Педагогическая разработка

Лукина Галина Николаевна

Педагогическая разработка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подготовили:

 учитель – дефектолог:

Лукина Г.Н.

Инструктор по ФК:

Падалко О.С.

Сценарий квест - игры для детей и родителей

Спортивно интеллектуальный квест « Путешествие в страну физкультуры и знаний» 

Тема мероприятия: Золотые медали делаются не из золота, они делаются из пота, решительности и очень редкой смеси, которая называется  

« сила воли»

Время встречи: 16:00. 22 мая 2019г.

Место проведения: МАДОУ “Детский сад № 462 г. Челябинска»”

Категория участников: учитель – дефектолог; инструктор по физической культуре; воспитатели; родители и дети подготовительной к школе группы.

 Жюри: Заведующий МАДОУ ДС № 462; Зам зав по УВР; педагоги.

Цель квеста: повысить уровень компетентности родителей в вопросе игровых технологий в  коррекционно – развивающем процессе. Установление дружеских взаимоотношений между родителями, детьми и педагогами через форму квест-игры

Задачи:

1.     Познакомить родителей с новыми формами семейного досуга

2.     Развивать умение быстро принимать решение

3.     Создавать условия для выявления способностей у каждого члена семьи

Оборудование:

грамоты; подарки; конфеты на всех детей; музыкальное сопровождение, оборудование для музыкального сопровождения; воздушные шары; растяжки; самокаты; массажные мячики; конусы; коврики для перехода препятствий; мячи; скакалки; игрушки; чудесные мешочки с буквами; таблицы для игры: « Зачеркни буквы»обручи;

канат; кубик с разными цифрами.

Ход квеста:

«Здравствуйте, дорогие друзья! Мы рады приветствовать всех вас в этом зале. Мы начинаем новую  игру квест « Путешествие в страну физкультуры и знаний». В этой увлекательной игре у родителей  есть уникальная возможность ближе познакомиться со своими детьми и узнать о них много-много нового. А дети помогут родителям хотя бы ненадолго окунуться в волшебную страну – детство. Задача всего квеста собрать фразу целиком. Это будет ключом для получения приза.

Сегодня в нашей игре будут бороться 2 смелые семьи со своими детьми.

Представление семей-участников.

Девиз.

Название

«Визитка» 

Многоуважаемое и справедливое жюри поможет нам разобраться в этом непростом деле.

(Представление жюри)

У нас много заданий, но какое первое , нам поможет волшебный кубик.

Первым бросить кубик предоставляем  нашей заведующей М.К.

Игрушки в названии которых есть звуки С и Ш(матрешка,шишка,пушка, хлопушка,мишка,кошка,шашки, шкаф,шар,стол, стул,свисток, поросенок, грузовик, самолет, машина, скакалка, гармошка.

1. разминка

- ребенок отбивает на месте мяч

- ребенок делает ласточку

- мамы прыгают через скакалку

2. эстафета на самокатах

- ребенку перевезти по одному массажному мячу на самокате, огибая конусы.

- ребенку перевезти по одному массажному мячу на самокате, огибая конусы.

          - мама переносит мяч,  переходя с коврика на коврик

3. прыжки в длину

            последующий участник прыгает с того места, куда прыгнул  предыдущий

4. эстафета с мячом

- ребенок  на четвереньках прокатывает мяч головой до конуса

- ребенок  ведет мяч ногой до конуса

- мама отбивает рукой до конуса

5.перетягивание каната

1. «Угадай-ка!»

Родитель ( мама ) получает 5 карточек со словами, смысл которых он должен объяснить своему ребёнку, не называя при этом однокоренных слов, и не показывая его. Время для выполнения задания - 1минута. Жюри ведёт подсчет угаданных ребёнком слов.  

  1. пальто
  2. машина
  3. мороженное
  4. нос
  5. телефон
  1. зонт
  2. кольцо
  3. ягоды
  4. веник
  5. торт
  1. лиса
  2. нога
  3. снег
  4. коробка
  5. музыка
  1. палец
  2. мёд
  3. утро
  4. ключ
  5. чай

2. «Угадай сказку»

Каждая команда получает карточку с названием сказки. Семья должна показать понтамиму этой сказки зрителям. Жюри засчитывает балл той команде, чью сказку угадали зрители.

Сказки: «Репка», «Колобок».

3.Найди С и Ш (с игрушками)

В названии каких игрушек есть звук С и Ш.

