небольшого количества пищевого продукта полутвердой массы, приготовленного из заквашенного особым способом молока.

Б)Всеядная птица с серо-черным оперением при невыясненных обстоятельствах получила от небесного прародителя вознаграждение натуральным продуктом.

В) У орла раз черт украл крошку творога. (Вороне как-то бог послал кусочек сыра.)

3.

А)Домашнее парнокопытное животное при любых метеорологических условиях способно отыскать размытую водой почву.

Б)Крупное наземное растительноядное животное, которое выращивается в индивидуальных и фермерских хозяйствах с целью получения сала и может произвести действие, результат которого свидетельствует о недостаточно благополучной санитарно-гигиенической обстановке вокруг нас

В) Корова только здесь пылинку спрячет (Свинья везде грязь найдет)

Учитель: А теперь, пока жюри подводит итоги, найдем знатоков среди болельщиков!

Вопросы для болельщиков

1. Какие 3 местоимения самые чистые? (Вы мы ты)

2. Какие 2 местоимения мешают ездить по дорогам? (Я мы)

3. Какое местоимение требует чистоты? (Мой)

4. Какое местоимение можно считать и самым хвастливым, и самым скромным? (Я)

5. Из какого фразеологизма марсиане могли бы заключить, что у человека не 2 ноги, а больше? (Бежать со всех ног)

6. Есть ли ноги у газеты, книги? (Вверх ногами)

7. Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь, не в свое дело. (нос)

8. В Древней Руси деньгами служили серебряные бруски – их называли гривнами. Если вещь стоила меньше, чем брусок то отрубали половину. Тоже деньги.  Внимание,  вопрос! Как называлась отрубленная часть бруска? (Эту часть называли рублём.Отсюда и пошло название денежной единицы – рубль)

9. Сколько минут нужно варить яйцо,  сваренное вкрутую? (Его не надо варить, ведь оно уже сварено)

10. Сколько раз старик ходил к морю в сказке А. Пушкина « Сказка о рыбаке и рыбке», чтобы рыба выполнила пожелание старухи? (5 раз)

11. Если в 12 часов ночи идет дождь, то можно ли ожидать, что через 24 часа будет солнечная погода? (Через 24часа, будет ночь, значит, солнечной погоды быть не может)

12. В известной сказке . Поди туда не знаю куда , принеси то не знаю что . Царь послал стрелка Андрея за тридевять земель . Внимание вопрос! Тридевять – это сколько? (Тридевять – это 27. Дело в том, что в Древней Руси считали по девяткам. Тридевять – это девять умножить на три)

13. При царе Иване 4 были выпущены монеты, на которых изображался всадник с копьём в руке. Внимание, вопрос! Как назывались эти монеты? (Такие монеты назывались копейками.Отсюда и пошло название современной денежной единицы - копейка)

14. Сколько лет работал старик из сказки о рыбаке и рыбке? (33 года)

15. В каком месяце 28 дней? (В любом)

16. Про каких животных можно сказать, что они вылезают из кожи вон? (Про змей. Они на самом деле из старой кожи притискиваясь между камнями начинают сбрасывать кожу. В момент линьки уже успевает образовываться молодая блестящая и глянцевая кожа )

Итак, после подведения итогов, объявляется команда-победитель и самый лучший знаток русского языка.



Предварительный просмотр:

Сценарий окружного Карамзинского бала

Место проведения: СДК с. Нижняя- Иволга

Дата: октябрь 2016г

Цель: привлечь внимание учащихся старших классов к чтению произведений русской классической литературы (в частности, произведений  Н.М.Карамзина), приобщить их к прекрасному через знакомство с классическими произведениями, а также показать красоту и эстетику танца, описанного в русской классической литературе. 
Задачи:
• познакомить с нравами и бытом дворянства XIX века;
• развивать эстетический вкус;
• формировать у обучающихся социальные компетенции, которые пригодятся в дальнейшей жизни;
• воспитывать духовную культуру обучающихся.

Ход бала:

Музыка полонез

Выход под полонез

Музыка хозяин и хозяйка

Хозяин:

Сегодня бал, в огнях весь дом,

Подъехали кареты,

Шампанское укрыто льдом,

И слуги приодеты.

Хозяйка:

Зал весь в свечах и зеркалах,

Хрустальный звон бокалов.

Хозяин дома объявил

Веселию начало.

Музыка ведущих

Хозяин:

  Добрый вечер, дорогие друзья! Мы рады встрече с вами на   Карамзинском   балу, посвященном –250-летию со дня рождения великого историографа, писателя и поэта, Николая Михайловича Карамзина. Вся жизнь Карамзина, его блистательные начинания и свершения, были столь необыкновенны, что современники сравнивали его с Петром Великим.

