Классному руководителю


Предварительный просмотр:

Классный час в 8 классе на тему

«  Мое поведения в обществе».

Цель: выявить у учащихся знание о таких понятиях как этика и этикет

Задачи:

- создать условия для осмысления этих понятий  и их новых граней;

- развитие способности к самоанализу, самопознанию;

- развитие социальной восприимчивости.

Оборудование: чистые листы А 4, фломастеры, цветные карандаши, Моральный кодекс ученика, цветная бумага.

 В моем классе имеются проблемы с поведением .  С учетом школьной воспитательной программы, работаем с моральным кодексом ученика, где четко обозначены этические и нравственные качества, которые необходимо принять на себя.

Ход занятия:

  1. Я и мои качества
  2. Понятия «этика», «этикет» расширение этих понятий
  3. «Я» и этика поведения
  4. Рефлексия содержания
  5. Мои представления об этике  поведения.

Основная часть

Перед началом классного часа, раздаю цветные карандаши, чистые листы А4, фломастеры, текст Морального кодекса ученика .  

Учитель: Ребята, мы сегодня в  обращаемся к Моральному кодексу ученика .

На доске написаны слова «Помни, что ты Человек».

Ведь когда каждый из нас говорит о себе, то всегда начинает со слова «Я… такой», «Я … сделал то-то», «А какой ты?».

Задание: Возьмите чистый лист бумаги поставьте в центре букву «Я», от неё стрелочками укажите качества присущие вам. Время на выполнение 5 минут.

Учитель: вы выполнили задание, а теперь посмотрите Моральный кодекс ученика ,   найдите соответствие ваших личных качеств и положений в Моральном кодексе ученика школы. А можно качества, указанные вами на ваших листах, воспитать как норму поведения?.

Задание работа в группах ответить на вопрос:  Что значит слова «этикет», «этика»? Подумайте и напишите своё понимание этих слов  на чистом листе бумаги. Время выполнения  5м. Затем вывесить на доску и прочитать свои определения.

Учитель: дает правильное определение понятий «этикета»,  «этики» (см. приложение).

Задание: Докажите примерами из текса   Морального кодекса ученика школы , что это этика поведения учащегося. Выпишите их на листе № 1. Где вы обозначили свои личные качества? Время выполнения 10 минут. Какой вывод можно сделать?

Учитель: Моральный кодекс ученика школы   – это нормы поведения.. Вы его проанализировали, ответьте на вопрос: Вступают ли этические нормы, заложенные в кодексе, в противоречие с нормами поведения общества? Постарайтесь свой ответ аргументировать примерами из своего жизненного опыта.

Выступление учащихся.

Учитель: Обсудите в группах, что мешает нам жить, не нарушая норм поведения? И выступите со своим  мнением перед классом.  Время выполнения10 минуты.

Учитель дает задание: (Учащимся раздаются небольшие листы цветной бумаги) Напишите свои качественные характеристики, которые, по вашему мнению, мешают вам соответствовать     этике поведения школьника (Моральному кодексу ученика ). Время выполнения 5 минут.

Итог: Вклейте эти листочки в дневник, пусть эта необычная памятка позволит вам работать над собой в плане улучшения своего «Я», а по мере нравственного роста вы можете удалять из списка тот негатив, который вы преодолели.

 А закончить наш классный час я хочу словами Вильяма Шекспира:

Настоящий друг везде

Верен в счастье и в беде,

Грусть твоя его тревожит,

Ты не спишь – он спать не может,

И во всем без дальних слов.

Он помочь тебе готов.

Это одно из качеств человека, о котором мы поговорим на следующей встрече.

Приложение 1

1. Этикет – совокупность правил поведения, принятых в обществе (порядок поведения).

2. Слово «этикет» имеет два значения: 1) ярлык, этикетка; 2) церемониал;

3. Виды этикета: деловой, дипломатический, врачебный, общественный.

4. Слово «вежливость» происходит от славянского слова «веже» - знаток, т.е. быть вежливым – это знать , как себя вести.

5. Этикет в разных странах мира неодинаков. Но вы живете в этой стране и должны принимать правила поведения, какие приняты в нашей стране.

6. «Этикет» появился в виде обычаев и ритуалов, которые были еще в первобытном обществе.

7. Правила этикета менялись на протяжении времени, многое из того, что было принято в прошлые времена, сегодня неприемлемо, но лучшие традиции остаются на протяжении веков (здороваться, благодарить, извиняться, уважать, использовать приемлемую лексику в разговоре, не обижать).

8. Этика - одна из форм идеологии - учение о морали (нравственности), её развитии , принципах, нормах и роли в обществе;

-учение об основных принципах нравственности и о нормах человеческой деятельности с точки зрения понятий о добре и зле.

Основные правила этикета:

- поведение в транспорте;

- поведение в гостях;

- правила личной гигиены и др.

Приложение 2

Моральный кодекс ученика школы  (выдержки):

- …нас много и мы все разные! Учитывая это старайся  вести себя так, чтобы людям с тобой было хорошо. Уважай чужое мнение.

- Трудные обстоятельства и тяжёлые условия не оправдывают дурные поступки и поведение. Порядочный человек в любых обстоятельствах остаётся человеком чести.

- Радуйся успехам своих одноклассников. Стремись жить с пользой для людей и для себя. Помни, добрые дела делаются не для награды, а для души.

- Дорожи школьным товариществом, оно на всю жизнь.

- Прежде чем обратиться к человеку, улыбнись ему: ведь добрые отношения начинаются с улыбки.



Предварительный просмотр:

Инсценировка песни "Баллада о матери".

(Всё инсценировка раскладывается по тексту песни.

Звучит музыка. Выходит женщина-мать.)

Женщина-Мать. Ой, зачем ты, 
Солнце красное. 
Всё уходишь – не прощаешься? 
Ой, зачем 
С войны безжалостной 
Сын 
Не возвращается? 
Из беды тебя я выручу, 
Прилечу орлицей быстрою, 
Отзовись, 
Моя кровиночка! 
Маленький, 
Единственный.. 
Белый свет не мил. 
Изболелась я. 
Возвратись, 
Моя надежда! 
Зёрнышко моё. 
Зорюшка моя. 
Горюшко моё,- 
Где ж ты? 
Не могу найти дороженьки, 
Чтоб заплакать над могилою, 
Не хочу я ничегошеньки – 
Только сына милого! 
За лесами моя ласточка, 
За горами –за громадами.. 
Если выплаканы глазоньки, 
Сердцем плачут матери.

(Текст песни в исполнении певицы Зары)

(Мать подходит к ширме, на ней фотографии, рассматривает,поглаживая рукой.Садится за стол листает альбом.Входят соседки, садятся рядом.Покачивая головой, листают альбом вместе, смахивая слезы)

Постарела мать за тридцать лет, 
А вестей от сына нет и нет. 
Но она всё продолжает ждать, 
Потому что верит, потому что мать. 
И на что надеется она… 
Много лет, как кончилась война, 
Много лет, как все пришли назад, 
Кроме мёртвых, что в земле лежат. 
Сколько их в то дальнее село 
Мальчиков безусых не пришло

(На следующих словах выходят жители села. Рассаживаются на скамейках, мужчина ставит киноаппарат. 
На экране видео- солдаты бегут в бой.

 Мать высвечивается лучом.)

Раз в село прислали по весне 
Фильм документальный о войне. 
Все пришли в кино и стар, и мал, 
Кто познал войну и кто не знал. 
Перед горькой памятью людской 
Разливалась ненависть рекой. 
Трудно было это вспоминать. 
Вдруг с экрана сын взглянул на мать. 
Мать узнала сына в тот же миг 
И пронёсся материнский крик. 
Алексей, Алёшенька, сынок. 
Алексей, Алёшенька, сынок. 
Алексей, Алёшенька, сынок.

(Стоп пауза на видео. Мать бежит к экрану.)

Словно сын её услышать мог. 
Он рванулся из траншеи в бой, 
Встала мать прикрыть его собой. 
Всё боялась - вдруг он упадёт, 
Но сквозь годы мчался сын вперёд. 
Алексей, кричали земляки, 
Алексей, просили добеги. 
Кадр сменился, сын остался жить, 
Просит мать о сыне повторить. 
Просит мать о сыне повторить, 
Просит мать о сыне повторить. 
И в атаку снова он бежит 
Жив, здоров, не ранен, не убит. 
Алексей, Алёшенька, сынок. 
Алексей, Алёшенька, сынок. 
Алексей, Алёшенька, сынок 
Словно сын её услышать мог.

(Экран гаснет. Жители расходятся.

Женщина-Мать высвечивается лучом. Мать снимает черный платок, достает белый носовой платочек из кармана,расправленный.Вглядываясь в даль, ожидает.)