4. «Физкультура» (собрать слово)

5. Зачеркни букву (сила и воля)

Игра «Так – не так» (со всей группой)

«Если я правильно скажу, то вы хлопайте, если нет, то топайте! А я буду вас запутывать (Карлсон все делает наоборот, чтобы запутать детей)

- Караси в реке живут (ХЛОПАЮТ)

-На сосне грибы растут (ТОПАЮТ)

-Любит мишка сладкий мед (ХЛОПАЮТ)

-В поле едет пароход (ТОПАЮТ)

-Дождь прошел – остались лужи (ХЛОПАЮТ)

-Заяц с волком крепко дружит (ТОПАЮТ)

-Ночь пройдет – настанет день (ХЛОПАЮТ)

-Маме помогать вам лень (ТОПАЮТ)

-Праздник дружно проведете (ХЛОПАЮТ)

-И домой вы не пойдете (ТОПАЮТ)

-Нет рассеянных средь вас (ХЛОПАЮТ)

- Все внимательны у нас! (ХЛОПАЮТ).

Финальный танец Музыкальная игра «Танцуем реп»

Награждение. Слово предоставляется жюри.

Семьям вручают грамоты «Самая дружная семья», «Самая ловкая семья». (Подарки)

Ведущий. Мы благодарим мам, и детей за активное участие в состязаниях и желаем всем отличного здоровья и будущих побед!



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 462 г. Челябинска»

454128, Челябинск, 250-летия Челябинска, 13б тел. 795-91-90, 795-67-10,  эл.адрес mdoukalin462@mail.ru

Мастер – класс

с участием родителей средней группы компенсирующей направленности

для детей с задержкой психического развития

21.04.2022

Тема: «Повышение компетентности родителей

 в организации игровой деятельности с ребенком»

подготовила

логопед-дефектолог

Лукина Г.Н.

г. Челябинск - 2022

Пояснительная записка

Важной и неотъемлемой частью работы по устранению речевых нарушений у детей является тесное взаимодействие логопеда- дефектолога и родителей. Малая осведомленность родителей в вопросах патологии и коррекции речи, недооценка ими раннего выявления речевых дефектов и своевременного воздействия на них, ложные, а порой и вредные установки в отношении речи детей, говорят о необходимости совместной работы на всех этапах коррекции. Поэтому в своей работе уделяю большое внимание сотрудничеству с родителями. Помощь родителей обязательна и чрезвычайно ценна. Потому что, во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка, и, во-вторых, только у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе живого, непосредственного общения со своим ребенком. Поэтому важно сознательное участие в этом процессе родителей.

Исходя из этого, я поставила цель совместной работы: формирование активной позиции родителей, привлечение их внимания к процессу коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями.

Задачи

- повысить уровень педагогической компетентности родителей в вопросах профилактики речевых нарушений у дошкольников и побудить желание заниматься с ребенком в домашних условиях.

- создавать благоприятный климат в семье, бережное и щадящее отношение к речевому развитию ребенка;

- активизировать педагогический потенциал родителей.

-обучать родителей конкретным приемам педагогической работы.

Работа с родителями ребенка, имеющего речевые нарушения  — достаточно сложный процесс, поскольку не всегда речевые проблемы ребёнка воспринимаются родителями адекватно. Можно условно разделить родителей детей с речевыми нарушениями на две категории:

- родители,  которые предъявляют  повышенные требования к речи ребенка.

- родители, которые не обращают внимания на  нарушения речи, игнорируют рекомендации логопеда - дефектолога закреплять изученный материал в домашних условиях.

Часто родители самоустраняются от образовательного процесса, объясняя это нехваткой времени и  педагогических знаний в вопросах развития речи детей.  Педагог должен помочь родителям увидеть актуальную проблему ребенка, убедить в необходимости закреплять изученный материал в домашних условиях, ознакомить с приемами обучения и развития речи. Ведь от того насколько подготовленным придет малыш в первый класс, зависит его дальнейшее обучение.

Федеральные образовательные стандарты дошкольного образования ориентирует педагогов ДОУ на необходимость участия родителей в реализации программы, в создании условий для своевременного полноценного развития ребёнка дошкольного возраста.  Родители должны стать активными участниками образовательного процесса, всех педагогических проектов, независимо от тематики и доминирующей деятельности

Чтобы родители помогали детскому учреждению, их надо «впустить» в него. Руководствуясь этим принципом и девизом «Родитель – не гость, а полноправный член команды ДОУ» логопед-дефектолог должен строить свое общение с родителями. Сейчас нет строгой регламентации работы с родителями, поэтому каждый дефектолог может выбирать самостоятельно проблемы, интересующие родителей и освещать их в удобной для него форме. Тем не менее, работа логопеда- дефектолога с родителями детей определена как обязательная и входит составной частью в программы обучения и воспитания.

