ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ


Предварительный просмотр:

Темы итогового сочинения по литературе 2018-2019. НАПРАВЛЕНИЕ ДОБРОТА И ЖЕСТОКОСТЬ 


100 тем для подготовки к итоговому сочинению.

1.   В чем причины жестокости? 
2.Чем опасна жестокость?
3.Раскройте смысл слов Мелихана: «Доброта бывает разной: глупой, умной, хитрой и даже злой». 
4.Чем опасна жестокость к близким людям?
5.Согласны ли Вы слова Л.Н. Толстого: «Движение к добру человечества совершается не мучителями, а мучениками»?
6.Как вы считает, жестокость-врожденное или приобретенное качество?
7.Как Вы понимаете слова Дж. Лондона: «Кость, брошенная собаке, не есть милосердие. Милосердие — это кость, поделенная с собакой, когда ты голоден не меньше её»?
8.Что значит истинная доброта?
9.Согласны ли вы с утверждением Брауна: «С помощью сострадания мы превращаем чужое несчастье в своё собственное и, изживая его, оживаем сами»?
10.Может ли добрый человек проявлять жестокость?
11.Согласны ли Вы с утверждением Ницше: «Есть много жестоких людей, которые лишь чересчур трусливы для жестокости»?
12.Может ли жестокий человек проявить доброту?
13.Согласны ли Вы с утверждением Вольфрома: «Делать добро легче, чем быть добрым»?
14.Существует ли абсолютная доброта?
15.Как вы понимаете высказывание Левиса: «Редкость золота заставила изобрести позолоту; точно также мы заменили доброту вежливостью, имеющую её наружность, а добродетель — честью, имеющую её блеск»?
16.Как связано понятие доброта с отзывчивостью?
17.Как Вы понимаете высказывание слова Вовенарга: «Жестче всего тот, кто мягок из корысти»?
18.Как связаны понятия жестокость и равнодушие?
19.Согласны ли вы с мнением Бичера: «Поддержать добрым словом человека, попавшего в беду, часто так же важно, как вовремя переключить стрелку на железнодорожном пути»?
20.Может ли добрый человек быть равнодушным?
21.Как Вы понимаете слова Толстого: «Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь всегда себе»?
22.Как человеку воспитать в себе доброту?
23.Чем опасна показательная доброта?
24.Согласны ли вы с тем, что «чрезмерная власть всегда порождает жестокость»? (Рей)
25.Может ли доброта быть неискренней?
26.Может ли жестокий человек измениться?
27.Согласны ли Вы с тем, что «жестокосердные люди не могут верно служить великодушным идеям» (Гюго)

 
28.Может ли внешне жестокий человек быть добрым в душе?
29.Как вы понимаете значение словосочетания «корыстная доброта»?
30. Согласны ли вы с утверждением Ариосто: «Жестокость — это порождение злого ума и часто трусливого сердца»?
31.Может ли доброта навредить?
32.Согласны ли вы со словами Гюйо: «Нет возможности всем делать добро, но в отношении ко всем можно проявлять доброжелательность»?
33.Как отношение к животным характеризует человека?
34.Как Вы понимаете слова Б. Шоу: «Злодеяния остаются злодеяниями даже, если происходят в лабораториях и называются медицинскими исследованиями.»
35.Может ли доброта быть избирательно?
36.Как Вы понимаете слова Б.Шоу: «"Когда человек убивает тигра мы называем это спортом, когда тигр убивает человека – жестокостью»?
37.Когда в душе человека может наступить конфликт добра и зла?
38.Согласны ли вы с высказыванием Бернардена: «Жестокое обращение с животными есть только первый опыт для такого же обращения с людьми»?
39.Как понятие «жестокость» связано с понятием «зла»?
40.Может ли безжалостный человек быть счастливым?
41.Согласны ли Вы с утверждением Дизраэли: «Величайшее добро, какое ты можешь сделать для другого, это не просто поделиться с ним своими богатствами, но и открыть для него его собственные богатства»?
42.Можно ли оправдать жестокость?
43.Нужно ли делать добро против воли человека?
44.Всегда ли творить добро нужно тогда, когда тебя просят?
45.Нужно ли проявлять доброту в врагам?
46.Что значит быть жестоким по отношению к себе?
47.Согласны ли Вы с утверждением Карлейля: «Без доброты невозможна истинная радость»? 

