КОНКУРС "Учитель года" - 2019

МАтериалы на конкурс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse.docx21.7 КБ

Предварительный просмотр:

Если это свободный Мастер...

(Я - учитель. Гражданская позиция современного учителя.)

Отворилась вдруг дверь ,

 и вошел Человек…

Нам казалось - на миг…

Оказалось - на век…

Нам казалось, - что в класс,

Оказалось - в сердца,

Чтобы там оставаться уже до конца…

Автор неизвестен

          Память - величайший дар, свойство  любого бытия. Памятью обладают камни, деревья, вода. Родовая память присуща птицам. Генетическая память -  память, заложенная в веках, передающаяся от одного поколения живых существ к следующим. Особенна человеческая память. Путем этой памяти накапливается добрый опыт, образуется традиция… Память вне времени, это его преодоление. «Благодаря памяти прошедшее входит в настоящее…» (Д.С.Лихачев).

           1980-ый год. Пятый класс. Урок литературы. Двадцать пар глаз зачарованно смотрят на Ариадну Сергеевну Рябухину. Среди этих «очарованных» и я.

Отворилась вдруг дверь,

и вошел Человек…

Нам казалось – на миг…

Оказалось – на век…

Нам казалось, - что в класс,

Оказалось - в сердца,

Чтобы там оставаться уже до конца…

         Действительно, «в начале было Слово». До сих пор помню ее первое наставление : «Наша Родина напоминает огромное дерево, на котором много листьев. Все, что мы делаем доброго, прибавляет ему силу. Всякое дерево имеет корни. Они питают его, связывают с землей. Корни - это то, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад. Это наши деды и прадеды. Это их дела, диковинные храмы, песни и сказки.

        Человеку важно знать свои корни, тогда и воздух, которым мы дышим, будет целебен и вкусен, дороже будет взрастившая нас земля, и легче будет почувствовать назначение и смысл человеческой жизни.»

          В конце урока я знала, чему будет посвящена моя жизнь.

Вы скажете: «Так не бывает!» Опровергну Ваше мнение: «и невозможное возможно», если в дверь вашей жизни войдет Учитель-Человек.

А дальше… учеба в институте в г. Горьком, работа и встречи - встречи с удивительными людьми. Виктор Григорьевич Чеботарь, Галина Дмитриевна Сергунина - Мастера, виртуозы учительского труда, без которых я не состоялась бы как учитель.

         «Вперед без страха и сомнения!» - ободрял меня мой директор Виктор Григорьевич Чеботарь. Спустя десятилетия я прочитала это его стихотворение. Расхожая фраза «Талантливый человек талантлив во всем» о моем наставнике – Викторе Григорьевиче. Только из его уст я услышала подобное отношение к уроку : «Его величество – Урок!» Это глубокая мудрость, важное завещание. Это память вне времени.

         Мой читатель, я утомила тебя воспоминаниями ? Возможно, с твоих губ слетает вопрос : «К чему все это?!». Ведь я должна размышлять на заявленную тему. На самом деле все вышеописанное поможет объяснить мою позицию. Перефразируя  известные слова Молчалина из великой комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», «в мои года уж должно сметь свое суждение иметь».

         Несомненно, у каждого учителя есть свои пути создания оркестрового звучания в классе : талант общения, обаяние, умение писать стихи, петь, рисовать, танцевать, знание искусства, какое - то хобби  и т.д. Из чего же состоит мой оркестр ? Какие инструменты мне необходимы, чтобы учить, воспитывать, зажигать огоньки в детских глазах и душах?

1.Это память вне времени.

 Учитель, будучи средоточием ценного опыта прошлого, преумножает его в настоящем и взращивает в будущее. У него благородная цель – такой «сеятель вечного» запоминается надолго. Он не страшится ФГОСов, Профессиональных стандартов, Стратегий воспитания, потому что сам является «Факелом Горящим,Освящающим Сердца». (М.М.Поташник)

Его слово, напоенное мудростью столетий, способно животворить.

2.Это любовь к детям.

Используя добрый опыт моих наставников, я пришла к выводу, что любовь к детям – главная черта современного учителя. Это дар Божий. Это любовь, которая «долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится,  

Не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла,

 … Все покрывает, всему верит, … все переносит».(Новый Завет, 1-е послание Коринфянам  13: 4-8)

3.Это глубина личности учителя.

Она очень важна. Это то, о чем И. Гёте писал в «Фаусте» : «Где нет нутра – там не поможешь потом». Говорят, что профессия учителя сродни профессии артиста. Понятие «артистизм» означает высокое и тонкое мастерство исполнения чего-либо, виртуозность. И не будем забывать, что хороший учитель собой, своим отношением к предмету, своей влюбленностью в него, своей интерпретацией сможет одухотворить любые таблицы и формулы.

             Дорогой  мой читатель, мы вместе шли к пониманию простой и одновременно сложной истины : в педагогике вроде бы нет ничего нового, и в ней же все ново и свежо. Учитель, памятуя о прошлом, всегда несет весь тысячелетний опыт мира, и он же всегда зовет учеников в будущее. Если это действительно учитель. Если это свободный Мастер.

Позвольте поставить знак завершения в размышлении после  моей любимой педагогической притчи Шалвы Амонашвили «Учитель от Бога» :

Спросят :

- Ищем учителя от Бога, где он?

Отвечаем:

- Вот он, сердце отдает детям…

- Вот он, горит, как свеча…

- Вот он, с улыбкой стремится к детям…

- Вот он, плачет вместе с Ребенком…

- Вот он, в молитве за детей…

- Вот он, спасает Ребенка…

- Вот он, наполняется Светом…

-Вот я, тоже Учитель от Бога.