Таким образом, можно сделать выводы о том, что роль родителей в процессе речевого развития ребенка неоспорима. Объединение усилий логопеда- дефектолога и родителей в коррекционной работе позволяет стать более компетентными в вопросах развития речи, осознанно и действенно участвовать в процессе коррекции речи детей и их воспитании.

Цель мероприятия:

Привлечение внимание родителей к доступным методам профилактики и коррекции речевых нарушений.

Задачи мероприятия:

- познакомить родителей с разнообразными методами и приёмами, которые оказывают положительное воздействие на речевое развитие детей;

- повысить грамотность родителей в области развивающей и коррекционной педагогики;

- пробудить в них интерес и желание участвовать в воспитании и развитии своего ребенка.

Оборудование: простые карандаши, бумага А-4 для рисования, волшебные коробочки, анкеты для родителей, индивидуальные зеркала, коктельные  трубочки, пластиковые стаканчики, музыкальные инструменты, игрушки, картинки, цветная вата, перышки, мыльные пузыри, чупа-чупс на каждого родителя, игры на слоговую структуру слова, памятки.

Практическая значимость: данный мастер-класс может быть интересен воспитателям и педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста.

Прогнозируемый результат мастер-класса:

  • получение родителями представления о коррекции речевых нарушений
  • внедрение в образовательный процесс родителей в процессе речевого развития ребенка.

Сценарий мастер - класса

I. Организационный момент:

Логопед-дефектолог: - Добрый вечер, уважаемые родители! Я рада вас видеть!

Сегодня я проведу с Вами  мастер – класс. Познакомлю вас с разнообразными методами и приёмами, которые оказывают положительное воздействие на речевое развитие детей.

И вот вам первое задание: В течение 2-3 минут обведите свою ладонь на листе бумаги и на каждом пальце напишите ответ на вопрос: «Что я ожидаю от данного мастер – класс?»

У    нас на столе волшебные коробочки и звезды по номерам.

Кто желает первый вытянуть звезду?

  1. Артикуляционная гимнастика.
  2. Пальчиковая гимнастика.
  3. Дыхательная гимнастика.
  4.  Слушаем звуки.
  5. Слоговая структура слова.

1.Волшебная коробочка «Артикуляционная гимнастика»

Чтоб ясно быстро, четко

И легко заговорить

языком придется много

И активно шевелить.

Неотъемлемой и очень важной частью логопедической работы является артикуляционная гимнастика.

Для того чтобы звукопроизношение было чистым, нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, мягкое небо. Так как все речевые органы состоят из мышц, то, следовательно, они поддаются тренировке.

Можно придумывать сказочные истории, которые помогут детям справиться с некоторыми речевыми трудностями. Обыгрывая их вместе с детьми, мы видим, что постановка звуков проходит быстрее, а дети проявляют живой интерес даже при выполнении очень трудных артикуляционных упражнений.
- А сейчас предлагаю всем вместе проделать небольшую артикуляционную гимнастику

 «Язычок гулять собрался»

Возьмите зеркало, посмотритесь в него и познакомьтесь с нашим помощником - веселым Язычком.

(раздаются зеркала, далее родители, глядя в зеркала, выполняют упражнения по показу логопеда).

Язычок гулять собрался

открываем рот и показываем язык

Он умылся

проводим быстро язычком по губам

Причесался

несколько раз проводим язычком между верхними и нижними зубами, высовывая его

На прохожих оглянулся

круговые движения язычком по губам

Вправо, влево повернулся

язычок высовываем вправо и влево

Вниз упал

язычок высовываем вниз

Наверх полез

высовываем наверх

Ам, и в ротике исчез

прячем язычок в ротик

(показ слайдов артикуляционной гимнастики с пояснениями логопеда о правильности выполнения упражнения)

«Сладкая зарядка» (упражнения с чупа-чупсом).

 Вы, наверное, удивитесь, но круглый сладкий чупа-чупс — отличный логопедический тренажер. Разверните леденцы и давайте немного поиграем.
Сожмите чупа-чупс губами и попробуйте его удержать 5-10 секунд.
Удерживая чупа-чупс губами, попробуйте подвигать палочкой сначала сверху — вниз, затем из стороны в сторону.
Приоткройте рот, губы разведены в улыбку, сделайте чашечку, положите в чашечку чупа-чупс и попробуйте удержать леденец только языком.
Поднимите широкий язык к небу, прижать чупа-чупсом «грибок» к небу.
Двигайте леденцом по средней линии языка от кончика к корню и обратно 5-10 раз.