   
48.Чем может быть чревато саможаление?
49.Чем может быть чревато самобичевание?
50.Как Вы понимаете слова Швейцера: «Ошибкой всех существующих этик, было мнение о том, что они рассматривали отношение человека к человеку, когда в действительности речь идет о том, как относится человек ко всему, что его окружает»?
51.Почему общество считает доброту важнейшим качеством личности?
52.Согласны ли вы со словами Конфуция: Подлинная доброта вырастает из сердца человека. Все люди родятся добрыми»
53.Существует ли пассивная доброта?
54.Как связаны понятия «доброта» и «Гуманность»?
55.Как связаны понятия «доброта» и «любовь»?
56.Согласны ли Вы с высказыванием Шопенгауэра: «Состраданье к животным так тесно связано с добротою характера, что можно с уверенностью утверждать, что не может быть добрым тот, кто жесток с животными» 
57.Как связано понятие «доброта» и «прощение»?
58.Как связаны понятия «жестокость» и «грубость»?
59.Согласны ли Вы с утверждением Бальзака: «Ткань нашей жизни соткана из перепутанных нитей, добро и зло соседствуют в ней»?
60.Может ли человек стать жестоким?
61.Что такое «детская жестокость»?
62.Согласны ли Вы со словами Фокса: «Из всех видов жестокости я считаю самым ненавистным тот, который надевает на себя маску милосердия»?
63.Как понятие жестокость связано с эгоизмом?
64.Как понятия доброта и жестокость связаны с воспитанием, детством, семьей человека?
65.Согласны ли вы с изречением Эзопа: «Доброта, даже самая маленькая, никогда не пропадает даром»?
66.Может ли жестокость или доброта одного человека повлиять на ход истории?
67.Нуждается ли «доброта» в «благодарности»?
68.Согласны ли Вы с утверждением Ж. Санда: «Мы добры к другим, чтобы больше нравиться себе»?
69.Может ли доброта изменить мир?
70.Согласны ли Вы с утверждением В. О. Ключевского: «Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла»?
71.Может ли человек, облеченный властью, быть жестоким?
72.Согласны ли вы с утверждением Л.Н, Толстого: «Доброта для души то же, что здоровье для тела: она незаметна, когда владеешь ею, и она дает успех во всяком деле»?
73.Может ли жестокое слово убить?
74.Согласны ли Вы с мнением Эшенбах: «Если приходится выбирать между неправдой и грубостью, выбери грубость; но если приходится выбирать между неправдой и жестокостью, выбери неправду»
75.Может ли доброе слово «спасти»?
76.Согласны ли Вы с утверждением Конфуция: «Из всех преступлений самое тяжкое — это бессердечие»?
77.Может ли быть добрым человек, причиняющий зло животным?
78.Как вы понимаете слова А.П. Чехова: «Доброму человеку бывает стыдно даже перед собакой»?
79.В чем может проявляться жестокость к детям?
80.Поразмышляйте над словами Моруа: «На жестокость нужно отвечать жестокостью. В непротивлении злу насильем есть своя прелесть, но оно на руку подлецам»
81.В чем разница между жестокостью и жесткостью?
82.Как Вы понимаете слова Лонгфелло: «Все мы слеплены из одной и той же глины, поэтому надо быть столь же милосердными, сколь и справедливыми»?
83.Как Вы понимаете слова Эшенбах: «Сколь многие думают, что у них доброе сердце, тогда как это всего лишь слабые нервы»?
84.Может ли доброта быть отрицательным качеством?
85.«Если мне удается сделать доброе дело и это становится известным, я чувствую себя не вознагражденным, а наказанным» (Шамфор) Прокомментируйте это высказывание.
86.Когда человек сожалеет о несделанном добре?
87.Каждый ли человек способен разглядеть доброту в другом человеке?
88.Согласны ли Вы с утверждением Элиота: «Жестокость, как всякое зло, не нуждается в мотивации; ей нужен лишь повод»?
89.Можно ли утверждать, что «всякая жестокость происходит от немощи» (Сенека)
90.Согласны ли Вы с утверждением Цицерона: «В делах государственных ничто жестокое не бывает полезным»?
91.Почему такое качество как «доброта» часто ассоциируется со словом «простота»?
92.Может ли жестокость быть вынужденной?
93.Напишите свое отношение к высказыванию Рузвельта: «Я думаю, что хуже, чем жестокость сердца, может быть лишь одно качество — мягкость мозгов».
94.Согласны ли Вы с мнением Сенеки: «Добрый пример по кругу возвращается к подавшему его, как дурные примеры обрушиваются на голову зачинателей зла»?
95.Есть ли разница между добротой и добродушием?
96.Согласны ли Вы с высказыванием Ключевского: «Добро, сделанное врагом, так же трудно забыть, как трудно запомнить добро, сделанное другом. За добро мы платим добром только врагу; за зло мстим и врагу, и другу»?
97.Почему важно быть добрым к тем, кто от тебя зависит?
98.Как вы понимаете слова Данте: «Самые раскаленные места в аду предназначены для тех, кто во времена великих моральных испытаний хранил нейтралитет»?
99.Концепт «доброта» в легенде о Данко М. Горького.
100.Можно ли добиться добра при помощи жестокости, зла?



