Методическая копилка

Материалы к уроку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл русский язык 5 класс35.97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 Сосновская средняя школа № 2

Конспект

урока по русскому языку в 5 классе

Учитель русского языка

 и литературы

 Смарченкова Е.Д.

п.Сосновское

 2018 г.

Тема урока: «Словосочетание. Строение словосочетания.»

5 класс

Тип урока: открытие новых знаний

Предварительная подготовка: учитель заранее готовит карточки для индивидуальной работы, для работы в парах и группах; оценочные листы для само- и взаимооценки учащихся.

 Форма организации познавательной деятельности: коллективная, работа в группах, работа в парах, индивидуальная.

Технология: развивающее обучение; ИКТ; элементы технологии проблемного, игрового, здоровьесберегающего обучения. 

Методы /приёмы обучения: словесный; наглядный; частично-поисковый; наблюдение; комментирование; самостоятельная работа, работа в группах, работа в парах; работа с деформированным, с информационным текстом; деятельностный метод.

Оборудование :

УМК под ред. Ладыженской Т.А.

Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2-х частях. - Москва: Просвещение, 2015г.;

компьютер, мультимедийный проектор, экран; индивидуальный раздаточный материал для учащихся (карточки с заданиями, листы самооценки); слайдовая презентация «Словосочетание. Строение словосочетаний».

Цель  урока:  Организовать  деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и  применению терминов «словосочетание»,  «слово»,  «предложение», «смысловая связь», «грамматическая связь», «подчинительная связь», «виды словосочетаний». Обеспечить закрепление этих знаний и умений для самостоятельного применения.

Задачи:

Образовательные:

  познакомить учащихся с понятиями: «словосочетание»,  «слово»,  «предложение», «смысловая связь», «грамматическая связь», «подчинительная связь», «виды словосочетаний»; сформировать умения:  составлять разные виды словосочетаний, отличать словосочетания от предложений, определять в них главное и зависимое слова, тип подчинительной связи;  вычленять словосочетания из предложения.  

Развивающие:

Создать условия для развития ууд: 

-выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения;

-структурировать знания;

-уметь  осознанно  использовать  речевые средства  в  соответствии  с  задачами  коммуникации  для  выражения  своих мыслей;

-осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль с использованием элементов самооценки;

-уметь слушать и слышать собеседника, учителя.

Воспитательные:

-положительно относиться к учению, познавательной деятельности; проявлять готовность приобретать новые знания;

-воспитание чувства прекрасного через музыку и художественный текст;

-понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей.

Планируемые результаты.

Предметные результаты:
Умение отличать словосочетания от предложений, определять в них главное и зависимое слова, тип подчинительной связи.
Метапредметные результаты 

Регулятивные: организация, планирование и регуляция своей деятельности, целеполагание; мотивация учебной деятельности;

умение контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия.

Познавательные: умение проводить сравнение и классификацию изученных
объектов по самостоятельно выделенным критериям; умение выбирать словосочетания из предложения и устанавливать отношения между главным и зависимым словом; умение определять основную и второстепенную информацию; умение строить логические рассуждения, включающие установление причинно - следственных связей;

 Коммуникативные: умение приобретать опыт работы в группе; практическое усвоение морально - этических принципов общения и сотрудничества; умение действовать с учётом позиции другого, умение согласовывать свои действия.

Личностные результаты: умение

- ориентироваться в системе моральных норм и ценностей,

- использовать  словарный запас и усвоенные грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей; самостоятельно приобретать новые знания и практические умения.

Ход урока.

Этап урока

Время

(мин.)

Действия

учителя

Действия учащихся

1.Организ.

часть

1мин.

Приветствует

учащихся,

проверяет готовность учащихся к уроку.

-Здравствуй, небо голубое.

Здравствуй, солнце золотое.

Здравствуй, матушка – земля,

Здравствуйте, мои друзья.

 - Проверьте вашу готовность к уроку: посмотрите на свои рабочие места - всё ли необходимое для работы есть на парте.

Запишите в тетрадях число, вид работы - «Классная работа».

Подпишите свои оценочные листы.

(учитель в это время по рядам проверяет наличие письменной домашней работы в тетрадях учащихся).

Приветствуют

учителя,

отвечают

на организационные

вопросы. . Настраиваются на продуктивную работу, делают записи в тетрадях, подписывают оценочные листы.( В оценочных листах ученики будут фиксировать все  результаты само- и взаимопров

2. Проверка домашнего задания. Актуализация знаний.

7 мин.

 1.Учитель задаёт вопросы по теме изученного материала, контролирует правильность ответов.