Нельзя говорить ребенку, что он делает упражнение неверно, — это может привести, к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким»), подбодрите («Ничего, твой язычок обязательно научиться подниматься кверху»). В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка, для этого вы можете проявить свою фантазию и обратить артикуляционную гимнастику в сказку. Вы можете использовать специальную тематическую литературу, которая будет отличным подспорьем в работе, сделает ваши занятия интереснее, веселее.

2.Волшебная коробочка «Пальчиковая гимнастика»

Педагог: 

Много могут пальчики-озорные  мальчики:

Могут карандаш держать, чтоб картинки рисовать,

Могут пальчики лепить, из бумаги птиц сложить,

Человечков, дом, зверей. Поиграем поскорей!

О пользе пальчиковой гимнастики наверно наслышаны все. В настоящее время много говорят о зависимости между точным движением пальцев рук и формированием речи ребенка. Поэтому очень, полезно делать ребенку массаж кистей рук, также пальчиковые игры и пальчиковую гимнастику.

Пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но прелесть их еще и в том, что они мгновенно переключают внимание ребенка с капризов или нервозности на телесные ощущения – и успокаивают.

Дети очень любят ритмически организованную речь, поэтому незамысловатые стихи или сказки не только будут способствовать развитию речи, но и доставят им особую радость:

Я предлагаю вам тоже выполнить пальчиковую гимнастику

Пальчиковая гимнастика «Блины»

Мама нам печет блины.

Очень вкусные они.

Встали мы сегодня рано.

И едим их со сметаной.

психологический портрет ребёнка, имеющего речевую патологию?

(дискуссия родителей)

Дефектолог: (подводит итог дискуссии родителей)

 Неполноценная речевая деятельность негативно влияет на все сферы личности:

- затрудняется развитие познавательной деятельности;

- снижается продуктивность запоминания;

- повышенной утомляемостью;

- дети с трудом овладевают мыслительными операциями;

- нарушается практически все формы общения и межличностного взаимодействия;

- существенно тормозится развитие игровой деятельности, имеющее ведущее значение для общего психического развития и становление личности ребенка.

Поэтому для повышения эффективности системы профилактики и коррекции речевых нарушений необходимо, чтобы она осуществлялась в сотрудничестве несколькими специалистами: логопедом, психологом, а также включения в работу педагогов ДОУ и родителей.

Основные направления работы по профилактике речевых нарушений:

- развитие артикуляционной моторики;

- развитие мелкой моторики;

- развитие речевого дыхания;

- формирование фонематического слуха.

В результате систематической работы по выше перечисленным направлениям у детей происходит:

- улучшение памяти, внимания, мышления;

- улучшение общего эмоционального состояния;

- повышается работоспособность, уверенность в себе;

- стимулируются двигательные функции;

- снижается утомляемость;

- развивается дыхательный и артикуляционный аппарат;

- стимулируется речевая функция;

3.Волшебная коробочка «Дыхательная гимнастика»

Дефектолог:

Тихо носиком вдохни,

Руки к плечикам тяни!

Руки плавно распрями,

«Фи»,-  на выдох протяни!

Руки вверх поднимай,

Тихо носиком вдыхай.

Плавно руки опусти,

«Фе»,- на выдох протяни.

Очень благотворно влияют игры и игровые упражнения для развития речевого дыхания. Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает ясную дикцию и чёткое произношение звуков. Все эти упражнения помогут достичь плавного выдоха и быстрее освоить трудно произносимые звуки. При выполнении упражнения необходимо воздух набирать через нос, плечи не поднимать. Выдох должен быть длительным, плавным. Необходимо следить, чтобы не надувались щёки (на начальном этапе можно прижимать их ладошами). Не переусердствуйте! Достаточно 3-5 повторений. Многократное выполнение таких упражнений может привести к головокружению.

Полезно ежедневно выполнять с детьми дыхательные упражнения и игры. Дуть на легкие шарики, бумажные полоски, играть на музыкальных инструментах, дуть на привязанные к ниточке ватные палочки, бумажные игрушки, сдувать их со стола, ладошки.

- Я предлагаю вам некоторые игры и упражнения для развития правильного речевого дыхания у детей.