Дома всё ей чудилось кино, 
Всё ждала вот-вот сейчас в окно 
Посреди тревожной тишины 
Постучится сын её с войны.

(Свет гаснет. Лучом высвечиваются фото на ширме)



Предварительный просмотр:

План работы с родителями

Родительский комитет:

1Грунёнкова Н.Ю.- председатель.

2.Соколова О.М.

3.Колбасова М.Ю.

4.Ширыбанова Т.Н.

Дата проведения

Форма и содержание мероприятия

Посещаемость

Сентябрь

1.День   Знаний.Чаепитие   с   детьми. Выбор  родительского  комитета.План  работы   на  год.-1.09.09.

2.Поездка  в  Б.Болдино.-15.09.

Октябрь

1.Родительское   собрание «Семейное  счастье – в  чём  оно ?»Итоги  1-ой  четверти.2.Посещение  уроков.

Ноябрь

1.Урок   любви «Под   семейным     абажуром»-«Осеннее  очарование».2.Выпуск  газеты «Содружество»

Декабрь

Родительское   собрание «Как  помогать   детям   в   подготовке  дом. заданий?» Итоги  2-ой четверти.

Январь, Февраль

1.Поездка   с  детьми  в  Н.Новгород. «Зимняя  сказка».2. Посещение  уроков.

Март

1.Урок   любви «Под   семейным     абажуром»-«Маме  посвящается…»2. Родительское   собрание «Книги  в  семье». Итоги  3-ей четверти.

Апрель

1.Поездка   с  детьми  в  Н.Новгород./театр «Вера» /.

Май

1. Родительское   собрание «Наши   успехи   и   недостатки». Итоги  4-ой четверти.2.Поездка  на   Родионово.



Предварительный просмотр:

СТИХИ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ И ОБ УЧИТЕЛЯХ

176914145

***

Не смейте забывать учителей!

Они о нас тревожатся и помнят,

И в тишине задумавшихся комнат,

Ждут наших возвращений и вестей.

Им не хватает этих встреч не частых.

И, сколько бы, не миновало лет,

Слагается учительское счастье,

Из наших ученических побед!

А мы порой так равнодушны к ним,

Под Новый год не шлем им поздравлений.

И в суете, и попросту из лени,

Не пишем, не заходим, не звоним!

Не смейте забывать учителей!

Ведь лучшее все в нас от их усилий,

Учителями славится Россия!

Ученики приносят славу ей!

Не смейте забывать учителей!

   А. Дементьев

***

Разными бывают учителя

В человеческом общежитии,

Но на них держится наша земля,

Наши открытия…

Они не ожидают от нас

Непременной известности,

Но предпочитают известный запас

Порядочности и честности.

Многие морщатся от болтовни,

Пустопорожней бойкости,

Личным примером учат они

Элементарной стойкости…

Имеют крепкий душевный костяк,

Уважают свое призвание.

Некоторые — заслуженные,

Прочие — так,BD19979_

Без всякого звания!

Когда постигнешь, что в личной судьбе

Не все теоремы докажутся,

Старые учителя тебе

Такими родными кажутся!

Незримо поддерживают плечом

Птенцов своего племени.

Поговорить бы с ними — и есть о чем -

Да все как-то нет времени.

***

…И вот звонок,

Пустеет быстро школьный дом.

В звенящей тишине

Последние шаги.

Но в тихом классе все сидишь ты за столом,

И вновь перед тобой твои ученики.

И в тишине ты думаешь о них,

Вчера чужих, теперь родных,

Про их вопрос, про свой ответ,

Про то, на что ответа нет…

А завтра снова день придет,

И школьный радостный народ

Наполнит шумом этажи

И в вихре жизни закружит!

Когда-то сам на третьей парте у стены

О будущем мечтал и взрослым стать спешил

Уже тогда ты быть учителем решил,

Нелегкий выбрал путь, но знал, что хватит сил.

И снова в школе тишина,

И старый глобус у окна,

В журнале суффикс и падеж,

И столько судеб и надежд…

В твоих руках судьба страны, судьба земли,

Твоих учеников исполнятся мечты.

Им сеять хлеб, вести по курсу корабли,

Жизнь детям посвятить, как это сделал ты…

И снова в школе тишина,

И старый глобус у окна,

В журнале суффикс и падеж,

И столько судеб и надежд…

Сергей Владимирский

***

Этот хлеб недопеченный,

Недоваренную кашу -

Недоделки нашей кухни

Отдаем на кухню Вашу.

Мы надеемся на Ваше

Хлопотливое проворство,

Мы сдаем сырье, и только

Полагаемся на Вас.

Это Вы должны добавить,

Чтобы вышло в самый раз,

Мед добра и соль упорства.

Сколько же отцов упрямых

Скажет Вам в нелепом споре:

«Здесь прибавит надо соли,

Да, учительница, соли!»

Материнские советы

Будут те же год от года:

«Добавляйте больше меда,

Да, учительница, меда!»

Всевозможное начальство

Спустит Вам свои приказы:

«Больше масла!»,

«Влить водички!»,1275069_lesson_beauty_in1

«Все, что надо, сделать сразу!»

Запаситесь же отвагой

И свою держите марку.

Подходите к делу смело -

Не пойдет оно насмарку.

Чтобы хлеб — на удивленье!

Наилучшие коврижки -

Из отъявленного плута,

Из любого шалунишки.

***

Ты нужен, нужен на веку

И юноше и старику,

Чтоб их обогащать упорно.

Так добывается руда,

Так весны света ждут всегда,

И так выращивают зерна.

Твой труд…

Так ювелир подчас шлифует крохотный алмаз,

Так сообщают блеск булату…

Да, главным в нынешней судьбе

Земля обязана тебе

И высь, открывшаяся взгляду.

Ты, как над колыбелью мать,

Когда опять, опять, опять

Листаешь школьные тетради,

Ночами не смыкаешь глаз,

Ты знаньями питаешь нас

Добра и счастья в мире ради.

Учитель!

Пусть тебя стократ

Восславят, возблагодарят

И вознесут на трон из песен,

Чтоб, с каждым поколеньем впредь,

Тебе волшебно молодеть

В труде, который так чудесен!

***

Учитель! Как бесценно имя это

Среди богатых россыпей сердец.

Учитель! Это имя чище света.

Он мой отец, духовный мой отец!

Склонял он надо мной виски седые

И мир учил, как надо понимать,

И под его диктовку я впервые

Два слова вывел «Родина» и «Мать».

***

Их много —

Курносых, несхожих,

Влетающих в школу гурьбой.

И с ними непросто. И все же

Душе его дорог — любой.

Он вел их

По лесенке знаний,

Страной научил дорожить,

И видеть сквозь даль расстояний,

И с умницей-книгой дружить…

Пусть кто-то строителем станет,

А кто-то хозяином рек,ещее9

Но верится сердцу:

поставит

Пятерку им завтрашний век.

И, взрослыми став, через годы

Ребята добром помянут

И строгость его, и заботы, —

Нелегкий учительский труд.

Б. Гайкович

***

Ты помнишь, было вокруг

Море цветов и звуков.

Из теплых маминых рук

Учитель взял твою руку.

Он ввел тебя в первый класс

Торжественно и почтительно.

Твоя рука и сейчас

В руке твоего учителя.

Желтеют страницы книг,

Меняют названия реки,

Но ты его ученик:

Тогда, сейчас и навеки.

К. Ибряев

***

Учитель, дни жизни своей, как один,

Ты школьной семье посвящаешь,

Ты всех, кто учиться к тебе приходил,

Своими детьми называешь.

Но дети взрослеют, от школьной скамьи

Дорогами жизни шагают

И в памяти носят уроки твои,

А в сердце тебя сохраняют.

Любимый учитель, родной человек,

Будь самым счастливым на свете,

Хоть трудно порой достаются тебе

Твои непослушные дети.

Ты дружбой и знаньями нас наградил,

Прими благодарности наши!

Мы помним, как в люди ты нас выводил

Из робких смешных первоклашек.

М. Садовский

***

Пришла учительница в класс,

Сама чуть-чуть постарше нас,

И провела такой урок,

Что мы забыли про звонок.

Нам хотелось больше знать,

И взрослыми быстрее стать,

И выбрать в жизни верный путь,

И в будущее заглянуть.

Быть может, кто-нибудь из нас

Войдет вот так же в школьный класс

И проведет такой урок,

Что все забудут про звонок.

В. Малков

***

Учительница. Все ее черты

Прояснены по — утреннему просто:

Уединенность тихой доброты,

Величие стародавнего строительства.

Но снова речь — спокойна и легка,

И снова дышат отраженным блеском

Гекзаметры старинного стиха,

И плеск листвы в былых садах библейских.