- Что изучается в разделе «Синтаксис»?

- Что такое пунктуация?

- Какие знаки препинания вы знаете?

- От чего зависит их выбор?

2.  Выявляет возможные трудности при выполнении домашней работы у учащихся.

– Поднимите руку, если выполнение письменного домашнего задания вызвало трудности или остались сомнения в правильности выполненного (в случае выявления проблемы учитель предлагает получить после урока дополнительный материал для устранения пробелов по теме).  

3. Предлагает в карточках под № 1 (прил.1), имеющихся у каждого на парте, разделить текст на предложения, вставить пропущенные буквы и расставить знаки препинания.

/После того как задание будет выполнено, выводит на экран слайд 1 презентации) – прил.2./

- Проведите самопроверку по эталону. Внесите свою оценку в оценочный лист.

  

1. Отвечают на поставленные вопросы.

2. . Поднимают руку те, кто сомневается в правильности выполнения домашнего задания.

3. Выполняют самостоятельно задание по карточкам.

Проводят самопроверку по эталону, вносят исправления; фиксируют оценку в оценочном листе

3. Определение темы и целей урока.

«Открытие уч-ся новых знаний.

4.Первичная проверка понимания.

5.

Физкультми-нутка.

 

 мин.

1. Учитель обеспечивает определение учащимися темы урока, целей.

-Отгадаем загадку:

В нем ходят парою слова,

Но не равны у них права.

В нем слово главное всегда

С зависимым шагает.

А кто есть кто – нам без труда

Вопрос определяет.

2.-  А сейчас предлагаю поиграть  «Найди четвёртый - лишний».

(на слайде №2:

1. Выставка открылась.

2. Надвинулась туча.

3. Узкая тропинка.

4. Соревнования продолжаются.)

Задаёт вопрос:

- Почему под № 3- «лишнее»?

3. Предлагает определить тему урока и записать в тетрадях.

 - Сформулируйте цель нашего урока.

- Поставим задачи на урок и выстроим план урока (цели и план фиксируются на доске, после каждого этапа урока будем возвращаться к плану; в конце урока проверим, достигнуты ли поставленные цели).

4.Задаёт вопрос:

- Как вы думаете, почему термин «словосочетание» произошёл от старославянского слова «чета», т.е. «два»?

 Организует работу в парах.

Ставит цель: изучить предложенный теоретический материал по теме (прил.3),пересказать основные положения материала.

- Ребята, изучите карточки с текстом, объясняющим понятие «словосочетание», отмечая значком «V» информацию, которая вам уже была известна; знаком «+» новую для вас информацию; знаком «?» информацию, по которой вам могут понадобиться дополнительные сведения. На доске записаны вопросы, которые помогут вам сформулировать ответы (прил.4):

Выслушивает ответы, просит обучающихся прокомментировать (по желанию), оценивает.

Мы, ребята, потрудились,
На уроке мы учились
Не пора ли нам размяться.
И немного посмеяться?
Превратимся в зайчиков
Приседайте, мальчики!
помахайте девочки.
Девочки – припевочки.
Потрясём теперь руками
Наши пальчики устали.
Мы немножко отдохнули,
Очень глубоко вздохнули,
Косточки свои размяли
И учиться снова стали
.

1.Отвечают (словосочетание).

2.Находят и называют «лишнее»: № 3.

Обосновывают выбор (под №№ 1, 2, 4 – предложения, а № 3 - словосочетание).

3.. Формулируют и записывают в тетрадях тему: Словосочетание. Формулируют

- цель (узнать, что такое словосочетание, для чего существует в языке; из чего состоит)

- задачи (находить

словосочетания в предложении, научиться составлять словосочетания).  

4. Отвечают на вопрос (словосочетания состоят из 2-х слов).

Работая в парах, изучают содержание теоретического материала на карточках, делая соответствующие пометы по ходу ознакомления с информацией по теме «Словосочетание».

 Формулируют ответы в соответствии с вопросами. Отвечают.

Выполняют действия.

6.Первичное закрепление.

 

Включение новых знаний в систему знаний.

мин.

1.Учитель раздаёт задания на карточках  (прил.5).

- Записаны пары слов, которые нужно преобразовать в словосочетания - согласовать в роде, числе, падеже. Запишите сконструированные вами словосочетания в тетради, обозначьте в них главное и зависимое слово, укажите смысловую связь.

Осуществляет контроль, в случае необходимости оказывает помощь.

По окончании работы предлагает ученикам провести взаимопроверку.

2. Создаёт проблемную ситуацию: предлагает ответить на вопрос:

- Из каких сочетаний слов не удалось составить словосочетания? Почему?