(родители выполняют упражнения, используя предложенное оборудование)

Упражнения для речевого дыхания

  1. Сдуть бабочку с кончика носа.
  2. Буря в стакане. Берем два пластмассовых прозрачных стаканчика. В один наливаем много воды, почти до краев, а в другой наливаем чуть-чуть. Предлагаем ребенку поиграть в "бурю в стакане" с помощью трубочек для коктейля. Для этого в стаканчик, где много воды нужно дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды - можно дуть сильно. Задача ребенка так играть, чтобы не пролить воду.
  3. Надуем шарик, не раздувая щеки.
  4. Вертушка, губы.

4.Волшебная коробочка «Слушаем звуки»

Логопед-дефектолог:

Жизнь была бы страшно скучной

Если б жизнь была беззвучной.

Как прекрасно слышать звук.

Шум дождя и сердца стук!

Мы кричим, смеемся, дышим.

Мы слова и мысли слышим.

Слышим даже тишину,

Мир без звуков был бы грустный.

Серый, скучный и «невкусный».

Умение сосредотачиваться на звуке – развивает слуховое внимание.

Маленький ребенок не умеет сравнивать звуки, но его можно этому научить. Цель игр на развитие фонематического слуха - научить ребенка слушать и слышать.

Фонематический слух – способность воспринимать звуки речи, фонемы, благодаря которым осуществляются различения слов, близких по звучанию. Хорошо развитый фонематический слух обеспечивает правильное формирование звукопроизношения, четкое и внятное произношение слов в соответствии с общепринятыми нормами.

Для развития фонематического слуха с детьми проводят различные игры и упражнения, в которых нужно выделить слова с заданными звуками из фраз, небольших стихотворений или подобрать слова с заданным звуком.

И начнем мы с вами играть именно с этих игр:

- на развитие фонематического слуха и слухового внимания.

Очень важно учить ребенка, прислушиваться к окружающим его звукам, отличать на слух разные звуки (неречевые и речевые).

Предлагаю поиграть в одну из них.

Игра «Угадай звук?» (музыкальные инструменты.)

Релаксация.

Нарисуем музыку. В конце мастер класс, если родители  не устали.

Итог.

И в заключение  мастер класс, представьте, что сегодняшний день вы провели в ресторане и теперь директор ресторана просит вас ответить на несколько вопросов:

– Я съел бы еще этого…

– Больше всего мне понравилось…

– Я почти переварил…

– Я переел…

– Пожалуйста, добавьте…

Кто готов к общению с директором ресторана?

Молодцы, вы прекрасно справились со всеми заданиями.  Используйте различные игровые  приемы, и перед вами в полной мере раскроется неиссякаемый источник детской фантазии. Я думаю, что теперь вы можете ответить на вопросы, поставленные в  начале мастер класс. Спасибо за внимание.

Заключительная часть

Уважаемые родители, я продемонстрировала вам вариативность использования в своей работе разнообразных методов и приёмов для развития речи детей. Данные приёмы я использую в своей работе и могу с уверенностью сказать, что они оказывают положительное воздействие на речевое развитие, у детей повышается работоспособность, улучшается качество образовательного процесса.

Хочется поблагодарить всех за активное участие. И в заключение нашей встречи уважаемые родители хочу дать вам еще несколько советов о том, как правильно организовать речевое общение с ребенком дома (памятки).

Надеюсь, что наша встреча не прошла для вас даром.

Памятка для родителей.

Часто одной из причин речевых нарушений у детей является отсутствие информации у родителей о том, как правильно организовать речевое общение с ребенком.

Отрицательно могут сказаться на речевом развитии ребенка:

-речевое общение взрослого, оторванное от реальной жизни ребенка, от его деятельности;

-побуждение ребенка к заучиванию длинных, сложных стихотворений;

-обучение, которое основывается на словах, а не на практике;

Обращенная к ребенку речь взрослого, которая изобилует сложными, непонятными для ребенка словами, а также длинными, пространными объяснениями.

Положительно влияют на развитие речи ребенка:

 -правильная, хорошо интонированная речь взрослого, привязанная к определенной ситуации общения и предметно-практической деятельности, доступной ребенку;

 - специально организованная взрослым диалогическая последовательность обмена репликами, когда вопрос, заданный ребенку, содержит подсказку правильного ответа, модель его построения, необходимые для этого лексические единицы в правильной грамматической форме;

 - корректная, уважающая личность ребенка форма предъявления ему замечаний и рекомендаций по исправлению речевых ошибок;

 - речевое общение, ориентированное на практическое взаимодействие взрослого с ребенком во время прогулок и игр.

Успехов Вам радости общения с детьми!