Отчизна, воля, тот горчайший дым,

Что нас разбудит поздно или рано,

Но дай хоть раз заплакать покаянно:

«Учитель, перед именем твоим…»

***

Пусть будет меньше праздников, чем будней,

Но тот, кто стал учителем, поймет:

Какое счастье быть полезным людям,

Учить Его Величество Народ!

Нести Ему дар мудрости и знанья,

И доброты своей сердечный свет.

Нет на земле ответственней призванья

Почётнее и радостнее нет.

Бессмертными идеями очерчен

Пусть будет труд Ваш честен до конца!

И Вам тогда откроются навстречу

Сограждан юных чистые сердца!

И пронесут они как эстафету,

Как память об учителе своём

Стремленье краше сделать землю эту,

Планету, на которой мы живём!

***

Умом и счастьем озаряют боги,

А мне, прощая смертные грехи,

Давали все земные педагоги,

Благословение на первые стихи.

И чем же я рассчитывался с ними?

Мой вечен долг и вечная вина -

Поступками и выходками злыми,

Не чувствуя, что злость моя больна.

Считал я за придирки и капризы

Прорывы незаслуженных обид.

Чем дальше те жестокие сюрпризы,

Тем чаще душу совесть бередит.

Во сне тревожат речи их и лица.

Кому отдать — не жалко ничего.

Готов, покаюсь, богу помолится,

Но обижал я впрочем, не его.

И будет вечно мучить злодеянья,

Свершенные без всякого стыда,

Хоть знаю, что давно без покаянья

Я был прощен легко и навсегда.

И все же мне как хочется прощенья

У них молить при помощи стихов

И получить от них лишь отпущенье

Нечаянных, бессмысленных грехов.

Откладывая строки покаянья,

Терзал себя, не Вас, учителя.

На творчество достойных пожеланий

Не вдохновляли небо и земля.

Пусть освещают ваше изголовье

На отдыхе посланники небес.

Вам сам Христос обязан дать здоровье

Уж если он воистину воскрес!

Павел Сергейчук

В КЛАССЕ

Скомкали фартук холодные ручки,

Вся побледнела, дрожит баловница.

Бабушка будет печальна: у внучки

Вдруг - единица!

Смотрит учитель, как будто не веря

Этим слезам в опустившемся взоре.

Ах, единица большая потеря!

Первое горе!

Слезка за слезкой упали, сверкая,

В белых кругах уплывает страница...

Разве учитель узнает, какая

Боль - единица?

Цветаева Марина

***

Если б не было учителя,

То и не было б, наверное,

Ни поэта, ни мыслителя,

Ни Шекспира, ни Коперника.

И поныне бы, наверное,

Если б не было учителя,

Неоткрытые Америки

Оставались неоткрытыми.

И не быть бы нам Икарами,

Никогда б не взмыли в небо мы,

Если б в нас его стараньями

Крылья выращены не были.

Без его бы сердца доброго

Не был мир так удивителен.

Потому нам очень дорого

Имя нашего учителя!

Вероника Тушнова

***

Учитель, дни жизни своей, как один,

Ты школьной семье посвящаешь,

Ты всех, кто учиться к тебе приходил,

Своими детьми называешь.

Но дети взрослеют, от школьной скамьи

Дорогами жизни шагают

И в памяти носят уроки твои,

А в сердце тебя сохраняют.

Любимый учитель, родной человек,

Будь самым счастливым на свете,

Хоть трудно порой достаются тебе

Твои непослушные дети.

Ты дружбой и знаньями нас наградил,

Прими благодарности наши!

Мы помним, как в люди ты нас выводил

Из робких смешных первоклашек.

   * * *

Каждый день вхожу я в класс,

И летит за часом час,

И в мелу моя ладонь,

Знаний как зажечь огонь?

Все за партами сидят,

У кого глаза горят,

В это время кто-то спит,

Что ни спросишь, он молчит!

Кто-то вновь глядит в окно,

Не покажут там кино,

У девчонки нет задач,

Скажет слово, сразу в плач!

Отвечают у доски,

Многие ученики,

Повторение опять,

Кому "три", а кому "пять"!

Каждый день вхожу я в класс,

Вижу взгляды многих глаз,

Но своих учеников,

Я всегда учить готов!

Марк Львовский

    * * *

Листочки в вальсе окружаться,

У школы листопад.

Сверкает солнце в лужицах,

Улыбки у ребят.

Поздравляет вся Земля

В этот день осенний,

"С праздником, учителя,

Счастья Вам, веселья!"

Спасибо Вам за все труды,

За то, что рядом вы всегда,

А в сердце вашем доброты

Не станет меньше никогда.

    * * *

 Вы учитель с буквы большой,

С молодой и прекрасной душой!

Сколько долгих лет, сколько зим

Отдаете душу Вы молодым!

И поэтому душа много лет

Остается молодой - вот секрет

Вашей жизни.

Пусть и дальше она

Будет счастья и здоровья полна!

C41-17

     * * *

Нам, учитель дорогой,

Ваш характер нравится!

Кроме Вас, никто другой

С нами не управится!

Вы - добры и справедливы!

Вы - во всем пример для нас!  

Самых лучших чувств порывы

Выражает Вам наш класс!

    * * *

Дорогие наши педагоги!

В этот праздник - День учителей -

Позабудьте все свои тревоги

И на мир смотрите веселей.

Ведь сегодня день для вас счастливый,

И ребята все, как сговорясь,

Вам несут букет большой, красивый,

И для них сиянье ваших глаз -

Лучшая награда за старанье,

Лучше, чем любая из похвал.

И у них всегда одно желанье:

Угодить, доставить радость вам.

Ради вашей искренней улыбки

И студент, и каждый ученик

В миг исправит все свои ошибки

И в дальнейшем их не повторит.

Вы для всех несете факел знаний,

Тот, что не погаснет никогда.

Пусть же сбудутся все ваши пожеланья,

И исполнится заветная мечта.

Ведь вы делите свой опыт с нами,

Пусть же вам не трогает ненастье,

И навеки пусть горит над вами

Яркая звезда успеха, славы, счастья.

    * * *

Пусть в этом зале, в этот час

Огни горят светлей!

И вновь мы поздравляем вас,

Своих учителей!

Я верю!

Когда-нибудь снова цветы и деревья

Наполняться желто-алым рассветом,

Я вспомню

Про то, что и будет ответом

Той скуке и нежной красивой печали:

Я выйду из дома,

Бегу и как раньше, как в детстве, с портфелем,

С того: перед школой!

И вспыхнет от света,

Гореть во мне будет сердечко, что помнит

Что помнит о школьных годах

И милых, родных таких учителях!

    * * *

Учительство - не труд, а отреченье,

Умение всего себя отдать,

Уйти на долгий подвиг и мученье,

И в этом видеть свет и благодать.

Учительство - когда в глазах холодных

Зажжется понимания заря,

И ты поймешь: старался не бесплодно

И знания разбрасывал не зря.

Осыпанный цветным дождем, букетов

И озаренный блеском сотен глаз,

Прими, учитель, не слова привета,

А часть души от благодарных нас!

   * * *

К любым открытиям

Путь начинается с тебя.

Да будет славен труд учителя!

Да будет славен День учителя!

Твой день, любимая Земля

В этот день закрой глаза и вспомни человека,

Который был с тобою в самый трудный час:

Мы все учились в школе, и 10 лет от века -

Пусть доля небольшая, но милая для нас!

Так вот, дружок, ты помнишь свою вторую маму?

Да, да, которая улыбку подарила.

Ведь знаешь, ты и сам: рассказывать не стану,

Как сильно всех ребят она вдруг полюбила!

Наставник твой и друг, а главное - учитель,

Милее всех подруг; твой ангел, твой хранитель!

И пусть сегодня день с утра немножко хмурый;

(Октябрь ведь не апрель; и лист сейчас пурпурный).

Ты хочешь ей сказать: "Огромное спасибо

За труд и за любовь".

    * * *

И снова в позолоте тополя,

А школа - как корабль у причала,

Где ждут учеников учителя,

Чтоб новой жизни положить начало.

На свете нет богаче и щедрей,

чем эти люди, вечно молодые.

Мы помним всех своих учителей,

Хотя и сами уж почти седые.

Они судьбе у каждого из нас,

По ней проходят словно красной нитью.

Мы гордо произносим каждый раз

Простых три слова: "Это мой учитель".

Мы все в его надежнейших руках:

Ученый, врач, политик и строитель...

Живи всегда в своих учениках

И счастлив будь, наш капитан-учитель!

    * * *

 Мы были все учениками.

С учителями мы росли.

И каждый выбрать мог себе

Средь педагогов - по душе!

И образ нес через года,

Не забывая никогда.

С годами, старше становясь,

Я чувствовал все глубже связь.

Понять не сразу нам дано:

Что в нас посеяли - взошло,

И только им благодаря

Живем на свете мы не зря.