Предварительный просмотр:

  1. Почему проблему «отцов и детей» называют «вечной»?
  2. В чем причины конфликта отцов и детей?
  3. Возможна ли гармония в отношениях отцов и детей?
  4. Как вы понимаете высказывание Вовенарга: «Отцовская любовь ничем не отличается от любви к самому себе»
  5. Противостояние отцов и детей как борьба старого и нового.
  6. Какими бывают взаимоотношения отцов и детей?
  7. На чем строятся взаимоотношения в семье?
  8. Какова роль матери в жизни ребенка?
  9. Согласны ли Вы со словами В.О. Ключевского «Привычки отцов, и дурные и хорошие, превращаются в пороки детей».
  10. Какова роль отца в жизни ребенка?
  11. Может ли кто-нибудь заменить родителей?
  12. Согласны ли Вы, что детям присущ «дух протеста» больше, чем их родителям?
  13. Каковы последствия гиперопеки?
  14. Какое влияние родители оказывают на становление личности ребенка?
  15. Могут ли дети повлиять на родителей?
  16. Почему важно проявлять уважение к старшему поколению?
  17. Как вы понимаете словосочетание «преемственность поколений»?
  18. Как Вы понимаете слова Гюго: «Начала, заложенные в детстве человека, похожи на вырезанные на коре молодого дерева буквы, растущие вместе с ним, составляющие неотъемлемую часть его»
  19. В чем заключается преемственность поколений?
  20. Что значит преемственность в культуре/искусстве/науке?
  21. Согласны ли вы с тем, что «яблоко от яблони недалеко падает»?
  22. В чем причины сиротства?
  23. Что такое «духовное сиротство»?
  24. Каковы последствия сиротства?



  1. Кого можно назвать отцом?
  2. В чем заключается многозначность словосочетания «отцы и дети»?
  3. Что значит быть «отцами и детьми» в науке и искусстве?
  4. Как вы понимаете словосочетание «поколение гугл»?
  5. Важен ли спор поколений в «науке», искусстве?
  6. Как спор поколений воздействует на прогресс?
  7. Старое и новое в науке и искусстве.
  8. Как происходит становление характера человека?
  9. Возможно ли полноценное развитие личности без наставника, учителя?
  10. Как связано словосочетание «отцы и дети» с понятиями «опыт» и «неопытность»?
  11. К чему может привести конфликт поколений?
  12. Чем опасно отсутствие преемственности поколений?
  13. Для чего нужно помнить о предках?
  14. Как отца и детям найти компромисс?
  15. Как вы понимаете такое устойчивое выражение, как «названый отец»?
  16. Кого называют «духовным отцом»?
  17. Как вы понимаете устойчивое выражение «от отца к сыну»?
  18. Что такое сыновий долг?  
  19. Чем «отеческая любовь» отличается от «материнской»?
  20. Чем отличается слово «дитя» от слова «ребенок»?
  21. К кому применимо словосочетание «дитя века»?
  22. Что такое «инфантильность»?
  23. Чем опасна «инфантильность» взрослых?
  24. Кого называют «сынами Отечества»?
  25. Как вы понимаете словосочетание «блудный сын»?
  26. Согласны ли Вы с выражением: «Один отец значит больше, чем сто учителей»
  27. Чем опасно «слепое» следование авторитетным идеям?
  28. Какого человека можно назвать «авторитетным»?
  29. Согласны ли Вы со словами Сервантеса «Заслуги отца на сына не распространяются»?
  30. Чем родители могут навредить своему «ребенку»?
  31. Что значит быть «благодарным сыном/дочерью»
  32. Что значит быть «вечным ребенком»?
  33. Как вы понимаете выражение «чужих детей не бывает»?
  34. Раскройте смысл пословицы: «Дети больше походят на свое время, чем на своих родителей».
  35. Как вы понимаете мысль Шиллера: «Родители меньше всего прощают своим детям те пороки, которые они сами им привили»?
  36. Раскройте смысл высказывания В.А. Сухомлинского: «Годы детства - это прежде всего воспитание сердца»
  37. Проблема воспитания в пьесе «Недоросль».