Список литературы

1. Н.Г.Алтухова «Научитесь слышать звуки». СПб.: Издательство «Лань», 1999.— 112 с. - (Учебники для вузов. Специальная литература

2. Крупенчук О.И Научите меня говорить правильно! – Санкт – Петербург: Издательский дом «Литера», 2006 г.

3. Краузе Е.Н. Логопедия. Логопедические занятия с детьми раннего и младшего возраста. Издательство: Корона – Принт , 2008 г.

4. Стребелева Е.А. Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением центральной нервной системы в группах кратковременного пребывания: Методическое пособие - 2-е изд. – М.: Издательство «Экзамен», 2004 г

5. Фомичёва М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения: Практикум по логопедии. – М.: Просвещение, 1989 г.

6. В.Цвынтарный «Играем, слушаем, подражаем – звуки получаем». Издательство: Центрполиграф 2005г.

7 . Т.Б.Филичева, Т.В.Туманова «Формирование звукопроизношения у дошкольников» Учебный комплект по логопедии. / Под ред. Профессора Т.Б.Филичевой - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001

Игра «Волшебные баночки» (рассчитана на детей в возрасте от 3 до 6 лет. Во время игры происходит обучение и закрепление полученных навыков. В основе этой игры лежит выделение одинаковых по звучанию баночек, из 12 баночек лишь 2 имеют одинаковое звучание, таким образом, выделяется 6 пар

- на развитие фонематического восприятия (различение одинаковых по высоте, силе, тембру, звукокомплексов) Игры «Три медведя», «Как семья разговаривает»)

Мы попросим сундучок:

"Раз, два, три, четыре, пять!
Дать орехи поиграть!"
И появятся для нас
Орехи в сундучке сейчас!

Большую часть времени вы проводите на кухне. Вы заняты приготовлением ужина. Малыш крутится возле Вас и просит поиграть. В какие же игры можно поиграть с ребенком на кухне?

6. «Что бывает мягким?» (твердым, кислым, сладкими, длинным, острым, вкусным, синим, квадратным т.д.) Начните игру словами:

Мягким может быть…хлеб, подушка, шапка и т.д.

Кислым может быть…лимон, варенье, лекарство и т.д.

Острым может быть…нож, перец, соус и т.д.

7. «Что будет если…» Вы задаете вопрос, а ребенок отвечает.

Что будет, если я пролью чай на стол?

Что будет, если я буду играть с мячом на кухне?

Что будет, если я не помою посуду?

8. «Что можно делать …»

Что можно делать с водой? (пить, умываться, чистить зубы, стирать белье, мыть посуду, поливать цветы ит.д.)

Или: Залезать можно на шкаф, залезать можно на кровать, а еще…

Пить можно воду, пить можно молоко, сок, а еще...

Или: Чай пьют, а печенье… едят.

На кровати лежат, а на стуле ...

Рубашку шьют, а шарф …

Котлеты жарят, а суп…и т. д.

 9. «Кто что делает?»

Солнышко светит, а еще …сияет, греет

Машина едет, а еще … гудит, светит

Кошка бегает, а еще … ходит, пьет, спит

Или называете два предмета или живых существа. Ребенок должен назвать общее для них действие:

И лягушка, и зайчик … прыгают.

И птица, и муха ...летают.

И снег, и лед … тают.

Или много предметов на одно действие:

Светит - солнышко, лампа, фонарь, фара, а еще …

Едет - машина, поезд, велосипед, …

Тает - мороженое, лед, …

Коротать вечера и засыпать можно, читая сказку или играя лежа на кровати.



Предварительный просмотр:

20.04.2022г.

Подготовила:

 учитель – дефектолог:

 Лукина Г.Н.

Конспект подгруппового  занятия по ознакомлению с окружающим миром

 и развитию речи в средней группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития по теме:  «Космос»

Цель – закрепить знания детей по теме: «Космос».

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

Дать понятие о космосе.

Сформировать представления о планетах и звездах солнечной системы. (Солнце, Земля)

Коррекционно-развивающие: 

Развивать познавательную активность, любознательность, коммуникативные навыки;

Развивать психические процессы;

Развивать артикуляционную, мелкую и общую моторику.

Коррекционно-воспитательные:

Воспитывать интерес к окружающему миру.