Учитель, годы пробегут,

Но память напрочь не сотрут.

Вы мой навечно идеал,

По Вас всю жизнь свой путь сверял.

Я в День учителя спешу

Одним из первых поутру

Вам принести букет цветов,

Который скажет больше слов.

    * * *

Учитель щедро учит нас тому,

Что очень нужно будет в жизни:

Терпенью, чтенью, счету и письму,

И верности родной Отчизне.

    * * *

Если б не было учителя,

То и не было б, наверное,

Ни поэта, ни мыслителя,

Ни Шекспира, ни Коперника.

И поныне бы, наверное,

Если б не было учителя,

Неоткрытые Америки

Оставались неоткрытыми.

И не быть бы нам Икарами,

Никогда б не взмыли в небо мы,

Если б в нас его стараньями

Крылья выращены не были.

Без его бы сердца доброго

Не был мир так удивителен.

Потому нам очень дорого

Имя нашего учителя!

ь озэю

Золотые правила педагога

пап

  1. Пришел в школу - сделай умное и благородное лицо.
  2. Каждый раз, когда тебе хочется командовать детьми, вспомни свое детство и на всякий случай съешь мороженое.
  3. Деньги и педагогика малосовместимы.
  4. Пусть все манекенщицы мира, увидев твою улыбку, подадут в отставку.
  5. Не заходи в душу к детям, если тебя об этом не просили.
  6. Иди на урок с радостью, выходи с урока с приятной усталостью.
  7. Шути до тех пор, пока не научишься.
  8. Помни: плохой врач может забрать жизнь, плохой учитель - испепелить ДУШУ.
  9. Приходить на урок следует на столько подготовленным, чтобы знать точно: для чего пришел, куда пришел, что будешь делать и будет ли от этого хорошо.
  10. Каждый раз, когда хочется нагрубить кому-нибудь, считай до миллиона.
  11. Старайся кушать каждый день.
  12. Люби свою администрацию так же, как и она тебя, и ты проживешь долгую и счастливую педагогическую жизнь.
  13. Никогда не жди похвалы, а старайся сразу же выяснить, как с ней обстоят дела.
  14. Люби кого-нибудь помимо школы, и тогда у тебя будет все в порядке.
  15. Если к тебе пришли на урок, вспомни, что ты артист, ты лучший педагог страны, ты самый счастливый человек.
  16. Говори родителям всегда самую лучшую правду, которую ты знаешь.
  17. Гордись своими ошибками, и тогда у тебя их будет с каждым годом все меньше.
  18. Высшим проявлением педагогической успешности является улыбка на лицах детей.
  19. Если ты умеешь самый обычный факт подать как открытие и добиться удивления и восторга учащихся, то можешь считать, что половину дела ты уже сделал.
  20. Помни: хорошие педагоги живут долго и почти никогда не болеют.
  21. Отдай школе все, а, выйдя из стен школы, начни новую жизнь.
  22. Постарайся всегда быть здоровой, даже если в это кто-то не поверит.
  23. Одевайся так, чтобы никто не сказал тебе вслед: "Вон учительница пошла".
  24. Не спи на уроке; дурной пример заразителен.
  25. Во время опроса изобрази на лице предельный интерес.
  26. Помни: если твой голос становится угрожающе хриплым, значит, ты делаешь что-то не то.
  27. Хорошо, если поздним вечером, когда ты вспомнишь своих учеников, лицо твое озарится улыбкой.



Предварительный просмотр:

Шаблон психолого-педагогической характеристики на класс

В классе  учится 25 человек, из них 16 мальчиков и 9 девочек. Большинство детей 1992 года рождения. Учатся вместе 9 лет. Многие дети живут в неполных семьях (…).

В классе много детей из многодетных семей: …. В целом дети воспитываются в хороших семьях, где родители уделяют должное внимание своим детям. Детей, склонных к правонарушениям нет.

В классе двое отличников - …; 11 хорошистов, среди которых можно отметить …. Низкая успеваемость у …

У учеников обнаружились следующие типы мышления как теоретический, наглядно-образный, интуитивный и репродуктивный.

В классе есть одаренные дети. … артистична, пишет стихи и сценарии для выступлений. …. и …. занимаются в музыкальной школе. …. закончила муз. школу. Многие поют в школьном хоре. Дети в классе спортивные, 4 человека ходят в секцию бокса, 6 человек занимаются футболом.

Класс активный, дети принимают активное участие во всех школьных мероприятиях, у многих детей есть выраженные черты лидера. …, … и … хорошо рисуют, принимают участие в художественных конкурсах.

На уроках дети активны, хорошо воспринимают материал, на переменах подвижны. Класс в целом дружный, с хорошим потенциалом.. Учащиеся умеют работать совместно. Класс проявляет высокую заинтересованность в успехе, стойко преодолевает трудности,  ученики дорожат честью класса. При решении коллективных задач быстро ориентируются, находят общий язык. В целом учащиеся хорошо знают друг друга, отношения между ними доброжелательные.

Критическое отношение к своим недостаткам проявляется далеко не всегда, но большинство может оценить свою работу. Дети умеют оценивать и деятельность своих товарищей. В классе преобладает спокойный, деловой, доброжелательный настрой. Все дети в дружеских отношениях друг с другом.

Старостой класса является … . … и .. являются неформальными лидерами класса. Классный руководитель …. - опытный педагог и мастер своего дела, пользуется непререкаемым авторитетом среди учащихся.

Во время проведения уборки территории вокруг школы в целом проявляли добросовестность, не ленились браться за работу. В целом дети вели себя дисциплинированно, хотя про некоторых учащихся этого сказать нельзя. Особенно это заметно на уроках тех учителей, которые предоставляют им свободу.

В целом, согласно данным социометрии структура класса такова:

«Звезды» (2) -

«Предпочитаемые» (7) -

«Пренебрегаемые» (14) -  … и др.

Изолированные» (2) -…

В классе отсутствуют «отвергаемые».

Как таковые группы выражены слабо. Большинство учащихся объединены по своим группкам насчитывающим 2-3 человека.

На основании анализа результатов наблюдений, бесед с классом и классным руководителем, работы в классе, данных социометрии и тестов можно утверждать, что класс является достаточно подготовленным, «высоким» классом.

Учебная мотивация носит разнообразный характер. На уроках желательно развивать интерес детей к предметам, поощрять их самостоятельные занятия дома.



Предварительный просмотр:

Управление образования Администрации

Сосновского муниципального района

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Сосновская средняя общеобразовательная школа №2

СОГЛАСОВАНО                                   УТВЕРЖДАЮ

на педагогическом совете                     Директор МБОУ Сосновская СОШ №2

протокол №1 от 26.08.2015 г                ____________ Ф.И. Никонов                                                                                                                                              

                                                                 Приказ № 188-д от 26 .08.2015 г  

                                                                     

Программа воспитательной работы

«В поисках себя»

   

                                                       Автор-составитель:Смарченкова Е.Д.,

                                               Классный руководитель 5Б класса

                                           

п. Сосновское

2015

 

                              С О Д Е Р Ж А Н И Е

Паспорт воспитательной программы……………………………………

Нормативно-правовая база классного руководителя………………….

Пояснительная записка(введение)……………………………………….

I. Аналитическая часть……………………………………………………

II. Концептуальная основа……………………………………………….

III. Цель программы ………………………..

IV. Механизм реализации ………………………………………………

V.Ожидаемые результаты …………………………………..

VI.Список литературы …………………………………………………

ПАСПОРТ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

  1. Наименование воспитательной

       программы

«В поисках себя»

2. Основание для разработки программы

Успешный опыт воспитательной работы в среднем звене школы, давший хорошие результаты , а также специфика учебного заведения с его профилизацией вывели  на создание воспитательной программы, основанной на идеях педагогики гуманизма, сотрудничества, формировании единого воспитательного, развивающего пространства, связи с семьей, с целью формирования сплочённого коллектива, духовно-нравственного становления толерантной личности и активной гражданской позиции школьников на основе общечеловеческих ценностей и культурно-исторических традиций страны.

3. Автор программы

Классный  руководитель 5Б класса

Смарченкова Е.Д.

4.Условия достижения

Использование опыта работы  классного руководителя  и совместной работы педагогов в школе с активным участием родителей

5. Основные направления

Гражданско-патриотическое  - «Я и моя Родина»

Духовно-нравственное  - «Я и окружающие люди

Интеллектуально-познавательное - «Я и мир знаний»

Экологическое и трудовое  - «Я и моя планета»

Физическое воспитание и здоровый образ жизни - «Я и здоровье»

Эстетическое - «Я и красота вокруг»

6.Сроки реализации

2015 – 2020годы.

7. Исполнители программы

Классный руководитель, содружество учащихся, родителей, педагогов и организаторов дополнительного образования.