а)Предлагает прочитать в упр. № 129 учебника отрывок из стихотворения Ю. Владимирова.

Задаёт вопрос:

- В какой части стихотворения и из-за чего возникла путаница?

б)- Выпишите 4 словосочетания из 1 части стихотворения, обозначьте главное слово.

3. Задаёт вопрос:- Словосочетание мы видим в составе предложения. Какие слова в предложении не могут являться словосочетанием?

Даёт задание:

- Выпишите со слайда номера сочетаний слов, которые не являются словосочетаниями.

(выводит на экран слайд 3) – прил.6.

По окончании работы

организует самоконтроль:

- Проведите самопроверку

по эталону на слайде.

(выводит слайд 4) – прил.7

4. Организует работу в группах (по 4-5 человек). Даёт задание:

- Составьте и запишите словосочетания со словами лес, кусты, слёзы, гербарий, увяданье.

(пока группы работают, учитель раздаёт им карточки –прил.8)

- А сейчас прочитайте на карточках отрывки из стихотворений разных авторов (прил.8).

Решите исследовательскую задачу: найдите в стихах необычные словосочетания.

- Подумайте, для чего поэты используют такие необычные словосочетания?

Учитель обобщает:

- Да, иногда поэты сознательно нарушают законы сочетаемости слов в словосочетании, чтобы привлечь внимание читателя, помочь ему представить более ярко, образно предмет или явление природы. На уроках литературы мы с вами постоянно работаем с подобными авторскими средствами выразительности.

5. Предлагает выполнить тестовое задание, выводит на экран тест (слайд 5) – прил.9.

- Проверьте, насколько вы усвоили новые знания.

После того как задание будет выполнено – на экран выводится ключ для самопроверки и критерии оценивания (слайд 6) – прил.10

1. Самостоятельно преобразовывают пары слов в словосочетания, работая в тетрадях.

Проводят взаимопроверку, оценивают работу в соответствии с критериями.

Критерии оценивания (на доске):

«5» - 4 правильных ответа;

 «4» - 3;

 «3» - 2.

2. Решают проблемную ситуацию, отвечают на вопрос (слова в словосочетании должны обозначать явления, связанные между собой в реальной жизни).

Читают и анализируют текст упражнения.

 

Отвечают на вопрос.

Записывают в тетрадях словосочетания, обозначают главное слово.

3. Отвечают на вопрос.

Выполняют упражнение в тетрадях.

Проводят самопроверку: каждый ученик оценивает свою работу в соответствии с критериями.

4. Выполняют задание на листочках, зачитывают получившиеся словосочетания.

Выполняют задание в группах: каждая группа получает карточку, находит и выписывает на листочки словосочетания; по очереди зачитывает выписанное.

Отвечают (для усиления выразительности)

5. Слушают задание, выполняют тест в тетрадях.

Проводят самопроверку и самооценку.

 7.Рефлексия.

Учитель организует рефлексию:

- Как вы считаете, достигли ли вы поставленной в первой части урока цели?

Чему вы научились на сегодняшнем занятии?

Осуществляют рефлексию учебной деятельности.

Отвечают на вопросы (достигли; научились отличать словосочетания от других сочетаний слов, конструировать словосочетания, определять смысловую

 связь; применили знания

на практике).

8.Домашнее задание.

1. Даёт и комментирует домашнее задание:

- Для закрепления знания – домашнее задание!

(выводит на экран слайд 7),комментирует д/з.

Знакомит учеников с критериями успешного выполнения домашнего задания:

-Безошибочность выполнения задания;    аккуратность оформления записей и обозначений в тетради; владение материалом параграфа в процессе его пересказа на следующем уроке при проверке д/з.

2. Объявляет и комментирует оценки отдельным ученикам.

3. Предлагает всем учащимся сдать тетради и оценочные листы

(дежурные в это время раздают проверенные тетради).

4. Выводит на экран слайд 8.

Записывают домашнее задание, слушают комментарии учителя.

                                              Литература

1. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2-х частях. - Москва: Просвещение, 2015г.

2. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 5 классе. Пособие для учителей общеобразовательных организаций. – Москва: Просвещение, 2014г.

3. Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А., Баранов М.Т., Комиссарова Л.Ю., Ладыженская Н.В. Русский язык. Методические рекомендации. 5 класс. Пособие для учителей общеобразовательных организаций. - Москва: Просвещение, 2014г.

4. Тростенцова Л.А., Стракевич М.М., Ладыженская Т.А. Русский язык. Дидактические материалы. 5 класс. Пособие для учителей общеобразовательных организаций. - Москва: Просвещение, 2015г.