Хозяйка:

 По приказу Петра I  с 1718 года начали устраивать Балы; они назывались ассамблеями и давались по очереди всеми придворными. Как и в петровские времена, бал в карамзинскую эпоху был призван формировать культуру общения «кавалеров» и «дам».

Хозяин:

Видно свыше танцы ниспосланы,
Самим Богом так решено.
Нам талант танцевать дарован
Всем несчастьям и бедам назло!
Хозяйка:

 Бал в эпоху Н.М.Карамзина начинался польским полонезом. Это торжественный танец-шествие, в умеренном темпе, имеющий польское происхождение. Он придавал особую возвышенность и торжественность бальному вечеру. Величественный Полонез!  Именно под него, дорогие гости, вы вошли в бальную залу. А сейчас вашему вниманию, менуэт.

Танец Менуэт  (Сужинская СОШ)

Музыка 1 и 2 разноголосица

Разноголосица. Светские дамы и кавалеры. (Учителя НИСОШ)

1) Господа! Вы слышали?! В российской литературе произошло необыкновенное событие. Моднейший и самый читаемый писатель Николай Михайлович Карамзин записывается в историки. Бывало, что по своей воле отказывались от престола монархи, но чтобы знаменитый художник на вершине славы, силы и успеха подвергал себя добровольному заточению – пусть даже в храме науки!

2) Карамзин меняет биографию в том возрасте, в каком погибнет Пушкин. Зачем?

3) Он рано вошёл в литературу и довольно быстро завоевал славу первого пера страны.

4) Он удачно путешествовал и общался с выдающимися умами и талантами Западной

2) Он автор художественной Истории, названной Пушкиным “созданием великого писателя, подвигом честного человека”.

Музыка ведущих 

Хозяин:

В карамзинские времена Вальс был любимцем русских балов. Вальс… Вечно юный и блистательный, поистине бессмертный танец!

Хозяйка:

А я приглашаю пары на паркет! Для Вас звучат чарующие звуки вальса!

Еще звучит в моих ушах
Седьмого вальса легкий шаг,
Как вешний ветерок,
Как трепетанье птичьих крыл,
Как мир, который я открыл.

 Танец Вальс ( Нижне-Иволгинская СОШ)

Музыка 1 и 2 разноголосица

Разноголосица.(Учащиеся ССОШ)

1) Говорят, что Карамзин буквально прочесывает все архивы и книжные собрания Синода, Эрмитажа, Академии наук, Публичной библиотеки, Московского университета, Александро-Невской и Троице-Сергиевой лавры.

2) По его просьбе ищут в монастырях, в архивах Оксфорда, Парижа, Венеции, Праги и Копенгагена. И сколько всего нашлось!

3) Остромирово Евангелие (это и поныне древнейшая из датированных русских книг), Ипатьевская, Троицкая летописи, Судебник Ивана Грозного, произведение древнерусской литературы “Моление Даниила Заточника” и много чего еще.

4) Говорят, обнаружив новую летопись — Волынскую, Карамзин несколько ночей не спал от радости. Друзья смеялись, что он стал просто несносным – только и разговоров, что об истории.

5) Нет, вы послушайте: все читают “Историю…”! В Москве, Петербурге, в провинции. Далекий Иркутск один закупил 400 экземпляров!

1) Я слышала, что в 25 дней продано 3000 экземпляров.

2) Князь Петр Вяземский сравнил Карамзина с Кутузовым двенадцатого года: он спас Россию от забвения!

3) А вы слышали мнение поэта Пушкина? Он высказался в том духе, что “Древняя Россия..., найдена Карамзиным, как Америка Колумбом… История государства Российского есть не только создание великого писателя, но и подвиг честного человека”.

4) Дамы, в “Сыне Отечества” написано, что “Историю…” можно приобрести на Захарьевской улице, близ Литейного двора в доме Баженовой. По 50 рублей за 8 томов.

5) Едемте, едемте! Карету нам! (хором; удаляются)

Музыка ведущих 

Хозяин:

Вы слышали? Здесь прозвучало имя Александра Сергеевича Пушкина. Пушкин и Карамзин – два великих современника, хорошо знавшие друг друга. В Царскосельский Лицей в день рождения молодого поэта Карамзин, Вяземский, Чаадаев пришли поздравить Пушкина с днем рождения. А эти строки написаны Пушкиным за две недели до вступления в самостоятельную жизнь: Встречаюсь я с осьмнадцатой весной.
В последний раз, быть может, я с тобой,
Задумчиво внимая шум дубравный,
Над озером иду рука с рукой.
Где вы, лета беспечности недавной?
С надеждами во цвете юных лет,
Мой милый друг, мы входим в новый свет;

Хозяйка:

 И этот новый для них свет так ярко и образно описал в дальнейшем великий поэт.