8. Ожидаемые результаты

Духовно-нравственная  толерантная личность с активной гражданской позицией

9. Система контроля

Систематический анализ результатов личностного роста учащихся, проведение мониторинга воспитанности на промежуточных этапах  и по окончанию реализации программы.

Нормативно-правовая база классного руководителя

        

  • Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  • Указ Президента Российской Федерации  от 01.06.2012 №761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»
  • Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы», утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 №295.
  • Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2014 N2765-р.
  • Программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 гг.» (опубликована для общественного  обсуждения).
  • Федеральный государственный образовательный стандарт  начального общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 №373.
  •  Федеральный государственный образовательный стандарт  основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от  17.12.2010 №1897.

                               

   

                                    Пояснительная записка

От правильного воспитания детей

зависит благосостояние всего народа.

Дж. Локк

     Вопросы образования, развития и воспитания подрастающего поколения всегда являлись одними из самых актуальных и приоритетных в любом обществе и в любую эпоху. А так как этот процесс начинается с самого раннего возраста, то основная  ответственность за его успешную реализацию возлагается на школу, учителя, классного руководителя.

     «Каждый миг жизни дает нам шанс быть достойным человеком, предоставляет нам выбор в пользу достойной либо недостойной жизни. И мы используем или отторгаем этот шанс. И мы совершаем ежечасно выбор, за который потом получаем от жизни плату сполна либо расплачиваемся за необдуманный шаг» (Франк Е. «Человек в поисках смысла»). Выбор за детей мы сделать не можем, но научить их делать выбор   осмысленно, предвидя возможные последствия, в наших силах.

      Каждый ребёнок уникален и неповторим, и задача педагогов состоит, прежде всего в том, чтобы, применив все свои знания, проявив такт и терпение,  сориентировать маленького человека на то, что действительно ценно и значимо в жизни, что позволит ему стать полноценной личностью, а главное, индивидуальностью.

     Но процесс воспитания не может быть эффективным, если он заключается только в передаче учителем  опыта предыдущих поколений. Эта деятельность должна предусматривать совместное, равноправное, активное взаимодействие и учащихся, и классного руководителя.

     Согласно требованиям нового Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования процесс взаимодействия школы и детей должен быть направлен на «воспитание, социализацию и духовно-нравственное развитие обучающихся, их самоидентификацию и гражданское становление».

     Таким образом, современные тенденции в образовании подчёркивают актуальность создания системы воспитательной работы в классе, направленной на решение наиболее важных педагогических проблем и позволяющей целенаправленно, обоснованно и максимально эффективно использовать способности и возможности каждого ребёнка для его всестороннего развития. Это требует поиска новых методических направлений и форм организации воспитательного процесса, что и определяют роль, функции, цели, задачи и содержание деятельности классного руководителя.  

       Одним из основополагающих аспектов реализации программы «В поисках себя» является изучение творческого  наследия академика Д.С. Лихачёва. Бесценный опыт российского философа и общественного деятеля, героический пример его жизни и замечательные произведения с глубокомысленными  рассуждениями  о Родине, патриотизме, о величайших духовных ценностях человечества, о красоте окружающего мира, о нравственном и эстетическом воспитании являются руководством для воспитания молодого поколения. Это не просто кодекс законов или свод рекомендаций, помогающий поступить правильно в той или иной ситуации, а своеобразный «учебник жизни», позволяющий найти себя в этом мире и реализовать каждому.

      Важным элементом реализации данной программы является также экскурсионная деятельность. Она позволяет ребёнку глубже познать окружающий мир, давая новые знания о природе, обществе, исторических событиях. Воспитывает сам изучаемый материал, нравственно и эстетически влияя на сознание детей. Таким образом, экскурсия становится частью педагогического процесса, принимая на себя функции образования и воспитания человека, формирования его мировоззрения.

       Программой предусмотрены различные формы работы, обусловленные особенностями ее реализации.  Это  классные часы, беседы, диспуты, клубные часы, конференции, викторины, конкурсы, КТД.

Необходимым условием успешной реализации данной программы является привлечение родителей к более тесному сотрудничеству с классным руководителем и школой. Это осуществляется за счёт  привлечения родителей к организации и активному участию в  классных мероприятиях,  организации общественно значимой деятельности родителей и обучающихся, проведения совместных встреч детей и родителей, вечеров отдыха, праздников.

       Когда-нибудь придёт новая эпоха. Люди будут стремиться к другим идеалам, станут руководствоваться иными мотивами и приоритетами. Но наша задача — помочь детям сохранить своё культурное наследие, духовность и красоту человеческих взаимоотношений, так как эти ценности будут вечны всегда.

                        I.Аналитическая часть.

Воспитательная работа в 5б классе строится с учетом изменений перехода  из начальной школы  в среднюю.

          Ребята перешли в 5 класс из начальной школы.  

В 5б классе 20 обучающихся: девочек – 10, мальчиков – 10.  Дети  по возрасту 2004,2005 г.рождения.

19 обучающихся проживают в полных семьях. Воронина М. воспитывает мама(папа погиб трагически). Трое ребят живут с отчимами.   Зыков Данил,Бакулин Александр из многодетных семей.Багрова Татьяна,Бакулин Александр,Зыков Андрей,Соколова Дарья,Шевяков Андрей,Шевякова Анжелика из малообеспеченных семей.

Все обучающиеся   опрятны, обеспечены школьной и спортивной формой,учебниками и необходимыми школьными принадлежностями. Это позволяет сделать вывод, что родители  заботятся о своих детях. В данном классе все обучающиеся получают горячее питание, что говорит о  должном внимании родителей к здоровью своих детей.  Дети очень подвижны, шустры,жизнерадостны. Любят обучающиеся подвижные игры, спортивные соревнования, активно принимают участие в подготовке и проведении праздников как внутри класса, так и в стенах школы.В начальной школе зарекомендовали себя как творческие ребята. Они с удовольствием принимают участие в конкурсах,олимпиадах,проектах.Отношения между детьми доброжелательные. «Отверженных» в классе не наблюдаю, лидеры – Баланова Виктория,Мурыгина Дарья,Зыков Никита,Хлыстова Мария. Есть в классе и неформальные лидеры, что приводит к некоторым конфликтам.  Работоспособность класса хорошая. Но в классе есть обучающийся Решетов Александр,прибывший из г.Павлова-очень слабый в учебном плане(причина, по моему мнению,педагогическая запущенность и несвоевременный родительский контроль ). Дети очень любознательные и общительные. На контакт со  взрослыми идут легко.

        Дисциплина  в  классе не всегда на высоком уровне (бывают проблемы  с некоторыми учащимися:Зыков А.,Шевяков А.,Ипполитов А.,Майоров Е.).   Контроль  за успеваемостью  ведут староста класса,  учебный сектор  и классный руководитель;своевременно проверяются дневники.  Все  учащиеся имеют поручения  в классе.

          Внеурочная деятельность обучающихся разнообразна.Весь класс с удовольствием занимается  на ИГЗ по русскому языку и математике.Мальчики посещают кружок «Юный техник»,а девочки-«Флористику».Все ребята участвуют в кружке «Выразительное чтение и рассказывание».Часть класса занимаются в секции «Спортивные игры»,7 ребят учатся в музыкальной школе,6 – в художественной школе,6 – в воскресной школе.Кроме этого несколько ребят посещают секции ДЮСШ и ДЮЦ,берут уроки вокала.

           Особо хочется отметить заинтересованность родителей: с первой нашей встречи они активные участники всего процесса:и обучения,и воспитания.  

Все вышеизложенное и определило необходимость разработки программы воспитательной работы,  ориентированной на создание образовательной среды, способствующей  формированию сплочённого коллектива, духовно-нравственному становлению толерантной личности и активной гражданской позиции школьников на основе общечеловеческих ценностей и культурно-исторических традиций страны .

II.Концептуальные основы.

Основу содержания воспитания составляют общечеловеческие ценности. Приоритетными аспектами процесса воспитания, которые мы встречаем в воспитательных концепциях Ямбурга Е.А., Щурковой Н.Е., Караковского В.А. являются общечеловеческие ценности: Человек, Семья, Отечество, Земля, Мир, Труд,  Культура, Добро, Общение, которые развивают в ребенке положительные качества, высоконравственные потребности и желание совершать добрые поступки. Ценностные отношения являются  принципиально значимым  и включают  школьников не просто в деятельность, но в разнообразную деятельность «на благо других» и развитием бескорыстных мотивов участия в ней. Р.С.Гарифуллин, доказал, что участие воспитанников в благотворительной социально-культурной деятельности оказывает значимое влияние на формирующиеся у них ценностные ориентации.

