Выступления

Лукина Галина Николаевна

«От того, как прошло детство,
кто вёл ребенка за руку в детские годы, 
что вошло в его разум и сердце
из окружающего мира — от этого
в решающей степени зависит, каким
человеком станет сегодняшний малыш»
В. А. Сухомлинский

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Повышение компетентности родителей в организации проектной деятельности в работе с детьми ОВЗ

Еще В.А. Сухомлинский подчеркивал, что задачи воспитания и развития будут успешно решены в том случае, если педагоги будут поддерживать связь с семьей и вовлекать ее в свою работу.

И сегодня закон «Об образовании» и федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяют «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка» как одну из основных задач, стоящих перед педагогами. Сотрудничество семьи и учителя-дефектолога становится все более востребованным, педагоги ищут новые точки взаимодействия, инновационные формы работы с родителями, которые бы обеспечивали решение проблемы каждого ребенка и семьи индивидуально.

Документ ориентирует на взаимодействие с родителями: родители должны участвовать в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребёнка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности.

Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто наблюдателями.

   Чтобы родители помогали детскому учреждению, их надо «впустить» в него. Руководствуясь этим принципом и девизом «Родитель – не гость, а полноправный член команды ДОУ» учитель-дефектолог должен строить свое общение с родителями.

В глоссарии ФГОС «компетенция»  определяется как «совокупность определенных знаний, умений и навыков, в которых человек должен быть осведомлен и иметь практический опыт работы», а «компетентность» - это «умение активно использовать полученные личные и профессиональные знания и навыки в практической или научной деятельности

Зачастую, в беседе с родителями детей с ОВЗ, при сборе анамнеза ребенка, сталкиваешься с недостаточной родительской компетентностью: в знании особенностей развития ребенка в дошкольном возрасте, своевременном посещении консультаций специалистов, правильным выбором средств и условий развития детей с ОВЗ дошкольного  возраста.

Ребенок с ОВЗ нуждается в непрерывном, системном подходе развития. И, конечно, центральное место этого процесса является семья.

С целью повышения компетентности родителей мы практикуем следующие формы работы с семьей:

  1. Совместные мероприятия
  2. Мастер классы
  3. Проектная деятельность

Проектная деятельность - это одна из эффективных форм работы для передачи опыта обучения и воспитания.

С 1 по 10 слайды- обзор разных проектов
О проектной деятельности написано немало книг, но лучше один раз увидеть…Поэтому я расскажу и покажу на конкретном примере. Самый любимый проект назывался «Волшебная коробочка» 
8-9
 слайды- описание проекта «Волшебная коробочка» 

Участниками проекта «Волшебная коробочка» стали дети старшей группы ОВЗ, их воспитатели, родители, а также специалисты ДОУ (дефектолог, музыкальный руководитель, психолог, логопеда и дефектологи ДОУ)

Проект  осуществлялся в старшей группе детей с ОВЗ МАДОУ ДС № 462 в течение 6 месяцев, то есть он являлся длительным проектом.

Тип данного проекта: социально-образовательный.

Цель проекта: привлечение внимание родителей к доступным методам профилактики и коррекции речевых нарушений.

Задачи проекта:

познакомить родителей с разнообразными методами и приёмами, которые оказывают положительное воздействие на речевое развитие детей;

- повысить грамотность родителей в области развивающей и коррекционной педагогики;

- пробудить в них интерес и желание участвовать в воспитании и развитии своего ребенка.

  • В ходе реализации проекта нами были выделены следующие этапы: 

1)Этап постановки цели нашего проекта.

2)  Вовлечение  родителей в решение проблемы.

3)  Обсуждение ее с родителями.

 4) Творческий поиск – включал в себя обсуждение плана со специалистами детского сада – музыкальным  работником и педагогом-психологом. Они составили перспективные планы работы с детьми в рамках проекта.

   К работе над проектом «Волшебная коробочка» нами также были привлечены и логопеды и дефектологи, вместе с ними был проведен мастер-класс «Создание универсальной коробочки» по развитию речи

5) Основной. В него вошли занятия, игры. На этом этапе активную роль была отведена родителям (они изготавливали коробочки, кто-то вязал, кто-то клеил, все родители принимали активное участие) 

6)  Планирование основного события нашего  проекта. Это семейный праздник, в котором родители  принимали  самое  непосредственное  участие, награждение победителей в конкурсе коробочек.

7) Подведение итогов проекта-( рефлексия-  анализ).

С 10 по 17 слайды- иллюстрации к проекту

Заключение

Метод проектов актуален и эффективен, он развивает познавательную активность, исследовательское мышление, коммуникативные и практические навыки ребенка-дошкольника, способствует успешному переходу к следующей ступени обучения.

Привлечение родителей к участию в жизни детского сада и группы  позволило объединить усилия для развития и воспитания детей и осуществить взаимопомощь при решении возникающих проблем. Родителям при этом полнее открылась жизнь ребенка в детском саду. Мы  смогли вовлечь их в педагогический процесс и сделать участниками всех проводимых мероприятий и, надеюсь, дальнейших проектов.

Спасибо за внимание!