Там теснота, волненье, жар,
Музыки грохот, свеч блистанье,
Мельканье, вихорь быстрых пар,
Красавиц легкие уборы,
Людьми пестреющие хоры,
Невест обширный полукруг,
Все чувства поражает вдруг.
Но если б не страдали нравы,
Я балы б до сих пор любил.

Танец:Полька (Сужинская СОШ)

Музыка ведущих

 Хозяин:

 Любовь к романсу непреходяща. Он звучал и те далекие карамзинские времена. Он волновал души великих людей и простых смертных.

 Они уносят дух – властительные звуки!
В них упоение мучительных страстей, 
В них голос плачущей разлуки,
В них радость юности моей!

Без музыки романс.______________________________

Музыка ведущих 

Хозяйка:

Обычно на балу девушка могла иметь в руках три предмета: веер, маленький букетик цветов и записную книжечку, называемую «агенда», которая служила для записей танцев. Во время танца поговорить невозможно, а общаться с молодым человеком наедине не позволял этикет. Поэтому девушки старались овладеть «Языком  флирта и веера» 

Хозяин:

О чудо, тайна, волшебство,

Движенья ритм и музыки родство...

Наш праздник грации и красоты продолжит мазурка.

Танец Мазурка (Нижне-Иволгинская СОШ)

Музыка ведущих 

Хозяйка:

Ах , музыка старинная,

Как дивно ты звучала.

Как жаль, что не принцесса я

Того большого бала.

Грохочет бал , сияет бал,

Летают в косах ленты.

Повсюду музыка звучит

И шепот комплиментов.

Танец Падеграс (учащиеся СУЖИНСКОЙ СОШ))

Танец Контрданс (учителяНИСОШ) 

Музыка 3 разноголосица

Разноголосица. (учителя НИСОШ)

1) Карамзин первый на Руси начал писать повести, которые заинтересовали общество.

2) 1792 год – год рождения новой словесности написаны “Бедная Лиза” и “Наталья, боярская дочь”.

3) Эраст – начало образа лишнего человека, далёкий предшественник Онегина, Чацкого, Печорина.

4) Он называет себя первым русским писателем, а хочет научить нас нашему родному языку, которого мы не слышали...

Музыка ведущих 

Хозяин:

В быту “Бедная Лиза” отозвалась множеством маленьких Эрастов, бурей эмоций и слезами.

Здесь в воду бросилась Эрастова невеста, –

Никогда так много и так охотно не плакали.

Что же это за произведение, вызвавшее такую бурную реакцию. Давайте посмотрим маленькую инсценировку.

Музыка Бедная Лиза

Инсценировка отрывка из “Бедной Лизы (Учащиеся НИСОШ)

Эраст:"Ты продаешь их, девушка?"  

Лиза:"Продаю"

Эраст: "А что тебе надобно?"

Лиза:"Пять копеек? ".

Эраст:"Это слишком дешево. Вот тебе рубль".

Лиза: «Нет, я не  возьму рубля».

Эраст:"Для чего же?"

Лиза: «Мне не надобно лишнего".

Эраст: «Я думаю, что прекрасные ландыши, сорванные  руками  прекрасной девушки, стоят рубля. Когда  же ты не берешь его, вот тебе пять  копеек. Я хотел бы всегда покупать у тебя  цветы; хотел бы, чтоб ты рвала их  только для меня".

Музыка ведущих 

Хозяин:

Когда трепещут эти звуки

И дразнит ноющий смычок,

Слагая на коленях руки,

Сажусь в забытый уголок.

Звучит прекрасная мелодия скрипки.

Безусый юнкер чуть дыша,

Со спутницей кружится,

И бога молит про себя,

Чтоб вечно бал продлился.

Танец кадриль (Нижне-Иволгинская СОШ)

Музыка ведущих 

Хозяйка:

Замолк оркестр ,в окне рассвет…

И слуга гасят свечи,

Гостей развозят по домам

Красивые кареты.

Довольны все, и стар, и млад,

Вот будет разговоров,

Немного жаль, грядущий бал

Готовится не скоро!..

До новых встреч!

Хозяин:

Подходит к концу бал, посвященный творчеству Николая Михайловича Карамзина – личности удивительной для русской культуры! Писатель, крупнейший представитель русского сентиментализма; выдающийся филолог, блестящий литературный критик и публицист, редактор и переводчик; признанный патриарх отечественной историографии, – таков был Карамзин, таковы его заслуги перед нашей национальной культурой.

  Хозяйка:

Дорогие друзья, мы благодарим всех, кто посетил наш бал. А для торжественного завершения сегодняшнего вечера я приглашаю пары на вальс!

Танец Вальс Учителя