 

  1. Борьба старого и нового в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»?
  2. С какими сложностями сталкиваются родители в воспитании подрастающего поколения?
  3. Как вы понимаете словосочетание «отцовский пример»?
  4. Как вы понимаете высказывание «дурной пример заразителен», раскройте его смысл.
  5. Раскройте смысл высказывания: «Дайте нам лучших матерей, и мы будем лучшими людьми»
  6. К чему приводит отсутствие любви в семье?
  7. Что называют «ошибкой воспитания»?
  8. Что самое важно в отношения между родителями и детьми?
  9. Как Вы понимаете: «Никогда не заставляйте детей покупать истину ценою порока и не совершенствуйте их ума в ущерб сердцу» 
  10. Согласны ли Вы с мыслью Ж.Жозефа «Детям больше нужен пример для подражания, чем критика»?  
  11. Раскройте смысл высказывания: «Детство - когда все удивительно и ничто не вызывает удивления». 
  12. Согласны ли вы с высказыванием: « Ребенок нуждается в вашей любви больше всего именно тогда, когда он меньше всего ее заслуживает»?
  13. Как вы понимаете смысл высказывания «Дети - плоды, не видящие корней»
  14. «Не надобно другого образца,когда в глазах пример отца»
  15. Согласны ли Вы с высказыванием: «Любого работника – от сторожа до министра – можно заменить таким же или еще более способным работником. Хорошего же отца заменить таким же хорошим отцом невозможно»
  16. Как вы понимаете высказывание А.П. Чехова: «Нужно стремиться к тому, чтобы каждый видел и знал больше, чем видел и знал его отец и дед»?
  17. Согласны ли вы с наставлением Ф. Милетского: «Помните, что дети ваши будут обходиться с вами так же, как вы обходитесь со своими родителями»
  18. Раскройте смысл высказывания: «Одно поколение словно волна набегает на другое, совсем не зная друг-друга».
  19. Как вы понимаете высказывание Токвиля «В демократических странах каждое новое поколение — новый народ»
  20. Согласны ли вы с высказыванием Оруэлла: «Каждое поколение считает себя более умным, чем предыдущее, и более мудрым, чем последующее»?
  21. Как Вы понимаете высказывание: «каждое поколение посмеивается над своими отцами, смеется над дедушками и восхищается прадедами».
  22. Согласны ли Вы с мнением Руссо: «У ребенка свое особое умение видеть, думать и чувствовать; нет ничего глупее, чем пытаться подменить у них это умение нашим». 
  23. Согласны ли Вы с мнением Шоу: «Главная опасность, от которой необходимо оберегать детей, их родители»?
  24. «Когда мне было четырнадцать, мой отец был так глуп, что я с трудом переносил его; но когда мне исполнился двадцать один год, я был изумлен, насколько этот старый человек поумнел за последние семь лет». Марк Твен. Что имел в виду автор, написав эти строки?
  25. Согласны ли Вы с высказыванием: «Проблемы взаимоотношений поколения в том, что молодые сами хотят наступить на грабли, а старые изо всех сил пытаются им в этом помешать».  
  26. Согласны ли Вы с высказыванием А. А. Тарковского: «…  каждое поколение должно совершить <жертвоприношение> по отношению к своим детям: принести себя в жертву».
  27. Согласны ли Вы с тем, что «мы перестаем быть детьми, когда становимся способными сделать то, что советовали сделать родители» (П. Вацлавик)
  28. Почему в глазах родителей мы всегда остаемся детьми?
  29. Согласны ли вы с утверждением Б.Л. Васильева: «…нет страшнее предательства, чем предательство своего отца».
  30. Согласны ли Вы с утверждением А. Нотомб: дети, которых не признают их отцы, жестоко страдают. Но куда больше страдает отец, которого не желает признавать его дитя.
  31. Согласны ли Вы с утверждением: «тяжело переносит несостоятельность своих детей тот, кто сам не сделал своего дела. 
  32. Раскройте смысл высказывания Уоллеса: «Если о человеке можно сказать, что сын любил его, тогда, думаю, такой человек достоин считаться великим».
  33. Как вы понимаете высказывание Моруа: «Отношения между родителями и детьми так же трудны и столь же драматичны, как отношения между любящими».
  34. Как вы понимаете высказывание: дети, по существу, являются пленниками своих родителей, и те по своему желанию могут превратить их во что захотят 
  35. Согласны ли Вы с высказыванием: «Взрослые и дети — два разных народа, вот почему они всегда воюют между собой». 
  36. Раскройте смысл высказывания: «родители, ожидающие от своих детей благодарности (есть даже такие, которые ее требуют), подобны ростовщикам: они охотно рискуют капиталом, лишь бы получить проценты»
  37. Какова роль спора поколений в поиске истины?
  38. Как вы понимаете слово «поколение»?
  39. Трудно ли быть «родителем»?  

 
 

Итоговое2019