Активизация словарного запаса: солнце, космос, звезды, луна, ракета, космонавт, телескоп.
Демонстрационный материал: иллюстрации, музыка. Игрушка Ракета. Волшебная коробочка с прищепками и солнцем.
Раздаточный материал: разрезные картинки ракеты для каждого воспитанника, звезды для игры, прищепки- лучики для каждого воспитанника, ракеты, для дыхания на каждого ребёнка, коктельные палочки, тренажеры (массажные мячики) на каждого ребенка, зеркала на каждого ребенка.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, книг, пальчиковая гимнастика по теме.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

К нам пришли гости, скажем, доброе утро и всем улыбнемся.

Знакомство с темой занятия.

Учитель-дефектолог: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в космическое путешествие. Нас ждут приключения и необычные задания.

Загадка: Светит, сверкает, всех согревает, что это?

Правильно, ребята это солнце. И сегодня оно к нам заглянуло в группу

Давайте подарим солнышку лучик и расскажем, как оно нам необходимо, как мы его любим. 

Учитель-дефектолог  показывает детям круг жёлтого цвета и предлагает им подарить лучик солнышку, выполнив перед этим задание:

Упражнение: «Какое солнышко»

  • Солнышко, какого цвета?
  • Солнце, какой формы?
  • Солнце жёлтое.
  • Солнце ласковое.
  • Солнце горячее.

Учитель-дефектолог:  Педагог переворачивает круг с прищепками, на другой стороне круга нарисовано улыбающееся солнце. Ребята, посмотрите, как солнышко радуется. Наше солнце останется с нами.

Чистоговорка: Да, да. Да, солнце наша Звезда. (Дети повторяют несколько раз)

Дети располагаются за столами.

Учитель-дефектолог представляет вниманию детей наглядный материал картину: «Космос»

Учитель-дефектолог: Космос – это огромное пространство. В космосе живут много разных звезд и планет. Посмотрите, какие они разные. Есть планеты огромные, а есть поменьше; есть планеты непохожие на другие; на одних планетах очень холодно, а на других – жарко.

(Картина солнце и планеты)

И среди этих планет есть наша с вами родная планета,  Земля. (Картина планета Земля)

  Здесь живет множество разных людей, животных, птиц, насекомых. И мы с вами. 

Чистоговорка: Ля, ля, ля  планета Земля. (Дети повторяют несколько раз)

А ещё в космическом пространстве можно встретить разные объекты.

Давайте отгадаем, какие же:

  • А над нами, а над нами

Луг с волшебными цветами.

Золотистые Цветы

Расцвели средь темноты, звезды(Картинка звезд)

Физминутка.  Игра «Кто быстрее соберет звезды»

Дефектолог: Вот видите сколько звезд. Давайте соберем подарки. Я считаю до 5-ти, а вы собирайте эти звезды (на полу рассыпаны звезды). Итак, готовы? Начали! 1-2-3-4-5. Стоп! Считаем, сколько звезд вы насобирали.

  • Освещает ночью путь,
    Звездам не дает заснуть.
    Пусть все спят, ей не до сна,
    В небе светит нам…
    (Луна-Картина)
  • На корабле воздушном,

Космическом, послушном,

Мы, обгоняя ветер,

Несемся на … ракете (картина)

Игра: « Разрезная картинка» (собирают дети индивидуально на ковре)

  • Человек сидит в ракете.

Смело в небо он летит,

И на нас в своем скафандре

Он из космоса глядит, космонавт (картина)

 Космонавт. Гимнастика, артикуляционная гимнастика, массаж ладошек.

Учитель-дефектолог:  Космонавты каждый день закаляют свой организм – делают зарядку, умываются холодной водой, разминают все мышцы. Давайте и мы сделаем зарядку.

Мы встали – солнышко восходит.

Ложимся спать - луна встает.

А с нею звездочки приходят.

И ночью водят хоровод.

(дети выполняют движения в соответствии с текстом)

Артикуляционная гимнастика.

Учитель-дефектолог: 

Все космонавты говорят четко и внятно, а помогают им в этом упражнения для языка.

  • Улыбка;
  • Часики;
  • Качели;
  • Лошадка.
  • Пальчиковая гимнастика (массаж):

Учитель-дефектолог: Космонавты тренируют пальцы рук с помощью специальных тренажеров: 

Массаж ладоней и пальцев рук массажными мячиками повторяя стихотворение:

В темном небе звезды светят,

Космонавт летит в ракете.

День летит и ночь летит

И на землю все глядит.

Видит сверху он поля

Горы, реки и моря.

Видит он весь шар земной,

Шар земной - наш дом родной.

Игра «Один – много» (дети передают ракету)

Планета-планеты. Звезда - звезды. Ракета - ракеты. Космонавт – космонавты.