Своеобразие воспитательной системы во многом обусловлено индивидуальными и групповыми особенностями учащихся класса, в котором она создается. Поэтому мне, как  классному руководителю, решившему выстроить свою воспитательную систему, близка и понятна Концепция системного построения процесса воспитания, авторами которой являются известные ученые В.А.Караковский, Л.И.Новикова, Н.Л.Селиванова.

Разработчики этой Концепции рассматривают воспитание как целенаправленное управление процессом развития личности. В современном российском обществе воспитание должно быть направлено на всестороннее гармоничное развитие личности. «Из глубины веков, - пишет В.А. Караковский, - дошла до нас мечта человечества о свободной, всесторонне развитой, гармоничной личности, и нет основания и сегодня отказываться от нее как от сверх цели».  

Ребёнок - не средство, не материал, он - цель. Он - это то, что в нем заложено, его индивидуальные возможности, способности, его силы в процессе жизненного определения. . Главное в процессе воспитания  - это создание условий для целенаправленного систематического развития человека как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности. Надо управлять не личностью, а процессом ее развития. Развитие через создание воспитывающих ситуаций, разнообразную творческую деятельность.

        При составлении воспитательной программы базовой концепцией также является воспитательная технология Н.Е Щурковой «Формирование образа жизни, достойной Человека и его формирование у школьника». В основе технологии лежит философическое, диалогическое и этическое воспитание.    Большого внимания от классного руководителя  требует индивидуальное развитие ребенка и его способностей. Педагог продумывает, планирует, организует и проводит множество самых разнообразных дел для выявления задатков, на основе которых можно формировать способности.  Личность каждого ребенка уникальна и неповторима, и каждый должен получить персональную возможность проявить себя. Поэтому все воспитание по технологии Щурковой Н.Е. строится на разнообразной предметной деятельности:

 преобразовательной, художественной, ценностно-ориентированной, познавательной, свободного общения;

и духовной деятельности:

саморегуляции, самовоспитании, самоконтроле, самопознании, самоосмыслении и самосовершенствовании.

Важным при работе с детским коллективом является процесс  социализации. Этому вопросу уделяют большое внимание  многие ученые, такие как Рожков М.И., Байбородова Л.В., Таланчук Н.М. В своей работе «Организация воспитательного процесса в школе» они считают, что социализация – процесс, посредством которого индивидом усваиваются нормы его группы таким образом, что через формирование собственного “Я” проявляется уникальность данного индивида как личности, процесс усвоения личностью образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе.

Социализацию ребенка педагоги считают главным принципом воспитания  и, как предполагаемый результат они видят - умение ребенка ориентироваться в социальной среде, быть полноценной личностью социума. Становление личности происходит  в процессе совместной деятельности. Это определяет, во-первых, необходимость вовлечения всех учащихся в разнообразную и содержательную в социальном и нравственном отношении коллективную деятельность, а во-вторых, необходимость такой ее организации и стимулирования, чтобы она сплачивала и объединяла воспитанников в работоспособный самоуправляемый коллектив.

За основу воспитательной работы  взяты принципы по В.А.Караковскому:

  • Принцип гуманистического воспитания предполагает, что дети, как и педагоги, субъект воспитательной системы. Важнейшее условие эффективности этой системы – объединение детей и взрослых в единый коллектив, а главный критерий эффективности развития гуманистической системы – развитие личности ребёнка.
  • Принцип природосообразности воспитания предполагает, что оно основывается на понимании взаимосвязи природных и социокультурных процессов, на основании их возраста, пола, особенностей психики и физиологии.

  • Дифференциация воспитания предполагает отбор содержания, форм и методов, учёт специфических позиций детей и взрослых в воспитательном процессе, учёт их этнических, религиозных, исторических, культурологических условий, признание уникальной неповторимости участников воспитательного процесса.
  • Принцип ориентации на ценностное отношение - постоянство профессионального внимания педагога на разворачивающиеся в действиях, эмоциональных реакциях, словах и интонационной окраске отношения воспитанника к социально-культурным ценностям: человеку, природе, обществу, труду, познанию. и ценностным основам жизни, достойной человека, — добру, истине, красоте.  
  • Принцип субъектности  - максимальное содействие развитию способности ребенка осознавать свое "Я" в связях с другими людьми и миром в его разнообразии, осмысливать свои действия, предвидеть их последствия как для других, так и для собственной судьбы, оценивать себя как носителя знаний, отношений, а также свой выбор, производимый ежечасно.
  • Принцип социального взаимодействия – придать воспитанию диалогический характер; способствовать сотрудничеству всех участников воспитательного процесса; создание условий для профессионального самоопределения школьников, формирования навыков общения в социуме.
  • Принцип систематичности, последовательности и непрерывности -   соблюдение преемственности в приобретении и закреплении знаний, умений и навыков; опора на жизненный опыт детей; формированию основ научного мировоззрения, высоких моральных качеств, навыков и привычек поведения.
  • Принцип сотрудничества - воспитание взаимной ответственности участников педагогического процесса, на сопереживание, на взаимопомощь в процессе преодоления трудностей;  развитие потребности школьников в соучастии и содействии.
  • Принцип успешности — в процессе коллективной творческой деятельности развиваются индивидуальные особенности учащихся, ребенок выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности; создание ситуации «успеха» в разных видах деятельности способствует формированию позитивной Я - концепции личности учащегося, стимулируется стремление ребёнка к самосовершенствованию.

Реализация данных принципов базируется на использовании следующих подходов в процессе воспитания:

Личностно – ориентированный подход – учет личностных качеств, характеристик и возможностей каждого ребёнка; видение, принятие личности школьника; создание условий для  разностороннего развития и индивидуальности учащегося.

Деятельностный подход — с помощью игровой, трудовой, творческой и  досуговой деятельности дети овладевают определёнными способами и моделями поведения в процессе общения и взаимодействия, соответствующего общечеловеческим ценностям и нормам.

Компетентностный подход - формировании у учащихся компетенций, обеспечивающих им возможность успешной социализации; учащиеся должны обладать качествами, способствующими выполнению ими в будущем многообразных видов социально-профессиональной деятельности, что обуславливают формирование компетентной личности в современном мире.

Комплексный подход  - необходимо, чтобы воспитательная среда была как можно более разнообразной и вариативной, что предполагает воспитание и развитие актуальных качеств личности ребёнка в различных направлениях.

         Одним из основополагающих аспектов реализации программы «В поисках себя» является изучение творческого  наследия академика Д.С. Лихачёва. Бесценный опыт российского философа и общественного деятеля, героический пример его жизни и замечательные произведения с глубокомысленными  рассуждениями  о Родине, патриотизме, о величайших духовных ценностях человечества, о красоте окружающего мира, о нравственном и эстетическом воспитании являются руководством для воспитания молодого поколения. Это не просто кодекс законов или свод рекомендаций, помогающий поступить правильно в той или иной ситуации, а своеобразный «учебник жизни», позволяющий найти и реализовать себя каждому.

 

III.Цель программы:

создание образовательной среды, способствующей  формированию сплочённого коллектива, духовно-нравственному становлению толерантной личности и активной гражданской позиции школьников на основе общечеловеческих ценностей и культурно-исторических традиций страны.

Задачи воспитательной деятельности:

 - Формирование у учащихся межличностных отношений, гражданско-патриотического сознания, навыков самообразования и разностороннее развитие их творческих способностей;

 - Воспитание толерантности, чувства уважения друг к другу, взаимопомощи и взаимопонимания;
-  Создание условий для физического, интеллектуального, нравственного, духовного и эстетического развития детей;

-  Создание психологически комфортной обстановки в классе;

- Повышение социальной активности учащихся, их самостоятельности и ответственности в организации жизни детского коллектива;

- Воспитание общей культуры школьников через приобщение к культуре, обычаям и традициям страны.

Содержание программы реализуется через направления:

-Гражданско-патриотическое - «Я и моя Родина». Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

-Духовно-нравственное  - «Я и окружающие люди» . Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

-Интеллектуально-познавательное - «Я и мир знаний». Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

 -Экологическое и трудовое  - «Я и моя планета». Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

 - Физическое воспитание и здоровый образ жизни - «Я и здоровье» . Формирование ценностного отношения к  здоровью и здоровому образу жизни.

- Эстетическое - «Я и красота вокруг» . ».  Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). Красота во всем: в природе, в космосе, в жизни людей, красота духовной жизни.

IV.Механизм реализации.

    Реализация программы  рассчитана на 5 лет - с 2015  по 2020  годы.

Первый этап – диагностико-организационный – предполагается реализовать в   2015  учебном году(май-сентябрь). Он включает в себя:

- изучение личных дел, индивидуально-педагогических карт, социального паспорта класса;

-выявление проблем, которые должны быть решены в ходе реализации программы;  

-составление  плана деятельности;

-проведение анализа педагогической, психологической и методической литературы;

-изучение диагностических методик;

-изучение и анализ нормативно - программных документов

  Второй этап – организационно-практический, этап реализации (2015- 2019гг.) – переход в режим развития, функционирование  воспитательной программы.