Игра: «Куда прилетела ракета»

Куда прилетела ракета? На  пол, на шкаф, под стол, в коробку

При ответе ребенка обращаю внимание на правильное употребление

предлогов. (на, в, под). Потом дети управляют ракетой.

 Заключительная часть занятия.

Учитель-дефектолог: Наше космическое путешествие подошло к концу и нам пора возвращаться в детский сад.

  Дыхательная гимнастика: « Запускаем ракеты»

(Даю детям ракеты, чтобы в группе выполняли дыхательную гимнастику, запуск ракеты.)

Игра «Летает - не летает»

А теперь давайте поиграем с вами в одну игру.

Я называю слово, а вы думаете, может это летать или нет. Если это летает, вы поднимаете руки, если не летает - вы не поднимаете.

- Самолет летает? … Летает.
- Стол летает? … Не летает.
- Козел летает? … Не летает.
- Орел летает? … Летает.
- Пулемет летает? … Не летает.
- Вертолет летает? … Летает.
- Ласточка летает? … Летает.
- Бегемот летает? … Не летает.
- Воробей летает? … Летает.
- Цыпленок летает? … Не летает

В космосе мы побывали (кулачки-ладошки)

И планеты увидали.

А, теперь детвора, (колечки)

Возвращаться нам пора. 1,2,3,4,5 – вот и в группе мы опять! (соединяем пальцы, начиная с большого).

  • Работа с разрезными картинками
  • Л: Нам  пора нам возвращаться на Землю. А чтобы попасть туда, мы должны  составить  из частей космические корабли. (Дети работают с разрезными картинками). Что ты составил?
  • Л: Молодцы: полетели дальше со мной.

План.

  1. Солнышко. (в кругу)
  2. 2.Космос –это огромное пространство.
  3. Гимнастика.

4.Упражнения для языка.

5.Специальные тренажеры.

6.Игра со звездами.

7.Ракета из геометрических фигур

8.Пальчиковая гимнастика

9.Дыхательная гимнастика

Итог

 Игра «Летает-не летает», планета «Земля» (слайд 12)

Вот мы и попали с вами на последнюю планету. Вы ее прекрасно знаете. Это  планета «Земля» — третья планета от Солнца. Здесь живет множество разных людей, животных, птиц, насекомых. И мы с вами.

А теперь давайте поиграем с вами в одну игру.

Л: Я называю слово, а вы думаете, может это летать или нет. Если это летает, вы поднимаете руки, если не летает - вы не поднимаете.  Но будьте очень внимательны, так как я вас буду путать.

- Самолет летает? … Летает.
- Стол летает? … Не летает.
- Козел летает? … Не летает.
- Орел летает? … Летает.
- Пулемет летает? … Не летает.
- Вертолет летает? … Летает.
- Ласточка летает? … Летает.
- Бегемот летает? … Не летает.
- Воробей летает? … Летает.
- Цыпленок летает? … Не летает.

Дефектолог: Молодцы! Вы знаете, что летает, а что не летает. А теперь все закройте глазки, на счет три вы их откроете. Раз, два, три. Вот мы и оказались с вами в нашей группе

Как вы думаете, для чего светит Солнышко? (Чтобы было светло и тепло).

Как солнце влияет на растения, на животных? (Они радуются солнцу, растут).

Как солнце светит в разное время года? (По разному, летом много солнца, зимой его практически не видно).

Давайте подойдем к временам года.

 Ребята, сегодня мы с вами отправимся в космическое путешествие. Нас ждут приключения и необычные задания.

Светит, сверкает, всех согревает, что это?

Правильно, ребята это солнце.

Учитель-дефектолог  показывает детям круг жёлтого цвета и предлагает им подарить лучик солнышку, выполнив перед этим задание:

(Дети каждый прищепку прицепляет к солнышку и говорит, какое солнышко)

- Круглое;

-Желтое;

- Горячее;

-Ласковое.

Если не отвечают, задаю вопросы.

  • Солнышко, какого цвета?
  • Солнце, какой формы?
  • Солнце жёлтое, как… одуванчик, цыпленок, лимон.
  • Солнце ласковое, как… мама, бабушка, ветерок.
  • Солнце горячее, как…. печка, рукавички, свитер, огонь, костер.

Учитель-дефектолог: Ребята, давайте посмотрим, понравилось ли Солнышку, как вы старались. (Педагог переворачивает круг с прищепками, на другой стороне круга нарисовано улыбающееся солнце). Ребята, посмотрите, как солнышко радуется. Наше солнце останется с нами.