На этом этапе планируется:

- знакомство с классным коллективом;

- диагностическое выявление интересов, потребностей, склонностей учащихся, их индивидуальных особенностей и творческого потенциала;

-постановка целей и задач программы;

-привлечение родителей к сотрудничеству;

-консультации со школьной психолого-педагогической службой;

-планирование основных мероприятий по воспитательным направлениям;

-разработка индивидуальных программ развития учащихся;

- работа по основным направлениям воспитательной программы;

- сотрудничество с педагогическим коллективом, школьной психолого-педагогической службой и родительской общественностью;

- необходимая корректировка запланированных мероприятий;

-промежуточный мониторинг успешности реализации программы;

-отслеживание результатов индивидуального развития учащихся и классного коллектива в целом.

Контроль и анализ хода реализации программы, достигнутых результатов планируется провести на третьем этапе в 2019-2020 году (рефлексивно-обобщающий этап). На этом этапе предполагается:

-соотношение результатов с поставленными в начале целями и задачами;

-сравнительный анализ и самоанализ изменений, произошедших с детьми в ходе реализации программы;

-подведение итогов;

-оформление и описание хода реализации и результатов программы в форме отчета.

V.Ожидаемые результаты.

Работа по программе строится путём реализации  проектных линий.

Гражданско-патриотическое  - «Я и моя Родина».

Между патриотизмом и национализмом глубокое различие.

 В первом - любовь к своей стране,

во втором - ненависть ко всем другим.

Д.С. Лихачёв

- воспитание человека, осознанно и активно исполняющего свой гражданский долг;

- воспитание уважения к Государственному флагу и гербу России, её героическому и историческому прошлому,

- воспитание чувства гордости за свою страну и веры в Россию;

- формирование чувства единения с гражданами своей страны вне зависимости от национальной принадлежности, политических либо религиозных убеждений;

- разъяснение Конституции РФ, создающей условия для демократии и гражданского согласия, свободного и достойного развития личности;

- изучение национальных традиций, культуры своего народа, любви к родному языку и краю;

- изучение гражданских, политических, экономических и социальных прав и обязанностей человека.

-создание условий для развития самостоятельности, инициативы учащихся,их профессионального самоопределения.  

Прогнозируемые результаты : 

-знает символику, историю и героическое прошлое страны и родного города;

-уважительно относится к традициям, культурным ценностям и наследию своей Родины;

-знает свои права и обязанности;

-чувствует гражданскую ответственности за сложившуюся ситуацию,  и  готов изменить ее;

-способен осуществить самостоятельный выбор, адекватно действовать в этой ситуации и нести  ответственность за полученный результат;

-осознание возможности, достоинства и недостатков собственной личности;

- определяет свои профессиональные интересы.

Духовно -нравственное  - «Я и окружающие люди».

В чем самая большая цель жизни?

 Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас.

 А добро— это прежде всего счастье всех людей.

Д.С. Лихачёв

- формирование  качеств личности, отвечающих представлениям об истинной человечности,  доброте, сострадании, милосердии;

- изучение культурных, духовно-нравственных ценностей своего народа, накопленных предыдущими поколениями;

- формирование у детей умения строить свои взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающимися на основе сотрудничества, взаимопонимания, готовности принять других людей, иные взгляды, иные традиции и обычаи, иную культуру;

- развитие нравственного самосознания личности (совести) — способности школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;

- готовность и способность открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;

- формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата;

- привитие навыков культуры поведения, культуры речи, культуры общения; - изучение семейных традиций, воспитание у учащихся уважения к семейным ценностям.

Прогнозируемые результаты :

-понимает значение таких общечеловеческих ценностей,  как «мир», «любовь», «доброта», «милосердие», «сострадание», «порядочность», «терпение»,  «доверие»,  «забота», «мораль», «вера», «истина», «справедливость», «долг», «честь», «достоинство», «ответственность», «гуманизм»;

-уважительно относится к себе и ко всем окружающим людям;

-умеет понимать других людей и готов помочь любому человеку, если он в этом нуждается;

-готов к состраданию и гуманному отношению ко всему живому

-знает основы коммуникативной культуры личности;
-владеет навыками неконфликтного общения, способность строить и вести общение в различных ситуациях;

 - ценит чувство товарищества и взаимовыручки;

-участвует в акциях милосердия;

-коммуникабелен, умеет работать в коллективе.

Интеллектуально-познавательное - «Я и мир знаний»

Знания раскрывают нам двери,

но войти в них мы должны сами.

Д.С. Лихачёв

- формировать эмоционально – положительное отношение к учебному труду, знаниям, науке;

- целенаправленное формирование познавательных интересов, потребности в познании культурно-исторических ценностей;

-создание условий для развитие творческой активности и повышению мотивации к процессу познания;

- развитие в ребёнке способности критического мышления, умения проявлять свои интеллектуально-познавательные умения в  жизни;

-  формировать интеллектуальную культуру учащихся, развивать кругозор и любознательность.

Прогнозируемые результаты :

-умеет развивать свои интеллектуальные способности;

-умеет самостоятельно планировать, организовывать, проводить, анализировать порученное дело и обобщить результаты;

-владеет основными приёмами успешного изучения учебного материала; -умеет находить, перерабатывать и использовать информацию из различных источников, в том числе электронных;

- владеет приемами и методами самообразования и самовоспитания;

-наблюдателен,умеет логически мыслить;

-владеет богатым словарным запасом;

- испытывает  интерес к познавательной деятельности;

−〉пособен критически мыслить, находить нетрадиционные решения и выход из сложившейся ситуации;

-использует приобретенные предметные, интеллектуальные и общие умения и навыки в повседневной жизни.

 Экологическое и трудовое  - «Я и моя планета»

«Отношение природы и человека—

это отношение двух культур,

и человеку в этом диалоге нужно быть чутким,

 внимательным и очень осторожным собственником»

Д.С. Лихачёв

- привитие навыков экологического воспитания и бережного отношения к природе;
- изучение и охрана природы своей местности;

- воспитание любви к родному краю, умения и желания любоваться природой, охранять её и защищать;

- знания законов живой природы, понимание сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой и человеком;

- формирование ответственного отношения к окружающей среде;

-  подготовка детей к труду, жизненному и профессиональному самоопределению;

-  формирование культуры учебной и трудовой деятельности, жизненно-необходимых трудовых и бытовых навыков;

- развитие навыков коллективного труда в процессе классной коллективной деятельности.

Прогнозируемые результаты :

-знает экологические проблемы, причины, их порождающие и готов к их решению;

-умеет видеть красоту окружающего мира и бережно к нему относиться;  

-ведёт экологически грамотно в природе и в быту;

- умеет прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде;  -предпринимает определенные действия по сохранению и улучшению экологической ситуации в месте проживания;

-выполняет полезные и значимые для общества и коллектива  дела;

-трудолюбив, дисциплинирован, добросовестно относится к своим обязанностям;

-имеет знания о производстве, трудовых умениях;

-готов к выбору профессии.

Физическое воспитание и здоровый образ жизни - «Я и здоровье»

«Чтобы сохранить свое здоровье,

 думай о здоровье других»

Д.С. Лихачёв

- сохранение и укрепление здоровья учащихся, формирование у школьников навыков организации здорового образа жизни;

-демонстрация учащимся значимости физического и психического здоровья человека;

- знакомство учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению физического и психического здоровья воспитание понимания важности здоровья для будущего;

- воспитание в детях ответственности за свою жизнь и жизнь окружающих;

- формирование у учащихся культуры сохранения и совершенствования собственного здоровья;

- профилактика вредных привычек и правонарушений;

Прогнозируемые результаты :

 -работает над формированием физических качеств: быстроты, ловкости, гибкости, силы и выносливости;
-принимает здоровый образ жизни как основы своей жизнедеятельности;

-понимает опасности наркотического, токсического, алкогольно-никотинового отравления организма и психики;

-знает основные правила поведения на дороге, в общественных местах, умеет правильно действовать в чрезвычайных ситуациях;
-умение управлять своим здоровьем;

-соблюдает нормы личной гигиены;

-владеет простыми туристическими навыками;
-систематически занимается физическими упражнениями, играми, спортом, физически самосовершенствуется.

Эстетическое - «Я и красота вокруг»

Благодаря своей образной форме

 искусство наилучшим способом

 приобщает человека к человечеству:

 заставляет с большим вниманием и пониманием

 относиться к чужой боли, к чужой радости.

Оно делает эту чужую боль и радость

 в значительной степени своими.

Д.С. Лихачёв

-  знакомство с культурным наследием прошлого, духовным богатством родного народа, с помощью живописи, литературы, истории и архитектуры;

- развитие чувства прекрасного, чувства истинной красоты, эстетического чувства восприятия окружающего мира на основе приобщения к выдающимся художественным ценностям отечественной и мировой культуры;

- формирование способностей восприятия и понимания прекрасного, обогащение духовного мира детей средствами искусства и непосредственного участия в творческой деятельности;

-формирование навыков совместного общения, умения правильно использовать свободное время.

Прогнозируемые результаты :

-умеет оформлять портфолио, альбомы, стенды, электронные фотоотчёты по итогам мероприятий и экскурсий;
-имеет сформированные эстетические вкусы и взглядов;

-умеет оценивать произведения искусства, эстетические явления с позиций эстетических знаний и идеалов;
-пробует себя в музыке, литературе, в сценическом и изобразительном искусстве;

-готов развивать свои задатки и творческие способности в различных областях искусства.

Для реализации воспитательной программы, в соответствии с поставленными по каждому направлению целями, рекомендуется провести следующие мероприятия.

5 класс

«Я и моя Родина»

Сроки проведения

Планируемые мероприятия

сентябрь

Классный час «Крещение Руси».

Выбор актива класса  «Мы выбираем, нас выбирают».

октябрь

Конкурс «Мы выбираем жизнь»

по ПДД

ноябрь

Классный час «Государственные символы России»

декабрь

Классный час «Сосновское, история появления. Герб».

январь

Классный час совместно с родителями «Дело человеком славится» Профессии моих родителей.

февраль

Дискуссия «Что значит любить свою Родину и быть  её патриотом?»

День защитника Отечества.

март

Конкурс на самый чистый и уютный класс.

Экскурсия в музей.

 Акция "Подарок маме" 

апрель

Операция «Обелиск»

май

Литературно-музыкальная композиция к годовщине победы в ВОВ «Нам дороги эти позабыть нельзя»

«Я и окружающие люди»

Сроки проведения

Планируемые мероприятия

сентябрь

Самопрезентация  «Знакомьтесь. Это Я!»

Диагностика взаимоотношений в коллективе. Социометрия.

Подготовка ко Дню учителя.

октябрь

День учителя. День замены.

Обсуждение писем Д. С. Лихачёв  «Воспитанный человек – тот, кто считается с другими»

Диагностика уровня воспитанности.

ноябрь

Тестирование

«Какой у нас коллектив?» по Лутошкину.

Международный день толерантности. Классный час «Толерантность – мост во взаимоотношениях людей»

Акция «Подари улыбку» 

декабрь

«Передай добро по кругу».

Декада инвалидов.

Участие в рождественской акции милосердия для детей из детских домов.

январь

Спектакль к Рождественским праздникам.

Культура общения при разговоре.

Диагностика способностей ребёнка.

февраль

Смотр-конкурс уголков.

Занятие-тренинг «Если ты обидел…»

март

 Весенний оздоровительный  лагерь.

Беседа-обсуждение «Настоящий друг. Какой он?»

апрель

Классный час «Культура внешняя и культура внутренняя»

Изготовление открыток ветеранам Великой Отечественной войны.

май

Устный журнал «Чтобы помнили».

 Классный час Д.С. Лихачёв «Делайте людям добро»

«Я и мир знаний»

Сроки проведения

Планируемые мероприятия

сентябрь

Входная  диагностика «Личностный рост».

 Анкетирование родителей.

«Что читать? Как читать, чтобы очень умным стать? ». Посещение районной библиотеки.

октябрь

Тренинг «Как развивать своё внимание»

Участие в олимпиадах, районных конкурсах. 

ноябрь

Участие в олимпиадах, районных конкурсах.

декабрь

Информационный час «Что такое нано технологии?»

Мероприятия,  посвящённые Дню борьбы со СПИДом.

январь

Фестиваль знаний.  Проведение олимпиад.

Конкурсы исследовательских работ.

февраль

Конкурс «Моя семья в истории страны»

Конкурс «Юный исследователь»

Конкурс «Я исследователь»

март

Клубный час «История книгопечатания на Руси».

апрель

«Ученик школы 2016» 

май

Викторина ко Дню Славянской Письменности «Откуда пришли Буквы?» Подведение итогов работы за год.

«Я и моя планета»

Сроки проведения

Планируемые мероприятия

сентябрь

Участие в озеленение школьной территории.

октябрь

Беседа «Береги книгу».  Рейд «Мои учебники»

ноябрь

Беседа «Значение природы для здоровья и отдыха человека»

декабрь

 Классный час «Эта живая вода!»

январь

 Информационный час «Что такое экология?»

февраль

Обсуждение заповедей Д.С. Лихачёва «Чти природу как матерь свою и помощницу»

март

Участие в акции «Помоги птицам»

 Информационный час  «Птицы из Красной книги.»

апрель

Участие в уборке школьной территории.

май

Прохождение школьной трудовой практики.


«Я и здоровье»

Сроки проведения

Планируемые мероприятия

сентябрь

Вводный инструктаж по ТБ. Работа кружков спортивной направленности.

Беседа  «О режиме дня пятиклассника».

октябрь

Беседы: «Правила, цена которым жизнь».

Викторина о знании ПДД.

 Работа спортивной  секции.

Спортивные конкурсы.

ноябрь

Работа спортивных секций.

Беседа о личной гигиене.

декабрь

Работа спортивной  секции.

Спортивные соревнования по плану.

Проведение инструктажа по ТБ в зимнее время, профилактика травматизма.

январь

Спортивные соревнования.

Соревнования по настольному теннису.

Выпуск бюллетеня "Осторожно! Грипп!"

Беседа «Осторожно ГРИПП!»

февраль

Беседа «Зимние виды спорта»

март

Работа спортивной  секции.

Соревнования «Лыжня-2013»

-лыжные гонки.

Классный час «В гостях у господина Витамина»

апрель

Соревнования по баскетболу.

Соревнования по теннису.

Работа спортивных секций.

Классный час «В здоровом теле здоровый дух».

май

Беседа «Если с другом вышел в путь. Как вести себя в походе»

Туристический поход совместно с родителями.

Беседы о правилах поведения вблизи водоёмов.

Инструктаж по ТБ во время летних каникул.

 «Я и красота вокруг»

Сроки проведения

Планируемые мероприятия

сентябрь

День знаний.

Клубный час совместно с родителями «Первый раз в 5 класс» (адаптация к старшей школе).

Классный час «О нашем досуге» (выбор кружков)

«Я талантлив»

октябрь

Подготовка к празднованию Дня учителя.

Акция «Чистый класс»

Изготовление открыток педагогам-ветеранам МБОУ ССОШ №2

ноябрь

Правила поведения в театре и кинотеатре.

Посещение театра.

Концерт ко Дню Матери. Выставка портретов мам.

декабрь

Праздничное оформление класса и школы к новому году. Конкурс новогодних газет .Изготовление новогодних наноигрушек.

январь

Спектакль к Рождественским праздникам.

Конкурс снежных фигур  «Через тернии к звёздам»

февраль

Рыцарский турнир.

Клубный час  «650 лет со дня рождения А.Рублёва» Русская иконописная живопись.

март

Фестиваль «Заботливые хозяюшки» 

Театральный словарь. Посещение театра.

апрель

Общешкольное мероприятие, посвященное 71 годовщине Победы в Великой Отечественной войне

май

 Акция «Подарок ветеранам» (поздравление ветеранов)  .

Участие в митинге.

VI.Список литературы.

1. Амонашвили Ш.А. «Личностно-гуманная основа педагогического

Процесса». - М., -1990г.

2. Дереклеева Н.И. «Азбука классного руководителя». - М.: 5 за знания, 2009. - 432с.

3. Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. «Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий». - Учебно-методическое пособие. – М.: АПК и ПРО, 2003. – 101 с.

4. Резапкина Г.В. «Классные часы. Беседы о самоопределении» : Книга для классных руководителей 5-9 классов. – М.: Образовательно-издательский центр «Академия»: ОАО «Московские учебники», 2011. – 192с.

5. Селиванова Н. «Эффективные способы решения современных проблем воспитания» // Учитель, № 6 – 2005. – С. 39-43

6. Педагогика. Учебное пособие для  студентов педагогических вузов и колледжей./ Под редакцией П.И. Пидкасистого. - М.: Педагогическое сообщество России, 1998г.- 640с.

7. «Журнал классного руководителя»/ сост. Л.В. Голубева. - Волгоград: Учитель, 2007. - 109с.

8. Журнал «Справочник классного руководителя» №4, 2010. - П.С. Кудешов Долгосрочная воспитательная программа класса.

http://mon.gov.ru/

http://pedagogik.mgou.ru/

http://standart.edu.ru/

http://www.ug.ru